Кто изобрел телевидение в британии

Опубликовано: 01.05.2024

Происхождение слова и рождение телевидения

Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым, и начинается рождение телевидения.

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940) фотография

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913) фотография

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941) фотография

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

Борис Львович Розинг (1869-1933) фотография

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) фотография

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии » (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, « немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым. Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982) фотография

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.

Так как п ередачи механического телеви дения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю террито рию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Развитие советского телевидения в 1950-е гг.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

У механического телевидения был один существенный недостаток – очень низкое качество изображения. На столь маленьком экране другого и быть не могло. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9 х 12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидение конкурировали друг с другом, и только к началу 1940 -х гг. последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».



Кто на самом
деле снял
«Тумбстоун»


Телевидение в Великобритании — одно из лучших в мире. Британец с гордостью скажет, что смотрит телевизор. Здесь ТВ считается частью национальной культуры, и никто этого не стыдится.

.

Как всё начиналосЬ

Управление почты и телеграфа в конце 1930-х поручило Британской вещательной корпорации создать в Великобритании телевидение — и через несколько лет, в 1936-м, в стране началось регулярное вещание. Единственным на тот момент телеканалом был, естественно, BBC, который показывал только на юге Англии. Штаб-квартира канала находилась в Александра-палас — там же построили и телевышку. С началом Второй мировой войны вещание в стране прекратилось. Вернулось телевидение в Великобританию только в 1946-м.

Конкурент у Би-би-си появился в 1955 году. Это был ITV, первый британский коммерческий телеканал. Долгое время в Великобритании было всего три «кнопки» — BBC One, BBC Two и ITV. В 1982-м в телевизорах появился ещё один коммерческий канал — Channel 4, затем новые телеканалы стали открываться один за одним. Сегодня 1 в стране насчитывается чуть меньше 500 каналов — аналоговых, цифровых, спутниковых, сетевых.

.

Кто показывает самое интересное

Конечно же, не все британские телеканалы заслуживают внимания. Ниже — самые влиятельные и популярные из них.
..

BBC One — самый старый британский телеканал. На всех каналах Би-би-си нет рекламы, финансируются они государством, которое собирает со зрителей плату за телепросмотр (licence fee). Этот сбор обязаны выплачивать все дома и квартиры, где есть ТВ: за цветной телевизор — 145,5 фунтов стерлингов в год, за чёрно-белый — 49. BBC One является, пожалуй, самым популярным каналом в Великобритании. То, что он платный, его успеху нисколько не мешает.

Герои BBC One поют Consider Yourself One Of Us.

Би-си-си производит передачи на любой вкус — новости, сериалы, драмы, комедии, детективы, триллеры, документальные фильмы, викторины и чат-шоу. BBC One — канал для широкой аудитории, BBC Two показывает больше документальных передач и художественных сериалов для чуть более образованной публики, BBC Three — немного экспериментальный канал, где могут выпустить в эфир необычную комедийную передачу или фэнтэзийный сериал. Наконец, BBC Four — этакая альтернатива мейнстриму, канал, где может появится даже французский сериал, что для Британии удивительная редкость.


Самый известный проект BBC сегодня — сериал Sherlock, осовремененные приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

.


Самый известный проект ITV сегодня — костюмная драма Downton Abbey

.

Удивительно, но коммерческий Channel 4 принадлежит государству. Канал появился в 1980-х и начал с того, что стал показывать передачи с «альтернативными комедиантами» (если сильно упростить, то «альтернативные комедианты» — это комики, которые в 1980-е ругали правительство). Channel 4 смелее, чем все каналы Би-би-си и ITV вместе взятые: здесь могут показать постмодернистское скетч-шоу (Jam); реального фокусника, играющего в русскую рулетку в прямом эфире (Derren Brown Plays Russian Roulette Live); альтернативную вселенную, где британский премьер-министр занимается сексом со свиньёй (Black Mirror). Здесь ругаются матом больше всего, здесь особенно любят реалити-шоу. Конечно, Channel 4 производит и невинные безобидные программы — например, ситком о компьютерщиках The IT Crowd.


Самые известные проекты Channel 4 сегодня — наглый сериал-комикс Misfits, который показывает дочерний канал E4, и циничный ситком Peep Show

В каждой серии фантастической драмы Black Mirror меняются герои, время и место действия

.


Самые известные проекты Sky1 сегодня — Spy, ситком о неудачнике, вдруг ставшем шпионом, и экранизации топовых романов

Драматические сериалы Sky1 за одну минуту

Каналы сети Sky платные, так что аудитория у них значительно меньше, чем у того же BBC One. Значительная часть акций Sky принадлежит Руперту Мёрдоку, этакому злодею всея англоязычных медиа (он владеет в том числе несколькими британскими таблоидами), так что бывает так, что брезгливость по отношению к Мёрдоку распространяется и на Sky.


Британцы демонстрируют свои песенные таланты в шоу The X Factor с сентября 2004 года. Фото: picqero

Название Аудитория
(млн чел.)
Дата выхода Телеканал
1 Королевская свадьба 13,59 29 апреля BBC One
2 The X Factor, результаты 13,46 11 декабря ITV1
3 Strictly Come Dancing, финал 13,34 17 декабря ВВС One
4 The X Factor 12,92 2 октября ITV1
5 Britain’s Got Talent, финальные результаты 12,63 4 июня ITV1
6 Coronation Street 12,56 14 февраля ITV1
7 I’m A Celebrity. 12,47 13 ноября ITV1
8 Britain’s Got Talent, финал 12,22 4 июня ITV1
9 Downton Abbey 12,15 11 ноября ITV1
10 EastEnders 11,42 3 января BBC One

.

Как делают сериал

Авторами сериала — такого, как, например, Sherlock или IT Crowd — считаются сценаристы, обычно их два-три, а то и вовсе один. В стандартном сезоне английского сериала максимум тринадцать серий, так что с такой задачей вполне справляется небольшая группа людей. На британском телевидении всех больше волнует качество, а не количество. Толпы же сценаристов нанимают для мыльных опер. Часто сценарии этих многосерийных мелодрам поручают начинающим сценаристам перед тем, как разрешить им заняться собственными проектами.

Итак, сценарист придумал сериал. Допустим, это драма. Сценарист обращается к продюсеру, с которым хочет работать, и вместе они идут к ответственному по художественным программам (controller of drama commissioning) телеканала. Сценарист и продюсер излагают идею своего сериала — устно или на бумаге. Ответственный по художественным программам знает, что на все его программы канал выделил определенный бюджет. Часть этого бюджета он может потратить на новые сериалы. Этому ответственному лицу из нашего примера, конечно же, нравится идея сценариста и продюсера, поэтому он решает заказать у них сериал. Выделяется бюджет, начинается работа над сценарием. Дальше всё происходит как везде — написание и редактирование сценария, кастинг, постройка декораций, подбор натуры, читка, съёмки, монтаж, рекламная кампания, показ. Да, и режиссёры тоже участвуют в этом процессе, но всё равно в Англии драматический сериал — это, прежде всего, творческий проект сценаристов и, может быть, актёров.


Есть на британском ТВ и долгожители. Самый длинный научно-фантастический сериал идёт на BBC — это Doctor Who о путешественнике во времени. Первую серию этого сериала показали в 1963-м. За всё время исполнителя главной роли меняли 10 раз. С 2010 года Доктора играет Мэтт Смит


Британские сериалы нередко переснимают в других странах. Например, так случилось с Being Human — сериалом про вампира, оборотня и привидение, которые живут в одном доме. В Великобритании Being Human начал выходить в 2008-м, через три года был выпущен ремейк для показа в США и Канаде

Бывает, что комедийные передачи попадают на британское телевидение немного по-другому. Многие скетч-шоу начинают свою жизнь на радио. В Великобритании до сих пор выходят радиопостановки, самые популярные из них часто становятся телепередачами. На радио начинали, например, скетч-шоу Little Britain и That Mitchell and Webb Look. Из радио выросло и Би-си-си. Даже известный британский журнал с телепрограммой называется Radio Times, потому что изначально он печатал расписание радиопередач.

1 Так вышло, что на нашем сайте у даты публикации не отображается год, поэтому хотим уточнить, что эта статья вышла в феврале 2012 года. Фото на превью: Dem Terror.

Происхождение слова и рождение телевидения

Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым, и начинается рождение телевидения.

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940) фотография

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913) фотография

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941) фотография

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

Борис Львович Розинг (1869-1933) фотография

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) фотография

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии » (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, « немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым. Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982) фотография

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.

Так как п ередачи механического телеви дения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю террито рию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Развитие советского телевидения в 1950-е гг.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

У механического телевидения был один существенный недостаток – очень низкое качество изображения. На столь маленьком экране другого и быть не могло. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9 х 12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидение конкурировали друг с другом, и только к началу 1940 -х гг. последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».

Britain's first regular television service opened in 1932, when the British Broadcasting Corporation (BBC) began transmitting four short late-night programmes a week. The development of television was interrupted by the Second World War, but resumed after it, making its first real impact in 1953 when the BBC televised the coronation of Queen Elizabeth II.

In 1955 Independent Television (1TV) began transmitting, at first only in the London area. Unlike the BBC, который финансировали большую its broadcasting with the revenue from radio and television licences, I TV derived its main income from its commercial advertising. This arrangement remains today.

In 1964 the BBC began transmitting on two channels, BBC 1 и BBC 2, the latter being mainly for drama, arts and sports programmes. BBC 2 first broadcast in colour in 1967, and BBC 1 and ITV followed suit two years later. A second commercial station, Channel 4, opened in 1982. Like BBC 2, it was intended as a mainly arts and 'cultural' service, but with the specific task of catering for minority interests.

ITV programmes are produced by a number of regional companies. A national company, TV-am, broadcasts news, current affairs and entertainment programmes every morning. National news programmes on ITV are produced by a separate company Independent Television News (ITN).

BBC 1 broadcasts a schedule of news, information programmes, documentaries, plays, films and light entertainment (such as comedies and quiz shows) from early morning to late at night. ITV's schedule is similar, but its presentation is generally slicker and more 'glossy'. Its programmes are cast round the clock.

Until the end of 1990, ITV's programmes and their schedules were under the supervision of the Independent Broadcasting Authority (IBA). The IBA ceased to exist in 1991, television when its responsibilities were taken over by a new body, the Independent Television Commission (1TC). Commercial radio services were taken over at the same time by the new Radio Authority. When this change took place, the former ITV channel was renamed Channel 3.

Both the BBC and ITV broadcast educational programmes, including broadcasts for schools. The BBC also transmits programmes for Open University students.

Despite the increasing popularity of satellite television, the non-satellite (also called 'terrestrial') channels form the main part of most

people's viewing. During last 10 years, britain's most watched channel was ITV, with 27 per cent of all regular viewers. Next was BBC 1, с 21 per cent.

All viewers must hold an annual television licence. The income from it is used by the government to fund the BBC.

to resume [ri'zju:m] - восстанавливать; продолжать

impact ['ɪmpækt] - влияние, действие

revenue [ revɪnju:] - прибыль

to derive [dɪ'raɪv] - получать, приобретать

transmitting [trænz'mɪtɪŋ] - передача, трансляция

to broadcast ['brɔ:dka:st] - транслировать по радио или телевидению

to cater ['keɪtə] - обслуживать (кого - for), угождать

schedule [ ʃedju:l] - график, расписание, план

slicker [' slɪkə] - более развлекательный

to cease [si:s] - прекращать; положить конец (чему-то)

Open University [ju:nɪ'və:sɪtɪ] - «открытый университет» (в отличие от обычных университетов не имеет определенной программы и точного учебного плана)

satellite ['sætəlаɪt] television - спутниковое телевидение

1. When did britain's first regular television service open?

2. Why was the development of television interrupted?

3. What is the difference between ITV and the BBC?

4. When did BBC 2 first broadcast in colour?

5. What companies produce ITV programmes?

6. What company supervises ITV's programmes and their schedules?

7. What do the BBC and ITV broadcast?

8. What were britain's most watched channels?

Телевидение в Великобритании

Первая британская регулярная телевизионная служба была создана в 1932 году, когда Британская телерадиовещательная корпорация (Би-Би-Си) начала передавать еженедельные четыре короткие ночные программы. Вторая мировая война прервала развитие телевидения, но он был восстановлен после ее окончания. Телевидение впервые показало силу своего реального влияния 1953 года, когда Би-Би-Си транслировала по телевидению коронацию королевы Елизаветы II.

В 1955 году Независимое телевизионное агентство (1TV) начала трансляцию сначала только в пределах Лондона. В отличие от Би-Би-Си, которая финансировала свою трансляцию доходами от радио и телевизионных лицензий, ITV получала свой основной доход от коммерческой рекламы. Такой ситуация остается и сегодня.

В 1964 году Би-Би-Си начала трансляцию на двух каналах, Би-Би-Си-1 и Би-Би-Си-2, причем последний канал преимущественно предназначался для драматических, художественных и спортивных программ. Би-Би-Си-2 впервые осуществила трансляцию в цвете 1967 года, а Би-Би-Си-1 и ITV двумя годами позже. Вторая коммерческая станция Канал-4 была открыта в 1982 году. Подобно Би-Би-Си-2, она планировалась в основном как художественная и «культурная» служба, но с определенным заданием угождать интересам меньшинства.

Множество региональных компаний создают программы ITV. Национальная компания Утреннее Телевидение каждое утро транслирует новости, развлекательные программы и передачи, в которых обсуждаются проблемы сегодняшнего дня. Национальные программы новостей на I TV создаются отдельной компанией Независимые телевизионные новости (ITN).

Би-Би-Си-1 транслирует новости, информационные программы, документальные фильмы, пьесы, художественные фильмы и легкие развлекательные программы (типа комедий и викторин) с раннего утра до позднего вечера. Расписание программ ITV такой же, но их подача является более развлекательной и «приглажена». Эти программы транслируются круглосуточно.

До конца 1990 года программы ITV и их расписание были под наблюдением Независимой телерадиовещательной агентства (ИВА). Агентство 1ВА прекратила свое существование в 1991 году, когда ее телевизионные обязанности взял на себя новый орган, Независимая телевизионная комиссия (ИТС). Коммерческие услуги радио одновременно взяла на себя новая Радіоагенція. Когда эта перемена произошла, бывший канал 1TV был переименован в Каиал-3.

Как Би-Би-Си, так и ITV транслируют образовательные программы, включая передачи для школ. Би-Би-Си также передает программы для студентов «открытого университета».

Несмотря на популярность спутникового телевидения, что увеличивается, несупутникові (так называемые «наземные») каналы составляют главную часть каналов, которые смотрят зрители. В течение последних десяти лет самым популярным каналом среди британских зрителей был канал ITV (27 процентов всех постоянных зрителей). Вторым был Би-Би-Си-1 (21 процент).

Все зрители должны иметь ежегодную телевизионную лицензию. Прибыль от этого правительство направляет на финансирование Би-Би-Си.

В начале 20-го века многие ученые мечтали создать телевидение. Мы собрали 10 фактов о Джоне Логи Бэрде, шотландском инженере, который осуществил эту мечту.

  1. Бэрд проявил изобретательность в раннем детстве
  2. Его ранние изобретения не имели успеха
  3. Он не закончил обучение
  4. Бэрд был первым, кто передал телевизионную картинку
  5. Бэрд изобрел первое в мире телевидение
  6. Его компания передала первый трансатлантический телевизионный сигнал
  7. Бэрд создал первый 3D-телевизор
  8. Он разработал систему ранней записи видео
  9. Он женился на южноафриканской пианистке
  10. Он считается одним из величайших британцев

Бэрд проявил изобретательность в раннем детстве

Джон Логи Бэрд родился 14 августа 1888 года в Хеленсбурге, Шотландия. Когда он был ребенком, он манипулировал телефонной станцией таким образом, чтобы его спальня была соединена со спальней его друзей через улицу, демонстрируя тем самым первые признаки инноваций.

Джон Логи Бэйрд

Джон Логи Бэйрд

Его ранние изобретения не имели успеха

В свои двадцать лет Бэрд предпринял попытку создать алмазы, нагревая графит. Его эксперимент привел к прекращению подачи электроэнергии в Глазго. Он смог создать стеклянную бритву, устойчивую к ржавчине, но она разбилась.

Он не закончил обучение

Бэрд был обеспокоен плохим состоянием здоровья на протяжении всей своей жизни. Из-за этого он не был принят в войска во время Первой мировой войны. В результате войны его курс бакалавриата в университете Глазго был прерван, и он так и не вернулся, чтобы закончить свой выпускной. Вместо этого он основал малый бизнес, производящий и продающий водопоглощающий носок.

Бэрд был первым, кто передал телевизионную картинку

В 1920-х годах Бэрд посвятил себя созданию телевидения. К 1924 году ему удалось передать мерцающее изображение через несколько сантиметров. 2 октября 1925 года ему удалось передать первую телевизионную картинку с серым изображением в своей лаборатории. Он был так взволнован, что побежал в магазин через улицу и убедил мальчика принять участие в его телевизионной передаче.

Первая известная фотография движущегося изображения, созданного на телевидении Бэрда, около 1926 г. Бэрд

Первая известная фотография движущегося изображения, созданного на телевидении Бэрда, около 1926 г.

Бэрд изобрел первое в мире телевидение

С 26 января 1926 года Джон Логи Бэрд представил первую в мире демонстрацию истинного телевидения в Лондоне перед учеными и репортером The Times. Это была первая демонстрация системы, которая могла транслировать живые движущиеся изображения.

Телевизор Бэрда, один из первых в мире телевизоров Бэрд

Телевизор Бэрда, один из первых в мире телевизоров

Его компания передала первый трансатлантический телевизионный сигнал

В 1927 году Бэрд передал телевизионный сигнал через 705 км телефонной линии между Лондоном и Глазго. Позже в том же году он создал Baird Television Development Company Ltd. В следующем году BTDC достиг первой трансатлантической телевизионной передачи между Лондоном и Нью-Йорком.

Бэрд создал первый 3D-телевизор

3 июля 1928 года Бэрд смог продемонстрировать первую в мире цветную передачу, а в августе того же года он продемонстрировал стереоскопическое телевидение, первое трехмерное телевидение. В 1939 году он продемонстрировал цветной телевизор с использованием электронно-лучевой трубки, а в 1944 году — первый в мире полностью электронный цветной телевизионный дисплей.

Он разработал систему ранней записи видео

Бэрд также разработал систему записи телевидения на диск, которую он назвал Phonovision. Однако ему не удалось воспроизвести записи, что помешало дальнейшему развитию системы. Недавно они был восстановлен шотландским инженером, и теперь можно увидеть первые в мире видеозаписи.

Он женился на южноафриканской пианистке

Бэрд женился в возрасте 43 лет на пианистке из Южной Африки Маргарет Албу. У пары было двое детей: Диана и Малкольм. Бэрд перенес инсульт в феврале 1946 года и умер 14 июня того же года. Он похоронен со своей матерью, отцом и женой на Хеленсбургском кладбище.

Статуя Джона Логи Бэрда в Хеленсбурге

Статуя Джона Логи Бэрда в Хеленсбурге

Он считается одним из величайших британцев

Читайте также: