Какое влияние телевидение и интернет оказывают на психологию язык мировоззрение людей

Опубликовано: 21.04.2024

Влияние телевидения на поведение и мышление

«Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?»

Платон, «Республика»

Не для кого ни секрет, что наблюдение агрессивной модели поведения может провоцировать агрессию, учить новым способам ее проявления. Может ли подобное влияние оказать телевидение?

В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день: на каждого члена семьи в среднем приходится по четыре часа. Женщины, дошкольники и пенсионеры проводят время за просмотром телепередач больше, чем мужчины, школьники и работающие. Люди, имеющие высшее образование реже смотрят телевизор, чем малообразованные. Данные факты касаются американских, европейских, австралийских и японских семей.

Какие типы социального поведения моделируются в эти часы? По исследованиям американских ученых, просматривающих субботние утренние развлекательные программы, обнаружено, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия. К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия.

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображены? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса (катарсис - эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабевает, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии), утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры говорят о том, что насилие появилось до возникновения телевидения. Они говорят о том, что телевидение только отражает наши вкусы и угождает им. Их оппоненты утверждают: Согласны, но верно и то, что с началом эры телевидения, во всем мире, количество преступлений, связанных с насилием стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения.

В защиту оппонентов любителей массовой культуры, хочу привести существующую статистику, насколько точно игровые фильмы отражают окружающий нас реальный мир.

Наблюдаемый объект по телевидению (%) в реальном мире (%)
Женщина 33 51
Супружеская пара 10 61

Совершающие половой акт:

партнеры не состоящие
в супружеских отношениях 85 не известно

Употребляющие алкоголь:
процент алкоголиков 45 16

Данная статистика появилась из анализа 35 000 персонажей, появившихся на телеэкране с 1969 года по 1994 год. Реальный процентный показатель половых актов, совершаемых партнерами, не состоящими в браке, бесспорно, будет ниже «телевизионных»: если принять, что большинство взрослых людей состоят в браке, что половая жизнь людей, состоящих в браке более интенсивная, чем у одиноких людей, что внебрачный секс – менее обыденное явление, чем это принято считать.

Влияние телевидения на поведение

Имитируют ли зрители экранные модели поведения? Есть множество примеров воспроизведения преступлений, показанных по телевидению. В опросе 208-ми заключенных каждые 9 из 10 допускали: телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам. А каждые 4 из 10 сказали, что пыталиcь совершить некоторые преступления, увиденные когда-то на экране.

Газетные статьи о преступлениях – это еще не научные доказательства. Поэтому для изучения влияния телевидения на преступность исследователи используют корреляционные и экспериментальные методы. Один из методов показывает, что существует некая зависимость (корреляция) между просмотром телевизионных программ и повышением уровня агрессивности школьников. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок.

Но, возможно, агрессивные дети сами предпочитают смотреть агрессивные программы? Или, может быть, имеет место некий третий фактор – скажем, низкий интеллект? По данным проведенного эксперимента английским ученым Уильямом Бекльсоном, который изучал 1565 лондонских мальчиков, поведение ребят, которые смотрели незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости значительно отличалось от поведения мальчиков, смотревших сцены жестокости (причем не в мультяшном, а в реалистическом исполнении).

Смотревшие в большом количестве такого рода передачи и фильмы совершали почти наполовину больше правонарушений в течении последних шести месяцев (например: «Я разбил телефон в телефонной будке»).

Третьим фактором можно считать численность семьи и некую «заядлость» в отношении пристрастия к просмотру телепередач со сценами насилия. Таким образом, обнаружено, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у восьмилетних детей коррелировала с агрессивностью даже после статистического исключения наиболее очевидных третьих факторов. Более того, повторно обследовав этих детей в возрасте 19 лет, установлено, что просмотр боевиков в восьмилетнем возрасте предопределяет агрессивность в 19 лет, но агрессивность в 8 лет не предопределяет увлеченность боевиками в 19 лет. Это означает, что не агрессивные наклонности делают людей любителями «крутых» фильмов, а, напротив, что «крутые» фильмы способны спровоцировать человека на совершение насилия.

Эксперименты с просмотром телевизионных передач

В новаторских экспериментах Альбера Бандуры и Ричарда Уолтерса наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром тех же действий взрослого, заснятых на кинопленку, и это давало во многом тот же эффект. Затем ученые обнаружили, что рассерженные студенты, смотревшие перед этим жестокий фильм, вели себя более агрессивно, чем испытывающие столь же сильный гнев, но смотревшие перед этим неагрессивные фильмы. В общем и целом эти исследования подтвердили, что наблюдение насилия усиливают агрессию.

Крис Бойацис и его коллеги наблюдали сходные результаты, когда показывали строго определенному числу учащихся начальной школы эпизод из детской – и при этом содержащей насилие - телепрограммы, пользующейся большой популярностью у детей. Сразу после просмотра эпизода зрители совершали в семь раз больше агрессивных действий (толкание друг друга, обзывание, угрожающие позы, насильственные действия по отношению к игрушкам)за две минуты, чем контрольная группа, не участвовавшая в просмотре.

Экспериментаторы утверждают, что к тому времени как среднестатистический ребенок становится среднестатистическим подростком, он уже успевает «отсмотреть» более чем 100 000 сцен насилия и примерно 20 000 сцен убийств.

Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение?

Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия дает такой результат.

Рассмотрим три возможности. Одна состоит в том, что социальное насилие вызывается не наблюдением насилия как таковым, а возбуждением, продуцируемым наблюдением насилия. Как отмечалось ранее, возбуждение обычно нарастает лавинообразно и последовательно заряжает энергией различные виды поведения.

Другое направление показывает, что наблюдение насилия растормаживает. В эксперименте Бандуры взрослый, ударив куклу кулаком, как бы продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у ребенка. Наблюдение насилия программирует зрителя на агрессивное поведение, активируя мысли, связанные с насилием.

Дети в экспериментах Бандуры повторяли специфическое поведение, будучи его живыми свидетелями.

Телевидение толкает зрителя на повторение увиденного: оно рекламирует модель поведения. Проявлений насилия на телевидении в 4 раза больше, чем проявлений нежности. Полицейские в телепрограммах палят из оружия почти в каждом эпизоде; настоящие полицейские в Чикаго стреляют из своего личного оружия в среднем один раз в 27 лет.

Но есть и хорошие новости: благодаря тонкости своего влияния, телевидение и в самом деле преподает уроки позитивного поведения.

«Всякое телевидение – образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит» (Николас Джонсон, 1978 г).

Влияние телевидения на мышление

Попробуйте много раз повторять одно и то же неприличное слово. Вы почувствуете, что первая эмоциональная реакция будет «притухать». Есть основания считать, что наблюдение тысяч актов жестокости приведет к тому же эмоциональному окоченению. Наиболее частой реакцией такого человека будет – «Это меня не волнует».

На самом ли деле воображаемый телевизионный мир формирует наши представления о реальном мире? Проведенные опросы, как среди подростков, так и среди взрослых, показали: «заядлые зрители (четыре часа и более в день) чаще, чем «балующиеся» (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершено нападение. Аналогичным образом опрос американских детей в возрасте от 7 до 11 лет показал: «заядлые» чаще признавались в наличие страхов относительно того, что кто-то может проникнуть в их дом или «кто-то может на них напасть».

Возможно, однако, что наибольшее влияние телевидение оказывает косвенным путем, так как год за годом оно вычеркивает из жизни людей тысячи часов, которые они могли бы посвятить какой-либо другой деятельности. Подумайте, как бы вы использовали это время, если бы у вас не было телевизора? Каким бы это сделало ваш сегодняшний день и настоящее вашего ребенка?


К автору уже обратились 2 человека с сайта


Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Статья просмотрена: 29751 раз

Библиографическое описание:

Киямова, Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи / Л. У. Киямова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2747/ (дата обращения: 20.04.2021).

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции.

Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают влияние на формирование мировоззрения у молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы "размножения" средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы "размножения" нарастают лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, в настоящие время на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта.

Что заставляет обратиться к СМИ?

Потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это:

потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,

потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней,

потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность.

При реализации потребности в отвлечении молодой человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);

развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).

повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Какое характер влияние оказывают СМИ?

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты"

В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).

Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).

Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

С точки зрения реализации функций СМИ – развивающей, воспитывающей и развлекательной, – преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп– и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже – с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи.

Итак, средства массовых коммуникаций несут, возможности как блага подключения к ценностям мира, так и зла - замыкания в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Роль СМИ может быть сведена к простой манипуляцией, если личность не готова к критической оценке информации.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.И. Устная речь. Л.,1988.

Борецкий Р. Телевидение на перепутье. – М., 1998.

Богомолова Н.Н. Социальная психология средств массовой коммуникации. – М., 1989.

Борецкий Р. Осторожно: телевидение.– М., 2002.

Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М.,1978.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.,1993.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.

Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) //Русский язык сегодня. – М.,2000. С. 251-259.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Голядкин Н. ТВ-информация в США. – М., 1995.

Гусельникова Н.В. «С улыбкой обо всем» – хорошо, но без ошибок – лучше (обзор материалов «МК») //Журналистика и культура речи. Вып.2. – М., 1997.

Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999

Костомаров Г.В. Языковой вкус эпохи. – М., 1999.

Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 1996.

Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. – М., 2000. С.152-163.

Похожие статьи

Средства воздействия СМИ на общественное сознание.

Влияние средств массовой коммуникации на формирование. Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска.

Полярность психологического воздействия средств массовой.

Влияние средств массовой коммуникации на формирование.

Средства массовой информации влияют как на поведение, так и на самосознание человека. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Влияние средств массовой коммуникации на формирование. Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения.

Место средств массовой информации в процессе.

Говоря о влиянии средств массовой информации на межкультурную коммуникацию на микроуровне, следует отметить, что общей чертой всех типов является неосведомленность культурных различий ее участников (кроме элиты).

Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы.

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Интернет является наиболее мощным и прогрессивным средством массовой коммуникации, так как он обладает.

Информационная перегрузка человека связана с патологической вовлеченностью его в.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства [1].

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей

Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации.

Психологическое воздействие средств массовой информации.

С середины ХХ века некоторые развитые страны, конкретнее, США, в целях влияния на другие государства, широко используют неправительственные, некоммерческие и международные организации, а также средства массовой информации.

Влияние телевидения на мировоззрение современного человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

Влияние телевидения на мировоззрение современного человека

Гипотеза
На сколько велико влияние телевидения на социальные, психологические и личностные аспекты жизни человека

Телевидение «родилось» на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д.

Основные функции телевидения:
1. Развлекательная;
2. Информационная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);
3. Передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;
4. Воспитательная, основанная на принятых установках;
5. Рекреационная и др.

Положительное влияние телевидения на человека
Через телевидение как средство массовой информации мы можем удовлетворять наши потребности в получении необходимой информации.

Отрицательное влияние телевидения на человека
Человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.
В зависимости от физического состояния, психика человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система.

Огромное желание общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей.
Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в состоянии возбуждения. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.
Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других - политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам.

Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран используется несколько приемов:
- создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание;
- новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
- показ, крупным планом, лица человека, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением.

Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время».
Эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.
Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.
Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны

Социологический опрос
Исследование по вопросу: «Как, по вашему мнению, телевидение влияет на людей?»
Место проведения опроса: г.Иркутск
Время проведения: март 2011г.
Исследуемая совокупность: учащиеся школ и студенты
Размер выборки: 50 человек

Некоторые комментарии респондентов:


«Однозначно положительно» – 5%
«В основном я смотрю новости, познавательные программы и документальные фильмы. И только 3% моего времени у телевизора занимает просмотр развлекательных программ».
«Смотря что смотреть. Есть и хорошее, и плохое».

«Скорее положительно» – 21%
«Телевидение несёт в массы много достоверной и полезной информации. Бесспорно, некоторые передачи отрицательно влияют на людей, но каждый человек сам выбирает, что смотреть».
«Всё зависит от того, какие программы смотрит телезритель! Если научно-познавательные, то однозначно положительное, а если про убийства, насилие и сериалы, то, конечно же, отрицательное!»
«Телевидение влияет на человека как положительно, так и отрицательно. Всё зависит от того, чем интересуется сам человек».
«Смотря что смотреть и в каком объёме».
«Всё зависит от просматриваемых программ. Некоторые развивают, а от некоторых – тупеешь!»
«Скорее это зависит от конкретного человека: кто-то спектакли по «Культуре» смотрит, а кто-то – «Дом-2».

«Резко отрицательно» – 11%
«Пожиратель времени и родитель лени – вот что такое телевизор! Когда заболеваешь телевизионной болезнью, то становишься похожим на амёбу – весь мир перестаёт существовать, а все заботы сводятся к тому, чтобы в рекламную паузу сгонять на кухню за очередным бутербродом или посетить санузел».
«Наше телевидение отбивает способность и желание думать, искать и жить полной жизнью. Любовь к телевидению приводит к пассивному поглощению информации».
«Телевизор – это изобретение дьявола. Вместо того чтобы действительно с пользой проводить свой досуг, миллионы людей впустую убивают время, сидя за «ящиком», а государство вдалбливает посредством телевизора именно то, что оно хочет. Вот и всё. »
«Телевидение – это одно из средств манипуляции населением».
«По российскому телевидению смотреть нечего! Сплошной негатив и криминал!»
«Никак не влияет» – 6%
«Разное телевидение, разные люди, разное влияние».
«Смотря в какой степени зависеть от телевидения. Конечно, целый день за просмотром телевизора пользы не принесёт. Всё должно быть в меру!»

«Не знаю/затрудняюсь ответить» – 10%
«На каждого по-разному. »
«Есть положительные и отрицательные стороны».
«Я думаю, что всё индивидуально. Зависит от человека».
«Само по себе телевидение – это лишь инструмент. Оно может нести плохие примеры и эмоции, а может обучать и просвещать. Каждый выбирает своё телевидение».

Заключение.
Говорить о положительных и отрицательных чертах телевидения можно бесконечно долго. С одной стороны это прогрессивный метод добывания и обработки информации, с другой - существует множество подводных камней, нюансов и минусов при работе с телевидением.
Также, по данным статистики, мы видим, что телевидение - обширная и влиятельная система, находящиеся в постоянном развитии, прогрессе. Оно все чаще и чаще становятся библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Под его влиянием с каждым днем прибавляются тысячи людей.
Дети, подростки, как самые психологически незащищенные, больше других подвержены влиянию телевидения: сделать их своими «заложниками» не составляет особого труда, всемирная паутина и виртуальная реальность делают их «жителями» других миров. Но с другой стороны, позволяют, объединив каждого с каждым, делают мир теснее, уничтожив географические, социальные и национальные барьеры.

Психолог и врач реалити-шоу «На экране» рассказали «Афише», что на самом деле происходит, когда мы слишком много времени проводим в виртуальном пространстве.

Кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова совместно с «ВКонтакте» и RuTube запустила реалити-шоу «На экране». Вот уже две недели 8 человек полностью заменяют реальную жизнь виртуальной: они живут в замкнутом пространстве с минимальным набором одежды, еды и воды — и без денег. Зарабатывают они, выполняя задания зрителей. «Афиша» обратилась к врачу и психологу, наблюдающими за героями, которые заперты в комнатах, за ответами на самые насущные вопросы.

Мария Затуловская, продюсер: «Идея «На экране» родилась у Тимура Бекмамбетова еще до выхода в прокат фильма «Убрать из друзей», который также был снят в формате screen share. Мы стали разрабатывать эту задумку, докрутили формат вместе с режиссером Алексеем Репниковым и креативными продюсерами Натальей Капустиной и Викторией Репниковой. Сделали упор на чат-форум как на привычный формат для зрителей онлайн-трансляций. Двигались постепенно. Многое поменялось, когда мы добавили интерактивность сайту, сделали его игровым, прибавили задания.

Влияние интернета на личность

Ольга Кузнецова, психолог проекта «На экране»: С точки зрения психологии полный уход в виртуальную реальность ведет к потере эмоциональной эмпатии, эмоциональному выхолащиванию. Если есть правильный баланс между онлайн- и офлайн-общением, то это, скорее всего, никак не отражается на психике. Но это идеальная ситуация. Мир становится виртуальным, а интернет теперь наша новая реальность.

Современный человек зачастую теряет способность к диалогу. В интернете нам не нужно сразу же реагировать на остроумные или обидные комментарии собеседника. Мы можем подумать, взвесить все, а затем ответить или вовсе проигнорировать сообщение. Это значительно снижает тревогу, которая присутствует в живом общении, ведь от неприятного разговора можно уйти. Это делает общение в интернете менее честным и более ограниченным. Мы можем узнать что-то объективное: политические и религиозные взгляды собеседника, например. Но в остальном нас легко обмануть каким-нибудь, например, забавным смайлом. Ведь мы не слышим интонации, не видим мимику. Пожалуй, только с очень близким человеком мы можем относительно точно предположить ход мыслей, реакций и действий. Но и в этом случае общение остается в рамках мира наших фантазий.

Как соцсети, чаты и мессенджеры влияют на общение офлайн

Ольга Кузнецова: Вряд ли интернет-общение сильно отразится на взрослом человеке со сформировавшейся моделью поведения, чего нельзя сказать о подростках и людях с подвижной психикой, на которых такая манера общения вполне может повлиять. Как правило, последствия могут быть печальными: вплоть до потери чувства ответственности за свои слова.

Тут получается замкнутый круг. Человек уходит в интернет, он наблюдает за кошкой какого-нибудь блогера, а не интересуется делами друзей и близких. Это такой спасительный побег от реальности, от невыносимых ощущений от контактов с другими людьми, которым постоянно что-то должен. Люди сидят в соцсетях, рубятся в онлайн-игры, отключают мозг и бегут в мир своих фантазий.

Насколько сильно влияние общественного мнения в сети

Ольга Кузнецова: На негативные комментарии реагируют все, но все переживают по-разному. Кто-то избегает определенных ресурсов, кто-то хамит и ругается. Неприятные эмоции задевают любого человека. Даже, к примеру, Сергей Шнуров, который говорит, что ему плевать на реакцию в сети, вряд ли бы выступал с подобными заявлениями, если бы его клипы не собирали по 2 миллиона просмотров за день. Если в интернете нет моментальной обратной связи, то это печалит иногда даже еще сильнее.

Как влияет на психику специфический интернет-юмор

Ольга Кузнецова: Интернет не учит морали. Представления о том, что хорошо, а что плохо, человек получает из семьи, и интернет на это повлиять не сможет. Поэтому для взрослого очень важно не конфликтовать с интересами ребенка, а интегрироваться в его увлечения, быть с ним рядом и делиться ценностями, учить доводить начатое до конца, а не кидаться к разным задачам (это очень, кстати, характерно для клипового мышления).

Формирование клипового мышления и снижение способностей запоминать

Ольга Кузнецова: Клиповое мышление стало нашей реальностью благодаря соцсетям и интернету. Мозг привыкает быстро получать информацию маленькими порциями. Современные подростки в своем большинстве читают и интересуются тем, что они видят в своих лентах соцсетей. Это удобно, быстро, спонтанно и очень доступно. Процент прочитанных статей, найденных через поисковики, гораздо меньше, чем тех, что найдены в «ВКонтакте» или фейсбуке.
Однако если мы говорим уже о сформированном типе мышления, то новые технологии влияют в гораздо меньшей степени и не изменят его сути.

Кроме того, пристрастие к поисковикам снижает способность запоминать. Чтобы формировалась и телесная память, необходимы физические нагрузки. Если мы не тренируем память, то она не развивается. Особенно сильно это отражается на людях с клиповым мышлением, которые вместо запоминания чего-то быстро находят нужное в сети. Также клиповое мышление предполагает, что человек получает информацию дозированно, а это не укрепляет память. Вспомните школу: вы могли прочитать абзац текста, выучить, рассказать на уроке и сразу его забыть; но если вы прочли целую главу, то, как правило, вы все-таки что-то да выносили из нее, а значит, вряд ли забывали это быстро.

Что, если полностью отказаться от реальной жизни ради виртуальной

Ольга Кузнецова: Слишком активная вовлеченность в социальные сети может привести к потере навыков живого общения. Эти навыки в основном отрабатываются только в реальной жизни, а активная виртуальная жизнь атрофирует их. Следствием могут стать проблемы социализации: неумение общаться, отсутствие реальных друзей. Также может снизиться эмпатия и эмоциональные реакции: ведь в интернете не нужно краснеть и быстро отвечать на вопросы. Поскольку действия в сети почти не имеют необратимых последствий, человек не сможет оценивать степень риска от своих поступков для себя и окружающих. Это значит, что он не сможет адекватно оценивать и свое поведение.

Работа в интернете из дома с точки зрения психологии

Ольга Кузнецова: Работа фрилансера подходит далеко не всем. Кто-то хорошо справляется, для кого-то наступает день сурка — в четырех стенах за компьютером в халате и без особой радости по этому поводу. Для многих людей важна ритуальность: утром встать, выпить кофе, одеться и пойти на работу, где есть общение с коллегами, перекуры, планерки, не всегда нужные встречи и обеды по расписанию. Отсутствие ритуалов и смены обстановки приводит часто к развитию депрессии. Не так давно было модно бросать работу «на дядю», уходить из офиса, чтобы реализовывать собственные проекты. Но затем поднялась целая волна людей, которые мечтали вернуться к размеренной и стабильной офисной жизни.

Как формируется интернет-зависимость

Ольга Кузнецова: Есть разные варианты формирования интернет-зависимости. Скажу про два основных. Во-первых, соцсети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши умные посты или лайкает наши снимки. Поэтому мы, как собака Павлова, приходим в интернет все снова и снова за тем, чтобы получить внимание, которого нам недостает в нашем реальном мире.

Во-вторых, интернет и соцсети — это как своего рода жевательная резинка для нашего мозга, который привыкает к постоянному информационному потоку. Нам сложно остановиться: мы нуждаемся в меняющейся информации. Нам нужно все время крутить и пережевывать что-то новое. Иначе наш мозг нервничает. Мы не думаем о своих проблемах, а заполняем получающийся вакуум пустыми новостями. Это такой способ снятия тревоги и побега от реальности. Кто-то грызет семечки, кто-то бесцельно листает ленту инстаграма, кто-то лопает мыльные пузырьки в игре про лягушку и сортирует фрукты на айфоне.

Один из участников шоу «На экране» до проекта почти не сидел в интернете и не общался в соцсетях. Теперь же он счастлив, потому что перед ним открылись новые возможности. Интернет все-таки дает огромное количество бонусов. Мы можем общаться с людьми в Нью-Йорке, Париже или Праге, не покидая комнаты в Теплом Стане. Нам легче отказывать или говорить что-то неприятное, когда мы не видим другого человека. Отправляем сообщение — и дело сделано.

Физиологические изменения при чрезмерном увлечении интернетом

Роман Фишкин, врач, сосудистый хирург: Вы сидите за компьютером и, возможно, проведете у экрана еще не один час. Вот уже слезятся и краснеют глаза, строчки плывут, а спина ноет. От долгого сидения за компьютером накапливается усталость и боль в плечах, но это не самая большая неприятность, которая может вас ожидать. Усталость можно сбросить, встав и размявшись. Длительное сидение за компьютером может грозить развитием достаточно серьезных патологий со стороны опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Кроме того, сидячий образ жизни грозит избыточным весом и деликатными болезнями — такими, как геморрой. Я бы разделил то зло, которое приносит компьютер нашему здоровью, на несколько групп.

Глаза

От постоянного просиживания перед монитором может снижаться зрение и формироваться так называемая ложная близорукость. Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения. При работе за компьютером частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза — это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, — все это симптомы синдрома сухого глаза.

Спина

Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию ее же на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно, он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков — остеохондроз. Стоит также заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах в зависимости от ее локализации.

Малый таз

Одной из проблем у людей, которые любят именно посидеть у компьютера, является застой крови в области малого таза — это половые органы, прямая кишка и мочевыводящая система. Это может приводить к развитию таких неприятных и деликатных проблем, как геморрой, простатит, цистит и половое бессилие у мужчин, а у женщин — развитие нарушений менструального цикла, нарушение полового влечения и бесплодие.

Все это не так страшно, как кажется, и многих проблем можно избежать, если делать гимнастику для тела и глаз один раз в час, а также следить за физическим и психическим здоровьем.

Ольга Кузнецова: Сейчас у людей есть возможность не сидеть постоянно за компьютером, а выходить в сеть с мобильных устройств — планшетов и телефонов. Это снимает ряд проблем со спиной, например. Но то, что мы не можем оторваться от интернета в принципе благодаря этим гаджетам, влияет на нашу утомляемость. Мозг страшно перегружается, устает и испытывает стресс. Мы в постоянном потоке информации и не можем выйти из него и отдохнуть даже в отпуске.

Трудно представить современную семью, у которой нет телевизора. Как минимум одного. Но чем больше, тем лучше — нет драк за обладание пультом. Несмотря на разные разговоры, телевизор стал центром домашней вселенной и не собирается сдавать позиции.

Как телевидение влияет на сознание человека?

В то же время каждый второй считает своим долгом навесить на сей предмет разных ярлыков, типа «телевизор — это зло, средство для зомбирования людей». Давайте разберемся, что же происходит на самом деле?

Начнем с того, что к креслам нас никто не приклеивает. Не нравится — не смотри. Только человек устроен так, что с давних пор требует хлеба и зрелищ, а тут почти неограниченный поток зрелищ, который, впрочем, рождает спрос. Тут ситуация мало чем отличается от зависимости. Чтоб от нее избавиться, нужно найти альтернативу.

Немного истории

Еще в 1842 году шотландец Бейн создал принцип «факсимильной телеграммы» и проводил опыты над передачей изображения. Спустя 20 лет итальянец Казелли применил «химический телеграф» для передачи факсов между Парижем и Лионом. Еще через 18 лет уже русский ученый Бахметьев выдвинул основной принцип телевидения — изображение необходимо разложить на отдельные элементы для их последовательной передачи на расстоянии.

Затем это открытие уже не оставляли, и на рубеже веков в 1900 году пришло цветное телевидение, основанное на трехкомпонентной теории цвета, так же как и современное ТВ. В 1907 году русский профессор Розинг положил начало эре электронного телевидения с помощью созданной им электронно-лучевой трубки — кинескопа. Первая в мире телепередача состоялась в 1911 году.

А там пошло-поехало — была и первая передача телесигнала из Москвы в Свердловск, и регулярное вещание, были самодельные телевизоры — которые собирали радиолюбители.

Зачем

В плане пропаганды в советское время роль телевидения сделалась неоценимой. Само собой, что партийное руководство не могло не воспользоваться этим обстоятельством. Ни одно решение партсъезда не обходилось без того, чтоб лишний раз не напомнить о необходимости диалогического общественного развития — именно благодаря ТВ.

Контроль над вещанием был жесточайшим. Статистика о вещании в эпоху СССР говорит о внушительный цифрах — в 1985 году вещание велось на 45 языках народов СССР, центральное телевидение вело передачи общим объемом свыше 148 часов по четырем программам.

Результат

Телевидение — мощнейшее средство массовой информации, в те времена оно, точно так же как и сегодня, а то и больше, выполняло политический заказ тех сил, в руках которых находилось.

Телевидение умело манипулировало восприятием и поведением большинства людей. Цель очевидна — сделать коллективную психику послушной и управляемой, сделать из людей легко поддающееся и внушаемое стадо. Примеры сейчас просто кричат с разных сторон — мол, в советские времена показывали хорошие, правильные фильмы, их смотрела вся страна. В новостях был сплошной позитив касательно внутригосударственных дел. Молодежь воспитывалась правильно, идеологически выдержанно. Поэтому у нас не было ни секса, ни наркомании, ни организованной преступности. С начала перестройки мы и стали пожинать плоды этих усилий.

Что любопытно, именно реклама и реакция на нее может служить индикатором степени массовой внушаемости.

Впервые рекламу по ТВ в СССР увидели в конце 1980-х годов. Люди проявили просто фантастическую доверчивость и беззащитность при ее восприятии. Реклама — это разновидность внушения. Она программирует человека на определенное поведение. Но к этому мы пришли с помощью ранее заложенного фундамента. О внушении можно говорить в том случае, когда нечто переданное — идея, образ, состояние — воспринимается целиком и реализуется в действии. А именно так воспитывали советского человека. ТВ служило не для развлечения, а было полным руководством к действию.

Сторона науки

Американский нейропсихонейролог Крудман, утверждает: у человека, сидящего за ТВ, правое полушарие работает вдвое интенсивнее, чем левое. Такое смешение способствует выработке в мозгу гормонов эндорфинов, которые структурно идентичны опиуму. А это формулирует физическую зависимость. Эксперименты показывают, что у человека, влипшего в экран, кора и подкорка мозга практически отключаются, спят. А периферийная нервная система — наоборот — активна. Такое распределение нагрузки на мозг присутствует у низших животных, не способных отделить реальность от ее изображения. В итоге человек реагирует на события, происходящие с героями сериалов и реалити-шоу, так остро, будто все это происходит с ним самим.

По степени эффективности, с которой телевидение отключает человеческую нервную систему, конкурентов у него мало.

Обычный человек проводит перед телевизором приблизительно 1642 часа в год — 15 лет из отпущенной нам природной активной жизни.

Я не призываю навсегда отключить телевизор или вообще его выбросить. Просто не нужно искать там себе друзей или строить несуществующие мосты. Конечно, множество познавательных программ тоже имеют место, но, по статистике, их аудитория очень мала.

Читайте также: