Как влияет телевидение на молодежь

Опубликовано: 15.04.2024

Одной из самых актуальных проблем в изучении телекоммуникации является проблема оценки и измерения психологических аспектов телевизионного воздействия на человека. Телевидение обладает мощным потенциалом формирования общественного мнения, мировоззрения людей, которое в свою очередь, выступает как важный фактор регуляции социального поведения.

Многочисленные социологические исследования показывают всевозрастающую роль СМИ, в особенности телевидения, в жизни общества и каждого отдельного человека. Телевидение для современного школьника является одним из важных источников информации о мире.

При анализе социально-психологических исследований аудитории, специального внимания заслуживает проблема показа на телеэкране сцен насилия и их воздействия в первую очередь на молодое поколение.

В течение двух последних десятилетий произошло резкое усиление агрессивности современной телевизионной продукции, увеличение количества сцен насилия, показывающихся многократно в течение длительного времени. За два последних десятилетия молодежная преступность возросла в полтора, а подростковая - почти в 2 раза.

Обращает на себя внимание и тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих тяжкие телесные повреждения. В этих условиях ни у кого не вызывает сомнения актуальность проблемы анализа агрессивного поведения молодого поколения.

В настоящее время передачи, содержат сцены насилия, составляют основу многих программ телевидения. Многочисленные исследования подтверждают, что показ телевизионного насилия является питательной средой для преступности, что продолжительное пребывание молодёжи в атмосфере телевизионного насилия учит их воспринимать агрессию, как нормальный образ жизни.

В результате исследований, проведенными социологами, распространенным на телеканале видом агрессии является убийство - 26%. Эротические сцены составляют - 14,2%, а непосредственный половой акт - 2,5%. Достаточно распространена такая форма агрессии, как избиение - 7,8% от всех сцен насилия и эротики.

Эти данные показывают, что телевизионный экран весьма агрессивен, поскольку каждая третья-четвертая сцена заканчивается убийством, а каждая двадцатая - жестоким избиением.

Контент - анализ фильмов, демонстрируемых на столичных телеэкранах, показал, что чаще всего киногерой является представителем таких маргинальных социальных групп, как заключенные, преступники, наемные убийцы, проститутки и т.д.

Он отличается злобностью, агрессивностью, жестокостью. Цели поведения - эгоцентричные. Превалирующие мотивы поведения - деньги, богатство, месть и возмездие, сохранение жизни. Средства достижения цели - физическая сила, оружие, умение постоять за себя.

Сегодня фактически снято табу на демонстрацию насилия на телеэкране. Этот факт влияет на поведение подростков, на повышение уровня преступности несовершеннолетних.

Молодежь часто находит в кино образцы для поведения. Также из фильмов молодые люди усваивают ценности и идеалы. В отличие от людей среднего и пожилого возраста с устоявшимися взглядами и богатым жизненным опытом молодые люди чаще принимают экранную действительность как точную копии реальности, либо как идеал, к которому нужно стремиться. Во многих современных фильмах отрицается существование или неизменность нравственных норм.

Значительная часть подрастающего поколения попала в ловушку экранного насилия и выбраться из нее без чей-либо помощи она не сможет. Поэтому должна проводиться регулярная работа по противодействию его распространения и массовому восприятию. Такая работа должна осуществляться, начиная от семьи и школы до правительственных учреждений.

Культивирование жестокости, насилия, достижения успеха и удовольствий любой ценой, сексуальной распущенности, вседозволенности и прочих «ценностей» совершенно очевидно формирует у молодого поколения склонность к правонарушениям. Вокруг и так много насилия и других социально опасных ситуаций. Под влиянием ТV зрители нередко сами становятся правонарушителями. То, что ребята смотрят, они практически не обсуждают с взрослыми, это приводит к тому, что у них возникает замкнутая молодежная субкультура, которая оторвана от опыта более взрослых поколений.

Также остро стоит вопрос о достоверности и объективности поступающей из ТВ информации. Не обладая возможностью лично и напрямую узнать факты о происходящих в мире событиях, основной объём информации мы получаем с телевидения. Но тогда возникает вопрос, соответствует ли эта информация действительности. Ведь далеко не все знают о том, кто владеет телевизионными каналами и в чьих интересах обрабатывается и формируется информация, которую мы будем получать. События освещаются в выгодном для владельцев телевидения свете и таким образом, чтобы получить необходимую им реакцию общества. То есть имеет место быть возможность манипуляции сознанием индивидов. В этом случае молодые люди должны уметь критично оценивать телевидение и продукт, который оно производит.

Конечно же стоит отметить и положительный эффект телевидения. Это важнейшее средство массовой коммуникации, которое позволяет в любой момент времени и в любой уголок страны донести новости до всех жителей. Интеллектуальные передачи и культурные телеканалы удовлетворяют духовные потребности, способствуют развитию мышления, лучших качеств личности, повышают уровень образованности у молодого поколения и населения в целом. Таким образом, телевидение помогает всегда быть в курсе всего нового в мире.


CC BY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савинкова Юлия Викторовна

В статье рассмотрено телевидение как один из основных источников информации в наши дни, как фактор формирования социальных ценностей молодого поколения.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Савинкова Юлия Викторовна

The TV Preferences of Young People

The article describes television as one of the main sources of information today and as a factor of young generation’s social values formation.

Текст научной работы на тему «Телевизионные предпочтения молодежи»

Телевизионные предпочтения молодежи

Ю. В. Савинкова (Московский гуманитарный университет)

В статье рассмотрено телевидение как один из основных источников информации в наши дни, как фактор формирования социальных ценностей молодого поколения.

Ключевые слова: молодежь, телевидение, телеканал, влияние телевидения, информирование, средство образования, средство массовой информации.

С трансформацией российского общества и телевизионной индустрии изменились состояние и характер телезрителя. Телевидение становится одним из главных каналов информации для основной массы населения в России. Для многих людей это не простое СМИ, а «окно в мир», посредством которого можно узнать последние события в мире, посмотреть любые передачи на любых языках.

При этом главные изменения в конце XX — начале XXI в. связаны с изменением идеологических и политических задач телевидения и в целом средств массовой информации. Сейчас речь идет о медиаиндустрии, оперирующей на рынке и ориентирующейся на законы рыночного (а не только политического) спроса и предложения. Телевидение из идеологического института превратилось в бизнес-организацию. В телевизионном мире появились коммерческие игроки, которые ориентируются на определенные демографические группы, интересные рекламодателям.

предложений на любой вкус и в любой удобный момент. Если в 1960-1980-х годах у российского зрителя была возможность просмотра двух-трех каналов, а в крупных городах в лучшем случае — пяти, то ныне счет идет на сотни. По данным компании «ТШ Россия», которая осуществляет полный цикл работ в области медиаизмерений, мониторинга рекламы и маркетинговых исследований, сейчас серьезно снижается совокупная доля основной тройки каналов (Первый, Россия-1 и НТВ). Помимо эфирных телеканалов, существует множество общенациональных коммерческих телесетей, имеющих тематическую и аудиторную специализацию, свыше 200 платных тематических телеканалов, доступных только по подписке, и огромное число вещателей в регионах.

Поскольку стиль жизни определяет все жизненные проявления, а телепотребление интегрировано в повседневность, просмотр телевизора стал семейным досугом. Люди, приходя домой, на бессознательном уровне тянутся за пультом и включают телевизионное устройство. В связи с тем что объем свободного времени и способы его использования, телевизионная оснащенность домохозяйств и многие другие факторы, определяющие телепотребление, подверглись серьезным изменениям, практики телесмотрения становятся бо-

лее многовариантными, изменяются в направлении большей дифференциации. Это касается места и времени телепросмотра, способов и форм его организации, особенностей стиля телесмотрения и пр. Так, изначально телевизор был объектом домашнего и преимущественно семейного (коллективного) телепотребления, когда вся семья сидит перед телевизором вечером в гостиной. Сегодня практически все составляющие этой картины изменились. Коллективная форма семейного просмотра перестала быть доминирующей — зачастую члены семьи расходятся по комнатам и смотрят разные телепрограммы в одиночестве. Телевизор из предмета семейного назначения превратился в предмет индивидуального использования, чему способствовало увеличение числа телевизоров в домохозяйствах и доступных телеканалов, тематическая специализация телеканалов и углубление различий в телепредпочтениях аудитории. Традиционный стиль телесмотрения, предполагающий сосредоточенное и внимательное наблюдение за происходящим на экране («Сижу перед телевизором, отложив все дела, и смотрю»), становится скорее исключением, а правилом является фоновое телепотребление, т. е. совмещение просмотра телепередач с другой деятельностью: домашними делами, потреблением других медиа, общением (компьютер, телефон, Интернет, прослушивание музыки) и пр.

Транслируемая информация питает интересы зрителя, формирует отношение к происходящему, взгляды на жизнь. И если взрослый человек умеет фильтровать преподносимую информацию, то подростки впитывают ее как губка, что порой приводит к печальным результатам. Не всегда показанное может нести полезную и ценную информацию. Телевидение обладает огромной внушительной силой. Показанные эпизоды не всегда могут быть осмысленны подростками, и если школа и родители учат детей думать, то они могут воспринимать получаемую из телевизора информацию без вреда для себя. Современный молодой человек, наряду с наличием знаний, умений и навыков этического поведения в обществе, должен уметь своевременно ориентироваться в новых изменяющихся условиях.

Телевидение мощно влияет на жизненные ориентации подростков, задает и продвигает стандарты жизни. Оно активно воздействует на поведение молодежи, формирует мировоззрение, ориентирует на те или иные действия. Ценности, пропагандируемые телевидением, способны сформировать определенные установки. По результатам исследования методом случайной выборки (простой случайный отбор) в г. Москве нами в 2011 г. было опрошено 40 человек в возрасте от 14 до 24 лет. В основном это молодые люди, интересующиеся получением новых знаний, отводящие большую роль семье и совместному времяпрепровождению с ней, активно посещающие кинотеатры, увлекающиеся компьютерными играми и активные интернет-пользователи. Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей. Основное время просмотра для большинства — вечер. Анализ главных мотивов просмотра передач показал, что респонденты смотрят ТВ для того, чтобы развлечься, а предпочтения и выбор проектов полностью зависят от содержания программ. Особой популярностью пользуются программы, рассчитанные на широкую аудиторию. Среди прочего 70% респондентов отметили, что современное российское телевидение могло бы больше показывать научно-познавательных передач.

Большое разнообразие предлагаемых зрителю программ заставляет зрителя осваивать новые возможности и делать определенный выбор. Роль телезрителя имеет большое значение в телевизионном бизнесе. Выбирая телевизионный продукт в соответствии со своими ценностями, потребностями и интересами, телезритель становится источником и опосредованным создателем содержания телевидения. Телевизионные каналы стараются соответствовать ожиданиям и предпочтениям аудитории. Это проявляется в разнообразии жанров телевизионного продукта, пользующихся наибольшей популярностью у аудитории (сериалы, юмор, игры, всевозможные развлекательные шоу со звездами и пр.).

Разделение зрительских предпочтений проявляется в различных аспектах отношения

Среди опрошенных телезрителей 97% в первую очередь обращают свое внимание на содержание, во вторую — на поведение людей в кадре, качество и особенности съемки. Их потребности концентрируются вокруг музыкальных и юмористических проектов (80%), научно-популярных и познавательных программ (53%), сериалов (50%), ежедневных новостей (37%), передачах о спорте и моде (33%), о жизни людей (документальные истории) (27%), реалити-шоу (23%), криминальных происшествий (13%).

Примерно 50% участников опроса уверены, что благодаря телевизору существует возможность интеллектуального развития, науч-

но-популярные и познавательные программы позволяют быть в курсе главных мировых новостей, «в тренде» музыкальных событий. Некоторые старшеклассники считают, что телевидение оказывает минимальное влияние на жизненные ценности. Но эта точка зрения разделяется далеко не всеми. Опрашиваемые отмечают, что выбор не велик, каналы представляют однотипные проекты. Банальные мыльные оперы, агрессивные боевики, эротические программы давно скучны и почти не отличаются по сюжету, политические разговоры для них «ни о чем, где каждый говорит, не слыша оппонента».

Телесмотрение является отдыхом для 45% опрошенных респондентов, 26% респондентов думают, что в наше время просиживать у телевизора — одно из самых бесполезных занятий или «убивание» времени. Лишь некоторые из опрошенных считают телевидение бизнесом и средством пропаганды.

Чем определяется выбор той или иной программы? Выбирают программу по названию 1% респондентов, в основном же оно не играет никакой роли при выборе. Порядка 70% респондентов сообщили, что выбор зависит от формы подачи информации, их привлекают познавательно-развлекательные программы, такие как «Галилео» на СТС. Следующими критериями для просмотра, согласно ответам, стали легкость восприятия транслируемого материала, интересное и динамичное развитие событий на экране, и еще один отмеченный участниками факт — показываемый продукт должен соответствовать последним модным жизненным тенденциям. Достаточно часто эфирные каналы делают ставки и тратят огромные бюджеты на масштабные проекты, но, как показал проведенный опрос, респондентов масштабность интересует в меньшей степени.

Самыми восприимчивыми зрителями являются молодые люди и подростки. Телевидение культивирует модные образы и идеалы поведения, задает стандарты и ценностные ориентации, которые активно примеряет на себя молодая аудитория. Это может как позитивно, так и негативно отражаться на ней, но благодаря современным СМИ происходит стихийная рационализация жизни российской молодежи.

Развитие современного телевидения включает в себя самые последние инновационные разработки. Пользователи принимают новые услуги и цены, осваивают технологии и используют их в своей повседневной жизни. Так,

THE TV PREFERENCES OF YOUNG PEOPLE Ju. V. Savinkova (Moscow University for the Humanities)

The article describes television as one of the main sources of information today and as a factor of young generation’s social values formation.

Keywords: youth, television, TV channel, TV’s impact, information distribution, method of education, mass media

Вл ия н ие т е л е в и д е н и я н а с о ц и а ль н о е по в е д е н и е с о в р е м е н но й м о л о д е ж и .

Современную молодежную культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного пространства современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, оказывающий влияние на социальные процессы, их структуру, динамику. Можно сказать, что современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. По среднестатистическим данным россияне смотрят телевизор – ежедневно 3.5 часа в среднем, в то время как читают газеты, слушают радио, ходят в кино или театр значительно реже и меньше. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества.

Но полезно ли на самом деле телевидение? Я думаю, что если бы внезапно исчезли компьютеры и телевизоры, вместе с радио, то началась бы паника. Народ не знал бы, чем себя занять. Ломка, почти наркотическая, была бы обеспечена. Книг то, ведь мы не читаем, про живое общение почти забыли. Уставились в мерцающий экран своего телевизора, и всем хорошо. Но ведь это не так! Бесконечные сериалы, ток-шоу, реалити-шоу, одни и те же фильмы, прокрученные по всем каналам не один десяток раз, новостные и аналитические программы, от которых хочется кричать и реклама, реклама, реклама - от просмотра всего этого, можно сойти с ума или деградировать. Что впрочем, и происходит в настоящее время, особенно с современной молодежью и детьми. К сожалению, количество программ не перерастает в качество.

Иногда кажется, что телевидение определённо больше отнимает, чем даёт - убивая время перед экраном, мы абсолютно ничего не получаем взамен, ничего такого, что могло бы пригодиться в современной жизни. Вообще это самое пассивное, ни к чему не обязывающее “развлечение” - ясно, что физическая активность при этом, как правило, нулевая, да к тому же большая часть информации не запоминается, так что в мыслительной деятельности тоже нет особой необходимости. Поэтому все чаще руководители ТВ-каналов выпускают в эфир передачи, рассчитанные на «слабые умы», которыми легко манипулировать, на низменные инстинкты населения. Российское телевидение построено так, что включая телевизор, среднестатистический человек сразу начинает видеть совершенные где-либо преступления, насилие, коррупцию и все это показывается в самом извращенном виде. И как все это воспринимает молодой человек? Оставляет ли он включенным тот канал, где больше насилия, пошлости или обмана? От того, что смотрит нынешняя молодежь, зависит ее будущее. В связи с этим становится важной задачей в современном мире, изучение влияния ТВ на формирование современной молодежи.

Влияние ТВ на нашу молодежь огромно. Исходя из этого, возникает проблема достоверности и объективности передаваемой информации посредством телевидения, а также структура телевизионных передач. Важно понять, имеется ли у современной молодежи способность к критической оценке телевидения, кто формирует информацию для нас и в каких целях?

Если говорить о характере влияния телевидения на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что телевидение может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связаны с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения, а я считаю, что все же теленасилие есть причиной агрессии. Телевидение является также источником пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют по телевидению, очень часто далеки от реальности. Ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют сексуальность.

Но с другой стороны телевидение неотъемлемый элемент культуры ХХ-го века, часть и компонент духовной жизни социума и личности. Телевидение в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки и культуры доступным для масс.

Помимо негативного влияния телевидения на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

- телевидение держит молодежь в курсе всех событий, таким образом, утоляя «информационный голод»;

- телевидение повышает общую, в том числе и политическую культуры населения;

- служит для взаимного информирования властей и населения;

- снимает социальную напряженность;

- многочисленные каналы посвящены определенным темам;

- некоторые программы на самом деле познавательные, они расширяют кругозор молодых людей и их знания.

Я считаю, что, телевидение является самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей, оно обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека. Телевидение мощно влияет на смысложизеннные ориентации современной молодежи, задает, продвигает стандарты красивой жизни, воздействует на поведения молодежи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. По моему мнению, за последние несколько лет молодежь очень сильно изменилась, она подвержена отрицательному влиянию телевидения, и становится зависимой от него. Таким образом, я пришла к выводу, что телевидение негативно влияет на молодое поколение.

В 1923 году была осуществлена первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали в Англии и в США. У нас же в России экраны зажглись в конце 30-ых годов. С тех пор телевидение из мало доступного переросло в массовое развлечение. Это, практически, самый любимый способ людей проводить время, ведь сейчас очень много каналов и все удобства просмотра, к тому же это дешево, что немало важно в наше время. Телевидение несет нам информацию, но порой ненужную, что иногда пагубно влияет на психику подростка. А современная молодежь вырастает не так как раньше на классической литературе, а именно на телевидении.

Трудно переоценить значение телевидения для современного человека. Телевизор занимает почти всё наше свободное от учёбы и работы время, питает наши интересы, взгляды, убеждения. И несмотря на то, что его история насчитывает не одно десятилетие, принципы его влияния на людей изучены недостаточно.

Большое значение в нашем молодежном телевидении сыграло появление музыкально-развлекательных программ и каналов, таких как MTV, МУЗ-ТВ, показ различных ток-шоу («Окна», «Дом-2» и т. д. ), возникновение различных развлекательных шоу, передач «За стеклом», «Последний герой», «Остров искушения», «В дебрях Африки» и т. д.

В апреле 2005 г. в Комитете по делам женщин и семьи начинается работа по законопроекту, запрещающему вредные для детей передачи. Под рабочим названием «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному развитию». В нем, в частности, идет речь о запрете и нецензурщины, и показа в вечернее время сцен насилия, убийств, трупов. Глава информационного комитета Валерий Комиссаров во время недавних парламентских слушаний уже высказался против, сославшись на то, что и «Лебединое озеро» придется тогда запретить. Ведь там есть умирающий лебедь. По его мнению, в законодательстве достаточно норм, оберегающих детскую психику. Но женщины из «семейного» комитета считают иначе. На их стороне и спецы из НИИ по законности и правопорядку при Генпрокуратуре России. Именно они выступили с инициативой разработки нового закона. И депутаты приступили к ней со всем своим энтузиазмом. Но никакого толку. Мы по-прежнему смотрим телепроект «Дом-2», где мат в порядке вещей, как «спасибо» и «пожалуйста», также препарируются физиологические отношения. Многие из этих передач являются прототипом западных.

Но, На мой взгляд, русские люди очень отличаются от людей за границей: разное воспитание, ведь наши родители воспитывались совсем по-другому и они также пытаются воспитывать и наше поколение, хоть и не у всех это получается, разные вкусы, разные менталитеты, разная религия, история и т. д. Несмотря на то, что многие русские передачи -это прототипы заграничных, все равно они по-разному действуют на наших и западных подростков.

В 2004-2005 году на базе нашей школы проводилось исследование на тему «Домашние задания». По итогам анкетирования более 80% учащихся не успевают выполнять весь объем заданных на дом уроков т. к. большую часть внешкольного времени у них занимает просмотр телепередач. В связи с этим нас заинтересовали следующие вопросы:

1. Как влияет современное телевидение на подростков?

2. Какие передачи предпочитают смотреть современные школьники?

Цель работы: показать, как влияет современное телевидение на подростков.

• раскрыть некоторые наиболее яркие примеры из передач на российском телевидении и их влияние на подростков;

• рассмотреть некоторые телепроекты и выявить, как они влияют на нравственное и интеллектуальное развитие молодежи;

• проанализировать различные литературные источники;

1. 1. Что же такое телевидение?

Телевидение- это чудесное изобретение человека, позволяющее нам, не выходя из дома, одним нажатием кнопки приобщаться к удивительному и яркому разнообразию жизни и в считанные секунды перемещаться в любую точку земного шара. Мы можем выбирать из огромного множества программ те, что нам по вкусу - передачи о живой природе, иноземных культурах и традициях, научные программы, передачи, посвященные здоровью, музыкальное шоу, комедии и т. д.

В 1923 году была осуществлена первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали в Англии и в США. У нас же в России экраны зажглись в конце 30-ых годов. С тех пор телевидение из мало доступного переросло в массовое развлечение.

1. 2. Телесериалы

Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов. И импортных, и отечественных. Причем, если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может накопить. Вот накопит – и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! А пока пусть сериалы посмотрит, уму- разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом “не попасть впросак”. И возможностей хоть отбавляй! На какой канал ни попадешь – обязательно про бандитов показывают. Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. Вот герои нашего времени! Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют

Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! Просто как-то так получаетсяВ общем, вынуждают их. Обстоятельства всякие. Все та же чудовищная несправедливость вынуждает, и всякие нехорошие люди, вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. Даже отвратительные попадаются. Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохие.

Бывают и хорошие милиционеры. Но уже в других сериалах – про милицию. Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами, почему бы и не поработать рука об руку? Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!

1. 3. Агрессия из телевизора

Мы уже давно не замечаем, насколько прочно в нашу жизнь вошло телевидение. Телевизор, по сути, стал полноправным членом нашей семьи! Как только мы переступаем порог квартиры, тут же тянемся к пульту - а что там интересного? В компании с телевизором мы завтракаем, ужинаем, обсуждаем важные вопросы, нередко даже спим под его бдительным мигающим "оком". Неудивительно, что и наши дети предпочитают книгам и играм телевизор: достаточно нажать на кнопку, и происходит столько интересного! По статистике пятилетние малыши в среднем проводят у экрана по 4,5 часов в день. Психологи и врачи всего мира встревожены этой цифрой: уже доказано, что телевизор не только влияет на зрение осанку, но и портит характер маленького телемана.

Специалисты подсчитали: в среднем каждые 4 минуты на экране демонстрируются сцены насилия. А детский мозг устроен так, что малыш, даже не глядя на экран, впитывает всю звуковую информацию. Более того, он непроизвольно вычленяет из потока слов, долетающих до его ушей, именно ругательства и угрозы. А потом "неизвестно почему" может сказать маме: "Я тебя убью!", с кулаками наброситься на младшую сестренку или пнуть ногой любимую собаку.

1. 4. "Безобидные" мультики.

Увы, часто мамы сами приучают ребенка к голубому экрану. Устав от бесконечных "Поиграй со мной!", они берут в руки пульт, находят программу с мультиками и, пока чадо зачарованно смотрит на экран, бегут на кухню готовить ужин. Стоит обратить внимание родителей на то, чему учат и , что показывают в любимых "Покемонах", "Злюках-бобрах", "Томе и Джерри". Герои бесконечно колошматят друг друга, кричат, подстраивают всякие гадости. Позднее ребенок, играя во дворе или в садике со сверстниками, копирует поведение любимых мультяшных героев: затевает с другом драку, ставит подножку девочке. Беда в том, что он еще не может критически оценить происходящее на экране. Он не понимает, что в реальной жизни все случается не так, как в мультфильме, и последствия некоторых действий неотвратимы и трагичны. Если человека переехала машина, он потом не встанет, как кролик Багс Банни, и не побежит дальше, отряхнувшись. Поэтому, если уж выбирать мультфильмы, отдай предпочтение доброй советской анимации, или, по крайней мере, миролюбивому "Чипу и Дейлу". Но даже эти безобидные мультики нельзя смотреть подолгу. Если ребенок 1,5 часа просидит перед видиомагнитофоном без движения, зачарованный "Белоснежкой и семью гномами", после просмотра мультфильма он тут же затеет шумные игры с беготней, и совладать с ним будет нелегко. Ведь его просто распирает от эмоций, а энергия требует выхода! Вывод: длинный мультфильм необходимо разделять на серии, устраивать перерывы после 15-20 минут просмотра. Во время просмотра любимой передачи малыш должен находиться на расстоянии 2-2,5 метра от экрана

(это зависит от размера телевизора).

1. 5. Подростки и ТВ

После школы, как правило, 13-летний школьник бежит к телевизору или компьютеру, чтобы посмотреть крутой боевик или убийственный триллер, взятый у друга, а не к письменному столу (уроки подождут). Часто родители думают: "Ребенок уже взрослый, пусть сам решает, что смотреть". Тем не менее, влияние телевизора на неокрепшую психику подростка очень сильно.

Насилие в кино всегда зрелищно. Тинейджер, для которого телевизор - безусловный авторитет, воспринимает бесчеловечное поведение экранных героев, как норму. Насмотревшись боевиков, он и себя чувствует Универсальным солдатом или Терминатором, жаждущим подвигов. Но только каких? Многие несовершеннолетние преступники признавались, что, совершая нападение, они повторяли ключевую сцену из любимого боевика! Но не только агрессия становится последствием многих часов, проведенных у голубого экрана. Телевизор мешает развитию мышления и творческих способностей подростков: они просто отвыкают думать!

Не утешительные данные

Как заявил главный педиатр столицы Александр Румянцев, «к 18 годам, переходя во взрослую сеть здравоохранения, 30% россиян имеют хронические заболевания». Такие цифры дают достаточно поводов для беспокойства, тем более что со временем они будут только расти. По словам медиков, у людей, с ранних лет страдающих хроническими заболеваниями, в несколько раз увеличивается риск родить больных детей или малышей с предрасположенностью к тем или иным недугам.

При этом многие хронические заболевания приобретаются именно в школе. Так, на первом месте, по мнению Румянцева, стоят проблемы с костно-мышечной системой: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника, атрофия мышц. Это происходит потому, что большинство детей проводит свободное время не в подвижных играх, а у экранов телевизоров и компьютеров.

1. 6. Влияние телевизора на детское зрение

Особенности глаз малыша

Около 90% информации человек получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование зрительной системы ребенка.

У новорожденных размеры глазного яблока укорочены, при этом лучи света, проходящие через глаз, собираются в пучок (фокусируются) не на сетчатке (внутренней оболочке глаза, содержащей нервные клетки, воспринимающие и передающие зрительную информацию далее в кору головного мозга), а за ней. Это явление называется дальнозоркостью или гиперметропией. В течение первых двенадцати месяцев жизни глаз активно растет, и полностью зрительный анализатор созревает к 3-5 годам. В этом возрастном периоде зрительная система уязвима и подвержена влиянию вредных факторов, в результате чего возможно развитие патологии.

Роль зрительных нагрузок

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он смотрит телепередачи?

Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку. Для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном расстоянии, ребенку необходимо напрягать специфические структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно, то есть не зависит от сознания ребенка. При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки - чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время происходит срыв компенсаторных возможностей. Это может привести к развитию близорукости.

Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т. д.

Глава 2 Исследование

Для того чтобы выяснить полную картину телевизионных интересов у тинэйджеров, был проведен опрос.

Количество опрашиваемых: 60 человек

Возраст опрашиваемых: 15-17 лет

Из множества программ лидировали следующие:

Данные опросов старшеклассников позволяют также сделать вывод, что 80% подростков считает ТВ неотъемлемой частью своей жизни. Более 60% учащихся смотрит ТВ 4 и более часов в день, это значит, что оно занимает почти всё их свободное время.

И, естественно, ТВ занимает, по мнению учащихся, первое место в средствах массовой информации (90%). Более 50% опрошенных школьников отрицают негативное влияние ТВ на подростков, 70% считают, что ТВ влияет на них положительно.

По данным опроса телесериалы пользуются неизменной популярностью, их смотрят более 60% опрошенных подростков. Следует отметить что, сериалы - это не только "мануэлы" и "дикие Розы" есть комедийные, детективные, исторические, научные сериалы. Радует, что риалитишоу смотрит не более 30% старшеклассников (хотя и эта цифра может быть тревожным звонком). Музыкальные каналы смотрят не более 8% учащихся, основная масса ребят предпочитает не расставаться с плеером, где записаны песни любимых музыкальных групп.

Какие выводы можно сделать из результатов данного исследования? Для подавляющего большинства подростков телевидение является неотъемлемой частью их жизни. К сожалению, ТВ для подростков - прежде всего источник развлечений, а не информации. Они смотрят и сериалы, реалитишоу, из художественных фильмов предпочитают комедии, боевики, фильмы ужасов. Также следует отметить, что более 50% учащихся не видят негативных последствий длительного пребывания возле ТВ экранов. Особо тревожным является тот факт, что многие подростки смотрят все передачи «подряд» не задумываясь, какую информацию и с какой целью передают с экранов. В заключении хотелось бы задать вопрос, если «Мир завтра зависит от того, что нам покажут сегодня», то каким будет наше будущее если большую часть телевизионного эфира занимают телесериалы, боевики и риалитишоу?!

Ищем выход из ситуации

Мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей, поэтому надо искать разумный компромисс.

Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками, он отвлекается на них, в этот момент ребенка легко накормить. Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда.

Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 мин. в день.

Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13- не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).

Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время - с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.

Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более. При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него.

Тип телевизора (обычный, "плоский" экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.

При просмотре телепередач на большом проекционном экране решающее значение имеет размер экрана и то расстояние, с которого ребенок смотрит на него. Если это расстояние превышает 4-5 м, то время просмотра можно увеличить до 2-2,5 часов в день. Если размер проекционного телевизора небольшой и расстояние до него меньше трех метров, то принципиальной разницы между ним и обычным экраном нет.

Родителям необходимо помнить, что зрение у детей снижается постепенно, и часто они не замечают этого. Поэтому даже при отсутствии жалоб необходимо своевременно (1 раз в год) показывать ребенка детскому офтальмологу. Это даст возможность выявить возможную патологию на ранних стадиях и вовремя начать лечение.

Если в доме появился младенец, родители должны смотреть телевизор в другой комнате или на кухне.

Чтобы дошкольник не стал телеманом, обеспечте ему побольше развлечений вне дома: запиши в спортивную секцию или школу искусств.

Приучай ребенка к хорошим книгам, о которых он сможет рассказать друзьям вместо приключений Покемона.

Покупая видео-кассеты с мультфильмами, читай аннотации, и, прежде чем поставить их сыну или дочке, посмотри сами.

Когда смотрите какой-нибудь фильм с подростком, не бойся критиковать всех агрессивное поведение героев.

Всякий раз после просмотра фильма объясняй тинейджеру, чем отличается кино от реальной жизни, будь то красивая мелодрама или боевик.

Анна Воронцова, АЦ Vi, разбирается с самым популярным на медиарынке мифом

  • Интернет
  • Vi
  • АЦ Vi
  • Исследования
  • ТВ
  • Телесмотрение
  • Молодежь

Действительно, далеко не каждый современный горожанин в возрасте 15-34 лет ежедневно включает телевизор. Так поступает только… 66% представителей молодого поколения. Еще примерно четверть молодых горожан смотрит телевизор несколько раз в неделю (но не каждый день!) и лишь 8% делают это так редко, что легко можно сказать, что они действительно не смотрят телевизор.

Казалось бы, в расследовании можно ставить точку, однако вопреки всем фактам мнение про «не смотрящую телевизор молодежь» звучит рефреном вновь и вновь. В чем же здесь дело?

Частота просмотра телевизора в возрастных категориях 15-34 и 35+


Притягательность телевидения настолько велика, что лишь единицы горожан в возрасте 35+ могут обходиться без него: 86% смотрят телевизор каждый или почти каждый день и 99% - хотя бы раз в неделю. В среднем, каждый горожанин 35+ проводит перед телевизором 20,5 часов в неделю. На этом фоне молодежь действительно можно назвать мало смотрящей телевизор (чуть более 14 часов в неделю).

Однако это не новость, поскольку молодежь всегда смотрела телевизор меньше взрослого населения, и социологи обратили на это внимание еще в начале 70-х годов прошлого столетии . Важно, что данное обстоятельство до сравнительно недавнего времени не порождало суждения о том, что молодежь «перестала» смотреть телевизор.

Ситуация изменилась с приходом нового медиа – интернета. Молодежь первой освоила его и стала регулярно использовать. Современный городской подросток (15-19 лет) использует интернет каждый день, и за неделю у него набегает порядка 23 часов его использования. Тогда как перед телевизором он проводит намного меньше времени – около 10 часов.

Впрочем, подростки – это совсем «узкая» целевая группа, поэтому мы вернемся к более значимой возрастной группе 15-34 года. Среди них интернетом дома на ежедневной основе пользуется абсолютное большинство (85%), и за неделю у них набегает порядка 18 часов использования этого медиа. Это больше того времени, которое они проводят перед телевизором (порядка 15 часов в неделю).

Более того, за последние несколько лет продолжительность телепросмотра именно в этой возрастной группе (15-34) заметно снизилась. К примеру, с 2012 года по 2014 год горожане 15-34 стали смотреть телевизор на 100 минут в неделю меньше. Сочетание этих двух обстоятельств и породило представление о том, что молодежь «перестала смотреть телевизор», поскольку «ушла в интернет».



Фото Depositphotos

Интернет дает доступ к бесконечному множеству возможностей, при этом почти все время, проведенное в интернете, можно свести к пяти основным активностям: просмотр видео, использование социальных медиа, поиск информации, прослушивание музыки и онлайн-игры. В среде активных пользователей на просмотр видео приходится почти половина (42%) всего времени, проведенного в интернете .

Просмотр онлайн-видео стал столь популярной активностью несколько лет назад в результате трех важных обстоятельств. Во-первых, существенно увеличилась скорость домашнего доступа в интернет. Сегодня в каждом втором городском домохозяйстве (56%) имеется фиксированный широкополосный доступ в интернет, который позволяет просматривать любое онлайн-видео (в том числе художественные фильмы) без пауз и зависаний.

На сегодняшний день большинство (75%) просмотров видео, взятого из интернета, уже приходится на онлайн-режим, и в ближайшие годы это соотношение вряд ли повернет вспять. Впрочем, совсем списывать со счетов практику скачивания (и просмотра скачанного) еще рано.

Какое же видео смотрит молодежь через интернет? Как показало исследование АЦ Vi, третья часть объема (37%) приходится на просмотр художественных фильмов. Еще четверть объема (26%) приходится на телесериалы. Еще четверть (27%) - на прочие телевизионные жанры (юмор, развлекательные передачи, документальные передачи и т.п.).


Можно предположить, что при таких обстоятельствах интернет напрямую конкурирует с телевидением за молодежную аудиторию. Сравним, сколько времени тратят на просмотр телевизора те представители возрастной группы 15-34, что смотрят видео через интернет и те, что не смотрят. Оказывается, что представители первой категории проводят перед телевизором 14 часов в неделю, а представители второй – 14,5 часов.

Медийное потребление молодежи гораздо более разнообразно, чем у представителей старших возрастных категорий. Во многом – благодаря способности молодежи (сравнительно) легко осваивать новые экраны, новые интернет-технологии, новые сервисы. Представителя возрастной категории 15-34 гораздо чаще можно застать с ноутбуком или планшетом в руках, чем с пультом от телевизора.

Текст: Анна Воронцова, ведущий эксперт отдела социологических исследований АЦ Vi

1 Исследование «Телевидение глазами телезрителей-2014», АЦ Vi
2 Б.М.Фирсов «Телевидение глазами социолога», 1972
3 Особая целевая группа, выделенная для изучения современных форм медийного потребления: москвичи в возрасте от 15 до 50 лет, ежедневно пользующиеся интернетом.
4 По данным исследования «Digital Day», 2013 год, АЦ Vi

Читайте также: