Что будет с телевидением в будущем

Опубликовано: 25.11.2021

А есть ли у телевидения будущее?

Весь мир аналога разрушим
До основания. А затем?



Константин Миллер
Технический директор телеканалов
"СТС-Москва" и "Домашний" (Телеэкспресс)

Вы любите театр? А знаете, что на заре кинематографа многие предсказывали ему быcmpую и неминуемую смерть. Якобы кино полностью заменит театр. Однако этого не произошло, и оба этих искусства прекрасно сосуществуют в наше время. Почему? Да потому, что кино, при всех его достоинствах, не в состоянии заменить прямого общения актеров со зрителями

Похожая история приключилась в наши дни. Некоторые люди решили, что телевидение может полностью вытеснить кинопрокат, и захотели упразднить последний. Слава Богу, он выжил в тяжелейших условиях, а сейчас получил хорошее развитие. Не задумывались ли вы о том, в чем разница между кино и телевидением?
Телевидение - это продукт с доставкой на дом, а в кино мы идем смотреть конкретный, интересующий нас фильм. Возникает вопрос, а что же такое телевидение и какое у него место в будущем?

Вот, например, с театром относительно просто. Никто не сомневается, что театр - это Искусство. От литературного первоисточника (пьеса), через работу режиссера (постановка), художника (свет, декорации), до исполнения актерами своих ролей (спектакль) - все это искусство и совсем немного технологии (фонограммы, механизм сцены, световые эффекты).

Нет сомнений, что и кино - это Искусство. Также присутствует литературная первооснова, режиссерская работа, работа художника, игра актеров, и, плюс к этому, работа оператора, глазами которого мы видим, работа звукооператора, ушами которого мы слышим и, наконец, работа режиссера монтажа, который из разрозненных кусков собирает законченное произведение -Фильм. Однако, сам процесс демонстрации фильма искусством не является, это - индустрия. В кино значительно больше технологических процессов, чем в театре, поэтому кроме киноискусства существует кинопромышленность и кинопрокат.

С телевидением еще сложнее. Изначально телевидение определяется как технология передачи изображения на расстояние. Изображение раскладывается на точки (пиксели), преобразуется в электронный сигнал, а сейчас, я бы сказал, в цифровой код, затем сжимается, передается по каналу связи, а на приемной стороне расшифровывается и обратно преобразовывается в изображение. Причем происходит это в реальном режиме времени (хотя бывает и ускоренная, и замедленная съемка). Существует множество форматов разложения изображения и способов его передачи по каналам связи.

Цифровой XXI век

Мы живем в очень интересную эпоху очередной технологической революции, важную роль в нашей жизни играет Интернет. Если двадцатый век мы называли атомным, то двадцать первый век, скорее всего, назовут цифровым или информационным веком. Что такое Интернет? Сказать, что Интернет - это глобальная коммуникационная сеть, как он определяется в учебниках, значит сказать очень мало. Тогда уж, это -множество подмножеств локальных коммуникационных сетей, объединенных в глобальную структуру. На самом деле, это даже не средство общения, а среда общения. Интернет дает нам информацию, информацию и еще раз информацию. Вы можете общаться с любым абонентом Интернета не только при помощи текстовых сообщений, но и с помощью голоса, а если захотите, можете обмениваться и изображениями. В Интернете вы можете найти и получить практически любую информацию, включая литературу, кино и телевидение, бесплатно или за деньги.

А теперь вспомним, что традиционное аналоговое вещательное телевидение после 17 июня 2015 г. в нашей стране становится вне закона, и ужаснемся, -неужели телевидение так просто возьмет и растворится в Интернете?


В России разрабатывается программа перехода к цифровому вещанию до 2015 г., а по оценкам некоторых экспертов, такой переход закончится уже в 2012 г. Начато цифровое вещание в Мордовии, готовятся к переходу на него и в других регионах России. Не секрет, что многие кабельные операторы уже давно освоили цифровое вещание. Замечательно. Но что же получается? Каждый оператор сам себе выбирает формат вещания? А как же тогда быть с единым информационным пространством России? Ведь одно из неоспоримых преимуществ цифрового вещания - это то, что на одной и той же частоте на всей территории России может транслироваться один и тот же пакет программ. Причем в отличие от аналогового телевидения на одной частоте может располагаться не один канал, а несколько в зависимости от качества передаваемого изображения. Чем ниже передаваемая разрешающая способность изображения, тем больше каналов может уместиться на одной частоте.

Извечный русский вопрос -"Что делать?"

Думаю, начать надо с утверждения стандартов цифрового телевидения. На сегодняшний день существует только один такой: ГОСТ Р 52210-2004. "Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения". К сожалению, в отличие от советских времен, ГОСТы теперь имеют не обязательное, а рекомендательное значение. Это плохо, так как, например, в законе РФ "О средствах массовой информации" один глоссарий, а, например, в законе "О рекламе" - другой, да и в проекте упоминавшейся уже программы перехода к цифровому телевещанию тоже пока свой собственный глоссарий. Поэтому недостаточно разработать стандарты, необходимо их обязательное внедрение для обеспечения единого информационного пространства России.

Конечно же, должен быть не один стандарт. Я бы разделил форматы цифрового вещания в зависимости от размера экрана пользователя:

  1. Мобильное или IP-телевидение с размерами экранов до 30 см по диагонали. К этому классу относятся мобильные телефоны, смартфоны, КПК, автомобильные, наручные и карманные телевизионные приемники. Для этого класса будет спра-в ведливо все то, о чем говорила г-жа профессор Оргад. Достаточно стереофонического, а для каких-то каналов и монофонического звукового сопровождения, необходима обратная связь. На цифровой частоте может разместиться до 100 каналов.
  2. Традиционное телевидение стандартной четкости с размерами экрана от 30 см до 100 см по диагонали. Это самое привычное нам массовое телевидение. Стереофоническое звуковое сопровождение. На одной цифровой частоте могут разместиться 4-6 таких каналов
  3. Телевидение высокой четкости с размерами диагонали экрана от 1 до 3 м. К этому классу относятся домашние кинотеатры, видео проекторы, офисные просмотровые залы и тому подобное. Звуковое сопровождение по схеме 5 + 1.
  4. Цифровой кинематограф с размерами экранов более 3 м по диагонали. Специальная сеть для кинотеатров в различных уголках страны. Полифоническое звуковое сопровождение. (Соответствующий проект уже разрабатывается.)


Форматы должны быть совместимыми, то есть должно быть так, что, с одной стороны, даже на мобильном телефоне может приниматься канал высокой четкости (при условии свободного доступа к нему или оплаченной подписки) с тем качеством, которое позволяет данное устройство, и, с другой стороны, на домашнем кинотеатре должен быть возможен прием мобильных каналов (при тех же условиях - свободный доступ или оплаченная подписка) либо в окне соответствующего размера, либо с той четкостью, которую обеспечивает канал. Другое дело, что стоимость подписки в принципе помимо всего прочего может зависеть и от размеров экрана приемного устройства. Может быть, даже свободный доступ одного и того же канала для мобильных устройств и платный для больших экранов или, наоборот - свободный доступ для стационарных телевизоров и платный для мобильных устройств.

Нет сомнений в том, что в Интернете ли, в цифровом ли кинематографе, телевидение как технология никуда не исчезнет. А что будет с телевидением как со средством массовой информации?

С точки зрения потребителя

Как уже отмечалось выше, покупать просмотр фильма за определенную плату - скорее свойство кино. Кстати, определение "домашний кинотеатр" достаточно точно отражает ситуацию, и с этой точки зрения - владельцы качественных аудиовизуальных комплексов покупают фильмы для домашнего просмотра. Многие кабельные операторы предоставляют платную услугу - показ определенного фильма на специально выделенном канале по расписанию. Вы оплачиваете какой-либо сеанс, настраиваетесь на нужный канал и смотрите фильм. И эта услуга у кабельных операторов правильно называется кинопоказом. То есть кино проникло в телевизор и в этом смысле.

Однако потребности самого зрителя растут, и странно было бы этого не учитывать. Покупая домашний кинотеатр, я хочу видеть изображение и слышать звук соответствующего качества. Сейчас эфирное телевидение мне этого качества обеспечить не может. В будущем те каналы, которые претендуют на художественное вещание (кинофильмы, музыка, спорт, зрелищные шоу) должны перейти на форматы высокой четкости.

В существующем формате стандартной четкости могут остаться информационно-аналитические и другие подобные каналы ("говорящие головы", извините за жаргон), хотя, может быть, и их будущее в малых формах, о чем говорилось выше. Как ни странно, в этих же форматах должны остаться эротические каналы - ТВЧ им категорически противопоказано, воздержусь от дальнейших пояснений.

Ну а про мобильное и IP-телевидение мы уже говорили с госпожой Шани Оргад.

Хочу подчеркнуть, что ни один формат не может быть исключительным. Каждый канал должен иметь возможность выбора одного или нескольких стандартов вещания. Важно, чтобы сами эти стандарты были четко регламентированы, были едины во всей России и учитывали международные рекомендации. Очень важно не допустить перекоса в пользу одного из стандартов. Сейчас я вижу опасность такого перекоса в сторону мобильного телевидения. Одно только соотношение количества публикаций в прессе про мобильное или IP-телевидение к публикациям про ТВЧ (более чем 10:1) не может не настораживать. Я ничего не имею против того, чтобы смотреть новости или моби-зоды на мобильном телефоне. Но и миллионы телевизоров с большими экранами никуда не денутся. Придя домой, я хочу посмотреть, например, футбольный матч любимой команды на большом экране с хорошим разрешением. Очень хочется, что бы телевидение высокой четкости нашло свое место в наше стране, а не было бы забыто и запущено, как в свое время кинопрокат.

Итак, какую-то часть телевидения как средства массовой информации возьмет на себя Интернет. Именно, что касается информации. В остальном, телевидение будет востребовано ровно настолько, насколько будет отвечать потребностям соответствующей зрительской аудитории.


Игорь Тирадор Профессиональный дилетант. Человек ищущий, пишущий и увлекающийся. Автор блога blog.know-thyself.ru. Скаут проекта «Жить интересно!»
  • medium.com/@igortirador
  • facebook.com/igortirador

    Прежде чем вглядываться в будущее и делать прогнозы, попробую описать то, какой я вижу ситуацию с телевидением в современном мире — за рубежом и в России, какие предпосылки к появлению телевидения будущего есть уже сегодня и каким мне бы хотелось видеть будущее интернет-телевидения.

    Настоящее

    Основные цели и задачи современного телевидения — развлекать, создавать потребительский спрос, формировать общественное мнение и лишь в последнюю очередь информировать и просвещать.

    Стив Джобс много высказывался по поводу телевидения и его влияния на людей. Это его малоизвестное выступление в 1999 году посвящено той же теме:

    За рубежом, где давно существует кабельное и спутниковое телевидение, активно развивается и интернет-телевидение. Тем временем в России главным телевизионным продуктом продолжает оставаться эфирное телевещание. Куда менее распространено кабельное и спутниковое телевидение, а интернет-ТВ делает только первые шаги.

    За рубежом телевидение нацелено на создание качественного и уникального продукта: в условиях, когда зрителю предоставлен практически неограниченный выбор, надо очень постараться, чтобы привлечь и удержать его внимание. В связи с этим получило развитие специализированных каналов, которые существуют во многом благодаря платной подписке: рекламы там нет вовсе либо ее очень мало, и она качественная.

    Количество россиян, смотрящих ТВ, исчисляется миллионами — все это потенциальные покупатели товаров и услуг. Ни радио, ни печатные СМИ, ни уличная реклама не имеют такой аудитории. Потенциал роста есть только у интернета. Но тут свои сложности.

    В России до сих пор есть территории, не имеющие доступа в интернет. По тем или иным причинам (географическим, экономическим или техническим) это невозможно. Учитывая, что у населения нет возможностей для покупки дополнительного коммуникационного оборудования, им остается лишь один источник получения информации из внешнего мира — телевизор с парой-тройкой эфирных телеканалов с определенной информационной политикой, цензурой. Ограниченность выбора накладывает отпечаток на вкусы и точку зрения зрителей и, возможно, делают ее ограниченной и однобокой.

    Тем временем в США, несмотря на медленный интернет и связку услуг (телевизор + интернет), многие потребители отписываются от традиционных телеканалов в пользу интернет-телевидения и подписочных сервисов Netflix и Hulu. Все чаще и все проще становится одной кнопкой включить вещание на все экраны и планшеты дома.

    Недавно YouTube разрешил после процесса проверки аккаунта устраивать прямое вещание — это важный шаг для развития интернет-телевидения. Раньше максимум, что можно было сделать — устроить вещание на десятке порталов и получить крохи от той аудитории, что есть на этих сервисах.

    Помимо громоздкого и недешевого Smart TV появляются доступные альтернативы — различные ТВ-приставки размером с флешку, которые позволяют получить доступ к онлайн-сервисам, вещать с планшетов и улучшить возможности телевизора. Спрос на них есть и в России, несмотря на то, что решений, адаптированных под российский рынок, очень мало.

    4К — разрешение, которое призвано заменить в будущем Full HD (1920 х 1080 пикселей) разрешение в видеофильмах и, возможно, телепрограммах.

    4К — размер разрешения экрана, равный 4000 пикселям в ширину и 2000 пикселям в высоту. Экран с разрешением 4К эквивалентен по площади четырем Full HD экранам.

    Распространение телевизоров, камер и проекторов с поддержкой 4К позволит интернет-телевидению начать вещание в этом формате намного раньше, чем это начнут делать традиционные телеканалы.

    Благодаря этому уже в ближайшее время можно будет увидеть новый сезон Карточного Домика в ультрачетком разрешении. Со временем это неизбежно приведет к модернизации инфраструктуры иИнтернета: накопители еще более уменьшатся в размерах, при этом объем хранения данных увеличится.

    Что из этого выйдет и какие перемены могут ожидать нас в будущем, а главное какие возможности это даст зрителю и автору?


    Будущее

    Smart TV и широкополосный интернет-доступ будут проникать в регионы, как в нашей стране, так и по всему миру.

    До своего полного слияния с интернет-телевидением телевидение станет более интерактивным.

    Таким образом нас ждет бурное развитие мультиэкранных технологий, появление спутниковых 4K-трансляций, а также множества нишевых телеканалов, опережающих по качеству «телеканалы обо всем».

    На смену технологии мультэкранов придут различные гибкие смартфоны и смартбуки, а еще позже наступит эра голографических изображений.

    Появится возможность проецировать изображение на любую плоскую поверхность — появится возможность смотреть не только видео, но и различные данные (оперативные сведения, прогноз погоды и другие сводки).


    Это решит проблему повсеместной доступности информации в любой точке земного шара.

    Интернет-телевидение будет следовать за нами и так или иначе влиять на то, что мы видим и покупаем, как это сейчас делает интернет.

    В недалеком будущем «уютный диванчик» из сказок, на котором можно развалиться и странствовать «по щучьему веленью» с помощью любого устройства, станет доступнее еще большему количеству населения. Хотя в чуть более отдаленной перспективе исчезнет такое явление, как пассивный просмотр телевизора, когда человек лежит на диване и механически переключает каналы, чтобы убить скуку и удовлетворить потребность мозга в новых впечатлениях. Из ленивых зрителей, которые порой привязывают дни недели к определенному выходу телешоу, пользователи превратятся в «мультизрителей».

    В будущем будет полностью развенчан миф, что за просмотром телевизора можно отдохнуть и даже восполнить ресурсы. Эксперимент Zen TV доказал, что это — один из проверенных способов копить усталость день ото дня. Просмотр ТВ отнимает энергии почти столько же, как длительное безрезультатное общение, когда переливается из пустого в порожнее. Впрочем эта проблема существует и растет со времени появления печатного станка, радио, ТВ, интернета и всех тех источников информации, которые используются не в меру.

    Канут в лету времена, когда был популярен коллективный просмотр передач, а выбор телеканала в прайм-тайм оставался вопросом семейного компромисса. Еще пара лет — и Smart TV и другие платные сервисы по подписке вроде (Netflix, Hulu, Amedia) научатся определять ваши предпочтения, будут вести статистику того, что вы просмотрели, убирать повторные показы и автоматически выдавать лишь то, что вам интересно, тем самым сокращая затраты времени на поиск.

    Постепенно исчезнет необходимость подстраивать обстановку под телевизор и люди будут смотреть длинные лекции и шоу, где ведется «диалог двух голов», на мобильных устройствах, без всякого труда, где угодно.

    Второй экран (интернет-вещание) поменяется ролями с первым (телевизор), и первый экран будет использоваться куда реже, чем второй.

    Технология multiscreen позволит использовать в качестве телеэкрана планшет или смартфон — специальное приложение, установленное на них, позволит проводить голосования и дебаты, смотреть отдельные куски видео, получать комментарии от зрителей в реальном времени, отмечать и делиться понравившимся.

    Сегодня у множества телехолдингов и телеканалов существуют приложения, позволяющие во время просмотра лекций или шоу оценивать ту или иную их часть, а также отображается статистика, когда был всплеск активности. Тем самым у лектора /шоураннера появляется практически мгновенная возможность проанализировать, почему какие-то части кажутся скучными, и как это можно изменить.

    На YouTube с помощью умных алгоритмов (которые будут распознавать интонации речи и происходящее на экране) можно будет смотреть превью видео с самыми интересными моментами.

    Телевидение станет более доступным для людей, имеющих проблемы со слухом или зрением. Появятся автоматические субтитры, а в более отдаленном будущем — синхронный перевод речи и субтитров, также везде появится язык жестов. На смену 4K к концу десятилетия придет 8K ТВ, равное по качеству IMAX HD, и это станет еще одним толчком для развития смежных технологий, а значит появления новых возможностей для создателей и зрителей.

    Будущее уже здесь, и к новым возможностям лишь нужно протянуть руку.

    Технологии, которые используются для создания множества передач и сериалов в России и даже в США, совсем не современные, за исключением HBO, который прошел долгий путь от штаба в квартире до медиахолдинга.

    В прошлом октябре популярный журнал Dazed & Confused выпустил амбициозный манифест «a New generation of video», в котором наглядно объяснил, почему в ближайшем времени издание будет ориентироваться на производство видеопродукции.

    Незадолго до Dazed & Confused похожим образом сайт перезапустили в i-D, следуя генеральной линии cвоего медиахолдинга Vice, где мастерство производства видео успешно осваивали последние несколько лет. А самым большим прорывом для Vice в прошлом году стал запуск серии документальных передач на канале HBO c последующим продлением на второй сезон. И хотя шоу происходит на кабельном ТВ, причины его популярности выходят далеко за рамки традиционных медиа.

    На примере Vice отчетливо видно, что недорогие средства записи, глобальный мир, интерес к неочевидным темам и метод полного погружения превращают команду из двух-трех человек в настоящую телебригаду, которая способна предоставить более увлекательную и гибкую историю, чем громоздкое телевидение.

    Также с развитием облачных технологий все больше будет развиваться такое течение в кино, как облачная документалистика. Одним из первых таких фильмов был Life in a Day — совместный продюсерский широкомасштабный спецпроект Ридли Скотта и известного видеохостинга YouTube. Это попытка создания первого в мире так называемого «глобального фильма», материалы которого предоставляют пользователи интернета, которые становятся соавторами и сорежиссерами фильма.

    Технология — это уже не обязательно девайсы и сложные компьютерные программы. Самая яркая, самая понятная технология — это новые отношения между людьми, новые способы их строительства, новые эмоции, которые мы испытываем благодаря открывающимся возможностям.

    Тиффани Шлейн, создатель Webby Awards, и ее муж, писатель и ученый, профессор Berkeley Кен Голдберг, придумали совершенно удивительное: делать очень простые и очень важные фильмы «в облаке» — но не столько в технологическом, сколько в облаке общих чувств и переживаний, в облаке сопереживания и взаимозависимости.

    Это самый свежий проект The Moxie Institute. Посмотрите и предыдущие работы Тиффани и Кена и, я уверен, потраченное время вполне окупится и вернется к вам свежими, яркими и мотивирующими эмоциями.

    Со временем интернет-телевидение и другие технологии сделают это еще доступнее и позволят собираться совершенно разным людям в телебригады.

    Будущее — за технологиями, которые будут изменять взаимодействия с миром и интернет-ТВ, где больше поле для экспериментов и будет более тесная среда конкуренции.

    Именно благодаря этому Интернет-телебригады ориентируются не на то, чтобы получать больше денег при меньших усилиях, а на то, чтобы повышать качество и создавать то, чему аналогов в мире просто не существует.

    Именно от нашей обратной связи и взаимодействия зависит, насколько качественным будет интернет-телевидение, каким будет будущее книг и еще множество чего в различных сферах, которые касаются практически каждого из нас ежедневно. Или мы

    хотим, чтоб в будущем на солидных интернет-телеканалах можно было наткнуться на низкокачественные продукты, вроде той, псевдодокументалистики о вымерших акулах, которые живы до сих пор, или о существовании русалок, которой «порадовали» своих зрителей Discovery и Animal Planet?

    Ищите новые возможности, открывайте новые горизонты, повышайте качество жизни и жить будет еще интереснее!



    Перейти на сайт Электронного города

    Перейти на сайт Электронного города

    Перейти на сайт Электронного города

    Перейти на сайт Электронного города

    Перейти на сайт Электронного города

    Вы сможете смотреть программы из любой страны, и незнание языка не будет мешать. Крупные корпорации вроде Apple заинтересованы в том, чтобы их передачи смотрело как можно больше людей. Поэтому появятся устройства, которые смогут переводить на лету язык любой страны. И говорить они будут не как роботы, а как актеры с отточенной дикцией, причем смогут идеально имитировать любой голос.

    Нейросеть уже научилась подражать человеческой речи. А переводчик Google уже использует нейронные сети. Осталось только объединить технологии и довести их до ума.

    Уже сейчас существуют прототипы очков дополненной реальности. Они добавляют в реальный мир виртуальные объекты. Например, могут указать стрелками маршрут вдоль дороги, вывести перевод надписи с иностранного языка или показать любую объемную фигуру: человека, животное, памятник, здание.

    С такими очками можно полностью отказаться от обычного телевизора. Зачем покупать реальное устройство, если есть виртуальное? Очки «нарисуют» телевизор любых размеров на стене, и по нему можно будет смотреть кино. Нечто подобное уже умеют делать очки дополненной реальности, например Magic Leap One.

    Уже сейчас в цифровом ТВ много пакетов с тематическими каналами. В будущем их станет больше, а традиционные телеканалы потеряют большую долю аудитории.

    Произойдет что-то вроде «ютубизации» телевидения — каждый будет настраивать его под себя, а интересные каналы и понравившиеся передачи вы сможете отправлять друзьям.

    Производство и распространение видео дешевеет — хорошие ролики можно снимать даже на фотокамеру. А чтобы их посмотрели миллионы, больше не нужно телевизионное вещание.

    Выше мы уже рассказывали, как Apple и Amazon снимают собственные ТВ-шоу. В течение десяти лет образовательные и развлекательные каналы запустят если не сотни, то десятки корпораций. Facebook, Google, Microsoft, Nike, Coca-Cola, Nestle, McDonald`s — у каждой будет собственная площадка.

    Например, уже сегодня вы можете посмотреть передачи про экстремальные виды спорта на Red Bull TV.


    Сейчас телевидение проводят домой — по конкретному адресу. В будущем вы сможете подключать его к своему аккаунту, а смотреть — везде, где залогинитесь: на телевизоре, ноутбуке, планшете или смартфоне.

    Например, в командировке, на отдыхе в другом городе, в деревне — в любом месте с нормальным интернет-покрытием. Даже поселившись в отеле в Египте или Испании, вы сможете смотреть кино и новости на русском языке.

    Уже сегодня вы можете зайти с любого компьютера в браузер Chrome и авторизоваться под своим аккаунтом. Все закладки загрузятся с серверов Google, а YouTube покажет вашу персонализированную ленту видео. То же самое будет и с телевидением.

    Часто, на поиски того, что посмотреть, уходит не один час. Мы безнадежно щелкаем каналы на телевизоре, ищем в интернете очередной «топ» фильмов или перелистываем подборки на YouTube. И так каждый раз. Бывает успешно, но не всегда.

    Тем, кто пользуется приставкой цифрового ТВ, повезло больше. Некоторые провайдеры выводят на главный экран ТВ подборки самых популярных фильмов, топ-видео в YouTube и тематические рекомендации. Например, так у Электронного города, его абонентам приставка сама ищет, что посмотреть.

    Мы знаем точно (и уже работаем над этим), что совсем скоро телевидение шагнет еще дальше и возьмет лучшее от интернета — возможность анализировать ваше поведение. Сайты умеют отслеживать интересы пользователя и предлагать материалы на соответствующие темы. Тот же YouTube формирует ленту видео с учетом ваших предпочтений.

    К слову, реклама тоже будет подбираться индивидуально, поэтому перестанет бесить и станет даже в некоторой степени полезной. Как сейчас «Вконтакте». Смотрите шоу про кошек — вам предложат купить кошачий корм. Добавили в аудиозаписи Басту — предложат пойти на его концерт. Включили баскетбольную трансляцию — увидите баннер с новыми спортивными кроссовками.

    Нечто подобное есть уже сегодня. Так, владелец Smart TV Пол Макмиллан рассказал в «Твиттере» о подозрительном случае, когда во время просмотра фильма «Бесславные ублюдки» система показала ему рекламу службы в армии.


    Голосовать с помощью СМС за участников телешоу вроде «Дом 2» или «Голос» можно и сейчас. Но в будущем интерактивность телевидения выйдет на новый уровень.

    Например, вы сможете играть в онлайн-викторины. Или «донатить» участникам реалити-шоу — высылать деньги путешественникам или начинающим исполнителям из того же «Голоса».

    К слову, интерактивность в кино появилась еще в 1967 году в Чехословакии. Зрители комедии «Киноавтомат» в специальном зале самостоятельно выбирали развитие сюжета с помощью пульта. Идея перекочевала на телевидение. И в 2017-м Стивен Содерберг и HBO в телешоу «Мозаика» предложили зрителям разных героев, от лица которых смотреть сериал, а также возможность выбирать детали сюжета. Все это через специальное приложение.

    Но настоящий ажиотаж вызвал Netflix с интерактивным эпизодом «Черного зеркала». Его структура значительно сложнее всего, что выходило в этом формате раньше. По ходу фильма каждые 3 минуты зритель выбирал между двумя ответвлениями сюжета. Netflix даже разработал для этого специальное программное обеспечение. Несмотря на 7 условных альтернатив развития сюжетной линии, реальное количество концовок фильма подсчитать трудно.

    Тенденция задана и со временем будет появляться все больше интерактивных шоу и сериалов.

    Смотреть спортивные трансляции тоже станет интереснее — вы сможете подключаться к любой камере арены. А при просмотре кино появится возможность «вертеть головой» на 360°, как сейчас в некоторых музыкальных клипах.

    Возможно, некоторые режиссеры даже начнут снимать фильмы, где зритель сможет следить за происходящим глазами любого героя — так одну и ту же картину можно будет посмотреть сразу с нескольких разных точек зрения, а эффект погружения станет намного глубже.

    image

    Модератор: Вероника Северная, управляющий партнер NMI Group

    • Алексей Толстоган, генеральный директор НРА
    • Елена Лобачева, заместитель гендиректора НРА по продажам
    • Яна Морозова, директор по медиабаингу Mail.ru Group
    • Дмитрий Виноградов, баинг-директор NMI Group

    Телевидение готово к серьезным изменениям

    ТВ-селлер заговорил о телерекламе в контексте перформанса — это признак готовности телевидения к серьезным изменениям, считает Яна Морозова, директор по медиабаингу Mail.ru Group. Из предложенных НРА инноваций наибольшее внимание привлекает продажа рекламы по CPM. Этот инструмент позволит рекламодателям измерять ТВ- и диджитал-рекламу в одной системе координат.

    Однако есть моменты, на которые важно обратить внимание.

    1. Необходимо определить, насколько тысяча контактов, полученных на основании пиплметров, экстраполированных на генеральную совокупность, сопоставима с тысячей диджитальных контактов. Это требует отдельного исследования.

    2. В будущем хотелось бы увидеть для рекламодателей возможность выбирать среду, где они хотят быть представлены, — только ТВ или микс ТВ и диджитал-каналов.

    Рынок телерекламы начал восстанавливаться

    Телевизионный рекламный рынок по итогам полугодия прошел пандемию неплохо, особенно по сравнению с другими медиа, которые показали достаточно глубокий отрицательный результат (кроме интернета), отметил Алексей Толстоган. На ТВ сокращение было порядка 9%. Во всем мире телерекламный рынок, по данным Warc, упал на 17%.

    Такой результат в альянсе связывают с политикой продаж селлера, внедрением новых инструментов и развитием новых продуктов.

    В конце второго квартала селлер зафиксировал восстановление рынка. Активность рекламодателей выросла почти во всех сегментах, что внушает оптимистичные ожидания от итогов года.

    Доля ТВ в портфеле NMi Group составляет более 95%, сказал Дмитрий Виноградов, баинг-директор группы. Агентство согласно с оценкой вклада ТВ в рост продаж, представленной Алексеем Толстоганом на конференции TV2B, которая в среднем составляет более 70%.

    По долгосрочным контрактам NMi Group видит тренд на сохранение доли ТВ в медиасплите, а по ряду клиентов и ее рост. Это отражает не только стремление к получению оптимальных условий при формировании сделок, но и доверие к каналу коммуникации.

    Если говорить про второй квартал 2020 года, то ситуация скорректировалась в пользу ТВ. Клиенты, чей бизнес сильно страдал от режима самоизоляции, переносили ТВ-бюджеты в третий и четвертый кварталы и сокращали бюджеты по другим медиа. Что может говорить о двух вещах: важность ТВ в медиамиксе и правильно выбранная переговорная позиция со стороны НРА по сохранению бюджетов.

    Привычка смотреть телевизор останется

    Во время пандемии телесмотрение поднялось до уровня, который фиксировался 12 лет назад, заявил Алексей Толстоган. К просмотру присоединилась молодежь — школьники и студенты оказались дома и стали в том числе смотреть ТВ. Доказано, что привычки вырабатываются за три недели. Контент, с которым познакомилась и успела привыкнуть новая аудитория, побудит ее возвращаться к телеэкрану. Учитывая, что сейчас многие рекламодатели рассматривают возможность работы из дома и из офиса, то многие привычки, возникшие во время локдауна, могут остаться надолго.

    При этом у телезрителя есть потребность в персонализированной рекламе, рассказала Елена Лобачева, замгендиректора по продажам НРА. Перформанс-технологии, которые сейчас разрабатывает селлер, позволяют этого добиться. Один из таких инструментов — Addressable TV. Согласно исследованию PwC, проведенному на данных Sky Media, использование этой технологии приводит к росту вовлеченности зрителя в рекламу на 35%, позитивного отношения к рекламе — на 10%, эмоционального отклика — на 13%. Рост остальных метрик для бренда, впервые запустившего подобную кампанию, достигает 20%.

    Бренды ждут от ТВ и интернета рекламных измерений по единым стандартам

    Все больше рекламодателей проявляют интерес к методам оценки эффективности ТВ и пытаются использовать те же подходы, что и в диджитал, говорит Яна Морозова. В целом индустрия, накопив экспертизу в этой части, переходит к оценке сегмента в перформанс-парадигме.

    Рекламодателям необходимо понимать эффективность маркетинговых инвестиций и гибко управлять маркетинговыми инструментами. Поэтому в будущем при размещении рекламы на ТВ брендам хотелось бы получить измерение, приближенное к реальному времени, полноценное управление кампанией и ее оптимизацию. Также важно узнать мнение зрителя и получить от него обратную связь о том, насколько ему релевантна эта реклама. Все эти обновления приблизятся с расширением парка «умных» телевизоров — если он достигнет хотя бы 10–15 млн устройств, можно получить достаточную базу для полноценной кросс-девайс-атрибуции.

    Прогноз по телерекламе на 2020 год

    Прогноз NMI Group по росту рынка позитивнее прогноза коллег из Publicis, GroupM и DAN, отметил Дмитрий Виноградов. В агентстве ожидают, что рынок ТВ как минимум останется на уровне 2019 года, если не будет второго этапа локдауна. NMI Group зафиксировала существенный дефицит инвентаря начиная с конца июня, что свидетельствует о восстановлении спроса на ТВ.

    Третий квартал этого года рынок закрывает с достаточно позитивными цифрами, заявил Алексей Толстоган. Четвертый, судя по количеству запросов и нехватке инвентаря на многих телеканалах, также наводит на позитивные ожидания. Если не будет дополнительных катаклизмов, то цифры по году будут выше, чем прогноз PwC (-10,9%).

    Каким будет телевидение в 2030 году

    Развитие таких технологий, как аудиометки, совершит прорыв в рекламной индустрии. Если все устройства начнут слушать человека и друг друга, клики уже будут не нужны.

    Зрителю будет показываться актуальная для него реклама, которую можно будет посчитать на одной панели. А рекламодатель получит возможность покупать целевой контакт.

    Телевидение будущего. Сценарии развития

    Вначале я хочу вспомнить недавнюю историю: всем хорошо знакомы видео- и аудиокассеты. В 2000-х годах их вытеснили компакт-диски (CD и DVD), которым сильно помог рынок персональных компьютеров, где кассеты с магнитной лентой не применялись. После была война форматов Blu-ray и HD DVD, которая окончательно закончилась в 2008 году. Все это время на рынке размышляли: как еще можно повысить емкость пластикового диска, что придет на смену Blu-ray? Однако вскоре на первое место вышла флэш-память и диски стали если не тупиковым направлением, то сократились до небольшого сегмента. Флэш-память миниатюрна и более удобна в записи, однако есть еще один аспект. Изменилась модель потребления: благодаря новым возможностям Интернета мы приобретаем или скачиваем музыку, видео и софт онлайн, а не берем с магазинных полок. Можно сказать, что именно стремительное развитие Интернета обрушило рынок пластиковых дисков. Урок этой истории в том, что часто смена технологий происходит не из-за прихода новой технологии, а из-за других факторов, которые не связаны напрямую с данным рынком, но кардинально меняют потребительское поведение и конкурентную среду.

    Способы доставки видеосигнала

    Сегодня есть четыре основных типа доставки сигнала: эфирное ТВ, кабельное ТВ, спутниковое ТВ и IPTV (передача видео по IP-протоколу по проводам или по сетям сотовой связи).

    12.jpg

    Таким образом, ни один из способов доставки не сможет полностью отвоевать рынок и все четыре сегмента будут существовать еще достаточно долго. Но в будущем, помимо роста IPTV на основе наземной сети ШПД, в мегаполисах России будет больше развиваться 5G, а в регионах — спутниковое ТВ.

    Устройства для просмотра видео

    Самое простое устройство для приема ТВ-сигнала — это телевизор, который для этого и предназначен. Сегодня очевидны две тенденции: рост доли UHD-формата и Smart TV. Оба тренда хорошо видны на примере продаж телевизоров TCL (третье место по продажам в мире после Samsung и LG): доля продаж Smart TV выросла с 36% в 2014 году до 65% в 2017-м, при этом абоненты действительно пользуются функцией Smart TV — ежегодно 27% зрителей, купивших Smart TV, выходят через него в Интернет. Аналогичная ситуация с 4К: доля таких моделей в мировых продажах TCL поднялась до 25% в 2017 году, а по всем производителям телевизоров доля 4К достигает 36%. При этом еще пять лет назад (в 2013 году) 6% продаж TCL составляли CRT-модели (кинескопные). В России также растет доля пользователей Smart TV: с 13% в конце 2016 года до 16% в начале 2018 года, по данным Mediascope. При этом доля других устройств для выхода в Интернет медленно падает (ноутбуки, компьютеры и планшеты), исключением является только смартфон, доля использования которого выросла с 64% до 75%.

    22.jpg

    Для роста Ultra-HD-отрасли есть три объективные причины: во-первых, производители оборудования и ПО спешат заранее занять место на быстрорастущем рынке, во-вторых, операторы платного ТВ таким образом развивают свои конкурентные преимущества перед цифровым эфирным ТВ, в-третьих, сами телезрители стремятся к телевидению более высокого качества. Рост доли Smart TV — это обратная сторона высокого уровня проникновения Интернета и развития IPTV.

    В последнее время стали активно появляться ТВ-проекторы, в том числе UHD-формата. Однако этот интересный рынок останется скромной нишей, поскольку проектор предъявляет повышенные требования к освещению и качеству поверхности или экрану, а также не имеет интерактивности.

    Однако рассуждая о телевизорах, следует признать, что концепция большого плоскопанельного экрана у стены не может развиваться бесконечно. Существует ли устройство, которое может совместить большой экран телевизора и мобильность смартфонов? Да, это голографический проектор, который будет создавать изображение высокого качества любого размера в любом месте. Разработки таких устройств сейчас продолжаются, в Китае и Японии запуск голографического ТВ уже запланирован в 2025—2030 годах.

    Технологии и их стандарты меняются очень быстро, и далеко не все можно одновременно вместить в одно устройство, будь то телевизор или планшет. К тому же на стадии разработки производители оборудования не смогут предсказать, для какого типа сигнала будут больше использовать ту или иную модель, а раздувать модельный ряд бесконечно — экономически невыгодно. Вдобавок в сегменте платного ТВ сигнал часто закодирован. Поэтому всегда будет необходим ресивер (или, иначе, Set-Top Box), который примет сигнал, раскодирует его и передаст на один или несколько экранов. Современные ресиверы развиваются быстрыми темпами и сильно отличаются от предшественников. С ростом проникновения Интернета увеличивается доля ОТТ-боксов и гибридных моделей, например, быстро развиваются спутниковые ресиверы с подключением к Интернету и функцией передачи сигнала на другие устройства по Wi-Fi. Кроме того, новое поколение ресиверов включает встроенный жесткий диск для одновременной записи нескольких ТВ-каналов (функция PVR). Интересный момент: такой встроенный диск позволяет создавать персональную OTT-библиотеку на спутниковом ресивере, когда нет доступа к Интернету. Ресиверы быстро приняли эстафету Ultra HD. По оценке Dataxis, около 40% новых ресиверов в 2017 году были 4К-формата, а лидером по проникновению 4К-ресиверов является Южная Корея — около 18% базы платного ТВ. При этом большинство разработчиков и операторов остаются на собственных платформах: доля ресиверов на Android не превышает 30% по миру.

    Новые функции телевизора

    Должен ли телевизор (один или в паре с ресивером) быть простым экраном? Скорее всего, нет. Требования к его функционалу будут расти. Есть несколько тенденций и явлений, которые изменят привычный нам экран.

    Интернет вещей (IoT). Телеэкран войдет в периметр умного дома и абонентской части умного города, став сервисным экраном для меню, изображений с видеокамер и так далее. Поскольку платформ и стандартов сейчас очень много, то роль центрального устройства (хаба) пока возьмет на себя STB, а в дальнейшем хабом может стать, например, голографический проектор. В России пока неясно будущее беспилотных автомобилей, но одним из ключевых занятий во время поездки может стать просмотр развлекательного или обучающего видео на большом экране.

    Интерактивное ТВ. В ближайшем будущем телезритель сможет не только видеть изображение на экране, но и взаимодействовать с ним. Например, абонент смотрит кулинарное шоу, и по его команде экран показывает список ингредиентов, которые в этом выпуске используют ведущие, и удобный интернет-магазин, где их можно купить, или список ресторанов, где готовят такое блюдо, а по следующей команде бронирует столик и делает заказ. Большой вопрос, насколько это необходимо зрителю, но как только такая концепция будет реализована технически, рекламная отрасль сразу же примет такой инструмент в свой арсенал.

    Внутрифирменные экосистемы. Современная экосистема, помимо собственного модельного ряда устройств разных продуктовых категорий, включает платформу ПО, единую онлайн-авторизацию пользователя и облачные цифровые сервисы. Такие экосистемы сегодня создают производители оборудования Samsung, LG, Sony, Huawei, Apple и так далее. Интернет-гиганты «Яндекс», Alphabet и прочие строят свои экосистемы на базе всех доступных устройств. Часто такие компании называют платформенными. В России свою экосистему развивает GS Group на базе гибридных ресиверов и комплекса умного дома вместе со своим стратегическим партнером «Триколор ТВ». Телевизор, мобильные устройства, голографический проектор и устройства умного дома уже являются частью экосистем или окажутся вовлечены в них. Новые устройства будут сразу выпускаться как часть таких экосистем.

    В начале 2000-х описанный сценарий мог бы показаться фантастичным, однако сегодня его исполнение — это только вопрос времени. Большая часть указанных разработок ведется уже сейчас. Более того, проекты в области телекома придется постепенно переносить в Россию по нескольким причинам. Во-первых, необходимо будет разрабатывать и продвигать собственные стандарты в области телевидения, чтобы снизить риски ограничения российского рынка по политическим мотивам. Во-вторых, только собственные разработка, производство и внедрение могут гарантировать безопасную работу устройств, каналов связи и цифровых облачных сервисов. В-третьих, не имея текущего опыта, невозможно наработать компетенции для работы над следующими поколениями технологий. Поэтому GS Group поддерживает на базе «Технополиса GS» независимые разработки в области телевидения будущего и приглашает всех к сотрудничеству.

    Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

    Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

    И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен» .

    Читайте также: