Как открутить планшайбу со шпинделя тв 4

Опубликовано: 16.04.2024


Хотел бы поделиться опытом по переборке передней бабки (ПБ) токарного станка ТВ 4/5.
Разбирается передняя бабка чрезвычайно тяжело, поэтому если работает = не лезь!
Я не послушал, думаю плевое дело, что я подшипников в жизни не менял…
Накидал таблицу подшипников:
1 шт 204 20х47х14 мм (закрытый)
1 шт 206(6206) 30х62х16 мм
7 шт 202(6202) 15х35х11 мм
2 46207(2-46207Е) 35х72х17 мм (класс точности 2 или 4) = к слову обнаружил при демонтаже старых, что стоял 5 класс точности, по всем признакам он был с завода.

В итоге погнул вторичный вал, построил гидравлический пресс для выпрямления вала и потратил около 4 месяцев. Сейчас расскажу как перебирать переднюю бабку тв4/5.

Не стоит описывать стандартные операции вроде соблюдения техники безопасности, откручивания токарного патрона, снятия "гитары", ослабления и снятия приводного ремня.
Работать советую вам в резиновых перчатках, чтобы не оттирать потом масло.
Главный вопрос — как открутить планшайбу токарного станка тв-4 / тв-5.

Все фотографии сделаны уже в процессе сборки, но сущность процесса передают.
В планшайбу вкручиваются шпильки или болты, чтобы туда воткнуть рычаг (монтерку, лом, уголок). Для равномерного распределения усилий — лучше закручивать шпильки во все отверстия (3), делать сварную раму и приварной уголок/профиль в качестве рычага. На станину соответственноподкладываются деревянные доски, чтобы не повредить.


Само место соединения планшайбы со шпиндельным валом медленно греется хорошей газовой горелкой до состояния рука не держит и еще чуть чуть.


Заливаете туда любую проникающую смазку, которая в тренде. Ждете пока все немного размочится, возможно подогреваете. Резьба на шпинделе обычная, откручивать против часовой, выглядит примерно так:


Теперь нужно фиксировать вал шпинделя от проворота.

Категорически нельзя клинить валы путем подсовывания клиньев между шестернями



Более правильно поставить самую медленную передачу и фиксировать за приводной ремень.
Снимал более 4 часов. Несколько раз грел, в итоге в какой то момент искользовал удары по рычагу в планшайбе… думаю от небольшой ударной нагрузки + смазка + нагрев планшайба стронулась. Дубасить со всей дури нельзя — есть отзывы, что планшайба просто лопнет.
Процесс тяжелый.

На этом дело не заканчивается, нужно раскрутить штифты и сдвинуть со шпиндельного вала две шестерни, снять шпонки.
Сам шпиндельный вал выпрессовывается по направлению к задней бабке винтовым съемником на основе шпильки М14 и любой подходящей трубы с внутр. диаметром более 72 мм соответственно:



Для выпрессовки/запрессовки подшипников использовал из наличия трубы ВПГ ДУ 15, 20, а также полипропиленовую втулку ДУ 32, прямоугольную трубу 25 на 25, трехлапый винтовой съемник.
Где то придется также тупо стучать молотком и советую вам защищать шестерни от удара молотком.

В процессе демонтажа обязательно где-то появятся забои, вмятины и прочие дефекты, которые приведут к тому, что шестерня будет плохо садится на вал или вообще не налезет. Особенно деформируется вал, от ударов стального молотка по торцу. Для исправления этого шлиф бумага и небольшая фреза ВК8 на дремель, все должно одеваться от умеренного усилия руки. Где нужно подпиливаем, шлифуем в защитных очках.

Зачищаем шабером и дремелем, красим в цвет.
По окраске есть тоже хитрость — все отверстия под подшипники нужно защитить от попадения краски и наклеить туда малярный скотч очень тяжело, поэтому смело свежий тюбик смазки литол 24 (стоит рублей 100) и обильно мажите там, где краски не должно быть. На плоскостях — малярный скотч.





После покраски могу посоветовать вам оцинковать места, где остается железо. Процесс гальванического цинкования описывался множество раз, производится механическое и (или) химическое обезжиривание/травление, далее берем цинковый корпус от батарейки (я даже не разбирал батарейку) и в электролите с хлоридом цинка производим цинкование. Вместо соляной кислоты я просто купил готовый хлорид цинка и развел его с водой. Вода прямо из водопровода, вот еще дистилировку использовать, мы же в россии. Заказывается цинк в любой фирме, торгующей реактивами.






Сейчас станок запускается, электрика полностью собрана заново и установлена в передней тумбе. Старую проводку всю выкинул (10+ кг).

Впереди окончательная сборка и настройка всего станка.

Комментарии 10


Привет может в курсе, шпиндель тв4 подходит на тв7.


по схемам тв4/6 принципиально отличаются по конструкции от тв7, потому что у тв7 снизу понижающая коробка и передняя бабка короче (шпиндель тв7 по длине и расположению шестерен другой)
directlot.ru/img-lot/79/l203576-3.jpg


Понятно, у меня биение на шпинделе . Видел в продаже переднию бабку тв4 вот и спросил . Про коробку вкурсе уже пришлось сделать, вилки не хватало пришлось сделать .




Здравствуйте, не подскажите собираю станок, устанавливаю каретку на супорт не пойму зачем с левой стороны отверстия с резьбой под болт



Здравствуйте, не подскажите собираю станок, устанавливаю каретку на супорт не пойму зачем с левой стороны отверстия с резьбой под болт



У меня как то проще снялась план шайба, просто нагрел ее строительным феном, а вал зафиксировал хорошим зубастым газовым ключом и с первого раза открутил. А какие в итоге подшипники на шпиндельный вал поставил?


по паспорту поставил 2-46207Е…
деньги на ветер за 2 класс, сам по себе станок недостаточно жесткий. Там не просто так стоял 5 класс.
Точных данных в паспорте и форумах по жесткости станка нет. Уже не помню точно, но вроде вставлял в патрон небольшую трубу, чтобы двумя руками можно было захватить и всем телом наваливался, индикатор на патроне показывал 5 соток. Идентичная ботва в 4-5 соток если тянуть на себя за резцедержатель (гайка поперечки новая, клин поджат).
При работе с отрезным резцом или со значительным съемом металла при определенных режимах станок входит в резонанс, все начинает вибрировать и хреново режет. Приходится сбавлять подачу, снижать обороты.

Да и функционал школьника не позволяет мне без электронной гитары нарезать любую резьбу. Загибай пальцы: тормозные диски точить нельзя, амортизаторы точить нельзя, крупные детали точить нельзя.
В школьнике только одно преимущество — малые габариты, поэтому самое хорошее решение со школьником = выставить на авито объявление, что мол офигенный станок для балкона, полный комплект, резцы со сменными пластинами, новые подшипники везде, стоят сальники везде, все работает, перевезу, помогу с настройкой.

А мне уже нужен взрослый станок, с современной элементной базой, с ЧПУ. Увы купить такой я не смогу никогда, только если сделать жалкое подобие своими руками. Сварные стальные рамы рядом авторов считаются более жесткими, чем чугунные.


Спасибо за ответ, я в принципе немного освоившись с тв-шкой тоже пришел к выводу, что для чего-то более серьезного, чем выточить два болта за месяц, нужен взрослый станок. Свой приведу в порядок и на продажу, купил хлам за конские деньги пару лет назад, особо не разбирался, теперь восстанавливаю

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

  • Перейти на страницу:

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #1 KimIV » 23 мар 2016, 21:10

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #2 KimIV » 23 мар 2016, 21:13

Идея приобретения токарного станка возникла из опыта строительства карта и частого обращения к токарю. Что там было точить? Да вообщем-то простые вещи: обоймы для подшипников, фланцы для крепления ведомой звёздочки и велосипедного тормозного диска, втулки разные. Цены за токарные услуги, конечно, вполне демократичные, но очень хотелось быть автономным, самому чтобы и чтобы не простаивать, а всё время быть в процессе. Вот. Это, так сказать, внутреннее созревание, сформировавшееся желание. Дальше пошли муки выбора, которые длились почти месяц, а может даже больше. Смотрел в основном в сторону китайцев типа Корвет-402, Кратон MML-02, читал отзывы в инете. Пришло понимание, что чем тяжелее станок, тем лучше. Задал себе вопрос, какой максимальный вес я могу на себя взять? Ну и ответил: от 200 кг до полутонны. Смешно правда? Выбирать токарный станок по весу. Не, ну конечно, я рассматривал и другие характеристики, даже сравнительную табличку в экселе забацал.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0001_1.jpg

Но вот определяющим стал всё таки вес станка, т.к. мучили вопросы: как загружать, как перевозить, как выгружать, как перемещать внутри помещения, как устанавливать. Совсем не улыбалось, например, погнуть валы каким-нибудь случайным образом.

И вот в выбранной весовой категории оказались только школьники: ТВ-4/6/7, коих новых уже не бывает, только БУ. А хотелось новый, чтобы со всеми ключами, шестернями, резцами, патронами, центрами. Упс, забыл. Цена же ещё была определяющей. до 40 тыров. В токарном деле я полный ноль. Если кто-то из начинающих в школе там чего-то бывало вытачивал, то нас на трудах к ТВ-6 вообще не подпускали. Сам учитель себе только что-нибудь вытачивал, а ученики - ни-ни. Поэтому начинать сразу с чего-то дорогого, крупного не очень разумно. Вот так очертил себе круг, в который попали ТВ-4/6/7.

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #3 KimIV » 23 мар 2016, 21:14

А дальше началась "долгая дорога в дюнах", поиск товара, что оказалось не так-то просто и не так-то быстро, как представлялось в начале. Судите сами - в конце сентября 2013 созрело желание, через месяц-полтора, то есть к ноябрю 2013, очертился круг претендентов, а сделка состоялась 20 января 2014.

Город у нас маленький, провинциальный, поэтому мониторить местные печатные издания не имело смысла. Я никогда в них не встречал объявления о продажах станков. Квартиры, гаражи, грузоперевозки, пиломатериал, свадьбы, корпоративы, ритуальные услуги - это скоко угодно, а вот оборудование для металлообработки - нетю. И в магазинах китайский сверлильный типа калибра - это максимум.

Интернетовские "авито" и "из рук в руки" мониторились каждый день. Поначалу только Пермский край, так как хотелось самому выехать на осмотр станка, самому привезти. Я, конечно, подозревал, что существуют транспортные компании, но хотелось всё самому. Наконец-то нашёл подходящий вариант ТВ-4 за 20 тыров на расстоянии 84 км. Поехали с батей. То, что тумб нет, а вместо них самодельная подставка из уголка, это я знал из фотографий в объявлении, но никак не ожидал, что и задней бабки тоже нет. За такую цену я видел продажи более комплектные, звонил, но поздно, поэтому отказался от дальнейшего осмотра и уехали мы с батей несолоно хлебавши.

Через месяц ежедневного сидения на авито я понял, что допускаю ошибку, мониторя только Пермский край. Стал смотреть соседние регионы: Свердловскую область, Удмуртию и Башкортостан. С огромным сожалением пропускал отличные варианты из-за того, что ехать дальше, чем за 300 км. Зимой с прицепом туда-сюда в течение выходного дня боялся не успеть. Так в поисках наступил новый год и расширение круга мониторинга до всей России. И не малую роль в этом сыграл именно этот ресурс (речь идёт о чипмейкере). Заглядывая сюда в режиме "чукча не писатель, чукча читатель" на местную барахолку, я увидел и прочувствовал реальность использования транспортной компании в качестве перевозчика габаритного и тяжёлого груза. В описаниях товаров часто читал, что до ТК доставлю сам. К сожалению, о том, что купить что-либо может только зарегистрированный пользователь, я понял только тогда, когда увидел желаемое. Но и тут меня ждал подвох в виде недели задержки регистрации на барахолке после регистрации на ресурсе. Писал админам, просил войти в положение. Увы и ах! Но пинок под зад в сторону ТК я получил именно здесь, за что оченна, прямо преоченна благодарен! На авито начал мониторить всю Россию, не боясь расстояний. Несколько раз звонил в разные города, на память помню только Москву и Краснодар, спрашивал, сможет ли продавец отправить мне станок транспортной компанией. Три раза мне ответили отказом, мол только самовывоз. Два раза звонил с опозданием, уже продали. Но я всё равно продолжал искать.

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #4 KimIV » 23 мар 2016, 21:16

Удачу я поймал за хвост в пятницу 17 января 2014, позвонив в Нижний Новгород. Продавцом оказался дядя за 50, очень вежливый, ни единого слова мата в процессе переговоров, чем просто купил задёшево. Сейчас немного жалею, что не сохранил заранее фотку с сайта авито, она тут была в тему. Просто буквально через несколько минут после нашей договорённости по телефону продавец снял своё объявление с сайта, чем подтвердил свою порядочность.

Станок продавался за 20 тыров с обеими тумбами, с патроном 125 мм, с задней бабкой, электрика вся штатная 380 В, ничего в ней не переделывалось. По уверениям продавца станок малопользованный, в хорошем состоянии. Вечером мне продавец сам перезвонил и сообщил сумму, которую он должен будет затратить на организацию грузоперевозки. Договорились, что с меня будет 23 тыра в два приёма: 13+10. 13 в понедельник 20 января, а 10 после получение скана накладной транспортной компании.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0003_1.jpg

А это станок упакованный и стоит ещё в Нижнем Новгороде. Продавец прислал вместе с фоткой накладной.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0003_2.jpg

Начались дни ожидания и отслеживания груза на сайте ТК.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0003_3.jpg

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0003_4.jpg

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0003_5.jpg

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0003_6.jpg

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #5 KimIV » 23 мар 2016, 21:16

Утро понедельника 27 января началось с СМСки.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0004_1.jpg

По дубльГису нашёл пермское отделение автотрейдинга, посмотрел режим работы. Посмотрел прогноз погоды, по всему выходило, что на интервале до следующей недели сегодня - самый тёплый день, а именно, -29. А дальше там всё ниже 30 и аж до -40. Чё делать? Отпрашиваться с работы и ехать. Естественно, я уже позвонил в автотрейдинг, получил устное подтверждение прибытия груза из Нижнего Новгорода на моё имя, поинтересовался возможностью погрузки. Меня заверили, что мне погрузят прямо в кузов прицепа и сделают это бесплатно. Отлично, помощники не нужны, еду один. Запасся 20-ти метровым огрызком альпинистской верёвки и поехал.

Ехал тихонько, 70-80 км/ч, реденько 90. Немного мандражировал, всё-таки за бортом -29 - это не лето. Случись чё с машиной или с прицепом, то даже полчаса на трассе в такой мороз - это жесть! Но ничего, пустой доехал нормально, а вот обратно груз тягать.

По приезду нашёл здание автотрейдинга, постарался припарковаться так, чтобы с прицепом выруливать было удобнее и в то же время не мешать другим парковаться. Оформление документов на получение груза - очередь. Потом на склад, там тоже очередь. Минут 40 прошло пока за меня взялись. Грузчик сразу спросил, куда грузить? Я говорю, легковой прицеп. Блин! У нас пандусы высокие, ладно, щас чё-нить придумаем. Забрал у меня бумажки и усвистел. Минут через пять окликает меня и говорит, подъезжайте с другой стороны здания, там у нас специально низкий пандус, вроде как раз под легковой прицеп. Оказывается у них нет кран-балок, талей, тельферов. Только дизельные погрузчики. Вообщем, прицеп с откинутым задним бортом руками подогнал в плотную к пандусу, потом обратно прицепил к машине. Загрузить попросил вдоль кузова, его размер, кстати, 2,1х1,2, дышло удлинённое. Я придерживал, а грузчик положил груз в кузов погрузчиком, а потом толкнул немного вперёд. Вроде ничего получилось. А не опрокинется он у тебя? Да не, я его щас верёвками к бортам привяжу. 20 метров альпинистского каната, нагрузка на разрыв 2 тонны, хватило как раз по два раза на каждый угол и ещё к дышлу.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0004_2.jpg

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0004_3.jpg

Это я в Кукуштане останавливался покушать.
Доехал нормально! Тихонько, 60-70 км/ч.

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #6 KimIV » 23 мар 2016, 21:18

Подъехал к гаражу в 17:10, темнеет у нас в это время года примерно в 19:00, то есть в запасе на разгрузку до темноты почти два часа. В машине тепло, а за бортом -27. Примерный план разгрузки я составил пока ехал обратно. Вариант, как предлагал батя ещё утром до моего отъезда, загнать прицеп в гараж вместе с грузом и там уже потихоньку в тепле разбирать и выгружать, я отверг. Потому что минут 40 нужно будет потратить, чтобы отдолбить лёд у ворот. Это накапало с крыши. Пока потолок не был утеплён большое количество тепла уходило через него, снег на крыше подтаивал, вода стекала вниз к воротам и замерзала. Кроме того, я не такой виртуоз езды с прицепом, чтобы задом хотя бы с третей попытки попасть в гараж, а это время, за которое выстудится гараж, в котором к моменту моего приезда было -3. Поэтому я принял решение разбирать груз прямо на улице и затаскивать в гараж по частям. Поелозив немного туда-сюда, подогнал прицеп задним бортом поближе к калитке гаражных ворот. И пошёл затопить буржуйку, чтобы если замёрзнем было, где погреться. Позвонил бате, ему идти до моего гаража метров 400. Город маленький, расстояния у нас никакие, почти всё нужное в пределах 10-20 минут ходьбы. А пока он идёт я развязал верёвку, смотал её, вынес из гаража топор, гвоздодёр. А тут уж и батя подоспел в валенках и тулупе.

Ящик мы вдвоём раскидали вообщем-то быстро, попеременно то батя топором, а я гвоздодёром, то наоборот. Кое-где даже саморезы попадались, пришлось шурика вынести в подмогу. По дну и по крышке ящика были уголки из стали 1,5 мм, вообщем добротные такие крепкие уголки. Прибрал их, металл пригодится для поделок. Доски ящика все в основном 150х25, дюймовка одним словом, а на дне половые 150х50. Дно ящика, кстати, было сделано как поддон, который удобно брать погрузчиком. Внутри ящика станок был укрыт полосами какого-то гибкого пластика. Под пластиком полиэтилен, а сам станок мокрый. Продавец меня предупредил, что весь станок обрызгал вэдэшкой, чтобы защитить от возможной случайной влаги.

Ну что ж, приступим к разборке. Время 18:00. Сам процесс не фотографировал, не до того было. Сначала сняли кожухи слева, чтобы снять ремень передачи момента от двигателя. Потом сняли внешний кожух с правой тумбы, чтобы отсоединить провода и сделать тумбы не связанными друг с дружкой. Перед освобождением проводов (а они все одного цвета, чёрного) я немного раздумывал над пометкой, какой провод с какой клеммы, но решил, что схемы есть, голова, руки тоже, смогу восстановить. Поэтому просто по быстрому ослабил винты и повытаскивал провода из колодки. Дальше восемь болтов и гаек крепления станины к тумбам. Какой же я был наивный, когда полагал, что сам станок без тумб весит, ну чё там пустяки, 80 кг. Вдвоём дёрнуть легко, всего лишь по сорок на позвоночник. Заднюю бабку я, кстати, снял, то есть минус 4-5 кг. Переднюю снимать не рискнул, выставить её потом проблематично, говорят какая-то скалка нужна, которая на барахолке полтора косаря. Батя у меня молодец! Ты, говорит, молодой, здоровый, давай берись, где тяжелей. Ну чё сказать? Мешок сахарного песка или муки 50 кг - это просто пушинка! Пёрнув два раза и чуть не порвав штаны, я свою половину таки смог спустить с поддона для стружки на дно прицепа. Дальше нужны матьки, чтобы описать чувства, с которыми я взглянул в глубь гаража. Вообщем, дуэтом кряхтя и пукая, небольшими пробегами: до края прицепа, до порога калитки гаражных ворот, через порог калитки, низенько над полом в гараже, затащили таки станину. Дальше тумбы одной левой легко и вприпрыжку. Вот он красаучэг! Стоит, покрывшийся изморозью в тепле гаража. +6, кстати, стало через час после начала топки.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0005_1.jpg

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0005_2.jpg

Аватара пользователя

ТВ-4. Кунгур. KimIV.

Сообщение #7 KimIV » 23 мар 2016, 21:31

При бате я сделал только пару фоток своего приобретения. Да и станок не был расположен к фотосессии, весь съёжился с морозу. Поэтому мы с батей просто посидели в тепле, созданным дотапливающейся буржуйкой, попили чаю, потрындели за жизть и поехали в другой гараж поставить прицеп. Потом по домам.

На другой день мне до вечера грела душу мысль, что вот вечером я его увижу. Это знаете, такое трепетное чувство, как перед первым свиданием. Какое-то глубокое интимно-радостное ощущение счастья.

По приходу в гараж первым делом затопил буржуйку. Снаружи было -30, внутри -3. Немножко потоптался, попил чаю, оттягивая приятный момент встречи, соприкосновения, наслаждался вожделением.

Первым делом изучил шильдик. Из чтения форума chipmaker я уже знал, что ростовские станки лучше дубновских. И мне очень хотелось, чтобы мне достался именно ростовский. При переговорах с продавцом я как-то упустил этот момент и, поэтому до самого текущего момента не знал, какого года выпуска мой станок и чьёго производства. Оказалось 1978 г., производитель - завод №1 учебного оборудования г. Ростов-на-Дону, тип ТВ-4.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0006_1.jpg

При осмотре шильдика обратил внимание на стеклянное круглое окошко. Опять же по информации форума chipmaker я уже знал, что оно предназначено для контроля уровня масла в коробке скоростей.

ТВ-4. Кунгур. KimIV. - 0006_2.jpg

Масло в коробке есть и даже чуть выше красной метки. Та-а-ак, откручиваю шесть винтов и лезу внутрь посмотреть износ шестерней. Также, заряженный старожилами местного форума, я смотрел остроту зубчиков шестерней, зная, что чем они острее, тем больше их износ.

Профессия станочника сегодня, к сожалению, не пользуется популярностью. Молодежь неохотно идет на эту работу, да и учебных заведений, готовящих токарей или фрезеровщиков, почти не осталось. Однако тяга к металлу побуждает некоторых попробовать свои силы в токарном ремесле. Купить новый станок для бытовых потребностей сегодня не составляет труда. Однако не стоит сбрасывать со счетов и старую технику, бывшую в употреблении — б/у. Вниманию людей, которым нравится самим из куска металла выточить нужную деталь, представляется самый, пожалуй, дешевый на сегодняшний день станок.

Токарный тв-4 школьник

Область применения

«Школьник», заводской индекс которого — ТВ-4, выпускался Ростовским специализированным заводом «Учебное оборудование» с начала 70-х годов прошлого столетия.

Благодаря малой мощности двигателя

И узкому диапазону скоростей шпинделя повышается безопасность работы при металлообработке, что особенно актуально в отношении подростков с их шаловливыми ручками.

Органы управления

Расположены на удобной высоте, соответствующей росту среднего старшеклассника. Для взрослого человека рабочая поза будет неудобной, и потребуется приподнять станок.

Функциональные возможности

Несколько ограничены с целью упрощения и удешевления конструкции. Это, конечно, большой минус. Но, как показывает опыт владельцев, при желании можно доработать конструкцию.

Операции выполняемые на ТВ-4
  • наружное точение деталей типа вала;
  • растачивание отверстий;
  • подрезка торцев;
  • отрезание заготовок нужной длины;
  • нарезание наружной и внутренней резьбы;
  • сверление отверстий.

Сегодня большинство этих станков доживают свой век в частных руках. Их можно увидеть в мастерской фермера, на станции техобслуживания автомобилей (СТО), у самодеятельного любителя технического творчества.

Технические характеристики

Паспортные данные ТВ-4:

  • С одной установки можно обточить вал диаметром 125 и длиной 300 мм.
  • Длина обрабатываемой заготовки — 350, а наибольший размер обрабатываемого диска — 200 мм.
  • Сечение прутковой заготовки — не более 1,5 см.
  • Передняя часть шпиндельного отверстия и пиноль задней бабки расточены под конус Морзе №2.
  • Число оборотов патрона в минуту — от 120 до 710 (6 скоростей).
  • Автоматическая продольная подача (3 ступени) составляет от 0,08 до 0,12 мм на один оборот заготовки, а резьба нарезается только метрическая (правая или левая). Шаг ограничен тремя величинами: 0,8, 1,0 и 1,25 мм.
  • Мощность электродвигателя — 0,6 кВт, частота вращения — 1440 об/мин.
  • Габаритные размеры (длина, ширина, высота) составляют соответственно 1,1×0,5×1 м.
  • Весит станочек по нынешним временам прилично — 280 кг.

Описание основных узлов

характеристики станка тв-4

Станок своей компоновкой повторяет контуры своих взрослых сородичей. На фото показан внешний вид ТВ-4.

Основание

Чугунная станина с продольными направляющими, установленная на двух вертикальных стойках, играет роль подставки. Внутри левой стойки, почти на полу, на подмоторной плите находится асинхронный двигатель главного движения. Существует некоторая путаница относительно его мощности. Даже в техническом паспорте встречаются различные цифры: 0,6 или 1 кВт. В правой стойке располагается электрооборудование. Слева на станине размещается коробка скоростей (КС), справа — задняя бабка.

Передняя бабка

Объединяет в себе шпиндельный узел и КС. В чугунном корпусе находятся несколько зубчатых передач, посредством которых вращение от ведущего вала, приводимого клиноременной передачей, передается к шпинделю с закрепленным на его передней части трехкулачковым патроном для зажима заготовок. С целью смазки в коробку заливается минеральное масло, уровень которого контролируется через стекло маслоуказателя. Осевой люфт передней опоры, состоящей из двух радиально-упорных подшипников, выбирается регулировочной гайкой. Совпадение осей шпинделя и поддерживающей пиноли обеспечивается с помощью двух регулировочных винтов, расположенных в основании корпуса КС.

Задняя бабка

Предназначена для установки вращающегося или неподвижного центра, а также группы сверлильных инструментов: сверла, зенкеры, развертки. Для наладочных перемещений бабки используется внутренняя пара направляющих, расположенных на станине. Имеются два зажимных рычага. Одним фиксируют продольное положение узла, другим зажимают от смещения пиноль.

Гитара

Так называется передаточное устройство между коробками скоростей и подач. Оно предназначено для того, чтобы передать вращение от КС к ходовому валу, служащему для перемещения продольного суппорта. Передаточное отношение механизма постоянно и составляет 1:4.

Коробка подач (КП)

Ее назначение состоит в том, чтобы передавать вращение от гитары на ходовой вал или винт, изменять частоту их вращения, а в конечном итоге — подачу или шаг нарезаемой резьбы. Кроме того, с ее помощью реверсируют перемещение суппорта. Рукоятка переключения с ходового вала на винт выполняет и функцию блокировки, чтобы не допустить их одновременного включения. Смазка производится заливаемым в коробку маслом. Шестерни смазываются путем разбрызгивания, а верхние детали — с использованием фитилей, для пропитки которых под крышкой коробки имеется заливное масляное корыто.

Суппорт

Привод перемещения резца включает в себя 3 движения: вдоль направляющих станины (продольный суппорт), перпендикулярное (поперечный) и дополнительное перемещение (верхние салазки). Продольный суппорт оснащен автоматической подачей, два остальных движения осуществляются вручную. Верхние салазки могут поворачиваться на 45° в каждую сторону. На них установлении 4-х позиционный резцедержатель для закрепления режущего инструмента.

Фартук

Целью этого устройства является преобразование вращения выходных органов КП (вал или винт) в линейное перемещение суппортного узла. Чтобы включить продольную подачу следует повернуть вверх левый рычажок фартука, при этом включится кулачковая муфта и ведущая шестерня войдет в зацепление с ходовой рейкой, в результате чего суппорт начнет перемещаться. Включив с помощью правого рычага разрезную (маточную) гайку, которая охватит вращающийся ходовой винт, производят нарезку резьбы.

Электрооборудование

Электросхема токарного станка тв-4

Электросхема станка приведена на рисунке. Включает в себя:

  • 3-х фазную электрическую цепь напряжением 380 В;
  • плавкие предохранители;
  • главный выключатель;
  • понижающий трансформатор для освещения на 12 В;
  • реверсивный магнитный пускатель;
  • синхронный электродвигатель.

В быту удобнее использовать однофазное напряжение 220 В. Поэтому большинство владельцев переделывают электрооборудование. Для этого переключают обмотки статора со звезды на треугольник с подключением пусковых конденсаторов. Другой способ заключается в применении частотного регулирования (частотник). Последний позволяет еще и бесступенчато регулировать число оборотов двигателя.

Как правильно купить б/у станок

Самый простой способ оценить рынок предложений — зайти на биржу Авито. Объявлений по продаже ТВ-4 вроде бы и много. Аппетиты продавцов различны. Цены начинаются от подозрительных 14 тысяч и заканчиваются совершенно неадекватной суммой — 120 000 рублей. Большинство просят от 35 до 65 тысяч.

Но Россия-матушка велика. Если ограничить регион поиска местом вашего проживания, останется одно-два предложения. Как говорится: «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Состояние станка можно оценить по его фотографии, размещенной на ресурсе. Ну, а дальше — дело покупателя.

Впрочем, все зависит от ваших возможностей, как финансовых, так и прочих (наличие инструментальной базы, помещения и слесарных навыков). Прежде чем покупать некомплектный товар, поинтересуйтесь, реально или нет достать недостающие детали или узлы. Если есть сомнения, откажитесь от покупки.

Что проверять при покупке

Немного о том, как оценить состояние станка. Если он подключен к электросети, проверка значительно упрощается. Что проверяется:

  • вращение шпинделя на каждой из 6 ступеней (прямое и обратное);
  • работа автоматической подачи продольного суппорта;
  • вращение ходового винта, надежность включения маточной гайки, переключение шагов резьбы и ее направления;
  • перемещение поперечных салазок, а также верхней поворотной каретки;
  • выдвижение пиноли при вращении ее маховика, а также работа механизмов фиксации задней бабки и зажима пиноли.

Эти проверки касаются только работоспособности механической части. Кроме этого необходимо проверить износ деталей и точность расположения узлов:

Износ направляющих

Проверяют визуально и на ощупь — если заметны ступени на границе между трущейся поверхностью и нерабочей.

Осевую игру шпинделя

Проверяют, дергая с усилием за его переднюю часть или за патрон.

Износ пиноли задней бабки

Определяют таким же способом, дергая за ее конец в поперечном направлении. При этом ее следует выдвинуть примерно на 2/3 длины.

Совпадение осей шпинделя и пиноли

Проверяют путем пробного обтачивания валика длиной около 30 см. Разность диаметров на его концах должна быть не более 5 соток (0,05 мм).

В быту часто возникают ситуации, когда нужно срочно выполнить какие-то токарные операции, пусть и не всегда сложные. Обычно приходится искать токаря, что сегодня довольно затруднительно, и требует потери времени. А дело стоит. Поэтому «Школьник» окажется хорошим помощником для любителей делать что-то своими руками.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

тв 4, токарный станок установка новой планшайбы.

тв 4, токарный станок,установка нового фланца и некоторые нюансы. Подробнее

тв 4, токарный станок,установка нового фланца и некоторые нюансы.

ТВ 4 сборка передней бабки, установка планшайбы Подробнее

ТВ 4 сборка передней бабки, установка планшайбы

тв 4, токарный станок, и установка новой планшайбы 2. Подробнее

тв 4, токарный станок, и установка новой планшайбы 2.

Изготовление планшайбы на ТВ4 от А до Я (1 часть) Подробнее

Изготовление планшайбы на ТВ4 от А до Я (1 часть)

Планшайба на токарный станок ТВ-4 \ ТВ-6 Подробнее

Планшайба на токарный станок ТВ-4 \ ТВ-6

Тв4 сажаю планшайбу на эпоксидку Подробнее

Тв4 сажаю планшайбу на эпоксидку

проточка планшайбы и кулачков в сотку на школьнике ТВ 4 Подробнее

проточка планшайбы и кулачков в сотку на школьнике ТВ 4

Модернизация школьника ТВ - 4 , клеим планшайбу ! Подробнее

Модернизация школьника ТВ - 4 , клеим планшайбу !

Снятие, отвинчивание, токарного патрона со шпинделя станка 16У04П вместе с планшайбой. СППБ ч2 Подробнее

Снятие, отвинчивание, токарного патрона со шпинделя станка 16У04П вместе с планшайбой. СППБ ч2

ТВ=4, польский патрон, расточка планшайбы Подробнее

ТВ=4, польский патрон, расточка планшайбы

фланец тв 4 часть 1 Подробнее

фланец тв 4 часть 1

Новая планшайба на станке ТВ-4 (И комментарии читать!) Подробнее

Новая планшайба на станке ТВ-4 (И комментарии читать!)

Как заВТУЛИТЬ планшайбу ТВ4 Подробнее

Как заВТУЛИТЬ планшайбу ТВ4

Токарный ТВ 6 маленькое изменение посадки планшайбы Подробнее

Токарный ТВ 6 маленькое изменение посадки планшайбы

установка патрона 160 на тв4 Подробнее

установка патрона 160 на тв4

токарный станок тв-4 замена патрона Подробнее

токарный станок тв-4 замена патрона

Более жесткое крепление планшайбы на станке ТВ-6 Подробнее

Более жесткое крепление планшайбы на станке ТВ-6

Подготовка шпинделя ТВ-4 к посадке планшайбы. Подробнее

Подготовка шпинделя ТВ-4 к посадке планшайбы.

Устранение биения шпинделя токарного станка тв 4. Подробнее

Токарно-винторезный станок ТВ-4

Токарно-винторезный станок ТВ4

Станок токарно-винторезный ТВ-4 предназначен для практических занятий в школьных учебных мастерских по холодной обработке металлов резанием. Станок позволяет производить следующие виды токарных работ:

  • проточку и расточку цилиндрических и конических поверхностей
  • подрезку торцов
  • отрезку
  • нарезание метрических резьб
  • сверление и ряд других работ

Технические характеристики станка ТВ-4

Технические характеристики станка ТВ-4 это основной показатель пригодности станка к выполнению определенных работ. Для токарно-винторезных станков основными характеристиками является:

  • наибольший диаметр D обрабатываемой заготовки (детали)
  • наибольшая растояние между центрами РМЦ
  • наибольшая длинна обрабатываемой детали
  • число оборотов шпинделя в минуту

Ниже приводится таблица с техническими характеристиками токарно-винторезного станка ТВ-4. Более подробно технические характеристики токарно-винторезного станка можно посмотреть в паспорте станка ТВ-4

Величины
Наибольший диаметр изделия, устанавливаемого над станиноймм 200
Наибольший диаметр точения над нижней частью суппорта мм 125
Наибольший диаметр обрабатываемого прутка мм 15
Расстояние между центрами мм 350
Наибольшая длина обтачивания мм 300
Пределы чисел оборотов шпинделя в минуту об.мин 120-710
Пределы продольных подач мм/мин0,08-0,012
Диаметр отверстия в шпинделемм 16
Мощность электродвигателякВт 0,6
Габариты станка (длина, ширина и высота)мм 1100х470х1020
Вес станкакг 280

Область применения

«Школьник», заводской индекс которого — ТВ-4, выпускался Ростовским специализированным с начала 70-х годов прошлого столетия.

Благодаря малой мощности двигателя

И узкому диапазону скоростей шпинделя повышается безопасность работы при металлообработке, что особенно актуально в отношении подростков с их шаловливыми ручками.

Органы управления

Расположены на удобной высоте, соответствующей росту среднего старшеклассника. Для взрослого человека рабочая поза будет неудобной, и потребуется приподнять станок.

Функциональные возможности

Несколько ограничены с целью упрощения и удешевления конструкции. Это, конечно, большой минус. Но, как показывает опыт владельцев, при желании можно доработать конструкцию.

Операции выполняемые на ТВ-4
  • наружное точение деталей типа вала;
  • растачивание отверстий;
  • подрезка торцев;
  • отрезание заготовок нужной длины;
  • нарезание наружной и внутренней резьбы;
  • сверление отверстий.

Сегодня большинство этих станков доживают свой век в частных руках. Их можно увидеть в мастерской фермера, на станции техобслуживания автомобилей (СТО), у самодеятельного любителя технического творчества.

Технические характеристики

Паспортные данные ТВ-4:

  • С одной установки можно обточить вал диаметром 125 и длиной 300 мм.
  • Длина обрабатываемой заготовки — 350, а наибольший размер обрабатываемого диска — 200 мм.
  • Сечение прутковой заготовки — не более 1,5 см.
  • Передняя часть шпиндельного отверстия и пиноль задней бабки расточены под конус Морзе №2.
  • Число оборотов патрона в минуту — от 120 до 710 (6 скоростей).
  • Автоматическая продольная подача (3 ступени) составляет от 0,08 до 0,12 мм на один оборот заготовки, а резьба нарезается только метрическая (правая или левая). Шаг ограничен тремя величинами: 0,8, 1,0 и 1,25 мм.
  • Мощность электродвигателя — 0,6 кВт, частота вращения — 1440 об/мин.
  • Габаритные размеры (длина, ширина, высота) составляют соответственно 1,1×0,5×1 м.
  • Весит станочек по нынешним временам прилично — 280 кг.

Описание основных узлов


Станок своей компоновкой повторяет контуры своих взрослых сородичей. На фото показан внешний вид ТВ-4.

Основание

Чугунная станина с продольными направляющими, установленная на двух вертикальных стойках, играет роль подставки. Внутри левой стойки, почти на полу, на подмоторной плите находится асинхронный двигатель главного движения. Существует некоторая путаница относительно его мощности. Даже в техническом паспорте встречаются различные цифры: 0,6 или 1 кВт. В правой стойке располагается электрооборудование. Слева на станине размещается коробка скоростей (КС), справа — задняя бабка.

Передняя бабка

Объединяет в себе шпиндельный узел и КС. В чугунном корпусе находятся несколько зубчатых передач, посредством которых вращение от ведущего вала, приводимого клиноременной передачей, передается к шпинделю с закрепленным на его передней части трехкулачковым патроном для зажима заготовок. С целью смазки в коробку заливается минеральное масло, уровень которого контролируется через стекло маслоуказателя. Осевой люфт передней опоры, состоящей из двух радиально-упорных подшипников, выбирается регулировочной гайкой. Совпадение осей шпинделя и поддерживающей пиноли обеспечивается с помощью двух регулировочных винтов, расположенных в основании корпуса КС.

Задняя бабка

Предназначена для установки вращающегося или неподвижного центра, а также группы сверлильных инструментов: сверла, зенкеры, развертки. Для наладочных перемещений бабки используется внутренняя пара направляющих, расположенных на станине. Имеются два зажимных рычага. Одним фиксируют продольное положение узла, другим зажимают от смещения пиноль.

Гитара

Так называется передаточное устройство между коробками скоростей и подач. Оно предназначено для того, чтобы передать вращение от КС к ходовому валу, служащему для перемещения продольного суппорта. Передаточное отношение механизма постоянно и составляет 1:4.

Коробка подач (КП)

Ее назначение состоит в том, чтобы передавать вращение от гитары на ходовой вал или винт, изменять частоту их вращения, а в конечном итоге — подачу или шаг нарезаемой резьбы. Кроме того, с ее помощью реверсируют перемещение суппорта. Рукоятка переключения с ходового вала на винт выполняет и функцию блокировки, чтобы не допустить их одновременного включения. Смазка производится заливаемым в коробку маслом. Шестерни смазываются путем разбрызгивания, а верхние детали — с использованием фитилей, для пропитки которых под крышкой коробки имеется заливное масляное корыто.

Суппорт

Привод перемещения резца включает в себя 3 движения: вдоль направляющих станины (продольный суппорт), перпендикулярное (поперечный) и дополнительное перемещение (верхние салазки). Продольный суппорт оснащен автоматической подачей, два остальных движения осуществляются вручную. Верхние салазки могут поворачиваться на 45° в каждую сторону. На них установлении 4-х позиционный резцедержатель для закрепления режущего инструмента.

Фартук

Целью этого устройства является преобразование вращения выходных органов КП (вал или винт) в линейное перемещение суппортного узла. Чтобы включить продольную подачу следует повернуть вверх левый рычажок фартука, при этом включится кулачковая муфта и ведущая шестерня войдет в зацепление с ходовой рейкой, в результате чего суппорт начнет перемещаться. Включив с помощью правого рычага разрезную (маточную) гайку, которая охватит вращающийся ходовой винт, производят нарезку резьбы.

Электрооборудование


Электросхема станка приведена на рисунке. Включает в себя:

  • 3-х фазную электрическую цепь напряжением 380 В;
  • плавкие предохранители;
  • главный выключатель;
  • понижающий трансформатор для освещения на 12 В;
  • реверсивный магнитный пускатель;
  • синхронный электродвигатель.

В быту удобнее использовать однофазное напряжение 220 В. Поэтому большинство владельцев переделывают электрооборудование. Для этого переключают обмотки статора со звезды на треугольник с подключением пусковых конденсаторов. Другой способ заключается в применении частотного регулирования (частотник). Последний позволяет еще и бесступенчато регулировать число оборотов двигателя.

Как правильно купить б/у станок

Самый простой способ оценить рынок предложений — зайти на биржу Авито. Объявлений по продаже ТВ-4 вроде бы и много. Аппетиты продавцов различны. Цены начинаются от подозрительных 14 тысяч и заканчиваются совершенно неадекватной суммой — 120 000 рублей. Большинство просят от 35 до 65 тысяч.

Паспорт токарного станка ТВ-4

Данное руководство «Паспорт токарного станка ТВ-4» содержит сведения необходимые как обслуживающему персоналу этого станка, так и работнику непосредственно связанному работой на этом станке. Это руководство представляет из себя электронную версию в PDF формате, оригинального бумажного варианта. В этой документации содержится Паспорт и Руководство (инструкция) по эксплуатации универсального токарно-винторезного станка ТВ-4.

Содержание

  • Основные данные
  • Кинематическая схема станка ТВ4
  • Спецификация зубчатых и червячных колес, червяков, винтов и гаек
  • Спецификация шарикоподшипников
  • Ведомость комплектации станка
  • Испытания станка на точность

Основные узлы и их особенности

Токарный винторезный станок школьник ТВ-4 состоит из таких агрегатов:

  1. Задняя тумба. Имеет П-образную форму, в ней размещается электрооборудование.
  2. Передняя тумба. Имеет П-образную форму с ребрами жесткости. Используется для размещения в ней электродвигателя.
  3. Станина. Устанавливается на переднюю и заднюю тумбы. На передней части станины размещается ходовой винт и рейка.
  4. Коробка подач. Позволяет устанавливать необходимые показатели величины подачи при нарезании резьбы и получать необходимые шаги. Кроме этого КП содержит рукоятку, с помощью которой запускается ходовой винт. Для обеспечения нормального функционирования коробки подач она нуждается в постоянном наличии смазки в корыте станка. От сюда смазка при необходимости поступает ко всем вращающимся узлам и механизмам оборудования посредством использования фитилей.
  5. Бабки (передняя и задняя). Передняя бабка используется для обеспечения соединения между вращательной частью станка и рабочей заготовкой. Задняя – предназначена для крепления второго конца обрабатываемой заготовки.
  6. Шпиндель. Располагается в передней бабке и посредством использования трехкулачкового патрона вращает рабочую заготовку. Получает от приемного шкива шесть чисел оборотов.
  7. Электрическое оборудование. К этой группе относятся такие узлы: двигатель асинхронного типа, электрический щит, трансформатор освещения, плавкие вставки.

Перед началом работы, один раз в смену, рекомендуется провести смазывания станка индустриальным маслом И-20.

Инструкция по эксплуатации токарного станка ТВ-4

Это руководство представляет из себя электронную версию в PDF формате, оригинального бумажного варианта «Инструкция по эксплуатации токарного станка ТВ-4«. В этой документации содержится Руководство (инструкция) по эксплуатации универсального токарно-винторезного станка ТВ-4. Содержание данной документации:

  • Назначение
  • Технические характеристики станка
  • Конструкция основных узлов станка
  • Схема электрическая принципиальная станка ТВ4
  • Установка станка и подготовка его к работе
  • Смазка станка
  • Управление станком
  • Регулирование станка
  • Возможные неисправности и методы их устранения

Особенности конструкции

Для повышения надежности станка тумбу его изготавливают из толстостенной листовой стали и дополнительно делают ребра жесткости. Благодаря данной конструкции основные рабочие узлы и органы управления удается разместить максимально эргономично.

Тумба — это основа конструкции. В задней ее части находится электродвигатель, необходимый для привода бабки шпиндельной. На лицевой панели располагается блок управления работой — кнопки включения/выключения и включения режима «Реверс». Все электрооборудование смонтировано тоже в задней части. Для профилактики и ремонта предусмотрена дверца доступа.

  • Передняя бабка в левой части станины. К ней для переключения скоростей подключается коробка. Конструктивно это один элемент. Вращение шпинделя передается при помощи 3-кулачкового патрона.
  • Коробка передач. Чтобы регулировать уровень подачи, поворачивается соответствующая рукоять. Схема работы исключает возможность одновременного вращения ходового винта и валика. Корыто в верхней части требуется для подачи смазки.
  • Передаточный механизм. Передает вращение коробке скоростей от блока шпинделя. Для нашей модели передаточное соотношение составляет ¼. Невозможно установить другие пары шестерней, поэтому соотношение здесь — константа.

Во время работы все время отслеживается уровень масла для смазывания коробки передач. В корыте постоянно должен быть хотя бы минимум смазки, иначе появляются перегрев и поломки шестерней.
На лицевой части оборудования имеется таблица с возможными значениями оборотов, позволяющая выбрать оптимальный режим эксплуатации.

Читайте также: