Почему радио менее популярно чем телевидение

Опубликовано: 26.03.2024

b_5d1e4e32bdb02.jpg

С эпохой диджитализации рынок радио претерпел значительные изменения. Некоторые радиостанции вообще ушли с рынка, некоторые изменили название и формат вещания, а некоторые сделали кардинальный ребрендинг.

Но, как показывает практика, вернуть тот радиохват слушателей, который был у ранее популярных радиостанций не удалось. Почему так происходит? - спросите вы. Причин для этого много.

Собственники радиохолдингов считают так: раз мы не задействуем месседжеры для коммуникаций со слушателем, не выкладываем музыку на файлообменниках для бесплатного скачивания или не выкладываем музыка на своих сайтах, то это логично, что радиослушатель уходит. Пришло время YouTube и мобильных приложений по прослушиванию музыки разных музыкальных форматов и предпочтений.

Еще некоторые собственники радиостанций считают, что сами радиоприемники уже практически не выпускаются – и это также является значимым фактором упадка рынка (о росте радио рынка давно уже не приходится говорить), - стагнации рынка.

Но радиоприемники выпускаются производителями, предлагая своему потребителю довольно широкий ассортимент. Привожу пример:

b_5d1e4e6f4e367.jpg

b_5d1e4e8ac93f7.jpg

Отмечу факт того, что в Украине заработная плата штатного диджея радиостанции действительно очень маленькая, - от 12 до 17 тыс руб ( 5-7 тыс грн). В рамках такой зарплаты диджей, - он же ведущий радиостанции работает ежедневно 3 часа в день за исключением выходных

То есть мотивация, как таковая, отсутствует. Диджеям же выгодно быть штатными сотрудниками радиостанции даже не смотря на такую символическую оплату. Зачем им это нужно? – спросите вы. Ответ прост: ксива диджея открывает двери для работы в ночных клубах. Именно работа в ночных клубах, на корпоративах приносит основной заработок для радиоведущим.

Но есть и другое видение собственников радиохолдингов, которое сводится к тому, что есть смысл раскручивать радиоведущих, вкладывая средства в их продвижение, - тоесть продвигать «лица» конкретных радиопередач, конкретных радио-шоу. Некоторые собственники не хотят этого делать по причине того, что не заключили контракт с радиоведущим на четко-обозначенный период, где прописываются все права и обязанности, а также возможные риски для радиостанции, если радиоведущий решит сменить место работы до окончания трудового контакта.

Чтобы раскрутить конкретно-взятую радиопередачу нужны денежные средства на наружную рекламу, таргетинг. Месячный бюджет может составлять от 20 тыс долл, учитывая точечный охват наружной рекламы по всей стране.

Как правило, тематические радио-шоу с ожидаемым маркетинговым эффектом раскручиваются лучше чем отдельно взятая радиостанция.

И если рассуждать о том, что рынок радио просел из-за того просто настала пора диджитал-коммуникаций и что люди стали слушать меньше радио, - то это не так.

Люди также активно продолжают слушать радио через смартфон, на ноутбуке, дома на кухне, на работе, и, конечно же, в автомобиле.

А вот исследования кампаний, которые проводят социологические исследования по анализу рынка радио говорят о том, что в основном люди слушают радио в автомобиле.

Когда я, как маркетинг-директор крупного украинского радиохолдинга, пришла в исследовательскую компанию, которая занимается исследованием радиорынка, я начала детально вникать в вопрос того, а как же проходят замеры радио и мне рассказали, что все происходит вот таким образом:

1. Есть база номеров мобильных телефонов

2. Автомат выбирает из этой базы номера, которые обслуживаются в конкретном регионе страны

3. Когда абонент снимает трубку к нему сразу присоединяется оператор Контакт-центра

4. Оператор Контакт-центра опрашивает на основе листа-опросника (чек-листа) респондента по таким вопросам как: 1) слушает ли он радио 2) какую радиостанцию он слушает 3) почему он слушает эту радиостанцию 4) где он слушает радио 5) какую музыку предпочитает слушать 6) кем он работает и т.д.

А вот теперь внимание вопрос: интересно, а кто из операторов мобильной связи предоставит базу своих абонентов, тем более с посегментной разбивкой номеров телефонов с конкретной географической локацией обслуживания?

И вот теперь, как бывший начальник отдела маркетинга оператора сотовой связи, я вам скажу, что операторы мобильной связи никому из коммерческих организаций не предоставляют информацию о своих абонентах, а тем более в этой ситуации речь идет о целой базе абонентов страны.

Оператор мобильной связи может по решению суда или в рамках запроса спецслужб или Генеральной прокуратуры предоставить информацию об абоненте.

И поэтому возникают очень большие сомнения относительно вот таких исследований, стоимость которых для клиентов составляют несколько тысяч долларов. Такие исследования продаются радиостанциям ежеквартально и радиостанции с большим удовольствием их покупают как свежие пирожки.

Исходя из обозначенного выше, вернуть своего радиослушателя каждая радиостанция может:

  • интересными передачами
  • популярными ведущими
  • постоянным напоминанием о себе в СМИ, наружной рекламе, рекламе в соцсетях
  • конкурсами, викторинами, акциями, которые должны проводится на постоянной основе
  • своими ивентами, новыми интересными неординарными проектами
  • кобрендинговыми программами
  • выбранным форматом вещания и форматом музыки

И чтобы быть всегда на плаву и давать драйв рынку, нужно на постоянной основе проводить SWOT-анализ сильных и слабых сторон своего бренда и конкурентов.

Приведу несколько примеров сильных и слабых сторон радиостанций на примере радиостанции «Шансон-Украина»

b_5d1e4e32bdb02.jpg

С эпохой диджитализации рынок радио претерпел значительные изменения. Некоторые радиостанции вообще ушли с рынка, некоторые изменили название и формат вещания, а некоторые сделали кардинальный ребрендинг.

Но, как показывает практика, вернуть тот радиохват слушателей, который был у ранее популярных радиостанций не удалось. Почему так происходит? - спросите вы. Причин для этого много.

Собственники радиохолдингов считают так: раз мы не задействуем месседжеры для коммуникаций со слушателем, не выкладываем музыку на файлообменниках для бесплатного скачивания или не выкладываем музыка на своих сайтах, то это логично, что радиослушатель уходит. Пришло время YouTube и мобильных приложений по прослушиванию музыки разных музыкальных форматов и предпочтений.

Еще некоторые собственники радиостанций считают, что сами радиоприемники уже практически не выпускаются – и это также является значимым фактором упадка рынка (о росте радио рынка давно уже не приходится говорить), - стагнации рынка.

Но радиоприемники выпускаются производителями, предлагая своему потребителю довольно широкий ассортимент. Привожу пример:

b_5d1e4e6f4e367.jpg

b_5d1e4e8ac93f7.jpg

Отмечу факт того, что в Украине заработная плата штатного диджея радиостанции действительно очень маленькая, - от 12 до 17 тыс руб ( 5-7 тыс грн). В рамках такой зарплаты диджей, - он же ведущий радиостанции работает ежедневно 3 часа в день за исключением выходных

То есть мотивация, как таковая, отсутствует. Диджеям же выгодно быть штатными сотрудниками радиостанции даже не смотря на такую символическую оплату. Зачем им это нужно? – спросите вы. Ответ прост: ксива диджея открывает двери для работы в ночных клубах. Именно работа в ночных клубах, на корпоративах приносит основной заработок для радиоведущим.

Но есть и другое видение собственников радиохолдингов, которое сводится к тому, что есть смысл раскручивать радиоведущих, вкладывая средства в их продвижение, - тоесть продвигать «лица» конкретных радиопередач, конкретных радио-шоу. Некоторые собственники не хотят этого делать по причине того, что не заключили контракт с радиоведущим на четко-обозначенный период, где прописываются все права и обязанности, а также возможные риски для радиостанции, если радиоведущий решит сменить место работы до окончания трудового контакта.

Чтобы раскрутить конкретно-взятую радиопередачу нужны денежные средства на наружную рекламу, таргетинг. Месячный бюджет может составлять от 20 тыс долл, учитывая точечный охват наружной рекламы по всей стране.

Как правило, тематические радио-шоу с ожидаемым маркетинговым эффектом раскручиваются лучше чем отдельно взятая радиостанция.

И если рассуждать о том, что рынок радио просел из-за того просто настала пора диджитал-коммуникаций и что люди стали слушать меньше радио, - то это не так.

Люди также активно продолжают слушать радио через смартфон, на ноутбуке, дома на кухне, на работе, и, конечно же, в автомобиле.

А вот исследования кампаний, которые проводят социологические исследования по анализу рынка радио говорят о том, что в основном люди слушают радио в автомобиле.

Когда я, как маркетинг-директор крупного украинского радиохолдинга, пришла в исследовательскую компанию, которая занимается исследованием радиорынка, я начала детально вникать в вопрос того, а как же проходят замеры радио и мне рассказали, что все происходит вот таким образом:

1. Есть база номеров мобильных телефонов

2. Автомат выбирает из этой базы номера, которые обслуживаются в конкретном регионе страны

3. Когда абонент снимает трубку к нему сразу присоединяется оператор Контакт-центра

4. Оператор Контакт-центра опрашивает на основе листа-опросника (чек-листа) респондента по таким вопросам как: 1) слушает ли он радио 2) какую радиостанцию он слушает 3) почему он слушает эту радиостанцию 4) где он слушает радио 5) какую музыку предпочитает слушать 6) кем он работает и т.д.

А вот теперь внимание вопрос: интересно, а кто из операторов мобильной связи предоставит базу своих абонентов, тем более с посегментной разбивкой номеров телефонов с конкретной географической локацией обслуживания?

И вот теперь, как бывший начальник отдела маркетинга оператора сотовой связи, я вам скажу, что операторы мобильной связи никому из коммерческих организаций не предоставляют информацию о своих абонентах, а тем более в этой ситуации речь идет о целой базе абонентов страны.

Оператор мобильной связи может по решению суда или в рамках запроса спецслужб или Генеральной прокуратуры предоставить информацию об абоненте.

И поэтому возникают очень большие сомнения относительно вот таких исследований, стоимость которых для клиентов составляют несколько тысяч долларов. Такие исследования продаются радиостанциям ежеквартально и радиостанции с большим удовольствием их покупают как свежие пирожки.

Исходя из обозначенного выше, вернуть своего радиослушателя каждая радиостанция может:

  • интересными передачами
  • популярными ведущими
  • постоянным напоминанием о себе в СМИ, наружной рекламе, рекламе в соцсетях
  • конкурсами, викторинами, акциями, которые должны проводится на постоянной основе
  • своими ивентами, новыми интересными неординарными проектами
  • кобрендинговыми программами
  • выбранным форматом вещания и форматом музыки

И чтобы быть всегда на плаву и давать драйв рынку, нужно на постоянной основе проводить SWOT-анализ сильных и слабых сторон своего бренда и конкурентов.

Приведу несколько примеров сильных и слабых сторон радиостанций на примере радиостанции «Шансон-Украина»

Наш эксперт Станислав Боуш предлагает обсудить в комментариях.

Часто ли Вы слушаете радио дома на музыкальном центре? А в автомобиле? Слушаете ли вы радио через интернет? Какое? Слушаете ли вы зарубежное радио? Голос Америки? Би Би СИ? Свобода? Радио Ватикан? А на английском?

АМ уже давно никто не слушает, что-то там еще передают, но качество плохое. А какова судьба ФМ?

Умрет ли FM? Часть 1. Обсуждаем судьбу и перспективы эфирного радиовещания.

На загнивающем западе давно есть цифровое радио - DAB радио. И на Алиэкспресс активно продают оборудование для приема цифрового радио.

Умрет ли FM? Часть 1. Обсуждаем судьбу и перспективы эфирного радиовещания.

Основным источником помех для радио в автомобиле стал в настоящее время импульсный блок питания видеорегистратора. Импульсный блок питания (ИБП) излучает помехи в эфир всегда.

В квартире и доме также много импульсных источников питания. Это и встроенные ИБП в приборы, и всевозможные зарядные устройства и даже светодиодные лампы.

Все это сильно засоряет эфир в диапазоне 88-108 МГц.

Какие же есть альтернативы?

1. Цифрово́е ра́дио, цифровое радиовеща́ние (англ. digital radio ) — применение цифровых технологий для формирования оптимального спектра радиосигнала при передаче звуковой информации, а также для обработки принятого сигнала на стороне приёма. Эти технологии предназначены для замены менее эффективных систем радиовещания, основанных на амплитудной или частотной модуляции.

Цифровое радиовещание либо обеспечивает более высокое качество звукового вещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн, в той же полосе частот, прежде занимаемой системой на основе амплитудной модуляции, либо повышает эффективность использования радиочастотного спектра на частотах выше 30 МГц (в диапазонах ОВЧ-ЧМ-вещания).

Используется также словосочетание «цифровое звуковое радиовещание» (англ. digital audio broadcasting ).

Компания Триада в 2012 году передала ГКРЧ образцы антенн для DAB радио и на 66-74 МГц, и на 88-108МГц, но вот на антенны диапазона 148,5—283,5 МГц запрос тогда не поступал. Прошло много лет, пока тишина.

Также компания Триада в 2017 году передала представителям частной компании в США образцы антенн для DAB радио на 88-108МГц, Там этот проект пока не развился. По крайней мере, поставки так и не были сделаны.

2. Цифровая приставка. Программы радиовещания можно слушать при помощи цифровой приставки для приема 20 бесплатных каналов цифрового телевидения, После настройки, переключив его в режим «радио» или перебором каналов. Также можно подключить к цифровой приставке вместо телевизора внешний усилитель с колонками.

В России в первом мультиплексе цифрового телевидения России транслируются федеральные радиостанции «Радио России», «Маяк» и «Вести ФМ». В общем, скукотища.

3.Интернет-радио. Для это надо скачать программу на мобильный телефон или планшет и выбирать там радиостанцию для прослушивания. Аудио выход телефона можно подсоединить к внешнему усилителю с колонками.

Умрет ли FM? Часть 1. Обсуждаем судьбу и перспективы эфирного радиовещания.

Также Интернет-радио доступно через компьютер.

Умрет ли FM? Часть 1. Обсуждаем судьбу и перспективы эфирного радиовещания.

Вот как выглядит сейчас "Голос Америки". Это уже не радиостанция, а Видеостанция!

23. Что выбрать: телевидение или радио?

Серьезные западные социологи уже давно подсчитали: в странах Европы и США журналист меняет работу в среднем раз в три года. У нас – в пять лет. Что стоит за такой статистикой? Это означает, что журналисту время от времени необходимо менять место работы, должность, а иногда и подсистему средств массовой информации. В то же время повторим: средняя диагональ российского телевизора – 17 дюймов, так что все в него не влезут. Нечего и надеяться.

Что престижнее и «круче»? Что приносит большие доходы? Вроде бы правильные вопросы, да и найти ответы на них не так сложно. Но вот простым все только кажется на первый неискушенный взгляд. Работать на ТВ или на радио – не лучше и не хуже, это разные способы существования в профессии.

Глупо следовать нелепой традиции, которая складывается в последнее время среди стажеров и практикантов. Они почему-то рассматривают радиостанцию как трамплин для прыжка в тележурналистику. В этом нет необходимости. Попробовать себя в телевизионном или радиоэфире одинаково нетрудно, если ты выбрал специальное журналистское образование. Будут практики, стажировки, кадры нужны и там, и там. Вот сразу на телевидение или на радио и иди. Конечно, везде есть свои преимущества и недостатки.

Давай рассмотрим три примера явно состоявшихся профессионалов: Владимир Познер, Леонид Парфенов, Сергей Доренко. По-моему, сложно найти более востребованных и успешных персон в российской журналистике последних двух десятилетий. Три человека-эпохи, уже почти легенды. За плечами – десятилетия работы в медиа. И все, кажется, телевизионщики. Но это не так. Владимир Познер до последнего времени постоянно вел несколько программ на радио. Когда жизненные обстоятельства изменились, Леонид Парфенов возглавил аналитический журнал. А Сергей Доренко, будучи известным телевизионным журналистом, стал главным редактором радиостанции. И такие примеры – не исключение, а правило!

Секрет прост. Если ты – серьезный журналист, то к тебе будут испытывать интерес и газеты, и журналы, и радио, и телевидение. Уметь нужно все. А дальше – выбирай, что душа пожелает. И если в каких-нибудь странных книгах прочитаешь, что, «умея создавать текст, ты будешь настоящим журналистом», – не верь! В нашей профессии все больше и больше технологии.

Усложняются способы обработки звука, картинки, постоянно совершенствуются системы связи, защиты информации, безопасности передачи данных. И это – только начало. Быть «продвинутым» в информационных технологиях – обязательное условие профессионального успеха. А вот об остальном, о самом важном, кое-что знать стоит. О важном – это о принципиальных различиях между телевидением и радио. Оцени все плюсы и минусы. Глядишь, еще до начала стажировки почувствуешь, что тебе ближе.

Начнем с сигнала или носителя. В его роли на ТВ выступает сочетание картинки и звука. То есть – видеоряд. Изображение и звук работают на успех журналистского продукта только вместе. Отсюда – эффект телевидения. Ты оказываешься внутри события. Мир буквально входит к тебе в квартиру. Нет необходимости тратить энергию на то, чтобы представить себе что-то. Телевидение рассчитано на облегченное восприятие! Не нужно что-то фантазировать, воображение молчит. Есть такое мудрое современное наблюдение: женщины любят ушами, а мужчины – глазами. Поэтому и те и другие любят телевидение.

На радио информацию несет чистый звук. Картинку ты создаешь сам, как бы домысливаешь, достраиваешь ее. На этом основан радиоэффект. При помощи радиожурналиста и собственного воображения ты выстраиваешь свой неповторимый удивительный мир. Знаешь, чем отличается искусство от подделки? Очень просто! Вот, скажем, портрет в галерее передает представление о тебе художника, а подделка – просто узнаваема, как фотография на паспорт, не более! Что ты предпочтешь? Если фантазия не спит и тебе есть что сказать миру – добро пожаловать на радио. Если же ты хочешь довольствоваться голой правдой, «воспаленной губой припасть и попить из реки по имени Факт» (это из Владимира Маяковского) – место тебе на телевидении. Например, ты видишь репортаж об упавшем самолете. Клубы дыма, огонь, кровь, бегущие люди… Благодаря телевизору трагедия произошла буквально у тебя на глазах. Жутко, реалистично, но чувство одно – страх. По радио ты слушаешь сообщение, голос с шумами аэродрома, живое человеческое слово. В нем есть место состраданию, факту, анализу, мнениям экспертов. Но нет ужаса! Есть сочувствие и собственное видение – твои эмоции, а не корреспондента. Ты мысленно представляешь себе лица летчиков, собравшихся на летном поле, уверенного в себе эксперта, голос которого дрожит… Включаются эмоции, чувства слушателя, основанные на его представлениях об окружающем мире.

А как сложно подобрать такие слова, чтобы трогали душу! Как непросто записать шумы и звуки, от которых хотелось бы не испугаться и спрятаться, а посочувствовать персонажам, разобраться в причинах трагедии. Радио вынуждено быть содержательным. Только тогда оно может конкурировать с телевидением – своим младшим, более современным братом. Многие наши знакомые поставили в авто телевизоры. Думаете, часто включают? Только для жены или детишек, когда далеко едут или в пробке стоят. И дело не только в том, что телевизор мешает управлять авто, что это опасно для жизни. Нет! Чтобы узнать новости, переключаются именно на радиоэфир. Радиожурналисты доставляют самые свежие комментарии оперативнее и быстрее. И нет преград для радиоволн: хочешь – слушай за рулем, хочешь – в школе, хочешь – щи мешай или с собакой прогуливайся.

Телевидение привязано к картинке, и без нее оно не существует. А нам ничто не мешает владеть умами и сердцами слушателей уже почти сотню лет. И будем владеть!

Только запомни главное: и на радио, и на ТВ трудятся настоящие мастера и профессионалы. Найди себя среди них.

У РАДИО ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНО ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО: ЕГО МОЖНО ПОЛЮБИТЬ. ПОПРОБУЙ СДЕЛАТЬ ЭТО ТАК ЖЕ, КАК МЫ!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Телевидение в банджаре

Телевидение в банджаре Ибу Даю снова (любит она пиар) пригласила журналистов – снимать свой центр, а заодно и меня на йоге. Приезжаем – и впрямь: телевидение поставило камеру прямо напротив Пури Дамай, так что пришлось его обойти задворками, чтобы не мешать. Причем,

Как выбрать кишлак?

Как выбрать кишлак? Мой выбор Ошобы был случайным. Я не искал для своего исследования локальное сообщество с какими-то определенными социальными и демографическими характеристиками, и у меня не было готовых представлений о «среднем» или «типичном» кишлаке. Я уже

Какой формат свадьбы выбрать?

Какой формат свадьбы выбрать? Допустим, вы решили: ваша свадьба будет сыграна с учётом русских обычаев.Но одна свадьба с учётом русских традиций может совершено отличаться от другой.Можно выделить три формата организации нашей национальной свадьбы:Русская

Глава 1 Телевидение подросткового периода

Глава 1 Телевидение подросткового периода Так случилось, что в мае 1967 года меня неожиданно пригласил на беседу в Шаболовский телецентр знаменитый человек – Николай Петрович Мушников. Заочно я знал о нем как об организаторе первых телевизионных новостей на советском

Глава 6 Перед возвращением на телевидение

Глава 6 Перед возвращением на телевидение …Наступил 1985 год, который вошел в историю как год начала крупной политической реформы в стране. Он стал переломным и в работе отечественной прессы, которая вступила в эпоху гласности, демократизации и перестройки. Назревавшие

Глава 8 Живое телевидение – превыше всего

Глава 8 Живое телевидение – превыше всего Вообще, телевидение обладает рядом природных качеств, которые было бы глупо не использовать. Кроме того, что оно имеет всеохватный, всепроникающий взор, оно обладает большой доверительностью: люди, работающие на экране, особенно

Телевидение

Телевидение Есть одно слово, которое ни разу не звучало во время первого прилунения. Это слово «имитация». Учитывая настроения того времени, оно могло спровоцировать полномасштабную революцию. Версия имитации возникла сравнительно недавно и явилась, по всей видимости,

Телевидение

Телевидение Когда 8 августа грузинские войска вторглись в Цхинвал, мировое телевидение безмятежно освещало пекинскую Олимпиаду и разные светские мероприятия. Житель Гагр Лаврентий Амшенци в этот день любовался салютом, выпущенным в небо абхазскими молодоженами.

Письмо на Российское телевидение

Письмо на Российское телевидение А.В. МаркоеОт редколлегии. Легшие е осноеу показанного е апреле 2006 г. на РТР фильма «Великая тайна еоды», «раенопраеие и плюрализм мнений» — от научно устаноеленных фактое до легенд, слухое и просто примерое грубого нееежестеа (см. статью

Седьмого мая в России отмечается День радио, установленный в 1945 году в ознаменование 50-летия со дня изобретения радио русским ученым А.С. Поповым.

Европейская медиа группа включает в себя радиостанции "Европа Плюс", "Ретро FM", "Радио 7", "Кекс FM", "Свежее радио" а также собственный сейлз-хаус "Медиа Плюс" и музыкальный телеканал Europa Plus TV.

По мнению главного продюсера радиостанции "Вести FM" Анатолия Кузичева, на текущий момент радио по-прежнему является самым оперативным и человечным средством массовой информации.

"Роль радио в современном мире пока огромна, несмотря на то, что многие эксперты совершенно оправданно и очень дальновидно замечают, что роль эфирного радио в ближайшем будущем будет сведена, возможно, к минимуму", - сказал он.

"Исходя из оптимума этой гармонии - человечности и качества информации - радио - это, конечно, номер один, на мой взгляд", - добавил эксперт.

Заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, ведущая программ на радио "Свобода" Анна Качкаева также считает радио живым, технологичным средством, которое способно быстро перестраиваться и "отвечать на запросы разнообразной аудитории".

"Несмотря на его почтенный возраст, это одно из самых молодых и динамично развивающихся средств массовой информации, и это видно по тому количеству радиостанций, которые существуют и открываются и в стране, и в мире, и по тому, как им все больше интересуются молодые люди", - отметила она.

По ее словам, радио "несложно технологично открываться в новых средах, оно менее формализовано и более интерактивно, и гораздо в большей степени способно откликаться на потребности конкретных людей, а не масс".

Будущее радио

Однако эксперты отмечают, что перспективы классического эфирного радио "туманны".

"Совершенно очевидно, что эфирного радио, я даю ему лет 10, не будет. Понятно, что радио переместится в интернет", - подчеркнул Кузичев.

Другое дело, добавил он, что "магия голоса" без картинки никуда не денется.

"В интернете ли это будет в виде какого-то сетевого вещания, или еще где-то, я уверен, что это полумистическое общение человека и голоса оно все равно останется. Технически мне сейчас трудно предугадать, как это будет, очевидно, что каким-то образом через глобальную сеть, но сама техника останется, безусловно", - предположил продюсер.

Радио, по его словам, противопоставляет этому "уникальность эфирного наполнения - индивидуальность интонации и музыкальной подборки, личность собеседников, ведущих, комментаторов, живой, прямой эфир и ощущение соучастия и сопричастности".

По мнению Качкаевой, "первородная сущность радио, связанная с интимностью и доверительностью общения, в новых условиях даст ему гораздо больше возможностей, чем, тем же печатным СМИ или довольно неповоротливому часто телевидению".

Многие радиостанции уже сегодня организовали в интернете полноценные ресурсы, добавляет эксперт.

"Все радиостанции, во всяком случае, разговорные - Вести FM, РСН, Business.FM, Сити-FM - все они в интернете организовали совершенно полноценные, полновесные ресурсы, которые не просто ретранслируют то, что идет в эфире, но пытаются быть продолжением, а то и альтернативой того, что происходит "on air" (в эфире). Все радиостанции это понимают и все к этому готовятся", - отметил Кузичев.

Качкаева в свою очередь отметила, что одними из самых популярных страниц в сетях являются как раз страницы радио.

"Новая среда и новые медиа дают старому радио новую жизнь, и оно развивается в этой мультимедийной сфере очень активно и довольно интересно - и как формат, и как способ взаимодействия с аудиторией", - подчеркнула собеседница агентства.

Не столь оптимистично оценивает интернет-радио Александр Полесицкий.

Музыка или новости?

"Во Франции, например, информационные станции в целом чуть популярнее музыкальных. В России исторически музыкальные станции слушали более, чем в 2 раза чаще", - сказал Полесицкий.

Однако, по его словам, "за последние два года доля информационных станций стала расти, особенно в Москве, в связи с диверсификацией предложения".

"Растет популярность и "Эха Москвы", и РСН, и "Сити-FM". Хотя аудитория моложе 40 к информационному вещанию по-прежнему во многом равнодушна", - добавил эксперт.

Кузичев также отметил, что развлекательные радиостанции априори должны быть более популярными, чем новостные.

Один из главных плюсов радио, по словам Качкаевой, является как раз то, что оно предоставляет аудитории довольно разнообразный выбор станций.

"Естественно, у активной, политически заинтересованной и экономически активной аудитории очень слушаемыми являются разговорные станции, ориентированные на бизнес и на короткую информацию. И эта же продвинутая аудитория любит хорошую музыку и джаз. Более широкая аудитория тоже может выбрать на свой вкус все - от шансона до зарубежной музыки и попсы", - отметила эксперт.

Радио в России и на Западе

"В России радио слушают несколько меньше, чем к Западу от нее. Это и техническая проблема - огромная страна не покрыта сплошным FM вещанием, а проводная технология вчерашнего дня исчезла вместе с самим медным проводом на просторах 90-x годов, и проблема недостаточности предложения, которая будет решаться по мере становления информационного и разговорного радио", - сказал Полесицкий.

Анна Качкаева также отметила, что "на Западе радио - очень слушаемое средство массовой информации".

"Количество станций, например, в Америке в десятки, если не в сотни раз превышает количество станций в России. Более того, они гораздо более разнообразны как по музыкальному форматированию, так и по станциям в маленьких сообществах - университетах", - сказала эксперт.

По ее словам, в США и Европе существует много общественных радиостанций.

"Если в Facebook набрать public radio, у вас появится куча станций. Набор, который вы можете выбрать теперь в интернете, годится для всех - от офисного работника до человека в монастыре", - сказала собеседница агентства.

Читайте также: