Как интернет и телевидение используют в школах

Опубликовано: 26.03.2024

В данный момент Интернет является частью жизни преподавателя, так как становится привычным и подходящим средством для приобретения нового материала.

“Информация - научная категория, отображающая форму материи и средства ее познания”.[1]

По способу восприятия информацию делят на виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Из этого следует вывод, что основную информацию человек получает через слух, вкус, осязание, обоняние.

Научные исследования подтверждают, что более 90% всей информации мы получаем на зрение и слух. [1]

Так как учебный материал, полученный из интернета, мы видим и слышим, то он является наиболее усвояемым для человека.

Педагоги часто используют на своих уроках материал, который нашли в информационной сети, так как безграничные возможности интернета облегчают поиск учебного материала для подготовки к урокам.

Учителя предпочитают находить учебный материал в Интернете в электронном виде, так как он позволяет:

  • самостоятельно повышать свои знания;
  • повышать свои знания через дистанционное обучение;
  • находить учебный материал в сети Интернет для подготовки и проведения уроков;
  • получать документы с сервера министерства образования;
  • получать сообщение о новейших педагогических материалах;
  • получать информацию о последних педагогических находках, отправлять свои методические разработки;
  • получать программное обеспечение;
  • публиковать собственные статьи, планы, конспекты уроков;
  • переписываться с преподавателями других регионов;
  • выбирать и заказывать методическую литературу через интернет -магазины.

Использование учителем в своей деятельности интернет – уроков позволяет

  • обучать детей и работать как в классе, так и вне классного помещения индивидуально и в группах, парами. Грамотная работа детей, под руководством преподавателя, помогает сплотить детский коллектив, возрастает информационная грамотность школьников.
  • Рассмотрим возможности интернет ресурсов для создания современного урока:
  • через интернет учитель может пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы;
  • изучать опыт других учителей и использовать их рекомендации и разработки на своих уроках;
  • печатать на интернет сайтах свои личные поурочные планы, статьи, инновационные идеи ;

Всё это позволяет учителю качественно улучшить профессиональную деятельность:

Рис.1. Совершенствование деятельности педагога

Для этого необходимо:

  • чётко определить объем работы учащихся;
  • использовать учителем на уроках свои традиционные наработки и новые интернет-материалы;
  • пользоваться в своей работе печатными материалами и поисковыми инструментами online ;
  • посещать уроки своих коллег, и, если это необходимо, применить их опыт в своей работе.

Школьники могут собирать материал не только в классе, но и в библиотеке. Обмениваться полученными знаниями с другими ребятами, анализировать полученный материал и издавать свои работы в Интернете. Систематическое взаимодействие ребят с учителем обеспечит успешность этого вида деятельности.

Поисковая система предлагает учащимся большой выбор мультимедиа-информации разного профиля. Ребята могут узнать последние новости, получить доступ к различным справочникам, энциклопедической и учебной информации. Потенциал Интернета очень большой, он позволяет находить решение всевозможных заданий, как в школе, так и дома.

Путь к информационному багажу, находится в библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через поисковые сервера. Работать с поисковыми серверами данного типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно необходимо найти. [2]

В сети Интернет имеется огромное количество самого разнообразного мультимедиа материала. Учащимся сложно ориентироваться в существующем объеме информации, поэтому им на помощь приходят поисковые серверы, которые имеют много ссылок на разнообразные темы и совершают поиск необходимого материала по запросу пользователей.

Немаловажным аспектом при пользовании интернетом, в целях безопасности, видится создание фильтров, оберегающих от бесполезной и некомпетентной информации в Сети. Дирекция учебного заведения, школьные библиотекари, учителя, должны определить какие сайты необходимо заблокировать или закрыть. Данный вид деятельности позволит значительно сэкономить личное время учащихся, для поиска той или иной информации и обеспечит безопасность школьников.

Применение учителем на своих уроках интернет – технологий неизбежно выведут общеобразовательный урок за рамки, как урока, так и самого предмета.

Школы, подключаясь к интернету, удовлетворяют свои потребности в поиске, сборе и обработке материала, что в свою очередь, расширяет возможности осуществления образовательных целей и задач согласно требованиям ФГОС. Задачей современной школы является успешное развитие личности ученика, изменение и улучшение его личных данных, что является важным условием для развития и формирования школьника, так как он становится полноправным пользователем мирового информационного пространства. Частое использование школами интернет-технологий, телекоммуникационных средств в учебно - образовательном процессе показывает нам, как мы внедряем и как мы работаем с использованием инновационных средств, с помощью которых совершаются видоизменения многообразного плана: изменяют цели и задачи урока, учебный план, формы и методы обучения учеников. [3]

Стоит задуматься над тем, какие инновации можно освоить в школе, с помощью интернета? Все знают, что основой учебного процесса является урок, поэтому, необходимо выделить некоторые моменты, которые позволяют правильно реализовывать цели, задачи урока.

Так, например, на уроках технологии в младших классах учитель учит учащихся правильно работать с электронной почтой, использовать в своей деятельности поисковики, и быстро находить нужный материал, подобрать материал для докладов, рефератов, презентаций.

Преподаватель разрабатывает план своего урока и проводит его так, чтобы он был необычным, более интересным. Для этого он демонстрирует наглядный материал из интернета (картинки, таблицы, фотографии. ), показывает мультимедийный материал. Часто использует на уроках видео-лекции.

Преподаватели предлагают детям участвовать в различных конкурсах, проектах.

В настоящее время школы переходят на новейшую ступень применения интернет-технологий, внося в учебные планы элементы альтернативного обучения для решения некоторых учебных задач.

Это позволяет не только учителям, но и ученикам реализовывать личные учебные цели, устремленные на повышения собственного кругозора, развитие знаний, помогает правильно формировать личность. Школьники могут проходить обучение на разных сайтах в удобное время. Главную роль берут на себя родители ученика, которые помогают ему и направляют ребёнка.

С помощью новых информационных технологий возможно получить определенные знания дома, так как делается вероятным приобрести информацию, которую можно разыскать в мировых библиотеках, что способствует расширению кругозора и повышения уже имеющийся квалификации. У ребят появляется реальная возможность для общения с детьми со всего мира. Они могут получить любую консультацию у других учителей и даже у учёных разных стран мира.

Интернет-знания дети могут получать в компьютеризированных классах самостоятельно.

Применение Интернет-технологий в образовании имеет большой ряд положительных возможностей, используемые в своей деятельности “виртуальных путешествий”.

Кроме положительных моментов применение Интернет-ресурсов в воспитании и обучении детей выявил проблему информационного перенасыщения ребят, так же некоторые некомпетентные сайты дают детям ложную информацию.

Ученик, входящий в море Интернет -информации, должен не только брать готовый материал, но и иметь собственное мнение по данной теме. Ребёнок не может самостоятельно решить данную проблему. [4]

Кроме того, отмечая позитивные стороны внедрения Интернет- технологий в процесс обучения детей, нельзя не отметить и то, что ребята имея бесплатный доступ к любой информации присваивают себе чужую работу, отказываются элементарно думать и размышлять. Другими словами, просто списывают, к примеру, сочинение и утверждают, что писали его самостоятельно.

В любом случае, для решения данных вопросов им необходима помощь учителей и родителей.

В заключение можно отметить, что без информационных технологий невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием компьютерных технологий становятся обычным учебным процессом для учащихся и учителей начальной школы.

Список использованной литературы

1. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных. // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах.

2. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2014 г ., г. Москва / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИСМО РАО, 2014. - С. 49-56.

3 .Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2013. 416 с.

4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. - 222 с.


Развитие личности

Как сообщает пресс-секретарь Самарского филиала ОАО "Ростелеком" Елена Чистова, 22 познавательных ТВ-канала, содержание которых способствует развитию личности и творческих способностей ребенка, включены в пакет "Популярный". "Ребят может заинтересовать канал о путешествиях, науке, истории и людях "Моя планета", - рассказывает эксперт, - канал о природе всех уголков земли "Viasat Nature", канал "Просвещение" об интеллектуальном и культурном наследии человечества, телеканал "История", диапазон интересов которого от древнейших цивилизаций и открытий прошлого до величайших загадок и тайн настоящего. А также "Первый образовательный", "Animal Planet", увлекательное обучение "Da Vinci Learning" и классическое образование от "National Geographic".

У "НТВ-ПЛЮС" тоже большой спектр телеканалов познавательного характера, есть специализированный пакет "Познавательный Запад", а также пакеты "Лайт Запад" и "Познавательный".

В аналоговом кабельном ТВ TELENET представлено шесть специализированных детских и более десяти познавательных телеканалов, в том числе всемирно признанные и популярные Viasat Explorer и Viasat History, National Geographic Channel и Nat Geo Wild, Discovery Channel и другие. Еще больше возможностей у подписчиков цифрового ТВ TELENET: здесь абонентов ждет более 40 телеканалов, в том числе и в формате высокой четкости, например, National Geographic HD, Nat Geo Wild HD, Discovery HD.

"Цифровое HD-телевидение превращает телевизор в центр увлекательного обучения, - отмечает директор филиала "Дом.ru" в Самаре Алексей Огарков. - Так, в базовый пакет "Дом.ru TV 2.0" уже включены более 20 познавательных каналов, которые будут интересны не только детям. Передачи по физике, биологии, химии, истории можно найти на Discovery ShowCase HD, Da Vinci Learning, Animal Planet HD, Viasat History+Nature HD, Russia Today Doc HD, Discovery Science, Discovery World, National Geographic и других. И кстати, абоненты Дом.ru при желании могут воспользоваться функцией записи и пересматривать важные моменты передачи столько, сколько хочется".

Телеком-оператор предусмотрел для детей и подростков от двух до 16 лет специальный пакет ТВ-каналов - "Умка". Пакет включает два HD-канала и пять SD-каналов, которые помогают в обучении, развитии кругозора детей при помощи игр, творчества, мультфильмов.

Контент российского производства

Среди познавательных каналов много и отечественных. Например, "НТВ-ПЛЮС" предлагает RTG TV (Russian Travel Guide) - это российский познавательный телеканал о путешествиях.

"Наука 2.0" рассказывает о достижениях российской и мировой науки.

Канал "Домашние животные" дает знания не только об уходе, лечении и дрессировке, но и об особенностях пород кошек и собак, о конкурсах и соревнованиях.

Российский познавательный телеканал о путешествиях, науке, истории и образе жизни "Моя планета" показывает отечественные и зарубежные программы и документальные проекты.

"Первый образовательный" - программы и документальные фильмы разнообразной тематики, посвященные гуманитарным и естественным наукам, бизнесу, здоровью, литературе и искусству. Зрителям предлагаются телевизионные учебные курсы по физике, истории, математике, биологии и другим предметам.
Канал "Просвещение" предлагает программы о российских вузах, достижениях современной науки, великих ученых, философских течениях, о профессиях и семейных ценностях.

Телеканал "История" с помощью документальных проектов, фильмов, исторических реконструкций, документов и воспоминаний современников помогает изучать мировую и отечественную историю.

Также стоит отметить российский исторический телеканал "365 дней", знакомящий зрителей с историей России через документальные и художественные фильмы, лекции и дискуссии.

Понимать других

Есть среди познавательных каналов и языковые. У "Ростелеком" и "Дом.ru" это English Club TV, который очень пригодится для изучающих английский. Кроме того, в пакете "Детский" "Ростелекома" есть канал на английском языке "Baby-TV".

Менеджер по маркетингу и работе с корпоративными клиентами филиала ОАО "НТВ-ПЛЮС" в Самаре Ирина Вергун также напоминает, что для изучения иностранных языков можно использовать каналы, которые транслируют передачи на них. "Не секрет, что только носитель языка сможет научить говорить на своем языке правильно, - отмечает эксперт. - В этом помогут наши телеканалы, которые транслируют передачи на различных иностранных языках. Слушая новости, смотря фильмы на иностранном языке, ребенок может, например, научиться правильному произношению. Animal Planet, Discovery Science, NatGeoWILD, History и многие другие, помимо русского, предлагают трансляцию на английском языке. Euronews предлагает трансляцию на итальянском, испанском, немецком, французском языках. Телеканал "Русия аль-Яум" (RT) транслируется на арабском.

Во Всемирной паутине

Например, на сайте "Обучалки" представлены программы, написанные школьниками и студентами для таких же, как они, школьников и студентов. Здесь есть доступные для бесплатного скачивания и неограниченного использования тесты и учебные программы.

Ресурс "Обучонок" размещает исследовательские работы школьников по разным предметам. А сайт научно-популярного проекта "Элементы" поможет получить знания по физике, астрономии, математике, химии, науках о жизни и о планете Земля. Здесь есть не только энциклопедическая информация по всем предметам, но и лента новостей науки, постоянно обновляющаяся электронная библиотека, видеотека лекций, расписание конкурсов, фестивалей и семинаров, дневники ученых и студентов. Кроме того, на сайте ведется раздел "Детские вопросы", где доступно объясняется, почему человек седеет, зачем комару кровь и чем слышит муравей.

Можно искать списки ресурсов по какому-то одному направлению. Например, на странице exponenta.ru перечислены сайты математической и образовательной направленности для школьников и абитуриентов. Сайты детских журналов (например, "Мурзилка", "Костер") также предлагают много возможностей для развития детей.

А если ребенок не может без компьютерных игр, то в Сети помогут подобрать обучающие. Например, такие игры собраны на сайте Логозавр.

Мнение специалиста

Учитель русского языка и литературы школы №176 Татьяна Клушина считает, что возможностями, которые предоставляют телевидение и Интернет для образования, следует пользоваться. "Я часто использую образовательные передачи на уроках литературы. Например, качественные видеолекции о писателях транслируют на телеканале "Культура". Конечно, о биографии писателя дети могут и прочитать, но это скучно, - рассуждает педагог. - А когда специалист не просто читает лекцию, а сопровождает ее фото- и видеоматериалами, впечатление совсем другое. Детям очень нравится".

Что касается образовательных сайтов, то Татьяна Клушина отмечает интернет-ресурс Самарского областного института повышения квалификации работников образования (СИПКРО). "На этом сайте организовано дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями, у таких ребят нет возможности присутствовать на уроках. Причем задания занимательные, поданы в необычной форме, чтобы детям было интересно заниматься, - рассказывает учительница. - Я считаю, что за такими ресурсами будущее. Материалы образовательных сайтов и возможности телевидения можно использовать и в урочной деятельности, и как дополнительное обучение".

Нэлла Васильева, руководитель Центра предоставления и сопровождения услуг связи, маркетинга и прямых продаж компании TELENET:

- Школьникам наше кабельное ТВ предлагает большой выбор познавательных телеканалов, которые будут полезны как для общего расширения кругозора, так и в изучении конкретных дисциплин, помогут в получении новых знаний и могут стать своего рода альтернативой скучным школьным учебникам. Но родителям стоит учитывать, что большинство программ популярных познавательных телеканалов (в отличие от специализированных детских каналов) имеют ограничения по возрасту. Они рассчитаны на зрителей старше 12 лет, а ряд программ не рекомендуется для просмотра детям до 16-18 лет.


  • школа
  • технологии
  • исследование
  • учителя

В январе «Мел» решил выяснить, как переход на дистант поменял отношение российских учителей к цифровым инструментам и онлайн-обучению. Мы запустили собственное всероссийское исследование, собрали мнения 9429 учителей из 79 регионов России и узнали, какие инструменты и сервисы используют учителя и какой поддержки им не хватает для освоения новых цифровых технологий. Рассказываем о наших результатах.

Кто участвовал в опросе

В январе 2021 года мы вместе с нашими партнерами опубликовали анкету «Учителя и цифра: чего не хватает в классе и на дистанте?», которую предложили заполнить учителям из всех регионов России.

Нашей главной целью было выяснить, как учителя используют цифровые инструменты после дистанта, довольны ли педагоги качеством этих инструментов и чего им не хватает, чтобы использовать их чаще. Инициатива вызвала большой отклик: 13 674 человека начали проходить опрос, и 9429 прошли его до конца. Перед опросом мы провели глубинные интервью со школьными учителями и методистами, это помогло нам подготовить анкету.

Сначала мы познакомились с учителями, которые приняли участие в исследовании (откуда они, где работают, в каких классах что преподают, как давно в профессии). После этого спросили, как часто они используют цифровые инструменты в школе (и стали ли использовать их чаще после дистанта), для каких целей, откуда узнают о них и как выбирают.

Важно было узнать, какой поддержки не хватает учителям для работы с цифровыми инструментами

На вопросы отвечали учителя и из больших городов, и из малых, из сел и деревень. 36% ответивших — из городов-миллионников, 23% — из крупных городов, 22% из средних и малых городов и 19% — из сельской местности. Участники опроса имели серьезный преподавательский стаж (лишь чуть больше 1% работали в школе меньше года), половина преподавала гуманитарные предметы.


89,5% учителей, принявших участие в исследовании, работают в государственных школах — по этому показателю наши результаты сопоставимы с распределением типов школ по России. Больше половины участников опроса работают в общей школе (53%), но многие участники были учителями начальной (47%). 15,8% из всех ответили, что преподают и в общей, и в начальной школе.


Какие технологии используют учителя

После перехода с дистанта обратно на очное обучение половина учителей (49,8%) стала меньше использовать цифровые инструменты на уроках, что вполне ожидаемо. При этом 26,7% рассказали, что используют столько же цифровых инструментов, а 17,3% — что стали даже чаще прибегать к цифре.

Опытные учителя совсем не отстают от молодых в использовании видеоплатформ для уроков, вроде Zoom, Ms Teams или Discord: среди учителей со стажем меньше 3-х лет 34% ответили, что никогда не использовали перечисленные платформы и их аналоги. Среди учителей со стажем более 30 лет, такой ответ дали только 23%.


12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям

Самый популярный инструмент среди российских учителей — это онлайн-сервисы для опросов, например «Kahoot!», Quizlet или гугл-формы. Две трети учителей регулярно или периодически используют платформы с автоматической проверкой и готовыми заданиями: «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», LearningApps. Чаще всего их используют учителя начальной школы: именно для них на таких платформах больше всего заданий.

При этом автоматическая проверка заданий оказалась на втором месте среди инструментов, которых учителям больше всего не хватает

Вот что пишут один из участников опроса в ответ на вопрос «Каких цифровых инструментов вам не хватает для работы?»: «Сервис по проверке знаний, чтобы был бесплатный, не было рекламы, генерировал разные задания для каждого ученика, был связан с электронным журналом и мог автоматом выставлять отметки за выполненные работы».

В городах-миллионниках чаще, чем в других населенных пунктах, учителя используют платформы с дидактическими материалами, сервисы для проведения онлайн-уроков (Zoom, Skype, Discord и другие) и сервисы для хранения файлов (Google Диск, «Яндекс.Диск», Dropbox). Скорее всего, это объясняется более качественным интернет-соединением в школах крупнейших городов.


По популярности видеоуроков и презентаций регионы мало отличаются от Москвы и Санкт-Петербурга. Видео показывают ученикам практически все учителя, чаще всего — преподавали биологии и химии, а также учителя начальной школы. Предполагаем, что биологи и химики показывают на уроках видео с экспериментами, которые без оборудования не могут проводить в классе.

«В целом нет интернета!»

Главное, что мы хотели понять, — почему учителя не используют цифровые инструменты в своей работе, чего им не хватает для того, чтобы их осваивать. Как выяснилось, главная проблема тут, по мнению учителей, — оснащенность школы необходимыми ресурсами. Проблему отмечали и учителя, с которыми мы делали глубинные интервью, и участники опроса (всего 30% от тех, кто отвечал на этот вопрос).

Учителям в школах не хватает самых разных устройств: электронных досок, проекторов, компьютеров, ноутбуков, необходимых программ — и просто доступа в интернет. Участники опроса пишут, что им приходится покупать свой интернет, чтобы использовать цифровые инструменты на уроках.

Ответы педагогов на открытый вопрос, чего не хватает школе:

«Банально не хватает своего рабочего места в школе, так как школа переполнена, учителя ходят по кабинетам, даже при наличии классного руководства фактически своего кабинета нет. Плюс старая, очень медленно работающая техника. О каких цифровых технологиях можно говорить, если я даже не всегда могу аудирование с детьми провести?»

«В школе установлена блокировка на многие видео в ютьюб. Какие-то бюрократы по своему желанию блокируют видео, которые нужны для образовательного процесса».

«Хорошего интернета [нет], школьных ноутбуков. Я работаю на своем, у детей в классе — 6 штук на 30 человек. И хотелось, чтобы на школьном оборудовании стояла Windows, а не Linux, т.к многие программы на нем не устанавливаются».

Результаты нашего исследования подтверждают другие подобные опросы, которые проводили Высшая школа экономики, платформа «Учи.ру» и «Яндекс.Учебник» во время локдауна 2020 года. Тогда для учителей особенно острой была проблема плохой технической оснащенности школ.

В нашем опросе учителя отмечали, что помимо техники им не хватает доступной информации о цифровых технологиях: большинство участников опроса оценивает доступность таких знаний на 5 из 10. Большую часть информации о цифровых инструментах они получают через коллег — так делают более 80% участников опроса. То есть по большей части знания распространяются среди учителей при помощи сарафанного радио.


«Максимум две кнопки умею нажимать»: как 69-летний учитель физики стал звездой тиктока

Участники интервью назвали три основных критерия, по которым выбирают, будут ли использовать в работе тот или иной цифровой инструмент. На первое место они поставили простоту интерфейса, на второе — функционал и соответствие инструмента учебному материалу. Третьей по важности оказалась бесплатность сервиса.


Чем помочь учителям

Самый большой запрос учителей из нашего исследования — на программы обучения: они нужны более 55% участников опроса. Причем учителям нужны не только вебинары и краткие видеопособия для обучения работе на разных платформах, но и живые индивидуальные консультации и очные занятия с разбором ошибок и сложностей.


Были и запросы на индивидуальное сопровождение — со стороны специальных тьюторов, консультантов или наставников, которые в том числе помогли бы подобрать подходящие инструменты для уроков. При этом только 5% учителей готовы сами платить за такую помощь (и в основном это учителя из городов-миллионников).

Большинство считает, что поддержку и обучение должны предоставлять работодатель или государство. Нужны учителям и базовая техподдержка и централизованные подписки на разные ресурсы, чего они тоже ожидают от школ.

«Школа должна централизованно использовать платформы — соответственно, оформлять на них подписку, чтобы получать весь необходимый объем услуг».

Полную презентацию результатов исследования «Мела» можно найти по ссылке. Исследование проведено при поддержке департамента образования Москвы, министерства образования Московской области, Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, программы «Учитель для России», сообщества учителей Geek Teachers, Московского городского педагогического университета, школы инноваций и креативного мышления ИКРА и цифровой образовательной платформы «Дневник.ру». Руководитель исследования — Алиса Безман.

Кашкаров Владимир Михайлович

Интернет в школе.

Сегодняшнюю жизнь в школе невозможно представить без компьютера и интернета, т.к. они позволяют реализовывать главные человеческие потребности- общение, образование, самореализацию и многое другое, что безусловно важно для решения самых актуальных вопросов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Во-первых, интернет необходим для новых современных технологий при подготовке к урокам каждому учителю, т.к. благодаря интернету мы имеем доступ к современным программам, учебникам и также к современной методической литературе, столь необходимой для проведения занятий с учащимися.

ВложениеРазмер
internet_v_shkole_direktor.docx 19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет в школе.

Сегодняшнюю жизнь в школе невозможно представить без компьютера и интернета, т.к. они позволяют реализовывать главные человеческие потребности- общение, образование, самореализацию и многое другое, что безусловно важно для решения самых актуальных вопросов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Во-первых, интернет необходим для новых современных технологий при подготовке к урокам каждому учителю, т.к. благодаря интернету мы имеем доступ к современным программам, учебникам и также к современной методической литературе, столь необходимой для проведения занятий с учащимися.

Во-вторых, благодаря интернету развивается умение критически подходить к информации. В результате мы учимся отбирать качественный, необходимый для осуществления плановой деятельности материал.

В-третьих, материал, полученный через интернет, позволяет ученикам самостоятельно подбирать необходимые для учебного процесса знания. Этот материал зачастую более совершенен, чем материал имеющегося в наличии учебника; а более подготовленные ученики способны самостоятельно осваивать тот или иной текстовой материал даже без помощи преподавателя. А потому и учителю также важно иметь доступ к этим ресурсам.

В-четвертых, интернет-ресурсы позволяют учителю проводить с учениками аналитическую работу прикладной направленности. Сегодня проектная работа учителя и учащихся на уроке находится как бы в зачаточном состоянии. Важен процесс придания этой работе системности. Важны в данном направлении, конечно же, деятельность и конечный результат.

Я полагаю, что все вышесказанные пункты можно выполнить в том случае, если к подобной работе готовы и учителя и ученики. Сегодня с большим трудом идет процесс освоения этой видовой деятельности, так как интернет доступен еще не всем. У нас, в гимназии, интернет доступен в девяти точках: у директора, четырех заместителей директора, библиотеке, начальных классах (один класс), двух кабинетах информатики. Провели опрос среди учителей и выяснили, что свыше 80% учителей используют интернет-ресурсы систематически, так как у многих есть домашнее подключение к интернету.

Какие же порталы более всего посещаются нашими учителями. Это, во-первых, Педагогический университет «1 сентября». Во-вторых, центр дистанционного образования «Эйдос». Затем фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и издательство дома «Первое сентября». В этом учебном году 6 учителей гимназии отправили разработки своих уроков в данный портал. На Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» направлено 8 работ учителей и учащихся. Также посещаемыми нашими учителями являются порталы «Всероссийский интернет-педсовет» и клуб учителей «Доживем до понедельника». Всего насчитывается 12 порталов, в числе которых и порталы «Работа в сети творческих учителей», «Информационный портал для работников системы образования», международные конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», Российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» и конечно же Международная олимпиада студентов и школьников «Эрудиты планеты». В интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты-2009» приняло участие общество «Гимназист». Они прошли 12 туров интеллектуального марафона, попали в высшую лигу, получили именной сертификат и благодарственное письмо. Решили не останавливаться на достигнутом и приняли участие в Первом Российском Чемпионате по интеллектуально-спортивному марафону. Этот конкурс проводился по 8 возрастным группам. У нас было 8 команд, и в каждой команде по 6 участников и один руководитель из числа учителей. 5 ученических команд и 3 команды учителей (до 30 лет, до 45 лет и команда ветеранов- более 50 лет)

Марафон проходил в три этапа. Первый этап- интеллектуальное интернет-тестирование (12 туров). Выход в интернет- два раза в неделю. Тематика- самая разная. Участники в течение 15 минут отвечали на 30 вопросов, каждая сэкономленная минута приносила призовой балл. Второй этап- заочный. Учителя физической культуры принимали зачеты по высланным протоколам. Финал был в Москве 22-25 мая 2009 года. У нас в финальную часть прошла команда 3 класса, получила именное приглашение, но поехать не смогли из-за финансовых затруднений. В 2009 году научное общество «Гимназист» в составе 5 команд принимало участие в конкурсе «Эрудиты Татарстана-2009», где ученик 9 класса Илюхин Максим по итогам 2 тура набрал 56 баллов из необходимых 60 баллов и занял четвертое место среди пяти тысяч шестисот участников. В общекомандном зачете первая команда заняла 5 место, а вторая- 9 место по нашей Республике.

В интернет-конкурсах участвуют не только старшие классы, но и начальные, т.к. для этого есть кабинет информатики для начальных классов. Работы двух учащихся начальных классов в 2009 году были отправлены на Московский фестиваль творческих работ «Портфолио-2009», где были удостоены дипломов и ценных призов.

Пятнадцать учащихся гимназии с 4 по 11 класс приняли участие в республиканском конкурсе-игре «КИТ-2009». Ученики 4 класса Гайнуллин Инсаф набрал 97 баллов, а ученики 6 класса Евлейкин Роман и Ханеев Ильнур, набрав 99-102 балла, заняли 4 и 9 место среди сильнейших и вошли в первую десятку по нашей республике.

Что дает участие в интернет-конкурсах? Во-первых, у учеников появляется интерес к деятельности. Ученики узнают много нового, расширяется их кругозор, а участие в командах вырабатывает коллективизм, чувство быть сопричастным к общей деятельности. Во-вторых, учитель имеет возможность реально оценить способности ученика, а потом проводить с ним дополнительную индивидуальную консультацию, помогать ему методически, реально оценивая его возможности. К сожалению не все ученики сегодня владеют в полном объеме компьютерной технологией. В третьей ступени есть классы, где от 3 до 5% учащихся испытывают затруднение при работе с компьютером. У них дома в наличии нет компьютера,а успеваемость на уроках удовлетворительная. Надо отметить, что работа, начатая с учащимися со вторых классов, дает более ощутимый результат.

Активно участвуют в интернет-конкурсах учителя гимназии. За последние два года в районных конкурсах с использованием информационно-компьютерной технологии пятнадцать педагогов гимназии получили призовые места. Если в прошедшем учебном году только четыре учителя принимали участие во Всероссийском фестивале «Открытый урок», то в этом году их количество достигло шестнадцати. Шесть творчески работающих педагогов в этом учебном году принимали участие в первом туре Всероссийского конкурса имени Вернадского. Двое прошли во второй тур, а в финал прошла одна – учитель биологии Валитова Р.И. Девять учителей отправили разработки своих уроков в интернет-конкурсе «Мастерская учителя». Три работы опубликованы на сайте «Завуч-инфо» и получены сертификаты публикации. Учитель обществознания Сибгатова Д.Н. участвовала во Всероссийском интернет-конкурсе творческих работ «Состоявшиеся в профессии» в номинации «Мой профессиональный выбор» или «Путь в профессию» и получила диплом победителя среди тысячи шестисот восьмидесяти участников.

Работа с интернетом дает возможность учащимся подходить творчески и при выполнении домашнего задания, особенно при подготовке презентаций. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Это позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. При такой работе учитель и ученик проводят значительную исследовательскую работу, используя большое количество источников информации, проявляя творческий подход к изучаемому материалу. А ученик, в процессе презентации, приобретает и опыт публичных выступлений.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но вместе с тем нам нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование информационных компьютерных технологий должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

E-mail: info@mnl.su
Москва,
ул. Гаврикова д. 3/1

Реализация рыночных реформ в России и ориентация отечественной экономики на запад требует от российских бизнесменов и предпринимателей перехода на качественно иной уровень работы, уровень, в котором значительная роль отводится Интернету, как составной части культуры, науки, экономики, образования.

Статистика выделяет две основные причины низкого уровня эффективности разных видов деятельности отечественных организаций. Первая причина - это недостаточный уровень развития в нашей стране рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, где как раз существенную роль играет Интернет. Вторая причина - это низкий уровень развития культуры, навыков управления, недостаточный уровень образования работников управленческого звена всех уровней.

Сегодня, чтобы обеспечить конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, необходимо иметь в штате сотрудников не только тех людей, кто имеет специальные и фундаментальные знания, умения и навыки в своей сфере деятельности, но и тех, кто способен искать информацию, учиться новому, мыслить нестандартно и современно. И в данном аспекте образования нельзя недооценивать роль всемирной паутины.

Интернет не мог не проникнуть и в образование, ведь сегодня он повсюду. Вряд ли найдется человек, не слышавший хоть раз в жизни о всемирной паутине. Благодаря Интернету мы имеем возможность получать новостную информацию, смотреть различные аудио и видео ресурсы, общаться в социальных сетях. Доступ в сеть дает возможность виртуального контакта с миром из любой точки земного шара.

Информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, которое, имея ряд преимуществ по сравнению с другими формами, приобретает сегодня все большую популярность.

Отличием дистанционного образования от остальных форм обучения, является то, что оно предусматривает индивидуальный план занятий.

Каждого «дистанционного» студента курирует определенный преподаватель. Он дает обучающемуся консультации при возникновении затруднений, проверяет тесты и работы, помогает готовиться к экзаменам. Связь между студентом и преподавателем осуществляется через Интернет.

Учебные материалы студент получает не в виде обычных учебников, а в электронном виде.

К тому же обучающийся может сам выбрать последовательность изучения дисциплин и скорость работы. Например, если какой-то курс растянут в обычном высшем учебном заведении на целый год, то при дистанционном обучении есть возможность пройти все за один семестр, или, наоборот, растянуть обучение на несколько лет.

Не стоит думать, что дистанция, предполагаемая данным видом обучения, ведет к тому, что студент учится спустя рукава. Халтурить не получиться. Ведь система держится на жестком контроле и отчетности. За каждый изученный курс студент должен отчитаться перед преподавателем, сдав тесты, контрольные работы и т.п. Пока они сданы не будут, обучение дальше не двигается.

В странах Запада дистанционное обучение очень распространено. Причем, дистанционный диплом там ничем не отличается от обычного.

В сети Интернет огромное количество электронных библиотек. Если раньше нужно было посетить обычную библиотеку, чтобы достать необходимую книгу или учебник, то сегодня любую нужную информацию можно получить, не выходя из дома. В сети можно прочитать практически любое издание, научную статью, журнал или получить данные об интересных исследованиях.

Интернет дает огромные возможности для образования:

• обучающиеся, живущие в районах мира, где образование на должном для современного общества уровне отсутствует, получили возможность иметь доступ к информационным ресурсам и знаниям, о которых раньше можно было только мечтать;

• можно создавать новые возможности для интеллектуального сотрудничества и когнитивного обучения;

• дети из разных регионов мира получили возможность общаться с детьми других национальностей, что позволяет выходить на новый уровень культурного развития общества;

• появились новые возможности для образования инвалидов, которым теперь доступно обучение в том же объеме и качестве, что и их здоровым сверстникам, посещающим обычные;

• взрослые люди могут благодаря Интернету обучаться или проходить переподготовку прямо на рабочем месте, без отрыва от своих обязанностей; к тому же появляются и дополнительные возможности для профессионального развития;

• Интернет служит уникальным и действенным средством распространения сложных идей и абстрактных концепций.

Благодаря Интернету учащиеся сегодня не ограничены пространственными и временными рамками.

На данный момент в мире насчитывается около 600 миллионов студентов, из которых 30 миллионов обучаются по системе дистанционного образования.

Таким образом, в целом Интернет сопровождает современного человека повсюду: и на работе, и в общении, и на отдыхе, и в учебе. Но есть и определенные «но». Что бы ни случилось, мы первым делом обращаемся к Интернету: найти информацию, прочитать почту, узнать контакт. Ведь легче залезть во всемирную паутину и отыскать там ответ на вопрос, чем раскинуть мозгами. Многим вообще трудно отделить виртуальную жизнь от реальной.

Есть свои «но» и в роли Интернета в образовании. Если раньше для написания работы учащиеся искали разные книги в библиотеках, изучали их, выписывали нужную информацию и, лишь собрав необходимый материал, выполняли задание, то сегодня скачать готовую работу по теме можно с помощью одного клика. Часто сдаются даже не переработанные рефераты и курсовые, в лучшем случае из нескольких делается одна работа. Конечно, качество знаний, приобретаемых таким образом, говорит само за себя. Ведь одно дело использовать всемирную паутину для поиска информации в электронном виде вместо обычных изданий, другое - скачать готовую работу, не думая. А ведь еще 20 лет назад все рефераты и курсовые писались от руки, и текст тщательно продумывался. Сегодня такой качественный подход - редкость, проще взять готовое и не думать.

Хорошо это или плохо - скачивать готовые работы с Интернета - вопрос неоднозначный. Некоторые используют материал просто в качестве варианта или для расширения кругозора. Но бесспорно то, что правильность и надежность информации, выкладываемой во всемирной паутине в виде готовых работ, часто никто не проверяет, поэтому относиться в ней необходимо с осторожностью.

К слову, если вы являетесь абонентом номера Билайн, то можете гордиться своим оператором сотовой связи, благодаря которому дети и их родители скоро получат возможность доступа к информации во всемирной паутине (в том числе и образовательного характера) без негативной составляющей.

Речь идет о совместном проекте Билайн и Российской государственной детской библиотеки под названием «Интересный Интернет: вебгид для детей и взрослых». Сотовый оператор выделяет грант детской библиотеке на создание списка полезных Интернет-ресурсов для обучения детей.

Главная цель проекта Билайн и РГДБ - создать периодически обновляющийся сервис детской и подростковой веблиографии, призванный развивать интерес к науке, культуре, образованию, несущий ценную и позитивную информацию детям. У проекта есть и уникальная особенность - к его созданию будут привлечены не только взрослые, но и дети.

Идея такова, что взрослые должны разграничить Интернет-пространство с точки зрения безопасности, полезности информации и ее ценности для юных пользователей, а дети - оценить его с позиции восприятия, интереса и увлекательности. Специально созданный экспертный совет, в состав которого войдут работники библиотек по всей стране, опытные педагоги, члены молодежной палаты Центра Безопасного Интернета, будет периодически проверять ресурсы. Проверенный и одобренный ресурс попадет в «белый список» сайтов, который будет содержать полезную и интересную детям информацию.

Совершенно ясно, что для защиты детей от негативной информации, содержащейся в Интернете, мало лишь ограничить их доступ к определенным ресурсам, необходимо еще предложить им альтернативный вариант. Увлекательные, интересные, познавательные сайты и должны сыграть эту роль.

Подобный проект не первая попытка Билайн в данном направлении. Некоторое время назад компания предлагала своим абонентам услугу «Родительский контроль», которая позволяла взрослым оградить своего ребенка от посещения нежелательных сайтов.

Но масштабы совместного с Российской государственной библиотекой проекта гораздо более значимы и глобальны. Ведь он позволит создать единую точку входа в Интернет для детей по всей России для доступа к безопасным и полезным ресурсам.

В дальнейшем планируется предоставить юным пользователям возможность создавать свои собственные странички. Так дети смогут находить друзей по интересам.

Читайте также: