Есть ли независимое телевидение в россии

Опубликовано: 14.10.2021

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Иногда его эфиры напоминают студенческое телевидение, а однажды целый месяц вещание вынужденно велось из квартиры. Но при этом единственный независимый московский телеканал освещает темы, которых больше никто не смеет касаться.

Москва. — В воскресный вечер в конце апреля известная российская рок-группа «Ленинград» под громкие аплодисменты вышла на сцену в одном из клубов Москвы. Однако нескольких тысяч собравшихся еще более воодушевленно встретили других участников концерта — группу независимых журналистов.

Концертом отмечали пять лет с начала вещания канала «Дождь», небольшой российской телекомпании, которая на протяжении всего этого времени представляла собой островок независимых новостей и анализа в океане строго контролируемого государством телевидения.

За минувший год телеканал едва не сжили со света, он был вынужден в течение месяца вещать из частной квартиры, и на юбилейном концерте чувствовалась не только атмосфера праздника, но и облегчение и решимость. Это был момент торжества над недоброжелателями и знак того, что канал пользуется у москвичей реальной поддержкой.

«Контрпропаганда никому не нужна, — говорит главный редактор “Дождя” Михаил Зыгарь несколько недель спустя в интервью, которое проходит в новой студии канала на территории дизайн-завода “Флакон” на севере Москвы. — Наша цель — не бороться, наша цель — давать реальную информацию людям, у которых ее нет».

«Дождь» был основан в 2010 году бизнесменом Александром Винокуровым и его супругой Натальей Синдеевой. Он начал вещание в скромной студии на бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь», некогда заброшенной и разрушенной, хотя и расположенной в самом центре Москвы — в промзоне на острове Москвы-реки.

Пресс-конференция Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой

Со временем «Красный Октябрь» превратился в одну из самых модных точек Москвы. Территория фабрики была изначально отведена под дорогую жилую застройку, однако из-за финансового кризиса 2009 года этот проект был отложен, и вместо него была создана творческая зона с галереями, ночными клубами, барами, кафе и стартапами. Там же расположился и «Дождь».

В недавно выпущенном документальном фильме Синдеева рассказала о первых днях работы канала: «Когда мы только начинали, “Красный Октябрь” ничего из себя не представлял. По полу бегали крысы, в воздухе еще пахло шоколадом, и на весь остров было одно кафе. Все семь лет мы вовремя платили арендную плату, мы много вложили туда, так как чувствовали, что это наш дом. Мы бы вложили туда еще больше».

Зачастую «Дождь» выглядит как воплощенная в эфире победа содержания над формой. Его конкуренты — контролируемые государством тяжеловесы — вещают из огромных студий с сотнями гостей, у них нет проблем с прямыми включениями из разных точек России и великолепная компьютерная графика. На этом фоне «Дождь» порой напоминает студенческое телевидение. Ведущие временами запинаются, а корреспонденты выходят на связь по трясущемуся «Скайпу» с долгой задержкой. Но при этом «Дождь» освещает истории, которых не смеет касаться государственное телевидение, приглашает аналитиков со всего политического спектра и служит для образованных россиян источником новостей и площадкой для дискуссий. За годы работы у канала прибавилось лоска, и он стал более профессиональным.

Программа Hard Day’s Night — интервью за круглым столом с ведущим Тихоном Дзядко — возможно, единственная настоящая программа политического интервью на всем российском телевидении. Дзядко и другие журналисты по очереди задают острые вопросы представителям политических, деловых или культурных кругов. За прошлый год чиновники, следуя за меняющимся политическим климатом, стали реже появляться в эфире программы. Но дорогу на «Дождь» забыли пока не все.

«Я считаю, что за решением прийти на передачу у каждого стоит собственная мотивация, — говорит Дзядко. — Некоторым гостям просто нравится появляться на телевидении, для других важно донести свою точку зрения до нашей аудитории».

Такой тип телевидения может существовать только на «Дожде», и жестких вопросов, к чести его журналистов, не удается избежать и оппозиционным политикам. Происходящее в эфире не имеет ничего общего с эфирами Первого канала и «России», где вопят моралисты и царит откровенная пропаганда.

На документальные фильмы или развлекательные программы почти нет денег, однако два сценариста запустили независимый проект по сбору средств на съемку многосерийной политической комедии «Завтра» о пришедшей на смене Путину воображаемой команде, неожиданно выигравшей выборы.

В 2014 году украинский кризис знаменовал новый поворот в российской политике, и дела канала сильно ухудшились. На интернет-сайте «Дождя» был размещен опрос на тему, стоило ли оставить блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны и тем самым «уберечь сотни тысяч жизней». В России не приветствуются неудобные вопросы о войне, и эта публикация вызвала широкий резонанс. Уже через несколько дней все крупные операторы кабельных сетей России прекратили трансляцию телеканала — похоже, приняв это решение скоординированно.

Кроме того, российский парламент принял закон о запрете рекламы на кабельных каналах — что, согласно распространенному мнению, было нацелено именно на «Дождь». Телеканал был вынужден перейти на подписку. Сначала ее стоимость составляла тысячу рублей в год, и рекламный лозунг гласил: «Есть тысяча причин не верить в независимое телевидение. Есть тысяча рублей, которая вам его подарит».

Сейчас годовая подписка стоит 4800 рублей. У «Дождя» — около 60 тысяч подписчиков, из которых почти 40% составляют жители Москвы.

Вскоре после скандала с блокадным опросом «Дождь» попросили съехать с «Красного Октября».

«Власти не хотели нас закрывать. Это очень плохо выглядело бы. Они хотели создать нам невыносимые условия, чтобы мы закрылись сами», — говорит Мария Макеева, заместитель главного редактора канала и одна из его основных ведущих.

В конце прошлого года «Дождь» месяц вещал из домашней студии, которая разместилась в квартире Синдеевой в центре Москвы. «На улице поджидали сотрудники ФСБ. Даже выйти покурить было немного страшно, — вспоминает Макеева. Найти новую студию было нелегко. — Когда мы искали помещение, люди были обеспокоены политическими последствиями сдачи нам площадей в аренду. Порой они наводили справки, получали положительный ответ, и все равно не горели желанием».

Телеканал обрел новое пристанище на дизайн-заводе «Флакон». Хотя бывший хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов мало похож на «Красный Октябрь», он пережил аналогичную трансформацию и, несмотря на его далеко не центральное местоположение, на его территории открылись модные магазины, кафе и галереи. Студии «Дождя» добавляют к этой атмосфере завершающие штрихи. На канале работают примерно 150 сотрудников, зарплаты которых намного ниже, чем заработки на центральных каналах.

«Дождь» не освещал украинские события полномасштабно, но он стал важным противовесом полностью однобокой подаче этой темы на государственном телевидении. По официальной версии российских властей (и центральных каналов), на территории Украины нет российских войск. «Дождь» позволил себе с этим не согласиться, и его журналист Тимур Олевский был задержан в мае у воинской части, где служили двое российских военных, захваченных на востоке Украины.

Пресс-конференция Натальи Синдеевой и Александра Винокурова, посвященная работе телеканала

В апреле канал устроил вечеринку в честь своего пятилетия с уже упоминавшимся концертом группы «Ленинград», и для подписчиков вход был бесплатным.

«Это был подарок нашим зрителям, а также способ привлечь новых подписчиков», — рассказывает Зыгарь. По словам нескольких человек, побывавших на концерте, в клубе царила атмосфера единства и доброжелательности. Было ощущение, что люди пришли ради телеканала, а не ради концерта. Когда на сцену вышли ведущие «Дождя», их приветствовали так же бурно, как и музыкантов.

«Охранники не могли в это поверить, — смеется Зыгарь. — Они сказали, что в этом клубе было немало концертов “Ленинграда”, и после них все было разбито, замусорено и заблевано, но на нашем вечере люди вели себя как в филармонии. Они сказали, что оформят подписку, потому что увидели, что это канал для цивилизованных, интеллигентных людей».

Иногда кажется, что «Дождь» существует в параллельном мире — в некоем пузыре, где московский креативный класс может чувствовать себя так, будто живет в изменившейся стране.

«Заборы не построены, поэтому через некоторое время наша альтернативная реальность начинает просачиваться в другую реальность. Да и потом, реален-то на самом деле наш мир. Альтернативная реальность — не у нас», — смеется Макеева.

Перевод выполнила Светлана Граудт.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Единственный в России независимый телеканал

Москва. — В воскресный вечер в конце апреля известная российская рок-группа «Ленинград» под громкие аплодисменты вышла на сцену в одном из клубов Москвы. Однако нескольких тысяч собравшихся еще более воодушевленно встретили других участников концерта — группу независимых журналистов.

Концертом отмечали пять лет с начала вещания канала «Дождь», небольшой российской телекомпании, которая на протяжении всего этого времени представляла собой островок независимых новостей и анализа в океане строго контролируемого государством телевидения.

За минувший год телеканал едва не сжили со света, он был вынужден в течение месяца вещать из частной квартиры, и на юбилейном концерте чувствовалась не только атмосфера праздника, но и облегчение и решимость. Это был момент торжества над недоброжелателями и знак того, что канал пользуется у москвичей реальной поддержкой.

«Контрпропаганда никому не нужна, — говорит главный редактор “Дождя” Михаил Зыгарь несколько недель спустя в интервью, которое проходит в новой студии канала на территории дизайн-завода “Флакон” на севере Москвы. — Наша цель — не бороться, наша цель — давать реальную информацию людям, у которых ее нет».

«Дождь» был основан в 2010 году бизнесменом Александром Винокуровым и его супругой Натальей Синдеевой. Он начал вещание в скромной студии на бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь», некогда заброшенной и разрушенной, хотя и расположенной в самом центре Москвы — в промзоне на острове Москвы-реки.

Со временем «Красный Октябрь» превратился в одну из самых модных точек Москвы. Территория фабрики была изначально отведена под дорогую жилую застройку, однако из-за финансового кризиса 2009 года этот проект был отложен, и вместо него была создана творческая зона с галереями, ночными клубами, барами, кафе и стартапами. Там же расположился и «Дождь».

В недавно выпущенном документальном фильме Синдеева рассказала о первых днях работы канала: «Когда мы только начинали, “Красный Октябрь” ничего из себя не представлял. По полу бегали крысы, в воздухе еще пахло шоколадом, и на весь остров было одно кафе. Все семь лет мы вовремя платили арендную плату, мы много вложили туда, так как чувствовали, что это наш дом. Мы бы вложили туда еще больше».

Зачастую «Дождь» выглядит как воплощенная в эфире победа содержания над формой. Его конкуренты — контролируемые государством тяжеловесы — вещают из огромных студий с сотнями гостей, у них нет проблем с прямыми включениями из разных точек России и великолепная компьютерная графика. На этом фоне «Дождь» порой напоминает студенческое телевидение. Ведущие временами запинаются, а корреспонденты выходят на связь по трясущемуся «Скайпу» с долгой задержкой. Но при этом «Дождь» освещает истории, которых не смеет касаться государственное телевидение, приглашает аналитиков со всего политического спектра и служит для образованных россиян источником новостей и площадкой для дискуссий. За годы работы канал стал заметно более лощеным и профессиональным.

Программа Hard Day’s Night — интервью за круглым столом с ведущим Тихоном Дзядко — возможно, единственная настоящая программа политического интервью на всем российском телевидении. Дзядко и другие журналисты по очереди задают острые вопросы представителям политических, деловых или культурных кругов. За прошлый год чиновники, следуя за меняющимся политическим климатом, стали реже появляться в эфире программы. Но дорогу на «Дождь» забыли пока не все.

«Я считаю, что за решением прийти на передачу у каждого стоит собственная мотивация, — говорит Дзядко. — Некоторым гостям просто нравится появляться на телевидении, для других важно донести свою точку зрения до нашей аудитории».

Такой тип телевидения может существовать только на «Дожде», и жестких вопросов, к чести его журналистов, не удается избежать и оппозиционным политикам. Происходящее в эфире не имеет ничего общего с эфирами Первого канала и «России», где вопят моралисты и царит откровенная пропаганда.

На документальные фильмы или развлекательные программы почти нет денег, однако два сценариста запустили независимый проект по сбору средств на съемку многосерийной политической комедии «Завтра» о пришедшей на смене Путину воображаемой команде, неожиданно выигравшей выборы.

В 2014 году украинский кризис знаменовал новый поворот в российской политике, и дела канала сильно ухудшились. На интернет-сайте «Дождя» был размещен опрос на тему, стоило ли оставить блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны и тем самым «уберечь сотни тысяч жизней». В России не приветствуются неудобные вопросы о войне, и эта публикация вызвала широкий резонанс. Уже через несколько дней все крупные операторы кабельных сетей России прекратили трансляцию телеканала — похоже, приняв это решение скоординированно.

Кроме того, российский парламент принял закон о запрете рекламы на кабельных каналах — что, согласно распространенному мнению, было нацелено именно на «Дождь». Телеканал был вынужден перейти на подписку. Сначала ее стоимость составляла тысячу рублей в год, и рекламный лозунг гласил: «Есть тысяча причин не верить в независимое телевидение. Есть тысяча рублей, которая вам его подарит».

Сейчас годовая подписка стоит 4800 рублей. У «Дождя» около 60 тыс. подписчиков, из которых почти 40% составляют жители Москвы.

Вскоре после скандала с блокадным опросом «Дождь» попросили съехать с «Красного Октября».

«Власти не хотели нас закрывать. Это бы очень плохо выглядело. Они хотели создать нам невыносимые условия, чтобы мы закрылись сами», — говорит Мария Макеева, заместитель главного редактора канала и одна из его основных ведущих.

В конце прошлого года «Дождь» месяц вещал из домашней студии, которая разместилась в квартире Синдеевой в центре Москвы. «На улице поджидали сотрудники ФСБ. Даже выйти покурить было немного страшно, — вспоминает Макеева. Найти новую студию было нелегко. — Когда мы искали помещение, люди были обеспокоены политическими последствиями сдачи нам площадей в аренду. Порой они наводили справки, получали положительный ответ, и все равно не горели желанием».

Телеканал обрел новое пристанище на дизайн-заводе «Флакон». Хотя бывший хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов мало похож на «Красный Октябрь», он пережил аналогичную трансформацию и, несмотря на его далеко не центральное местоположение, на его территории открылись модные магазины, кафе и галереи. Студии «Дождя» добавляют к этой атмосфере завершающие штрихи. На канале работают примерно 150 сотрудников, зарплаты которых намного ниже, чем заработки на центральных каналах.

«Дождь» не освещал украинские события полномасштабно, но он стал важным противовесом полностью однобокой подаче этой темы на государственном телевидении. По официальной версии российских властей (и центральных каналов), на территории Украины нет российских войск. «Дождь» позволил себе с этим не согласиться, и его журналист Тимур Олевский был задержан в мае у воинской части, где служили двое российских военных, захваченных на востоке Украины.

В апреле канал устроил вечеринку в честь своего пятилетия с уже упоминавшимся концертом группы «Ленинград», и для подписчиков вход был бесплатным.

«Это был подарок нашим зрителям, а также способ привлечь новых подписчиков», — рассказывает Зыгарь. По словам нескольких человек, побывавших на концерте, в клубе царила атмосфера единства и доброжелательности. Было ощущение, что люди пришли ради телеканала, а не ради концерта. Когда на сцену вышли ведущие «Дождя», их приветствовали так же бурно, как и музыкантов.

«Охранники не могли в это поверить, — смеется Зыгарь. — Они сказали, что в этом клубе было немало концертов “Ленинграда”, и после них все было разбито, замусорено и заблевано, но на нашем вечере люди вели себя как в филармонии. Они сказали, что оформят подписку, потому что увидели, что это канал для цивилизованных, интеллигентных людей».

Иногда кажется, что «Дождь» существует в параллельном мире — в некоем пузыре, где московский креативный класс может чувствовать себя так, будто живет в изменившейся стране.

«Заборы не построены, поэтому через некоторое время наша альтернативная реальность начинает просачиваться в другую реальность. Да и потом, реален-то на самом деле наш мир. Альтернативная реальность — не у нас», — смеется Макеева.

Перевод выполнила Светлана Граудт.

В рамках Московской недели Guardian (8-12 июня) мы подготовили несколько русскоязычных материалов. Присылайте ваши комментарии на русском языке к этим статьям, и мы опубликуем некоторые из них. Пишите на [email protected]

Как власть

В первые же часы после своего прихода к власти Путин гарантировал сохранение свободу средств массовой информации в России. “Свобода средств массовой информации, права собственности - эти основополагающие элементы цивилизованного общества будут надежно защищены государством. “

Захват НТВ

Первым был уничтожен НТВ - самый влиятельный из независимых от государства телеканалов. Телеканал НТВ не только иронизировал над Путиным, но и провёл независимое расследование взрывов жилых домов в сентябре 1999 года. Борис Немцов (26 марта 2000): “Я не знаю, что будет с НТВ. Я должен вам сказать, что после передачи в пятницу, когда Николаев изложил свою версию взрывов домов в Москве и других городах, я думаю, что над НТВ нависла реальная угроза “. В мае 2000 года Генпрокуратура произвела обыски в офисах холдинга “Медиа-мост”, в который входило и НТВ, позже был арестован руководитель холдинга Владимир Гусинский. В ночь с 13 на 14 апреля 2001 года произошёл силовой захват и национализация канала. Светлана Сорокина: “Факт захвата произошёл, и в этих условиях мы считаем, что не можем продолжать работу. В начале 2001 года НТВ был очень популярным каналом, который не был зависим от государства, именно поэтому он воспринимался в Кремле как угроза.

Отключение ТВ-6

Закрытие ТВС

1 июня 2002 года вышел в эфир независимый телеканал ТВС, который был создан коллективом журналистов, ранее работавших на НТВ и ТВ-6. ТВС просуществовал всего год, в июне 2003 года он был отключен от эфира приказом министерства печати.

ТВС был последний негосударственной телекомпанией, вещающей на всю Россию. После её уничтожения, Путинский режим подавлял уже отдельные очаги свободомыслия на, в целом, подконтрольных телеканалах.

Комментировать

Все комментарии (45)

комментирует материал 03.04.2018 #

ТАК а кто притащил Путина в кремль - под видом русского пиночета ..
кто ему помогал громить Мост и Юкос - кто при этом сидел и помалкивал
короче - наши ублюдки дерьмократы разменяли свою совесть и народную демократию
на личное бабло и ворованную собственность - а так -же чётко обозначили -
что они будут верны пахану Путину - если тот защитит их от гнева народного
ну и чего сейчас скулить разным подонкам - называющих себя демократами
они дерьмо - а не демократы . их все презирают и правильно делают - !

no avatar

Путина в Кремль притащил Ельцин. Видимо, спьяну. При чем тут демократы?

no avatar

у вас видимо с памятью плохо - в 98 году на всю страну были объявлены поиски
спасителя наворованного - русскага пиночета
а Ельцину Путина показали только в 99 году - Волошин - Головко и Чубайс
даже не Собчак - сам Собчак был против - но его тогда не послушали .

no avatar

Какая разница, кто кому и что показал. Всем показали йух.. И статья не об этом, а о том, что Путин, цинично заявляя о своей приверженности демократии, действует как банальный диктатор, задушив ВСЕ мало мальски свободные и объективные телеканалы.

no avatar

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar


user avatar

Власть ни местная, ни центральная не может закрывать СМИ. Читайте закон о СМИ. Только по суду и то если признано не конституционной или западным агентом. И то запрещено финансировать такие сми из бюджета как "Ливада центр"

no avatar

Телевидение и интернет как оружие в классовой борьбе

Ситуация кардинально изменилась - в пользу Рабочего Класса и Трудового Народа!

no avatar

А что Путин мог бы по другому поступить? Если он учился в школе КГБ на шпиона и выучился, то придя к власти он что забыл что-ли обучение? Наше общество трусливое и тупое, и каждый живёт для себя - этим и пользуются такие как Путин. в 1991 году кто поддержал КГЧП выступившего против Горбача? В 1993 по приказу Ельцина по Белому дому танки били и снайпера убивали людей. Более 150 человек убили. Кто поддержал Верховный Совет, который выступил против Ельцина - предателя советского народа и СССР. А теперь представьте на месте наше трусливого и лизоблюдского народа АМЕРИКАНСКИЙ, и ТРАМП РЕШИЛ ПРЕДАТЬ США В УГОДУ РОССИИ И ПУТИНУ. И Развалить США по штатам! ЧТОБЫ СДЕЛАЛИ С НИМ АМЕРИКАНЦЫ, ЦРУ, ЖУРНАЛИСТЫ, СЕНАТОРЫ, НАРОД. С него бы и мокрого места не осталось бы. А у нас ПРЕДАТЕЛЯМ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, ЦЕНТР Ельцина в Екатеринбурге . Кто ему это делает? Да такие же предатели. бывшие коммуняки, быстро побросавшие партбилеты и ухватившиеся за народное добро в целях собственного обогащения. И пока народ размышлял о справедливости - эти всё сделали, чтобы её СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПОХОРОНИЛИ, ЧТОБЫ МОЖНО ЛЕГКО И БЕССОВЕСТНО ГРЕСТИ ВСЁ ЧТО ВЗДУМАЕТСЯ. ВОТ И ГРЕБУТ ДО СИХ ПОР! Капиталистическая система - НЕСПРАВЕДЛИВАЯ СИСТЕМА - это все тама знают. Социализм вёл людей к справедливости . ПОЭТОМУ ЕГО И ПОХОРОНИЛИ! Так же как и все не зависимые от Кремля СМИ. СПАСИБО КОММУНЯКАМ ЧТО СТАЛИ ПРЕДАТЕЛЯМИ. ЖАЛЬ (ОЧЕНЬ) ТОЛЬКО ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ ЗАГУБЛЕННЫХ ЖИЗНЕЙ НАШИХ ЛЮДЕЙ ЗА ПОСТРОЕНИЕ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО. ПРЕДАТЕЛЬСТВО СВЕЛО НА НЕТ ЭТИ СТРАШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ! ОБЕСЦЕНИЛО и ЗАТОПТАЛО В ГРЯЗЬ РАДИ ПРОКЛЯТЫХ ДЕНЕГ! И КОГДА ЭТИ НЕНАСЫТНЫЕ ТВАРИ НАСЫТЯТСЯ. Человек - это звучит гордо. сказал классик. РАЗВЕ ЭТО ЛЮДИ.

no avatar
#>

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Иногда его эфиры напоминают студенческое телевидение, а однажды целый месяц вещание вынужденно велось из квартиры. Но при этом единственный независимый московский телеканал освещает темы, которых больше никто не смеет касаться.

Москва. — В воскресный вечер в конце апреля известная российская рок-группа «Ленинград» под громкие аплодисменты вышла на сцену в одном из клубов Москвы. Однако нескольких тысяч собравшихся еще более воодушевленно встретили других участников концерта — группу независимых журналистов.

Концертом отмечали пять лет с начала вещания канала «Дождь», небольшой российской телекомпании, которая на протяжении всего этого времени представляла собой островок независимых новостей и анализа в океане строго контролируемого государством телевидения.

За минувший год телеканал едва не сжили со света, он был вынужден в течение месяца вещать из частной квартиры, и на юбилейном концерте чувствовалась не только атмосфера праздника, но и облегчение и решимость. Это был момент торжества над недоброжелателями и знак того, что канал пользуется у москвичей реальной поддержкой.

«Контрпропаганда никому не нужна, — говорит главный редактор “Дождя” Михаил Зыгарь несколько недель спустя в интервью, которое проходит в новой студии канала на территории дизайн-завода “Флакон” на севере Москвы. — Наша цель — не бороться, наша цель — давать реальную информацию людям, у которых ее нет».

«Дождь» был основан в 2010 году бизнесменом Александром Винокуровым и его супругой Натальей Синдеевой. Он начал вещание в скромной студии на бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь», некогда заброшенной и разрушенной, хотя и расположенной в самом центре Москвы — в промзоне на острове Москвы-реки.

Пресс-конференция Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой

Со временем «Красный Октябрь» превратился в одну из самых модных точек Москвы. Территория фабрики была изначально отведена под дорогую жилую застройку, однако из-за финансового кризиса 2009 года этот проект был отложен, и вместо него была создана творческая зона с галереями, ночными клубами, барами, кафе и стартапами. Там же расположился и «Дождь».

В недавно выпущенном документальном фильме Синдеева рассказала о первых днях работы канала: «Когда мы только начинали, “Красный Октябрь” ничего из себя не представлял. По полу бегали крысы, в воздухе еще пахло шоколадом, и на весь остров было одно кафе. Все семь лет мы вовремя платили арендную плату, мы много вложили туда, так как чувствовали, что это наш дом. Мы бы вложили туда еще больше».

Зачастую «Дождь» выглядит как воплощенная в эфире победа содержания над формой. Его конкуренты — контролируемые государством тяжеловесы — вещают из огромных студий с сотнями гостей, у них нет проблем с прямыми включениями из разных точек России и великолепная компьютерная графика. На этом фоне «Дождь» порой напоминает студенческое телевидение. Ведущие временами запинаются, а корреспонденты выходят на связь по трясущемуся «Скайпу» с долгой задержкой. Но при этом «Дождь» освещает истории, которых не смеет касаться государственное телевидение, приглашает аналитиков со всего политического спектра и служит для образованных россиян источником новостей и площадкой для дискуссий. За годы работы у канала прибавилось лоска, и он стал более профессиональным.

Программа Hard Day’s Night — интервью за круглым столом с ведущим Тихоном Дзядко — возможно, единственная настоящая программа политического интервью на всем российском телевидении. Дзядко и другие журналисты по очереди задают острые вопросы представителям политических, деловых или культурных кругов. За прошлый год чиновники, следуя за меняющимся политическим климатом, стали реже появляться в эфире программы. Но дорогу на «Дождь» забыли пока не все.

«Я считаю, что за решением прийти на передачу у каждого стоит собственная мотивация, — говорит Дзядко. — Некоторым гостям просто нравится появляться на телевидении, для других важно донести свою точку зрения до нашей аудитории».

Такой тип телевидения может существовать только на «Дожде», и жестких вопросов, к чести его журналистов, не удается избежать и оппозиционным политикам. Происходящее в эфире не имеет ничего общего с эфирами Первого канала и «России», где вопят моралисты и царит откровенная пропаганда.

На документальные фильмы или развлекательные программы почти нет денег, однако два сценариста запустили независимый проект по сбору средств на съемку многосерийной политической комедии «Завтра» о пришедшей на смене Путину воображаемой команде, неожиданно выигравшей выборы.

В 2014 году украинский кризис знаменовал новый поворот в российской политике, и дела канала сильно ухудшились. На интернет-сайте «Дождя» был размещен опрос на тему, стоило ли оставить блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны и тем самым «уберечь сотни тысяч жизней». В России не приветствуются неудобные вопросы о войне, и эта публикация вызвала широкий резонанс. Уже через несколько дней все крупные операторы кабельных сетей России прекратили трансляцию телеканала — похоже, приняв это решение скоординированно.

Кроме того, российский парламент принял закон о запрете рекламы на кабельных каналах — что, согласно распространенному мнению, было нацелено именно на «Дождь». Телеканал был вынужден перейти на подписку. Сначала ее стоимость составляла тысячу рублей в год, и рекламный лозунг гласил: «Есть тысяча причин не верить в независимое телевидение. Есть тысяча рублей, которая вам его подарит».

Сейчас годовая подписка стоит 4800 рублей. У «Дождя» — около 60 тысяч подписчиков, из которых почти 40% составляют жители Москвы.

Вскоре после скандала с блокадным опросом «Дождь» попросили съехать с «Красного Октября».

«Власти не хотели нас закрывать. Это очень плохо выглядело бы. Они хотели создать нам невыносимые условия, чтобы мы закрылись сами», — говорит Мария Макеева, заместитель главного редактора канала и одна из его основных ведущих.

В конце прошлого года «Дождь» месяц вещал из домашней студии, которая разместилась в квартире Синдеевой в центре Москвы. «На улице поджидали сотрудники ФСБ. Даже выйти покурить было немного страшно, — вспоминает Макеева. Найти новую студию было нелегко. — Когда мы искали помещение, люди были обеспокоены политическими последствиями сдачи нам площадей в аренду. Порой они наводили справки, получали положительный ответ, и все равно не горели желанием».

Телеканал обрел новое пристанище на дизайн-заводе «Флакон». Хотя бывший хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов мало похож на «Красный Октябрь», он пережил аналогичную трансформацию и, несмотря на его далеко не центральное местоположение, на его территории открылись модные магазины, кафе и галереи. Студии «Дождя» добавляют к этой атмосфере завершающие штрихи. На канале работают примерно 150 сотрудников, зарплаты которых намного ниже, чем заработки на центральных каналах.

«Дождь» не освещал украинские события полномасштабно, но он стал важным противовесом полностью однобокой подаче этой темы на государственном телевидении. По официальной версии российских властей (и центральных каналов), на территории Украины нет российских войск. «Дождь» позволил себе с этим не согласиться, и его журналист Тимур Олевский был задержан в мае у воинской части, где служили двое российских военных, захваченных на востоке Украины.

Пресс-конференция Натальи Синдеевой и Александра Винокурова, посвященная работе телеканала

В апреле канал устроил вечеринку в честь своего пятилетия с уже упоминавшимся концертом группы «Ленинград», и для подписчиков вход был бесплатным.

«Это был подарок нашим зрителям, а также способ привлечь новых подписчиков», — рассказывает Зыгарь. По словам нескольких человек, побывавших на концерте, в клубе царила атмосфера единства и доброжелательности. Было ощущение, что люди пришли ради телеканала, а не ради концерта. Когда на сцену вышли ведущие «Дождя», их приветствовали так же бурно, как и музыкантов.

«Охранники не могли в это поверить, — смеется Зыгарь. — Они сказали, что в этом клубе было немало концертов “Ленинграда”, и после них все было разбито, замусорено и заблевано, но на нашем вечере люди вели себя как в филармонии. Они сказали, что оформят подписку, потому что увидели, что это канал для цивилизованных, интеллигентных людей».

Иногда кажется, что «Дождь» существует в параллельном мире — в некоем пузыре, где московский креативный класс может чувствовать себя так, будто живет в изменившейся стране.

«Заборы не построены, поэтому через некоторое время наша альтернативная реальность начинает просачиваться в другую реальность. Да и потом, реален-то на самом деле наш мир. Альтернативная реальность — не у нас», — смеется Макеева.

Перевод выполнила Светлана Граудт.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

17 февраля 2019

Волны цифровизации накрывают Россию. В восьми регионах страны на этой неделе отключили аналоговое вещание. Чиновники рапортуют − все проходит гладко. А на федеральных каналах развернули целую кампанию в поддержку «цифры».

Однако, жители Красноярска, кажется, только запутались. Люди не понимают, зачем нужна цифровизация и кому больше: жителям или все же чиновникам?

Домашние дела пенсионерка Евгения Кузнецова совмещает с просмотром новостей. Каналы выбирает местные. Здесь она узнает, где, например, пройдет ярмарка − там ту же картошку можно купить дешевле. Или, когда поднимут цены на проезд в автобусе и на сколько рублей.

«Я, обычно, вечерами смотрю наши городские местные новости и что-то готовлю на кухне. Для меня важны именно новости нашего города и края», − чистит картошку и рассказывает журналистам пенсионерка Евгения Кузнецова.

На федеральных каналах о таком не услышишь. Зато там сейчас много сюжетов про цифровое телевидение. Говорят, о переходе и о прогрессе. Вот только, что будет с региональными каналами, там рассказать забывают. Пенсионерка переживает − может ли так случиться, что местных каналов в итоге не будет?

«Это ужасно не справедливо. Как это не будет местных каналов? Общие вопросы нашего государства, конечно, важны, но без местных каналов я не смогу. Мне надо местные каналы. А почему ничего сделали? Твердили, твердили. Мы все были уверены, что цифровое будет, но, что местные каналы пропадут, никто ни слова не сказал», − делится с Новостями ТВК пенсионерка.


Беспокоиться горожанам не стоит. Конечно, местные телеканалы останутся. Просто правительство решило не пускать их в «цифру».


Напомним, переход на цифровое вещание − это целая федеральная программа. Разработали ее еще в 2009 г. Задача − устранить информационное неравенство. Жителям крупных городов доступны десятки каналов, а в некоторых деревнях лишь 3-4.

Запустить цифру сначала обещали в 2015 г, потом в 2018 г. Меняли правила, параметры. В итоге за 10 лет, по словам заместителя министра цифрового развития Алексея Волина, потратили чуть больше 63,4 млрд руб. На эти деньги в том числе создали два мультиплекса.

В первый мультиплекс вошли основные государственные федеральные каналы. Это «Россия», «Первый канал», НТВ. Им попадание в мультиплекс гарантировал указ президента. Во втором мультиплексе оказались каналы коммерческие и развлекательные − «Домашний», СТС, ТНТ и другие.


Но в процессе подготовки к «цифре» телевизионный рынок перекроили и, по сути, монополизировали. По мнению экспертов, сделали это в финансовых интересах небольшой группы лиц. Так за техническое вещание по всей стране отвечает одна компания. За рынок рекламный − другая. И конкурентов у них нет.

«Определен единственный оператор РТРС. Хотя, это может делать любой оператор связи. Безусловно, здесь есть некая монополизация. Монополизация рекламного рынка тоже идет. Если раньше на уровне федерального масштаба были два конкурирующих агентства, то буквально пару лет назад они объединились, и появился Национальный рекламный альянс. Это единый продавец рекламы. Конечно, это монополия», − рассказал Новостям ТВК генеральный директор медиа-группы «Прима» Сергей Рубцов.


А это поставило в неравные условия федеральные и региональные каналы. И привело к проблемам в отрасли. В Европейской части России многие местные телеканалы находятся на грани закрытия. Но Красноярск всегда отличался от других регионов. У нас исторически сильное телевидение со стабильной аудиторией.


«Красноярская аномалия хорошо известна всей стране. Это ситуация, при которой местные красноярские новости местных телеканалов тащат долю федеральных партнеров вверх. В то время как в других регионах телевидение медленно и постепенно сошло на "нет". Таких регионов в стране большинство.

У региональных каналов и у федеральных задачи, конечно, разные. Никакая федеральная повестка, конечно, не заменит новости от тех, кто на земле», − рассказал журналистам заместитель генерального директора по вещанию МКР-МЕДИА Роман Климас.

Но есть здесь и политический подтекст. Местные телеканалы не занимаются пропагандой. Ими сложно управлять. Иначе как объяснить, почему для региональных каналов отказываются делать мультиплексы? Ведь, проблемы в этом нет. От государства не требуются ни деньги, ни сложные технические решения. Только согласие. А его нет.

«Если говорить о городском мультиплексе, да хоть сейчас. Стоимость этого проекта, условно говоря, 1-1,5 млн руб. Вы понимаете, что все телекомпании могут просто сброситься и купить этот передатчик пресловутый, который сравнительно недорог, и решить эту тему.

Но к этому нет политической воли. Мы пишем заявку в министерство, министерство нам отвечает − нет регламента к этому», − поделился с Новостями ТВК владелец телепередающего центра Игорь Юсьма.


Хотя, очевидно, что местные телевизионные каналы нужны. По последним данным Mediascope, количество, например, зрителей Новостей ТВК превышает программу «Время» на Первом канале. Люди хотят и будут смотреть местное телевидение.


А мы будем вещать. Но сама ситуация с переходом на «цифру» в очередной раз показала − власть действует не в интересах зрителей и регионов, а решает лишь свои задачи.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Читайте также: