Что такое телевизионный формат

Опубликовано: 20.04.2024

date image
2020-08-05 views image
87

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Что же именно представляет собой формат в индустриально-экономическом подходе к его пониманию? Несмотря на непрерывный рост торговли, конкретного определения нет. Однако среди исследователей и участников отрасли существует согласие с тем, что одна часть определения формата — это сумма тех элементов, которые характерны для программы как в смысловом, так и в техническом планах. Второй важной частью является аспект возможности продажи: форматы часто описываются как "рецепт", который поставляется со всеми необходимыми ингредиентами. Формат — это конкретизация идеи программы, продаваемая в виде производственной библии, компиляции производственной информации, включающая технические требования, график съемки, список сотрудников, необходимых для производства программы, образец бюджета и все остальное, что имеет значение для производственной команды - программное обеспечение, графика, описание аудитории, структуры и тематики, героев, драматургии и упаковки также может входить библию вместе со сценариями (в случае сценарных форматов) [30] . Кроме того, если права остались у первоначального лицензиара, успешные изменения, внесенные лицензиатами, впоследствии интегрируются в библию [31] . Кроме библии носителями формата также являются участники производственной команды (прежде всего продюсер, режиссер, редактор) и пилот - пробный выпуск программы или сериала.




Дж. Чэллаби к основным характеристикам формата, включающим полноту описания элементов программы и возможность продажи, добавляет также нарративность и транснациональность. Он считает форматами только те, которые были воспроизведены где-либо за пределами страны своего изначального создания.

Сам Чэллаби формулирует наиболее полное, по его мнению, определение формата, как “структуры шоу, которая может генерировать определенный нарратив и лицензирована за пределами страны своего происхождения чтобы быть адаптированной для местных аудиторий” [34] .

Чэллаби также выделяет основные признаки современных форматов - гибридность и стремление к переформатированию, основываясь на понятии “форматной революции”. Так Чэллаби называет период в середине 2000х, когда на американском телевидении телеигры были резко вытеснены четырьмя “суперформатами” - «Миллионером» («Millionaire») – драматизированной телеигрой, «Выжившим» («Survivor») – полупостановочным реалити-шоу, «Большим Братом» («Big Brother») – реалити в чистом виде, и «Идолом» («Idol») – реалити-шоу талантов, сочетающим сценические выступления и бэкстейдж. данные форматы были проданы за рубеж и стали популярны во многих странах мира. Кроме того в индустрию данные форматы принесли ключевые элементы и механизмы, заимствованные позднее так часто и ставшие важной частью многих шоу, позволив разделить их на несколько телевизионных жанров (драматизированный множественный выбор «Миллионера», процедура исключения «Выжившего» и тд.), что свидетельствует о своеобразной гибридности и стремлении телеформатов к переформатированию.

Гибридность форматов как внутри среды, так и извне подчеркивает и А.А. Новикова. Она отмечает, что форматы сейчас представляют собой гибриды зрелищ разных родов и жанров [35] .

На первом этапе формирования понятия “формат” в исследовательском дискурсе его часто соотносили с понятием “жанра”, то смешивая, то противопоставляя их [36] . Некоторые авторы полагают, что жанр, “как устойчивая единица, складывается из определенных форматных характеристик” [37] . М.А. Мясникова отмечает, что формат стоит воспринимать как количественный набор признаков внутри концепции, а жанр - как качественное единство и своеобразие [38] . Согласно словарю Ожегова, жанр — это “вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками” [39] . Таким образом, на наш взгляд, жанр объединяет в себе некоторое количество форматов и одновременно является характеристикой каждого отдельного формата, обуславливая некоторые его признаки.

А.А. Новикова в статье “«Формульные жанры» на телевидении” пишет о влиянии литературных “формульных жанров” на современные телевизионные зрелища. Ссылаясь на американского культуролога Дж. Кавелти, автор приводит следующие формульные жанры, отражение которых она находит в современных телевизионных зрелищах: приключение, любовная история, тайна, мелодрама, чуждые существа и состояния, комедия положений, формулы, связанные со спортом и войной; «мыльные оперы»; «профессиональные драмы» — о докторах, юристах, учителях; научная фантастика и «фэнтези»; сверх героический приключенческий эпос. Для каждого из формульных жанров характерны уникальные архетипы героев, структура повествования, базовые сюжеты, драматургические конструкции и аттракционы.

Таким образом, при рассмотрении различных подходов к определению понятия «телеформат» было не только определено, что в данной работе под телеформатом предлагается понимать совокупность технических, смысловых и творческих составляющих отдельно взятой программы, но и были выделены некоторые основополагающие характеристики телеформатов, такие как нарративность, транснациональность, адаптируемость, стремление к переформатированию и гибридность.

Слово "формат" на современном телевидении чаще всего употребляется по отношению к той или иной телевизионной программе. Если обратиться к мировой практике, то можно выделить несколько видов форматов программ, которые, тем не менее, документально не зафиксированы. Для начала определим, что значит "формат", когда мы говорим о телепередаче.

Существует несколько подходов в определении понятия "формат". Первый из них - когда под форматом подразумевается некий общий смысл, общая концепция передачи, которая выступает в качестве бренда и охраняется авторским правом Формат телепрограммы. Масс-медиа: словарь терминов и понятий. Режим доступа: http://www.slovarmedia.ru/a/spiski30/termin106.html. 8.05.2014. Также о формате говорят, как о лицензии на использование имени, производство и вещание уже готовой версии иностранной передачи TV programme format. Wikipedia, the free encyclopedia. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/TV_format. 8.05.2014.

В Институте интерактивного телевидения (ITV Institute) полагают, что форматом называется структура программы, ее преобладающий стиль TV show format // The interactive television dictionary. Режим доступа: http://www.itvdictionary.com/definitions/tv_show_format_definition.html. 8.05.2014. И.Н. Кемарская, в свою очередь, вывела следующее определение понятия "формат": это "система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя" Кемарская И. Н. Формат и телесценарий // Журналист. 2009. № 6. С. 40..

В определении И.Н. Кемарской присутствуют главные характеристики формата: с одной стороны - его уникальность, с другой - шаблонность и связь с аудиторией.

Лучше разобраться в понятии "формат" помогает англо-немецкая компания "TV Formats" Format creation // TV formats. Режим доступа: http://www.tvformats.com/formats.html. 8.05.2014. Эксперты компании говорят о том, что не существует строгих, закрепленных правил определения формата телепрограммы. Для того, чтобы понять формат передачи, они предлагают подробно ее проанализировать. Например, выделить название программы, ее целевую аудиторию, понять, какое место она занимает в сетке вещания, каков ее хронометраж, дать краткое описание передачи, определить ее бюджет и коммерческие возможности, изучить дизайн и тд.

Эксперты "TV Formats" выделяют в формате телепрограммы два вектора. Первый из них, это "paper format" - документ, в котором подробно описана концепция программы. Второй - "TV programme format" - некий шаблон, в котором перечислены особенности программы, позволяющие затем производить ее в других странах. Такой шаблон может содержать собранную в процессе производства программы информацию, кратко описывать ее структуру, делая акцент на необычных и оригинальных моментах.

Форматы передач стали сегодня неотъемлемой частью мирового телевизионного рынка. Существуют специальные выставки, которые проходят несколько раз в год и на которые съезжаются менеджеры телеиндустрии со всего мира. Так, например, очень популярное в свое время шоу "Кто хочет стать миллионером" производилось в 108 странах мира. А собственные версии шоу Idol существовали и существуют в 42 странах. Покупка телеформатов в массовом порядке имеет на то свои причины:

  • - покупая уже готовый формат программы, идея которой уже прошла проверку, хорошо себя зарекомендовала и дает неплохие результаты, снижает риски телекомпании. Хотя здесь есть некоторые издержки: иностранный формат в любом случае приходится адаптировать под конкретную страну и конкретного телезрителя;
  • - телезрители предпочитают смотреть передачи с "национальным колоритом", поэтому выгоднее получается купить не зарубежную программу, которая может показаться зрителю чужой и инородной, а формат, который можно адаптировать под конкретную страну;

Что касается видов форматов телепрограмм, которые существуют на сегодняшний день, то здесь нет одинаковых точек зрения.

Здесь с Ш. Вортингтон соглашается С.К. Степанян. В качестве базы вещания телеканала она также выделяет новости Степанян С. К. Формат телепрограммы как рыночный товар // Журналистика и медиарынок, 2006, № 4. С 42-43.. Весь пласт разнообразных новостей С.К. Стпанян разделяет на две категории. Это так называемые "жесткие" новости (hard news) и "мягкие" новости (soft news). В "жестких" новостях рассказывают об экономике, политике, международных отношениях, дают информацию о войнах, катаклизмах и тд. Подобные новости как правило жестко связаны с каким-то событием, и отличаются, в первую очередь, оперативностью. "Мягкие" новости в свою очередь рассказывают про культуру, досуг.

Также С.К. Степанян говорит об еще одном направлении в освещении новостей - о так называемом инфотейменте, в котором сочетаются "жесткие" новости и элемент развлечения. То есть когда серьезные темы доносятся в более легкой форме и рассчитаны на массовую аудиторию.

С.К. Степанян подчеркивает, что подобное смешение порождает пограничные форматы, вид которых зависит от конкретного канала и может изменяться. Далее С.К. Степанян говорит об одном из самом популярном и продаваемом на сегодняшний день формате - о ситкоме. Первым ситкомом признано считать программу "Amos &Andy", которая сначала выходила на радио, а с 1951-го года - на телеканале CBS. Основой сюжета программы стала жизнь одних и тех же героев, которая подавалась зрителям в юмористическом ключе. Важным условием было наличие конкретного места действия, например, офис, школа, дом и тп. В таком формате как правило герои остаются неизменными, а события сюжета заканчиваются вместе с серией, таким образом каждая серия - это отдельный мини-фильм.

Следующим видом телевизионного формата является игровое шоу, появившееся на телевидении в 1950-х годах. В подобных шоу могут участвовать как обычные люди, так и различные знаменитости. Также это может быть как командная, так и одиночная игра. Основной задача участников заключается в том, чтобы правильно ответить на вопросы, победить в конкурсе и в итоге получить приз.

Игровые шоу также имеют несколько форм. Первая из них - это викторины. На российском телевидении подобные передачи существуют уже давно. Пожалуй, самой известной и долгоиграющей является программа "Поле чудес". Другой формой игровых шоу являются программы, в которых участники соревнуются в своей ловкости и смелости. Как, например, известная всем французская телеигра "Форт Боярд". Следующий вид игрового шоу - "игра знатоков", где известные люди либо эксперты состязаются между собой. Существует такая разновидность игрового шоу, как "поиск работы", где ее участников проверяют на "профпригодность" -- они выполняют различные задания и доказывают, что обладают всеми необходимыми для их профессии навыками. Еще одной разновидностью является шоу "самосовершенствование". В начале подобной программы ее участник рассказывает, что бы он хотел изменить в себе, после чего эксперты программы помогают ему этого достичь. К концу программы участник должен преобразиться и вернуться в привычную жизнь, чтобы продемонстрировать родственникам и друзьям произошедшие с ним изменения. Распространенным видом игрового шоу также является "скрытая камера". Как правило, подобный формат представляет собой юмористические розыгрыши случайных людей. Отличием формата "скрытая камера" от формата "розыгрыш" является то, что камера здесь прячется, чтобы в итоге зритель увидел живую, непосредственную реакцию на розыгрыш. Действие игрового реалити-шоу может разворачиваться несколько дней и даже недель. Формат любовного шоу основывается на поисках благосклонности одного участника шоу у другого.

В целом "реальное ТВ" на современном телевидении стало одним из важнейших направлений. Истоки подобных телепередач нужно искать в в 1940 годах История реалити ТВ // Реалити шоу. Режим доступа: http://www.realityshou.ru/realiti-tv/. 8.05.2014. Именно тогда появились шоу, которые показывали поведение людей в неожиданных ситуациях. Шоу "Скрытая камера" впервые вышло в США в 1948 году, через два года - в 1950 году - зрителям представили игровые шоу "Причина или следствие", "Опережая время", в которых обычных людей вовлекали в различные конкурсы и розыгрыши. Эти программы были довольно популярны, однако "расцвет" реалити-шоу пришелся на начало 2000-ых с появлением на телеэкранах шведского Expedition Robinson (в России - "Последний герой"), ставшим популярным во многих европейских странах.

В свою очередь реалити-шоу также можно разделить на несколько категорий. Первое - это реалити-шоу в документальном стиле: когда камера и автор программы становятся не активными, а пассивными участниками шоу, просто наблюдающими за происходящим. У такого стияля даже есть свое название - "муха на стене" (дословный перевод английского "fly on the wall") или еще реалистичное кино (cinema verite). Документальный стиль делится на несколько подкатегорий. В рамках документального стиля можно выделить несколько подкатегорий: шоу, в котором созданы специальные жизненные условия. Участниками подобных шок как правило становятся не знакомые ранее друг с другом люди. Участники оказываются в непривычной для себя обстановке (необитаемый остров, чужой дом, город или страна), где за их поведением внимательно наблюдают.

Следующая разновидность - это жизнь звезд. Шоу, в котором зрители могут видеть обычную, повседневную жизнь знаменитостей. Еще одна подкатегория - шоу "профессиональная деятельность", в котором участника снимают во время выполнения им его собственной работы.

Разница между игровыми реалити-шоу и традиционными игровыми шоу заключается в отсутствии у первых актеров и сценария. Здесь делается упор на реалистичность, максимальную приближенность к жизни. В подобных передачах существует интерактив: как правило, зрители выбирают, кому остаться в программе, а кому нет. В России подобный формат был представлен проектом "За стеклом".

Перечисленный список форматов сложно назвать полным, ведь каждый год появляются новые их разновидности, какие-то, наоборот, с экранов исчезают.

Как уже упоминалось выше, формат телепередачи является крупным товаром и, соответственно, объектом купли-продажи на медиарынке. Права на их использование той или иной программы продаются и покупаются еженедельно за многозначные суммы. Однако, несмотря на это, как такового закона, регулирующего "форматное право", в большинстве стран нет. Во многом это связано с отсутствием четкого определения понятия "формат".

При покупке формата заключается специальное лицензионное соглашение, где стороны решают, право какой из стран будет к нему применяться. В реальности подобные соглашения регламентируют конкретные рамки, в которые будет укладываться купленный аналог. Предоставляется лицензия, в первую очередь, на использование персонажей, сценария, на переработку - но все это в четко оговаривается. Также подробно прописываются другие детали: например, одежда и стиль поведения ведущего и участников, интервалы для рекламы, оформление студии, и т. д.

Таким образом, понятие "формат телепрограммы" можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны формат - это особенности конкретной передачи, с другой - характерные черты группы, класса похожих телепрограмм.

На телевидении слово «формат» употребляют не столько применительно к каналу в целом, сколько в отношении отдельно взятых программ. Если понятие «формат телеканала» витает в воздухе, оно до сих пор не определено, то с форматами телевизионных передач дело обстоит немного лучше.

В мировой практике существует несколько общепризнанных форматов программ. Впрочем, документально, они тоже до сих пор нигде не закреплены.

Для начала попробуем дать дефиницию понятия «формат» применительно к телевизионным программам. Изучив ряд источников (в основном иностранных, так как форматы создаются и покупаются по большей части за границей), мы выделили несколько подходов к определению формата программы.

Во-первых, формат понимается как общая концепция программы, как бренд, охраняемый авторским правом Формат телепрограммы // Масс-медиа: словарь терминов и понятий. URL: http://www.slovarmedia.ru/a/spiski30/termin106.html. (Дата обращения 30.05.2013)..

С другой стороны, формат программы определяют как лицензию на использование имени, производство и вещание уже готовой версии иностранного продукта TV programme format. // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/TV_format. (Дата обращения 30.05.2013).. Специалисты Института интерактивного телевидения (ITV Institute) считают, что формат - это структура программы, ее доминирующий стиль TV show format // The interactive television dictionary. URL: http://www.itvdictionary.com/definitions/tv_show_format_definition.html. (Дата обращения 30.05.2013)..

Более удачную, на наш взгляд, дефиницию формата, предложила И. Н. Кемарская: это «система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя» Кемарская И. Н. Формат и телесценарий // Журналист. 2009. № 6. С. 40.. В данном определении отражены важнейшие характеристики формата: его уникальность и одновременно некая «шаблонность» и связь с аудиторией.

Данные версии, безусловно, имеют право на существование, но нам они кажутся неполными. На наш взгляд, ближе всего к пониманию формата подошли эксперты англо-немецкой компании «TV Formats» Format creation // TV formats. URL: http://www.tvformats.com/formats.html. (Дата обращения 30.05.2013).. Признавая, что нет жестких, строго зафиксированных правил определения данного понятия, они предлагают сначала дать подробную характеристику той или иной программе, для того чтобы приблизиться к пониманию ее формата. Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория, предполагаемое место в сетке вещания, хронометраж, краткое описание, порядок работы, синопсис, бюджет, дизайн, коммерческие возможности.

В самом формате выделяют два направления: так называемый «paper format» - подробный письменный документ, представляющий первоначальную концепцию программы. И «формат телепрограммы» (TV programme format) - как некий «рецепт», в котором перечислены ингредиенты, которые позволяют производить программу в другой стране; информация, собранная в процессе производства и очень краткое описание структуры программы с акцентом на самом необычном и оригинальном.

На сегодняшний день форматы программ - важнейшая составляющая международного телевизионного рынка.

В мире ежегодно проходит несколько крупнейших выставок, на которые съезжаются медиаменеджеры со всех регионов. Например, всем известное шоу «Кто хочет стать миллионером» перепроизводилось на 108 территориях. А местные версии Idol появились в 42 регионах. Такая «массовая» закупка форматов обусловлена сразу несколькими факторами:

  • - приобретая уже готовый продукт, компания снижает собственные риски: ведь идея уже отработана, и ее эффективность проверена, она дала неплохие результаты. Другой вопрос, что любую программу приходится адаптировать в соответствии с местными особенностями;
  • - аудитория предпочитает смотреть национальные программы (речь в данном случае идет о том, что выгоднее не закупать сами зарубежные программы - они могут показаться инородными; а приобретать именно формат с последующей его адаптацией);
  • - возможность приспособить шоу для конкретного рынка.

Какие же форматы телепрограмм существуют на сегодняшний день? В этом вопросе также нет единства мнений.

Компания BBC, например, свои программы подразделяет на следующие форматы: анимационные; информационные (сводки новостей - bulletins); документальные драмы; документальные фильмы; игры и викторины; обсуждения; имидж-шоу (makeover), характеризующиеся созданием нового облика, преобразованием участников; реалити шоу; шоу талантов; события и представления (обычно это трансляции значимых спортивных, музыкальных, культурных событий); чтение (ведущие читают какое-то литературное произведение) Formats // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/tv/programmes/formats. (Дата обращения 30.05.2013)..

«Жесткие» новости сообщают о политике, экономике, международных отношениях, они информируют о катастрофах, войнах, терактах и т. п. Такие новости обычно жестко связаны с конкретным событием, они должны быть оперативными, потому что если, скажем, о падении самолета сообщить через неделю, информация уже не будет актуальной. Все остальные каналы успеют рассказать об этом по десятку раз, и новость, выражаясь языком телевизионщиков, просто «протухнет». «Мягкие» новости рассказывают про театр, литературу, музыку, кинематограф и т. д.

Кроме того, Степанян выделяет еще одно направление в освещении новостей, которое появилось несколько лет назад и продолжает активно развиваться до сих пор.

Речь идет об инфотейнменте, сочетании «жестких» новостей и развлечения, когда серьезные темы преподносятся в более легком, доступном ключе, и рассчитаны на более массовую аудиторию. Такое смешение, пишет исследовательница, рождает пограничные форматы, которые зависят уже от конкретного канала и могут варьироваться в соответствии с его спецификой.

Следующее по значимости место Степанян отдает ситкому (sitcom), который на сегодняшний день является одним из самых популярных и продаваемых форматов. Считается, что первым ситкомом была программа «Amos & Andy», выходившая сначала на радио, а с 1951-го года и на телевидении на канале CBS.

В основе передачи - жизнь одних и тех же героев (героя) в рамках одной или нескольких сюжетных линий, поданная в юмористическом ключе. Еще одно важное условие - конкретное место действия: дом, офис, больница, школа и т. п. Обычно в этом формате герои не меняются, а события находят свое логическое завершение к концу серии. Каждая новая серия самобытна и может восприниматься отдельно от предыдущих.

Игровые шоу (game show) появились на телевидении в 1950-х годах. В них могут принимать участие как простые люди, так и знаменитости. Это может быть командная или же «сольная» игра. Основная задача - правильно ответить на вопросы, победить в конкурсе и получить приз. В игровых шоу существует несколько направлений.

Самая простая форма - это викторина. В России такие программы появились уже давно. Яркий пример - выходящая в эфир уже с 1990-го года, но до сих пор пользующая популярностью программа «Поле чудес». В другой разновидности игрового шоу участники соревнуются в ловкости и смелости. В «игре знатоков» (panel game) состязаются команды известных людей (экспертов), ведущий обычно тоже известная личность.

В отличие от других шоу в этом действующие лица, как правило, не меняются. Участников шоу «поиск работы» (job search) проверяют на «профпригодность».

Они должны выполнить множество заданий и показать, что владеют необходимыми для их профессии навыками. Победитель получает приз - контракт на работу по заявленной специальности. Еще одна разновидность - шоу «самосовершенствование» (self-improvement).

В его начале участник или его знакомые рассказывают о том, что бы хотели улучшить в его характере, внешности и т. д. Затем группа экспертов помогает герою, дает ему советы или рекомендации, как правильно себя вести, как лучше одеваться, как строить отношения с окружающими и т. п. В итоге участник должен преобразиться, в конце программы его возвращают в привычную обстановку, где уже друзья и родственники должны оценить произошедшие изменения. Еще одна популярная разновидность игровых шоу - «скрытая камера» (hidden camera).

Обычно это предполагает веселые и, порой, небезобидные розыгрыши случайных людей. Главное, чтобы камеру никто не заметил, ведь зрителю важна именно непосредственная реакция участников: кто-то от души посмеется, кто-то разозлится, а кто-то может даже упасть в обморок от неожиданности. Похожий формат - «розыгрыш» (hoaxes).

В этом шоу, как и в «скрытой камере», разыгрывают людей, но камеру не прячут. В игровом реалити-шоу (real game show) действие длится несколько дней или даже недель. Любовное шоу (dating game show) построено на том, что кто-то добивается благосклонности одного из участников программы.

Вообще так называемое «реальное ТВ» - одно из важнейших направлений современного телевидения. Прототипы современных реалити-шоу появились на телевидении в 1940-х годах История реалити ТВ // Реалити шоу. URL: http://www.realityshou.ru/realiti-tv/. (Дата обращения 30.05.2013)..

Это были передачи, показывающие поведение людей, оказавшихся по воле сценариста в неожиданной ситуации. В 1948 году в США вышло шоу «Скрытая камера», в 1950 году зрители увидели игровые шоу «Причина или следствие», «Опережая время», вовлекавшие обычных людей в различные состязания и розыгрыши. Хотя эти программы пользовались успехом, по-настоящему популярным новое направление стало в начале 2000 года с появлением шведского реалити Expedition Robinson, завоевавшего во многих европейских странах.

В настоящее время, по данным компании Nielsen Media Research Audience measurement // Nielsen Media Research. URL: http://nielsen.com/us/en/reports.html. (Дата обращения 15.03.2012)., реалити-шоу составляют около 69% от всех телевизионных программ, которые выходят в мире на телевидении.

Среди реалити-шоу можно выделить несколько категорий. Во-первых. Это, документальный стиль (documentary style), когда камера и автор не активные участники процесса, а лишь сторонние, пассивные наблюдатели.

Такой стиль съемки называют еще «муха на стене» (дословный перевод английского «fly on the wall») или реалистичное кино (cinema verite). В рамках документального стиля можно выделить несколько подкатегорий. Одна из них - шоу, в котором моделируются специальные жизненные условия (special living environment).

Как правило, участниками программы становятся люди, не знакомые друг с другом. Их помещают в специфическую обстановку (все зависит от фантазии создателей: это может быть необитаемый остров, незнакомый город и т. д.) и наблюдают за их поведением в этих непривычных условиях.

Другая подкатегория - жизнь звезд (celebrity reality), когда зритель может увидеть повседневную жизнь любимых знаменитостей. Шоу «профессиональная деятельность» (professional activities) предполагает съемку того или иного человека в привычной ему рабочей обстановке, иногда за созданием какого-либо продукта.

Игровые реалити-шоу (game reality shows) от традиционных игровых шоу отличаются отсутствием актеров и сценария. Ставка делается на естественность и реалистичность: все должно быть, как в жизни. Как правило, в жизни игроков через голосование могут принимать участие сами зрители.

Самый яркий пример такой программы -- знаменитое реалити «Большой Брат». Известно, что создателя программы вдохновил роман Джорджа Оруэлла «1984», где герои были под постоянным наблюдением. В России это направление было представлено проектом «За стеклом».

Впрочем, это не полный список имеющихся в мире форматов. Каждый год появляются все новые и новые разновидности, уже существующие трансформируются, а некоторые и вовсе исчезают с экранов.

Как мы уже писали, форматы - это крупнейший объект купли-продажи на медиарынке. Права на их использование продаются и покупаются еженедельно за огромные суммы. Несмотря на это, «форматного права» до сих пор нет в большинстве стран, в том числе, из-за того, что нет четкого определения понятия.

Под традиционное законодательство об авторском праве форматы не подпадают, ведь согласно пункту 5 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www.grazkodeks.ru. (Дата обращения 30.05.2013). авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач. Формат программы более всего подходит под определение идеи, концепции, и потому не является объектом авторского права.

Можно защитить лишь отдельные его элементы: сценарий, графическое оформление, музыкальное сопровождение, но не формат в целом.

Самая известная судебная тяжба, связанная с защитой формата программы, была еще в 1989 году R. Hilton. Protecting television formats // Сайт «International format lawyer association». URL: http://www.ifla.tv/uk-rah-protectingrights.html. (Дата обращения 30.05.2013).. Долгое время в Англии выходило шоу талантов «Opportunity Knocks». Разрабатывал его, писал сценарий и вел Хью Грин. Спустя некоторое время он узнал, что без его ведома, новозеландская компания Broadcasting Corporation запустила собственное шоу талантов с таким же названием.

Впрочем, «позаимствовали» они не только имя, идентичной была и сама программа. Они также использовали специальный аппарат, измерявший громкость аплодисментов в зале, и даже характерные для британского первоисточника популярные фразы. Казалось бы - явное воровство.

Однако когда Хью Грин обратился в Верховный суд, дело он проиграл. Несмотря на то, что в каждом шоу были схожие характерные черты, их нельзя назвать идентичными, так как, в частности сценарии не были одинаковыми и менялись от выпуска к выпуску. В суде Хью Грину пояснили: формат его программы не был в достаточной мере определен, чтобы можно было защитить его по авторскому законодательству.

Наученные горьким опытом коллег, современные продюсеры стараются изначально обезопасить свой продукт как можно больше. Международная ассоциация юристов, занимающихся форматами (International format lawyers association) Там же., дает ряд рекомендаций.

Во-первых, необходимо зафиксировать в письменном виде подробное описание формата.

В этом качестве может выступать так называемая «библия», в которой представлены название, сценарий, логотип, дизайн студии, костюмы, темы, описана стилистика поведения ведущих, характерные черты программы.

Также необходимо со всеми людьми, участвующими в подготовке продукта, подписывать соглашение «о неразглашении», чтобы предотвратить утечку информации еще на этапе создания программы.

Во-вторых, можно зарегистрировать название, слоган, логотип как торговую марку. Ну и наконец, можно заключить эксклюзивное соглашение с создателями - обычно покупателей интересуют именно люди, которые могут поделиться «рецептом» успеха.

Сейчас при покупке формата принято заключать лицензионное соглашение. Стороны вправе самостоятельно решить, право какой из стран будет к нему применяться. На практике в таких соглашениях детально прописывают рамки, в которые должен быть загнан аналог. Лицензия предоставляется, прежде всего, на использование сценария, персонажей, на переработку (адаптацию) - но опять-таки в жестко оговоренных пределах. Также детально описываются и другие элементы: стиль поведения/одежда ведущего и участников, оформление студии, интервалы для рекламы и т. д.

Что же такое телевизионный формат?

На международном рынке есть несколько крупных продавцов-производителей форматов. Изначально они придумали один-два очень успешных мировых формата, очень хорошо их продавали, потом набили руку на продажах, и сейчас, если где-то в мире появляется хороший формат, они покупают права на продажу и становятся продавцами.

Стивено Флит, вице-президент FreemantleMedia: «Создавая и представляя на рынок новый телевизионный формат, мы предлагаем не только идею проекта, но и полный производственный пакет. Помимо этого, с производителями на местах работают наши специальные продюсеры, которые знают мельчайшие детали подготовительного и съемочного процесса».

Библия формата – та структура, которая работает, то описание, которое получает производитель: он уже знает, что какая-то часть этой структуры работает в нескольких странах и будет работать у нас. Если на Западе хорошо пошел какой-то сериал, то у нас, скорей всего, можно будет показать его только поздно ночью, потому что то, как живут американские люди, или датчане, или другие европейцы, российским зрителем не всегда считывается. Даже если это сделано очень круто, то это только для элит, а надо, чтобы было понятно всем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Не тот формат

Не тот формат Почему банальность и вторичность стали единственной гарантией успеха в кино?В Англии восемнадцатого века «овцы съели людей» — в России двадцать первого форматы съели искусство. Делается это так. Вспомним старика Хоттабыча, пытавшегося изваять из мрамора

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Что такое хорошо, а что такое плохо? Возник у меня как-то с ребятами разговор о двух очень разных, ни в чем не похожих друг на друга сочинениях. Одно из них они слышали по радио, другое — в концертном зале. В исполнении первого принимали участие певцы-солисты, хор и большой

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО »

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Хороший человек, славный мальчик, приятный юноша, замечательная личность, герой, гений.:Так человека хвалят.А за что? И всюду ли за одно и то же?И всюду ли, всегда ли за одно и то же ругают?Конечно, нет. За примерами ходить недалеко. Каждый

Да что ж это такое?

Да что ж это такое? На следующий день я проснулся очень рано. Солнце, впрочем, уже встало и еще до моего пробуждения скрылось за облаками, оставив лишь узкую бирюзовую полоску чистого неба над горизонтом. Но высоко подняться оно не успело — кромка облаков над бирюзой

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО НУЖНЫЕ, ХОТЯ И «ДРУГИЕ» О хорошей и плохой речи полезно знать многое. В этих заметках пока говорилось о правильности ее, чистоте, точности и богатстве. Но, по-видимому, существуют и другие ее качества? И может быть, эти «и другие» не менее

Формат

Формат «Эта характеристика программы используется для классификации ее формальной структуры, другими словами, показывает, как построена программа, все зависимости от ее содержания. В большинстве случаев эту характеристику программы можно правильно определить даже

3.2 Регина Юркина. Что такое телевизионный бренд или «А оно нам надо?»

3.2 Регина Юркина. Что такое телевизионный бренд или «А оно нам надо?» Имиджевый ролик канала Showtime88 в 1998 году вместе с новой упаковкой произвел революцию в области мирового телевизионного брендинга. Итак, давайте быстренько вспомним, что такое бренд вообще.Бренд –

3.3 Павел Борейко. Телевизионный дизайн, как неотъемлемая часть брендинга

3.3 Павел Борейко. Телевизионный дизайн, как неотъемлемая часть брендинга Павел Борейко – заместитель генерального продюсера телеканла «Россия 1», преподаватель факультета «Моушн дизайн» в Scream School «Я продюсер, я не хочу ничего решать, я хочу красивый логотип». Гомер

Что такое телевизионный дизайн в контексте брендинга?

Что такое телевизионный дизайн в контексте брендинга? Бренд – икона нашего времени. Без бренда никуда. Бренд наполняет жизнь потребителя смыслом. Современный бизнесмен скажет, что бренд – это самое главное в продукте. Нет бренда – нет продукта. Еще совсем недавно,

Как сделать телевизионный дизайн, не прозевав сути?

Как сделать телевизионный дизайн, не прозевав сути? Телеканал – живой организм, открытая динамическая система. В такой системе не должно быть составных частей, которые лишают ее гибкости, адаптивности, скорости реакции, препятствуют естественному росту и развитию.

5.4. Елена Афанасьева. Формат как язык современного ТВ

5.4. Елена Афанасьева. Формат как язык современного ТВ Елена Афанасьева – директор Дирекции креативного планирования, продюсер программы «Моя родословная», ведущая программы «Телехранитель» радиостанции «Эхо Москвы», академик Академии Российского

Любой ли человек может купить формат?

Любой ли человек может купить формат? Если вы совсем с улицы придете в HBO, то формат вам не продадут. У вас должен быть опыт работы, если у вас его совсем нет, тогда вам надо искать того, кому поверят. Большие компании предпочитают продавать формат под производителя,

  • SD — 720×480, 704×480, 352×480, 352×240 720×576, 704×576, 352×576, 352×288
  • HD — 1280×720, 1440×1080
  • Full HD — 1920×1080
  • UHD (4K) — 3840×2160
  • 8K — 7680×4320

Отметим следующее, если вы купили телевизор с экрнаном 4K то будьте готовы к тому, что телепередачи в формате SD или HD будут иметь плохое качество при показе. Причина этого не в том, что телевизор плохой, просто в исходном кадре мало пикселей для масштабирования и при растягивании видео до 4K будут заметны артефакты.

SD качество изображения, формат SD

изображение формата SD

Телевидение стандартной четкости (от англ. Standard-definition television, сокр. SDTV), можно расшифровываеть как Standard Digital Television — стандартное цифровое телевидение) — это стандарт, основанный на стандартах разложения 625/50 (576i) и 525/60 (480i). Существует аналоговое и цифровое телевидение стандартной четкости, однако термин SDTV в основном применяют по отношению к цифровому телевидению.

Аналоговое телевидение это телевидение стандартной четкости, применяются системы кодирования цвета NTSC, PAL и SECAM. Разрешение аналогового сигнала 640х480.

Стандартная чёткость используется в цифровых передачах видео с разрешением 480 (NTSC) или 576 (PAL) строк, с чересстрочной или прогрессивной развёртками. Качество изображения в сравнении с аналоговым вещанием лучше, при цифровой передаче исчезают искажения и помехи, присущие аналоговому телевидению. Телевидение стандартной чёткости SD это не телевидение высокой чёткости. SD не может передать столько информации как HD. В формате SD используется соотношение сторон кадра 4:3 в HD 16:9, . Также ведутся передачи с соотношением сторон экрана 16:9.

Обладая невысокой разрешающей способностью стандартного телевидения, видеосигнал SD использует небольшую ширину полосы частот, применяемую для вещания, и нешироким потоком видео данных при цифровой передаче. Формат DVD это видео стандартной чёткости SD.

Разрешения DVD

  • 720 × 480, 704 × 480, 352 × 480, 352 × 240 пикселей (NTSC)
  • 720 × 576, 704 × 576, 352 × 576, 352 × 288 пикселей (PAL)

Все разрешения что не дотягивают до 1280 × 720 относятся к форматам SD.

Формат HD, качество изображения HD

телевидение высокой чёткости

Телевидение высокой чёткости, сокр. ТВЧ (англ. High-Definition Television, сокр. HDTV, HD). Этот формат позволяет передавать видеосигнал большей чёткости с разрешением:

720p — 1280 × 720p:

1080i — 1920 × 1080i или 1440 × 1080i

Для передачи такого сигнала надо использовать более широкую полосу частот но качество картинки по сравнению с SD, намного приятней смотрится на телевизоре. В таком формате начинают вещать спутники, а также транслируется эфирное цифровое телевидение стандарт Т2 (частично).

Формат Full HD, качество HD

fullHD

Full HD — маркетинговое название, впервые придуманное компанией Sony в 2007. Применяется в трансляциях телевидения высокого разрешения (HDTV) и в фильмах, записанных на диски Blu-Ray и HD-DVD.

HDTV (High Definition TeleVision) — это телевидение, предполагающее разрешение изображения:

1080i-1920×1080i.

1080p-1920×1080p

бывает 1080p — с прогрессивным форматом и 1080i — чересстрочным форматом записи кадра, когда один кадр состоит из двух полукадров. По сути это тот же HD, только немного улучшенный в модификации P.

Формат UHD 4K, качество UHD


Телевидение сверхвысокой чёткости (Ultra High Definition Television (UHDTV) или Ultra HDTV, также Ultra High Definition Video (UHDV)) включает в себя 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p).

4K UHDTV (2160p) имеет разрешение 3840 × 2160

Формат 8K, качество 8K

8K UHDTV (4320p) имеет разрешение 7680 × 4320

В связи с развитием записывающих устройств стало возможным проводить съёмку с таким разрешением, массово телевизоры с таким экраном появились в 2018 году. Их преимущество, возможность создания гигантских телевизоров с диагональю свыше 5 метров и возможность качественного просмотра видео. Но для быта они практически бесполезны исследования показали следующее. Если человек не имеет 100% зрения то уже с расстояния более 1,5 метра он не видит разницы в изображении разрешения 4K и 8K.

В итоге действительно в 2016 году Sharp выпустил в продажу телевизор с разрешением 8K. Но только для Японии, Сингапура и Китая.

Другие производители телевизоров, начали продавать телевизоры с 8K разрешением только в 2018 году.

Для записи одного часа видео в стандарте 8K, без использования кодеков для сжатия файлов, необходимо 300Гб памяти. Поэтому видео формата 8K передаётся или храниться в сжатом виде, для этого используются различные кодеки.

3 КОММЕНТАРИИ

Everything said was very reasonable. However, consider this, suppose you wrote a
catchier post title? I mean, I don’t want to tell you how to
run your blog, but what if you added a title to possibly grab
a person’s attention? I mean » Форматы телевидения SD,
HD, Full HD, UHDTV is a little plain. You should look at Yahoo’s home page and watch
how they write article titles to get viewers to click.
You might add a related video or a related pic or two to grab readers excited about what you’ve written. In my opinion, it might make your blog a little
bit more interesting.

Так я и не понял, каким будет изображение на экране тв, если:
— разрешение эфира больше чем у телевизора;
— разрешение эфира меньше чем у телевизора?

если разрешение с эфира меньше,чем может показать телевизор качество будет хуже.

Читайте также: