Что такое продакшн на телевидении

Опубликовано: 21.04.2024

Все, что вы хотели знать о продакшене, но стеснялись спросить. Мария Лопатина, аккаунт-директор и ведущий продюсер агентства Radar, раскладывает по полочкам сложные моменты и составляет гайд по созданию качественного видеоролика.

Для того чтобы состоялась качественная рекламная кампания на ТВ, необходимо одновременное совпадение трех факторов:

  • продукт или услуга, у которых есть потенциал роста доли рынка, прибыльности, оборота и клиентской базы;
  • качественный медиаресурс по справедливой цене и качественная медиастратегия;
  • рекламный ролик, который решает поставленные задачи.

Если все звезды сошлись, то вас можно поздравить — скорее всего, ваш ролик уже крутится по федеральному телевидению, а на эту статью вы наткнулись совершенно случайно. Если же нет — продолжаем изучать все тонкости видеомастерства.

Кто-то может усомниться, так ли необходим видеоформат рекламы сейчас, когда в тренде — нативность, но мы твердо уверены: одно другому не мешает, даже наоборот — усиливает эффект узнаваемости и лояльности.

Ролик на ТВ выполняет ряд важных задач:

  1. Передача сути и смысла бренда, его эмоциональной сущности.
  2. Детальное раскрытие свойств продукта и особенности торгового предложения.
  3. Повышение интереса к продукту, бренду, компании как среди потребителей, так и среди партнеров.
  4. Усиление эффективности рекламной кампании.
  5. Аудиовизуальная коммуникация.

Для наглядности возьмем, к примеру, сферу авиакомпаний. Какие ассоциации они вызывают? Аэропорт, очередь, самолеты, багаж, перелет. А теперь вспомним S7 AirLines и их рекламный ролик с потрясающими видами гор, пустынь и другими фантастическими местами нашей планеты. Вдохновение, путешествие, исполнение заветных желаний — вот что дает авиакомпания, миссия которой поддерживать людей в их движении к счастью. Так работает продакшн в любой сфере, создавая особенный эмоциональный фон и закрепляясь в памяти отдельными фрагментами.

В начале статьи мы сказали, что продакшн — это просто. И это действительно так, если есть отлаженная система. Так из чего состоит тот самый идеальный ролик для ТВ? Верхушка айсберга — креатив, на который мы возлагаем 20% своих планов. Остальные 80% — это четкие процессы под руководством большой команды экспертов, создающей рекламу в несколько этапов:

  1. Брифинг.
  2. Разработка креативной концепции, сценария видеоролика.
  3. Выбор режиссера.
  4. Препродакшн, PPM.
  5. Съемки.
  6. Пост-продакшн.

Как видите, качественный видеоролик — это не просто сценарий и съемка, а целый комплекс подготовительных работ. Самый посредственный креатив может «выехать» за счет крутого продакшена, и наоборот — неправильная реализация погубит даже гениальную идею. При должном выполнении каждого пункта мы получаем на выходе результат, которым гордится вся команда.

А теперь обо всех этапах подробнее.

Брифинг — это четкая формулировка запроса, другими словами, техзадание. Брифинг необходим для ответа на следующие вопросы:

  • Зачем нам кампания?
  • Какого эффекта мы хотим добиться?
  • С какой аудиторией мы будем взаимодействовать?
  • Что мы хотим рассказать о продукте и о бренде?
  • Какую ключевую мысль нужно донести?

Как известно, постановка цели — это половина успеха, поэтому брифингу отводится колоссальное внимание. Именно отсюда стартует весь проект и задается направление дальнейших действий. Это своего рода компас для поиска идеальных решений в продакшене.

Big Idea — идея, которая призвана обратить внимание на бренд, выделив и подчеркнув его конкурентные преимущества. Это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая коммуникация. На этом этапе мы прорабатываем настроение, стиль, характер посыла, придумываем ключевой слоган и ключевой визуал, сценарии, а также составляем сетку развития идеи в течение года с разбивкой на несколько флайтов.

Как известно, главный человек на съемочной площадке — это режиссер. По каждому проекту в отдельности мы готовим шорт-лист кандидатур, из которых выбираем лучшего. Режиссер берет на себя написание тритмента — свободного изложения сценария. На этом этапе мы можем представить либо общую картину будущего видеоролика в набросках, либо ролик во всех деталях — в зависимости от формата тритмента.

После согласования тритмента клиенту предоставляется полная смета работ. Подписание документов и уточнение формальностей кажется не самым интересным этапом в работе креативного агентства, но важно подходить к смете со всей тщательностью и кропотливостью. Только так можно избежать недопониманий между клиентом и исполнителем, а в разгаре съемок не придется мчаться в соседний киоск за реквизитом, который забыли купить.

Мы всегда объясняем клиенту, из чего формируется стоимость. Ниже приведен список из девяти основных пунктов:

  1. Оборудование (камера, свет).
  2. Сложность сценария.
  3. Количество локаций.
  4. Количество съемочных смен.
  5. Режиссер.
  6. Оператор.
  7. Сложность съемок (натура, павильон, квартира/дом и др.).
  8. Актеры, дикторы озвучивания.
  9. Спецэффекты, sound production, музыка.

Тут начинается самое интересное. Основной продюсер съемок формирует команду под свой проект и совместно с режиссером составляется продакшн-бриф. Здесь обсуждается все: режиссерская раскадровка, костюмы, локация, реквизит, кастинг, декорации, музыка и права.

Перед съемками обязательно проводится собрание, на котором согласовываются оставшиеся детали предстоящей работы — это заключительная часть подготовки. От нее зависит, как пройдут съемки, насколько быстро и слаженно сработает команда.

И вот наступает ответственный день, которого ждут все участники проекта. Лучшее, что может сделать клиент на этом этапе — лично присутствовать на съемках, чтобы сразу высказывать пожелания относительно тех или иных кадров. Готовый ролик уже не переснять — это важно донести до клиента, как говорится, на берегу.

Пэкшот — это финальный кадр, показывающий рекламный продукт в его лучшем ракурсе. Он занимает основной хронометраж ролика — до 5 секунд, и его съемке нужно уделить особое внимание, так как главной задачей пэкшота является закрепление бренда в памяти зрителя.

Обработка и сборка отснятого материала является не менее важным этапом, чем сами съемки. В пост-продакшн обычно включают все те работы и ухищрения, которые превращают готовые кадры в настоящий шедевр рекламы — это один из самых занимательных этапов работы.

Что входит в пост-продакшн?

  • монтаж кадров, согласно задумке режиссера, выбор дублей;
  • цветокоррекция;
  • CGI — наложение компьютерной графики/спецэффектов;
  • музыка — написание авторской музыки или выкуп стоковой;
  • озвучка.

Здесь мы «причесываем» наш проект, доводим до идеала и, наконец, отпускаем его на финальное согласование клиенту.

И в заключение при работе со съемками не забудьте про тайминг. Он считается официальным документом проекта, и на него можно ссылаться в случае спорных ситуаций. Тайминг обязательно составляется в начале работ и согласовывается с клиентом.

Проблемы с содержанием статьи

Проблемы с содержанием статьи

Продакшн (жарг. продакшн от англ. production ) — англицизм, который используется для обозначения процесса создания проекта или творческого продукта. Наиболее часто употребим в сферах кино-, теле- и радиопроизводства.

Содержание

Терминология

В разработке программного обеспечения слово «продакшн» является сленговым. Под ним понимается этап эксплуатации программы (см. статью «Жизненный цикл программного обеспечения»), то есть когда происходит потребление продукта конечным пользователем. От него образуются и такие связные термины как «продакшн-билд» приложения (синоним: «релиз») и «продакшн-сервер» (если речь идёт о сетевом продукте или веб-приложении).

В медийном бизнесе термин «продакшн» обозначает либо определённую стадию работы над проектом, либо его полное продюсирование. В некоторых случаях термином обозначают театральную постановку, а также выпуск телевизионных программ.

Процесс продакшна может включать в себя и все стадии работы над проектом: предпроектная подготовка, разработка сценарного плана, подбор креативной команды, съёмочный процесс, монтаж, озвучание, мастеринг.

Специалистами также отдельно выделяется стадия пост-продакшна (от англ. postproduction ) — период обработки материала, который следует сразу после съёмочного процесса, может включать в себя компьютерную графику, титрование, монтаж, озвучание, обработка и так далее.

Классификация

Продакшн в медиа и в сфере развлечений:

  • Кинопроизводство — полный художественный процесс создания фильма, включающий процесс организации производства, определение техники и технологии создания фильма, пост-продакшн (последующая обработка материала после съёмок эпизодов фильма).
  • Радио и ТВ — создание эфирного пакета телеканала или радиостанции (заставок, джинглов, отбивок), эфирного промо.
  • Аудио — музыкальное оформление проекта, создание музыкального произведения (аранжировки) или использование музыкальных библиотек, подбор звуковых эффектов, монтаж и мастеринг.
  • Видео — создание видеопроекта, фильма, ролика.
  • Реклама — создание рекламных аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

См. также

  • Реклама
  • Аудиобрендинг
  • Пост-продакшн
  • Пре-продакшн

Ссылки

  • Продакшн в Яндекс. Словарях

Wiki letter w.svg

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Продажи
  • Продакшн-библиотека

Смотреть что такое "Продакшн" в других словарях:

продакшн — сущ., кол во синонимов: 1 • производство (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Продакшн библиотека — Продакшн библиотека, музыкальная продакшн библиотека совокупность музыкальных произведений, созданных специально для использования в кино производстве, радио, тв программах и рекламе. Чаще всего продакшн библиотека состоит из неопубликованных… … Википедия

Продакшн музыка — Продакшн музыка, библиотечная музыка (англ. production music, library music) музыка, написанная специально для включения в аудио и аудио визуальные произведения музыку кино, телепрограммы и радиопередачи, оформление теле и радиостанции,… … Википедия

Продакшн-библиотека — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Продакшн библиотека, музыкальная продакшн библиотека совокупност … Википедия

Продакшн-музыка — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Пре-продакшн — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Сохо-Продакшн — телепроизводящая компания, основана в 2003 году продюсером, главным режиссером телекомпании ВИD Сергеем Кальварским в ходе реструктуризации ООО Студия Сергея Кальварского . Производила программы для телеканалов: Первый канал, СТС, ТНТ, Домашний,… … Википедия

Пост-продакшн — (жарг. пост продакшн от англ. post после, англ. production производство) англицизм, период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж … Википедия

Нон-стоп продакшн — Нон стоп Тип Общество с ограниченной ответственностью Год основания 2005 Расположение Санкт Петербург Ключевые фигуры … Википедия

Радиогруппа "FM-Продакшн" — Год основания 7 мая 2002 года Расположение … Википедия

Глобально производство любого творческого продукта (съемка видеофильма, создание анимации, выпуск телевизионной программы, разработка корпоративного кино) делится на три главных этапа:

В свою очередь эти три ключевых этапа делятся на более мелкие.

Продакшн, по сути, подразумевает создание некоего медиапродукта (еще не финального) либо определенный этап работы над ним.

Если речь идет о видеосъемке, продакшн — это сам процесс записи видео и аудио. Это работа, которой занимаются режиссер, операторы, ассистенты, актеры, осветители, звукорежиссер и другие специалисты.

Если речь о компьютерной графике и анимации, продакшн — это процесс создания с нуля видеоряда и аудио. Это работа супервайзеров, моушн-дизайнеров, арт-директора, 3D моделлеров, иллюстраторов, звукорежиссера и других.

Прояснилось? Еще не сломали мозг? Тогда поехали дальше!

Когда объясняешь что такое продакшн

ВидеоЗаяц — агентство видеопроизводства со специализацией на CG, поэтому разберем этапы продакшена на примере видеороликов с графикой и анимацией.

Кстати, специалиста, который организовывает производство творческого продукта, называют продюсер. Не путать с режиссером — главным “художником”, который руководит уже организованным производственным процессом.

Когда пре-продакшн закончен (сценарий анимационного видео утвержден, визуальный концепт выбран и смета согласована), начинается основная творческая и техническая работа — продакшн.

1. Дикторское озвучивание

Производство видеопродукции — линейный процесс, каждый этап делается вслед за предыдущим, но некоторые этапы идут параллельно и озвучка — один из них.

Как правило, озвучивание видеоряда делается сразу после согласования Клиентом сценария.

Диктору отправляется техническое задание, где прописан закадровый текст и прилагается инструкция по работе с ним. В задании актеру озвучания должны фигурировать:

Очень важно правильно прописать сам текст, чтобы диктор “не сломал язык” и смог грамотно справиться с заданием. Все эти детали определяют, будет ли голос производить нужный эффект.

Пример ТЗ для диктора

Если рекламный ролик снимают, то помимо дикторской озвучки звукорежиссер записывает все звуки и диалоги на съемочной площадке, чтобы работать с ними на последнем этапе — во время постпродакшена.

2. Research and Development (R&D)

На этой стадии специалисты по визуальным эффектам изучают, как сделать графику максимально реалистичной. Например, если в кадре нужно изобразить запуск ракеты, художники будут изучать фото и видеоматериалы, чтобы понять как двигается огонь и дым, вырываясь из сопла ракеты.

Все участники команды: моушн-дизайнеры, аниматоры, VFX-художники и моделлеры проводят свой собственный R&D. Чем дальше развивается CG-индустрия, тем больше времени уходит на R&D.

На сложных проектах этот этап полностью или частично проводят еще во время препродакшена, чтобы заранее оценить трудозатраты на воссоздание эффектов и правильно рассчитать смету.

3. Создание графики (стайлфреймов, иллюстраций)

Если говорить о 2D графике, работают иллюстраторы и графические дизайнеры под руководством арт-директора. Сначала на основе раскадровки рисуют 2-3 иллюстрации для согласования стилистики графики и персонажей. После чего прорисовывают остальные сцены.

Широкоформатная иллюстрация QWQER
Коптер и небоскреб QWQER

Если разрабатывается 3D графика, вместо иллюстраций здесь так называемые стайл-фреймы — статичные шоты с финальным уровнем картинки, где Заказчик сразу видит итоговый визуал проекта. Термины чуть разные, суть одна и та же.

Игральные кубики Planet Of Bets
Лабиринт и мозг Planet Of Bets
Все стайлфреймы к PlanetOfBets 2

4. Анимация

Пришла пора “оживить” всю картинку в кадре. Этот этап называется анимацией и он также делится на две части: черновую и чистовую анимацию.

Для начала, создаем аниматик будущего ролика. Это черновой вариант без детализации, текстур, освещения, теней. Аниматик нужен, чтобы Клиент увидел, как выглядит будущий ролик в динамике и оценил движения объектов, траектории полета камеры, тайминги, насколько гармонично видеоряд сочетается с музыкой:

Если Заказчика все устраивает, переходим к чистовой анимации. На этом этапе команда прикладывает максимум усилий, чтобы движущуюся картинку суметь представить так же круто, как и статичную на раннем этапе.

Заключение?

После чистовой анимации в анимационных роликах или съемок, если это съемочный рекламный ролик, основная работа над роликом заканчивается. Это финал продакшена.

Продукт готов, теперь нужно придать ему товарный вид. Этим занимаются на этапе постпродакшена.

Следуй за “ВидеоЗайцем”! Все тайны будут раскрыты 🙂

продакшн компания

Итак, что же такое означает, на первый взгляд понятное, у всех на слуху, понятие «продакшн компания».

Понятие.

Продакшн (Production).

Продакшн, прежде всего, забугорное инглишобразное слово. Перевод сами знаете. Обозначим продакшн, как процесс создания проекта, или изготовление творческого продукта. Наиболее часто этот термин употребляют в сферах кино-, теле- и радио-. Соответственно — производство.

Наиболее часто термин используется в словосочетаниях продакшн-студия и продакшн-компания.

Но, чаще всего, это понятие относится к кино, поскольку большинство продакшн-компаний занимаются производством кинофильмов. Сценарий, подбор актёров, съёмка, монтаж, озвучивание, дубляж — всё это части большущего зверя по имени — Продакшн (Production).

Сам ход процесса, нередко, называют продюсирование.

Человека, возглавляющего процесс производства, называют продюсер.

Кстати говоря, не надо путать продюсера со спонсором. Это разные понятия.

продакшн, production

Перепродакшн.

Также существует понятие перепродакшн. Больше всего это явление проявило себя в студийной звукозаписи в 60-х годах. Продюсеры старались вытащить из звукозаписи всё возможное и невозможное. Они «расфуфыривали» музыкальное звучание с помощью различных не музыкальных средств. Одно из таких «стена звука» — этим прославился скандальный продюсер Фил Спектор.

Студийное «расфуфыривание» музыки, добавление неоправданных новых слоев звука, бесконечно длящаяся работа с деталями: вытаскивание то того, то иного звука на передний план, мелкое изменение тембров, массивное использование эффектов, сложение большого количества слоев — все это неуважительно называют перепродюсированием (overproduction).

Перепродюсирование.

Это «Бич» поп- и рок-музыки. Тот самый случай, когда практически вся записанная музыка безнадёжно изменена. А почему это происходило? А всё потому, что продюсеры искали новый звук.

У каждого нового поколения слушателей быстро замыливается слух и не развивается вкус к тому, что музыкально оправдано. То есть, слушателю так и остается неясным, где музыкальная структура, а где декоративный наворот. Другими словами, набор искусственных приёмов и приманок.

Вспомните песню Sher — «I believe»… На момент её создания и взлёта популярности такой приём, «AutoTune», считался браком и не годным к изданию материалом. Однако, теперь каждый рэперский релиз просто напичкан этим АвтоТюном. Вот так, ребята. Это называется — удачный продюсерский ход.

В итоге, всё происходит к лучшему.

Пост-продакшн (Post-production).

Процесс продакшна может включать в себя и все стадии работы над проектом: предпроектная подготовка, разработка сценарного плана, подбор креативной команды, съёмочный процесс, монтаж, озвучивание, мастеринг. Точнее сказать, специалистами отдельно выделяется стадия пост-продакшна. Это период обработки материала, который следует сразу же после съёмочного процесса. Потому, что он может включать в себя компьютерную графику, титрование, монтаж, озвучивание, обработка и так далее.

Медиа бизнес

Сферы применения.

Реклама.

В рекламной сфере продакшн подразумевает производство видео-роликов, музыки или аудио-роликов, джинглов и промо, создание биллбордов и всех видов наружной рекламы. Всё это — продукт для использования (проката, ротации) на телевидении, радио и в интернете. А в случае с наружной рекламой, назовём её бумажной, продукт нацелен конкретно для презентаций, различных акций, для выставок, фестивалей и так далее.

В нашей стране понятие «продакшн компания» более всего ассоциируют с телекомпаниями, то есть производством кино. Но, на самом деле, понятие «production company» может охватывать гораздо более широкий спектр услуг и производства.

В основном, продакшн-компании специализируются на рынке медиа-услуг. Они занимаются дубляжем, озвучиванием, субтитрированием, адаптацией продукции.

Киноиндустрия.

В зависимости от масштабов продакшн компаний, им могут принадлежать студии звукозаписи и даже съёмочные павильоны. Иногда продакшн компания включает в себя «продюсерский центр» — более частное, но вполне самостоятельное явление в бизнесе.

Основными клиентами российских продакшн-компаний, как ни странно, являются телеканалы России, Украины, зарубежных стран, телевизионные сети. С другой стороны, профессиональные продакшн-компании занимаются озвучиванием классических картин, блокбастеров.

Программное обеспечение.

В разработке программного обеспечения слово «продакшн» является сленговым. Под ним понимается этап эксплуатации программы, то есть когда происходит потребление продукта конечным пользователем. Как следствие, от него образуются и такие связные термины, как production-build приложения (синоним: «релиз») и production-server. В этом случае, речь идёт о сетевом продукте или веб-приложении.

Медиа-бизнес.

В медийном бизнесе термин «production» обозначает либо определённую стадию работы над проектом, либо его полное продюсирование. В некоторых случаях термином обозначают театральную постановку, а также выпуск телевизионных программ.

Классификация.

Кинопроизводство — полный художественный процесс создания фильма, включающий процесс организации производства. К тому же, он включает определение техники и технологии создания фильма, post-production (последующая обработка материала после съёмок эпизодов фильма).

Радио и ТВ — создание эфирного пакета телеканала или радиостанции (заставок, джинглов, отбивок), эфирного промо.

Аудио — музыкальное оформление проекта, создание музыкального произведения (аранжировки) или использование музыкальных библиотек, подбор звуковых эффектов, монтаж и мастеринг.

Видео — создание видеопроекта, фильма, ролика.

Реклама — создание рекламных аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Виды продакшн-компаний.

Первый — это крупные продакшн-бренды, которые имеют в своем штате известных режиссеров, актёров.

Однако, второй вид компаний представляет собой небольшие продакшн-компании, которые специализируются на производстве рекламных роликов и размещением их на ТВ. Так или иначе, такие компании входят в состав крупных рекламных агентств.

Наверное, многие из вас с удовольствием наблюдают за рекламой фруктов или овощей, напитков, который так и хочется попробовать. В итоге, их доработкой до рекламного вида занимаются специалисты небольших production-компаний.

Ну что, ребята, разобрались?

Мы — точно въехали. Если вы тоже, то всё прекрасно. Пакээээ 🖐

production terms

В этой статье речь пойдет о процессе производства видеоролика, или, проще говоря, о пайплайне.
Зачастую бизнес клиенты, заказывая ролик, совершенно не представляют себе, как он рождается, поэтому это пораждает некоторое непонимание в плане формирования цены. Клиент не понимает, почему производство хорошего видеоролика достаточно дорого, не понимает разницы между хорошим роликом и плохим, да и как правило, не понимает, что ему делать и с чего начать.

Единственное, что он знает, это то, что у него есть конкретная проблема, которую может решить видеоролик, но сам он по понятным причинам решить ее не в состоянии. В этом случае клиент обращается за помощью профессиональной продакшн-команды.

Производство качественного видео ВСЕГДА делится на 3 стадии или этапа (если, конечно, мы говорим о постановочном или анимационном видеоролике, а не о репортажной съемке):

PRE-PRODUCTION — Подготовительный период
PRODUCTION — Съемочный период
POST-PRODUCTION — Монтажно-тонировочный период

Те фразы, которые написаны по-русски, появились из отечественного кинематографа, но мне, если честно, они не очень нравятся, поскольку несколько устарели. Во всяком случае последняя. Здесь я буду использовать английские наименования, поскольку сейчас именно они являются общепринятыми в индустрии.

PRE-PRODUCTION

Идея
Создание хорошего видеоролика всегда начинается с идеи. Если идея есть и она хороша, то шанс, что ролик будет качественным, и, самое главное, будет решать задачу киента, очень высок (при наличии прямых рук и хорошей профессиональной команды конечно). Если же идея никакая, то даже Спилберг с Кэмероном не помогут. Хотя уж они то наверняка хорошую идею придумают. За такие-то деньги!

Бриф
Бриф — это документ, составляемый на самом старте проекта. Задача брифа — максимально полно описать клинета, его потребности, его проблемы, цели, ради которых создается видеоролик. Чем полнее и подробнее составлен бриф, тем больше шансов «попасть», сделать именно то, что нужно клиенту, решить именно ту задачу, с которой он пришел. А некачественно составленный бриф может закончиться видеороликом, который и классный, и качественный, и красивый, и дух захватывающий, вот только проблему клиента не решает.
Бриф — это важно. Как правило, бриф и идея идут рука об руку, поскольку бывает, что клиенты приходят уже с готовыми идеями, которые заносятся в бриф, а бывает, что идей нет, и их нужно генерировать.
Если идея есть, хорошо. А если нет — тогда наступает…

BrainStorm
Все знают, что такое мозговой штурм. А для тек, кто вдруг не знает, расскажу. Мозговой штурм — это когда в закрытом помещении собирается креативная команда из нескольких (3-7) человек, заказывают пиццу, пьют кофе, читают бриф и озвучивают все, что приходи им в голову. Даже если в голову приходит всякая чепуха. А специально обученный человек все это записывает. Китика во время брейнсторма запрещена. Знаете поговорку — Одна голова хорошо, а две — лучше? Вот это как раз про брейнсторм. Прелесть этой штуки в том, что какая-нибудь ерунда, высказанная одним из креативщиков, неведомым образом наводит другого креативщика на какую-нибудь осмысленную мысль, которую подхватывает третий, развивает четвертый, и в итоге, начавшись с ерунды, идея рождается, и постепенно, по мере шлифовки обрастает новыми деталями и теряет лишнее. Бывает так, что рождается несколько идей, и тогда на стол заказчику для утверждения ложатся сразу несколько идей, и уже клиент выбирает ту, которая будет реализована.

Сценарий
Это, пожалуй, самый важный этап пре-продакшн. Основная концепция сценария рождается на брейнсторминге в виде идеи, которая затем детализируется и превращается в подробный план видеоролика. Если ролик «живой» (используется живая съемка) то в нем прописываются локации для съемок, диалоги, настроения, музыка и т.д. Если ролик создан средствами компьютерной графики, то сценарий может представлять из себя просто дикторский текст, который будет звучать за кадром. Сценарий — это основа всего видеоролика. Поэтому он утверждается заказчиком, и с этого моментка, как правило, не меняется.

Но поскольку сценарий — это всего лишь текст, каждый, кто его читает, создает у себя в голове определенный образ, как бы достраивая визуальную составляющую картинки. А так как надо роликом может работать до нескольких десятков, а в крупных проектах даже сотен человек, то нужен способ, который мог бы донести и раскрыть идею и сценарий визуально, а так же прояснить многие технические детали. Для этого создаются раскадровки, стайл-фреймы и аниматик.

Раскадровки (StoryBoard)
Это основные стоп-кадры будущего ролика, позволяющие понять, что будет происходить в кадре. Как правило, используются при съемке «живых» видеороликов. Обычно это схематичные рисунки, из которых ясно, где будут находиться актеры друг относительно друга, какие планы будет снимать камера и в каком порядке, какие необходимы декорации, где потребуется использование визуальных эффектов, и тд. В зависимости от сложности и стоимости проекта раскадровки могут быть более или менее детализованными. Например, чтобы обрисовать идею коллегам, достаточно 5-6 кадров. В полнометражных фильмах, как правило, отрисовывают и планируют каждый съемочный план.

Стайл-фреймы
Стайл-фреймы или стилистические кадры используются при производстве анимационных рекламных роликов, роликов, созданных средствами компьютерной графики. В отличии от раскадровки, которая представляет из себя схематичные наброски и скетчи, стайл-фрейм — это полноценный стоп-кадр из финальной версии ролика, из которого можно без труда составить представление о визуальной стилистике, цветах, героях, то есть о том, как будет выглядеть ролик, когда он будет готов.

Аниматик
Аниматик (в простых 2D проектах) и превизуализация (в сложнх проектах с трехмерной графикой) — это технические инструменты, позволяющие осуществить еще более детальное планирование анимационного видеоролика. Аниматик представляет из себя анимированные (двигающиеся) раскадровки и скетчи, собранные под финальную музыку и голос диктора. Превизуализация — это черновая трехмерная графика, не содержащая анимационных деталей (анимация мимики, мелкой моторики и прочих суперважных в конечном продукте мелочей), цветов, текстур и т.д.

Сама по себе анимация и трехмерное моделирование — это самые сложные и трудозатратные этапы производство видеоролика, выполненного с использованием компьютерной графики. Они представляют из себя программирование изменения во времени сотен параметров у тысяч элементов, и лучше, а главное — дешевле будет, если это программирование будет осуществлено с первого раз и правильно, поскольку повторная анимация — это по сути двойная, а то и тройная работа, которая, естественно, должна быть оплачена. Именно поэтому грамотное планирование того, что будет происходить в кадре — это краеугольный камень удешевления проекта. 7 раз отмерь, один отрежь — эта пословица здесь ну очень к месту.

Раскадровки, аниматик и стайл-фреймы — это ключевые инструменты планирования производства, которые позволяют синхронизировать видение финального результата среди всех участников проекта, включая заказчика, чтобы клиент всегда заранее знал, что конкретно он получит за свои деньги.

Именно поэтому раскадровки, стайл-фреймы и аниматик (превизуализация) так же утверждаются с клиентом, и будучи утверждены, не меняются


PRODUCTION

Эту стадию обычно не делят на этапы. Продакшн — это непосредственно съемочный период.
Если речь идет о видеоролике, содержащем кадры живой съемки, то это период, когда вся команда, задействованная в съемках (режиссеры, операторы, осветители, актеры, продюсеры, звукооператоры, CG-супервайзеры, локейшн-менеджеры и еще куча специалистов) выезжает на место съемок — натуру или съемочный павильон, и снимают.
Если же говорить об анимационном видеоролике, то в этом случае как такового съемочного периода не существует, и в качестве production считается этап отрисовки, 3d-моделирования и анимации ролика. Забегая вперед скажу, что в случае живого видеоролика эти этапы выполняются на стадии POST-PRODUCTION

Стоит так же отметить, что особая важность и значимость стадии pre-production ощущается как раз на стадии production. Поскольку каждый съемочный день стоит немалых денег, любая продакшн-команда стремится количество этих дней уменьшить. И самый лучший способ это сделать — это грамотный пре-продакшн. Если подготовительный период был осуществлен качественно, на съемочной площадке каждый участник съемок понимает свою роль, знает, что и как ему нужно делать. И традиционная неразбериха на съемочной площадке не то чтобы отсутствует, полностью ее избежать невозможно, но ее существенно меньше.

POST-PRODUCTION

Теперь перейдем к стадии, на которой видеоролик приобретает свой окончательный вид. Поскольку современное видеопроизводство все больше и больше уходит в виртуальную среду, как правило, стадия пост-продакшн бывает самой масштабной по времени, и в дальнейшем ее длительность будет только расти.

Давайте посмотрим, что происходит с роликом после крика режиссера «Стоп, Снято, Всем спасибо»

Монтаж
Это основной инструмент видеопроизводства. Монтаж начинается еще во время съемок, есть даже такая должность: монтажер на площадке, и продолжается до самого конца. Но все же львиная доля монтажа происходит в самом начале пост-продакшена, когда собирается черновая версия ролика.
В процессе монтажа все элементы ролика, все кадры, звуковые дорожки, все сцены с визуальными эффектами собираются воедино и выстраиваются в нужном порядке в соответствии со сценарием и аниматиком (если есть)

Если речь идет о производстве ролика с 2D графикой, то здесь появляется

2D Анимация
Используется при производстве «Продающих видео», моушн-инфографики, а так же гибридных видео с живой съемкой. В процессе 2D анимации происходит анимация отрисованных ранее в стайл-фреймах элементов в 2d-пространстве.
Пример 2d анимации

3D VFX
Я специально выделил производство трехмерных визуальных эффектов в отдельный этап, поскольку процессы, происходящие во время производства 3D, взаимосвязаны друг с другом, и показать назначение каждого из них отдельно от других очень непросто.
Если кротко, то производство 3D заключается в создании виртуальной съемочной площадки с виртуальными декорациями и виртуальными анимированными героями, где все происходящее снимает виртуальная камера, выдавая при этом реальное видеоизображение.

Это коротко. А если подробнее, то производство 3D включает в себя:

3D Моделирование

Создание виртуальных трехмерных моделей объектов, которые будут героями видеоролика. Это очень кропотливый и трудоемкий процесс, поскольку чем детальнее смоделирован объект, тем реалистичнее он будет выглядеть в видеоролике.

Texturing

После того, как объект смоделирован, он выглядит как нечто объемно-серое. Текстуринг заключается в наложении на объект текстур и имитации материала, из которого сделан объект. На элементарном уровне текстуринг можно сравнить с покраской стен и поклейкой обоев в только что построенном доме. Изначально все бетонное, но после ремонта мы получаем уютную квартиру.

Риггинг

Используется в объектах, которые впоследствии предполагается анимировать. Чаще всего это модели механических устройств или «живые» герои. Если бы риггинга не было, то анимация, например, трехмерного человечка представляла бы из себя сущий кошмар, поскольку воспроизводить реальные движения человека было бы очень сложно. Риггинг представляет из себя создание «правил», по которым будут двигаться составные части объекта. В случае с человечком это будет некий виртуальный скелет, который, как и в реальности, не позволит, например, руке согнуться в неожиданном месте. Если же мы моделируем, например, самолет, то риггинг будет представлять из себя привязку винтов, закрылок, рулей управления к фюзеляжу так, чтобы они двигались в соответствии с реальными аналогами, а не иначе. Если в модели человечка присутствует риг (скелет), то если потянуть за кисть руки, то все остальные части тела отреагируют правильно — за кистью потянется предплечье, затем плечевая кость, туловище, и, наконец, ноги.

3D Анимация

После того, как все объекты смоделированы, текстуры наложены, риггинг выполнен, все объекты собираются на виртуальной съемочной площадке, так же, как если бы вы собирали в реальном съемочном павильоне живых актеров. Затем необходимые модели анимируются — то есть происходит программирование их движения во времени. Так же происходит программирование движения виртуальной камеры, которая по аналогии с реальной съемочной площадкой будет все снимать.

Lighting

это воссоздание нужного освещения виртуальной съемочной площадки. От освещения очень сильно зависит качество и характер изображения при живых съемках. В случае с виртуальным съемочным павильоном ситуация ровно та же. От того, как будет освещена сцена, будут зависеть тени, блики, контрастность и цвета картинки. Именно поэтому лайтинг выделен в отдельный этап производства 3D, и в больших проектах им занимаются отдельные специалисты.

Rendering

Это процесс получения видеоряда с виртуальной камеры. В течение предыдущих этапов производства 3D изображение представляет из себя упрощенное схематичное изображение, поскольку современные компьютеры не в состоянии просчитывать изображение качественно в реальном времени. В больших проектах даже для финального рендера используются так называемые рендер-фермы. Это несколько серверов, объединенных в сеть, каждый из которых выполняет свою часть работы. Рендеринг всегда выполняется отдельно и в сложных проектах занимает очень много времени, в проектных план-графиках на рендер даже выделяются отдельные сроки. В качестве примера скажу, что рендер-ферма для просчета фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» состояла из 4 000 серверов, имевших в общей сложности 35 000 процессорных ядер, а 1 кадр просчитывался около 48(!) минут. А всего в 1 секунде кадров не менее 25.

2D и 3D анимация

это техники, позволяющие получить искуственнойе изображение, созданное при помощи компьютера.
Но визуальные эффекты — это не только создание нового, искуственного изображеня, но и улучшение живого видеоряда. Давайте посмотрим на инструменты пост-продакшн, предназначенные для работы именно с живым видео.

Motion Tracking (Отслеживание движения — англ.) и Matchmoving (Совпадение движения — англ.)
Эти техники используются при интеграции изображения, созданного компьютером, в живой видеоряд так, чтобы искусственные объекты выглядели как часть живой сцены.

Моушн-трекинг

это отслеживание движения объектов в кадре и вычисление при помощи специальных алгоритмов движения камеры, которая снимала реальную сцену. Затем информация о движении камеры может использоваться для воссоздания виртуальный копии реальной сцены

Матчмувинг

анимация созданных компьютером 2D или 3D объектов на основе информации о движении камеры, полученной с помощью моушн-трекинга. Идея заключается в том, чтобы анимировать объекты так, как будто они были сняты реальной камерой и являлись частью живой сцены.

Chromakeying (Chroma key — хроматический (цветовой) ключ — англ. )
Каждый из Вас знает о зеленых или синих экранах, который используются в кино и на ТВ во время съемок. Но не все знают, зачем это нужно. К съемке с использованием зеленого или синего экрана (хромакея) прибегают, когда необходимо отделить снимаемый объект (как правило человека) от фона. Идея заключается в том, чтобы использовать экран такого цвета, который отсутствует в человеческом теле или снимаемом объекте, поэтому на этапе пост-продакшн этот цвет можно будет вырезать без ущерба полезному изображению человека, таким образом, отделив его от фона. Этот процесс называется Keying (Кеинг) и используется при производстве визуальных эффектов повсеместно.
Строго говоря, цвет экрана может быть любым, но поскольку чаще всего на хромакее снимают людей, были выбраны два цвета, которые вы не увидете, посмотревшись в зеркало. Это кислотно-зеленый и ярко-синий.
И, естественно, при съемках на хромакее нельзя надевать одежду или аксессуары, совпадающие с экраном по цвету. На ТВ приглашенных героев всегда заранее об этом предупреждают.

Cleanup (Очистка — англ.)
Клинап — это удаление нежелательных объектов из живого видеоряда. Например, сраховочных троссов, на которых висят каскадеры, случайно попавших в кадр членов съемочной группы, или микрофон звукового оператора, опустившегося сверху слишком низко.
Заключается в использовании моушн-трекинга для отслеживания движения объекта с последующей маскировкой этого объекта чем-нибудь, сливающимся с фоном.
Часто, если количество кадров, в которые попал объект невелико, то объект маскируют вручную, кадр за кадром.

Matte panting

это дорисовка недостающих частей изображения. Например, после кеинга у изображения, снятого в хромакей-павильоне недостает хорошего куска фона, который надо дорисовать. Обычно в процессе мэйт-пеинта используются реальные фотографии, которые собираются вместе, соответствующим образом раскрашиваются, в них дорисовываются недостающие элементы. Например, берется фотография Тамс-Сквер в Нью-Йорке, на заднем плане между небоскребами рисуют большую-большую морскую волну, а на передний план ставят бегущих в панике людей, которые были сняты в хромакей-павильоне.

Compositing (Компоновка — англ.)
КомпОзитинг — это финишная прямая производства визуального изображения, когда в кадре собираются вместе 2D — анимация, 3D — анимация, кадры из хромакей-павильона, работы matte-painting художника, очищенные в ходе клинапа кадры и живое изображение. Или несколько изображений.
Задача композитинг-артиста — получить финализированную сцену, содержащую все вышеперечисленное, и при этомизображение должно выглядеть целостным. Для этого используюется множество приемов, самые распространенные из них — недостаточная яркость, дым, туман, огонь, размытие и другие элементы, которые могут помогать скрыть несовершенство картинки.

Color Grading (Цветокоррекция)
Если композитинг — это финишная прямая, то цветокоррекция — это пересечение финишной ленточки производства визуального изображения. На этом этапе происходит точная подстройка цветового баланса в кадре, чтобы все сцены в видеоряде имели нужные цветовые оттенки. Цветокоррекция бывает художественной и утилитарной. Утилитарная коррецкия — это приведение кадров, снятых в разных условиях на разные камеры с разной цветопередачей при разном освещении к единому виду. Опять же, когда все сделано хорошо, наш мозг этого не замечает. жНо если вдруг будет косяк — мозг сразу же это зафиксирует.

Художественная же цветокоррекция используетсся для достижения определенного художественного эффекта. Вспомните, например, фильм «Город Грехов» с его черно-белыми сценами. В нем художественная цветокоррекция стала отличительной чертой. Фишкой, если хотите.

Читайте также: