Что такое стендап на телевидении

Опубликовано: 22.04.2024






Возможно, вы задавались вопросом о том, что же такое стендап. Попросту говоря, это умение стоять на сцене и веселиться вместе с людьми, где комик является центральным объектом внимания. Но в наше время это искусство все-таки достигло определенных высот, и абсолютно всем известных Петросяна, Стоянова, Никулина и многих других их коллег теперь нельзя назвать абсолютным голосом юмора.

Но, по своей сути, они являются родителями юмористического жанра в России. Отталкиваясь от этих известных комиков, мы делаем вывод, что стендап - это жанр разговорного выступления, суть которого состоит в том, чтобы максимально рассмешить публику.

Стендап - откуда и что это?


Это такой стиль шоу, где комик выступает с юмористической программой перед настоящей аудиторией. А его компетентность как стендапера оценивают зрители своей реакцией на происходящее на сцене. Тема шуток задается в том ключе, на который зритель максимально живо реагирует.

Хотите выступить перед аудиторией? Вам понадобится: стендапер, аудитория, комната, микрофон и обычный стул, может быть, стакан с пивом (но кое-где микрофон и стул считаются ненужными вещами). Вступление всегда бывает наиболее интересным. Допустимо обилие разнообразных тем, которые можно обсмеять, выбор не ограничивается ничем, кроме пожеланий публики, главное для комика - развлечь и рассмешить. Именно из личного опыта взаимодействия со зрителем у комика появляется способность понимать, что хочет от него аудитория. Многие ключевые персонажи кино- и телеиндустрии начинали с жанра standup.

История стендапа как жанра


Корни стендапа берут свое начало в Великобритании. Стиль граничит с театральными жанрами, а именно с мюзиклами, основанными в начале XIX века. Но жанры со временем устаревают и видоизменяются, так и случилось с музыкальным сопровождением, от него отказались, открыв дорогу выступлениям комиков в соло.

Массовое распространение стендап получил благодаря ТВ, радио и Интернету. Комедианты не могли путешествовать по всему миру с одинаковой юмористической программой. Им приходилось все время писать новые шутки, вникать в социальные проблемы, чтобы с успехом их высмеивать. Лучше всех с такими задачами справлялись комики США, ведь именно там вырос, укрепился и стал очень популярен стендап, а количество клубов этого жанра росло почти в геометрической прогрессии. Стендап практиковали практически все, кто владел даром слова, и это стало главной тенденцией комиков прошлого века.

Обновление жанра


Минули годы, но основы жанра остались прежними - комики США до сих пор шутят по старым шаблонам, и это имеет успех. Многие американские звезды начали свою карьеру именно на небольших подвальных сценах. Например, такие яркие личности, как Лесли Нилсон и Джим Керри закладывали фундамент юмора XXI века.

Сегодня стендап - широко популярный жанр, и смысл этого иностранного слова известен в российских реалиях абсолютно всем. Для России стендап - новое явление и канал ТНТ стал здесь уверенным монополистом. Задуманный как юмористический канал, он до сих пор держит свою идею, создавая новые передачи, которые быстро обретают своего зрителя. У истоков телеканала стоит проект под названием Comedy Club, который приобрел бешеную популярность. В его составе обычный преподаватель русского языка, а ныне широко известный Павел Воля и выпускник Государственного университета управления Гарик Харламов. На канале присутствуют десятки других отличных юмористов, например, желанный всеми женщинами Тимур Батрутдинов. ТНТ также приютил все ныне популярные юмористические программы. В настоящее время каналом запущен проект под простым названием Standup.

Особенности исполнения в стиле


Стиль стендапа тоже имеет некоторые столпы, на которых он стоит.

Например то, что спикер должен быть на сцене обязательно в единственном числе. За всю историю жанра не было хороших выступлений, когда комик выступал с кем-то в паре, а ведь юмористическому жанру очень много лет. Зато полно "взрывных" выступлений юмористов соло.

Комик может творить на сцене все, что ему вздумается. Его ничего не ограничивает. Он может рисовать, издавать различные звуки, исполнять любые действия, чтобы завести и рассмешить толпу.

Выступления традиционно проводятся в подвалах или небольших барах и это неспроста. Большинство выступающих - новички на сцене, и они попросту не могут собрать огромный зал, хотя даже опытному спикеру тяжело взаимодействовать с большим количеством людей, и лишь немногие способны собирать целые стадионы.

Современный standup - это жанр, в котором не считается аморальным поливать все вокруг ненормативными словами. Здесь нет никакой цензуры.

Виды проведения стендапа


"Открытый микрофон". Здесь может зарегистрироваться любой желающий, попробовать себя в нелегком деле - шутить с публикой. Участники выходят по очереди и время их действия ограничено весьма коротким временем - не более 5 минут. За это время комик должен рассмешить зал. В случае, если зал недоволен, появляется какое-то музыкальное сопровождение, в некоторых шоу даже опрокидывается сцена, и юмориста заменяет следующий по очереди. На "Открытом микрофоне" всегда присутствуют начинающие стендаперы.

"Сет-лист". В этом случае все происходит гораздо интереснее: ведущий или аудитория выбирают тему, на которую комик-стендапер должен импровизировать, обкатывая смешными шутками.

"Выступление соло". Это большое выступление с одним комиком - заранее заготовленная программа, возможны варианты импровизаций. Здесь должна быть лучшая подготовка, так как выступают комики, которые уже стали знаменитыми.

Каким должен быть стендап?

Стендап может четко доносить какую-то мысль и обыгрывать разные темы, а может вообще не иметь смысла, но быть очень смешным. Часто поднимаются острые социальные проблемы, которые волнуют общество. Комик должен обладать ярко выраженной индивидуальностью, потому что этот жанр сейчас очень конкурентный. А как вы относитесь к современному российскому современному стендапу? Ведь с новым поколением появляются новые комики, которые являют собой, в основном, текущее отражение действительности, отображенную через призму юмора.

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте






  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

"Нацепим петлю, отойдем к дороге и отсинхроним": смысл этой фразы понятен, пожалуй, только тем, кто работает на телевидении. У людей, которые снимают и показывают новости, есть свой язык, который может напугать обычного человека. Например фраза "выстави героя так, чтобы задник был размыт", звучит весьма сомнительно. На самом же деле, ни журналисты теленовостей, ни операторы, ни другие профессионалы с этой "тэвешной кухни" не хотят никого напугать или обидеть. Просто они такие и работ а у них такая. Во всемирный день телевидения, который отмечается в субботу, 21 ноября, ИА "Амител" составило словарь телевизионщиков, чтобы ликвидировать проблемы коммуникации.


Фото Владимира Савченко

Мы поехали на три буквы: БПС. Расшифровка у этой аббревиатуры простая: большой политический сюжет. Этот формат используют в итоговой программе. Для обычного выпуска новостей он слишком большой. Хронометраж БПС от 5-ти минут и больше. Когда как обычный сюжет длится примерно 2,5 минуты.

БЗ или БэЗэшка

БЗ — сокращенно "без закадра". Небольшая новость, которую читает ведущий новостей. В ней должны быть только факты и никакой тебе лирики или авторской позиции. Короткий формат, когда необходимо сообщить что-то срочное и важное. Также бэзэшку используют, если информации не хватает на сюжет, а проигнорировать новость нельзя. В некоторых студиях БэЗэ также называют картинкой или инсертом.

К джинсовой ткани этот термин не имеет никакого отношения. Так обычно называют скрытую рекламу, которая выходит без подписи "на правах рекламы".

Это естественный звук, который "пишется" камерой во время съемок. Гул болельщиков на стадионе или шум в школьной столовой. Часто операторы ругаются на своих журналистов, которые забывают, что разговоры на отстраненные темы портят интершум. И получается производственный брак.

"Вот у тебя вчера кирпич в эфир вышел!" — такая фраза может быть воспринята как оскорбление. Кирпич — большой, тяжелый, занудный и не интересный сюжет. Так что автор, естественно, не обрадуется такому отзыву о своем творчестве.

Лайв — это один из инструментов, который может использовать журналист для написания своего сюжета. Живой фрагмент, который украсит любой ТВ-продукт. Лайвом может быть десять секунд видео с рок-концерта. Ну или им могла бы стать знаменитая фраза Юрия Гагарина "Поехали!".

Мохнаткой называют насадку для микрофона. Свое название она получила за внешний вид. Съемочная группа использует "мохнатое приспособление" во время съемок на улице, когда записи звука может помешать сильный ветер.

Лайф ту тэйп

Это особый вид построения сюжета. Журналист находится в кадре, на месте комментирует происходящие вокруг него действия.

Набрать картинку

Так обычно ставит задачу журналист перед оператором. "Набрать картинки на инсерт или сюжет". То есть снять видео на 30 секунд или две минуты.

Напиханкой называется сюжет, в котором очень много различных, иногда "разношерстных" эпизодов на одну тему.

Напузник, он же набрюшник он же титр. Надпись, которая появляется внизу экрана. Титр представляет человека в кадре: имя, фамилия, должность. Также есть геотитр: указание района, города¸ страны, которую в тот самый момент показывают на экране.

Паркетом журналисты называют съемку официальных мероприятий. Главными героями таких сюжетов являются высокопоставленные люди.

Петля или петличка

Микрофон, который "цепляют" на одежду ведущего или комментатора.

Пожар на помойке

Такими словами журналисты говорят про неинтересную и не самую важную съемку, на которую приходится ехать.

"Поливай все подряд" — эта фраза означит, что оператор должен снимать все, что происходит. Так обычно поступают, когда съемочная группа "вваливается" в кабинет какого-нибудь чиновника без предупреждения. Или во время ЧС, когда некогда "выставлять" план, а необходимо набрать как можно больше картинки и ничего не упустить.

Прямиться — это значит вести прямое включение с места событий. Есть такое понятие, как псевдо включение. Последнее пишут заранее, а журналист только делает вид, что событие происходит именно "в эти минуты".



Стендапом называют появление журналиста в кадре, который сообщает информацию по теме сюжета.

СНХ или синхрон

Это тоже телевизионный жаргон. Синхроном принято называть говорящего в кадре человека, который дает комментарии по теме. Это одновременный или синхронный показ лилица со звуком голоса эксперта. Если совсем просто, то СНХ — это маленький кусочек интервью, который длится в эфире примерно 20 секунд.

Тракт или трактоваться

Все очень просто, коротко и понятно. Трактоваться это пробовать себя на роль ведущего.

Удочкой называют микрофон на длинной палке. Используется во время пресс-подходов, когда журналистов слишком много и нет возможности близко подойти к спикеру.

Ухо или наушник, через который ведущему передается информация. Например, "осталось две минуты времени" или "пора прощаться".

Хрипушка, хрипун, нахрипеть

Сообщение, которое передается по телефону. Фраза "нахрипеть на вечерний выпуск" значит, что журналист сообщит важную информацию по телефону. "Записать хрипун" то же самое, что и записать разговор с экспертом. Свое название получило за плохое качество звука.


Привет всем! С вами Людмила Редькина, и сегодня поговорим о комедии, шутках и веселье. Вам нравится смотреть комедийные программы? Я одно время “подсела” на них. Особенно мне понравился жанр стендап – это классное и увлекательное “путешествие” на злободневную тему. Сегодня говорим о том, что такое стендап, откуда он взялся, и какие приемы помогут вам освоить этот жанр.

История стендапа как жанра

Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие. И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод.

В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.

Простыми словами стендап означает монолог, но не советского понимания. Рассказчик может выполнять на сцене все что угодно. Он и герой, и автор, и певец, и на дуде игрец – все в одном лице.

По-английски “стендап” – значит встать. То есть перед вами стоит актер и смешит вас. Но слишком продвинутые и профессиональные актеры не всегда стоят, они и лежать и ползать могут – надо же публику завести!

В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.

В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.

Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.

Определение

Определение стендап-шоу простое – это обычное комедийное представление, только перед зрителями выступает один человек. Самым главным судьей и оценщиком этого выступления является зритель.

Стендап-комики очень внимательно оценивают реакцию публики: если в зале стоит хохот, то выступление удалось. Если бурных оваций и смеха нет, нужно еще трудиться над своими текстами. Кстати, тексты для стендапа может писать сам стендапер, а могут – специально нанятые люди. Есть даже практика, когда шутки присылают обычные жители нашей страны на электронную почту комика.

Где встречается

Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.

❗ДРУЗЬЯ, У МЕНЯ ДЛЯ ВАС КАЙФОВАЯ НОВОСТЬ❗

Я создал канал в Telegram с катастрофически полезной инфой о деньгах и саморазвитии. Так как мне удалось увеличить свои доходы почти в 20 раз (с 2018-го по 2021-й), я решил поделиться знаниями с вами.

Меню канала:

  1. Мой путь от нищебродства к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.

Список тем для стендапа

Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.

Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.

Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку. Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное. Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.

На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:

  • отношения в семье;
  • проказы детей;
  • взаимоотношения с бывшими;
  • конфликты на работе;
  • женская зависть;
  • мужская свобода;
  • нехватка финансов;
  • политика – это, вообще, беспроигрышный вариант шуток (но нужно аккуратно).

Как научиться стендапу

Искусство стендапа требует предварительной подготовки тех, кто хочет в нем развиваться. Вам предстоит не только подготовить шуточные фразы, но и развивать грамотную и красивую речь, чтобы не было “че” или “шо” вместо “что” и т. д. Этот жанр основывается на придуманных заранее и уже готовых стендап-шутках. Импровизации в нем практически нет. Учимся стендапу.

Правила stand up

Stand up состоит из определенной последовательности фраз для раскачки публики. Если нарушите эту последовательность, вы потеряете приз зрительских симпатий. Запомните, шутка в выступлении состоит из:

  • настройки – одно или несколько предложений, которые настраивают человека на смех – это первая часть шутки;
  • изюминки – вторая часть, которую не ожидает зритель.

Используя эти два пункта, вы добьетесь взрывной реакции публики. В вашем выступлении должна сохраняться интрига. Какие еще есть правила стендапа:

Стендап – что это такое и как ему научиться: список тем и 7 основных приемов на сцене

  1. Строго используйте структуру шутки, этот жанр не состоится без настройки и изюминки.
  2. Выражайте эмоции на свою фразу. Зрители читают эмоции, они должны верить в то, что вы говорите.
  3. Не рвите жилы, если выступление не получилось. Помните ,что не все шутки, которые вам понравились, понравятся публике. Иногда для подготовки удачного выступления требуются годы. Примите это, но и продолжайте развивать в себе чувство юмора.
  4. Чтобы стать стендап-комиком, помните, вы должны всегда использовать только свой материал.
  5. Подключайте актерские способности, невербальную речь, чтобы действия и мимика были согласованными. Тогда зритель поверит с первой минуты выступления, а у вас больше шансов вызвать смех.
  6. Проверяйте материал перед выступлением. Лучшие лидеры просто так таковыми не становятся, они тщательно исследуют себя, потом “подают” публике. Подробнее о том, как стать лидером в группе, читайте тут.
  7. Не отказывайтесь от опыта других. Если вы женщина стендап-комик в своем коллективе, не брезгуйте брать наработки уже матерых стендаперов. Учитесь, как умный человек, на ошибках других.
  8. Записывайте себя. Запись на видео или диктофон поможет оценить свое выступление и увидеть недостатки и достоинства со стороны. На основе записи вам легче сделать вывод о том, как вести себя на сцене и как раскачивать публику.
  9. Проверяйте свои шутки. Для оттачивания мастерства одно и то же выступление лучше проводить в трех разных местах, где зрители не будут повторяться. Разношерстная аудитория при каждом следующем выступлении позволит понять, так ли одинаково хороши ваши шутки для разных слоев населения.
  10. Подготовьтесь от и до. Начинать свой опыт лучше с “открытого микрофона”, где в узкой компании вы прочитаете страницу печатного текста (12-м кеглем, хватает на 3 минуты выступления). Начните с общих тем, а закончите личным опытом. Такая структура лучше воспринимается зрителями. Но не мудрствуйте: чем проще вы говорите, тем лучше вас поймут.
Стендап-комик на сцене

Основные приемы

Смешно шутить – это искусство, ведь в наше время если вы “стендапите”, то уже почти в ногу идете с психотерапевтом. Ведь шутка на каком-то уровне лечит душу человека. Высмеивая весь негатив, человек меняет свое отношение к нему. Поэтому важно использовать разные приемы, чтобы научиться писать шутки для стендапа. Ниже основные из них.

  1. Ищите созвучие. Часто стендаперы используют созвучные слова или слово в слове (широко известный вариант “победа” и “беда”), чтобы составить шутку. Возьмем слово “удача”, в нем есть второе – “дача”. Составляем фразу: “неудачные шутки стоит рассказывать в пригороде”, затем вы раскрываете, что вы этим хотели сказать.
  2. Изменяем шаблон. Есть крылатые выражения, которые у всех на слуху. Но вторую часть этого выражения вы изменяете. Например, “спички детям не игрушка, покупайте зажигалку”.
  3. Выявляйте внутреннее противоречие. В некоторых фразах оно есть. Например, “солнцезащитные очки”. Смысл всем понятен, но противоречие в том, что очки защищают солнце. Это можно обыграть: “На днях купил солнцезащитные очки. Хорошая покупка, но товар бракованный. Глаза лучше видят, а вот солнце до сих пор в опасности”.
  4. Разрушайте ожидания зрителя. Прием состоит в том, что сетап (первая часть) ориентирует слушателя на ожидание, а вторая разрушает его. Например, “Купила вчера коричневую помаду (ожидание нанесения косметики на лицо). Утром дети отлично поиграли в классики. Теперь даже под дождем не смывается (такого применения помады точно никто не ожидал)”.
  5. Замена синонимами. Это отличный способ быстро научиться стендапу. Вы заменяете фразу на похожую по смыслу, но с юмором. Например, “учитель математики, между прочим, – это гуру линейки и транспортира”.
  6. Игра слов. Есть слова, которые отличаются по написанию, но имеют много значений и на слух воспринимаются одинаково. Например, “Он стрелял вслепую. К сожалению, слепая не выжила”.
  7. Самоцитирование. Шутка строится на самой себе. Например, “есть одно прекрасное выражение… уже его нет”.

Книги

Стендап для начинающих может показаться трудным жанром, но это не так. Нужно всего-то чувство юмора и опыт, чтобы научиться писать шутки. А чтобы вам было проще учиться, я дам вам подсказку – книги, в которых вы найдете все по этой теме, начиная от советов для чайников и заканчивая приемами профессионалов.

  1. Алексей Ярцев “Все инструменты комедии”.
  2. Джуди Картер “Стендап. Библия комедии”.
  3. Грег Дин “Шаг за шагом к стендап-комедии”.
  4. Тодд Барри “Я тебя улыбаю. Приключения известного комика”.
  5. Робин Уильямс “Грустный комик, который заставил мир смеяться”.

Курс Павла Воли

Научиться стендап-комедии поможет вам гуру этого жанра – Павел Воля. Это известный комик, стендапер, который заставляет смеяться даже самого требовательного и грустного зрителя. Павел Воля направляет свой курс “Юмор. Стендап 2.0” на развитие чувства юмора, раскрепощенности и наработку навыка публичных выступлений. А что еще вам нужно для старта?!

Проходя его вместе с гуру комедии, вы научитесь хорошо шутить, развивать умение высказывать свои мысли красиво, ясно мыслить, передавать свои эмоции, будете чувствовать себя уверенно и непринужденно.

А я могу немного помочь. Дарю вам промокод на скидку 25 %:

PRT3081CBA

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:

  • Курсы проекта “Сила Воли” – самый подробный обзор тренингов Павла Воли и Ляйсан Утяшевой + отзывы

Где посмотреть стендап

На YouTube есть множество выпусков с участием известных стендап-комиков. Вы можете уютным зимним вечером, завернувшись в плед с чашечкой чая, устроиться в кресле для просмотре смешного выступления стендапера.

Есть и другой вариант – посетить дворец культуры, кинотеатр или другую площадку, где будет это выступление вживую.

Заключение

Если вам понравилась информация, или у вас есть что сказать по теме, пишите в комментариях и делитесь ссылкой на статью со своими друзьями в соцсетях. А я прощаюсь до следующей статьи!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

Сегодня на повестке дня «стендап». И нет, это не шутки и юмор на ТНТ. Это то, с чем сталкивается каждый журналист в своей профессиональной деятельности. Поэтому предлагаю разобраться, что, к чему, почему, зачем и как.
Текст: Арина Шахова

Многие сейчас представили себе красную шторку, «Открытый микрофон» и Руслана Белого (комика). Но спешу опровергнуть.

Стендап — (англ. standup – стойка) это прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.

На самом деле, это очень интересная «процедура». Исходя из личных ощущений, могу сказать, что «вкусно» здесь абсолютно все, начиная от написания текста стендапа, заканчивая его монтажом.

Если коротко и просто, то: стендап — это небольшое видео (лучше, если оно не превышает 20 секунд), в котором корреспондент в кадре рассказывает о том, что произошло или о том, что каким-то образом связанно с местом/объектом/людьми/зданиями, где он находится. Фон, в свою очередь, должен соответствовать теме стендапа. Журналист не может говорить о культурной выставке на фоне банка или цирка.

  • Для начала хотелось бы отметить пару важных особенностей, о которых ни в коем случае не стоит забывать (особенно важно это при подготовке уже к самой съемке):

  • Суть появления журналиста в кадре позволяет сделать ситуацию более понятной и интересной для зрителя. Репортер как бы влезает внутрь картинки и начинает нам объяснять, что происходит в данное время, в данном месте.

фотография из открытого источника

  • При создании и разработке своего материала старайтесь придерживаться основных требований, благодаря которым ваш стендап будет успешным.

Так, например, необходимо всегда учитывать 3 главных принципа: информативность, достоверность, необходимость:

  • Как мы уже говорили, продолжительность стендапа должна быть не больше 20 секунд. Но есть исключения, которые позволяют «растянуть» это время.
  • Также, у стендапа есть отличительная особенность. Он существует трех видов:

Используется как концовка или как анонс продолжения темы.

  • Разновидность же делится на две категории:

Стендап можно снять: стоя, сидя, в движении.

фотография из открытого источника

Отойдем от официальной части и разберем творческую сторону создания стендапа.

Вы находитесь в кадре, поэтому попытайтесь создать впечатление не «раздражающего», а приличного человека. Постарайтесь выглядеть хорошо. Проверьте, чтобы все карманы были запрятаны, манжеты не торчали, а галстук не сбивался в сторону (все это только отвлекает внимание зрителя). Не напрягайтесь, постарайтесь быть естественным, не глазейте по сторонам, а смотрите точно в камеру. Но не переусердствуйте. Не нужно делать «каменные глаза», которые не умеют моргать, ставить знаки препинания кивком головы, зубрить текст наизусть. Еще один важный момент — не принято делать стендап в головном уборе даже в мороз. Опытные «стендаперы» советуют маленький прием, который в дальнейшем облегчит монтаж вашего стендапа: просто делайте 5-секундную паузу в самом начале и конце видео.

Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше делать стендап на фоне чего-то яркого и запоминающегося.

фотография из открытого источника

Что важно помнить!

— Запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать.

— Если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап.

— Объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно.

— Разговаривайте с аудиторией, а не «говорите» ей.

— Будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.

Отмечайте самое главное для себя, учитывайте нюансы, набирайтесь опыта и не забывайте, что все зависит только от вас.

Ждите продолжение ;) В следующий раз я расскажу о своем личном опыте!

дистанционное онлайн-обучение

стендап телевидение

Елена Гуляева

Термином «стендап» обозначают работу корреспондента в кадре. Репортер находится непосредственно на месте события, вокруг него кипит жизнь, а доказательство его присутствия, в свою очередь, обязывает аудиторию поверить в подлинность озвученной информации. Уважения заслуживает журналист, за спиной которого можно увидеть разбившийся вертолет, работу пожарной и медицинской службы, а не диктор, читающий с листа бумаги скудные данные о чрезвычайном происшествии со ссылкой на информационное агентство.

Для применения стендапа подходящей будет ситуация, если репортер или редакция, в которой он трудится, имеет собственное мнение о происходящем, но нет возможности подкрепить тот или иной факт видеоматериалом. К примеру, есть такой текст: «В сезоне весна-лето 2017 года актуально сочетание платья из шифона и белой спортивной обуви. Данная тенденция впервые появилась на подиуме в Париже в 1920 году». Видеоряда той коллекции, разумеется, в наличии нет. В этом случае допускается снять сюжет у здания в Париже, где несколько десятилетий назад прошел легендарный показ. Возможно, в нем сейчас расположен музей моды, на фасаде размещена памятная доска с упоминанием о событиях тех лет и др. Кстати, зрителем фиксируется и факт присутствия журналиста, что позволяет выполнить ряд задач: связать между собой место происшествия и эпизоды, обратиться к зрителю напрямую, высказать корреспондентский прогноз по поводу развития событий, поделиться эмоциями и впечатлениями, наглядно продемонстрировать какие-либо действия.

В некоторых случаях стендап предпочтительно снимать при движении камеры или изменении фокусного расстояния объектива. Если оператор является настоящим профессионалом своего дела, то стендап получится эффектным и позволит сделать сюжет более наглядным. К примеру, используя возможности панорамной съемки. Постановка кадра находится в прямой зависимости от того, что расположено на заднем плане. Это может быть крупная деталь (стела с высеченным на ней текстом, указатель с названием населенного пункта), на фоне которой допустимо снять журналиста крупным планом. Если же имеется широкий вид (место, где происходили сражения, сгоревшие здания), то следует снять репортера в общем кадре. Стендап, в котором видеокамера статична, а корреспондент активно движется, используется крайне редко. Согласитесь, выглядит странно, когда человек с микрофоном дефилирует по пепелищу, рассказывая о страшном пожаре, унесшем жизни нескольких человек.

Стендап может открывать сюжет, вписываться в середину материала, построенного на закадровом тексте, или же заканчиваться им. Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует присутствие репортера в центре события. Конечный стендап разумно применять для журналистского анализа, прогнозов и выводов. Кстати, в данном случае репортаж должен завершаться представлением телекомпании или членов съемочной группы. Обычно называют имена и фамилии корреспондента и оператора, в особых случаях упоминается название программы или место, где происходит съемка. Стендап, вплетенный в середину репортажа, обычно выполняет роль связующего звена между фрагментами, построенными на закадровом тексте. Если же репортер появляется в кадре только с одним представлением, то это является показателем некомпетентности.

Теперь давайте поговорим о синхроне. Для сотрудника газеты, радио или журнала интервью – достаточно простой жанр. На телевидении дело обстоит иначе. К примеру, в процессе редактирования интервью на радио можно вырезать лишнюю информацию, слова-паразиты, междометия. В прямом эфире такой «фокус» не пройдет. Интервью на телевидении – синхрон, что предполагает синхронизацию видео- и аудиоматериала. Для короткого репортажа приемлемо использование целого фрагмента текста. На практике же часто бывают ситуации, когда гость озвучивает принципиально важные моменты раздельно: в начале разговора, затем в конце. В подобных случаях на помощь приходит монтажное редактирование, хотя возможности этого метода ограничены. Как поступить корреспонденту в такой ситуации? Первостепенная задача – разговорить своего собеседника, чтобы в первые минуты услышать то, что вам нужно. Если человек изначально не настроен на диалог, то газетчик напишет, к примеру, следующее: «Первый помощник главы администрации городского округа – город Волжский от комментариев отказался». Но возможности телевидения богаче. В этой ситуации важна работа оператора — в кадре можно показать чиновника, демонстративно отворачивающегося от объектива камеры или же отмахивающегося от микрофона.

Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице

Читайте также: