Какие каналы тв были в 90 годах

Опубликовано: 04.12.2021

Российское телевидение 1990-х годов было прочно связано с социальной обстановкой в то лихое и небогатое десятилетие 1990-х. Это было для многих непростое время, но для российского ТВ 90-е годы стали оазисом удивительной свободы - это была эпоха экспериментальных шоу, когда западные программы примеряли на российской аудитории и была почти полная свобода слова после падения железного занавеса.

Многое для советского зрителя было в новинку, ведь по советскому ЦТ в основном показывали трансляции съездов компартии и передачи в духе "Ленинский институт миллионов" - на смену чопорным и политизированным программам пришли развлекательные ток-шоу, аниме, западные мультики, боевики, триллеры, музыкальные передачи с западными группами и т.п. К сожалению, к 2020 году наше ТВ снова скатилось вниз практически до застойных 1970-80х годов ЦТ СССР.

Если к распаду СССР в Москве действовали только 5 телепрограмм - Первая программа, Вторая программа, Московская программа, Образовательная программа и Ленинградская программа (в регионах СССР обычно только Первая и Вторая), то в начале 90-х свободные частоты и часть эфира на ряде программ быстро заняли коммерческие вещатели. Активно стал осваиваться дециметровый диапазон.

Речь сегодня пойдет о самых модных и интересных в те годы телеканалах, которые вещали в Москве. Вероятно, что в российских регионах многих из них не было. Конечно, некоторые их и сейчас существуют, однако стали клонами Первого канала и России, показывая те же третьесортные сериалы и желтушные ток-шоу.

1.Старый 2х2 (1989-1997)

Денди - новая реальность с Супоневым на 2х2

Первый в истории СССР и России коммерческий телеканал начал вещание с осени 1989 года на 3-й кнопке вместе с Московской программой ЦТ. Название канала связано с изначальной концепцией разделения эфирного времени для рекламы и развлекательных программ по принципу 50×50 для того, чтобы покрывать издержки

Вначале телеканал транслировал иностранные музыкальные клипы, мультики и телесериалы вперемешку с получасовыми рекламными блоками, затем ретранслировал британский канал Super Channel.

В 1992-1994 годах канал занимался выпуском новостей, которые выходили в 18:00. По нему показывали первые ретрансляции MTV, японское аниме Макрон-1, первое коммерческое телешоу "Шпилька", первые выпуски Сам себе режиссер со смешным хоум-видео.

2.ТВ-6 (1993-2002)

Кадр из программы Вы - очевидец канала ТВ-6

Канал начал вещание 1 января 1993 года на ранее свободном шестом метровом канале (отсюда и название) и вначале занимал лишь вечернее эфирное время, постепенно расширив вещание на весь день.

Примерно половина программ развлекательного канал была собственного производства, причем ставка делалась на различную аудиторию, от молодежи до людей средних лет: ток-шоу Я сама с Юлией Меньшовой, Обозреватель, Акулы пера, Скандалы недели, пародийное юмористическое шоу О.С.П. студия, шоу талантов Знак качества, ПОСТмузыкальные новости, криминальные программы Дорожный патруль, Вы - очевидец, Катастрофы недели.

Не забывали на канале и о зарубежных сериалах Грейс в огне, Горец, Дежурная аптека, повторах латиноамериканских мыльных опер, велись показы юмористического Шоу Бенни Хилла. Для детей по выходным шли мультики блока Cartoon network Джетсоны, Том и Джерри, Д'антаньгав и три пса-мушкетера и др.

Однако из-за конфликта федеральных властей и олигархом Борисом Березовским, которому с 1999 года принадлежал канал, по надуманным причинам по решению суда в 2002 телеканал закрыли.

3.НТВ (с 1993)

Первые передачи производства НТВ стали выходить на питерском 5 канале в октябре 1993 года, а в январе 1994 телекомпания получила вечерний эфир на 4 кнопке вместо IV госканала Останкино. До 18:00 в эфире оставался образовательный канал Российские университеты. У канала не было официальной расшифровки названия, но многие связывали первую букву Н с негосударственным, новым, нашим или независимым ТВ.

После того как канал поддержал первого президента России на Выборах-1996, в благодарность ему передали утреннее и дневное эфирное время Российских университетов, и НТВ стал единственным вещателем на 4 кнопке.

Большую роль в успехе телеканала сыграли трансляции популярных голливудских фильмов, в основном боевики и триллеры, в профессиональном закадровом переводе на собственной студии вместо гнусавого переводчика с прищепкой. Также по каналу крутили мультики про Флинстоунов, Том и Джерри, приключенческую передачу Ключи от форта Байяр с французскими выпусками программы и документальный сериал про бандитов Криминальная Россия и откровенное для тех лет шоу Елены Ханги Про это. Ночью зрителей ждали передачи с "клубничкой".

Долгое время, с 1994 по 2002 годы, на канале выходила сатирическая передача Куклы на острополитические темы с куклами известных политиков.

4.СТС (с 1996)

Старая эмблема СТС

Телеканал впервые вышел в эфир 1 декабря 1996 года на базе московского дециметровый канал AMTV, петербургского 6 канала и нескольких региональных телекомпаний, которые работали под брендом СТС, сокращение от Сети телевизионных станций. До 2000 года московский вариант канала назывался СТС-8, затем СТС-Москва.

В 90-х эфир преимущественно состоял из американских телесериалов как Альф, Беверли-Хиллз 90210, Мелроуз-Плейс, Полиция Майами: Отдел нравов и другие, повторных показов диснеевских мультиков в Часе Диснея, мультиков Nickelodeon. Больших успехом пользовалась рублика Кино в 21:00, в которой показывали зарубежные фильмы разных лет.

В2002 году на телеканале произошла смена менеджмента, и новый ген. директор канала Александр Роднянский кардинально поменял сетку программ.

5.MTV Россия (1998-2013)

MTV на частоте Телеэкспо

О появлении в России собственной версии MTV договорился с американцами российский медиа-менеджер Борис Зосимов. В 1998-2001 канал вещал утром и ночью на 5 кнопке в рамках канала Телеэкспо (который делил эфир с Культурой), а в остальное время эфиры были на 38 дециметровом канале вместо BIZ-TV Зосимова.

Интересно, что по MTV принципиально не крутили клипы российской эстрады типа Киркорова, Аллегровой и Газманова. Наибольшим спросом в те годы канал пользовался у школьников и молодежи до 25-30 лет.

Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!

Ключевые предпосылки и этапы развития телевидения 90-х годах в России. Характерные черты и основные личности телевидения исследуемого периода. Возникновение спутниковой сетки вещания. Роль и значение телевидения для политики и правительственных нужд.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.01.2014

Цель данной курсовой работы - раскрытие характерных особенностей развития отечественного телевидения периода 90-ых годов с описанием главных действующих личностей и их вкладом в сферу тележурналистики.

В работе также рассматриваются предпосылки и этапы развития телевидения 90-х, взаимовлияние тележурналистики и политики, методы привлечение аудитории.

Основные задачи исследования:

Найти предпосылки для курса развития телевидения, при котором стали возможны исследуемые характерные особенности.

Выявить основные этапы данного периода.

Обнаружить характерные черты и основных деятелей

Сделать вывод о развитии тележурналистики в обозначенный период.

Таким образом, мы можем выделить несколько предпосылок развития телевидения 90-ых:

Изменение государственного курса к более либеральному

Изменение потребностей аудитории

Возможность для появления коммерческих телеканалов

Возможность использования западных телепрограмм и материалов

Возможность использования новейших технологических средств (спутниковое телевидение) не только основным государственным телеканалом.

Благодаря данным предпосылкам жанровую тематики обрели не только передачи, как это было при советском режиме, но и сами телеканалы. Трудно было бы себе представить возникновение развлекательного канала 2х2 в период правления Брежнева или Хрущёва. Да и возникновение познавательного канала “Культура”, полностью посвященного просвещению аудитории, вряд ли было бы возможным, при том что на главном телеканале уже были познавательные передачи.

Таким образом, мы можем видеть, что данные предпосылки явились результатом социальных изменений в обществе и государстве. Политика гласности дала толчок для развития современного телевидения. Свободы слова ещё нет, но она была уже не за горами, и именно 90-ые стали тем самым периодом, когда можно было опубликовалось всё, от открытой критики государственного строя до фильмов с откровенными сценами. Журналист мог не бояться публично высказать то, о чём раньше боялись перешёптываться на кухнях. Единственным ограничением служила только журналистская этика, которой многие пренебрегали в погоне за сенсациями и эксклюзивом.

Основные этапы развития отечественного телевидения 90-ых

Как и государство, отечественное телевидение развивалось постепенно, и имело три этапа развития, о которых в дальнейшем и пойдёт речь:

Начальный этап (1990-1993) - характеризовался переходом от советского режима телевещания к новому, российскому, эпоха гласности перерастает в полную свободу слова только к концу данного этапа. Ослабление позиций 1-го телеканала по отношению к возникшим конкурентам. Появившиеся НТВ и 2х2 вызывают у аудитории куда больший интерес.

Для этого периода характерно появление конкурирующих с 1-ым телеканалом, новых игроков в сфере телевещания, таких как РТР, НТВ и 2х2. РТВ(в будущем - РТР), возникшее на базе ВГТРК, играет важную роль во время августовского путча 1991-го года, подпольно организовав вещание с объективным взглядом на происходящее. В то время как 1-ый канал полностью поддержал ГКЧП, хотя корреспонденту Сергею Медведеву всё же удалось вывести в эфир 1-го сюжет, который контрастировал с общей позицией канала, однако сразу после этого Медведев был уволен. 2х2 благодаря обилию музыкальных клипов как западных исполнителей, так и русских - становится чрезвычайно популярным среди молодёжи. Телеканал НТВ, основанный в 1993-ем году усилиями журналистами Киселёвым, Добродеевым и бизнесменом Гусинским, стал популярен среди большого количества населения страны за счёт информационной политике и харизматичных ведущих - Татьяны Митковой и Михаила Осокина, а также благодаря плеяде талантливых корреспондентов, среди которых были Лобков, Шашков, Герасимов и Уткин. Также, в 1993-ем появляется телеканал ТВ-6, благодаря соглашению крупного телевизионного деятеля Эдуарда Сагалаева и Теда Тёрнера, основателя CNN. Цензура практически всё время отсутствует, однако возникает во время важнейших событий, вроде путча или разгона Верховного совета России. Первый канал во всех случаях принимает позицию действующей власти.

Ускоренный темп развития (1993-1997) - завершение формирование современного типа телевещания, возникновение спутниковой сетки вещания НТВ-Плюс огромное влияние Запада на отечественное телевидение, западные телепрограммы и их российские аналоги буквально наводняют телевидение. Правительство пользуется телевидением, не насаждая цензуры.

В этот период правительство активно пользуется телевидением для своих нужд. В 1993-ем - разгон Верховного совета освещается в пользу Ельцина, в 1996-ом выборы выиграны им же при немалом содействии РТР и НТВ. Каналов становится больше, а их сетка вещания разностороннее. Уже упомянутый ТВ-6 балует зрителя голливудским кинематографом, диснеевскими мультфильмами и новостями CNN с синхронным переводом. Первый телеканал также начинает следовать западной моде, и главный директор телеканала Владислав Листьев, как и при создании “Поля Чудес” в 1991-ом году, начинает заимствовать идеи у западных коллег, чтобы вернуть интерес зрителя к вещанию своего канала. Это хорошо заметно, если обратить внимание на передачу “Час Пик”, Листьев пытается копировать Ларри Кинга даже в стиле одежды - подтяжки, рубашка, очки. Характер программы - в точь такой же, как и у Ларри - беседы со знаменитостями на актуальные, острые темы. После смерти Листьева в 1995-ом, канал стал терять свои позиции, мог подвергнуться закрытию, но выиграл тендер у ТВЦ, и в итоге был преобразован в Общественное Российское Телевидение. На НТВ, вечером, помимо информационных программ “Итоги”, “Сегодня” и “Намедни”, возникла сатирическая программа “Куклы”, а также стали демонстрироваться голливудские фильмы. Однако основным приоритетом для НТВ служил всё же информационный повод, и поэтому канал освещал большую часть событий того периода. Несколько съёмочных групп днями и ночами работали в Чечне, показывая действительную обстановку в регионе. Впрочем, значительное внимание уделялось также и возросшему уровню преступности, что вылилось в созданную в 1995-ом году программу “Криминальная Россия”. Также, в 1996-ом появляется сетка вещания спутниковых каналов НТВ-Плюс, открывающее новое пространство для захвата зрительской аудитории. Начинает своё вещание и телеканал СТС, позиционирующий себя как “первый развлекательный”. Но это не совсем верно, если учитывать что свою работу коммерческий телеканал 2х2 начал еще в 1989 году, и сетку его вещания кроме как “развлекательной' - никак не назовёшь.

Замедление темпа развития (1997-2000) - в преддверии, а затем и с дефолтом 1998-го года в стране начался период застоя, что также отразилось и на телевидении. На телевидение вернулась цензура, несмотря на ратификацию Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Независимый канал Ren-TV, вышедший на общенациональное телевещание только к 1997 году, становится основным дистрибьютором западной анимационной продукции, что привлекает к нему довольно большое внимание со стороны прогрессивной молодежи. Успех Ren-TV также можно связать и с тем, что 2х2 переходит на другую частоту, и с появлением канала MTV Russia исчезает из эфира на 7 лет. MTV Russia на базе коммерческого канала Телеэкспо начинает своё вещание как преемник 2х2, заполняя утреннюю и вечернюю эфирную сетку канала музыкальными клипами и видеоматериалами концертов зарубежных групп. Становится очевидным, что голливудская продукция начинает вызывать у аудитории куда меньший интерес, чем раньше. А вот интерес к аналитическим программам и отечественным документальным фильмам, наоборот, возрастает. В это же время возникает и телеканал Культура, а в 1998-ом году в спутниковом формате начинает свою работу Discovery Channel. Интерес народа к науке подтверждается ещё и тем, что ровно через год, убедившись в успехе данного предприятия, Discovery представляет русскому зрителю новые каналы, Discovery Science и Discovery World. На НТВ новая тенденция тоже не проходит незамеченной, и Леонид Парфёнов преобразует “Намедни” из информационного жанра в жанр документалистики, раскрывая перед зрителем невиданные ранее страницы истории. С приходом к власти нового президента, В.В. Путина, многие телевизионные компании терпят реформы, в частности, НТВ, в следствие которых становятся не просто зависимыми от государства, но и практически полностью подчиняются действующей власти.

Характерные черты и основные личности телевидения 90-ых годов

телевидение спутниковый вещание

У телевидения 90-ых годов было несколько характерных особенностей.

На смену старому советскому строю пришёл новый формат. И если раньше телевидение обеспечивалось государством, теперь оно требовало дополнительных дотаций. Телевидение стало зависеть от денежных вложений. Стали появляться коммерческие телеканалы. Возникла необходимость в рекламах, подписчиках, “заказных” материалах. Чтобы больше людей смотрело рекламу - нужны были интересные передачи, в перерывах между которыми можно было показать эту рекламу. Это вызвало такое явление как конкуренцию.

Если в советское время конкуренции между каналами как таковой быть не могло, то во время расцвета свободной прессы многие компании шли на всё ради завладения вниманием телезрителя. Таким образом, стоит отметить высокую конкуренцию между каналами. Причём, лидерство из этапа к этапу переходило то к одному каналу, то к другому. К примеру, если в начальный этап лидерство за собой удерживал Первый канал, то ко второму этапу лидеров стало уже несколько, помимо ОРТ стали весьма популярными РТР, НТВ и ТВ-6. На третьем этапе, как и всегда, лидировало ОРТ, однако общественный интерес был больше прикован к НТВ. Чему способствовало огромное количество талантливейших ведущих и журналистов, таких как Михаил Осокин, Владимир Кара-Мурза и Марианна Максимовская, однако разногласия с действующей властью свели на “нет” все старания, и в 2000-ом году канал был переформирован, после того как владелец холдинга “Медиа-Мост” Владимир Гусинский был вынужден продать телеканал “Газпром-Медиа Холдингу”.

К слову о “холдингах” - “владениях”, суть которых заключается в том, что одна “материнская” компания управляет определенным количеством “дочерних” компаний. К примеру, “Газпром-Медиа Холдинг” владеет целым рядом телеканалов, НТВ, ТНТ и спутниковая сетка НТВ-Плюс. Подобная система была и в СССР, когда в 1956 появилась Вторая Программа(в будущем, ВГТРК) на базе Центрального Телевидения, однако стоит сразу отметить, что Центральное телевидение было подчинено государству, в то время как “холдинги” официально являются коммерческими образованиями. И уж тем более, не существовало “частных холдингов”, таких как, например, СТС Медиа, управляемых генеральным директором и генеральным продюсером. СТС Медиа, единственный из современных “холдингов”, был изначально зарубежным проектом, который позже был выкуплен силами российских телевизионных деятелей.

А в 90-ые, в период правления Б.Н. Ельцина цензура практически отсутствовала, так как сам президент был категорически против цензуры, и всячески поддерживал свободу слова. Журналисты были ограничены лишь этикой и политикой своего издания. Возникло большое количество “желтой прессы”, слухи стали информационным поводом, многие знаменитости многократно умирали или беременели на страницах таких журналов и газет, и на телевидении всей этой грязи также находилось место. Возникли такие программы как “Окна” с Дмитрием Нагиевым или “Дрёма” с Владимиром Епифанцевым, где показывали те аспекты жизни, которые и самому прожженному цинику показались бы мерзкими. Политическая же цензура возникала только тогда, когда у правительства возникала острая необходимость целиком и полностью контролировать ситуацию, а случалось это весьма и весьма редко, только при каких-то очень важных событиях, вроде выборов 1996-го года и дефолта 1998-го. Также, довольное большое время отсутствовала информации о реальном положении дел в Чечне, не говорилось о наших военнопленных и зверском отношении к ним со стороны чеченских экстремистов. В наше время, а тем более в советское, вряд ли бы возможно было бы увидеть телерепортажи из Чечни, в которых боевики были показаны не как воинствующие подонки-террористы, а как обычные люди, защищающие независимость своей родины. Канал НТВ не боялся показывать войну в Чечне с двух разных сторон медали, выступая против решения чеченского вопроса силовыми методами. А ОРТ поддерживало официальную власть в стремлении избавиться от чеченской угрозы военным путём. Теперь помимо войны реальной, телезрители стали очевидцами информационной войны между каналами.

Информационная война между ОРТ и НТВ - это отдельная часть истории русского телевидения, и явление уникальное, поскольку такого не было ни в советское время, ни в наше время уже нет. Когда в эфире Первого канала возникли сюжеты к тому времени уже известного “телекиллера” Сергея Доренко, компрометирующие владельца НТВ, медиа-магната Владимира Гусинского, это вызвало эффект “разорвавшейся бомбы'. Вскоре завели уголовное дело о мошенничестве. Ответом на это от НТВ послужило выступление Гусинского в программе “Глас народа”, где он рассказал всю подноготную о причастности государства к этому скандалу. Естественно, после такого НТВ в его первозданном виде долго прожить не смогло, и Гусинского вынудили продать телеканал “Газпром-Медиа Холдингу”. Сам же медиа-магнат ныне скрывается от российского правосудия на территории Испании. НТВ ждали реформы, благодаря которым канал лишился плеяды харизматичных личностей, таких как Киселёв, Максимовская, Осокин…

Обилие харизматичных личностей на телеэкране - это визитная карточка телевидения 90-х. Если в советское время многие ведущие были знаменитыми по той простой причине, что они были единственными на телевидении, то во времена “перестройки” стали возникать более интересные личности, приковывающие к себе большое внимание, а в 90-ые начался расцвет данного явления. Растущая конкуренция требовала что-нибудь, что будет приковывать внимание к телеэкрану, а народ жаждал увидеть кумиров, кумиров нового времени, не крестьянку и рабочего, а к примеру, Ивана Демидова и Туту Ларсен. Впрочем, личностей таких в 90-ые было много, и каждому каналу было чем похвастаться. Самыми яркими личностями на ОРТ, к примеру, были Владислав Листьев, Леонид Якубович, Екатерина Андреева. На РТР - Сергей Брилёв, Александр Гурнов, Евгений Ревенко. НТВ в этом плане не было равных, к уже упомянутым я хотел бы добавить также Льва Пономарёва, Елену Масюк, Виктора Шендеровича. ТВ-6 также имел своих знаменитых ведущих, к примеру, Ивана Усачёва, Юлию Меньшову, Андрея Пучкова. Каждый телеканал стремился создать своих медийных личностей, одно появление которых уже должно было служить гарантом внимания со стороны публики. А чтобы подогреть интерес публики, нужны были интересные гости, к примеру, известные или скандальные, или скандально-известные политики.

Таким образом, можно увидеть, что отечественное телевидение 90-х годов было достаточно либеральным, однако, в некоторых случаях, всё равно подвергалось цензуре со стороны правительства. Телевидение должно было меняться, и оно менялось вслед за настроением населения страны. Народ хотел развлечений - каналы были рады стараться, учитывая, что в советское время возможностей для создания по-настоящему интересных в этом плане программ было мало, хотя стоит признать, что если что-то и выходило в эфир, это было весьма достойным. Народ хотел скандалов - и на арену вышли ток-шоу, реалити-шоу, желтая пресса. Пропаганда, ранее используемая советскими деятелями для восхваления режима и его верных “винтиков и шпунтиков”, превратилась в низменный пиар, который был использован самыми разными деятелями, начиная от политиков, заканчивая попсовыми певицами.

Именно в 90-е сформировалось трио и поныне лидирующих каналов - ОРТ, РТР и НТВ. Именно 90-ые подарили России MTV, СТС, ТНТ и спутниковые каналы, показав, что эпохе информационного телевидения приходит конец, и на смену ему идёт информационно-развлекательная эпоха. И современное телевидение полностью это оправдывает, учитывая, что сейчас из сугубо информационных телеканалов в общенациональном формате вещает только специализированный канал “Вести 24”. Остальные каналы уже давно подключили рекреативный ресурс в свою сетку вещания. А “пипл хавает”, как говорится.

2 "История спутникового вещания в СССР, России. " Ушкалов И.В.

3 «Блеск и нищета российского ТВ» Ф. Раззаков

4 Доля национальных телеканалов по России и Москве. 1998-2001. Synovate

В ведение новой России перешло 75 телецентров и телестудий – больше половины «хозяйства» бывшего Гостелерадио СССР. Остальное принадлежит теперь Украине, Казахстану, другим странам СНГ и Балтии. На сузившемся информационном пространстве сначала вели передачи две большие государственные компании – «Останкино» (1-й канал) и РТР (2-й канал). На полтора-два часа в день передачи 2-го канала уступали место в эфире программам края, области, республики. Не все из 89 субъектов федерации имели свои телецентры.

К началу 1993 года картина резко изменилась: число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Некоторые, правда, действовали лишь на бумаге – получили лицензии. Тем не менее, переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. Лицензии выдавались в соответствии с законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятым в декабре 1991 г. На протяжении ряда лет в Госдуме обсуждались варианты Закона о телерадиовещании. В 1996 г. законопроект был принят Думой, но отклонен Советом Федерации: продолжаются споры законодателей и вещателей о степени и формах допустимого контроля за вещанием, об условиях получения и продления лицензий. Общие же положения – основа, на которой ведется телерадиовещание, – разработаны и согласованы. Перечислим их здесь:

– соблюдение Конституции и действующего законодательства РФ;

– учет интересов потребителей, мнений различных общественных, политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных интересов;

– обеспечение объективности освещения происходящих процессов, разнообразия тематики распространяемой массовой информации путем передачи официальных сообщений, информационных, образовательных, религиозных, культурно-просветительских, развлекательных и спортивных программ, программ для детей и юношества, трансляции художественных фильмов и иных программ;

– создание необходимых условий для формирования высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных культурных ценностей;

– содействие формированию правового государства, его институтов, уважения к законам, правам, свободам и законным интересам гражданина и человека, а также становлению мира и социального согласия в Российской Федерации;

– недопустимость использования телевидения в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения призывов к насильственному изменению конституционного строя, целостности государства и захвату власти, незаконному роспуску конституционных органов власти или приостановлению их деятельности, а также для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны;

– право граждан на участие в обсуждении вопросов общественной жизни, на получение полной информации;

– свобода и независимость в пределах законодательства, недопустимость цензуры и монополии; свобода вещания несовместима со вседозволенностью телерадиожурналистов, навязыванием ими своего мнения аудитории, односторонним освещением событий, оскорблением или унижением телезрителей.

Влиять на нравственный, духовный и эстетический уровень телепрограмм и самих работников ТВ должны Попечительские советы. Так что с принятием нового Закона должны уйти в прошлое те проявления «беспредела в эфире», о которых упоминалось во введении к настоящему учебнику – эксплуатация низменных инстинктов, смакование насилия.

1 января 1993 г. на ранее свободном шестом частотном канале в Москве появились передачи телекомпании «ТВ-6 Москва». 10 октября 1993 г. вышел в эфир канал НТВ. Его создатели предложили зрителям разные варианты расшифровки первой буквы: «негосударственное», «новое», «наше», «независимое». «Наше» вызывало нежелательные ассоциации с почти одноименной ура-патриотической программой А. Невзорова, о «независимости» говорить также не приходится: НТВ принадлежит медиа-магнату В. Гусинскому, аналитическая программа «Итоги» отражает его интересы. Тем не менее, информационные программы НТВ («Сегодня»), куда перешли лучшие журналисты государственных каналов, с самого начала стали задавать высокие стандарты в этой важнейшей сфере вещания.

С 1 апреля 1995 г. первый канал передан от «Останкина» новой структуре – акционерному обществу закрытого типа ОРТ, что расшифровывается как «общественное Российское ТВ». На дециметровых, менее доступных владельцам старых телеприемников каналах стали выходить программы компаний «Рен-ТВ» (получил название по имени основательницы Ирены Лесневской, выпускницы журфака МГУ), ТНТ, М-1, СТС, («сеть телевизионных станций»), по кабелю ведутся передачи «Столица» и др. На третьем метровом канале формируется программа компании «ТВ-центр», имеющая перспективу распространения далеко за пределы столичного региона. Пятый канал (прежде санкт-петербургский) в 1997 г. отдан новому структурному подразделению Российской гостелерадиокомпании, получившему название «Культура». В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1998 г. созданы государственный медиа-холдинг на базе РТР, «РИА-новости» и 88 региональных государственных телекомпаний и технических телецентров. Таким образом, вновь выстраивается управленческая вертикаль «центр-регионы» в сфере ТВ, необдуманно разрушенная после распада СССР.

За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ требовало значительно более сложной классификации:




1. По способу трансляции:

– эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

– спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

– кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности:

– вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, – та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

– программопроизводящие (продюсерские фирмы);

3. По охвату аудитории: – общероссийские;

– региональные («Юг России»);

– местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

4. По форме собственности:

– негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.

Можно встретить и другие названия: корпорация («Видеофильм»), киноассоциация (DIXI – создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ), продюсерский центр («Московский стиль» – производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»), концерн («Красная площадь» – основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»), независимая телестудия;

– смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к подлинной многопрограммности. В Москве, кроме шестиметровых каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» – антенны спутникового телевидения) пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Евро-спорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТБ и др.

Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intersat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 – Норвегии, 3 – Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. 9 турецких телеканалов транслирует спутник Turksat. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи «тарелки» диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов:

– по тематическому признаку – пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше кино» – отечественный кинематограф, «Мир кино» – зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);

– по аудиторному (адресному) признаку – для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории – «ТВ-6»;

– по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов;

– по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

– по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.);

– наконец, по источнику финансирования:

государственный (бюджетный) телеканал;

платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой;

общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;

коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;

арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Рассмотрим теперь более подробно некоторые характеристики ведущих российских телекомпаний и телесетей. Большинство местных вещателей, особенно в малых городах, работают не в «автономном» режиме, а являются членами ассоциаций (телесетей) – к этому побуждают выгоды совместной рекламной деятельности, дефицит качественных программ, преимущество кооперации при закупке фильмов.

Основу программы второго канала – РТР – составляют информационные, общественно-политические, музыкально-развлекательные программы, но, по причине крайне скудного государственного финансирования, РТР вынуждено также встать на путь коммерции, что приводит к «вымыванию» серьезных программ из вещательной сетки. Как и ОРТ, Российское ТВ охватывает практически всю территорию страны, с разделением на 5 вещательных зон.

Потенциальная аудитория программ «ТВ-6 Москва» превышает 90 млн. человек – программы распространяются в 370 городах России, стран СНГ и Балтии. Примерно половина программ – собственного производства. Сделана ставка на молодежную аудиторию. Наиболее популярны «Я сама», «Обозреватель», «Акулы пера», «Профессия», «Кинескоп», «Сделай шаг», «Скандалы недели», «Знак качества», «Те, кто». С 1998 г. стали выходить информационные программы, производимые компанией ТСН, а с октября 1999 г. – собственные теленовости.

Также 90 млн. человек могут смотреть программы «НТВ». Кроме того, компания реализует планы создания платных спутниковых каналов, расширения сети корпунктов. «Фирменными» являются информационные программы. «НТВ-холдингу» принадлежит сеть ТНТ («Твое новое телевидение»).

НВС (независимая вещательная система) образовалась в 1993 г. и объединяет 62 телестанции России, охватывающие вещанием 95 городов. «Головной» считается московская телекомпания «Рен-ТВ».

В 1996 г. в мировом телеэфире появился «Всемирный русский канал», работающий на русскоязычную аудиторию всех континентов. Обзоры событий и проблем, произведения русской культуры и искусства составляли основу 12-часового вещания. Заявлено о широком использовании продукции региональных телекомпаний. Их программы должны знакомить мир с традициями, нравами, обычаями, повседневной жизнью разных уголков России. Создатели канала сразу же отказались от таких фильмов и передач, которые могли бы «нанести ущерб духовно-нравственному здоровью нации». Декларируется «возвращение к истокам русской народности, русской идее, русскому космизму», связь с именами русских подвижников «от Рублева и Аввакума до академика Сахарова». Однако ВРК с этой программой не справился и был лишен лицензии на вещание.

Еще одна общероссийская спутниковая телесеть называется «Прометей-АСТ». Наполнение – информация, публицистика, концерты, спорт, кино.

Сеть телевизионных станций СТС – самая молодая. Поскольку она учреждена совместно с американской телекомпанией, значительное место в эфире занимают американские передачи и фильмы, а техническое оборудование по качеству и удобству, по степени автоматизации превосходит все имевшееся до сих пор в России. Планируется строительство телецентра для съемки российских сериалов и ток-шоу. Сетевые договоры подписали около 100 телекомпаний, отношения с которыми строятся на основе взаимовыгодного партнерства: из 10 минут, отведенных под рекламу из каждого часа вещания, 7 заполняются центральной сетевой рекламой, а 3 отдаются местной рекламе. Запись и передача программ ведется на цифровом оборудовании, робот с механической «лапой» сам меняет кассеты в соответствии с заложенной программой – расписанием передач для 4 зон.

Между сетями идет конкурентная борьба за влияние в регионах, которое имеет особое значение в период парламентской и президентской предвыборной «гонки». Складывается совершенно новая ситуация, когда различные политические, финансовые и творческие силы отстаивают право вещать, а следовательно, влиять на общественное мнение, на умонастроение и эмоции людей.

Число телеканалов имеет тенденцию к еще более резкому увеличению – так, достигнуто техническое решение «уплотнения сигнала», которое позволит передавать параллельно 4–6 программ на той частоте, на которой сегодня расположилась лишь одна программа. Говорить об итогах такой перегруппировки сил в телеэфире, конечно же, рано. Следует надеяться, что, по примеру США, передачи для любителей эротики, «крутых боевиков» и пр. уйдут с общедоступных на платные кабельные каналы.

Для повышения качества телепрограмм в 1994 году создан Российский фонд развития телевидения, при нем Академия ТВ, учредившая ежегодные премии «Тэфи» по 12 номинациям. (Для сравнения: в США премия «Эмми» имеет 110 номинаций.) Российская ассоциация региональных телекомпаний, как бы «в пику» элитарной «Тэфи», проводит ежегодный фестиваль «Вся Россия». В номинациях, связанных в 2000 г. с журналистикой, было представлено около 600 местных телепрограмм достаточно высокого уровня. Нижний Новгород, Самара, Пермь, Воронеж, Новосибирск, Красноярск и другие города, где за внимание зрителя соревнуются 4–8 и более местных телекомпаний, будут определять «телевизионный пейзаж» России в не меньшей степени, чем общефедеральные телеканалы. Надо со всей определенностью констатировать, что такой фактор, как профессиональное мастерство создателей телепередач, приобретает решающее значение в борьбе за внимание зрителя, ждущего от ТВ не только развлечений, но и жизненно важных сведений о меняющемся мире.

По данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ), жители городов центральной части России в среднем уделяют просмотру телепередач 3 часа в будни и 3,5 часа в выходные дни. Особой любовью зрителей пользуются художественные фильмы, прежде всего отечественного производства, на втором месте – информационные программы. Далее следуют (в порядке убывания популярности) развлекательные, публицистические, культурно-просветительские передачи. Поэтому естественно, что на вопрос о пожеланиях к будущим специализированным каналам на первое место вышло ожидание канала художественных фильмов, а на второе – желание видеть отечественный аналог информационного канала Си-эн-эн.

О тематике, которая больше всего интересует россиян в эфире: на первом месте тема здоровья, за ней следуют темы домохозяйства, семьи, быта, человеческих отношений и культуры. Все больше и больше россияне обращаются к себе, к своим проблемам, явно охладев к делам международным и идеологическим. В информационных программах на первом месте – внутренняя политика: люди осознали прямую зависимость благополучия в государстве с благополучием в семье. Наиболее популярный жанр публицистических программ – видеофильм, основанный на историко-архивных документах. Далее – ток-шоу и интервью с участием известных политиков и актеров. Телеведущие Якубович, Познер, Сорокина делят популярность с политическими лидерами. Главные, ценимые зрителями качества «телеперсонажей» – компетентность и чувство юмора.

Телевидение – организм живой, постоянно меняющийся. Несмотря на сложный этап его развития, процент зрителей, в целом удовлетворенных его работой, достаточно высок – почти две трети аудитории. По-видимому, речь идет не столько о качестве передач, сколько о резко возросшей возможности их выбора. Так, во всяком случае, полагают социопсихологи из НИСПИ на страницах справочника «Телевидение и радио России».

По-видимому, в ближайшее время «телевизионный пейзаж» в России претерпит изменения. Представляется логичным перевод государственного ТВ на «первую кнопку» и уточнение статуса ОРТ, которое является общественным лишь по названию. Время покажет, реализуются ли амбиции ТВЦ войти в число общефедеральных каналов, преодолеть сложившуюся репутацию «провинциального канала, выходящего в Москве».

В любом случае неизменным останется одно – востребованность настоящих профессионалов ТВ – журналистов, владеющих основами аудиовизуальной культуры, некоторыми режиссерскими и продюсерскими навыками.

«Перестройка» - политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 года. Ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР.

Содержание

Телевидение «перестройки и гласности»

Серьезные перемены в телеэфире начались вслед за переменами в общественно-политической жизни страны.

Новые информационные программы

vremja.jpg
На рубеже 1980-х и 1990-х годов в отечественных СМИ произошли сдвиги, которые впоследствии привели к глобальным трансформациям в медиа-культуре: гласность, закон о печати, отмена цензуры - вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. Перемены назревали в недрах информационных служб. В противовес сухой официозной программе «Время» появились ночные выпуски ТСН (Телевизионной службы новостей), в которых работали молодые талантливые репортеры. Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов.


Резко выросло количество прямых передач, не подвластных редакторским ножницам. Лидерами в этом отношении оказались молодежные программы «12-й этаж» и «Взгляд». Непременным участником первой из них стали подростки, так называемая «лестница». При помощи передвижной телестанции в разговор министров, специалистов и публицистов включалась реальная лестница одного из московских зданий. Ведь известно, что кроме лестниц и подъездов подросткам собираться негде. Убийственные реплики с лестницы показывали все лицемерие государственной политики в отношении молодежи. «Взгляд» же имитировал московскую кухню - обычное место для откровенных разговоров и критики властей.

dvm2.jpg
Телемосты между СССР и США, СССР и Англией произвели буквально шоковое впечатление на советских зрителей. Они увидели, как запугана, зашорена, задавлена идеологическими предрассудками отечественная публика, собравшаяся в студии, как проигрывает она простым людям Запада, не понимающим, отчего надо приносить личные интересы в жертву государственным. В ленинградской программе «Общественное мнение» и столичной «Добрый вечер, Москва!» непременным компонентом стали камеры и микрофоны, установленные прямо на улицах и позволяющие любому прохожему высказаться по острейшим политическим вопросам.

Если в 70-е годы количество городских и областных студий в стране несколько сократилось, то после 1985г. вновь начался их количественный рост, отражавший осознание важности региональных интересов и несовпадение их с интересами центра. В 1987г. появляются первые кабельные телесети в некоторых районах Москвы и других городов. Создаются первые негосударственные телеобъединения, такие, как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения).

В наибольшей степени способствовали формированию общественного сознания телевизионные дебаты во время выборов народных депутатов СССР(1989) и России (1990), прямые трансляции со съездов и сессий Верховных Советов. Без преувеличения вся страна следила по телевидению и радио за первым появлением на политической арене молодых, никому прежде не известных людей, готовых взять на себя ответственность за судьбу страны.

Разумеется, телевидение в этих передачах играло лишь роль посредника, работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью. А поведение некоторых журналистов во время теледебатов вызвало возмущение зрителей - вместо нейтральности и объективности они демонстрировали явную предвзятость, подыгрывание кандидатам от правившей еще в то время Коммунистической партии Советского Союза. Эти журналисты продолжали отстаивать принцип партийности в эфире.

Противостояние


Для журналистов, посмевших нарушить этот принцип, вскоре наступили тяжелые времена. Прекратились передачи «12-й этаж», неоднократно запрещались выпуски «Взгляда». Недолго просуществовали ежедневные 10-минутные репортажи «Прожектор перестройки». Лидерство в журналистском поиске перешло от Москвы к Ленинграду, где появились телеканал для интеллигенции «Пятое колесо» и неофициальные новости «600 секунд».


Противостояние телевизионного руководства демократическим тенденциям становилось все откровеннее. За самостоятельность суждений был отлучен от эфира ведущий «Международной панорамы» Александр Бовин. Возмущенный беззастенчивым редакторским вмешательством в передачи, прекратил сотрудничество с телевидением Эльдар Рязанов. Сам принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Была закрыта еженедельная аналитическая программа «7 дней», просуществовавшая менее полугода. Членов Политбюро ЦК КПСС раздражал сам факт, что кому-то позволено подводить итоги их работы по руководству страной. Ведущие «7 дней» Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров, позволившие себе такой анализ, стали весьма популярными в стране людьми.

Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании телевизионных программ и подборе ведущих. С площадей эти требования все чаще перекочевывали на страницы печатных изданий, в том числе и таких, которые никогда прежде не писали о телевидении.

В Москве после запрета работать в эфире ведущим ночной программы новостей ТСН (отличавшейся от программы «Время» подбором «невыгодных» для руководства страны фактов) заменять этих ведущих пришлось непрофессионалами. Одно время программу вела диспетчер, напоминавшая голосом и манерами напористую продавщицу.

В начале 1991г. был окончательно запрещен «Взгляд». Молодые журналисты стали снимать очередные выпуски передачи у себя в квартирах, буквально на кухне, и распространять на видеокассетах.

Альтернативное телевидение

280px-boris_yeltsin_1993.jpg
Отечественное телевидение - плод тоталитарного режима и инструмент его самосохранения. Центральное номенклатурное управление, госбюджетная экономика, вещательно-производственная монополия, установка на «среднего» зрителя и практически полная изоляция от остального мира - вот совокупность факторов, существовавших до августа 1991г.

Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной того же переломного 1991г. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения. В ЦК КПСС состоялось специальное совещание по вопросу о том, что Останкино должно бороться с Российским телевидением, проводящим в жизнь идеи, связанные с именем Б.Н. Ельцина - руководителя России, стремящегося к независимости от партийного руководства СССР. Противостояние двух государственных телеканалов продолжалось до конца 1991г., до распада СССР.

Телевидение 90-х годов

Конец идеологической монополии в эфире

1990 год на советском телевидении можно назвать временем ожидания и подготовки перемен, последовавших за изменениями эпохи перестройки. Система всесоюзного телевидения и радио должна была подвергнуться реорганизации, и государству предстояло отказаться от идеологической монополии в эфире.


В ведение новой России перешло 75 телецентров и телестудий - больше половины «хозяйства» бывшего Гостелерадио СССР. Остальное принадлежит теперь Украине, Казахстану, другим странам СНГ и Балтии. На сузившемся информационном пространстве сначала вели передачи две большие государственные компании - «Останкино» (1-й канал) и РТР (2-й канал).
На полтора-два часа в день передачи 2-го канала уступали место в эфире программам края, области, республики. Не все из 89 субъектов федерации имели свои телецентры.

К началу 1993 года картина резко изменилась: число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Некоторые, правда, действовали лишь на бумаге - получили лицензии. Тем не менее, переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. Лицензии выдавались в соответствии с законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятым в декабре 1991 г.

Главное положение, основа, на которой ведется телерадиовещание, - влиять на нравственный, духовный и эстетический уровень телепрограмм и самих работников ТВ должны Попечительские советы, должны уйти в прошлое такие проявления «беспредела в эфире», как эксплуатация низменных инстинктов, смакование насилия.

Новые каналы


1 января 1993 г. на ранее свободном шестом частотном канале в Москве появились передачи телекомпании «ТВ-6 Москва». 10 октября 1993 г. вышел в эфир канал НТВ. Его создатели предложили зрителям разные варианты расшифровки первой буквы: «негосударственное», «новое», «наше», «независимое». «Наше» вызывало нежелательные ассоциации с почти одноименной ура-патриотической программой А. Невзорова, о «независимости» говорить также не приходится: НТВ принадлежит медиа-магнату В. Гусинскому, аналитическая программа «Итоги» отражает его интересы. Тем не менее, информационные программы НТВ («Сегодня»), куда перешли лучшие журналисты государственных каналов, с самого начала стали задавать высокие стандарты в этой важнейшей сфере вещания.

С 1 апреля 1995 г. первый канал передан от «Останкина» новой структуре - акционерному обществу закрытого типа ОРТ, что расшифровывается как «общественное Российское ТВ».
tnt2.jpg

На дециметровых, менее доступных владельцам старых телеприемников каналах стали выходить программы компаний «Рен-ТВ», ТНТ, СТС, по кабелю ведутся передачи «Столица» и др. На третьем метровом канале формируется программа компании «ТВ-центр», имеющая перспективу распространения далеко за пределы столичного региона. Пятый канал
в 1997 г. отдан новому структурному подразделению Российской гостелерадиокомпании, получившему название «Культура».

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1998 г. созданы государственный медиа-холдинг на базе РТР, «РИА-новости» и 88 региональных государственных телекомпаний и технических телецентров. Таким образом, вновь выстраивается управленческая вертикаль «центр-регионы» в сфере ТВ, необдуманно разрушенная после распада СССР.

Развитие многопрограмности

За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.). Произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы); в результате возник рынок программ - конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов.


Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к подлинной многопрограммности. В Москве, кроме шестиметровых каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» – антенны спутникового телевидения)
пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Евро-спорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТБ и др. Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов со всего света.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену.

«Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», — говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит». К большому счастью, его прогноз не оправдался. Люди до сих пор читают газеты и книги, ходят в кино и театры. Но часто смотрят телевидение.

Телевидению не принадлежит ни настоящее, ни будущее, вовсе нет. И вряд ли когда-нибудь так станет. Однако телевидение уже давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Да, теперь уже не в каждом доме можно встретить телевизор — многие предпочитают смотреть фильмы и программы при помощи Интернета. Однако это вовсе не означает, что развитие телевидения остановилось. Телекоммуникационные операторы отчаянно стараются продвигать новые технологии и улучшать уже существующую функциональность.

Если брать за точку отсчета 1931 год, когда в Москве начало свое вещание так называемое механическое телевидение, то история развития отечественного ТВ насчитывает уже более 80 лет. Мы решили больше не обходить стороной столь интересную тему. Сегодня мы расскажем о ключевых моментах становления телевидения в СССР.

Телебашня «Останкино» — символ нашего телевидения

О первых телевизионных технологиях

Однако прежде чем приступить к рассказу о первых советских телевизорах, необходимо заглянуть еще в более далекое прошлое — конец XIX века. В то время начали появляться изобретения, которые впоследствии и легли в основу первых телевизионных устройств.

Самой значимой из ранних разработок стала система немецкого студента-инженера Пауля Нипкова. В 1884 году он создал специальный механизм для сканирования и воспроизведения изображения, который получил название «диск Нипкова». Как же он был устроен?

Диск Нипкова представлял собой простой вращающийся диск, выполненный из любого непрозрачного материала (чаще всего в этой роли выступал обычный картон или даже плотная бумага, реже — алюминий) и имеющий определенное число отверстий, расположенных по спирали на равном угловом расстоянии друг от друга.

Этот огромный круг и есть «диск Нипкова»

С помощью этого диска появилась возможность преобразовывать изображение в электрические импульсы. Для этого за диском устанавливался фотоэлемент, который оценивал яркость каждой точки изображения. Чувствительность фотоэлементов того времени была очень низка, поэтому иногда для улучшения качества изображения лица дикторов гримировали фиолетовой краской. На «принимающей стороне» телезрители смотрели через диск Нипкова на источник света — как правило, это была неоновая лампа. Ее яркость зависела от поступающих показаний фотоэлементов. В результате прокрутки диска Нипкова формировалось изображение. Кстати, в движение диск чаще всего приводил небольшой электромотор, однако некоторые предпочитали крутить диск вручную. Поскольку на диске могло быть лишь ограниченное число отверстий, разрешение полученной картинки, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Тогдашнее разрешение измерялось в количестве строк развертки, и их число редко превышало 30 штук. Вдобавок к столь маленькому разрешению размер изображения также был более чем скромным: по габаритам картинку можно было сравнить с почтовой маркой, поэтому зачастую перед диском устанавливалась увеличивающая линза.

Схематичное изображение принципа работы «диска Нипкова»

Роль диска Нипкова в развитии телевидения заключается в том, что в 30-х годах XX века он стал основой для так называемого механического телевидения. Отличительной чертой технологии было использование электромеханических устройств. В электронном телевидении, которое пришло на смену механическому лишь в 40-х годах, вместо «электромеханики» использовались электронно-лучевые трубки и полупроводниковые приборы. Несмотря на то, что диск Нипкова был запатентован в 1884 году, первая работоспособная телевизионная система была создана лишь спустя 40 лет. В 1924 году шотландский инженер Джон Бэрд представил устройство механического ТВ, способное передавать и отображать движущееся изображение. Вообще, США и Великобританию можно было назвать лидерами в сфере развития телевидения. А как же обстояли дела в Советском Союзе?

Советское телевидение в довоенное время

Русские ученые также внесли огромный вклад в развитие телевидения во всем мире, придумав множество интересных изобретений. Так, еще в 1900 году инженер-технолог Александр Полумордвинов предложил идею системы цветного телевидения, которая была основана на трехкомпонентной теории цвета. Чуть позже, в 1911 году, русский ученый Борис Розинг провел в Санкт-Петербурге первую публичную демонстрацию электронного воспроизведения телевизионного изображения. С помощью разработанной им системы удалось получить изображение, состоящее из четырех белых полос на темном фоне. За это ученый был награжден золотой медалью Русского технического общества. На протяжении следующих двадцати лет Розинг продолжал свою изобретательскую деятельность. В начале 20-х годов он провел серию опытов, которые еще раз подтвердили работоспособность его телевизионной системы. Кто знает, каких вершин смог бы достичь Розинг, если бы не репрессия учёного в 1931 году.

Первой в СССР системой, использующей диск Нипкова, стала разработка изобретателя и инженера-электрика Ованеса Адамяна. Появилась она в 1925 году — почти одновременно с аналогичным устройством Джона Бэрда. Главной особенностью системы Адамяна стало то, что его установка могла работать с цветным изображением.

Промежуточным итогом многочисленных советских разработок в области телевидения стала первая экспериментальная трансляция механического ТВ 1 мая 1931 года. Во время экспериментальной трансляции была передана всего лишь одна небольшая фотография. В течение нескольких следующих месяцев состоялись еще несколько тестовых трансляций, но ни одна из них пока что не поддерживала звуковое сопровождение.

В пробном режиме телевидение пробыло не так долго — и уже с 1 октября 1931 года начались регулярные передачи механического ТВ из Москвы в диапазоне средних волн. Вот что писала газета «Известия» по поводу запуска телевещания: «С 1 октября 1931 г. в Москве впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00 до 0.30 мин…»

А с 1934 года механическое телевидение получило поддержку звука. Так, первая звуковая передача малострочного телевидения состоялась 15 ноября 1934 года: транслировался эстрадный концерт, во время которого артист И.М. Москвин прочитал стихотворение А.П. Чехова «Злоумышленник». Во время концерта также выступили певица и балетная пара.

Что касается технической стороны, то первое время в Советском Союзе использовался немецкий стандарт механического телевидения, который предусматривал разложение на 30 строк и частоту 12,5 кадров в секунду. Соотношение сторон кадра составляло 4:3.

При этом изображение нужно было не только передавать: конечно же, зрителям были необходимы устройства для просмотра телепередач. Первым серийным советским телевизором стала модель Б-2, выпускаемая силами ленинградского завода имени Козицкого. Первый телевизор сошел с конвейера в 1933 году. Он представлял собой устройство, в основе которого лежал диск Нипкова. Диск изготавливался из плотной бумаги и был максимально облегчен для того, чтобы использовать простой маломощный мотор. Б-2 воспроизводил изображение размером 16x12 мм, но благодаря встроенной увеличивающей линзе картинка увеличивалась до 4х3 см.

Читайте также: