Почему телеканал дождь ушел с телевидения

Опубликовано: 24.10.2021








26 января, в канун празднования 70-летней годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году, на сайте и в эфире телеканала «Дождь» появился опрос, впоследствии вызвавший общественный резонанс. Выпуск программы «Дилетанты» был посвящен Блокаде Ленинграда, а также некоторым фактам ее истории, в том числе - об отказе первого секретаря Ленинградского обкома и горкома Андрея Жданова от помощи из Москвы в период массового голода в блокадном городе, о заводе по изготовлению пирожных «Ромовая баба» для партийной верхушки в в период блокады, о подсчете жертв блокады и так далее. Ведущие программы задали телезрителям и гостю писателю Виктору Ерофееву вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?».

Игорь Виттель

Критика телеканала

Провокационный опрос вызвал шквал критики со стороны общественности. Депутаты заксобрания Санкт-Петербурга обратились к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить телеканал «Дождь». За соответствующее обращение проголосовали 34 парламентария. Они считают, что по результатам проверки прокуратура должна принять меры вплоть до закрытия телеканала.

По мнению одного из инициаторов обращения, депутата от «Единой России» Алексея Макарова, инцидент с опросом является «идеологической диверсией» и «переоценкой истории», которая оскорбляет чувства ленинградцев.

«В высшей степени некорректной» считает президент фонда «Холокост», член Общественной палаты Алла Гербер журналистскую формулировку по отношению к людям, пережившим блокаду и погибшим во время осады.

«Они точно так же могли спросить, почему бы было не сдать сразу всю страну, включая и Ленинград, и Москву, и Сибирь? — возмутился известный байкер, президент мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург). — Потому что для людей, в головах которых так формулируются вопросы, понятия «Родина» не существует, понятия долга, предков, поколений, которые землю по крупицам собирали, потом и кровью».

Ирэн Булатова.

Как хотели отключить «Дождь»

Представители российского кабельного телевидения заявили, рассматривают возможность прекращение вещания телеканала «Дождь» из-за спорного опроса. В рамках «круглого стола», посвященного проблемам развития телевидения XXI века, с критикой опроса выступил президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. По его мнению, увиденный им опрос на телеканале «Дождь» вызвал желание немедленно прекратить вещание телекомпании в своих кабельных сетях.

В свою очередь, представитель МТС Дмитрий Багдасарян отметил, что «компания еще осенью прошлого года прекратила трансляцию «Дождя».


Местами «Дождь» все-таки «кончился»

29 января стало известно, что операторы кабельного телевидения «Акадо», «Триколор» и «НТВ-Плюс» прекратили вещание телеканала «Дождь». Лишь два оператора на тот момент продолжаили сотрудничество с «Дождем» - «Ростелеком» и «Вымпелком». Оператор кабельного телевидения «Акадо» приостановил трансляцию с 30 января 2014 года.

Руководство «НТВ-Плюс» также приняло решение о прекращении ретрансляции телеканала, аргументировав это тем, что резонансная тема наносит вред репутации «НТВ-Плюс» как агрегатора пакетов телеканалов и может негативно сказаться на продвижении продуктов «НТВ-Плюс». При этом в компании отметили, что речь идет не о нарушении закона или какого-либо нормативного акта, а о стремлении прислушиваться к мнению подписчиков.

В Петербурге и ряде других городов прекратил трансляцию «Дождя» провайдер «Дом.ру». Причиной тому послужило «отсутствие договора», утверждают в компании. Об отключении канала руководство «Дождя» узнало из сообщений своих зрителей. Гендиректор «Дождя» Наталия Синдеева заявила, что в компании ожидают официальных представителей партнеров, отказавших от сотрудничества.

Защита «Дождя»

Комиссия Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) подвергла критике предложение президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКАР) Юрия Припачкина исключить телеканал «Дождь» из пакета кабельного телевидения .

«Любое зарегистрированное средство массовой информации нельзя закрыть или «отключить» без предупреждений Роскомнадзора и решения суда. Никаких предупреждений и решений в адрес телеканала «Дождь» принято не было. Кроме того, если существует необходимость получить профессионально-этическую оценку работы журналистов, то для этого есть Общественная коллегия по жалобам на прессу», - сообщили в СПЧ.

Союз журналистов России (СЖР) обвинил в сговоре операторов, прекративших вещание телеканала «Дождь» из-за скандала, и попросил прокуратуру проверить их действия. Действия провайдеров здесь расценили «как очевидный корпоративный сговор» и «как попытку явочным порядком установить в стране некую нравственную цензуру».

Опрос, который стал поводом для скандала, в СЖР называют «бестактным и бессмысленным», но при этом отмечают, что ситуация вокруг него была использована «для очередного нагнетания псевдопатриотической истерии, спекуляции на святых для каждого понятиях». В Союзе также отметили, что критики телеканала не смогли четко сформулировать свои претензии. По мнению авторов заявления, «очевидно, что ни один из действующих в стране законов журналистами «Дождя» нарушен не был».

Официальная позиция

Роскомнадзор все же заключил, что телеканал «Дождь» нарушил статью 49 закона «О СМИ», опубликовав на сайте опрос о блокаде Ленинграда: «Подобные вопросы и высказывания могут трактоваться как оскорбительные для ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда».

В связи с этим Роскомнадзор потребовал от главного редактора «Дождя» «в дальнейшем при осуществлении деятельности по производству средства массовой информации строго соблюдать действующее законодательство Российской Федерации». Однако все санкции ведомства ограничились предупреждением.

Между тем, свою проверку телеканала начала и прокуратура.

Ответ «Дождя»

Редакция телеканала принесла извинения за опрос и удалила его с сайта, однако увольнять виновных в его публикации журналистов не стала.

Главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь считает, что всплеск критики в отношении телеканала является результатом политического заказа: «Нам очевидно, что против нас развязана кампания. Наши недоброжелатели пытаются приписать нам мысли и взгляды, которые не имеют к нам никакого отношения. Вы, конечно, знаете, что ДОЖДЬ всегда последовательно осуждал фашизм и боролся с попытками его оправдать. Мы трепетно и бережно относимся как к ветеранам, так и к памяти погибших в Великой Отечественной войне. Гуманизм является одной из важнейших ценностей для нашего телеканала».

Зыгарь подчеркнул, что опрос, предложенный авторами программы «Дилетанты», «не ставил целью кого-либо оскорбить».

По словам бренд-менеджера телеканала Дарьи Симоненко, настроение у работников телеканала боевое, большую поддержку каналу оказывают зрители. Телеканал «Дождь» пока не планирует вносить изменения в свою сетку вещания и работает в обычном режиме .

МОСКВА, 29 янв — Прайм. Крупнейший в РФ телекоммуникационный оператор "Ростелеком" прекратил вещание телеканала "Дождь" в своей сети в Москве и Санкт-Петербурге, рассказали агентству Прайм абоненты оператора и подтвердили в пресс-службе "Ростелекома".

"Мы подтверждаем, что вещание телеканала прекращено", — сказал представитель пресс-службы, воздержавшись от подробных комментариев. О прекращении вещания "Дождя" также рассказали абоненты NetbyNet, но в пресс-службе "Мегафона", которому принадлежит этот оператор, отказались от комментариев.

МТС отключил телеканал еще осенью — также по коммерческим причинам. "НТВ-Плюс" приняло решение об отключении "Дождя" из-за скандального опроса, "который наносит вред репутации компании, как агрегатора пакетов телеканалов". Правда, поздно вечером "НТВ-Плюс" возобновило трансляцию "Дождя".

"ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ру") полностью изъял "Дождь" из сетки вещания. Автоинформатор компании сообщает абонентам о сложностях с вещанием "по причине отсутствия договорных отношений с каналом".

Чем известен телеканал "Дождь"

Как "Дождь" оказался в центре скандала

26 января на сайте телеканала "Дождь" был проведен опрос "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней", который вызвал широкий резонанс в блогосфере. Позднее телеканал признал опрос ошибкой и принес за него извинения. Представители российского кабельного телевидения выразили возмущение в связи с проведением опроса и предложили отключить этот канал. Осудили появление опроса и в Госдуме. Читайте подробнее >>

Генеральный директор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева (в Facebook): "О том, что нас выключили в нескольких городах сети вещания Дом.ру, мы узнали сегодня от наших зрителей. Последние два часа я пыталась поговорить с кем-нибудь из руководства Дом.ру, но дозвониться пока не удалось. В Перми уже вечер и закончился рабочий день. Надеюсь, что все будет хорошо, у нас всегда были прекрасные человеческие и деловые отношения с Эр-Телеком. Среди абонентов Дом.ру очень много наших постоянных зрителей".

Главный редактор телеканала "Дождь" Михаил Зыгарь (из заявления на сайте телеканала): "Нам очевидно, что против нас развязана кампания. Наши недоброжелатели пытаются приписать нам мысли и взгляды, которые не имеют к нам никакого отношения. Вы, конечно, знаете, что ДОЖДЬ всегда последовательно осуждал фашизм и боролся с попытками его оправдать. Мы трепетно и бережно относимся как к ветеранам, так и к памяти погибших в Великой Отечественной войне. Гуманизм является одной из важнейших ценностей для нашего телеканала. Мы надеемся, что наши зрители понимают, что обвинения, которые выдвинуты в наш адрес, надуманны. Опрос, предложенный авторами программы "Дилетанты", не ставил целью кого-либо оскорбить. Всплеск негатива в наш адрес является следствием политического заказа".

"Как сказал нам Дмитрий Песков, "вы нарушили больше, чем закон". А раз по закону нельзя, значит нас можно выключить по понятиям". (из записи в Facebook)

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов (29 января в эфире "Эха Москвы"): "Последовавшие за этим (появлением и снятием опроса о блокаде Ленинграда) действия, в частности отключение от эфира телеканала, Союз журналистов считает в принципе неприемлемым. Эти меры приняты ни в коем случае не в интересах бизнеса и не в интересах нравственных и этических ценностей. Это нецивилизованно и неприемлемо".

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (29 января в эфире телеканала "Дождь"): "Это вопрос абсолютно морально-этический и он за гранью допустимого с морально-этической точки зрения для нашего народа. Это вам может не понравиться, но я абсолютно разделяю точку зрения тех, кто считает и говорит о том, что канал перешел все грани допустимого. Что огорчает меня еще больше, что до сих пор не было вразумительных извинений канала. Как только мы начнем проявлять хотя бы малейшую толерантность вот к таким опросам, у нас начнется эрозия нации, эрозия нашей памяти, генетической памяти нашего народа. Я убежден, что во многих странах, конечно, пришлось бы куда более туго каналу, который перешел бы через такую морально-этическую красную черту".

Телеканал «Дождь» закрывается. Об этом объявил вчера владелец телеканала Александр Винокуров — после того как его отлучил от эфира «Триколор ТВ»:

Давайте отвлечёмся от скандала с блокадой Ленинграда и посмотрим на финансовую сторону вопроса. Начнём с денег, на которые был создан «Дождь».

Винокуров, владелец «Дождя», вбил за несколько лет в телеканал около 40 миллионов долларов своих личных денег. При этом за всё время существования телеканала «Дождь» принёс всего лишь 12 миллионов долларов выручки — даже не прибыли — то есть, был заведомо убыточным проектом, на окупаемость которого мог рассчитывать только совсем далёкий от бизнеса человек.

Зачем Винокуров вложил свои деньги в убыточный проект? Незадолго до основания телеканала по Винокурову тяжёлым катком проехался финансовый кризис. Было бы странно, если бы едва не разорившийся бизнесмен начал последовательно спускать остатки своего состояния на безнадёжного прожирателя ресурсов.

Пару месяцев назад появилась информация о том, что «Дождь» был создан на государственные деньги, и что эти деньги выделил лично Алексей Кудрин. В 2008 году «КИТ Финанс», главный актив Винокурова, стремительно пошёл ко дну. Однако в последний момент, когда банкротство было уже неизбежным, возглавляемый Кудриным Минфин погасил долги проблемного «КИТ Финанса», выдав тому огромную сумму — 135 миллиардов рублей господдержки.

Согласно версии депутата Сергея Неверова, некоторая часть из выделенных 135 миллиардов осела на счетах Винокурова, и именно на эти распиленные деньги и был создан телеканал «Дождь»:

Действительно ли «Дождь» был создан на коррупционные деньги Кудрина, мы не знаем. Однако Неверов — а он отнюдь не рядовой депутат — уже подал депутатский запрос на имя председателя ЦБ и, следовательно, от его версии нельзя отмахнуться как от обычных догадок.

Идём дальше. Как «Дождь» попадал в кабельные сети? Обычно телеканалы платят за это, и платят хорошие деньги. Так, например, LifeNews только за вход на «НТВ-Плюс» вынужден был отдать 10 миллионов рублей:

Forbes утверждает, что «Дождь» давил на кабельные сети при помощи мощнейшего админресурса. Цитирую:

Нет ничего странного в том, что кабельные сети вышвырнули «Дождь» при первой возможности. Какой смысл платить деньги навязанному тебе «Дождю», если можно взять на его место нормальный коммерческий телеканал и получать с него абонентскую плату?

Это обычный бизнес, та самая любимая либералами невидимая рука рынка.

Почему я говорю «некачественным»? Во-первых, потому что работу «Дождя» называют непрофессиональной другие игроки рынка:

А во-вторых, потому что я не верю, что современным телеканалом может управлять человек, который имеет большие проблемы с русским языком:

Если сложить детали картины вместе, получится нечто, весьма напоминающее классический попил чужих денег. Лично я полагаю, что события развивались примерно так.

В 2008 году испытывающему проблемы бизнесмену Винокурову предлагают гешефт: получить государственные деньги якобы на спасение своего банка, часть денег использовать на личные нужды, а на оставшиеся создать строго оппозиционный телеканал. Предложение исходит от государственных чиновников высшего уровня, возможно, от Алексея Кудрина.

Телеканал создаётся, но, как это обычно бывает при распильных проектах, создаётся без души. Управляют им любители, в команду набирают бестолковых непрофессионалов. Продукт получается низкокачественный и сырой.

При помощи денег и административного ресурса удаётся создать некую имитацию полезной деятельности. В течении нескольких лет это болото как-то шевелится, потом у владельцев «Дождя» начинают заканчиваться или деньги или желание их тратить. Кабельные сети, почуяв слабину, используют очередной скандал, чтобы избавиться от навязанной им обузы.

Ситуация становится сложной. Применять админресурс ещё раз настоящие владельцы «Дождя» не могут или не хотят. Незаметно давить на кабельные сети на фоне разоблачений Неверова уже не получится — будет скандал. А на фоне событий вокруг Украины и Олимпиады отстаивание интересов русофобского телеканала будет выглядеть совсем уж некрасиво.

Денег взять неоткуда. Креативному классу «Дождь» не интересен: платить по 1000 рублей за подписку если кто и будет, то разве что эпизодически, из желания помочь единомышленникам. Для серьёзных инвесторов телеканал выпускает слишком слабый продукт: ради такого продукта кормить ораву из 250 бестолочей нет смысла.

И даже Госдеп США, который готов сейчас отдать за возможность влиять на политику России любые деньги, тоже не может спасти один из главных своих рупоров. Принятые в 2013 году законы не позволяют телеканалу вот так просто взять и получить помощь из-за рубежа.

Что делает в данной ситуации руководство телеканала?

Руководство усугубляет ситуацию — проводя беспомощный телемарафон «Любить Россию», который можно посмотреть только после покупки годовой подписки и в анонсе которого руководитель интернет-редакции как нарочно пишет слово «Родина» с маленькой буквы.

После провала этой попытки подлизаться к патриотически настроенной публике у «Дождя» в активе не остаётся ничего. Ни денег, ни доступа в кабельные сети, ни даже ореола несгибаемых мучеников. Бюджет успешно попилен, перспективы очевидно нулевые. На этой точке можно с чистой совестью разводить руками и закрывать проект.

Подведу итог

Телеканал «Дождь» не вписался в рынок. Перефразируя Егора Гайдара, можно заключить: нет ничего страшного в том, что часть телеканалов закроется, зато медиа-рынок станет профессиональнее.

Теперь, пожалуйста, расскажите мне ещё раз, что «Дождь» был лучшим каналом в России, который ежедневно смотрел по часу каждый уважающий себя либерал, и который зверски задушила нерыночными методами кремлёвская цензура. Я с интересом прочту ваши аргументы.

ВСЕ ФОТО

Руководство телеканала "Дождь" не рассматривает вариант его закрытия, хотя придется несколько переориентировать коммерческую политику, чтобы изыскать средства, заявила во вторник гендиректор канала Наталья Синдеева на пресс-конференции, собранной после того, как все крупные операторы отказались продолжать его вещание. Она заверила, что будет "до последнего бороться за телеканал". А главной причиной раздражения в адрес ресурса назвала "то, что это действительно единственный независимый канал".

Совладелец телеканала Александр Винокуров сказал, что претензий к операторам и тем более войны с ними у них нет: "Мы все понимаем и готовы вернуться в любой момент". "Нам от операторов нужны не сто тысяч штрафа, а долгие дружба и сотрудничество", - подчеркнул он и выразил уверенность, что "Дождь" опять включат.

Он отметил, что на ресурсе были бы рады, если бы президент Владимир Путин помог в этой ситуации. "Если президент как гарант Конституции мог бы вмешаться в эту ситуацию и каким-то образом помочь каналу, то мы были бы абсолютно рады этому и признательны и приветствовали эту историю", - цитирует его "Интерфакс". Текстовая трансляция прошла на сайте "Дождя" и на его странице в Twitter.

К премьеру Дмитрию Медведеву руководство телеканала за помощью не обращалось. "В данном случае, если бы мы понимали, что это (обращение) может нам помочь решить проблему, мы бы это сделали", - пояснил Винокуров.

Говоря о дальнейших действиях в связи с последними событиями, Наталья Синдеева заявила: "Ничего менять не планируем. Будем работать в том же режиме, с тем же количеством людей, которые у нас есть", - цитирует ее ИТАР-ТАСС.

По словам гендиректора, придется "немного переориентировать коммерческую службу, чтобы прожить этот период". В частности, планируется размещать больше рекламы на сайте, рассматривается распространение в других средах, таких как Смарт ТВ. "Мы это планировали делать в любом случае, но сейчас делаем быстрее", - пояснила Синдеева, добавив, что рекламодатели настроены довольно лояльно.

Как рассказал Винокуров, "Дождь" потерял примерно 85% технического охвата в результате отключений операторами кабельного и спутникового телевидения. "У нас есть возможность обратиться в суд, попытаться взыскать с операторов какую-то неустойку, но это не то, ради чего мы начинали наш бизнес, поэтому это не является нашей целью", - продолжил он. Инвестор добавил, что юристы готовят претензии, но будут ли они отправлены в суд, еще не решено.

При этом Винокуров отметил, что с момента начала проблем с операторами более чем вдвое выросла подписка на сайте "Дождя".

Фонд Навального будет отстаивать права зрителей "Дождя" в суде

В то время, как руководство опального телеканала решило пойти на уступки тем, от кого зависит его вещание, оппозиционер Алексей Навальный заявил, что основанный им Фонд борьбы с коррупцией намерен отстаивать в суде права зрителей "Дождя", которые были нарушены несколькими операторами кабельного ТВ. "Хочу официально сообщить о том, что наше общество по защите прав потребителей (есть и такое в системе организаций Фонда борьбы с коррупцией) подаст иски в защиту неопределенного круга потребителей, права которых нарушены действиями операторов кабельного телевидения", - пишет блоггер в "Живом Журнале".

Навальный призвал всех желающих поучаствовать в акции в поддержку телеканала "Дождь". "В ближайшее время мы сообщим как можно это сделать и какие жалобы от вас нам понадобятся", - пояснил оппозиционер в своем блоге.

Также блоггер пообещал, что основанный им фонд подаст жалобу в антимонопольную службу. "То, что происходит сейчас с отключением каналов - это просто классические "согласованные действия" каналов, нарушающих антимонопольное законодательство", - пояснил Навальный.

"Ростелеком" готов к переговорам с "Дождем" - если тот исправится

Незадолго до начала пресс-конференции совладельцев "Дождя" в "Ростелекоме" не исключили возможности переговоров с телеканалом о сотрудничестве в случае, если тот восстановит свою репутацию. "Вопрос вовсе не в финансовых аспектах", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель компании Валерий Костарев.

На данный момент, по его словам, "Ростелеком" сохраняет в силе ранее озвученную позицию о приостановке вещания телеканала. Комментируя предложение Винокурова кабельным операторам обеспечить временное бесплатное вещание до конца года, Костарев сказал: "По этой инициативе у нас никакого решения, естественно, нет. Хотелось бы напомнить, что мы приостанавливаем вещание телеканала в связи с крайне негативным фоном. Финансовые причины мы не называли в качестве условий".

"Дело не в финансах, а в том, чтобы телеканал работал над восстановлением своей репутации. Но негативный фон сейчас не только не уменьшается, а даже возрастает", - заключил он.

Почему "Дождь" попал в опалу

Скандал вокруг "Дождя", напомним, начался с опроса о блокаде Ленинграда. На вопрос о том, следовало ли сдать город фашистам, чтобы спасти тысячи жизней, резко отреагировали политики и представители общественности. Так, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая вновь подняла вопрос о введении в Уголовный кодекс статьи за реабилитацию нацизма.

Роскомнадзор не нашел в действиях телеканала нарушений закона и ограничился профилактическим письмом, однако прокуратура Санкт-Петербурга начала проверку, заявив о необходимости выяснить, "перешел ли телеканал все грани допустимого перед памятной датой окончательного прорыва блокады".

На "Дожде" заверили, что понимают чувства горожан и признают свою ошибку. Однако добавили, что имеются подозрения: за атакой на телеканал может скрываться не только возмущение граждан, но и недовольство властей политикой канала. После заявления пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о том, что "Дождь" не принес никаких "вразумительных извинений" по поводу некорректного опроса, гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева выступила с неофициальными извинениями, но отказалась увольнять сотрудников "в угоду жажде крови".

Синдеева заявила, что реакция на скандальный опрос стала третьей волной атаки на ресурс. По ее словам, телеканал уже ощущал давление после репортажа о расследованиях оппозиционера Алексея Навального по поводу роскошных дач высокопоставленных единороссов. Потом была вторая попытка, когда телеканал пытались связать с террористом Доку Умаровым. Но тогда обвинения не получили широкой поддержки.

Теперь, после истории с опросом, "Дождь" стал лишаться аудитории. От вещания телеканала отказался целый ряд кабельных и спутниковых операторов связи, а депутаты Госдумы потребовали разобраться, почему "Дождь" якобы транслировался бесплатно.

Аудитория "Дождя" и сочувствующие выразили свой протест в отдельных акциях в Москве и Санкт-Петербурге, заявив о недопустимости цензуры, функции которой, по их мнению, взяли на себя операторы связи. Кроме того, на фоне скандала был зарегистрирован небывалый всплеск покупок годовой подписки на "Дождь".

Израильский русскоязычный "9 канал" в знак поддержки российских коллег провел собственный опрос с провокационной формулировкой: "Считаете ли вы, что европейские евреи сами спровоцировали Холокост?" А руководство "Дождя", желая продемонстрировать свое отношение к истории страны, провело телемарафон о патриотизме под названием "Любить родину" и закрыло программу "Дилетанты", выпустившую "блокадный" вопрос в эфир.

Однако, несмотря на извинения и попытки исправить ситуацию, "Дождь" оказался на грани исчезновения из-за одностороннего разрыва соглашений спутниковой сетью "Триколор ТВ", последовавшего вслед за аналогичными действиями операторов "Билайн", "Акадо", "НТВ-Плюс" и "Ростелеком". Как пояснила гендиректор канала, потеря последнего крупного федерального оператора означает фактическую смерть "Дождя" с точки зрения бизнеса. Реальность угрозы закрытия телеканала также подтвердил его владелец Александр Винокуров.

В преддверии пресс-конференции руководства "Дождя" по поводу последних событий "Эхо Москвы" провело опрос, предложив его участникам ответить на вопрос, почему кабельные операторы отключают "Дождь". Из 12,8 тысяч респондентов на сайте "Эха" 90,7% человек заявили, что за отключением канала стоит команда от властей, 6,7% выбрали вариант "по зову сердца" и еще 2,7 участников опроса считают, что операторы отказались от трансляции "Дождя" по коммерческим соображениям.

Телеканал «Дождь» закрывается. Об этом объявил вчера владелец телеканала Александр Винокуров — после того как его отлучил от эфира «Триколор ТВ»:

Давайте отвлечёмся от скандала с блокадой Ленинграда и посмотрим на финансовую сторону вопроса. Начнём с денег, на которые был создан «Дождь».

Винокуров, владелец «Дождя», вбил за несколько лет в телеканал около 40 миллионов долларов своих личных денег. При этом за всё время существования телеканала «Дождь» принёс всего лишь 12 миллионов долларов выручки — даже не прибыли — то есть, был заведомо убыточным проектом, на окупаемость которого мог рассчитывать только совсем далёкий от бизнеса человек.

Зачем Винокуров вложил свои деньги в убыточный проект? Незадолго до основания телеканала по Винокурову тяжёлым катком проехался финансовый кризис. Было бы странно, если бы едва не разорившийся бизнесмен начал последовательно спускать остатки своего состояния на безнадёжного прожирателя ресурсов.

Пару месяцев назад появилась информация о том, что «Дождь» был создан на государственные деньги, и что эти деньги выделил лично Алексей Кудрин. В 2008 году «КИТ Финанс», главный актив Винокурова, стремительно пошёл ко дну. Однако в последний момент, когда банкротство было уже неизбежным, возглавляемый Кудриным Минфин погасил долги проблемного «КИТ Финанса», выдав тому огромную сумму — 135 миллиардов рублей господдержки.

Согласно версии депутата Сергея Неверова, некоторая часть из выделенных 135 миллиардов осела на счетах Винокурова, и именно на эти распиленные деньги и был создан телеканал «Дождь»:

Действительно ли «Дождь» был создан на коррупционные деньги Кудрина, мы не знаем. Однако Неверов — а он отнюдь не рядовой депутат — уже подал депутатский запрос на имя председателя ЦБ и, следовательно, от его версии нельзя отмахнуться как от обычных догадок.

Идём дальше. Как «Дождь» попадал в кабельные сети? Обычно телеканалы платят за это, и платят хорошие деньги. Так, например, LifeNews только за вход на «НТВ-Плюс» вынужден был отдать 10 миллионов рублей:

Forbes утверждает, что «Дождь» давил на кабельные сети при помощи мощнейшего админресурса. Цитирую:

Нет ничего странного в том, что кабельные сети вышвырнули «Дождь» при первой возможности. Какой смысл платить деньги навязанному тебе «Дождю», если можно взять на его место нормальный коммерческий телеканал и получать с него абонентскую плату?

Это обычный бизнес, та самая любимая либералами невидимая рука рынка.

Почему я говорю «некачественным»? Во-первых, потому что работу «Дождя» называют непрофессиональной другие игроки рынка:

А во-вторых, потому что я не верю, что современным телеканалом может управлять человек, который имеет большие проблемы с русским языком:

Если сложить детали картины вместе, получится нечто, весьма напоминающее классический попил чужих денег. Лично я полагаю, что события развивались примерно так.

В 2008 году испытывающему проблемы бизнесмену Винокурову предлагают гешефт: получить государственные деньги якобы на спасение своего банка, часть денег использовать на личные нужды, а на оставшиеся создать строго оппозиционный телеканал. Предложение исходит от государственных чиновников высшего уровня, возможно, от Алексея Кудрина.

Телеканал создаётся, но, как это обычно бывает при распильных проектах, создаётся без души. Управляют им любители, в команду набирают бестолковых непрофессионалов. Продукт получается низкокачественный и сырой.

При помощи денег и административного ресурса удаётся создать некую имитацию полезной деятельности. В течении нескольких лет это болото как-то шевелится, потом у владельцев «Дождя» начинают заканчиваться или деньги или желание их тратить. Кабельные сети, почуяв слабину, используют очередной скандал, чтобы избавиться от навязанной им обузы.

Ситуация становится сложной. Применять админресурс ещё раз настоящие владельцы «Дождя» не могут или не хотят. Незаметно давить на кабельные сети на фоне разоблачений Неверова уже не получится — будет скандал. А на фоне событий вокруг Украины и Олимпиады отстаивание интересов русофобского телеканала будет выглядеть совсем уж некрасиво.

Денег взять неоткуда. Креативному классу «Дождь» не интересен: платить по 1000 рублей за подписку если кто и будет, то разве что эпизодически, из желания помочь единомышленникам. Для серьёзных инвесторов телеканал выпускает слишком слабый продукт: ради такого продукта кормить ораву из 250 бестолочей нет смысла.

И даже Госдеп США, который готов сейчас отдать за возможность влиять на политику России любые деньги, тоже не может спасти один из главных своих рупоров. Принятые в 2013 году законы не позволяют телеканалу вот так просто взять и получить помощь из-за рубежа.

Что делает в данной ситуации руководство телеканала?

Руководство усугубляет ситуацию — проводя беспомощный телемарафон «Любить Россию», который можно посмотреть только после покупки годовой подписки и в анонсе которого руководитель интернет-редакции как нарочно пишет слово «Родина» с маленькой буквы.

После провала этой попытки подлизаться к патриотически настроенной публике у «Дождя» в активе не остаётся ничего. Ни денег, ни доступа в кабельные сети, ни даже ореола несгибаемых мучеников. Бюджет успешно попилен, перспективы очевидно нулевые. На этой точке можно с чистой совестью разводить руками и закрывать проект.

Подведу итог

Телеканал «Дождь» не вписался в рынок. Перефразируя Егора Гайдара, можно заключить: нет ничего страшного в том, что часть телеканалов закроется, зато медиа-рынок станет профессиональнее.

Теперь, пожалуйста, расскажите мне ещё раз, что «Дождь» был лучшим каналом в России, который ежедневно смотрел по часу каждый уважающий себя либерал, и который зверски задушила нерыночными методами кремлёвская цензура. Я с интересом прочту ваши аргументы.

Читайте также: