Что такое телевизионный кадр

Опубликовано: 22.04.2024

Кинокадр - снимок на киноплёнке, на котором зафиксирована одна из фаз движения или статического положения объектов съёмки. Линейное и пространственное построение, тональное и колористическое решения, характер оптического рисунка кадра, а также границы пространства, отображаемого в нём, подчинены раскрытию идеи и содержания снимаемой сцены. При построении кадра учитываются особенности динамической композиции, связанные с внутрикадровым движением снимаемых объектов, сочетающимся зачастую с перемещением самого кадра при съёмке движущейся кинокамерой. Формат кадра, его расположение на киноплёнке определяются размерами и расположением кадрового окна съёмочного аппарата (размер кадра звукового фильма, снятого на стандартной 35-мм киноплёнке, 16 мм по высоте, 22 мм по ширине, отношение сторон — 1 : 1,375; в кадре широкоформатного 70-мм фильма отношение сторон достигает 1 : 2,2, широкоэкранного— 1 : 2,35).

Монтажный кадр -(монтажный кусок), составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия, снятый перемещающимся или неподвижным киноаппаратом. Каждый монтажный кадр по содержанию, сюжетной последовательности, композиционному, колористическому и ритмическому решению должен быть органически связан со смежными с ним К. сюжетно-монтажной композицией

Сценарный кадр - (в постановочном сценарии фильма) — изложение содержания и подробное описание снимаемого кадра, происходящего в нём действия, диалогов, а также звукового сопровождения, изобразительного и постановочного решения.

Фотографический кадр - единичное изображение объекта съемки, ограниченное определенными размерами. Границы кадра устанавливаются во время съемки, при получении отпечатков на фотобумаге или диапозитивов.

Телевизионный кадр - полное однократное телевизионное изображение. Образуется из двух неполных изображений, так называемых полукадров, или полей. В первом поле происходит последовательная развертка всех нечетных строк разложения изображения, во втором — всех четных строк, которые располагаются в промежутках между строками первого. К. содержит различное число строк, определяемое параметрами телевизионной системы (525, 625, 819, строк и др.). Видеосигналы модулируют электронный луч кинескопа только во время прямого хода луча кадровой развёртки; во время обратного хода электронный луч гасится и возвращается к началу следующего поля. Частота полей выбирается равной номинальной частоте питающей электрической сети. При частоте 50 гц кадр передаётся за 1/25 сек, а при 60 гц за 1/30 сек (соответственно одно поле — за 1/50 и 1/60 сек). Число смены кадров в сек n, номинальное число строк z и частота строк fc связаны между собой соотношением n = fc/z. Отношение ширины кадра к его высоте (формат К.) обычно составляет 4 : 3.

Какими же инструментами обладает кинематограф, чтобы впечатлить зрителя?

Термин «кинематограф» происходит от греческого словосочетания «записывающий движение». В современном понимании это не только процесс съемки, но обсуждение идей, диалогов, действий, настроения и других форм невербальной коммуникации. Инструментами создания кино пользуются как режиссер, так и оператор-постановщик, разрабатывающие их либо сообща, либо с некоторой долей самостоятельности. Когда мы создаем кинокартину, одна из наших основных задач это построение визуального мира для персонажей, которые будут в нем обитать. Этот мир определяет, как аудитория будет воспринимать рассказываемую историю, поймет ли она что движет поступками героев.

Основные понятия цифрового видео

Видео на компьютере создается быстрому чередованию отдельных статических изображений, называемых кадрами. Количество кадров, демонстрируемых в течение одной секунды, называется частотой кадров. При чередовании с частотой более 20-ти кадров в секунду они создают иллюзию просмотра динамической картины. При работе с цифровым видео большое значение имеет нумерация отдельных кадров. Способ и формат расстановки числовых меток, связанных с каждым кадром, называется тайм-кодом кадра. Чаще всего используется отображение тайм-кода в стандарте NTSC. Цифровое видео характеризуется четырьмя основными факторами: частота кадра (Frame Rate), экранное разрешение (Spatial Resolution), глубина цвета (Color Resolution) и качество изображения (Image Quality) [20]. Первая цветная видеокамера была разработана в 1980 г. компанией Sony, в качестве светочувствительного элемента использовалась ПЗС-матрица [14].

Термин видеозапись можно определить как, электронная технология записи, обработки, хранения и воспроизведения движущегося изображения, основанная на принципах телевидения. Слово «видео» используется применительно к самому записанному таким способом изображению со звуковым сопровождением на физическом носителе: видеокассете, видеодиске и т.п. [23].

Таким образом, видео-это форма фиксирования и архивации эмпирического материала с помощью технических средств. В свою очередь, цифровое видео можно определить как множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала в цифровом представлении [22]. Основное отличие от аналогового видео являются видеосигналы, которые кодируются и передаются в виде последовательности бит. Цифровое видео может распространяться на различных видео носителях, посредством цифровых видеоинтерфейсом в виде потока или файлов.

Основной принцип цифрового представления видео: эффект восприятия человеческим зрением динамической картины создается благодаря последовательной демонстрации (с достаточной частотой) отдельных кадров. При этом каждый кадр является стандартным компьютерным рисунком, обладая всеми его характерными качествами, а для уменьшения размеров видеофайлов часто применяются специальные программы, называемые кодеками, большинство из которых используют принцип схожести последовательных кадров друг с другом [14].

В цифровое видео часто сопровождается звуком. Цифровой звук определяется, как кодирование аналогового звукового сигнала в виде битовой последовательности [6]. В основе же кодирования звуковых сигналов лежит сложный процесс оцифровки звука, который преобразовывает механические колебания воздуха в электрические колебания тока, а уже после производится дискретизация полученного аналогового электрического сигнала. При дискретизации звуковых сигналов, при двоичном кодировании звука, принято говорить о дискретизации по вертикали и горизонтали. Дискретизация по вертикали это дискретизация по времени - один из способов дискретизации звука в цифровую форму за счет разбивания волны, на отдельные участки, называемые дискретами, где происходит квантование уровней сигналов. Дискретизация по горизонтальному уровню это дискретизация по уровню или ее ещё называют квантование по уровню сигнала. Процесс оцифровки звука - это технология преобразования аналогового звукового сигнала в цифровой вид [22]. Заключается он в осуществлении замеров амплитуды сигнала с определенным временным шагом и последующей записью полученных значений в численном виде. Хранить цифровой звук можно представив его в последовательности различных кодовых комбинаций. Цифровая звукозапись - это представление звука в виде набора бит, который последовательно описывает значение уровня амплитуды звуковой волны в каждый момент времени звучания звукозаписи, для обработки этого значения устройством воспроизведения [22]. Представление аудиоданных в цифровом виде, позволяет очень эффективно изменять исходный материал при помощи специальных устройств или компьютерных программ - звуковых редакторов.

Для работы с цифровым видео необходимо следующие программное обеспечение:

·операционная система Windows (версия XP SP2 или выше);

·звуковой редактор Audacity, проигрыватель Windows Media, Windows - Звукозапись;

·программа видеомонтажа Pinnacle Studio, Movie Maker.

Audacity - это свободный и бесплатный аудиоредактор файлов звукозаписи, ориентированный на работу с несколькими дорожками, работающий под управлением операционных систем: Microsoft Windows, Linux, Mac OSX и др. Интерфейс программы и сопутствующая документация переведены на русский язык. Позволяет редактирование звуковых файлов: Ogg Vorbis, FLAC, MP3 и WAV. Возможности Audacity:

·запись звука через микрофон или линейный вход аудиокарты;

·редактирование звука. Изменение исходного звукового фрагмента: изменение длины, копирование, вырезание или вставка фрагмента; изменение громкости, темпа, высоты звучания; добавление эффектов (эхо, реверберация, эквалайзер и т.д.);

·создание звуковой композиции из нескольких звуковых файлов. Одновременное оперирование с несколькими звуковыми файлами (театральные шумы, фоновые мелодии, голосовые партии);

·сохранение созданной звуковой композиции в отдельный звуковой файл. Сохранив проект в отдельный звуковой файл формата MP3 или WAV.

Проигрыватель Windows Media - это проигрыватель звуковых и видео файлов для операционных систем семейства Windows. Осуществляет просмотр видеофайлов: AVI, MPEG, WMV, и проигрывание музыки: WAV, MP3, WMA, MIDI, Windows Media Player можно использовать для сохранения музыки с компакт-дисков на компьютер, синхронизации содержимого переносных MP3 проигрывателей и проигрывания DVD (только при наличии установленного DVD декодера).

Windows - Звукозапись - это программа для звукозаписи, входящая в состав Microsoft Windows. Позволяет записать звук, подаваемый на линейный вход звуковой карты, с микрофона компакт-диска или любого другого источника. Полученную запись можно прослушать. Если качество звучания не удовлетворяет можно изменить параметры записи и перезаписать звуковую информацию. Программа позволяет провести некоторые операции редактирования и наложения эффектов, а затем сохранить полученную композицию в отдельном файле или вставить в качестве фрагмента в различные документы. Имеется русский интерфейс.

Pinnacle Studio - это программа для нелинейного видеомонтажа. Имеется русский интерфейс.Понятный интерфейс, на основе перетаскивания упрощает захват фотографий и видеозаписей с видеокамеры или цифровой фотокамеры, телефона или компьютера для создания собственных высококачественных фильмов высокой четкости. Программа является коммерческой.

Movie Maker - видеоредактор от Microsoft, предназначен, для создания не сложных, но порой очень эффектных роликов из домашнего видео или фото. Поддерживает множество форматов видео: AVI, ASF, DVR-MS, MPEG, MPG, MP2, WMV, M1V, WM, MPV2. Сохраняется видео в формате WMV. Создаваемый проект можно сохранить с расширением MSWMM. Легок в использовании и освоении. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры. Возможности Movie Maker:

·обрезание или склеивание видео;

·добавление заголовков и титров, создание переходов между фрагментами видео;

·добавление простых эффектов.

В данной главе мы рассмотрели основные понятия:

цифровая фотография - это технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати [17];

цифровое видео - это множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала в цифровом представлении [22];

цифровой звук - это кодирование аналогового звукового сигнала в виде битовой последовательности [6].

Персональные компьютеры используются в качестве средства воспроизведения и редактирования цифрового фото и видео. Для этого необходимо овладеть умениями работы с редакторами и иметь соответствующее программное обеспечение. На сегодняшний день существует множество программ, которые предназначены для обработки цифровой фотографии и видео, например, такие как GIMP, Adobe Photoshop, Pinnacle, Studio, Movie Maker[20].

Телевизионные стандарты.

Большинство государств на Земле использует модификации трех телевизионных стандартов: NTSC, PAL и SECAM. Эти стандарты несовместимы друг с другом. Обычно компании-производители поставляют в ту или иную страну видеотехнику, поддерживающую принятые в этой стране стандарты, но, бывает, что техника завезена "серым" путем, или Вы просто купили ее в другой стране. Этот материал содержит краткие характеристики стандартов, часто необходимые для подбора разрешения и цветовых характеристик при видеозахвате, выбора параметров ТВ-тюнера или видеовхода на компьютере или просто для сравнения их между собой

СТРУКТУРА ТЕЛЕВИЗИОННОГО СИГНАЛА.

По ГОСТ 7845-72 для системы телевидения SECAM и аналогичным международным стандартам для систем PAL и SECAM, в телевизионном сигнале кадр содержит 625 строк (в двух полях). Формат кадра, то есть отношение ширины кадра телевизионного изображения к его высоте, равен 4:3. Разложение изображения происходит по строкам слева направо с частотой 15625 Гц. Часть строк телевизионного сигнала не выводится на экран телевизора и является служебной. Строки друг от друга отделяются строчными синхроимпульсами, поля отделены друг от друга кадровыми синхроимпульсами. Синхроимпульсы нужны для опознавания начала строки и поля, а также для формирования сигналов развертки в телевизоре. Структура телевизионного сигнала по ГОСТ 7845-72 приведена на Рис.1.

Рис. 1 Структура телевизионного сигнала по ГОСТ 7845-72.

По этому ГОСТ строки внутри полей имеют непрерывную нумерацию. С 1-й по 312-ю в первом поле и с 313-ой по 625-ю во втором поле. Временные параметры видеосигнала приведены в таблице.

Из синхроимпульсов телевизионный приемник формируют сигналы двух разверток - строчной и кадровой. Изображение на экране телевизора "рисуется" узким лучом. Строчная развертка перемещает этот луч слева направо, а кадровая сверху вниз. Яркость луча в каждый момент модулируется сигналом той строки, которая на данный момент "рисуется". За счет того, что луч "бегает по экрану" с очень большой скоростью и за счет послесвечения люминофора экрана, человек воспринимает экран так, как будто светится вся его площадь.

Принцип работы кодера ACS заключается в изменении амплитудных характеристик синхроимпульсов. Посмотрите на рисунок - из приведенной осциллограммы видны 2 очевидных отличия от стандартного сигнала. Первое - введение информационной последовательности в строках 615-620 (для второго поля) и в строках 302-307 (для первого поля). Второе - во всех строках кроме 615-620 и 302-307 синхроимпульсы помещаются в зону размаха яркостного сигнала и становятся недоступными для амплитудных селекторов синхросмеси телевизионных приемников. На сегодняшний день интервал 615-620 и 302-307 строк также "запорчен" кабельщиками. "Злые" кабельщики время от времени вырезают ССИ в некоторых строках этих интервалов, что приводит к сбоям аналоговых любительских декодеров.

Как мы уже увидели, в системе ACS изменен уровень синхроимпульсов, однако сами импульсы в сигнале присутствуют, их фронты остаются стабильными по времени. Длительность всех строк постоянна. Кроме того, для обеспечения корректного чтения данных и синхронной работы с кодером, сам декодер должен синхронизироваться по времени, поэтому синхроимпульсы строк, приходящиеся на кадровый гасящий интервал, вообще остаются без изменений. Эти обстоятельства позволяют легко восстановить подавленные синхроимпульсы. В качестве опорного сигнала любительским декодером могут использоваться незамаскированные синхроимпульсы КГИ, синхроимпульсы остальных строк восстанавливаются по их фронтам, задающим генератором с системой автоподстройки частоты и фазы. АПЧФ позволяет генератору срабатывать на фронт импульса, только если он находится в нужном промежутке времени.

Кроме введения управляющего сигнала и изменения уровня синхроимпульсов производится так называемая маскировка зоны синхроимпульсов. В системах цветности PAL и NTSC используется специальный сигнал цветовой синхронизации (вспышка), представляющий собой 8 - 11 периодов немодулированной цветовой поднесущей. Начало вспышки жестко привязано по времени к синхроимпульсу строк. В системе SECAM вспышка, как таковая, не используется, однако на задней площадке строчного синхроимпульса передается немодулированная поднесущая "синего" или "красного", начало первого периода, которой привязано по времени к синхроимпульсу. Чтобы исключить возможность восстановления синхроимпульсов по сигналу вспышки, в системе кодирования ACS вся зона строчного гасящего импульса заполняется квазицветовой поднесущей (синусоидальным сигналом с частотой, близкой к частоте поднесущей цветности). Итак, для восстановления сигнала декодеру достаточно иметь информацию о временном положении подавленного синхроимпульса. У многих радиолюбителей возникает соблазн в качестве признака СГИ использовать исчезновение-появление несущей в строках 615-620 (для второго поля) и в строках 302-307 (для первого поля). Расслабьтесь, это учтено. Во-первых, фаза несущей сигнала управления постоянно изменяется в пределах +/- 5 мкС, а во-вторых, ничто не мешает кабельщикам увеличить длину посылок несущей или сделать несущую непрерывной.

date image
2015-02-27 views image
2448

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Формат кадра. Форматом кадра называется отношение ширины изображения b к его высоте h

В ТВ величина формата кадра выбрана равной k = 4:3 , что определяется угловыми размерами поля ясного зрения глаза и учитывает опыт выбора формы изображения в кино, фотографии и живописи. В современных системах используется k = 16:9 .

Число строк разложения. Число строк разложения z определяет номинальную четкость ТВ изображения, т.е. его детальность. Эти параметры зависят от числа элементов в изображении N . Учитывая, что вдоль строки укладывается элементов,

N = z · kz = kz 2
(1.2)

Под элементом понимается минимальный участок ТВ изображения, внутри которого воспроизводится лишь средняя яркость. Число строк разложения выбирается исходя из величины разрешающей способности глаза (при рассматривании изображения в угле ясного зрения). Разрешающая способность глаза количественно определяется минимальным углом, равным (1,0 . 1,5) ' , в пределах которого две точки еще различаются отдельно.

В России принято число строк разложения z = 625. Это в известной мере реализует разрешающую способность глаза, если наблюдение изображения осуществляется при оптимальном расстоянии рассматривания lопт = (5. 6)h, т.е. при рассматривании изображения в угле ясного зрения. В ТВ системах высокой четкости (ТВЧ) число строк разложенияzТВЧ = 1125 (1250).

Ширина спектра ТВ сигнала определяется в основном верхней граничной частотой

где n – число кадров, передаваемых в секунду; N1c = kz 2 n – число элементов изображения, передаваемых в секунду.

Число кадров, передаваемых в секунду. Число кадров – число неподвижных изображений, передаваемых в одну секунду , – выбирается исходя из инерционных свойств зрительного анализатора. Благодаря инерции зрительного восприятия («памяти») удается имитировать плавное движение деталей изображения и восприятие мерцающего светового потока, как непрерывного излучения.

Из опыта кино известно, что для получения впечатления плавного движения объектов в большинстве случаев достаточно воспроизводить 16 неподвижных изображений в секунду. Однако при таком числе кадров глаз замечает мерцание яркости изображения на экране. Величина критической частоты мерцаний, при которой глаз перестает замечать периодическое изменение яркости телевизионного экрана, лежит в пределах (48 . 50) Гц. Исходя из этого число кадров ТВ системы при построчной развертке должно быть выбраноn = 50 к/с.

Однако при n = 50 к/с по каналу связи передается избыточная информация, что значительно расширяет спектр сигнала изображения. При этом верхняя частота спектра согласно (1.3) может быть определена как

Сокращения спектра ТВ сигнала за счет уменьшения скорости передачи изображения (числа кадров в секунду) можно добиться с помощью чересстрочной развертки. При чересстрочной развертке каждый кадр передается за два приема: сначала нечетные строки (нечетное поле), затем четные (четное поле). При этом частота мерцаний яркости изображения в 2 раза превышает число кадров, передаваемых в секунду, поэтому для современных вещательных систем с чересстрочной разверткой число кадров выбрано равнымn = 25 к/с при мерцании яркости изображения с частотой 50 Гц. Это позволяет сократить спектр частот сигнала изображения в 2 раза и обеспечить незаметность мерцаний яркости изображения на экране. Действительно, при k = 4:3, z = 625 , n = 25 к/с верхняя частота спектра равна

Процесс сокращения спектра сигнала изображения можно пояснить следующим образом. При передаче изображения с распределением яркости Lm вдоль строки m ТВ системой с построчной разверткой (рис. 1.1, а, б) форма сигнала изображения будет иметь вид, показанный на рис. 1.1, в. При передаче этого же изображения ТВ системой с чересстрочной разверткой с тем же числом строк появляется возможность в 2 раза уменьшить число кадров. Из-за этого скорость движения развертывающего луча передающей трубки по строке уменьшается в 2 раза. Форма сигнала изображения в этом случае показана на рис. 1.1, г. Длительность импульсов tи от соответствующих деталей изображения и длительность фронтов этих импульсов tф увеличиваются в 2 раза. Из общей теории связи известно, что ширина спектра импульса обратно пропорциональна его длительности, поэтому при чересстрочной развертке с тем же числом строк спектр сигнала изображения уменьшается в 2 раза и для его передачи требуется меньшая полоса частот тракта.




Контраст и число воспроизводимых градаций яркости изображения. Контрастом изображения называется отношение максимальной яркости изображения Lmax к минимальной яркости Lmin

Контраст является одним из важнейших качественных параметров изображения, так как он характеризует диапазон изменения яркости и определяет число различимых градаций яркости (полутонов изображения). При уменьшении контраста изображение становится блеклым, как бы покрывается туманом, уменьшается различимость его деталей. К этому явлению приводит и внешняя засветка изображения, так как контраст при наличии паразитной засветки Lд неизбежно падает:

Особенностью нашего зрения является то, что глаз реагирует не на абсолютное значение изменения яркости DL, а на ее относительное приращение DL/L .

Минимальный (пороговый) контраст, обнаруживаемый глазом (пороговая градация яркости), равен (DL/L ) = 0,02 . 0,05. Мерой визуального ощущения любого перепада яркости может служить число пороговых градаций. В частности, при заданном контрасте наблюдатель может воспринять на изображении вполне определенное количество уровней изменений яркости (пороговых градаций яркости). Так, при характерных для ТВ изображений значениях параметров Kиз = 100 и (DL/L)пор = 0,05 максимально возможное число воспроизводимых градаций определяется как

Вид развертки. Передача ТВ изображения может осуществляться с помощью построчной и чересстрочной разверток. В современном вещательном ТВ, как указывалось выше, используется чересстрочная развертка, обеспечивающая двукратное сокращение спектра ТВ сигнала по сравнению с построчной (при одинаковой четкости и частоте мерцаний яркости изображения).

Однако чересстрочная развертка имеет и недостатки. Наиболее существенным из них являются жесткие условия формирования чересстрочного растра: в каждом кадре должно быть строго определенное нечетное число строк разложения; следовательно, в каждом поле должно быть целое число строк плюс половина строки. Для этого необходима жесткая связь частот кадровой и строчной разверток. Нарушение чересстрочной развертки – «слипание» строк – может происходить и при неидентичности (порядка 0,16%) размахов сигналов кадровой развертки нечетного и четного полей.

Основные параметры системы ТВ вещания России:

число строк разложения z = 625,
число кадров в секунду n = 25 к/с,
формат кадра k = 3:4,
вид развертки – чересстрочная.

Профессиональный подход.
Разумность решений.

В этой статье мы попытаемся дать некоторое представление о том как формируется телевизионное изображение, что получается при его оцифровке на компьютере и как всю эту информацию надо учитывать при обработке видео на компьютере.

Необходимость написания этого материала возникла после того, как многие начинающие любители цифрового видео стали присылать кадры из своих видеофильмов, на которых отчетливо были видны искажения изображения и задавали резонный вопрос - а что я не так делаю, на телевизоре изображение нормальное, а на компьютере нет?
Телевидение было придумано десятки лет тому назад, задолго до появления электронных вычислительных машин, ни о каких цифровых преобразованиях тогда не могло быть и речи, поэтому все создавалось с целью удобной и дешевой передачи сигналов и последующего простого для уровня тогдашней техники отображения на экране. Поскольку видеоизображение на компьютере не может быть сформировано так же как в телевизоре, и возникают проблемы, вопросы по ним и т.д. Как ответы на большинство подобных вопросов и задуман этот материал.

Передача и формирование телевизионного изображения

Большинство смотрящих телевизор людей считают, что они видят изображение с частотой 25 кадров в секунду (здесь и далее информация будет относиться к телевизионным системам PAL/SECAM). Это не совсем так. На самом деле на экране меняется изображение 50 раз в секунду, но не все изображение, а только половина его. Сначала рисуется одна половина строк кадра изображения, затем другая. Каждая из половинок называется полем (field). Поэтому правильно считать, что на экране телевизора рисуется 50 полей в секунду. Эта технология хорошо иллюстрируется рисунками ниже:

Он же, но разделенный на два поля

Человек не замечает "половинчатости" каждого изображения как из-за инерции человеческого зрения, так и из-за послесвечения люминофора электронно-лучевой трубки телевизора. Тем не менее многие зрители легко отличают кинофильмы от телефильмов именно по большей дискретности перемещения объектов в кинофильме. Телефильмы снимаются на видеокамеры с теми же 50 полями в секунду, а кинофильмы на кинокамеру с 24 кадрами в секунду. При подготовке кинофильма к показу по телевидению каждый кадр преобразуется в два "половинчатых" поля, но, поскольку, движения в пределах одного кинокадра нет, эти поля, накладываясь друг на друга в глазах зрителя, просто восстанавливают исходный кадр с кинопленки.
Некоторые цифры, характеризующие передачу телевизионного изображения:

Максимальное количество вертикальных линий, которое можно отобразить на телевизоре, укладывая их по горизонтали - 768. Такое количество линий можно даже увидеть, подав на низкочастотный вход телевизора прямоугольный сигнал частотой 15625 Hz. Линии будут чередоваться - по 0 сигнала белая, по 1 черная. Таким образом, полный телевизионный кадр получится 768х625. После отбрасывания служебных строк и обратного хода кадровой развертки остается реальное разрешение 720х576. Такое разрешение указывается для полноэкранного видео на компьютере во всех программах редактирования видео.

Требуемая для передачи полного телевизионного изображения полоса пропускания считается просто: 768(линий по горизонтали)/2 (одна линия белая, другая черная) = 384*625 (число строк в кадре) =240000*25 (число кадров в секунду) = 6000000 Hz = 6 MHz

Частота строчной развертки 15625 Hz, тем самым длительность одной строки 64 микросекунды.

Частота кадровой развертки 50 Hz, длительность одного поля соответственно 20 миллисекунд.

Количество строк, рисуемых за 20 миллисекунд - 312.5 (0.020/0.000064). В целом кадре соответственно 312.5х2=625

Как учитывать специфику телевизионного сигнала

Именно из-за незнания специфики телевизионного сигнала часто у многих пользователей возникают недоуменные вопросы после сброса видео на компьютер. Эти же вопросы возникают при сжатии видео в различные варианты MPEG формата. Итак, наиболее часто встречающиеся вопросы и ответы на них:

Смотрю видео, захваченное с цифровой камеры, на компьютере и вижу, что изображение намного более темное, чем при просмотре того же фрагмента на телевизоре. Тем самым я не могу тщательно редактировать фильм, не имея представления о реальных цветах и яркости кадра. Почему это происходит и как исправить подобную ситуацию?
Это явление общеизвестно и возникает из-за особенностей DV кодеков, используемых для декомпрессии DV и отображения его на экране. Действительно, изображение на экране монитора выглядит очень темным, несмотря на то, что это же изображение, отправленное на камеру, будет совершенно нормально выглядеть на телевизоре. Никаких радикальных средств борьбы с этим явлением нет, но есть возможность существенно уменьшить различия между телевизионным и компьютерным изображением. Поскольку как видеоредакторы, так и просто проигрыватели Windows используют режим overlay для показа видео, можно отрегулировать контрастность (Contrast), яркость (Brightness), цветовой тон (Hue), цветовую насыщенность (Saturation) именно для окна overlay'я. Такую возможность предоставляют видеокарты на процессорах от NVidia. В параметрах настройки всех современных драйверов от этого производителя есть соответствующая закладка Overlay Color Control. К сожалению, другой именитый производитель процессоров для видеокарт, Matrox Graphics, возможности настройки в режиме Overlay не предоставляет. Настройки параметров окна overlay НЕ ВЛИЯЮТ ни на что, кроме вывода видео. Вид окна настройки представлен на рисунке:


Для настройки видеоизображения следует загрузить любой видеоклип в обычный проигрыватель Windows, нажать кнопку Стоп, затем вызвать панель настройки overlay, показанную выше и подобрать настройки по вкусу (еще разумнее смотреть то же изображение по телевизору).

При просмотре кадров, которые я взял и сохранил на диске со своего видеофильма, обнаружил артефакт, который можно назвать "гребенкой" - зубцы на движущихся объектах или неподвижных, но при движении камеры. На телевизоре при этом все нормально. Как можно избежать подобных искажений и можно ли как-то исправить уже снятые кадры?
Рассмотрим небольшой пример. Вот снимок людей, которые попали в кадр быстро поворачивающейся камеры:


На этом снимке видно, что края всех предметов на снимке искажены "гребенкой". Этот артефакт вызван наложением двух полей, изображения на которых смещены друг относительно друга. Смещение соответствует расстоянию, которая камера прошла за 1/50 секунды. Избежать подобных искажений при съемке обычными видеокамерами невозможно. Только камеры с прогрессивной разверткой позволяют существенно уменьшить, а при небольшой скорости объекта/камеры убрать совсем подобные искажения. Если же хотелось бы все-таки сохранить такой кадр для размещения на WEB странице или печати на принтере, то можно улучшить качество изображения применением фильтра Video/De-Interlaced в программе Adobe Photoshop или Ulead Photoimpact 8. Результат получится таким:


Следует только учесть, что разрешение по вертикали после такой операции падает в два раза, так как фактически одно поле удаляется и удваиваются строки другого поля.

Захватил видео с цифровой камеры программой Ulead MediaStudio Pro (Adobe Premiere, Vegas Video и т.п.) и обнаружил странную картину - плеер Windows показывает, что разрешение записанного мною видео всего 360х288, хотя должно быть 720х576. Почему это происходит и как посмотреть видео в полном разрешении?
Это действительно так. По умолчанию плеер Windows показывает DV Video в разрешении 360х288. Для перевода показа в полное разрешение нужно проделать следующее:

Запустить DV файл на воспроизведение и нажать Стоп. Затем в меню File/Properties (Файл/Свойства) выбрать Advanced (Дополнительно), далее DV Video Decoder, далее Properties (Свойства). В появившемся окне

выбрать Full (Полное), Далее ОК и снова ОК.

Версия Windows Media Player Версия Windows Параметры настройки
6.x 98
7.x 2000 Войти в меню Tools/Options (Сервис/Параметры), далее выбрать Performance (Быстродействие). Установите Video Acceleration (Аппаратное ускорение) в Full (Полное), Digital Video (DV) (Настройки цифрового видео) в Large (Крупно)
8.x XP Проделать то же самое, что и для Windows Media Player 7, но после установки Video Acceleration (Аппаратное ускорение) нажать кнопку Advanced (Дополнительно).

Переведя плеер Windows в режим показа полного разрешения, не следует забывать, что плеер будет отображать каждый кадр из 2-х наложенных полей, что приведет к "гребенке" на краях движущихся объектов. Это явление подробно описано выше. В режиме 360х288 показывается только одно полке и подобных искажений нет.

Что означает "камера с прогрессивной разверткой", "камера с обычной разверткой" - по идее телевизионное изображение всегда должно быть чересстрочным и никак иначе? И по этой же теме - как любая цифровая видеокамера делает "фотоснимок" - там же "гребенки" нет, причем на самой обычной, без "прогрессивных" способностей, камере?
Действительно, телевизор может показывать только чересстрочное изображение, но здесь на самом деле нет никакого противоречия с возможностями некоторых видеокамер снимать с прогрессивной разверткой, но для понимания этого следует подробно описать технологию съемки видеокамерой:

Съемка с чересстрочной разверткой

Рассмотрим процесс съемки обычной видеокамерой, использующей только чересстрочную развертку. При такой съемке камера реально снимает 50 раз в секунду, причем информация с ее CCD (ПЗС) считывается именно по четным или нечетным строкам - т.е. сначала считываются нечетные строки (1, 3. 623, 625), затем, через 1/50 секунды, четные строки (2, 4. 622, 624). Поэтому при перемещении объекта съемки относительно камеры, изображения на разных полях будут отличаться друг от друга, причем чем больше будет скорость перемещения объекта съемки, тем заметнее будут отличия и, соответственно, больше "гребенка". У этого типа съемки есть одно явное преимущество - плавный показ движущихся объектов, так как на телевизоре никакой "гребенки" явно видно не будет. Недостатки съемки в чересстрочном режиме ощутимо видны только при монтаже на компьютере - практически невозможно сделать качественные стоп-кадры движущихся объектов для печати фотографий и/или создания альбомов файлов с наиболее интересными кадрами.

Съемка с прогрессивной разверткой

Процесс съемки камерой с прогрессивной разверткой отличается тем, что камера делает снимок каждые 1/25 секунды и затем записывает с него два поля, как и положено по телевизионному стандарту. Понятно, что в этом случае никаких нарушений правил нет, но изображение на одном поле никогда не будет смещено относительно другого поля. Видеофильм, снятый на такой камере, при показе на телевизоре будет очень напоминать кинофильм, который, как всем известно, снимается с частотой 24 кадра в секунду. Способностью снимать с прогрессивной разверткой обладает небольшое количество отнюдь не дешевых видеокамер, поэтому не следует надеяться встретить такую возможность в недорогих видеокамерах.

Режим "фото" в цифровых видеокамерах

Режим "фото" во всех современных цифровых видеокамерах работает одинаково вне зависимости от остальных характеристик видеокамеры. Этот режим представляет собой частный случай съемки с прогрессивной разверткой. Разница только в том, что таким образом делается только один снимок раз в 6-7 секунд и запись собственно снимка сопровождается записью звука в течении этого времени. Но запоминается сам снимок точно также, просто записывается один и тот же кадр в течении всего времени "фотосъемки". Такой снимок тоже не будет иметь "гребенки" и его не нужно подвергать описанной выше процедуре в Adobe Photoshop.

Больной вопрос для многих начинающих любителей видео - как оценить качество съемки своей собственной камеры или той камеры, которую планируется купить. Одним из крайне важных параметров видеокамеры является разрешающая способность, которую обычно измеряют в ТВЛ (ТелеВизионные Линии). У большинства современных цифровых видеокамер значение этого параметра достигает 500 и более ТВЛ согласно паспортным данных на них. Наиболее популярный вопрос на эту тему - почему у камеры только 500 линий, в телевизионной картинке должно же быть 625 линий? На самом деле это совершенно разные понятия - строки, на которые раскладывается телевизионное изображение (их действительно 625) и ТВЛ, характеризующие качество изображения. Для понимания того, что есть ТВЛ, проще всего взглянуть на фрагмент обычной телевизионной испытательной таблицы:

Цифры, стоящие рядом с линиями, как раз характеризуют разрешающую способность. Если можно различить линии рядом с цифрой 500, например, то разрешение записывается как "не хуже 500 ТВЛ". Для примера можно посмотреть на два реальных снимка телевизионной таблицы: снимок камерой SONY Digital 8 и снимок неофициального чемпиона по разрешающей способности SONY DCR-TRV900, взятых с сайта John Beale.

Sony TRV7000 Picture

Sony TRV900 Picture

Следует учитывать, что максимальная разрешающая способность при передаче эфирного телевидения определяется полосой пропускания канала и не может быть улучшена, так как полосы пропускания давно стандартизованы.
Обычный бытовой VHS видеомагнитофон имеет максимальную разрешающую способность всего 240 ТВЛ, S-VHS видеомагнитофоны и видеокамеры - 400 ТВЛ.
Не все пользователи, читающие документацию на видеокамеру или рекламу к оным обращают внимание на примечание, которое зачастую сопровождает значение ТВЛ для цифровой видеокамеры. Обычно примечание гласит - значение указано только для записи/воспроизведения на видеомагнитофон камеры. Фактически в этом случае указывается характеристика качества кодера/декодера камеры, преобразовывающего аналоговый видеосигнал в цифровой и наоборот. Почему дается такое хитрое примечание? Дело в том, что у видеокамеры разрешающая способность зависит от многих факторов, перечисленных ниже:

Количество CCD (ПЗС), больше (3) - лучше

Количество светочувствительных элементов (пикселей) в CCD (ПЗС)

Качество DV кодера/декодера камеры

Качество оптики камеры

Так как в DV стандарте жестко оговаривается формат записи DV на ленту, то для магнитофона цифровой видеокамеры разрешающая способность при записи видео будет одинакова для любой DV камеры стоимостью и $650 и $4000. Собственно говоря, и само понятие "разрешающая способность" для цифрового магнитофона абсурдно - нет же понятия "разрешающая способность жесткого диска", например. Правильным же значением, определяющим и в целом качество видеокамеры, будет разрешающая способность на отснятом изображении, но такой параметр приводится не часто - он может быть существенно меньшим, чем значение ТВЛ для магнитофона видеокамеры.

Многие начинающие любители видео считают, что для вывода видео с компьютера на телевизор или видеомагнитофон достаточно иметь обычную хорошую видеокарту с видео выходом и все - результаты своего творчества можно будет легко таким образом сохранять на обычной VHS кассете. На самом деле такой способ вывода практически невозможно использовать из-за низкого качества видеоизображения на TV выходе любой, даже самой дорогой и лучшей видеокарты. Причин здесь несколько:

Видеоизображение всегда показывается только по кадрам, а кадр формируется наложением полей со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде артефактов, одним из которых является упомянутая выше "гребенка".

Среди дозволенных видеокарте разрешений экрана разрешение 720х576 не значится, поэтому при правильном разрешении окна для видео оно будет окружено бордюром до разрешения видеокарты в 800х600 или 1024х768. В случае выбора режима полноэкранного просмотра изображение будет масштабироваться так, как видеокарта и ее драйвер считают нужным.

Разложение по полям для вывода по TV выходу видеокарта будет делать без всякой связи с оригинальным видеоизображением.

В настоящее время только видеокарты Matrox практически лишены указанных выше недостатков, но эти видеокарты довольно дороги, редко встречаются в продаже и имеют невысокие параметры в части работы с трехмерной графикой.

Сам же оцифрованный видеофильм хранится в на диске компьютера в оригинальном, т.е. разложенном по полям виде. Но правильное воспроизведение его на обычном телевизоре возможно только через:

Специальную плату для ввода/вывода видео (сам видеофрагмент, конечно, должен иметь формат, поддерживаемый этой платой)

Цифровую видеокамеру для вывода видео в DV формате. Это возможно благодаря тому, что любая цифровая видеокамера при поступлении на цифровой вход данных преобразует их в аналоговый сигнал, который может быть использован для просмотра DV на обычном телевизоре и/или записи на бытовой видеомагнитофон. К сожалению, таким образом нельзя использовать цифровые камеры с заблокированными входами, продаваемые в странах Европейского сообщества в силу их таможенных ограничений.

Кратко в статье приведено большинство "подводных камней", которые ожидают любителя видео при работе на компьютере, вызванных исторически сложившейся спецификой формирования телевизионного изображения. По мере поступления новых вопросов на эту тему этот материал также будет расширяться.

Написать эту статью (или скорее manual) меня заставило поразительно большое количество телевизионных "деятелей", которые годами работают неправильно и даже не подозревают об этом. Хуже того - сеют безграмотность в своей среде. Я устал постоянно встречать в реале и в онлайне вопросы про телевизионные поля и грустно созерцать практически полное равнодушие окружающих к ним. В этой статье будет описано про эти загадочные "сельхозугодия", что на них сеять и как с ними работать.

Статью начал в 2001 году, но дописать её смог только сейчас (2004 г.) Спросите почему так долго? Да всё как обычно: работа, лень, пиво. Но за это время было изучено множество советов умных людей, выслушано много глупостей от глупых и набито много шишек собственным лбом. Но, в конце концов я не удержался и попробовал сложить всю эту головоломку в нечто удобоваримое даже для новичка.

Изначальна внесу одну ясность: я – противник полей. Да, мне они не нравятся. Да, они зачастую сильно усложняют техпроцесс и я жду не дождусь, когда всё телевещание перейдёт с аналога на цифру и о полях забудут как о ненужном наследии аналогового вещания. Но сейчас я работаю с полями, потому что есть такие понятия - "Правила" или "Стандарт".

Вариант изложения будет достаточно задорный, потому как для меня нет ничего хуже, чем излагать (или изучать) подобную неинтересную муть такими же неинтересным официальным языком.

Важные моменты будут выделены вот так

Кому адресована статья.

начинающим (чайникам) ;
способным и заинтересованным в обучении;
тем, кто готов принять стандарт, пусть даже при лютой ненависти к нему;
тем кто слышал про поля и хочет с ними работать, но боится сложностей (нечего улыбаться, я лично знаю таких) ;
тем, кто несмотря на свой внушительный срок работы на телевидении, не боится признать себя профаном. (Если вам незнакомо это слово, тогда вам должен быть знаком его современный аналог – «ламер»).

. и кому не адресована

тем, кто не хочет учиться;
пупам Земли, уверенных в своей исключительности и постоянной правоте, а так же в том, что окружают их исключительно одни тормоза безграмотные.

Монитор, телевизор, кинескоп - в данной статье речь идёт об устройствах с электроно-лучевой трубкой в качестве прибора отображения информации. Я не рассматриваю здесь плазменные и жидкокристаллические панели, потому как описанных в статье проблем они лишены.

Телевизионное поле - оно же "field" или "полукадр"; половина телевизионного кадра; набор чётных или нечётных строк.

Полукадр - тоже самое, что и "телевизионное поле", но уже чисто наш русский термин. Сейчас почти нигде не применяется (разве что на древних ГТРК с таким же древним техперсоналом) , потому как всё оборудование буржуйское и литература написана на буржуйском.

Расчёска, гребёнка - негласно общепринятые названия проявления полей при просмотре на экране комьютреного монитора или при проблемах.

Доминантное поле, названия полей - означает с какой именно строки начинает строиться каждый кадр изображения. Вот тут учёные мужи постарались от души и внесли максимум неясности в терминологию. Одна радость - поля в итоге могут быть всего двух видов и т.о. этим балбесам не удалось вывихнуть нам мозг окончательно:

первое (верхнее, first, upper, odd, top)
второе (нижнее, second, lower, even, bottom)

ВАЖНО!
Существуют программы в которых некорректно указаны названия полей: например старые версии RealVIZ Retimer, Boujou. Но всех умудрился переплюнуть 3D Studio Max: начиная с самой первой версии (1998 г.) и до сих пор (2004 г.) значания полей в Render Settings перепутаны! Обсуждение здесь

Для простоты восприятия и изложения, мы с вами поступим по здравому. Чтобы не путаться в каламбурах типа "первое второе поле", рассказывать я буду про первое поле.

ВЫВИХ МОЗГА:
Есть ещё одна несуразица, объяснение которой я никак не могу найти уже лет 10 как. При всей своей очевидной правильности использования в качестве доминантного именно первого поля (ведь на то оно и названо "первым") , доминантным полем в видеоматериале бывает и. второе. Откуда растут уши я не знаю, но всё это зачастую вызывает у пользователей недетский геморрой. Особенно сейчас, с активным внедрением стандарта DV и плат на его основе, работающих со вторым полем. Ещё непонятнее становится после осознания того, что такие видеоплаты всё равно конвертируют на своём видеовыходе сигнал в первое поле, потому как наши (включая самые древние ламповые) телевизоры работают именно с первым полем. Вот где здесь логика я объяснить затрудняюсь, но как-то много лет назад мне попадалась статья про историю формата DV. Руку к его разработке приложил всеми "любимый" Билл Гейтс со своей компанией, пытаясь сделать его основным форматом видео для Windows. А компания его - американская. А в Америке телестандарт - NTSC. А у него первое поле - это как раз второе (простите за каламбур). Не знаю правда это или вымысел, но такое объяснение вполне может описать получившуюся несуразицу.

Глупости очевидные и не совсем.

Долго думал публиковать этот абзац или нет. В итоге решил пусть будет. Считаю важным обучить не только тому как надо делать, но и тому, как делать не стоит.

Нередко можно услышать термин "полуполя". На самом же деле, термин этот абсурден и на русский его можно перевести как "полу-полукадр" (четвертинка кадра что ли?) .
Зазубрите: одно поле равно одному полукадру.

Так же меня веселят диалоги наподобие:

- Я принёс вам ролик на CD.
- Отлично, та-а-аак. а какое поле доминирующее в этом ролике?
- Оба!
- .
- Ну чтобы подошло под все платы, я сделал Full frame! Т.е. в одном ролике у меня оба поля первые. Выбирайте сами.

- Дима, давай нам ролик без полей!
- Почему? Вы так не уважаете телезрителей?
- Уважаем, но мы проводили тесты, пересмотрели кучу роликов и пришли к выводу, что разницы в изображении нет.

Как показывает опыт спорить тут безполезно. Это тоже самое, что убеждать заскороузлого тазовода в глупости покупки очередного неудобного и опасного для жизни ведра. Это клиника.

Основы формирования телевизионного изображения на телеэкране

Изображение на экране CRT-кинескопа образуется из горизонтальных строк. Строки эти чертятся электронной пушкой испускающей поток электронов, которые бомбардируют покрытый изнутри люминофором экран кинескопа и заставляют некоторое время
светиться нужные участки нужным цветом и нужной яркостью. Т.е. это не проецирование за раз единой собранной картинки как в диафильме или кинофильме, а очень быстрое рисование тонким лучём сотен линий в определённом порядке и направлении (сверху вниз).

Для того, чтобы человеческий глаз мог видеть цельное изображение на экране покрытого люминофором кинескопа, частота смены этих картинок должна быть не менее 50 раз в секунду (50 Гц). Уменьшение этой частоты до привычных всем киношных 24 к.с. приводило к сильному мерцанию изображения. Это связано с так называемым временем послесвечения люминофора , которым изнутри покрыт экран кинескопа и благодаря свечению которого мы и можем видеть изображение.

Визуально это будет выглядеть как постоянно пульсирующее изменение яркости изображения - очень похоже ведёт себя зажигающаяся люминисцентная лампа дневного света. Надеюсь ясно, какой дискомфорт при этом будет испытывать телезритель. Итак, подавать сигнал на экран телевизора вроде бы надо с частотой 50 раз в секунду, но на самом деле на экран наших с вами телевизоров подается только 25 и никаких особо заметных мельканий яркости мы не видим. Как же так?! Для этого надо понять принцип экранной развёртки.

Примечание: все приведённые тут и далее цифры справедливы для стандартов PAL и SECAM.

Работа экранной развёртки

Существует всего 2 вида телевизионных развёрток (способов прорисовывания электронным лучом телевизионного растра изображения):

Построчная (прогрессивная) - строки изображения прорисовываются по очереди (1,2,3,4,5. 625). Применяется в спецтехнике и компьютерных мониторах (например, системный блок компьютера -> монитор). Каждый кадр изображения прорисовывается за один проход (без полукадров). Плюс такой развертки - в простоте организации и обработки сигнала, а минус - сильное мерцание яркости при частотах менее 60 Гц. Наверное многие замечали, как быстро устают глаза при работе за компьютерным монитором с частотой обновления экрана 60 или даже 75 Гц. Всё правильно: пока луч пройдёт от верха экрана к низу, верх успеет заметно потерять заряд энергии и станет гаснуть. а вся картинка в целом начнёт мерцать. Именно по этой причине в компьютерных CRT-мониторах используются высокие значения кадровой развёртки (от 85 до 150 Гц).

Чересстрочная – здесь луч кинескопа сначала прорисовывает на экране все нечётные строки. Далее следует т.н. "обратный ход" - луч позвращается наверх к строке 2 и так же последовательно продолжает чертить все чётные строки между уже нарисованными (ещё светящимися от бомбардировки электронами ) нечётными строками и заканчивает свой ход в правом нижнем углу кинескопа в строке 624. При наложении этих двух полукадров друг на друга и получается полный кадр. Т.о. экран за один кадр засвечивается дважды и это значительно сглаживает мерцание картинки в целом. Другими словами, при чересстрочной развёртке можно понизить частоту кадров в 2 раза без особого ущерба для комфорта восприятия. Хитро придумано, верно?

Ннуу. Вы ничего пока не улавливаете? Это те самые 2 прохода луча, из которых состоит цельный кадр и которые называют "полукадрами" или "полями". Для особо одарённых перефразирую: первый полукадр (первое поле) – это строки 1,3,5,7. 625, второй полукадр (второе поле) – строки 2,4,6,8….624.

Термины "первое" или "второе" указывают на доминантное в видеосигнале поле, т.е. с какого поля начинается формироваться полный кадр. Если говорят что "ролик принесли с первым полем", это значит что каждый кадр в материале начинаются с первого поля (с нечетной строки).

Понятно, что чересстрочная развёртка – must die! Она сложнее и труднее в обработке, она доставляет немало хлопот при конвертировании с одного поля в другое и т.д. Но тем не менее, именно с ней работают все телевизоры в мире (во всяком случае при трансляции эфирных телепрограмм). У здравомыслящего человека естественно напрашивается вопрос - раз всё так плохо, почему всё так и остаётся? Ответ ищите ниже.

История появления полей

Всё началось в середине 20 века, когда зарождалось телевидение и начался передел частот эфирного радиодиапазона. Диапазон это далеко не резиновый, существуют жёсткие рамки широты (количества каналов) его использования для разных служб (милиция, любительская радиосвязь, радио, авиация, такси, телевидение и т.д.) , да плюс ещё и ограничения по элементной базе в то время, с невозможностью создания сверхвысокочастотных приёмников и передатчиков. В общем, даже тогда конструкторы понимали, что отведенного под телевидение диапазона частот явно будет мало уже в ближайшем будущем.

Сколько было выделено конкретно места под весь метровый ТВ-диапазон я не знаю, но в курсе что один телевизионный канал по расчётам должен был занимать полосу частот порядка 12 МГц. Обрабатывать и передавать такой широкополосный сигнал было сложно и требовало больших затрат. К тому же, сокращается количество телеканалов, которые можно втиснуть в отведённый для ТВ-вещания диапазон эфирных частот. А ведь лепить каналы вплотную друг к другу нельзя, так как появляются взаимные наводки и паразитные гармоники (различные двоения/взаимное проникновение каналов).

Инженеры дружно ломали головы - ведь при таком раскладе в будущем нам с вами светило смотреть только 4-5 каналов, вместо пары десятков. И выход был один – уменьшать занимаемый каждым отдельным телеканалом диапазон частот (тот самый, который 12 МГц) . Уменьшением частоты кадров в 2 раза (с 50-ти до 25-ти) и введением полукадров, его в итоге сузили до 6 МГц. И это было элегантным и красивым решением.

Сейчас к счастью, эти проблемы уже похоже уходят и недалёк тот день, когда телевещание перейдёт с аналогового сигнала на цифровой. Тогда в тот же самый отведённый диапазон частот можно будет впихнуть тысячи телеканалов, да ещё и с HD-разрешением, преобразовав их в цифровой вид. и забыть о полях, как о страшном сне. Не знаю когда это случится в "великой и могучей", но по всему миру уже транслируется намало телеканалов в цифре.

Ну а пока всё остаётся по старому, нам надо уяснить для себя пару выводов:

Вывод1: Главное преимущество чересстрочной развёртки перед построчной состоит в том, что при одинаковой частоте смены изображений (25 полукадров х 2 прохода = требуемые 50Гц в секунду) и одинаковом числе строк (625 на один полный кадр) , в 2 раза снижена частота повторения полных кадров и так же в 2 раза уменьшена полоса занимаемых в ТВ-сигналом эфирных частот.

Вывод2: Для качественного и комфортного восприятия телезрителями ТВ-картинки, подаваемый на выход телевизионного передатчика видеосигнал должен содержать информацию не только о количестве и частоте кадров, но и о полукадрах! Этого можно добиться только в том случае, если вся компьютерная графика и весь видеоматериал подаваемый в эфир будет так же содержать эту информацию про полукадры. Работая без полей, ламер-дизайнер невольно показывает зрителю частоту кадров в 2 раза меньшую, чем есть возможность показать на самом деле. Правда глупо?

Справедливости ради замечу, что это правило в основном относится к быстродвижущимся элементам и к камерным панорамам. На статичных планах отсутствие полей вовсе не будет заметно, но кто же крутит на телевидении статичные кадры?. Кстати всё ЦТ работает с полями, так что равняйтесь на профессионалов.

129515, Россия, Москва, ул. Академика Королева, 13

Читайте также: