Орбитальное вещание тв что это

Опубликовано: 19.10.2021

Телевидение – одно из лидирующих СМИ. Оно обеспечивает огромный охват и высокий коэффициент доверия. Качественная ТВ-реклама буквально впечатывает образ бренда в память потенциальных потребителей. Рекламное послание запоминается надолго и накрепко. Мы работаем с ТВ-рекламой с самого начала и знаем о телевизионном рынке все. Мы создаем рекламные кампании любого уровня – от регионального до федерального. А еще мы активно поддерживаем спонсорские проекты и предлагаем нестандартные интеграционные решения.

Способ вещания



— это бесплатная трансляция общегосударственных телеканалов. Телевизионные сигналы передаются с телецентров при помощи антенн. Сигналы эфирного ТВ отправляются «по воздуху» так же, как и сигналы спутникового телевидения, но «стартуют» они с наземных телевышек. Каждый телеканал вещает на собственной, специально выделенной частоте.




Цифровое интернет-телевидение или IPTV

- еще одна популярная технология вещания, которую используют современные провайдеры. Зашифрованный сигнал передается по интернет-кабелю. Для цифровой трансляции данных создан специальный интернет-протокол. IPTV может транслировать неограниченное количество каналов, эта технология обеспечивает обратную связь и предполагает широкий выбор дополнительных услуг. Как это работает? Провайдер предлагает абоненту IPTV-приставку. Она получает интернет от домашнего роутера – теперь цифровые телеканалы можно смотреть с любого монитора. Количество каналов зависит от тарифного плана и доходит до нескольких сотен!


Цифровое интернет-телевидение или IPTV


предоставляет множество каналов с высоким качеством изображения. Закодированный сигнал поступает с искусственного спутника Земли на антенну, а затем – на домашнюю ТВ-приставку или на телевизор. Внешняя антенна – спутниковая «тарелка» - направлена на определенный спутник. Сигнал с него передается в сжатом цифровом формате. Благодаря этому пользователь получает большое количество телеканалов с изображением высокой четкости.




Форматы размещения на ТВ


Прямая реклама – это видеоролики с небольшим хронометражем (5-30 с), которые размещаются в рекламных блоках внутри телепрограмм или между ними.


Спонсорское участие – спонсорские заставки (статичное изображение), а также видеоролики и объявления ведущего. Это исключительно имиджевая реклама. Её цель – создание положительного образа спонсора.


Product Placement (Продакт-плейсмент) - разновидность рекламы, которая демонстрирует «естественные» ситуации употребления продукта с участием представителей целевой аудитории или лидеров мнений. Такая реклама воздействует на потенциальных потребителей опосредованно и ненавязчиво.


PR на телевидении – это тематические репортажи, интервью. Актуальный формат – «гость в студии».

Способы размещения


Фиксированное размещение «привязывает» рекламу к определенным программам или рекламным блокам. Она демонстрируется в конкретное время и только в те дни, которые выбирает рекламодатель.


Плавающее размещение – это произвольная трансляция рекламы: в различных программах в любое время и в любой день недели. Телеканал обязуется предоставить четко определенный объем GRP. У плавающего размещения есть очевидный минус: реклама демонстрируется не тогда, когда хочет заказчик, а тогда, когда на нее остается время. Чем же хорош этот способ? Рекламодатель может выбрать свою целевую аудиторию. К тому же, плавающее размещение обходится дешевле фиксированного.



Прайм-тайм (Prime time) – время самого активного просмотра телепрограмм. Реклама в эти «золотые часы» стоит намного больше, чем в менее популярное время.
Офф-тайм (Off time) – это «низкий сезон» телепросмотра. Стоимость рекламы в это время не превышает 50% от стоимости прайм-объявлений.

Общенациональные телеканалы:

с 00.00 до 00.30 и с 19.00 до 24.00 по будням.

В выходные и праздничные дни:

с 00.00 до 01.00 и с 08.00 до 24.00.

c 00:30 до 19:00 по будням,

с 01:00 до 08:00 по выходным и в праздничные дни.

Телевещание в регионах:

Первый канал, Россия 1, НТВ, СТС, Пятый канал, РЕН ТВ, Матч ТВ,
ТВЦ Москва, Москва 24:

с 18:00 до 24:00 в будни,

с 00:00 до 24:00 в выходные и праздничные дни.

c 00:00 до 18:00 в будни.

с 18:00 до 00:30 в будни,

с 00:00 до 24:00 по выходным и праздничным дням.

с 00:30 до 18:00 по будням.

РБК Москва, РБК Санкт-Петербург:

с 07:00 до 10:00 и с 18:00 до 24:00 (всю неделю).

Прочие каналы:

с 00:00 до 24:00 (любой день).

Новые инструменты размещения


Аукцион позволяет рекламодателю за дополнительную плату показывать видеоролик в конкретном блоке, даже если этот блок уже заполнен. Для многих клиентов такой способ размещения – гарантированная возможность привлечь потенциальную аудиторию. Наиболее активные торги имеют отношение к утренним программам и вечерним развлекательным шоу.





Федеральные и региональные рекламные блоки

Существует два варианта разделения рекламных блоков - на региональные и федеральные. В одном случае блок делится на две части, одна из которых федеральная реклама транслируется одновременно на всей территории России, а другая региональная реклама, в которой трансляция видеороликов осуществляется точечно по каждому региону. В другом случае рекламные блоки не делятся внутри, а чередуются, т.е. один блок в передаче федерального значения, а другой регионального.

В региональных блоках эфирное время продаётся как точечно, т.е. по одному региону, так и консолидированно, т.е. рекламодатель имеет возможность купить эфирное время в ряде городов и регионов, что конечно отражается на совокупной скидке. Что же касается федерального размещения, то в таком случае рекламная кампания запускается параллельно во всех городах без исключения. Бюджет подобного размещения конечно более внушителен, однако при делении на отдельные регионы, становится понятно, что итоговая стоимость федерального размещения значительно более выгодна, в случае если необходимо сохранить полный охват по стране.

Фиксированное размещение

Фиксированное размещение предполагает размещение рекламы только в определенных программах или рекламных блоках и в конкретных программах, в конкретные дни, которые выбрал рекламодатель. После выбора клиентом фиксированного размещения начинается активная работа по уточнению условий размещения. В этом случае в первую очередь решается вопрос о способе расчёта. Существуют два основных варианта покупки эфирного времени в фиксированном варианте размещения:

  • по GRP (в Москве и крупных городах России)
  • по минутам (преимущественно в Регионах России)

Плавающее размещение

Плавающее размещение заключается в произвольном размещении рекламы в эфире. То есть главное, чтобы споты за определенный период времени набрали определенный объем GRP, вне зависимости от программы, времени размещения и дня выхода.

Минусы плавающего размещения очевидны: реклама ставится не там, где бы хотелось заказчику, а там, где для нее остается время. Хотя на некоторых ТВ-каналах, особенно в определённый сезон, сдвиги от предварительно планируемых выходов в эфир могут быть не так значительны. Плюсы же состоят в том, что рекламодатель получает серьезные скидки в размере 15-25% от расценок при фиксированном размещении.

Комбинированное размещение

На практике встречаются сложные комбинации договоров по размещению рекламы. В рамках одного договора могут быть предусмотрены и фиксированное, и плавающее размещение (допустим, в соотношении 50:50), с обязательным тем или иным условием.

Спонсорские заставки

Трансляция рекламной информации в непосредственной близости к программной части, т.е. в начале и в конце рекламного блока привлекают к себе наиболее активное внимание. По этой причине они выделены отдельным форматом, который называется спонсорской заставкой. Формат информации в заставках различный, как правило, их хронометраж составляет 5-10 секунд.

Устное объявление ведущего

Существует ряд развлекательных передач, в которых главным действующим лицом является ведущий. В таком случае прекрасным дополнением к спонсорской заставке и демонстрации продукта является устное объявление ведущего. Как правило, оно лаконично в стандартном информационном формате. Средний хронометраж - 5-10 секунд.

Демонстрация продукта

При интеграции в ту или иную передачу можно использовать сюжетные и концептуальные ходы, в которых продукт будет показан в самых различных ситуациях, и, что самое важное при этом, выглядеть естественно.

Использование логотипа в студии

Часто в дополнение к основным спонсорским возможностям в оформлении интерьера студии используется логотип спонсора программы. Данная опция продаётся преимущественно в спонсорском пакете.

Интеграция

Органичное внедрение рекламы товара в сюжетную линию программы, как правило, даёт возможность раскрыть характеристики продукта с самых лучших сторон и на практике ненавязчиво продемонстрировать его возможности.

Продажа по GRP

Пример расчета GRP

С каждым годом продажа рекламного времени по GRP вытесняет поминутный способ продаж из-за существенных преимуществ данного метода размещения рекламы. Он позволяет учитывать нужды и потребности рекламодателей, и, соответственно, более эффективно проводить рекламную кампанию. На сегодняшний день более 70% от всего объема рекламного эфира продается таким образом.

Другим преимуществом этого способа является и то, что стоимость рекламной кампании прямо пропорциональна объему целевой аудитории, которую необходимо охватить рекламным сообщением. Это дает возможность не тратить бюджет на ненужные контакты.

Продажа по минутам

В случае поминутного размещения рекламодатель покупает определённое количество эфирного времени в конкретных передачах. В некоторых городах России эфир ряда каналов продаётся пока ещё исключительно по минутам. Что касается Москвы, возможность покупки эфира практически всех каналов есть исключительно по GRP.

В случае, если мы говорим о тематических или неэфирных каналах, то там ситуация несколько иная. Во-первых, продажа времени осуществляются по минутам, во вторых, покупая любой из неэфирных каналов, рекламодатель автоматически получает федеральную трансляцию видеоролика.

Наш менеджер ответит на ваши вопросы, найдет оптимальное решение посоветует услуги, которые лучше всего подходят для ваших бизнес-целей.

Юрий Ширяев, руководитель телевизионного департамента рекламного агентства РОССТ, в интервью AdIndex рассказал, что дало индустрии появление «Национального рекламного альянса», какие проблемы и тренды наблюдаются в региональной рекламе, и что ожидает рынок в связи с отключением аналогового ТВ в 2019 году.

image

«Ключевой минус – в новой философии рынка, которая заключается в том, что телевизор не должен быть в дефиците»

– На ваш взгляд, какая главная боль российского рекламного рынка?

– Прежде всего – стереотипы и демпинг. Первое, с чем обычно сталкиваешься в диалоге с потенциальным клиентом, это понятие «сетевого агентства». Мы от «сетевых» коллег отличаемся лишь отсутствием контрактов c рекламодателями по преемственности права работы с ними в той или иной стране.

От соотношения доли фиксированного и плавающего размещения зависят показатели эффективности. Правда, на одной из конференций звучало мнение, что в связи с монополией на рынке и единообразной ценовой политики разница в охватах уходит в небытие.

– Вы согласны с таким мнением?

– Нет, с этим мнением не согласен, это весьма пространная и неконкретная позиция. У всех свои приоритеты, как говорится, «дьявол в деталях». В текущих рыночных условиях, в режиме монополии, приоритеты становится даже более заметными, за счет этого можно отыгрывать и целевые, и охватные показатели. Теперь технологии планирования, наоборот, позволяют выжать максимум возможностей.

С появлением «Национального рекламного альянса» появилось единое окно для входа, это действительно удобно. Никакого тоталитарного режима по условиям работы нет, всегда можно договориться и найти компромиссы. Причем исчезла история «торгашества», когда пришел в «Газпром-медиа», поторговался, потом пошел в «Видео Интернешнл», поторговался там… Образование единого селлера выровняло рынок этически. И это хорошо.

– Вы сказали, что с появлением НРА стало удобней работать. Как вообще рынок отнесся к созданию НРА? Как, в частности, это событие повлияло на российское независимое агентство?

– Лично я отношусь к этому так: маму и папу не выбирают. Это случилось, это абсолютно рабочая история. Повторюсь, работать стало в каком-то смысле проще. Ты приходишь и сразу общаешься по всем возможностям, что, собственно, и позволяет договариваться быстрее и всеобъемлюще.

– А как же новая ценовая политика?

– Опять же, что есть, то есть. Это не прошло бесследно ни для одного участника рынка. Но, повторюсь, коллеги из НРА всегда готовы предлагать компромисс, потому что глобально мы все решаем одну задачу. Надо понимать, что изменения на рынке прежде всего сказываются на конечном потребителе, потому что затраты на маркетинг влияют на стоимость продукта. А в России и так сейчас далеко не пик потребительской активности.

В бизнесе, связанном с ТВ, я нахожусь с 2008 года, и с тех пор, на моей памяти, создание НРА – это первый год, когда рынок хорошенько «встряхнули». И я не только про ценовую инфляцию, но и про появление новых возможностей. Предыдущий «прорыв» случился, когда региональное размещение перешло на продажи с минут на пункты. До создания НРА все шло «по течению». А сейчас появились аукционы, programmatic, единый рекламный канал – это инструменты, с помощью которых агентство может сильнее проявить свою компетенцию. У нас стало больше возможностей и пищи для мозга!

– Вы все время раздаете комплименты в адрес НРА. Но я уверен, что есть и минусы.

– Минус, конечно, есть, но отнестись к нему можно по-разному. С точки зрения бизнеса он справедлив. С точки зрения рекламодателя и, как следствие, потребителя – печален. Я говорю про изменение философии рынка, в частности негласный постулат «Инвентарь на каналах не должен быть в дефиците. Если наблюдается дефицит, значит цена несправедлива». Прежде суть была в соблюдении баланса между спросом и предложением, при этом нужно было выполнить полный селл-аут телеканалов. Сейчас же на каналах в принципе не должно быть перепродаж с листами ожидания, и это регулируется ценой. Очевидно, что рынок сейчас находится на самом начальном этапе роста цен на ТВ-размещение. Это печалит.

– Есть у вас знание или мнение, насколько цены вырастут в следующем году, например?

– Реально боюсь сглазить. Но то, что мы находимся в начале пути – это факт. Дальше все будет дороже. Даже каналы, у которых в 2017 году в сравнении с прошлым годом была высокая инфляция, все равно оказались распроданы.

– В НРА постоянно происходят какие-то изменения – и кадровые, и с точки зрения бизнес-процессов. Вы следите за этим? Для агентства это важно?

– Мы понимаем, что там происходит, понимаем, с какими целями происходят изменения. Для нас главное, чтобы трансформация минимально сказывалась на рабочих процессах и сохранялись плотные партнерские отношения.

– Когда в НРА возвращается такая фигура, как Сергей Васильев, неужели подобные изменения никак не влияют на вашу работу?

– Что я могу сказать? Хозяин вернулся домой.

– Вы сказали, что очень рады появлению новых инструментов. Расскажите, насколько эффективны они оказались? Оправдали ожидания рынка?

– Об аукционе: важно то, что все участники рынка в нем имеют абсолютно одинаковые возможности. Здесь также развеивается еще один миф про «особенные взаимоотношения», с помощью которых гарантируется выход в конкретной программе. В аукционе все равны. Данный инструмент запущен на каналах «Первый» и «Россия 1» с 1 июля по всем рекламным блокам. Думаю, участие в этой модели остальных каналов лишь дело времени.

– Другой инструмент – programmatic. Он вас так же радует?

– В первую очередь для рекламодателей programmatic – оптимизация затрат. Основательнее экспертиза, выше точность, минимум времени на реализацию, понимание участия конкретного ролика во влиянии на охват в прогнозе. Programmatic – это про историю тотального постоянного контроля за объемом 24/7, с конкретными медийными KPI.

По своей сути, это возможность автоматизации процессов, которая позволяет в том числе и точнее прогнозировать востребованность той или иной программы у целевой аудитории. Работа ведется с массивами данных. Big Data и programmatic открывает уникальные возможности.

– Но вот история с «Big TV Рейтинг», кажется, немного подвисла?

А так это очень интересная попытка связать вечных конкурентов – ТВ и интернет. Да, осенью в НРА была озвучена позиция, что рынок «заигрался в digital» с призывом больших инвестиций в ТВ, и при этом был анонсирован новый продукт, в концепте которого находится видеоконтакт. На идейном уровне это начало очень интересной истории объективного и адекватного мониторинга совокупного влияния двух медиа. Проект в нынешнем виде мне кажется немного спорным, но с подключением дополнительных площадок действительно могут открыться новые горизонты. Только вопрос, как распределять бюджет между площадками. Эта дилемма, мне кажется, будет решаться очень и очень долго.

– Еще один новый инструмент, который был презентован НРА – единый рекламный канал.

Опять же, когда мы говорим об определенных стратегиях и больших рекламных объемах, то математически эффект пользы единого канала не так заметен, но он есть. А вот история, когда мы работаем с ограниченными инвестиционными возможностями, и на счету ценность каждого вложенного рубля – такой инструмент вносит существенный вклад в размещение и эффект. Тем более что можно определить оптимальный объем вложения инвестиций, что приводит к минимализации стоимости эффективного охвата.

«Развертывание цифрового ТВ привело к тому, что размещение рекламы стало возможным только в черте крупного города, а города-спутники осталась без рекламы»

– Следующий год – последний год, когда в России будет работать аналоговое ТВ. В 2019 году его по планам должны будут отключить. Сейчас на техническом уровне решается вопрос врезки региональной рекламы в федеральный цифровой эфир. С точки зрения агентства, что там происходит?

– Интересный вопрос. Начнем с того, что когда начались запуски цифрового ТВ, то в ряде городов сократился общий инвентарь региональной рекламы, который рассчитывается на основании панели. При этом орбитальный ресурс прибавил в своем объеме – это значит, что часть респондентов перестали получать региональный сигнал с соответствующими метками, а стали считывать орбитальные метки. Что логично, понимая дальность распространения цифрового сигнала. Значит, большая часть городов-спутников перестала синхронно получать сигналы с рекламными блоками того города, от которого они ловили аналоговый сигнал раньше. Конечно, это повлияло на рекламодателей, рассчитывавших на областное покрытие, ведь по сути они получали бонусные контакты в маленьких населенных пунктах.

Но формально и «ВИ Трэнд», и «Алькасар» на вопрос про географию проникновения региональных блоков всегда отвечали: «Гарантировано только в черте города».

Зато орбита нашла новую жизнь в качестве еще одного охватного, правда, уже федерального, инструмента для клиентов, продажи которых сконцентрированы не только в городах-милионниках, или же вообще не привязаны к какой-либо точке продаж.

– Некоторые региональные клиенты иногда сталкиваются с ситуацией, что не видят свою рекламу на ТВ.

– Когда сталкиваешься с такой историей, то для начала выясняешь, каким способом его телевизор принимает сигнал. В 90% таких случаев оказывается, что люди, например, пользуются спутниковым телевидением «Триколор ТВ». А спутниковые операторы сигнал с региональной рекламой не поднимают на свои спутники, поэтому «Триколор ТВ» транслирует для своих абонентов только федеральные и орбитальные блоки. Так что абоненты «Триколора» в итоге остаются неохваченными региональной кампанией. Работать с этой аудиторий можно и отдельно, в рамках абонентской базы «Триколор ТВ» на большом сплите телеканалов только для абонентов.

– И какой правильный ответ клиенту? Что он и не должен был увидеть рекламу, потому что смотрел «Триколор»?

– Да. И рассказываем про путешествие сигнала, про принципы врезки, структуры блоков. Это достаточно интересно.

– А сколько людей смотрит «Триколор ТВ»?

– То есть гипотетически, четверть населения, которая могла бы увидеть региональную рекламу, ее не видит.

– Это так, если бы не было спутниковых операторов. Но тут проблема не в распространении «цифры», спутника, а скорее в выборе самим зрителем, какие телеканалы и с помощью какого поставщика должны быть у него в доме или квартире. Кого-то устраивает 20 телеканалов на простой антенне, кто-то хочет иметь доступ к более чем 200 телеканалам.

Любое измерение – это вероятностная модель. Когда, например, говорят, что непонятно, как привести к единому знаменателю ТВ и digital, то проблема, может быть, как раз не в digital, а в истории телевизионной аналитики. Потому что, судя по фактическим охватам телеканала, другие медиа рекламодателям и не нужны. Размещай рекламу на ТВ и все. Но ведь это не так, да? Далекая, голубая мечта – исследовательская панель наконец-то разовьется настолько, что будут измеряться вообще все города. И тогда, возможно, будут корректировать прогнозы фактических охватов.

Mediascope не говорит о телесмотрении всей страны или всех жителей конкретного города. Они говорят о совокупности потребляющих ТВ людей. Вполне возможно, что телесмотрение у текущей выборки как раз-таки большое. А все остальные, кто не попал в исследование, вообще имеют специфическое потребление. Вообще, вся эта история, в том числе и с измерениями, – бич рынка.

– Но когда региональному клиенту нужно локальное размещение, то как ему ориентироваться на данные Mediascope, если там не считается огромное число зрителей, которые смотрят, например, спутниковое ТВ и не видят рекламу?

– Если мы говорим о городе из панели Mediascope, то планирование исходит из того, что мы размещаем рекламу в границах конкретного города, ориентируясь на зрителей внутри панели измерения с классическим способом приема сигнала: антенна, кабель, что-то еще. И при этом мы точно не говорим про зрителей спутникового ТВ. Ну и вопрос о недостаточности выборки в регионах у Mediascope имеет место быть… Но для ее развития нужны колоссальные инвестиции.

– Мы все живем в рамках ограниченных возможностей.

– Хочу еще раз уточнить: для рекламодателей в связи с распространением цифрового ТВ, отключением аналогового и с возможным отпадением городов-саттеллитов ситуация в худшую сторону не изменилась?

– Я считаю, что нет, потому что, как я уже говорил, гарантированное размещение всегда было только в черте города. К тому же практически в каждом городе можно найти каналы, на которых можно реализовать размещение локально со 100%-й уверенностью.

– Но при этом, даже судя по техническим форумам РТРС, в вопросе с врезками региональной рекламы еще очень много проблем.

– Насколько я обладаю информацией, когда построили первый мультиплекс и пытались осуществить синхронное распространение региональной рекламы в рамках ближайших городов-спутников, синхронизация не происходила. Т.е. региональный блок с роликами начинал выходить на 3-4 секунде с момента начала трансляции орбитального блока. Судя по тому, что емкость орбиты до сих пор большая, эту проблему полностью на всех каналах не закрыли. Однако утверждать наверняка, так это или не так, нельзя.

– Есть мнение, что с продажей региональной рекламы всегда были сложности, а теперь к ним еще прибавились и возможные технические проблемы. Может быть, вообще отказаться от региональной рекламы?

– Не совсем понимаю о каких проблемах идёт речь. У кого проблемы - приходите к нам, у нас с покупкой региональной рекламы проблем нет. И технические проблемы тоже не создают какой-то угрозы, рынок работает в таком режиме уже более 2-3 лет, все уже адаптировались.

Отказ от региональной рекламы – вопрос риторический. Например, с 1 сентября «СТС Love» будет размещать только федеральную рекламу, отказавшись от регионального инвентаря. Есть какая-то тенденция на рынке, но пока без признаков массовости. Возможно, и другие развлекательные каналы тоже пойдут по этому пути. Ходят слухи про ТВ-З, «Пятницу»… В общем, все каналы, на которых когда-либо отсутствовала возможность региональной врезки, всегда находятся в зоне риска вновь стать только федеральным инструментом.

Собственно, «Че» закрывает в конце третьего квартала в части городов региональное размещение, чем увеличат емкость телеканала на орбитальном уровне. Это позволит выровнять ситуацию с дефицитом орбитального инвентаря на канале и осуществить оптимизацию затрат на организацию региональных врезок.

С ТВ-3 немного другая история. Когда произошло разъединение «Видео Интернешнл Трэнд» и «Алькасара» в 2015 году, «Алькасар» остался всего с двумя телеканалами. Компании необходимо было увеличить обороты, и они вновь организовали региональные врезки, которых на тот момент очень давно не было, между прочим.

Поэтому перетекание регионального инвентаря в федеральный и обратно – это следствие рыночных реалий, которые осуществляются с целью оптимизации текущей доходности.

– Тренд на отказ от региональных врезок как повлияет на рынок?

– Отказ от региональных врезок закроет для ряда рекламодателей целесообразность участия в телевизионном размещении. Есть огромное количество компаний, у которых нет активностей в Москве и Санкт-Петербурге, но они сконцентрированы, например, в южной части России. Это к вопросу о нужности/не нужности региональной рекламы.

Тут всплывает еще одна интересная история. У большинства каналов (не считая, конечно, самых крупных) зачастую техническое проникновение в регионы происходит благодаря развитию партнерской базы, сетевых партнеров. Такие партнеры находятся в небольших городах, у них есть лицензия на вещание, и телеканалы договариваются с обладателями лицензий вещать на их частоте в обмен на часть эфира или возможность продажи рекламы на территории вещания. Без таких сетевых партеров телеканалы не выживут, а вместе с этим сократится и техническое проникновение. Поэтому возможность регионального размещения останется в любом случае, просто она будет чересчур хаотичной, это отбросит рынок назад, конечно. Все придет к тому, что возможность размещения будет на очень ограниченном ассортименте каналов, причем в каждом городе будет свой ассортимент. Но это гипотетический сценарий на случай, если вообще все телеканалы по каким-то причинам откажутся от региональной врезки. Я не представляю, чтобы по этому пути пошли «Первый» или «Россия».

– После отключения аналогового эфира количество доступных каналов серьезно сократится. Как это повлияет на рынок?

– Я отвечу на этот вопрос таким образом: пока что любую медийную задачу можно решить с помощью любых телеканалов и любого их количества. Понятно, что в эти два мультиплекса входит ряд каналов, где размещение рекламы невозможно принципиально, поэтому мы говорим о еще меньшем количестве каналов с рекламными возможностями. Плюс, накладывается ожидание роста цен на размещение. Я бы назвал происходящее созданием искусственного технического дефицита.

Но не надо всех грести под одну «гребенку». Будет тотальный рост абонентов кабельных операторов и спутникового телевидения среди тех, кто еще не перешел на данный способ приема телесигнала.

Но даже если для большинства зрителей останется 15 каналов…Начнем с того, что редкий клиент использует сплит больше 12-13 каналов. Так вот, даже если количество каналов сильно сократится, то клиенты просто будут использовать вообще все каналы, которые находятся в доступе у большей части аудитории.

Агентство «А2» (сейлз-хаус «Триколор ТВ») и «Алькасар-медиа» (часть сейлз-хауса «Газпром-медиа») заключили контракт на размещение рекламы в эфире НТВ и ТНТ (оба канала входят в «Газпром-медиа»). Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Триколор ТВ». Дополнительные эфирные блоки в эфире этих каналов будут видеть только абоненты «Триколор ТВ». Гендиректор «Алькасар-медиа» Петр Рыбак это подтвердил.

«Триколор ТВ» – крупнейший в России оператор платного телевидения. По данным Telecom Daily, в I квартале 2015 г. у него было 11 млн абонентов (подключенных домохозяйств).

С 2012 г. «Триколор ТВ» зарабатывает в том числе и на рекламе: по договоренности с владельцами нишевых телеканалов он размещает ролики в их передачах. НТВ и ТНТ – первые федеральные каналы, с которыми ему удалось договориться.

Выручка «Триколор ТВ» в 2014 г. выросла на 28% до 10,4 млрд руб. Оператор не раскрывает, какую часть выручки ему приносит продажа рекламы. Представитель компании лишь сообщил, что рассчитывает на значительный рост этой статьи доходов за счет партнерства с «Алькасар-медиа». Он и Рыбак отказались раскрыть. как будут делиться доходы от проданной рекламы между партнерами.

НТВ и ТНТ зарабатывают подавляющую часть выручки на рекламе. Выручка НТВ в прошлом году снизилась на 12,4% до 20,3 млрд руб., выручка ТНТ выросла на 8,1% до 16,9 млрд руб.

По словам Рыбака, контракт с «А2» – экспериментальный проект. Платформа «Триколор ТВ» по охвату аудитории – это нечто среднее между национальным и региональным размещением рекламы, объясняет он. Если рекламодателю необходимо базовое или дополнительное размещение на большое число регионов в центральной части России или в Сибири и на Урале, то, возможно, эффективнее будет приобрети его через платформу «Триколор ТВ», а не через покупку региональных блоков в отдельных городах, рассуждает он. «Подчеркиваю: возможно, что это будет эффективнее. Мы будем это проверять на практике», – добавил собеседник «Ведомостей».

Еще одно преимущество – возможность показать региональные блоки рекламы зрителям, которые получают сигнал федеральных телеканалов не через эфир, указывает Рыбак.

Изначально федеральные телеканалы распространяются через государственную систему эфирной трансляции (за нее отвечает государственная РТРС) и/или через эфирные сети местных партнеров. Чаще всего зрители получают такой сигнал через личную антенну или антенну подъезда. Когда рекламодатель покупает размещение в региональном блоке города, то транслируется ролик именно через эту систему.

Но все большая часть зрителей получает федеральные каналы не через эфир, а в пакете с неэфирными каналами через сети кабельных и спутниковых операторов, в том числе через «Триколор ТВ» (см. врез). Такие зрители не видят стандартных региональных блоков, а только федеральные, указывает Рыбак. Размещение рекламы через партнерства с операторами – один из немногих способов получить к ним доступ без закупки общенационального размещения рекламы.

Эфир испаряется

36 миллионов домохозяйств в России уже являются подписчиками платного телевидения. Всего в стране 55 млн домохозяйств

Источник в крупной медиакомпании возражает: например, селлер Vi давно продает так называемые орбитальные блоки рекламы – их видят зрители, которые смотрят федеральные телеканалы через сети спутниковых операторов. Представитель Vi подтвердил, что компания продает такие блоки, и сообщил, что «Триколор ТВ» обращался с предложением о сотрудничестве к этому селлеру, но получил отказ: «Мы считаем неправильным выплачивать оператору комиссию фактически за орбитальный блок, это деньги каналов».

Сейчас операторы кабельного и спутникового телевидения берут сигнал федеральных каналов для распространения в своих сетях там, где им удобнее, пояснил «Ведомостям» топ-менеджер медиакомпании, знакомый с особенностями распространения ТВ в России. Кто-то берет московскую версию, кто-то общенациональную со спутника РТРС, кто-то орбитальную и т. д., объясняет он. Поэтому сотрудничество с оператором, пожалуй, единственный гарантированный способ показать неэфирным зрителям в каком-то регионе конкретный рекламный блок, соглашается он.

С другой стороны, у опрошенных «Ведомостями» трех крупных рекламодателей новый формат размещения через сети «Триколор ТВ» пока не вызвал большого энтузиазма. Двое из них сообщили, что практически ничего не знают о такой компании, как «Триколор ТВ», и вряд ли смогут доверять ее измерениям аудитории. «Триколор ТВ» использует собственную систему измерений аудитории, остальной рынок телерекламы пользуется данными TNS.

ОПЫТЫ: Беспроводное «Настроение»: WiMAX-технологии на службе у телевидения

Автор: Константин Курбатов

Ассортимент телеоборудования чрезвычайно широк и удовлетворяет любые потребности персонала студий, но беда в том, что техника эта очень дорога. Однако телевизионщики, обладая высочайшей квалификацией, всегда готовы к нестандартному применению в своей каждодневной работе гораздо более дешевых бытовых технологий.

В первую очередь инновации приходят туда, где оперативность важнее удобства, даже важнее качества картинки или звука. Зачастую передачи идут вообще без изображения: репортажи в прямом эфире посредством спутникового телефона, несмотря на издержки в виде отвратительного звука и разрывов связи, практикуются всеми ведущими телеканалами мира, особенно из горячих точек или оттуда, где события меняются с головокружительной быстротой. А в последнее время в эфире нередко можно увидеть кадры, сделанные бытовыми видеокамерами или даже микроскопическими объективами сотовых телефонов.

Современные «Передвижники»

Спутниковый канал очень дорог, одно только ПО кодирования/декодирования сигнала стоит около 25 тысяч долларов, а аренда спутникового десятиминутного тайм-слота обходится в 300—350 долларов, и далее по 9 долларов за минуту.

Разумеется, производители не стоят в стороне от процесса, предлагая разнообразнейшее оборудование для оперативной съемки. Самое распространенное средство — это передвижные телевизионные студии (ПТС), появившиеся на заре телевещания. В СССР еще весной 1949 года первая ПТС начала передавать изображение с футбольных матчей, проходивших на московском стадионе «Динамо».

Однако несмотря на прогресс, цена ПТС по-прежнему остается весьма высокой, сотни тысяч долларов. И дело не в специально разработанном шасси [Вес телевизионной аппаратуры таков, что приходится усиливать подвеску машин и устанавливать мощные двигатели] на базе микроавтобусов, телевизионное оборудование оказывается намного дороже.

Кроме того, имеет большое значение и способ передачи сигнала в центральную аппаратную. Телевизионщики постоянно перебирают разнообразные способы передачи сигнала в студию. В городах чаще используют радиорелейную связь и спутниковые комплексы fly away. По словам Бориса Початкова, начальника производственного отдела студии утреннего вещания московской телекомпании ТВ Центр, "достоинство передвижной радиорелейной станции (ПРС) в том, что она обеспечивает дуплексный канал связи телевизионного качества, то есть изображение не только транслируется из ПРС в центральную (программную) аппаратную, но и обратно — для контроля режиссером ПТС программы в эфире. Причем параллельно поддерживается как минимум два дуплексных звуковых канала для связи между аппаратной и ПРС. Используется ПРС в основном совместно с ПТС для освещения масштабных мероприятий в прямом эфире. Но для прямых оперативных включений этот способ подходит плохо. Во-первых, из-за необходимости предварительного осмотра места включения на предмет прохождения сигнала. Во-вторых, в Москве всего три приемные станции. В-третьих, в большинстве случаев сигнал или не проходит (нет прямой видимости приемной станции), или приходится поднимать передающую антенну на крышу близлежащего дома, для чего требуется разрешение местных властей. И наконец, подготовка ПРС к работе занимает минимум час, включая техпробу.

Орбитальное телевидение

Нередко удобнее и быстрее развернуть спутниковую связь. Однако это уже гораздо более дорогие системы: одно только ПО кодирования/декодирования сигнала стоит 25 тысяч долларов. Аренда спутникового канала, по словам Початкова, тоже очень накладна: «Стоимость десятиминутного тайм-слота составляет 300—350 долларов, а далее по 9 долларов за минуту». Разумеется, крупные телекомпании могут себе позволить месячную аренду такого канала, но итоговая стоимость минуты все равно оказывается немалой. Действительно, не слишком разумно тратить десятки и сотни тысяч долларов только на организацию передач городских новостей, вроде ушедших под землю автомобилей или открытия новой школы. К тому же не везде в плотной городской застройке удается установить связь со спутником. Поэтому специалисты ищут альтернативные решения, пусть с худшим качеством, но обеспечивающие надежную связь и приемлемую пропускную способность канала.

Именно с такой задачей столкнулись продюсеры ТВ Центра. По замыслу редакторов утреннего канала «Настроение», съемочная группа должна выезжать на место событий и регулярно подключаться к прямому эфиру. Однако традиционные методы передачи телесигнала в студию слишком дороги и неудобны.

Утреннее «Настроение»

Для настоящих «жаворонков» на ТВ Центре по будням с 6.00 до 8.30 утра выходит передача «Настроение». В течение двух с половиной часов зрителя погружают в гущу утренней столичной жизни: ведущие рассказывают о погоде, происшествиях, дорожной обстановке, об изменении маршрутов и пр. Применяются и новые телевизионные технологии. В частности, в режиме реального времени транслируется изображение со всепогодных камер наблюдения оперативных служб города, видеотелефонов, поступают данные с ресурсов Интернета (включая веб-камеры), тексты email-сообщений и MMS. Благодаря новому интерактивному проекту, в этом процессе принимают участие и зрители — они сообщают в студию об интересных происшествиях, на место тут же выезжают репортеры и выходят в прямой эфир с помощью современных беспроводных технологий.

Интернет + ТВ

Интернет-технологии неизменно привлекают внимание телеинженеров. Телевидение уже давно перешло на цифровую обработку сигнала, поэтому передать изображение по IP-каналам не составляет труда. Но глобальная Сеть — это не выделенный радиоканал; изначально IP-протокол не обеспечивал доставку пакетов без потерь и со стопроцентной достоверностью. Поэтому главное требование продюсеров к компаниям, предоставляющим подобного рода связь, — гарантированные устойчивость и ширина беспроводного канала передачи данных. И хотя жанр позволяет не слишком заботиться о качестве картинки, тем не менее для нормальной работы требуется как минимум двухмегабитный канал, а лучше — четырех— или пятимегабитный.

Среди возможных решений требованиям московской телекомпании наилучшим образом отвечает технология pre-WiMAX. Изначально ориентированная на простую и быструю настройку канала, она дает и оперативность, и приемлемую пропускную способность. Несмотря на отсутствие мобильности и роуминга [После принятия в начале нынешнего года стандарта WiMAX ожидается, что и эти ограничения будут сняты], компании-операторы этого стандарта уже сейчас обеспечивают достаточное покрытие территории столицы. Разумеется, рассматривался вариант и с московскими WiFi-операторами, но ни у кого из них нет необходимого покрытия города, а заключать договоры с десятками мелких операторов — слишком хлопотно и в итоге дороже.

Телевизионная камера, микрофон, ноутбук для хранения и перекодирования видеосигнала, радиомаршрутизатор со встроенной антенной, штатив, источник питания — стоимость всего необходимого для трансляций оборудования легко укладывается в 15 тысяч долларов.

После консультаций с несколькими компаниями Алексей Митрофанов и Борис Початков, продюсеры студии утреннего вещания, остановились на предложении ArtCommunications (брэнд 5G). Лишь эта компания смогла предложить скорость два мегабита в секунду при широкой географии подключения. Для тестирования было предоставлено необходимое оборудование, и корреспонденты, выехав вместе со специалистами ArtCommunications к одной из базовых станций, провели тестовую передачу. Результат понравился. После чего ТВ Центру была передана информация о двадцати базовых станциях — приметных высотных зданиях, в окрестностях которых гарантированно обеспечивалось хорошее качество передачи сигнала и трансляцию можно было начинать уже через пять минут после прибытия. Тем не менее всякий раз, когда в эфир нужно выйти с какой-то точки, приходится связываться по телефону со специалистами компании и настраивать связь, разворачивая антенну оптимальным образом по отношению к ближайшей базовой станции. Но по словам Алексея Сухова, технического директора ArtCommunications, допустим вариант, когда «при невозможности расположиться в прямой видимости базовой станции сигнал будет передаваться через ретранслятор или даже через абонента сети 5G».


Таким образом, оборудование передвижной телевизионной станции ограничивается одной или двумя камерами, микрофоном, ноутбуком для хранения и перекодирования видеосигнала [Используется банальный кодек Windows Media Video, разрешение 720х576 точек], штативом, радиомаршрутизатором (со встроенной антенной) производства российской компании InfiNet Wireless и источником питания (автомобильный инвертор или аккумулятор). Алексей Митрофанов подчеркивает, что «по сравнению с типичной ценой ПТС это решение обернулось приличной экономией». Кроме того, нельзя забывать и о низкой стоимости самого канала. Поскольку такая беспроводная сеть изначально рассчитана на широкий круг пользователей, то абонентская плата сравнительно низка.

Конечно, нельзя забывать и о недостатках подобной технологии. В первую очередь — о возможном срыве связи из-за холодов. Используемому оборудованию еще только предстоит пройти боевое крещение на московских морозах под минус тридцать. Во-вторых, пока невозможно подключаться к сети без участия операторов компании ArtCommunications. Город постоянно меняется, и направление, оказавшееся наилучшим в прошлый раз, в данный момент может быть перекрыто строящимся зданием. Кроме того, доступный на сегодня максимальный канал в два мегабита не способен пропускать сигнал стандартного телевизионного качества. Для передачи изображения приемлемого качества необходим поток по меньшей мере в пять мегабит, не говоря уж о студийном формате. И наконец, территория работы выбранного телеканалом беспроводного оператора пока ограничена Москвой, крупными подмосковными городами и Санкт-Петербургом.

Репортажная телевизионная установка

РТУ вошли в практику с начала 70-х гг., когда была создана облегченная телевизионная аппаратура на полупроводниковых приборах. Различают автомобильные РТУ, аппаратура которых смонтирована в кузове микроавтобуса, и ранцевые РТУ, размещаемые в заплечном ранце оператора (см. рис.) или его ассистента.

Для передачи репортажных сюжетов с РТУ на телецентр используют либо каналы радиосвязи типовой ПТС, либо ретранслятор (смонтированный в специальном автобусе), либо, наконец, ведется видеозапись портативным видеомагнитофоном, который размещается в микроавтобусе или в заплечном ранце.

В. Маковеев, БСЭ

Настройка на будущее

Каковы же перспективы сотрудничества телевизионщиков и ArtCommunications? Вот что говорит Алексей Сухов: «Мы уже обратились в компанию InfiNet Wireless с просьбой так усовершенствовать клиентское оборудование, чтобы для его настройки на базовую станцию не приходилось связываться с нашими операторами». Кроме того, стандарт WiMAX уже утвержден соответствующей организацией. Скоро должно появиться оборудование, с пропускной способностью до пяти мегабит в секунду; кроме того, оно будет поддерживать и мобильную связь, что позволит передавать сигнал в движении и обеспечит прозрачный роуминг между базовыми станциями. Правда, мобильный WiMAX предъявляет уже совсем другие требования к плотности расположения базовых станций оператора; для надежного соединения расстояние между ними в условиях города не должно превышать полутора километров. По расчетам компании, для полного покрытия столицы достаточно восьмидесяти станций.

Однако конкуренты не дремлют, цены падают, и возможно, вскоре телестудии смогут разместить камеры во всех ключевых точках города и оказываться на месте ярких событий еще до того, как они произойдут…

Читайте также: