Как влияет телевидение на массовую культуру

Опубликовано: 25.11.2021

Телевидение как комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. Особенности влияния современного российского телевидения на массовую культуру. Особенности критики современного российского телевиденья в "Литературной газете".

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.06.2014
Размер файла 21,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Данная тема актуальна тем, что современное российское телевиденье оказывает большое влияние на массовую культуру. В наше время телевизионные передачи являются средством получения выгоды. На экранах телевизоров, на страницах общественно-политических еженедельников, неспециализированных ежемесячных журналов и интернет-порталов периодически появляются аннотации и рецензии на кино - и теленовинки, а также критика в сторону особо "неугодивших" телепроектов.

Цель данной работы: анализ взаимодействия телевиденья и массовой культуры, влияния телевиденья на массовую культуру. Просмотреть и проанализировать проблемы российского телевиденья по материалам телекритиков в «Литературной газете» за 2014 год.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Рассмотреть особенности телевидения и массовой культуры.

2. Дать характеристику телевидения как феномена массовой культуры.

3. Выявить влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру.

4. Критика современного российского телевиденья в «Литературной газете».

1.Понятие и термин «массовой культуры»

Массовая культура - это понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.

Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры, она обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам.

Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества.

2.Понятие и термин «телевиденье»

Телевидение - это комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. В обиходе используется также для обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ. Вместе с радиовещанием является наиболее массовым средством распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной или учебной), а также одним из основных средств связи.

3.Основные принципы

Телевидение основано на принципе последовательной передачи элементов изображения с помощью радиосигнала или по проводам. Разложение изображения на элементы происходит при помощи диска Нипкова, электронно-лучевой трубки или полупроводниковой матрицы. Количество элементов изображения выбирается в соответствии с полосой пропускания радиоканала и физиологическими критериями. Для сужения полосы передаваемых частот и уменьшения заметности мерцания экрана телевизора применяют чересстрочную развёртку. Также она позволяет увеличить плавность передачи движения.

Телевидение - это мощное средство воздействия, так как в нем объединены всевозможные коммуникативные системы.

4.Характеристика телевидения как феномена массовой культуры

Рассмотрим, каково влияние телевидения на массовую культуру

Телевидение - очень молодой феномен культуры, который при своем возникновении должен был встраиваться в уже существующую «систему вещей» и в соответствующую ей систему представлений.

Телевидение при возникновении не опиралось на древние модели-прообразы, в их качестве выступали радио и кино, то есть новейшие феномены, которые сами еще не были достаточно освоены человечеством (дополнительно: газета, более старая модель). Впоследствии тот же эффект повторился при возникновении компьютерной культуры (в частности, Интернета), где среди моделей-прообразов нужно назвать прежде всего телевидение. За новейшими моделями древние и даже новые модели просматриваются лишь исторически, вне актуального осознания, и это то новое, что сформировалось в культуре при появлении телевидения.

Отсюда концепция телевидения как нового вида искусства. На этот счет велась обширная дискуссия. С изложенной точки зрения, скрытый смысл ее - в проведении аналогии между телевидением (новое в культуре) с искусством (старое, освоенное, понятное в культуре) или в критике этой аналогии.

«Телевизионные сообщения - особенно теперь, при наличии спутников связи - поступают со всего света, значит, великий дар телевидения состоит в том, что его посредством весь мир обрел зримость. А так как ТВ не «изымает» зрителя из его будничной среды, напротив - само стремится туда, то вместе с телевидением весь мир врывается в жилище отдельного индивида.

Телевидение расширяет границы реального мира, доступного для видения и осмысления его человеком, достраивает и дополняет доступное личности социокультурное пространство, то есть вносит свой вклад в формирование индивидуального образа действительности. Это означает, что запросы конкретного человека к телевидению как источнику информации об окружающей действительности, в общем, те же, что и к самой реальности.

Роль телевидения характеризуется полифункциональностью. Однако в множественности конкретных функций выделяются две фундаментальных функции, что позволяет говорить о биполярной функциональности телевидения. Первая функция - информационная. Вторая функция - досуговая.

Информационная функция составляет базовую особенность телевидения как культурного феномена. В более узком и привычном смысле, информация на телевидении выступает как совокупность сведений о событиях, новостях.

На новом этапе развития телевещания информационная функция телевидения принципиально изменилась по содержанию (и, как следствие, по формам), ибо изменилось само представление о телевизионной информации.

Отечественный зритель, воспитанный на передачах информационно-просветительского (с ярко выраженной идеологической установкой) советского телевидения, был поражен появлением на телевидении коммерческой рекламы. Поначалу неумелая, подражающая западным образцам, потом все более качественная, даже талантливая, она настойчиво вмешивалась в сетку вещания.

Информация-реклама пронизывает всю сферу телевещания. Она носит как открытый характер (рекламные ролики), так и скрытый (упоминания объектов рекламы в речи ведущих и участников передач, одежда, прически, другой антураж персонажей, авторитетных для зрителей, то, что они держат в руках, к чему прикасаются, на что смотрят, что слушают, что их окружает, и т. д.). Информация о событиях, превращаясь в информацию-рекламу, изменяет свою структуру.

Эти два блока постоянно перемежаются, в совокупности пробуждая полярные эмоции зрителей, через посредство которых телевизионная культура оказывает, по существу, суггестивное влияние на сознание и подсознание миллионов.

Сенсационность как принцип подачи информации на современном телевидении оказывается связующим мостом в биполярности основных функций телевидения - информационной и досуговой.

Телевидение, отражая новые реальности, выработало свои новые формы, реализующие досуговую функцию. В спектре этих собственно телевизионных форм образовалось два тележанра, оказавшиеся на разных полюсах: видеоклип (в краткости которого отразился вариант минимализации досуга) и телесериал (в длительности которого, доходящей до нескольких тысяч серий, отразился вариант максимализации досуга). Между этими полюсами промежуточное место заняло ток-шоу, соединившее в себе информационность и досуговость как телевизионные функции, но уже не через посредство сенсационности, а через иллюзию интерактивности.

5.Влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру

Телевидение - это важнейшее средство массовой информации и пропаганды, канал культуры, новый вид искусства. Оно обладает огромными возможностями психологического влияния на личность и массы.

Во многих случаях оно становится важным средством формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к тем или иным активным действиям.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни.

Сегодня, телевидение для подростков является альтернативным источником познания мира. Стремясь к независимости, подросток зачастую игнорирует наставления родителей и учителей, и в такой ситуации референтными оказываются экранные медиа. Именно к ним, в силу недостаточного жизненного опыта, обращаются подростки, пытаясь понять, кем и каким быть.

Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Телевидение, являясь одним из основных видов человеческого видения, уже самим фактом своего существования органически включено в систему социализации личности.

Оно выполняет роль механизмов формирования общенародной морали, основанной на лучших традициях всех этносов нашей страны.

Современная культура встала перед серьезной проблемой, вызванной тем, что А. Тоффлер назвал «информационным взрывом».

Бурное развитие науки, технические новшества, особенно глубоко затронувшие сферу передачи информации, другие аналогичные факторы не только формируют новую - информационную - цивилизацию, но и заставляют пересматривать представления о возможностях сознания человека в аспекте усвоения обрушившейся на него информации.

6.Критика современного российского телевиденья в «Литературной газете»

телевидение массовый культура

«Литературная газета» наглядно отражает социальную жизнь общества, его мировоззренческие установки, организацию общественной жизни страны и широкий спектр общественных процессов вообще.

Наибольший интерес аудитории газеты вызывают материалы об искусстве, культуре, интервью известных людей и сообщения об их жизни, политические новости, информация, комментарии.

Обязательные темы каждого выпуска - Политика, Общество, Литература, Искусство, ТелевЕдение, Клуб 12 стульев. Телевизионная критика на страницах «Литературной газеты» осуществляется в большом разделе - «ТелевЕдение», редакторами которого являются Александр Кондрашов и Олег Пуханцев. В этом разделе своими мыслями и ощущениями относительно современного телевизионного процесса делятся журналисты «ЛГ»: А. Кондрашов, О. Пуханцев, Т. Шабаева, Ф. Михайлов, Л. Герасимова и др.

Таких примеров приведено великое множество на страницах «Литературной газеты». Но темы материалов всегда одни:

-необъективный способ подачи украинского конфликта и политической борьбы в целом;

-забыта старая классическая школа телевиденья и необходимость создания новой;

На мой взгляд, журналисты «Литературной газеты» очень точно и доступно характеризует сегодняшнюю действительность. Единственное, что мне не понравилось это то, что проблему они анализируют, а способы решения не всегда предлагают. Из этого следует, что смысл теряется. С другой стороны, возможно, что не всегда можно найти способ все изменить.

Приложение 1

Федор Михайлов «Пистолет по имени Пушкин»

«Маша очень любит море. А ещё - Дениса. И собирается с ним в отпуск. Но у Дениса вдруг меняются планы. Впрочем, мир не без добрых людей. Линда собирается со своим женихом Шуриком в Крым и приглашает подругу Машу с собой. Там, на живописном мысе Фиолент, окутанном красивыми легендами, между Машей и Шуриком возникают и развиваются нежные чувства, которым они не в силах сопротивляться… Мария отправляется в НИИ, чтобы продолжить работу там. Врачи говорят Сорину, что Гоша проживёт не больше месяца. Это слышит Оксана. Игорь предлагает Марии согласиться на условия Сергеева, чтобы попытаться спасти сына. Жанна предлагает свою помощь и признаётся Игорю, что обманывает его… Наташа демонстрирует Анне прослушивающую аппаратуру. Анна предлагает записывать ложные диалоги, где она будет голосом Виктории отвечать на Наташины вопросы… Устинья собирается переписать всё имущество на себя, инсценировав смерть мужа… К Лукину за помощью обратился старый знакомый прораб Прохоров. На вверенной ему стройке только за последний месяц погибли три гастарбайтера. По странной случайности все они упали с высоты недостроенного дома… Полиция подозревает Макса. Серёга и Рома решают найти настоящего преступника и спасти Толстого от тюрьмы. Для этого они покупают пистолет по имени Пушкин…»

Приложение 2

Любовь Герасимова «О чем шумят витии?»

На многих ТВ-каналах в пору нынешних бурных событий оперативно идут словесные схватки, размышления, диалоги о судьбах Украины, России и мира.

То, что решаются вопросы в прямом смысле слова ЖИЗНИ И СМЕРТИ (Одесская Хатынь тому символ!) ужесточает требования к уровню разговора, ценна свобода мнений, но главное - генерация идей, поиск выхода…

Но что проку было в эфирных явлениях депутатов Верховной рады Украины Оксаны Калетник и Елены Бондаренко, коль скоро главное, что транслировали обе, - это холодок самолюбования и чувство «европрезрения» и «европревосходства»? Вправе ли судить о делах на Украине И. Райхельгауз и М. Гельман - с их-то «оптикой» различивших на майдане только рояль и тишину, а в Одессе спокойствие незадолго до трагедии? Куда отбрасывает дискуссию «политолог» А. Окара, долдоня который выпуск подряд, что «Правый сектор», как и избиение шайкой «депутатов» редактора телеканала - фейк российских СМИ? Зачем выпускаются в эфир «академики» из центров политтехнологий, чьи прогнозы устаревают ещё до окончания прямых эфиров? Может, снова откопают «эксперта» Козырева?

Да разве же можно пиарить и разубеждать тех, кто шумит и витийствует, в то время, как люди в реальной жизни умирают?

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Телевидение, как средство воздействия, этапы его становления. Критика российского телевидения на страницах "Литературной газеты". Типологические характеристики издания, дизайн газеты. Анализ материалов телевизионных критиков "Литературной газеты".

курсовая работа [39,5 K], добавлен 01.05.2010

Выявление особенностей влияния российского телевидения на образ мышления, формирование ценностей и культуру современного молодого человека. Телевидение как социокультурный феномен. Федеральная целевая программа развития телерадиовещания до 2015 года.

курсовая работа [34,5 K], добавлен 25.04.2014

Пришествие телевидения. Перспективы развития телевидения. Особенности и стиль Российского телевидения. Недостатки телевидения. Новая конфигурация СМИ. Негосударственные СМИ. Телевидение перестает играть роль властителя умов.

реферат [24,8 K], добавлен 15.03.2004

Исследование современного российского научно-популярного телевидения. Его взаимосвязь с образованием, функции с точки зрения источника знаний. Особенности и жанры научно-популярного телевидения. Комплексная система оптимизации его развития в стране.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 23.12.2013

Становление и развитие телевидения в России, оценка Российского телевидения. Особенности и современный стиль телевидения и его недостатки. Перспективы развития одного из новейших коммуникативных инструментов в воспитании человека в современном обществе.

реферат [33,4 K], добавлен 16.12.2011

ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе. Время ее появления -- середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количество - масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей.

Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная событийность, шоковые моменты.

Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты [1, c. 443].

Рассмотрим, каково влияние телевидения на массовую культуру.

Телевидение -- очень молодой феномен культуры, который при своем возникновении должен был встраиваться в уже существующую «систему вещей» и в соответствующую ей систему представлений. Для сравнения: когда был создан первый автомобиль (1895), его форма напоминала форму кареты и, подчеркнем, не могла быть иной: в сознании и создателей автомобиля, и всех других людей доминировало представление о карете как наиболее комфортном средстве передвижения. Назовем карету моделью-прообразом автомобиля, чтобы кратко охарактеризовать само явление. Вхождение телевидения в культуру демонстрирует тот же подход и, что очень важно, нечто совершенно новое.

При возникновении радио (А. С. Попов, 1895) моделью-прообразом выступала звучащая человеческая речь, позже -- звучащая музыка, то есть явления, относящиеся к началу человеческой культуры. При возникновении кино (братья Люмьер, 1895, Ж. Мельес) его моделями-прообразами были театр (европейская традиция восходит к античному театру V века до н. э.) и фотография (основоположники -- изобретатели Л. Ж. М. Дагер, 1839, Ж. Н. Ньепс во Франции; У. Г. Ф. Толбот, 1840-1841, в Англии), которая, в свою очередь, в качестве модели-прообраза имела живопись (зарождение -- около 40000 лет до н. э.). Уже кино приблизилось за счет фотографии к тому «эффекту телевидения», который нас интересует.

Телевидение при возникновении не опиралось на древние модели-прообразы, в их качестве выступали радио и кино, то есть новейшие феномены, которые сами еще не были достаточно освоены человечеством (дополнительно: газета, более старая модель). Впоследствии тот же эффект повторился при возникновении компьютерной культуры (в частности, Интернета), где среди моделей-прообразов нужно назвать прежде всего телевидение. За новейшими моделями древние и даже новые модели просматриваются лишь исторически, вне актуального осознания, и это то новое, что сформировалось в культуре при появлении телевидения.

Именно обновление моделей-прообразов, происходящее в культуре ХХ века, может объяснить, почему сущность телевидения остается недостаточно выявленной.

Новейшие модели сами еще не освоены в полной мере, что ведет к стремлению опереться на более прочный фундамент (то есть более привычный).

Отсюда концепция телевидения как нового вида искусства. На этот счет велась обширная дискуссия. С изложенной точки зрения, скрытый смысл ее -- в проведении аналогии между телевидением (новое в культуре) с искусством (старое, освоенное, понятное в культуре) или в критике этой аналогии.

Можно привести большое количество доказательств, подтверждающих, что телевидение -- особая форма искусства (или шире -- художественной культуры).

Тогда, приняв общий тезис, необходимо сделать следующий шаг -- провести сравнение телевидения с различными видами искусства (художественной культуры). Как бы при этом ни была выявлена специфика художественных возможностей телевидения, на первый план неизбежно выступят его склонность к вторичности и ориентация на многомиллионную зрительскую аудиторию, то есть черты массовой художественной культуры. Это, как представляется, и привело к ставшему традиционным представлению о телевидении как форме массовой культуры (которая и выступила как объясняющая модель-прообраз телевидения). Концепт «массовая культура» окрашен в негативные тона, отсюда вполне логичное перенесение этого эмоционального оттенка на концептуальную трактовку телевидения.

Между тем, телевидение, при всей внешней схожести с массовой художественной культурой, выполняет иную роль, очевидно, настолько новую, что она не поддается элементарному определению через аналогию и требует специального исследования.

Уникальное свойство телевидения как коммуникативной подсистемы культуры - передача изображения на расстояние. Оно осуществило давнюю мечту человечества о некоем «всевидении», о возможности заглянуть за горизонт видимого жизненного пространства. Благодаря этому телевидение и распространилось столь быстро и широко, оказалось столь востребованным людьми.

«Телевизионные сообщения - особенно теперь, при наличии спутников связи - поступают со всего света, значит, великий дар телевидения состоит в том, что его посредством весь мир обрел зримость. А так как ТВ не «изымает» зрителя из его будничной среды, напротив - само стремится туда, то вместе с телевидением весь мир врывается в жилище отдельного индивида… В эпоху телевидения не человек ездит по свету, но образы со всего мира - со всех стран и континентов - устремляются к телезрителю и, потеряв материальность, роятся вокруг него - словно затем, чтобы покорно попасть в его «совокупный социальный опыт» и «модель мира», - писал известный исследователь телевидения В. И. Михалкович.

Телевидение расширяет границы реального мира, доступного для видения и осмысления его человеком, достраивает и дополняет доступное личности социокультурное пространство, то есть вносит свой вклад в формирование индивидуального образа действительности. Это означает, что запросы конкретного человека к телевидению как источнику информации об окружающей действительности, в общем, те же, что и к самой реальности.

Французский социолог Пьер Бурдье приводит очень точное наблюдение: «Для некоторых из наших философов (и писателей) «быть» значит быть показанным по телевизору, то есть в итоге быть замеченным журналистами или, как говорят, находиться на хорошем счету у журналистов (что невозможно без компромиссов и самокомпрометации). И действительно, поскольку они не могут рассчитывать только на свои произведения, чтобы продолжать существовать для публики, то у них нет другого выхода, кроме как появляться как можно чаще на экране, а стало быть писать через регулярные и насколько возможно короткие интервалы времени произведения, основная функция которых, по словам Жиля Делеза, обеспечить их авторам приглашение на телевидение».

Телепрограммы, в свою очередь, отражая ту или иную часть социальной реальности, организуя ее, несут те или иные смыслы этой реальности, которые могут влиять на человека, выступая как источники ценностных альтернатив социокультурных ориентиров в отношениях с миром. Поэтому особое внимание необходимо обратить на такую особенность телепрограмм, как формирование этих альтернатив для зрителя, а их конкретное наполнение стоило бы рассматривать в контексте трех определяющих процессов человеческой жизни: деятельности, поведения и общения. Воспринимая те или иные смыслы телепрограмм, формируя на их основе новые социокультурные ориентиры, человек может сформировать к ним личностное ценностное отношение, и эти новые ориентиры могут, по выражению Б.М. Сапунова, «определять его жизненные установки и поведение» [2] . .

Роль телевидения характеризуется полифункциональностью. Однако в множественности конкретных функций выделяются две фундаментальных функции, что позволяет говорить о биполярной функциональности телевидения. Первая функция -- информационная. Вторая функция -- досуговая.

Информационная функция составляет базовую особенность телевидения как культурного феномена. Чтобы пояснить эту мысль, сравним показ художественного кинофильма в кинотеатре и по телевизору.

В кинотеатре, как бы он ни был плохо технически оборудован, мы встречаемся с самим произведением искусства, это и есть форма его существования.

Напротив, фильм, показанный по телевизору, даже самому совершенному, -- это лишь информация о произведении искусства (подобно тому как «Джоконда» Леонардо да Винчи, которую мы видим в иллюстрированном журнале или книге, -- это лишь информация о картине, находящейся в Лувре).

В более узком и привычном смысле, информация на телевидении выступает как совокупность сведений о событиях, новостях.

На новом этапе развития телевещания (в нашей стране со времен перестройки, на Западе -- значительно раньше) информационная функция телевидения принципиально изменилась по содержанию (и, как следствие, по формам), ибо изменилось само представление о телевизионной информации.

Отечественный зритель, воспитанный на передачах информационно-просветительского (с ярко выраженной идеологической установкой) советского телевидения, был поражен появлением на телевидении коммерческой рекламы. Поначалу неумелая, подражающая западным образцам, потом все более качественная, даже талантливая, она настойчиво вмешивалась в сетку вещания.

Информация-реклама пронизывает всю сферу телевещания. Она носит как открытый характер (рекламные ролики), так и скрытый (упоминания объектов рекламы в речи ведущих и участников передач, одежда, прически, другой антураж персонажей, авторитетных для зрителей, то, что они держат в руках, к чему прикасаются, на что смотрят, что слушают, что их окружает, и т. д.). Информация о событиях, превращаясь в информацию-рекламу, изменяет свою структуру.

Так, последовательность новостных программ советского периода (официальный блок -- трудовая жизнь страны -- зарубежный новостной блок -- новости культуры -- спорт -- погода) сменяется другой последовательностью: наиболее сенсационная новость (катастрофа, убийство и т. д.) -- менее сенсационные новости (среди которых оказывается, например, официальный блок). Если совершено крупное научное открытие -- это материал конца выпуска, но если ученый получил Нобелевскую премию, -- начала.

В советские времена был установлен определенный процент негативных новостей в информационной программе: не более 40%.

Анализ современных новостей показывает, что негативные новости превалируют даже на официальных каналах. На некоторых же (например, на «RenTV» с Романовой) их количество доходит до 90% и иногда даже больше.

Эти два блока постоянно перемежаются, в совокупности пробуждая полярные эмоции зрителей, через посредство которых телевизионная культура оказывает, по существу, суггестивное влияние на сознание и подсознание миллионов.

Сенсационность как принцип подачи информации на современном телевидении оказывается связующим мостом в биполярности основных функций телевидения -- информационной и досуговой.

Телевидение, отражая новые реальности, выработало свои новые формы, реализующие досуговую функцию. В спектре этих собственно телевизионных форм образовалось два тележанра, оказавшиеся на разных полюсах: видеоклип (в краткости которого отразился вариант минимализации досуга) и телесериал (в длительности которого, доходящей до нескольких тысяч серий, отразился вариант максимализации досуга). Между этими полюсами промежуточное место заняло ток-шоу, соединившее в себе информационность и досуговость как телевизионные функции, но уже не через посредство сенсационности, а через иллюзию интерактивности [4, c. 40].

ВЛИЯНИЕ МАСС-МЕДИА НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ

Проблема взаимоотношения людей друг с другом, с властью волновала человечество с самых древних времен. По мере возникновения различных средств коммуникации, влияющих на массовое сознание, взаимоотношения эти менялись, формируя массовую культуру. На сегодняшний день Масс-Медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ежедневно мы слушаем радио, смотрим телевидение, разговариваем по различным телефонам, общаемся в Интернете и т.д. Но это только внешняя положительная сторона средств коммуникаций, их главная задача – информировать людей о происходящих событиях и помогать общаться друг с другом.

Есть и обратная сторона средств Масс-Медиа – скрытое манипулирование массовым сознанием. С самого начала времен люди делятся на управляющих и управляемых, а т.к. боязнь потери власти существует всегда, люди всегда будут стремиться использовать все имеющиеся средства для ее удержания. Масс-Медиа не стали исключением. Сегодняшняя власть очень эффективно ведет скрытое манипулирование массовым сознанием, направляя его в нужное русло с помощью специальных радио и телепередач, шоу, сериалов, новостей и, конечно же, рекламы.

Массовое сознание очень подвержено психологическому воздействию СМИ, оно аморфно и быстро реагирует на ту или иную информацию. С помощью СМИ человека можно убедить и переубедить в чем угодно, это только вопрос времени. Именно Масс-Медиа заставляют нас относиться так или иначе к каким-то событиям, новостям, где якобы мы сами формируем свое мнение о происходящем. На самом деле не для отдельно взятого человека, а для массы создается определенная реальность, в которой человек думает, действует и мыслит как надо тому, кто стоит за этой реальностью. Т.о. Масс-Медиа искусно прикрывают все те пробелы, которые существуют в государстве.

В качестве примера можно привести те бразильские и русские сериалы («Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Ефросинья», «Тайны следствия» и т.д.), а также американские боевики и триллеры, в которых показывается красивая жизнь обеспеченных людей, решающих обычные проблемы. Внимание всего населения отвлекается от возникающих проблем (взрывы в угольных шахтах, забастовки, рост цен), терактов (взрывы в метро, война в Ираке, война в Израиле и Палестине), аварий, скандалов в правительстве и т.д. Все передачи более менее открытого характера, такие как «Человек и Закон», «Специальный корреспондент», идут либо поздно вечером, либо опять же во время показа сериалов по другим центральным телеканалам. Т.о. людям предоставляется выбор лишь в том, чтобы переключать каналы телевидения, но не в том, чтобы выбирать между истиной и завуалированной реальностью.

Сформированное так массовое сознание людей меняет в соответствии со сложившимися принципами и массовую культуру. Массовая культура – это довольно сложный комплекс, включающий в себя и религию, и образование, и политику, достижения в науке и искусстве.
Некоторая американизация телевидения позволила воздействовать на массовую культуру, изменив в корне некоторые ее элементы. Многие до сих пор продолжают считать, что с запада к нам приходит все самое лучшее, включая товары, идеи свободы и справедливости, моду, программы. Чувство патриотизма на сегодняшний день почти потеряно, и хотя правительство России прилагает все усилия по его восстановлению, эти усилия почти тщетны: как следствие незнание гос. символики, гимна, истории России, законов существует и по сей день.

Россию всегда считали православной великой державой. Сейчас церковь потеряла власть над сознанием населения. Транслируемые по телеканалам разные передачи о сектах, новых обществах, течениях, великих учителях, якобы несущих истину, все больше разобщают людей, заставляя воевать с себе подобными, идущими другим путем.

Развитие Интернета и всемирная компьютеризация привели к практически полному отсутствию у молодежи интереса читать классику и современные произведения. Электронные книги, закаченные в сеть, конечно большая помощь всем учащимся, однако долгое сидение за ПК не улучшает здоровье человека, т.к. излучение от «умной» машины действует не только на глаза, но и весь организм.

Этот виртуальный мир с его играми затягивает людей так, что они уже не могут жить обычной жизнью. В Интернете существует очень много чатов, где люди могут найти себе виртуальных друзей, развлечения. Интернет скрашивает их одиночество, делая человека более раскованным на первый взгляд.

В обычном же мире человек становится еще более закомплексованным и одиноким. Он перестает общаться с реальными людьми, предпочитая этому общению виртуальный мир, в котором каждый может действовать и представляться так, как считает нужным без страха быть разоблаченным.

Все эти составляющие современного мира: массовая культура, массовое сознание, коммуникации взаимосвязаны. Одно без другого просто не может существовать. Наше современное сознание не может и представить жизни без радио, телевидения, Интернета и сотовой связи. И надо отдать должное, возможно плюсов у Масс-Медиа намного больше, чем минусов, указанных здесь. Однако иногда возникает ощущение, что не люди создают и контролируют информацию, а информация формирует сознание людей.

--
Доклад к III межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей, г. Ростов-на Дону


Развитие массовой культуры и коммуникации происходит параллельно и следует за возникновением массового общества и массового человека. Массовая коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения [10, с. 47-53]. Необходимо разделить позицию В. Н. Лавриненко, который на основе ряда зарубежных исследований констатирует, что продолжающееся революционное преобразование средств массовой коммуникации оказывает возрастающее воздействие на материально-производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизнедеятельности всего человечества [6, с. 193-198].

Российские философы А. Воскобойников, А. Горелов, В. Лавриненко, В. Титов и другие в своих работах акцентировали внимание на изменения в обществе, обусловленные распространениям массовой коммуникации в глобализируемом мире. Они наряду с зарубежными исследователями определили проблемное поле в социальной системе, а также аргументировали взаимосвязь между структурой общества и уровнем общественного сознания.

По Н. Луману, значение коммуникации в современном обществе определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, коммуникация - это самая малая из возможных единиц социальной системы; во-вторых, она является подлинно социальной (и единственно подлинно социальной) операцией, хотя она и оперирует через системы сознания, но автономна от них, поскольку сама является автопойетической (самонастраивающейся) системой; в-третьих, без коммуникации невозможно выстроить общественное (коллективное) сознание и достичь консенсуса [7, с. 86]. Таким образом, общество как всеохватывающая система возникает в результате коммуникации.

«Коммуникация есть синтез трех селекций. Она состоит из информации, сообщения и понимания» [8, с. 205], а сам процесс информационной коммуникации требует четырех шагов (согласно позиции Д. Робертса и др.): 1) привлечь внимание к информации; 2) сделать так, чтобы она была воспринята; 4) сделать так, чтобы она была правильно интерпретирована; 4) сделать так, чтобы она была сохранена в памяти для дальнейшего использования. На каждом из этих уровней могут возникнуть сбои и помехи, которые не позволят передать истинный смысл. Но манипулятивные помехи могут быть и желательны, тогда они специально исказят информацию в нужном для передающего направлении.

Формируя картину мира, создавая образы, наполненные новыми смыслами и ракурсами, в современном обществе приобретает значение особая коммуникация - массовая. В работе массовая коммуникация рассматривается как технически опосредованный процесс создания, хранения, распространения, восприятия обмена информации между социальным субъектом - источником информации - и объектом, ее воспринимающим.

Массовая коммуникация обладает рядом свойств, которые отличают ее от других типов коммуникации: 1) тотальностью в том смысле, что территория охвата и число людей, подпадающих под ее влияние, стремится к планетарному масштабу; 2) односторонностью: коммуникатор говорит как бы в пустоту, не ожидая ответной реакции; 3) использованием технических средств передачи - электронных медиа, влияние которых становится все сильнее; 4) доступностью: передаваемая информация должна усваиваться людьми разного интеллекта, возраста, профессии и т. д., что способствует формированию особого языка, стиля и формы передаваемого сообщения [5, с. 38-43].

Согласно Н. Луману, первое свойство, тотальность, кроме широкого распространения подразумевает также тот факт, что во взаимодействии всех медиа коммуникаций - языка, медиа распространения (язык, письменность, книгопечатание, электронные медиа - И. Секарева) и символически генерализованных медиа (истина, ценности, любовь, искусство, собственность, деньги, власть, право. - И. Секарева) - происходит конденсация того, что можно назвать одним общим понятием культура. Коммуникация, в особенности массовая, становится самой важной формой взаимодействия в обществе.

Второе свойство, односторонность, в настоящее время не так очевидно, как прежде. Массовая коммуникация постепенно устремляется к более интерактивной связи, например, в Интернете. Но и традиционные формы медийной коммуникации, например, телевидение и радио, предоставляют своим пользователям межличностное общение. Применяется так называемая «обратная связь»: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос, голосование по телефону за выбранного вами участника соревнования и др., однако результат таких опросов и выборов ведущим известен уже заранее. Цель - создать у зрителя иллюзию участия в информационном процессе.

Третье свойство, технические способы передачи, напротив, оказывают все более сильное влияние на процесс коммуникации. Н. Луман называет четыре основных канала коммуникации - язык, письменность, книгопечатание и электронные медиа. Именно с электронных медиа возникает массовая коммуникация как принципиально новый тип коммуникаций, который зависит не от организма человека, а от внешней энергии, т.е. технические средства, оказывают на взаимодействие людей все большее влияние, с одной стороны, создавая помехи, а, с другой, взрывообразно увеличивая возможности массовой коммуникации.

Четвертое свойство - благодаря общедоступности массовая коммуникация становится важным социальным и политическим институтом современного общества и в широких масштабах выполняет функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения.

Современная массовая коммуникация (СМК) характеризуется все усиливающейся информационной перегрузкой. Причем данная информация нерегулярна, неопределённа, неорганизованна. Несмотря на огромное количество информации, человек остается одиноким среди этого потока. Ученый Бодририяр справедливо констатировал, что это конец внутренней интимности, это гиперреальность, которая ставит пределы человеческому существованию. Современный человек теперь лишь чистый экран для всевозможных сетевых влияний.

СМК в условиях демократии - один из инструментов для осуществления власти элиты через влияние на умонастроения, настройки общества в нужном кому-то (власти) ключе, инструмент манипуляции сознанием. Такое влияние позволяет достичь поставленных целей, посредством правильно поставленных задач. При этом минимально расходуя различные ресурсы власти. Специалисты из различных областей научного знания способны убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях. Это позволяет превратить противников в союзников [3, с. 34-50].

Человек, поглощающий информацию через СМК, поглощает и те оценки, которые они пропагандируют. Созданный СМК культурный продукт должен быть адаптирован к потребителю - его жизненному опыту, социальной группе, его убеждениям. Все это должно учитываться, правильно отбираться и подаваться как готовый к потреблению «чизбургер» [9, с. 162-166].

СМК обращаются не только к базовым сознательным процессам, но и к подсознанию - заражая, внушая, заставляя подражать. Отличительными чертами контакта масс со СМК является снижение рефлексивности и деиндивидуализация аудитории. Это происходит на основе внушения, что, в свою очередь, происходит на основе внутренней установки «человека-массы», имеющего некритическую ментальность, живущего на основе подражания (человек массы демонстрирует солидарность с другими членами общества) [2, с. 103-107]. Результирующей такой массированной обработки всех сторон сознания становится навязывание нужных норм, ценностей и стереотипов. Особая роль в этом процессе отводится телевидению.

Рассмотрим особенности воздействия телевидения как средства массовой коммуникации. Телевидение - это особый вид СМК, который оказывает комплексное воздействие на все органы чувств и создает «эффект личного общения», который сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения, в результате использования телевизионными ведущими приемов диалогичности, доверительности. Телевидение позволяет осуществлять иллюзию контакта и быстрой обратной связи между субъектом и объектами манипуляции. Оно воздействует оперативно, образно, создавая «эффект присутствия». Кроме того, телевидению свойственна программность, т.е. передача аудитории сообщений, организованных определенным образом.

Значение телевидения двойственно. С одной стороны, оно позитивно, так как телевидение является основным фактором формирования практического социального знания и помогает решать проблему идентичности. Но другая, негативная сторона, способствует манипулятивному управлению массовым сознанием со стороны властных элит, отрывает его от реальности и виртуализирует.

О том, что телевидение в России является тотальным фактором социализации, говорит то, что телепередачи смотрят каждый день 87 % семей, а более 30 % семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. В каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых, так или иначе, включают в себя большую часть населения. В 2010 г. 36 % опрошенных были подключены к кабельному каналу телевидения. Почти 90 % при ответе на вопрос, «как часто Вы смотрите телевизор», ответили, что ежедневно.

Телевидение является сильнейшим по своему воздействию средством информационно-психологического манипулирования массами. Причины этому называются самые разные.

1.Телевидение ныне - коммерческое предприятие. Неолиберализм высказался в том смысле, что в современном обществе все является товаром. Информация - тоже товар, и ее движение как движение любого товара должно быть свободным. Демократическое общество Запада сформировало два основных довода против такой свободы, в пользу общественного контроля за СМИ. Во-первых, «информационная продукция» поставляется на рынок информации суперкомпаниями, а, значит, на них должно распространяться антимонопольное законодательство. Во-вторых, потребитель информации из СМИ должен обладать свободой выбора (по законам рынка). Но этого-то как раз и нет: «Телепродукция - это «товар» сродни духовному наркотику. Человек современного городского общества зависим от телевидения» [4]. Поэтому государство обязано, защищая свободу потребителя, накладывать на телерынок ограничения в виде цензуры.

2. Телевидение создает фиктивную реальность. «Глаз» телекамеры, фиксируя одни события и устраняя другие, фабрикует «псевдособытие», устраняет из события правду. Довольно большой объем исследований показывает, что «устранение рампы» - той линии, которая в театре отделяет реальную жизни от созданного фантазией художника спектакля, в телепоказе делает человека психологически беззащитным перед информацией с экрана. Экран становится «собеседником». Поэтому телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему и отвечает его потребностям. И это ощущение не должно покидать зрителя, чтобы у него не появилось мотивов переключить канал. Таким образом, должен возникать «резонанс» соответствия телеинформации и ожиданий и телезрителя. Эта «настройка» на различные вкусы становится результатом напряженного творческого поиска, сохранения режиссерами и журналистами «чувства правды» для референтной части аудитории. А «формирование вкусов» - это коллективный процесс, одинаково касающийся как самих телевизионщиков, так и потребителей их информации.

3. Телевидение оказывает «убаюкивающий эффект» за счет: пассивности восприятия - расслабленная поза в кресле; комплексности воздействия на разные органы чувств - критичность восприятия резко падает; обращения к скрытым подавленным инстинктам, запрещенным культурными табу - сексуальности, насилию, созерцанию смерти. Кара-Мурза отмечает, что «простая порнография и насилие приелись. Ради привлечения зрителя режиссер «без всякой необходимости» показал сцену инцеста. ТВ западного общества формирует «культуру насилия», делает преступное насилие приемлемым и даже оправданным типом жизни. » [4]. Попытка объяснить формирование культуры насилия на экране желанием заменить ее в реальности на самом деле не оправдывается, насилие на экране узаконивает насилие в жизни - дети в процессе социализации воспринимают его как образцовые формы поведения.

Сюда же можно отнести успешное использование влияния архетипических образов на массовое сознание. К этому типу можно отнести истории про НЛО, снежного человека, паранормальные явления и прочие мистические мифы - современные аналоги древней мифологии.

4. Телевидение может не только фальсифицировать факты, но сама реальность перед камерой обретает другие масштабы: многие реальные кровавые события перед камерой выглядят как шоу: вспомним бомбардировку американской авиацией Триполи в 1986 г. или разрушение двух небоскребов торгового центра в Нью-Йорке в 2001 г. Кроме того, срабатывает еще один принцип: «Я видел своими глазами, значит, это правда».

Создается новый тип человека - телезритель, для которого реальное смешивается с виртуальным, а прошлое с настоящим и будущим. Видеокультура ведет к крушению чувства времени и пространства и привязывает к внешнему, поверхностному, к коллажу, а не к глубинному поиску и созидательному творчеству.

Монопольное положение телевидения в системе СМК и высокий уровень его воздействия ставит ряд проблем перед обществом:

1. Современное телевидение можно назвать «культурным fast-food» [1], так как передаваемая информация уже адаптирована, заключена в «рамки жанра», готова к «потреблению» массовым зрителем и ее не надо осмысливать. Лишь небольшая часть населения может критически осмысливать информацию и ее несоответствие в различных СМК вызывает кризис доверия.

2. Пассивность восприятия информации индивидом и состояние инертности ведет к «вечному культурному сну». В современном обществе цель телевизионных программ и фильмов состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью.

3. Телевидение в силу своей специфики не может абсолютно полно воспроизвести существующую действительность. Изображаемая им реальность всегда является «медиареальностью» и отличается от реальности эмпирической. Но в наше время эти отличия создаются преднамеренно, т.е. можно говорить о специальном конструировании медиа-реальности.

4. Телевидение является одним из каналов легитимации власти правящей элиты. Гиперпубличность превращает политику в политическое шоу, за которым не видны истинные мотивы и подоплека событий. Тотальная идеологичность превращает телевидение фактически в высокоразвитое производство, в «индустрию сознания» (Г. М. Энценсбергер). К примеру, недавняя коммерциализация российского телевидения ведет ко все большему внедрению в национальную культуру глобальной массовой культуры, и порождает не сразу осознанные отрицательные тенденции: разрушение общественных телеканалов; исчезновение телепередач, представляющих особенности и шедевры национальной культуры; увеличение доли прямого или опосредованного импорта самого дешевого и не очень качественного программного продукта; политизация вещания и господство авторитарных традиций идеологического манипулятивного контроля; отсутствие правовых механизмов согласования интересов в сфере телевещания и, наконец, в том, что все эти проблемы усугубляются нестабильностью современной ситуации в экономике и политике, нехваткой финансовых ресурсов и т.д.

5. В конце ХХ в. информация объявлена пятым (кроме полезных ископаемых, труда, капитала, предпринимательства) ресурсом человечества. От состояния и распределения этого ресурса зависит, какой народ и как войдет в будущее. С изменением экономической, политической, культурной ситуации меняется картина мир. Она формируется множеством воззрений, установок, представлений, ценностных ориентаций. Какова она будет - не в последнюю очередь зависит и от СМИ. В век массовой коммуникации информация в определенном смысле правит миром.

Рецензенты:

Костина А. В., д.филос.н., доктор культурологии, доцент, декан факультета философии, культурологии и искусства АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии, г. Москва.

Горелова Т. А., д.филос.н., доцент, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва.

Место и роль ТВ в современном социокультурном пространстве

В постиндустриальном медийном обществе нельзя недооценивать роль телевидения в создании и трансляции всем социальным группам ценностей, норм, комплексов, страхов, спокойствия - основных систем представлений - тех смыслов, которые наполняют всю нашу жизнь. Телевидение не только формирует восприятие обществом своего собственного будущего, определяет выбор средств для его строительства, но и через культуру выходит на человека, воздействуя тем самым на экономику, социальные отношения, политику, мораль. В современном мире телевидение - основной проводник, транслятор культурных образцов, идеалов, критериев познания происходящего, но и - опять же через культуру - важнейший сегодня институт управления страной, не менее значимый для ее сохранения и развития, чем экономика или национальная безопасность.

В России принято недооценивать функции ТВ как транслятора культуры. Оно уже давно не просто средство массовой информации, а мощная система программирования сознания миллионов людей, инструмент контроля за их поведением, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий, главный фактор формирования любых представлений о жизни. Недостаточно определять телевидение и в качестве средства массовой коммуникации - это вовсе не мобильный телефон, не интернет, оно приходит к каждому человеку в дом, на кухню, в спальню всегда как комплекс именно смыслов, столь необходимых для существования отдельного индивида и системы в целом.

Интересен подход И.А. Климова, по мнению которого, телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, которое можно изучать в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс - систему языковой коммуникации. В-третьих, как форму социального знания, как способ накопления обществом знаний о самом себе. И, в-четвертых, как элемент повседневной жизни значительной части людей, которые удовлетворяет с помощью него свои индивидуальные потребности.

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью «проникнуть в личное пространство». Отличие телевидения от радиовещания - в средствах выражения. Единственное средство радио - звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.

Отличие телевидения от кино - в условиях просмотра и характере аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту.

Подобно театру телевидение использует слово и игру актеров; в силу своей природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Зритель в театре «может играть роль», его можно в определенном смысле назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать спектакль. В телевидении же сценическое действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти - это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, - способность телевизионной камеры «вырезать» часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие-то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания.

Таким образом, можно сказать, что телевидение - это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся спецификой своей деятельности от других каналов коммуникации. Телевидение играет заметную роль в обществе и выполняет множество социальных функций.

Новый взгляд на воздействие телевидения как важнейшего инструмента трансляции культуры требует пересмотра самого взгляда на его функции и значение. Теперь это не только средство информации, отражения действительности, развлечения или просвещения миллионов людей всех возрастов, не только канал заполнения эфира игровыми и документальными фильмами, классическими и эстрадными концертами, мультипликацией и спектаклями, передачами об истории или жизни выдающихся людей. Необходимо осознать, что это главный институт распространения культуры, понимаемой как в широком, так и в узком смысле.

Фундаментальными ценностями русской культуры являлись православные, духовно-нравственные ценности: ценность правды, ценность добра, ценность подвига, которые ставятся выше ценностей разумности, расчетливости и эффективности. К ним можно добавить традиционные для исторической России идеалы: идеалы нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству. Единение государственнических и глубоких духовно-нравственных начал давало возможность государству с глубокой древности и вплоть до рубежа нашего века преодолевать острые кризисы в развитии России, возникавшие, когда такое единение нарушалось. В результате формационного пути, который прошла Россия за последние двадцать лет, изменился тип не только материального, но и духовного производства: он приобрел черты, свойственные западноевропейской и американской культурам, основанным на католическо-протестантских ценностях. К ним относятся демократизм, плюрализм, динамизм и прагматизм, которым обусловлен основной тип личности, характеризующий человека западной культуры, стремящегося к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, получаемыми путем материального обмена. Столкновение двух культур с полярными ценностными традициями привело к грандиозной перестройке самосознания россиян и появлению новых социокультурных программ.

В условиях преобразования ценностной системы российского общества молодежи необходимо усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, освоить социальные роли, выбрать и получить профессию. В ходе модернизации российского общества изменились не только условия социализации молодежи, но также роли и характер влияния основных институтов, каналов, агентов социализации. В частности, произошло снижение значимости и влияния таких традиционных, «краеугольных» институтов трансляции культурных ценностей, как семья и система образования.

Молодежь, в силу своих возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, нуждается в социокультурной идентификации, в усвоении систем ценностей, норм, определяющих основные формы поведения, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к тенденциям, распространенным в окружающей их информационной среде.

Наряду с общественными реалиями и условиями жизни фантастически возросла социализирующая, воспитательная роль информационной среды, являющейся совокупностью информационных условий существования (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры).

«Возрастающее влияние СМК - процесс, характерный для современного мира в целом. Постоянное развитие технических средств и каналов массовой коммуникации, их вездесущий и всеобъемлющий характер сделали их основными трансляторами социальных и культурных ценностей, фактически заменившими такие традиционные институты социализации, как семья, школа, церковь, общественные организации. СМК воздействуют на массовое сознание, широко распространяя и популяризируя определенные социокультурные образцы, стили жизни и нормы поведения, моделируя идеальный образ реальности, к которой необходимо стремиться».

Читайте также: