Где учатся на оператора телевидения

Опубликовано: 17.04.2024

Операторский факультет готовит кино- и телеоператоров, способных снимать игровые и документальные фильмы, телевизионные программы и сюжеты. Выпускники обладают творческим потенциалом и техническими знаниями, необходимыми для решения художественных задач

– искусство превращать иллюзии в реальное экранное изображение. Всё, что вы видите на экранах кинотеатров, телевизоров, мониторов, всё сперва увидел и почувствовал оператор!

Обучение операторскому мастерству поможет

  • мыслить образами, создавая изобразительное решение фильма
  • получить уверенные навыки съёмки программ разных жанров и форматов
  • быть в гуще самых захватывающих событий
  • увидеть мир самому и показать его зрителю
  • стать успешным, востребованным, реализовать себя и получить призвание на всю жизнь

Операторский факультет ждёт тех, кто

  • хочет учиться, умеет не только смотреть, но и видеть
  • хочет быть первым, а возможно, и единственным свидетелем событий
  • лёгкий на подъём и любознательный, не боится трудностей и риска
  • любит снимать фото и видео, видит красоту и соразмерность в каждом предмете
  • умеет быть искренним, терпеливым и надежным, разделяет девиз: "Никто, кроме нас!"
  • Кинооператорство
  • Кинооператор
  • Телеоператор
  • очная форма – 5 лет

Примерные вопросы
1. Почему вы хотите стать оператором?
2. Где бы Вы хотели работать в кино, на телевидении, в новых медиа? Почему?
3. Ваши любимые художники. Расскажите об одном из них.
4. Наиболее значимые направления в мировом изобразительном искусстве. Художники. Картины.
5. Отечественная живопись XIX -XX века. Наиболее интересные и яркие художники, по Вашему мнению.
6. Приведите примеры влияния изобразительного искусства на кинематограф.
7. Назовите имя художника и название картины по репродукции. Абитуриенту показывают 10-15 репродукций классических живописных произведений.
8. Назовите свои любимые фильмы, расскажите про операторскую работу в них. Чем интересно изображение?
9. Изображение каких фильмов за последние несколько лет Вас заинтересовало?
10. Назовите наиболее интересных современных российских кинооператоров.
11. Назовите наиболее ярких зарубежных кинооператоров последних лет.
12. Расскажите об основных направлениях в истории кино и об их изобразительных особенностях.
13. Назовите своих любимых операторов и расскажите об их картинах.
14. Нравится ли Вам фотографировать? Какие у Вас творческие предпочтения в этом виде искусства?
15. Технические особенности фотографии, необходимые для получения качественного изображения.
16. Влияние технических параметров на художественную сторону фотографии.
17. Особенности фотосъемки различных жанров в фотографии.
18. Особенности и основные параметры современных фотокамер.
19. Назовите Ваши любимые телеканалы или интернет-каналы. Расскажите о них.
20. Назовите телепрограммы/ телесериалы, которые Вам нравятся. Почему?

Абитуриенту предлагаются для узнавания репродукции работ известных художников и архитекторов.

Абитуриенты предоставляют на собеседование творческую папку (27-30 фоторабот):
- портрет при естественном освещении (3 штуки)
- портрет с использованием осветительных приборов (3 штуки)
- натюрморт при естественном освещении (2 штуки)
- натюрморт с использованием различных источников света (2 штуки)
- пейзаж сельский / городской и индустриальная натура (5 штук)
- жанровые снимки (6 штук)
- репортаж (7-12 штук)

Требования к творческой папке
- снимки должны быть выполнены с помощью пленочного или цифрового фотоаппарата (снимки, выполненные на телефон, не рассматриваются)
- формат снимков – не менее 30x40 см, цвет или ч/б
- снимки должны быть выполнены ЛИЧНО
- не допускается использование компьютерной графики и компиляции разных изображений
- каждый снимок должен быть наклеен на паспарту
- с обратной стороны снимка необходимо указать фамилию, имя, отчество, а также данные съемки (камера, объектив, фокусное расстояние, выдержка, диафрагма и ISO)
- абитуриент должен уметь рассказать о художественном замысле и технике исполнения снимков
- все фотоработы необходимо представить и в электронном виде на подписанном USB-флеш- накопителе, который нужно вложить в творческую папку.

Абитуриент представляет на собеседовании также грамоты, дипломы, призы, при наличии.

Подробная программа вступительных испытаний с требованиями к снимкам находится в разделе Поступление/ Высшее образование https://gitr.ru/abitur/

Абитуриенты получают
- домашнее задание (съёмка на натуре), которое приносят на творческий конкурс


Список фильмов, литературы, музеев, рекомендуемых для подготовки к поступлению
на операторский факультет (в хронологическом порядке)

Отечественный кинематограф, 16+

1. «Броненосец «Потемкин»» реж. С.Эйзенштейн, опер. К.Тиссэ, 1925.
2. «Мать» реж. В.Пудовкин, опер. А.Головня, 1926.
3. «Новый «Вавилон»» реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг, опер. А.Москвин, 1929.
4. «Земля» реж. А.Довженко, опер. Д.Демуцкий, 1930.
5. «Веселые ребята» реж. Г.Александров, опер. В. Нильсен, 1934.
6. «Пышка» реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек, 1934.
7. «Александр Невский» реж. С.Эйзенштейн, опер. К.Тиссэ, 1938.
8. «Богдан Хмельницкий» реж. И.Савченко, опер. Ю.Екельчик, 1941.
9. «Иван Грозный» (1 сер.), реж. С.Эйзенштейн, опер. А.Москвин и Э.Тиссэ, 1944.
10. «Иван Грозный» (2 сер., «Боярский заговор»), реж. С.Эйзенштейн, опер.: А.Москвин и Э.Тиссэ, 1945.
11. «Летят журавли» реж. М.Калатозов, опер. С.Урусевский, 1957.
12. «Судьба человека» реж. С.Бондарчук, опер. В.Монахов, 1959.
13. «Иваново детство» реж. А.Тарковский, В.Юсов, 1962.
14. «Гамлет» реж. Г.Козинцев, опер. Й.Грицюс, 1964.
15. «Я – Куба» реж. М.Калатозов, опер. С.Урусевский, 1964.
16. «Война и мир» реж. С.Бондарчук, опер. А.Петрицкий, 1965-67.
17. «Тени забытых предков» реж. С.Параджанов, опер. Ю.Ильенко, 1965.
18. «Андрей Рублев» реж. А.Тарковский, опер. В.Юсов, 1966.
19. «Анна Каренина» реж. А.Зархи, опер. Л.Калашников, 1967.
20. «Дворянское гнездо» реж. А.Кончаловский, опер. Г.Рерберг, 1969.
21. «Бег» реж. А.Алов и В.Наумов, опер. Л.Пааташвили, 1970.
22. «Зеркало» реж. А.Тарковский, опер. Г.Рерберг, 1974.
23. «Свой среди чужих, чужой среди своих» реж. Н.Михалков, опер. П.Лебешев, 1974.
24. «Восхождение» реж. Л.Шепитько, опер. В.Чухнов, 1976.
25. «Сталкер» реж. А.Тарковский, опер. А.Княжинский, 1979.
26. «Жестокий романс» реж. Э.Рязанов, опер. В.Алисов, 1984.
27. «Мой друг Иван Лапшин» реж. А.Герман, опер. В.Федосов, 1984.
28. «Сибирский цирюльник» реж. Н.Михалков, опер. П.Лебешев, 1998.
29. «Возвращение» реж. А.Звягинцев, опер. М.Кричман, 2003.
30. «Прогулка» реж. А.Учитель, опер. Ю.Клименко, П. Костомаров, 2003.
31. «Свои» реж. Д.Месхиев, опер. С.Мачильский, 2004.
32. «Остров» реж. П.Лунгин, опер. А.Жегалов, 2006.
33. «Стиляги» реж. В.Тодоровский, опер. Р.Васьянов, 2008.
34. «Высоцкий. Спасибо, что живой!» реж. П.Буслов, опер. И.Гринякин, 2011.
35. «Сибирь. Монамур», реж. С.Росс, опер. Ю.Райский, 2011.
36. «Географ глобус пропил» реж. А.Велединский, опер. В.Башта 2013.
37. «Сталинград» реж. Ф.Бондарчук, опер. М.Осадчий, 2013.
38. «Солнечный удар» реж. Н.Михалков, опер. В.Опельянц, 2014.
39. «Конец прекрасной эпохи» реж. С.Говорухин, опер. Г.Карюк, 2015.
40. «Движение вверх» реж. А.Мегирдичев, опер. И.Гринякин, 2017.


Зарубежный кинематограф, 18+

1. «Рождение нации» реж. Д.Гриффит, опер. Б.Битцер, 1914.
2. «Восход солнца» реж. В.Мурнау, опер. Ч.Рошер и К.Страсс, 1927.
3. «Большой вальс» реж. Ж.Дювивье, опер. Д.Руттенберг, 1939.
4. «Унесенные ветром» реж. В.Флеминг, опер. Э.Халлер и Р.Реннахан, 1939.
5. «Гражданин Кейн» реж. О.Уэллс, опер. Г.Толанд, 1941.
6. «Касабланка» реж. М.Кертиц, опер. А.Идисон, 1942.
7. «Пепел и алмаз» реж. А.Вайда, опер. Е.Вуйчек, 1958.
8. «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л.Годар, опер. Р.Кутар, 1960.
9. «Восемь с половиной» реж. Ф.Феллини, опер. Д.Ди Венанцо, 1963.
10. «Фотоувеличение» реж. М.Антониони, опер. К. Ди Пальма, 1966.
11. «2001: Космическая одиссея» реж. С.Кубрик, опер. Д.Ансуорт, 1968.
12. «Крестный отец» реж. Ф.Коппола, опер. Г.Уиллис, 1972.
13. «Крестный отец 2» реж. Ф.Коппола, опер. Г.Уиллис, 1974.
14. «Пролетая над гнездом кукушки» реж. М.Форман, опер. Х.Уэкслер, 1975.
15. «Дни жатвы» реж. Т.Малик, опер. Н.Альмендрос, 1978.
16. «Чужой» реж. Р.Скотт, опер. Д.Ванлинт, 1979.
17. «Бегущий по лезвию бритвы» реж.Р.Скотт, опер. Д.Кроненвет, 1982.
18. «Последний император» реж. Ф.Коппола, опер. В.Стораро, 1987.
19. «Список Шиндлера» реж.С.Спилберг, опер. Я.Камински, 1993.
20. «Побег из Шоушенка» реж. Ф.Дарабонт, опер. Р.Дикинс, 1994.
21. «Семь» реж. Д.Финчер, опер. Д.Хонджи, 1995.
22. «Титаник» реж. Д.Кемерон, опер. Р.Карпентер, 1997.
23. «Красота по-американски» реж. С.Мендос, опер. К.Холл, 1999.
24. «Матрица» реж. Э.Вачовски и Л.Вачовски, опер. Б.Поуп, 1999.
25. «Любовное настроение» реж. В.Карвай, опер. К.Дойл, 2000.
26. «Амели» реж. Ж-П.Жене, опер. Б.Дельбонель, 2001.
27. «Властелин колец» (трилогия) реж. П.Джексон, опер. Э.Лесни 2001-2005.
28. «Девушка с жемчужной сережкой» реж. П.Уэббер, опер. Э.Серра, 2003.
29. «Дитя человеческое» реж. А.Куарон, опер. Э.Любецки, 2006.
30. «Искупление» реж. Д.Райт, опер. Ш.Макгарви, 2007.
31. «Нефть» реж. П.Т.Андерсен, опер. Р.Элсвит, 2007.
32. «Скафандр и бабочка» реж. Д.Шнабель, опер. Я.Камински, 2007.
33. «Через Вселенную» реж. Д.Тэймор, опер. Б.Дельбонель, 2007.
34. «Аватар» реж. Д.Кемерон, опер, М.Фиоре, 2009.
35. «Древо жизни» реж. Т.Малик, опер. Э.Любецки, 2010.
36. «Хранитель времени» реж. М.Скорсезе, опер. Р.Ричардсон, 2011.
37. «Гравитация» реж. А.Куарон, опер. Э.Любецки, 2013.
38. «Бердмен» реж. А.Г. Иньярриту, опер. Э.Любецки, 2014.
39. «Отель «Грандт Будапешт» реж. У.Андерсон, опер. Р. Д.Йомен, 2014.
40. «Выживший» реж. А.Г. Иньярриту, опер. Э.Любецки, 2015.
41. «Бегущий по лезвию 2049» реж. Д.Вильнев, опер. Р.Дикинс, 2017.

1. Арнхейм Рудольф «Искусство и визуальное восприятие». - М.: Прогресс, 1974.
2. Головня А. «Мастерство кинооператора». – М.: «Искусство», 1995.
3. Гонт Леонард «Экспозиция в фотографии». – М.: мир, 1984.
4. Грегори Р. «Разумный глаз». - М.: Мир, 1972.
5. Грирсон Т. и Гудридж М. «Профессия кинооператор» - М.: Рипол классик, 2014.
6. Дыко Л. «Основы композиции в фотографии» - М.: 1989.
7. Железняков В. «Cinematographer. Человек с фабрики грез». – М.: «Пробел-2000», 2004.
8. Китаев В., Шляпинтох Л. «Электротехника с основами промышленной электроники». – М.: Высшая
9. школа, 1973.
10. Ногин П. «Фотографический объектив». – М.: Искусство, 1961.
11. Онипенко М. и Медведев А. «Операторское искусство». - М.: БРЭ, 2014.
12. Петерсон Б. «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции». – Спб.: Питер, 2011.
13. Пондопуло Г. «Фотография и современность». - М.: Искусство, 1982.
14. Фомин А. и Панфилов Н. «Краткий справочник фотолюбителя». – М.: Искусство, 1985.
15. Хеджкоу Джон «Искусство цветной фотографии». – М.: Планета, 1988.

Музеи, 6+
1. Музеи Кремля: Грановитая палата, Оружейная палата, Алмазный фонд
2. Третьяковская галерея, Лаврушенский переулок
3. Третьяковская галерея, Крымский вал
4. Центральный дом художника, Крымский вал
5. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
6. Русский музей
7. Эрмитаж

На творческий конкурс абитуриенты приносят выполненное домашнее задание - комплект фотографий, снятых на натуре:
- жанр (3 снимка)
- постановочный портрет при естественном освещении (2 снимка)
- городской пейзаж (3 снимка)
- тематический репортаж (5-6 снимков)

Темы репортажа
- Лето – это маленькая жизнь
- Приезжие в Москве
- Одиночество в большом городе
- Городской музей
- Мои любимые места

Примерные вопросы
- Разбор комплекта фотографий, представленных на творческий конкурс. Абитуриент должен уметь объяснить свой замысел и технические особенности съёмки.
- История фотографии: основные этапы истории развития фотографии, включая цифровую фотографию, даты наиболее важных событий, имена авторов открытий и изобретений в области фотографии.
- Практическая фотография: основные жанры фотографии (постановочный портрет, документальный портрет, репортаж, натюрморт, пейзаж и т.д.). Абитуриент должен знать особенности этих видов съёмки, уметь объяснить творческую задачу при выполнении того или иного вида съёмки, описать технику и приёмы, которые следует использовать для выполнения этих видов съёмки.
- Фотографическая техника - плёночная и цифровая: основные узлы фотографических и цифровых съемочных аппаратов и их назначение.
- Фотографическая оптика: типы объективов, использующихся в фотографии и их основные характеристики; области применения различных объективов; графическое построение изображения линзами и объективами; оптические насадки и светофильтры, практическое применение в фотографии.
- Основы цифровых технологий получения и обработки изображений: физические принципы получения цифровых изображений; матрицы, использующиеся в современных цифровых фотоаппаратах; основные файловые структуры, в которых производится запись цифровых фотоизображений и различие между ними; устройства, использующиеся для записи цифровых фотоизображений.
- Основы электротехники: основные законы электротехники (в пределах школьной программы) и их применение в фотографической практике.
- Основы светотехники: физическая природа света (в пределах школьной программы); основные физические характеристики света и их значение для практической фотографии; единицы измерения света и их значение; типы естественных и искусственных источников света, использующихся в фотографии и их характеристики; типы осветительных приборов, использующихся в фотографии, их назначение и характеристики.
- Основы геометрической оптики: законы преломления и отражения света, ход луча света в линзе, отражение света от зеркальных поверхностей.
- Экспонометрия: значение экспонометрического контроля для получения качественного фотографического изображения на плёнке и в цифровой технологии. Основные методы экспонометрического контроля. Техника для осуществления экспонометрического контроля и принцип её работы.

Подробная программа вступительных испытаний находится в разделе Поступление/ Высшее образование https://gitr.ru/abitur/

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

В Школе Телевидения ведется обучение студентов по специальности видеооператор. Курс «видеооператор» дает базовую теоретическую подготовку и необходимые технические навыки. Слушатели Школы Телевидения, избравшие специальность «видеооператор», получают профессиональные знания, умение делать монтаж, навыки пользования современным техническим оборудованием и работы в условиях, максимально приближенных к профессии. По окончании курса «видеооператор» слушатели сдают государственный экзамен, защищают дипломную работу и получают диплом телеоператора государственного образца о профессиональной подготовке.

Видеооператор на сегодняшний день очень востребованная профессия на телевидении, поэтому практически на любом канале требуются видеооператоры и имеются вакансии видеооператора. Эта специальность очень востребована и в рекламе.

В Школе Телевидения Вы можете получить уникальную профессию «Видеооператор»
Длительность обучения: 9 месяцев.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 4 академических часа.
Вечерние группы с 19.00 до 22.00
Стажировка в реальных проектах на съемочной площадке и в монтажной студии.
По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.
Диплом государственного образца о профессиональной подготовке по специальности «Видеооператор».
Стоимость обучения 18 000 руб в месяц. Оплата помесячно. Это очень востребованная специальность. Трудоустройство практически 100%.

Курсы Видеооператора. Учебный план.

Наименование разделов и дисциплин Часов Преподаватель
Лекции
Режиссура. Документальное кино. Анимационное кино. Режиссура в современном кинематографе. Режиссура телеэфира. 16 Фаносян М.Р.
История изобразительного искусства. Раннее, высокое, и позднее Возрождение. Искусство эпохи Барокко. ХХ век. 36 Трапани С.А.
Технология телепроизводства
Взаимодействие в составе операторской бригады и работа в системе ПТС. Провоз профессиональной операторской техники при выезде за рубеж. Этика общения с представителями власти. Упражнения для эффективной работы с ручной видеокамерой. Работа оператора в экстремальных условиях. Съемка новостных сюжетов. Официальная видеосъемка протокольных событий. Видеосъемка спортивных событий Репортажная съемка и вопросы взаимодействия с журналистами. Видеосъемка юбилеев, свадеб и торжественных событий местного значения .Особенности работы при съемке документальных фильмов. Масштабные съемки с использованием кранов, вертолетов и др. видов транспорта
16 Павлюченко Т.П.
Практические занятия
Мастерство телеоператора
Устройство профессиональных видео и кинокамер. Фотоаппарат и его использование при съемке кино и видеоклипов профессионального качества. Композиция. Ритм. Ракурс. Перспектива. Масштаб изображения. Светопись. Работа на натуре днём, ночью, в «режиме».Работа в интерьере. Работа в павильоне. Основы экспонометрии. Цветометрия. Цвет в кадре. Образы первого и второго ряда в работе оператора. Решение драматургических задач операторскими приёмами. Фильтры и их использование. Динамика камеры и динамика света.
76 Харитонов В.В.
Режиссура монтажа
Линейный и нелинейный монтаж. Параллельный . Ассоциативный монтаж. Клиповый монтаж. Дистанционный монтаж. Крупность плана по Льву Кулешову. Длина плана. Стоп кадр. Перебивка. Затемнение. Наплыв «микс». Темпо-ритм монтажа. Режиссерская разработка. Мизансцена. Внутрикадровый монтаж.
60 Фаносян М.Р.
Основы фотографии
Ключевые понятия и термины. Принципы получения изображения. Режимы съемки. Базовые навыки управления фотоаппаратом. Экспонометрия. Оптика. Свет. Практика предметной съемки. Фотоаксессуары. Возможности обработки фотографий. Авторские компоненты съемки. Практика репортажной и портретной съемки.
16 Курский Л.Д.
Основы работы с осветительными приборами и оптикой
Портретное освещение в условиях павильона. Натурное освещение. Виды современных приборов. Цвет света и цветовой баланс. Приведение цвета к единому знаменателю. Применение эффектных оптических фильтров и насадок. Работа с компендиумом. Глубина резкости и гиперфокальное расстояние. Геометрическая оптика и оптические системы. Работа с диафрагмой, относительное отверстие объектива и его возможности.
16 Харитонов В.В.
Теория и практика монтажа
Монтаж видеоматериала в Final Cut Pro
40 Сертификат Apple
Теория и практика монтажа
Монтаж видеоматериала в пакетах Avid
40 Сертификат Avid
Практикум 216
Выпускная квалификационная работа.
Cоздание и оформление мастер диска. С динамическим меню и навигацией.
- Создание рекламного ролика с внедрением 3D объектов.
- Создание новостного сюжета с титрами.
- Создание анимационного ролика.
- Видео фильм – Свадьба, Торжественное мероприятие, Интервью.
32
Защита дипломной работы 12
Итого: 564

Видеооператор — одна из самых важных профессий на телевидении. Без стараний видеооператора современное телевидение просто не смогло бы существовать. Глазами видеооператора телезрители смотрят на экран.

Видеооператор является поставщиком картинки, без которой смысл телевидения пропадает. телевизионных кругах шутят, что с видеооператорами надо дружить, ведь от того, как телеоператор выполнит свою работу, от его мастерства и профессионализма, от качества исходного материала во многом зависит успех или неуспех телепроекта.

Видеооператор — профессия, которая позволяет быть всегда в курсе событии, в числе первых узнавать актуальные новости, показывать громкие катастрофы, выдающихся деятелей, яркие события и повседневную жизнь.

Видеооператор — профессия, имеющая своей целью технически и визуально способствовать производству качественных телепрограмм и проектов. Видеооператор может работать на телестудии или на предприятии, занимающемся созданием видеопродукции. В нашей Школе Телевидения готовят универсальных специалистов-видеооператоров.

Видеооператор снимает сюжеты в прямом эфире и для записи, в студии или на выездной съёмке. Он работает самостоятельно или руководит работой других видеооператоров и команды технического обслуживающего персонала.

Видеооператор отвечает за художественное и техническое качество записываемого материала.

Видеооператор всегда работает в команде, в жесткой сцепке с корреспондентом или режиссером. Они вместе выезжают на съёмки, обсуждают сюжет и согласовывают план. Но бывают случаи, особенно в производстве новостных программ, когда телеоператор просто не располагает временем на обсуждение деталей съемки с журналистом, поэтому телеоператору надо уметь быстро ориентироваться в ситуации, самостоятельно принимать решения и действовать оперативно.

Видеооператоры программ культурно-развлекательного характера, аналитических, авторских программ работают несколько иначе. Им предоставлены более широкие возможности выражения творческих идей. Посредством освещения, угла и темпа съёмки, композиции кадра телеоператор воплощает в жизнь замысел автора, воспроизводит настроение, эмоции, доносит до зрителя основную мысль общую атмосферу, используя технические средства для достижения художественного эффекта. И такая видеосъёмка определенно является формой искусства. Этим средствам и приемам в Школе Телевидения уделяется значительное внимание.

Видеооператор должен быть образованным и креативным человеком с широким кругозором и собственным мнением по профессиональным вопросам. Общепрофессиональные дисциплины, которые читаются в нашей Школе Телевидения, способствуют формированию личности будущего телеоператора.

Видеооператор тщательно готовиться к началу процесса видеосъёмки: он заранее представляет себе видеофрагменты, необходимые для создания видеопроекта, осматривает место будущей съёмки, запасается большим количеством кассет, заряженных батарей, вместе с видеоинженерами телеоператор готовит студию к прямому эфиру или записи. Перед выездом на место телеоператор контролирует исправность и работоспособность необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, штатива, переносного освещения, и т. п. ).

Видеооператор значительное внимание уделяет свету. С точки зрения видеосъёмки освещение может быть либо хорошим, либо плохим, и телеоператор должен уметь работать в любых условиях. Однако создавать правильное освещение для сцены — первостепенная задача осветителя, который работает в непосредственной близости с телеоператором, являясь его правой рукой. Профессиональные осветители применяют сразу несколько источников освещения, что позволяет более точно контролировать наличие и расположение теней, а также степень освещенности деталей. Телеоператор работает с прямым, отраженным и рассеянным светом. Для устранения проблемы наличия контрсвета телеоператор может изменить ракурс или использовать дополнительные источники освещения. Для компенсаций различных условий освещения телеоператором или осветителем могут быть также использованы специальные фильтры. Всё это оборудование имеется в техническом центре нашей Школы Телевидения, поэтому студенты имеют возможность работать с ними.

Видеооператор должен уметь работать с телевизионной техникой, светотехникой и оптическими аксессуарами, делать настройку экспозиции и фокусного расстояния, понимать цвет, знать законы и принципы построения видеоряда, обращать внимание на перспективу видеокадра. Всему этому обучают в Школе Телевидения.

Видеооператор обязан правильно использовать оптический трансфокатор: плавно и только по необходимости изменять масштаб изображения, отдавая преимущество изменению положения камеры. Телеоператор должен уметь снимать со штатива, и обходиться без него. Ведь иногда в экстренных условиях или согласно определенному замыслу режиссера, приходится прибегать к применению съемки с рук и использованию встроенного микрофона. Опытные преподаватели Школы Телевидения работают непосредственно с каждым из студентов, уделяя особоее внимание постановке рук на камере.

Видеооператору следует выбирать правильную композицию, ведь это напрямую влияет на способ восприятия снимаемой сцены.

В арсенале успешного видеооператора — знание определенных приемов эффективного панорамирования. Это умение выдержать статику в начале и в конце каждого кадра, сохранить характер исполнения панорамы, почувствовать смысловое и пластическое содержание эпизода, приостановить кадр в нужный момент, делая необходимые акценты. Что касается вращения камеры, то при каждом отдельном эпизоде телеоператор должен поворачивать камеру не более одного раза, начиная медленно и постепенно увеличивая скорость. Помимо работы в студии технического центра слушатели курса «телеоператор» нашей Школы Телевидения занимаются и съемками на местности, где они имеют возможности оработать многие технические приемы.

Видеооператорское мастерство достигается опытом, знаниями, навыками и владением «маленькими» операторскими секретами. Вот некоторые из них. При съёмке движущегося объекта телеоператор должен перемещать камеру вслед за ним, а не вдоль сцены. Движущиеся объекты лучше выводить за кадр. При съемке длинных проходов телеоператору необходимо периодически останавливать внимание на деталях, попадающих в кадр. Использование видеооператором первого плана создает эффект наблюдения со стороны, поэтому им пренебрегать не следует. Оправдана и видеооператорская съемка крупных планов, дающая возможность заглянуть в глаза герою, лучше увидеть его эмоции, а также отойти от театральности сценической подачи и получить эффект присутствия в кадре. При съемке синхронных диалогов телеоператору вовсе не обязательно держать внимание только на том, кто говорит. Ничуть не менее выразительны бывают и глаза, и руки, и детали одежды героя, когда он, замолчав, внимательно слушает собеседника, отслеживая его реакции. Это нельзя упускать телеоператору. В результате получается более полная, объемная картинка. При этом большую маневренность появляется и у режиссеру монтажа. Выпускники Школы Телевидения в обязательном порядке владеют всеми вышеперечисленными навыками и приемами.

Видеооператор, таким образом, должен знать принципы эксплуатации съёмочного оборудования, основы композиции и экспонометрии, огсновы работы со светом, световым оборудованием, основы записи звука и систему взаимоотношений с журналистом. Видеооператор отвечает за качество и количество отснятого видеоматериала, согласно предъявляемым на телевидении требованиям, контролируя качество записи во время съемок. Телеоператор несет ответственность за процесс съёмки, а также за установку оборудования и поддержание его в рабочем состоянии. Оперативные технические вопросы видеооператор решает с технической службой и руководством отдела.

Обучение мастерству видеооператора в Школе Телевидения включает следующие дисциплины, необходимые для овладения профессией: операторское мастерство, режиссура телевидения, свет и оптика, фотокомпозиция, стилистика, основы монтажа, основы журналистики, компьютерная графика, а также технология телепроизводства и история кино и телевидения.

Работа видеооператора опирается во многом на знание секретов технического мастерства, владение многообразной палитрой как творческих, так и технических приемов, обучение которым ведется на курсе «Видеооператор» в Школе Телевидения. Лучшим способом введения в специальность телеоператора является обучение с последующей стажировкой.















Высшая Школа Кино и Телевидения «Останкино» — первое в России учреждение профессионального образования в сфере кино, телевидения и медиа.

Миссия Высшей Школы «Останкино» — подготовить настоящих профессионалов в индустрии кино и ТВ. Обучение на Высших Курсах является комплексным: будущие телеведущие помимо работы с камерой изучают художественный грим, режиссуру, рерайтинг и др. Те, кто пришел учиться на стилистов, узнают также искусство грима, технику речи. Это необходимо для того, чтобы выпускники по окончании обучения стали многопрофильными специалистами не только в выбранной области, но и во всей медиасфере.

Все занятия ведут заслуженные артисты РФ, известные режиссеры, продюсеры, успешные теле-, радиоведущие: Елена Летучая, Евдокия Германова, Александр Анатольевич, Мария Ситтель, Михаил Зеленский, Владимир Хотиненко, Владимир Грамматиков, Алексей Мануйлов и многие другие.

Обучение проходит в профессионально оборудованных аудиториях. В процессе обучения воссозданы атмосфера и условия, максимально приближенные к настоящим. Это позволяет будущим специалистам практиковать свои навыки в условиях, совпадающих с условиями реальной работы.

Высшая Школа Кино и Телевидения «Останкино» — это общение со звездами телевидения, кино, театра, эстрады на расстоянии вытянутой руки, творческие встречи. На регулярной основе проводятся мастер-классы: Владимира Познера, Ксении Собчак, Владимира Меньшова, Тины Канделаки, Андрея Малахова, Антона Комолова, Яны Чуриковой, Ирины Хакамада, Егора Кончаловского, Регины Тодоренко, Ивана Чуйкова, Дмитрием Губерниевым и многих других. Посещение для всех учащихся, выпускников и абитуриентов, уже заключивших договор абсолютно бесплатно.

По окончании Высших Курсов «Останкино» у каждого выпускника будет наработанное портфолио работ, сделанных совместно с профессионалами смежных областей. Все это помогает нашим выпускникам построить карьеру — более 90% из них работают по специальности.

«ПЯТНИЦА», «ТНТ», «МАТЧ ТВ», «Культура», «Россия 1», «Первый Канал», «МУЗ-ТВ», — это лишь часть телеканалов, где работают выпускники Высшей Школы «Останкино».

Успешно заявить о себе в медиасфере, создать новый имидж, усовершенствовать навыки, необходимые для успешной работы с аудиторией не только в рамках сферы медиа, но и в других областях: бизнес, менеджемент, продажи и пр. – все это можно получить в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино».

Кинооператор занимается съемкой фильмов и отвечает не только за техническую часть этого процесса, но и создает художественную линию картины. Поэтому нередко специалистов из этой области именуют «художниками кино». Профессия имеет свои особенности и требует наличия определенных знаний. Об этом и о том, где выучиться на кинооператора, пойдет речь дальше.

Характеристика профессии

Работа кинооператором больше подходит для мужчин, чем для представительниц слабого пола. В процессе съемок приходится переносить и использовать довольно тяжелое оборудование, выполнять различные «кульбиты» в надежде поймать нужный кадр и длительное время ожидать необходимых природных эффектов, иногда не в очень хороших условиях. Кроме того, профессия связана с частыми и длительными командировками и ненормированным рабочим днем.

От работы данного специалиста зависит весь художественный ряд и то, как он смотрится на экране. Для достижения качественного результата используется специальное освещение, которое обеспечивается разнообразными осветительными приспособлениями. Их настраивает и выставляет специальная команда, а руководит ей кинооператор. Поэтому профессия предполагает наличие управленческого «стержня» и навыков.

Если режиссер определяет, что нужно продемонстрировать в каждой сцене, кинооператор решает, как это будет выглядеть. Именно он создает весь образ картины, объединяет все кадры единой линией, формирует зрительное впечатление. Для этого такой специалист должен:

  • обладать художественным вкусом;
  • хорошо знать историю кино;
  • разбираться в изобразительном искусстве и фотографии.

Используя множество деталей, свет и композицию, кинооператор способствует воплощению задумок режиссера и других специалистов в жизнь.

Где учат на кинооператора?

При этом, работа кинооператора очень творческая и требует определенной смекалки. Этот специалист должен придумать, как создать эффект дождя, если его нет или запечатлеть лунную ночь, снимая кадры днем.

Приведем интересные примеры из истории отечественной кинематографии и необычных решений кинооператоров:

Большого мастерства требуют и ночные съемки, когда, несмотря на кромешную тьму, нужно выделить главных героев и продемонстрировать их эмоции. При этом не должно быть заметно ни одного из установленных для создания нужного впечатления приборов.

Также оператор вносит свой вклад и в производство монтажа кинокартины. На этом этапе он следит за проведением цветокоррекции и сохранением требующихся художественных эффектов.

Где учат на кинооператора?

Где работает кинооператор?

Кинооператор – важная фигура во всевозможных кинокомпаниях и коммерческих проектах. Он непосредственно общается и сотрудничает с режиссером фильма.

Рабочим пространством этого специалиста может быть не только киностудия, но также разные уголки природы, городские улицы и т.д. Часто, чтобы найти удачную локацию, съемочная бригада вынуждена отправляться в другую часть земного шара. Так, фильм «Марсианин» снимали в иорданской пустыне, а пейзажи Пандоры из «Аватара» можно найти в Китае, в провинции Хунань.

Где можно выучиться на кинооператора?

Получить специальность кинооператора можно в высших учебных заведениях, имеющих соответствующую программу подготовки:

  1. Университет Синергия. Обучение по профилю « Кинооператорство » проводится на Факультете театра, кино и телевидения. Срок обучения на специалитете по очной форме составляет 5 лет.
  2. Институт кино и телевидения (ГИТР). Программа специалитета «Кинооператорство» требует на освоение 5 лет (по очной форме).
  3. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. Пройти данную программу предлагает кинооператорский факультет ВГИК.
  4. Новосибирский государственный технический университет. Здесь подготовка ведется на физико-техническом факультете НГТУ.

Где учат на кинооператора?

  • Поступите гарантированно! Нажмитездесь, чтобы получить консультацию приемной комиссии.

Сколько зарабатывают специалисты?

Уровень оплаты кинооператоров различается в зависимости от стажа и места работы. Так, в соответствии данных с бирж труда, специалисты этого профиля имеют следующий уровень зарплаты:

  • от 30 до 60 тыс. рублей в регионах;
  • от 40 до 80 тыс. рублей в столице.

Где учат на кинооператора?

Какие умения и качества необходимы?

Для того, чтобы достичь успеха в профессии, необходимо обладать:

  • художественным видением;
  • креативным мышлением;
  • руководящими способностями;
  • хорошим физическим состоянием;
  • трудолюбием.

Кинооператор должен знать историю киноиндустрии и живописи, технические особенности различных приборов, специальные виды съемок, он должен уметь создавать спецэффекты, выделять основное в кадре, разбираться в работе света. Этот специалист хорошо ориентируется в процессе монтажа, а также умеет подбирать локации и композиции для съемок.

Если все, о чем шла речь, вам близко и интересно – стоит задуматься о приобретении профессии кинооператора.

Профессия Оператор

Вы узнаете, как выстраивать композицию кадра, разовьёте насмотренность и научитесь создавать впечатляющие видео.
Познакомитесь с приёмами опытных операторов, соберёте свой шоурил и сможете начать карьеру в кино, рекламе или на телевидении.

Записаться на курс

  • Программа из 4 курсов
  • Обучение на практике
  • 4 проекта в портфолио
  • Доступ к курсу навсегда

Оператор продумывает настроение кадра и характер движения камеры, выбирает световую схему и подбирает правильные ракурсы.

  • 10 000 рублей минимальная ставка оператора за съёмочную смену

Кому подойдёт этот курс

Тем, кто мечтает работать в киноиндустрии

Тем, кто мечтает работать в киноиндустрии

Изучите законы композиции, научитесь работать с камерой и снимать художественные видео. Получите советы от профессионалов, соберёте портфолио и сможете начать карьеру оператора на телевидении или в кино.

Видеоблогерам

Видеоблогерам

Действующим операторам и фотографам

Действующим операторам и фотографам

Узнаете тонкости кинопроизводства, разберёте успешные операторские кейсы и прокачаете навыки работы с кадром и композицией. Перейдёте от съёмок на заказ к работе в киноиндустрии, где сможете реализовать свой потенциал.

Режиссёрам и продюсерам

Режиссёрам и продюсерам

Разберётесь в нюансах операторской работы и поймёте на примерах великих кинокартин, как формируется авторский почерк. Сможете быстрее находить общий язык с оператором и чётко объяснять свой замысел, чтобы ваша идея была точно воплощена на экране.

Чему вы научитесь

Снимать красивые видео

Создавать впечатляющие кадры

Снимать видео и фото в разных жанрах

Подбирать профессиональную технику

Использовать опыт коллег

Монтировать на базовом уровне

Учитесь сейчас, платите потом!

Расходы за первые полгода обучения берёт на себя Skillbox. В это время вы посещаете лекции и воркшопы, прокачиваете навыки, находите себе работу и начинаете зарабатывать.

Кредитная программа от надежных банков

Получить полную программу курса и консультацию

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Ваша заявка успешно отправлена

Как проходит обучение

Изучаете тему

В курсе — практические видеоуроки.

Изучаете тему

Выполняете задания

В том темпе, в котором вам удобно.

Выполняете задания

Работаете с преподавателем

Закрепляете знания и исправляете ошибки.

Работаете с преподавателем

Защищаете дипломную работу

И дополняете ею своё портфолио.

Защищаете дипломную работу

Программа

Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.

  • 42 модуля
  • 215 уроков

  1. Введение в операторское мастерство
    1. Введение в профессию.
    2. Свойства изображения.
    3. Технические характеристики камеры и оптики. Часть 1.
    4. Технические характеристики камеры и оптики. Часть 2.
    5. Композиция и перспектива в изображении.
    6. Жанры изображения.
    7. Свет как основной инструмент работы оператора.
    8. Виды света. Осветительные приборы.
    9. Естественный свет.
    10. Искусственные источники света.
    11. Цвет в кино.
    12. Основы съёмочных приёмов.
    13. Теория монтажа.
    14. Работа со звуком.
    1. Основы драматургии. Часть 1.
    2. Основы драматургии. Часть 2.
    3. Обязанности оператора на каждом этапе кинопроизводства.
    4. Мизансценирование, планировка, раскадровка.
    5. Анализ кино. Часть 1.
    6. Анализ кино. Часть 2.
    7. Анализ кино. Часть 3.
    1. Работа оператора над документальным кино.
    2. Анализ операторских решений при съёмке документального кино.
    3. Кино на смартфон.
    4. Работа оператора на съёмках рекламы.
    5. Работа оператора на съёмках сериала.
    6. Работа оператора на съёмках кино.
    7. Работа оператора на съёмках интервью или YouTube-шоу.
    8. Работа оператора на съёмках клипа.
    1. Введение в работу режиссера монтажа.
    2. Основы работы с видео.
    3. Работа с эффектами.
    4. Работа с титрами.
    5. Кеинг.
    6. Мультикамера.
    7. Работа со звуком.
    8. Основы цветокоррекции. Часть 1.
    9. Основы цветокоррекции. Часть 2.
    10. Теория монтажа.
    11. Настройки Adobe Premiere.
    1. Серия фотографий и видеоэтюд. Поработаете в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, интерьерной фотографии. Снимете этюд на одну из четырёх предложенных тем.
    2. Пересъёмка фрагмента. Повторите 10 кадров из предложенного фильма.
    3. Съёмка игровой сцены. Выберете жанр и снимете сцену с двумя героями.
    4. Шоурил. Подготовите презентацию проектов, созданных во время учёбы.

Уже учились на каком-то курсе из программы?

Скажите об этом менеджеру — за этот курс платить не придётся!

Получить презентацию программы и консультацию специалиста

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Ваша заявка успешно отправлена

Преподаватели

Юлия Галочкина

Юлия
Галочкина

Илья Зернов

Илья
Зернов

Ирина Шаталова

Ирина
Шаталова

Дарья Лихачёва

Дарья
Лихачёва

Елена Петросян

Елена
Петросян

Александр Обрант

Александр
Обрант

Работы преподавателей

Фильм «Семь ужинов» (2019)

Фильм «Семь ужинов» (2019)

Режиссёр: Кирилл Плетнёв
Оператор-постановщик: Юлия Галочкина

 Фильм «Счастье в конверте» (2019)

Фильм «Счастье в конверте» (2019)

Режиссёр: Светлана Суханова
Операторы: Виктор Боголюбов, Юлия Галочкина, Александр Кочубей, Сергей Чистяков

Ваше резюме после обучения

Андрей Семёнов

  • Должность Оператор
  • Зарплата от: 80 000 ₽

Профессиональные навыки:

  • Съёмка видеоклипов, рекламных роликов, сериалов и короткометражных фильмов
  • Подбор световых решений и расстановка света
  • Разработка креативных операторских решений на основе мирового опыта кинематографа
  • Работа с композицией
  • Знание основных операторских приёмов
  • Монтаж в Adobe Premiere
  • Работа с профессиональной техникой
  • Съёмка людей, пейзажей, еды и интерьеров для кино

Диплом Skillbox

Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.

Диплом Skillbox

Стоимость обучения

  • Рассрочка на 36 месяцев 3 987 ₽
  • Стоимость со скидкой 123 600 ₽
  • Первоначальная стоимость 206 000 ₽
  • Старт курса: 21 апреля
  • Осталось: 15 мест

Записаться на курс или получить бесплатную консультацию

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Ваша заявка успешно отправлена

Часто задаваемые вопросы

  • Я никогда не снимал видео. У меня получится?

Конечно! У вас всё получится даже без специальных знаний — просто уделяйте больше внимания домашним заданиям и читайте дополнительную литературу. В остальном помогут опытные наставники, которые будут курировать вас на протяжении всего курса.

Для обучения на курсе вам понадобится фотоаппарат с функцией съёмки видео или камера с HD-разрешением. Чтобы отточить навыки композиции и съёмки — достаточно камеры на вашем смартфоне, но обучение будет не таким эффективным. Поэтому лучше приобрести или арендовать технику на время учёбы.

Вы можете изучать материалы курса в удобном вам режиме, совмещать обучение с работой и личной жизнью. Более того, все уроки будут доступны и по окончании курса, так что вы сможете освежить свои знания в любой момент.

Всё зависит только от вас. В среднем наши студенты занимаются от трёх до пяти часов в неделю.

У вас будет куратор в Telegram-чате, а проверяющий преподаватель прокомментирует домашние задания и даст полезные советы. Так вы сможете перенять опыт, профессиональные знания и лайфхаки от ведущих специалистов.

Да, вы можете купить курс в рассрочку — и спланировать свой бюджет, разбив всю сумму на небольшие ежемесячные платежи.

Получите консультацию и курс в подарок при покупке

Мы свяжемся с вами и ответим на любые возникшие вопросы

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Ваша заявка успешно отправлена

Записаться на курс

Наш специалист свяжется с вами и ответит на любые ваши вопросы

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Ваша заявка успешно отправлена

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с вами
в ближайшее время

Купите со скидкой 1500 ₽ или оформите рассрочку

г. Москва, Ленинский проспект,
дом 6, строение 20

Читайте также: