Как предложить свою программу на тв

Опубликовано: 30.11.2021

С телевиденьем не работал.
Много вопросов по приминению этой идеи.
Есть многое: синопсис, сценарий, тематики на 15–20 передач. Что дальше, как вообще с подобным материалом можно поступить. Любому совету буду благодарен.

Андрей Я

Если в ТВ ранее не работали, то скорее всего вашу идею не примут.

Можно конечно пойти по каналам с бумажкой и синопсисом, но обычно это оканчивается так, бумажку читают, мило улыбаясь говорят, что это им не подходит, а через пол года вы наблюдаете запущенный свой проект, под другим названием и на другом канале, правда в титрах можно будет прочитать, что продюсером сего творения выступает человек с которым вы и поделились идеей на канале, таких историй на ТВ сотни, если не тысячи, я сам наблюдал на НТВ свою идею, которую они отвергли буквально пол года до этого назад.
И здесь нет прямого воровства, они берут мысль и перерабатывают её по своему, под мерки тв, её аудиторию и требования рекламодателей. Продукт получается с той же идеей но упакован по другому.

В общем суть поста проста, если есть реально хорошая идея, продукт надо делать самому, и уже с пилотом идти на ТВ. Все другие варианты зачастую пролёт. Так уже устроено наше ТВ.

Андрей, скажите пожалуйста, а как делается пилотный номер? Что в него входит?

Сергей Ильвовский

Думаю, что - ничто.

ТВ предпочитает закупать проверенные зарубежные форматы и делать кальки. Истинно своих доморощенных программ - раз, два и обчёлся.

Евгений Барехов

Спасибо Андрей. Хорошо все растолковали. Получается необходимо прикинуть бюджет на "пилот" и уговорить спонсора проплатить его. И уже с пилотом ходить по каналам. Так или нет?

Сергей Ильвовский

Примерно так. И - не менее 4-х отснятых и смонтированных передач сразу. Это,для пилота, тысяч 200 долларов.

Юлия Волхонская

не обязательно. для пилота - 15 тыс достаточно на передачу. Но результата все-равно не будет.

Сергей Ильвовский

Какие масштабы задуманного шоу.

А результата и правда не будет - что да, то да.

не обижайтесь пожалуйста, но люди, которые говорят, что с телевидением раньше не сталкивались, но придумали хорошую передачу, выглядят подозрительно ) А пилот ток-шоу - довольно дешевый продукт - тысяч 10-15 должно хватить. естественно, что эти деньги уходят только на оплату контрагентов. производители работают бесплатно.

Евгений Барехов

Да оптимизма здесь, как на подводной лодке:-)
Мои два приятеля по ГИТИСу придумали клевую передачу не работая на TV ни дня. И не смотря на то, что их "кинули" передача шла довольно долго, правда под другим названием и кострированная под другой формат.
Так, что Михаил я не верю, что наши "талантливые" телевизионщики способны самостоятельно что либо придумать. 99% того, что идет имеет аналог на западных каналах или является ремиксом того, что было.
Самое обидное, что у меня меньше всего мыслей о том, чтобы заработать на этом. А вот, когда выложу на обозрение и зерез пару месяцев увижу свое творение в исполнение "цыкалов" "ургантов" или "нагиевых" вот тогда будет больно и обидно.

Андрей Я

Да оптимизма вообще в тв-бизнесе мало, тут никто не спорит.

Что касается запуска пилота за 15 тыс. баков, очень спорно. Скорее всего это пишут люди которые сами с нуля ничего не создавали, а работали на чъём-то готовом. У меня только на декорации ушло 70 штук, потому тут разговоры про 15. это если вы делаете камерное шоу, на двоих людей в кадре, то тогда может быть. Но таких форматов уже с переизбытком.

По поводу 99%, я уже объяснял тут дело не в том что не могут придумать (могут и придумывают и много), а в том, что люди наверху, типа Кости Эрнста, очень осторожны в этих вопросах. Русское ТВ вообще не эксперементирует, в отличии от американского. Это бизнес - минимум издержек, максимум прибыли, а эксперименты стоят денег, которые нужно оплачивать из прибыли, а люди наверху этого не хотят. Зачем, когда и так всё хорошо и деньги текут.

Юлия Волхонская

Вы декорацию под заказ канала на 70 шт. делали? А я про голимый пилот, только сумасшедший вложет больше без гарантий.
А про интернет-шоу, мысль хорошая.

Андрей Я

да под заказ канала в ситком, две комнаты для семьи как раз и обошлись в 70 штук. В любом случае, даже если вы делаете просто шоу, картинка для ТВ должна быть яркой, а это деньги и не малые.

Самые дешевые декорации в которых мне приходилось участвовать это для программы "Скажи!" для СТС. Там декорации обошлись в трёшку баков http://www.youtube.com/watch?v=NGafK2a0gLA
ну естественно, что это одна или две говорящие головы (не более). В остальных случаях даже не помню, что бы хоть раз декорации нам стоили дешево (опять же я говорю о реально выходящих в эфир проектах). Естественно, что ранее все эти декорации делались за наш счет, а потом уже продавалось шоу каналу. Если бы изначально мы не делали бы сразу вменяемые декорации, то продать проекты шанс был бы очень низок.

Кстати, сейчас пока писал сообщение обратил внимание, что и моя фотка в профиле на сайте снята в той самой студии программы "Скажи" что выходила на СТС, а я ранее и не обращал внимание на это.

По он-лайн тема вполне реальная. Сергей Минаев собирает на своё он-лайн ток-шоу выходящим на Москву и Питер, по 50 тыс. зрителей в он-лайн http://www.minaevlive.ru. Редкая программа на ТВ может похвастаться таким вниманием зрителей, а просмотров ролика в архиве до миллиона. Телемаркер вполне может брать по пол доллара за каждый просмотр с рекламодателя, вот вам и полмиллиона долларов с каждой программы, а программы выходят два раза в неделю. Себестоимость программы не выше пятерки баков, итого предположительно можно получать до 495 тыс. баков прибыли с каждой программы. я конечно утрирую, но порядок заработка вполне реален.

PS. Почему пишу что программа Минаева только на Москва-Питер, сервера телемаркетра стоят на площадке М9, полноценного CDN нет, так что реально её без тормоза можно смотреть только в городах имеющие прямой канал в М9, т.е во Владике это будет жутко тормозить, по понятным причинам (Отсутствие сети кластеризации CDN). Несмотря на это аудитория собирается.

Юлия Волхонская

Я так и поняла, что Вы все-таки о заказе, а тут речь идет о пилоте за свой счет. Согласитесь, на этой стадии, никто павильоны строить не будет.
Я не увидела, что бы Минаев деньги брал с аудитории.

Андрей Я

Прежде чем получить заказ, нужно что-то сделать самим, а уже по сделанному вам дадут заказ. Наоборот бывает только в том случае если вы аффинированы к руководителю канала, тогда конечно вам не нужно париться с полноценными пилотами и тратиться на декорации не получив предварительно деньги с заказчика. К сожалению в нашем случае нам приходилось самим рисковать, где то проигрывали, где то выигрывали, примерно 50 на 50.

Минаев еще как берёт. Вы обратите внимание, что он всю программу пъёт коньяк, и этот коньяк крупно периодически показывают, а если вы лично знаете Минаева то в курсе, что дорогие коньяки определенных марок поставляются в Россию тем самым Минаевым, это его частный бизнес. Что касается технического обеспечения трансляций, то это Телемаркер. Если посмотртеть послужной список Телемаркера, то это прямая трансляция съёзда Единая Россия, прямой эфир президента РФ, отслеживание в СМИ репутации самых богатых лиц России. и так далее. Вот когда вы будете как у Телемаркера финансироваться из бюджета крупнейшей и самой богатой партии и иметь дорогие заказы из гос. контор, то тогда вы тоже сможете не брать никаких денег, а делать программы как собственное промо. И находится Телемаркер в Диджитал Октобер, куда тем же государством были закачаны значительные средства. Жаль у меня нет родственных связей с вышестоящими, а то я тоже сидел бы там же и горя бы не знал.
В данном случае Телемаркер промутирует сам себя, а это тоже конвертируется в деньги, не напрямую, а через постоянные заказы на трансляции, а Минаев зарабатывает на своём коньяке. Все при деле, все при деньгах, интересы сторон сошлись, потому и появился такой проект.

Но появление такого проекта показало, что аудитория в он-лайн собирается даже без мощной рекламной кампании, а у Минаева её вообще не было. Лично я считаю, что это первая ласточка которая показала, что в рунете тоже можно иметь аудиторию и затратив при этом незначительные деньги. А если есть аудитория, значит можно продавать и рекламу, и она будет более эффективна чем в ящике, значит можно брать дороже. Но стандартная ТВ реклама здесь не пригодна, работать будут другие форматы.
В общем окупаться можно, естественно, что для этого надо приложить много усилий, и что-то сделать впервые, что никто не делал ранее, и не всем это по плечу, в том числе и в техническом, и особо в творческом плане, а большинство будет стараться идти по накатанной. напрягаться мало кто любит, а тем более думать головой это вообще что-то.

Но, - Под лежащий камень вода не течет.

И еще раз подчеркну, кому интересно присоединяйтесь на партнёрских началах. Всю техническую часть я возьму на себя, у меня есть возможность сделать вещать в онлайн с тем же качеством, хоть я и не Телемаркер. Остаётся проработать творческую часть, а это гораздо сложнее и в одиночку могу на потянуть.

Фото DR
Фото DR

Мы основали студию Biser пять лет назад. За этот период штат вырос с семи до почти 80 человек, 7 млн рублей годового оборота превратились в 120 млн рублей, 20-метровый офис пришлось сменить на помещение в 300 кв. м. Основа бизнеса студии Biser — это проекты для телевидения, на них приходится порядка 60% нашей выручки, остальное — коммерческое видео. Программы нашей студии в разное время выходили на ТНТ, «Первом канале», «России 2» и «России 24», СТС, «ТВ Центре», мы занимались производством роликов для ЦСКА, AviaSales, Oriflame, Barilla и других частных и государственных компаний.

Не бойтесь участвовать в том, что кажется вам абсурдным и бесперспективным

Три года назад на сайте «Первого канала» появилось объявление о питчинге идей. Презентовать свои проекты могла любая продюсерская студия. Более того, для победы не требовалось ни производственной базы, ни большого опыта, ни влиятельных покровителей. Организаторы утверждали, что все, что было нужно, — иметь внятную идею. Это казалось какой-то шуткой. Между собой все продюсерские компании прямо говорили, что скорее всего дело закончится тем, что канал соберет идеи, выберет лучшие, а потом реализует их самостоятельно. «Кидалово», — рассудили многие и просто отказались от участия.

Мы решили рискнуть и отправили свои идеи на «Первый». И, как оказалось, не зря: Biser прошел все этапы конкурса, получил возможность презентовать свой проект генеральному директору канала Константину Эрнсту и стал компанией, которая заключила контракт на производство программы. Никакого «кидалова». И удивление в глазах коллег, которые до сих пор с трудом верят в то, что мы сделали это без чьей-то помощи.

Если об идее забыли, это еще не значит, что об идее забыли

Года четыре назад мы пришли на канал ТВ3 с предложением «поработать». Канал встретился с нами и сказал, что ему нужна передача, которая станет магическим «Ревизорро». Елена Летучая со своей программой тогда была на коне, и все хотели «сделать что-то подобное». ТВ3 нужна была программа, в которой на потребительскую прочность проверялись бы экстрасенсы и маги из городов России. Мы долго думали, но любая наша идея сталкивалась с двумя проблемами: во-первых, оценивать объективно героев такой передачи невозможно, во-вторых, не существует никакого формального закона, который позволял бы их в чем-то уличить. Казалось, что мы уже ничего не сделаем и можно расходиться, так и не поработав вместе, когда появилась идея дать возможность магам самим выносить друг другу оценки.

Мы сняли пилот, все были довольны, но потом что-то пошло не так, и проект оказался «замаринован» в столах продюсеров телеканала. Прошло два года, руководство ТВ3 перешло на СТС, а на их место пришли люди с ТНТ. Они достали пилот из ящика, предложили другого ведущего, попросили изменить стилистические подходы в съемке и запустили проект. Так появился «Сверхъестественный отбор».

Не бойтесь предлагать то, что уже было

Однажды один из федеральных каналов попросил нас посмотреть очень известный мировой кулинарный формат — My Mom Cooks Better Than Yours (шоу, где в кулинарном соревновании участвуют две команды, состоящие из мамы и взрослого сына или дочери, вышло уже в 11 странах). Однако после знакомства с форматом дело не пошло. Зато какое-то время спустя другой канал попросил нас изучить еще один формат, тоже кулинарный — Сutthroat Kitchen (шоу-соревнования между четырьмя поварами, уже 15 сезонов). Однако развития проект опять не получил. Но еще через какое-то время уже третий канал попросил нас подумать над кулинарным форматом. Мы вспомнили про первую программу, про вторую, а потом придумали свое шоу, которое назвали «Подставь, если сможешь» (проект выходил на канале ТНТ. — Forbes Woman). Оно нам так полюбилось, что даже после того, как его закрыли, мы собрали декорации, вывезли их на склад в Московскую область и до сих пор платим за их хранение. Потому что никогда не знаешь, в какой момент у этой идеи появится еще один шанс на перерождение, каких на телевидении очень много.

(с) Родион Чемонин
http://tvkinoradio.ru
Ждут ли молодых авторов на отечественном ТВ и как попасть в сериальное производство – об этом мы спросили российских продюсеров и сценаристов. В ответ они: a) просили не указывать их имен; b) нарисовали довольно мрачную картину происходящего. Зато теперь мы знаем всё.

На телеканалах вас никто не ждет

Не надо идти сразу на телеканалы, даже если вашим мастером по сценарному искусству был знаменитый автор. На телевидении вас никто не ждет. Ни на Первом канале, ни на «России 1», ни на НТВ, ни на Рен ТВ и так далее по списку. На каналах сценаристы сериалов не нужны. Это все равно что идти со сценарием в кинотеатр.



Как найти подходящую продакшн-студию

В этом нет ничего сложного. Во-первых, есть интернет. Во-вторых, если вы смотрите любой походящий вам сериал на телеканалах-мейджорах, то или в начале, или в самом конце вы увидите заставку продакшн-компании, которая его выпустила.

Но если вы думаете, что на студии вас готовы встретить с распростертыми объятиями, здесь вы тоже ошибаетесь. И там вас не ждут. Сходите на любой форум, пресс-конференцию или круглый стол, посвященные сценаристам. Вас будут упорно уверять, что всем нужны хорошие идеи и красивые сценарии. Однако, поговорите с этими же людьми в частном порядке без микрофонов, вас ждет большое разочарование. Вы никому не нужны.


Возникает закономерный вопрос: зачем продакшн-студии говорят одно, а по факту выходит кардинально противоположная ситуация? Все дело в том, что в России существует огромное количество людей, профессионально пишущих сценарии на хорошем русском языке и зарабатывающих на этом вполне реальные деньги. По разным оценкам, их от нескольких сотен до трех–четырех тысяч. Они знают все продакшны, регулярно там пасутся и заваливают продюсеров различными заявками.


Что писать

Если у вас нет фильмографии, то вы, в представлении продюсеров, «человек с улицы». Соответственно, вам войти в этот пул профессиональных сценаристов будет очень непросто. Но надо обязательно пробовать и не опускать руки. Есть легенда, что если в вашем сценарии нет больницы или полицейского участка, то ваш сценарий «завернут» еще на уровне заявки. И это, к сожалению или к счастью, правда.

Интерны

Сериалы бывают двух типов: небольшие и длинные. Это, конечно, неправильные названия, но точно передающие смысл и классификацию. Минисериалы – это, как правило, продукт до 24 серий. Это или вертикально-горизонтальные, или жестко горизонтальные сюжеты. То есть линейная история с одними и теми же героями, которая начинается в первой серии и заканчивается в последней. Или как «Нюхач» или «Доктор Тырса»: это небольшой сериал, где есть горизонтальная арка, но в каждой серии раскрывается одно дело или существует один законченный сюжет. Такие минисериалы – самые лакомые и вкусные как для сценаристов, так и для продашн-компаний. Написание одной серии может стоить от 150 тыс. до 400 тыс. рублей, а вместе с гонораром, почти наверняка, такой проект принесет вам славу, почет, эфиры на главных каналах в прайм-тайм и «ТЭФИ». Но история не знает случаев, когда начинающий сценарист сразу пишет минисериал и тут же попадает в обойму элитных писателей.

Поэтому если вы хотите освоить эту профессию, то у вас есть шанс зайти в бизнес с другого конца. А именно через длинные сериалы. Это, чаще всего, какая-то мелодраматическая история, серий на 700, или вертикальная задумка, которая продолжается более 40 – 50 серий (по нынешним временам это довольно долго) и благосклонно принимается публикой. Структура подразделений на таком проекте действует следующим образом: есть главный автор (или тот, кто придумал идею). В случае если это лицензионный продукт, то это один сценарист, который отвечает за российскую адаптацию зарубежного формата.


На такие сериалы нанимают много людей со стороны, которые пишут отдельные эпизоды. Туда попасть значительно проще, чем на минисериалы. Но и денег там меньше. От 20 – 25 тысяч за эпизод для дневных докудрам, типа «Не ври мне» или «Семейные тайны», до 80 – 120 тысяч за часовой эпизод в праймовой линейке («часовым эпизодом» на языке сценаристов называется серия, длящаяся от 46 до 52 минут, не считая рекламы. – Прим. tvkinoradio.ru).

Работа на таких длинных проектах не проще, чем на минисериалах, но, как уже было сказано, оказаться в них легче, потому что для таких сериалов характерна постоянная текучка сценаристов из-за небольших гонораров. Для старта это отличный шанс, но долго работать в таких телешоу практически невозможно.

Дорожите связями с большими авторами

Если вы напишите что-то для длинных сериалов, не надо думать, что вас тут же позовут на минисериал. Есть топовые авторы, которые пишут регулярно, и они всех устраивают. Их крайне мало, это 50-60 человек в России, которые стабильно осваивают большие бюджеты. В лучшем случае, вы можете стать соавтором.


Существуют ситуации, когда основной сценарист пообещал заказчику 24-серийний скрипт, но по разным причинам не успевает и тогда зовет на помощь своих друзей, чтобы те написали пару эпизодов. Для этого вам нужны хорошие связи, которые не так просто найти.


Что вам не надо делать и чего стоит бояться

Первое – никогда никому не посылайте готовый сценарий. Его никто не станет читать. Чтобы на вас обратили внимание, вам надо иметь на каминной полке три «Оскара» и пятнадцать «ТЭФИ». Обычно читают короткие заявки. Или, в крайнем случае, чуть более длинный, по сравнению с заявкой, синопсис. В том случае, если продюсера заинтересует ваша история, вас попросят написать развернутый вариант или посерийник, чтобы посмотреть, что вы или ваша идея из себя представляете.

Второе. Будьте готовы к тому, что на основе заявки вас могут пригласить на собеседование. Но вы должны понимать, что вас ожидает совершенно иной вариант развития событий, чем вы себе это представляли. Банальная кража заявки продюсерами – это довольно распространенный случай. Если у вас блестящая идея для сериала, то почти гарантировано, что у вас её своруют, и вы об этом узнаете в последнюю очередь. Есть определенные способы защиты от этого, но всё это от лукавого, потому что идеи и заявки в России законом никак не защищены.

Люди в черном 3

Самый распространенный способ защиты – это посылка из главпочтамта со штампом, указывающим дату, на ваш домашний адрес. В этом случае, получив конверт, вы не должны его вскрывать до критического случая, иначе ваш сценарий в суде может стать сфабрикованной уликой. Считается надежным способ выкладывания ваших текстов на различные профильные сайты, но варианты мошенничества в таких случаях очень велики.

Под авторское право попадают только готовые тексты. Если у вас взяли сценарий и сняли его слово в слово, то, конечно, суд стопроцентно будет на вашей стороне. Но если в нем поменяли хотя бы имена героев, вас ожидает долгое и мучительное судебное разбирательство, которое, как показывает практика, закончится не в вашу пользу.

С идеями же всё еще хуже. Если она понравится, то ее тут же могут дать писать другим авторам. Вы никогда не сможете доказать, что вы это придумали. Причем это не только российский случай, такое происходит во всем мире, включая Голливуд (в США, конечно, все немного проще. Там авторы не ходят по продакшнам, вместо них просителями оказываются агенты и юристы).


Пишите и читайте

В начале своего творческого пути вы не должны расслабляться, нужно держать ухо востро. Вас будут кидать на любом этапе, начиная с кражи идей и так далее, вплоть до того, что вам не заплатят деньги за работу или выкинут вашу фамилию из титров. Читайте внимательно контракты, которые пишутся юристами продюсеров и заточены только под их интересы, а не под ваши. Вы можете отказаться от того или иного пункта, что, кстати, тоже чревато тем, что с вами вообще никто не будет работать, но это все равно лучше, чем попасть к продюсеру в рабство.


В Америке это нормальная практика, когда молодой сценарист, вышедший из соответствующего учебного заведения, пишет несколько лет «в стол». Создав 30 – 40 сценариев, из которых, дай бог, один окажется более-менее вменяемым и интересным для продюсеров, вы сможете начать свой профессиональный путь.

Будьте внимательны. Будьте бдительны. Профессия сценариста телесериалов – это не санаторий, совершенно точно. Это очень жесткий конкурентный бизнес, как и любое дело, в котором крутятся большие деньги.

Секреты пиарщиков: 7 способов протащить брендинг на ТВ без денег

Телевидение — это особая категория СМИ с точки зрения PR-продвижения. Телевизор действует на многих зрителей гипнотически, и в результате у аудитории возникает необыкновенное чувство доверия.

Однако выделить большой бюджет на рекламные сюжеты могут себе позволить далеко не все компании, но добиться упоминания бренда на телевидении можно и с помощью PR-инструментов, причем такие эфиры на ТВ могут быть весьма эффективны.

О том, как продвигать свой бренд на телевидении без рекламы, рассказывает директор PR-агентства TrendFox Ольга Павликова.

Специфика подготовки телепрограмм заключается в том, что инициировать информационный повод крайне сложно, хотя и возможно. Гораздо проще интегрировать бренд в готовящийся материал. И в этом случае могут помочь запросы продюсеров на комментарии экспертов или героев, размещенные в Pressfeed.

Драматургия телесюжетов предполагает рассказ о некоем герое. Как показывает опыт нашей работы с сервисом по поиску и бронированию туров Travelata.ru, это может быть клиент, который заранее купил тур, а в случае с сетью гипермаркетов для ремонта и дачи ОБИ — дачники или люди, которые занимаются ремонтом квартиры. Продюсеры озабочены в первую очередь поисками героя и во вторую — эксперта-комментатора. Компания, если хочет интегрироваться в сюжет, может найти и того, и другого, к примеру, договориться с клиентом, который купил заранее тур, об интервью, а заодно предложить для записи своего эксперта.

Прежде чем предлагать подобную интеграцию, необходимо детально обсудить с продюсером формат появления бренда в кадре и все остальные детали. Дело в том, что на телевидении существуют очень жесткие правила, связанные с рекламой, и их исполнение строго отслеживается на всех этапах подготовки сюжета. Допустим, продюсеры отказываются писать в титрах название компании. Такое практикуется на многих телеканалах, но они готовы оставить формулировку «сервис по поиску и бронированию туров» или «гипермаркет для ремонта и дачи», удалив название бренда. В этом случае эксперт должен давать интервью в одежде с логотипом компании или на фоне брендинга. Этот вариант, конечно, больше подходит для крупных и хорошо узнаваемых брендов. Например, ОБИ сразу ассоциируется с оранжевым цветом, и если в телесюжете эксперт в фирменной оранжевой рубашке рассказывает, как выбрать газонокосилку или дрель, даже без упоминания бренда в титрах всем зрителям будет понятно, какой гипермаркет он представляет.

Еще один вариант — попросить оператора засветить в кадре часть названия, скажем, без первых букв. В случае PR-продвижения туристического сервиса можно сделать пробег по сайту компании с ценами на отели или попросить сделать подсъемку оформляемых документов, где на бумаге крупно указано название сервиса. Но учтите, шеф-редактор в любой момент может нарушить договоренности, если они не были зафиксированы документально, и вырезать брендинг.

Но как быть, если ваш бренд еще не настолько известен, чтобы зрители узнали его по фирменным цветам? Стоит обратить внимание не на развлекательные, а на деловые телеканалы, где не стесняются давать названия компаний в титрах. На «России 24» и РБК в титрах обязательно напишут, какую компанию представляет эксперт или гость в студии. Но стоит учитывать, что в этом случае вам вряд ли удастся подробно рассказать непосредственно о деятельности вашей компании или своем продукте, журналистов в первую очередь будет интересовать экспертное мнение по актуальной ситуации в вашем сегменте рынка. Например, наш клиент, директор по развитию онлайн-платформы Webbankir Денис Сидоров, попал в качестве гостя в студию РБК ТВ, где рассказывал, как найти и удержать квалифицированного IT-специалиста при растущем дефиците кадров.

Телевидение — это прежде всего картинка, поэтому продюсеры телепрограмм находятся в постоянном поиске не только экспертов, но и необычных локаций, событий или экспериментов для съемки. Поэтому особое внимание уделите подготовке не только фактуры для эксперта, но и интересных локаций и активностей. Все мы любим экшн в кадре, представьте себя режиссером и подумайте, какую необычную съемку вы можете организовать. Помогите продюсерам представить готовую картинку, предложите несколько необычных точек съемки или идей для креативного стендапа. Однажды мы проводили в ОБИ нестандартную презентацию Садового каталога и построили прямо в гипермаркете 4-метровый глобус из цветов. Чтобы представитель Книги рекордов России мог зафиксировать рекорд и точно измерить высоту нашего арт-объекта, к глобусу подогнали подъемник. Многие телеканалы приехали на мероприятие только ради того, чтобы снять стендап на этом подъемнике.

Также сейчас очень популярен формат тест-драйва. Можете предложить телевизионщикам провести необычный эксперимент с использованием вашего продукта: проверить, горят ли искусственные елки, устроить гонки на газонокосилках, краш-тест или любое другое испытание, которое покажет ваш продукт с лучшей стороны. Редакторы гораздо охотнее отвечают на хорошо проработанные заявки, из которых они сразу могут понять, как будет выглядеть сюжет в итоге.

Еще один вариант добиться упоминания бренда в кадре — предоставить журналистам собственную статистику по актуальной теме, которую можно оформить в красивую инфографику: динамику цен или данные по продажам. Если редакционная политика не разрешает упоминать бренды и названия компаний в титрах, то в случае со статистикой СМИ обязаны ссылаться на источник информации, и в углу экрана придется пустить строчку, хоть и мелким шрифтом, с названием компании, которая предоставила данные.



В прайм-тайме и на первых полосах одни политики и звезды, а большие компании содержат целые шоу и рубрики, чтобы светиться в СМИ. Кажется, для истории небольшого бизнеса на большом ТВ или в газете места не осталось. Но есть сайт-лазейка!

Мы не будем рассказывать про кастинги и прочую шелуху: если вы сходите на шоу, где женят людей, это едва ли поможет вашему бизнесу.

Единственный вариант — становиться экспертом и в нужное время оказываться в онлайне.

Почему это может сработать

Помимо вечерних новостей и телешоу, есть утренние и дневные программы, есть местные каналы и газеты, которые редакторам нужно постоянно наполнять. Топтаться по одним и тем же темам и ходить к одним и тем же компаниям они не могут — всем надоест.

Поэтому истории простых людей, открывших бизнес, интересуют СМИ все чаще.

А поскольку журналист не может и не успевает все узнавать и во всем разбираться, он с радостью откликнется на отличную готовую историю или комментарий эксперта.

Год назад журналист Константин Бочарский создал сайт, где репортеры рассказывают, о чем будут писать или снимать в ближайшее время, — а вы предлагаете себя и свой бизнес как героев для материалов.


На сайте Бочарского сидят все — от деловых журналистов из Челябинска до продюсеров “Первого канала”. Это почти как Avito, только для СМИ и тех, кто хочет в эти СМИ попасть.


Отличие одно — вам не нужно никому платить

Сегодня расскажем, как с этим сайтом работать. Ссылка в конце, но сначала — несколько советов.

Не ждите многого. Лучше выжидайте

Журналист — не друг. Он не всегда ответит. Не всегда сможет упомянуть имя компании или дать ссылку на ваш сайт. Может по-своему обрезать или поменять ваш рассказ. Бывает, что вы даже откликнетесь, но вашу историю перебьет кто-то другой.

Но как говорится:


Ждите подходящего момента. А пока ждете — наблюдайте.

Наблюдайте, что интересно журналистам


Вы можете получать запросы журналистов на почту. Оптом — раз в день.

Посмотрев историю запросов за месяц, вы увидите, что некоторые издания пишут запросы чаще. Например, это могут быть:

  • “Секрет Фирмы” — федеральный интернет-журнал о предпринимателях;
  • местный телеканал, новости на котором смотрят ради точного прогноза погоды;
  • и сайт популярного блогера по вашей теме.

Вот у вас и готов список СМИ, которые регулярно “выходят в поле”, а не ищут героев по друзьям-знакомым. Значит, в них будет легче пробиться.

Не гонитесь за синицей

Прежде чем отвечать журналисту, узнайте больше о его издании или канале.

Обычно СМИ указывают, кто их читает и смотрит, в каких городах живут эти люди, сколько таких человек. Эту информацию можно найти на сайте издания в разделе “Рекламодателям”, “Реклама” или просто по запросу “медиа-кит [название газеты]”.



Это, например, медиа-кит “Газеты.ру”, который легко можно скачать с сайта издания.

Если такого раздела нет, поищите группы СМИ в соцсетях, канал на YouTube, попробуйте пробить сайт по счетчикам LiveInternet или Alexa. Такая информация не будет полной и на 100% достоверной, но даст пищу к размышлению.

Иногда нужно останавливать себя — все же вы предприниматель, а не круглосуточный пиарщик.

Учитывайте географию и тематику СМИ, сделавшего запрос. Например, многим ли московским предпринимателям нужно размещение в глянцевом журнале для офисных сотрудников Петербурга?


А вот другой пример — запрос тоже про мужчин и про бизнес. И дата крайнего ответа — примерно та же.


Но тут большой московский телеканал ищет тех, кто владеет тирами, картингами и другими бизнесами “на острых ощущениях”. Рассказать о своей точке накануне тематического праздника — 23 февраля — хороший вариант!

Часто подходящие запросы журналистов сыпятся, будто из рога изобилия. Например, с 20-го по 22-го января предприниматели могли рассказать СМИ о влиянии санкций, опыте “холодных” звонков, покупке и продаже готовых бизнесов, кризисе или даже прокомментировать выступление Путина.

Быть каждой бочке затычкой — не вариант. Стоит четко определить список тем, на которые вы можете авторитетно выступать.

Всегда внимательно читайте запрос от журналиста: какие задачи он ставит перед статьей, что хочет узнать, почему. Неприкрытая реклама в ответ на четкий вопрос точно отправится в спам. Также учитывайте рекомендованный объем текста или дату съемки ролика, плюс день и час, после которого ответы не принимаются.

Возможно, журналист обратится к вам и в следующий раз — или рекомендует коллеге.

Бывает и так, что газеты, блоги и телеканалы ищут героев на свободную тему. Скажем, людей, которые резко поменяли жизнь — из наемного работника стали предпринимателем. Расскажите свою историю так, как если бы рассказывали ее попутчику в поезде. Не нужно пресс-релизов — пресс-релизы не работают.

Телевидение вещает в цифре, интернет и печатные СМИ гонятся за трендами дизайна. Красивый и современный сайт может рассказать о вашем бизнесе и продукте больше, чем простой текст.



Ссылку на сайт своей компании можно добавить в профиль на Pressfeed.

Пробуйте и делитесь историями

Тот самый сайт с журналистами — это Pressfeed. В базовой версии он бесплатен как для репортеров, так и для бизнесменов. Регистрируйтесь как ньюсмейкер, заполняйте профиль — и удачной охоты!

P.S. По статистике, малый бизнес в России успешнее ведут те, кто знаком с другими предпринимателями и поддерживает связь с коллегами. Скидывайте им ссылки на интересные запросы журналистов, найденные на Pressfeed.

А если у вас уже есть публикаций в СМИ или хороших сообществах в соцсетях — делитесь в комментариях ссылками и опытом.

Читайте также: