Как на подростка влияет телевидение

Опубликовано: 26.03.2024

В 1923 году была осуществлена первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали в Англии и в США. У нас же в России экраны зажглись в конце 30-ых годов. С тех пор телевидение из мало доступного переросло в массовое развлечение. Это, практически, самый любимый способ людей проводить время, ведь сейчас очень много каналов и все удобства просмотра, к тому же это дешево, что немало важно в наше время. Телевидение несет нам информацию, но порой ненужную, что иногда пагубно влияет на психику подростка. А современная молодежь вырастает не так как раньше на классической литературе, а именно на телевидении.

Трудно переоценить значение телевидения для современного человека. Телевизор занимает почти всё наше свободное от учёбы и работы время, питает наши интересы, взгляды, убеждения. И несмотря на то, что его история насчитывает не одно десятилетие, принципы его влияния на людей изучены недостаточно.

Большое значение в нашем молодежном телевидении сыграло появление музыкально-развлекательных программ и каналов, таких как MTV, МУЗ-ТВ, показ различных ток-шоу («Окна», «Дом-2» и т. д. ), возникновение различных развлекательных шоу, передач «За стеклом», «Последний герой», «Остров искушения», «В дебрях Африки» и т. д.

В апреле 2005 г. в Комитете по делам женщин и семьи начинается работа по законопроекту, запрещающему вредные для детей передачи. Под рабочим названием «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному развитию». В нем, в частности, идет речь о запрете и нецензурщины, и показа в вечернее время сцен насилия, убийств, трупов. Глава информационного комитета Валерий Комиссаров во время недавних парламентских слушаний уже высказался против, сославшись на то, что и «Лебединое озеро» придется тогда запретить. Ведь там есть умирающий лебедь. По его мнению, в законодательстве достаточно норм, оберегающих детскую психику. Но женщины из «семейного» комитета считают иначе. На их стороне и спецы из НИИ по законности и правопорядку при Генпрокуратуре России. Именно они выступили с инициативой разработки нового закона. И депутаты приступили к ней со всем своим энтузиазмом. Но никакого толку. Мы по-прежнему смотрим телепроект «Дом-2», где мат в порядке вещей, как «спасибо» и «пожалуйста», также препарируются физиологические отношения. Многие из этих передач являются прототипом западных.

Но, На мой взгляд, русские люди очень отличаются от людей за границей: разное воспитание, ведь наши родители воспитывались совсем по-другому и они также пытаются воспитывать и наше поколение, хоть и не у всех это получается, разные вкусы, разные менталитеты, разная религия, история и т. д. Несмотря на то, что многие русские передачи -это прототипы заграничных, все равно они по-разному действуют на наших и западных подростков.

В 2004-2005 году на базе нашей школы проводилось исследование на тему «Домашние задания». По итогам анкетирования более 80% учащихся не успевают выполнять весь объем заданных на дом уроков т. к. большую часть внешкольного времени у них занимает просмотр телепередач. В связи с этим нас заинтересовали следующие вопросы:

1. Как влияет современное телевидение на подростков?

2. Какие передачи предпочитают смотреть современные школьники?

Цель работы: показать, как влияет современное телевидение на подростков.

• раскрыть некоторые наиболее яркие примеры из передач на российском телевидении и их влияние на подростков;

• рассмотреть некоторые телепроекты и выявить, как они влияют на нравственное и интеллектуальное развитие молодежи;

• проанализировать различные литературные источники;

1. 1. Что же такое телевидение?

Телевидение- это чудесное изобретение человека, позволяющее нам, не выходя из дома, одним нажатием кнопки приобщаться к удивительному и яркому разнообразию жизни и в считанные секунды перемещаться в любую точку земного шара. Мы можем выбирать из огромного множества программ те, что нам по вкусу - передачи о живой природе, иноземных культурах и традициях, научные программы, передачи, посвященные здоровью, музыкальное шоу, комедии и т. д.

В 1923 году была осуществлена первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали в Англии и в США. У нас же в России экраны зажглись в конце 30-ых годов. С тех пор телевидение из мало доступного переросло в массовое развлечение.

1. 2. Телесериалы

Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов. И импортных, и отечественных. Причем, если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может накопить. Вот накопит – и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! А пока пусть сериалы посмотрит, уму- разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом “не попасть впросак”. И возможностей хоть отбавляй! На какой канал ни попадешь – обязательно про бандитов показывают. Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. Вот герои нашего времени! Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют

Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! Просто как-то так получаетсяВ общем, вынуждают их. Обстоятельства всякие. Все та же чудовищная несправедливость вынуждает, и всякие нехорошие люди, вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. Даже отвратительные попадаются. Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохие.

Бывают и хорошие милиционеры. Но уже в других сериалах – про милицию. Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами, почему бы и не поработать рука об руку? Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!

1. 3. Агрессия из телевизора

Мы уже давно не замечаем, насколько прочно в нашу жизнь вошло телевидение. Телевизор, по сути, стал полноправным членом нашей семьи! Как только мы переступаем порог квартиры, тут же тянемся к пульту - а что там интересного? В компании с телевизором мы завтракаем, ужинаем, обсуждаем важные вопросы, нередко даже спим под его бдительным мигающим "оком". Неудивительно, что и наши дети предпочитают книгам и играм телевизор: достаточно нажать на кнопку, и происходит столько интересного! По статистике пятилетние малыши в среднем проводят у экрана по 4,5 часов в день. Психологи и врачи всего мира встревожены этой цифрой: уже доказано, что телевизор не только влияет на зрение осанку, но и портит характер маленького телемана.

Специалисты подсчитали: в среднем каждые 4 минуты на экране демонстрируются сцены насилия. А детский мозг устроен так, что малыш, даже не глядя на экран, впитывает всю звуковую информацию. Более того, он непроизвольно вычленяет из потока слов, долетающих до его ушей, именно ругательства и угрозы. А потом "неизвестно почему" может сказать маме: "Я тебя убью!", с кулаками наброситься на младшую сестренку или пнуть ногой любимую собаку.

1. 4. "Безобидные" мультики.

Увы, часто мамы сами приучают ребенка к голубому экрану. Устав от бесконечных "Поиграй со мной!", они берут в руки пульт, находят программу с мультиками и, пока чадо зачарованно смотрит на экран, бегут на кухню готовить ужин. Стоит обратить внимание родителей на то, чему учат и , что показывают в любимых "Покемонах", "Злюках-бобрах", "Томе и Джерри". Герои бесконечно колошматят друг друга, кричат, подстраивают всякие гадости. Позднее ребенок, играя во дворе или в садике со сверстниками, копирует поведение любимых мультяшных героев: затевает с другом драку, ставит подножку девочке. Беда в том, что он еще не может критически оценить происходящее на экране. Он не понимает, что в реальной жизни все случается не так, как в мультфильме, и последствия некоторых действий неотвратимы и трагичны. Если человека переехала машина, он потом не встанет, как кролик Багс Банни, и не побежит дальше, отряхнувшись. Поэтому, если уж выбирать мультфильмы, отдай предпочтение доброй советской анимации, или, по крайней мере, миролюбивому "Чипу и Дейлу". Но даже эти безобидные мультики нельзя смотреть подолгу. Если ребенок 1,5 часа просидит перед видиомагнитофоном без движения, зачарованный "Белоснежкой и семью гномами", после просмотра мультфильма он тут же затеет шумные игры с беготней, и совладать с ним будет нелегко. Ведь его просто распирает от эмоций, а энергия требует выхода! Вывод: длинный мультфильм необходимо разделять на серии, устраивать перерывы после 15-20 минут просмотра. Во время просмотра любимой передачи малыш должен находиться на расстоянии 2-2,5 метра от экрана

(это зависит от размера телевизора).

1. 5. Подростки и ТВ

После школы, как правило, 13-летний школьник бежит к телевизору или компьютеру, чтобы посмотреть крутой боевик или убийственный триллер, взятый у друга, а не к письменному столу (уроки подождут). Часто родители думают: "Ребенок уже взрослый, пусть сам решает, что смотреть". Тем не менее, влияние телевизора на неокрепшую психику подростка очень сильно.

Насилие в кино всегда зрелищно. Тинейджер, для которого телевизор - безусловный авторитет, воспринимает бесчеловечное поведение экранных героев, как норму. Насмотревшись боевиков, он и себя чувствует Универсальным солдатом или Терминатором, жаждущим подвигов. Но только каких? Многие несовершеннолетние преступники признавались, что, совершая нападение, они повторяли ключевую сцену из любимого боевика! Но не только агрессия становится последствием многих часов, проведенных у голубого экрана. Телевизор мешает развитию мышления и творческих способностей подростков: они просто отвыкают думать!

Не утешительные данные

Как заявил главный педиатр столицы Александр Румянцев, «к 18 годам, переходя во взрослую сеть здравоохранения, 30% россиян имеют хронические заболевания». Такие цифры дают достаточно поводов для беспокойства, тем более что со временем они будут только расти. По словам медиков, у людей, с ранних лет страдающих хроническими заболеваниями, в несколько раз увеличивается риск родить больных детей или малышей с предрасположенностью к тем или иным недугам.

При этом многие хронические заболевания приобретаются именно в школе. Так, на первом месте, по мнению Румянцева, стоят проблемы с костно-мышечной системой: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника, атрофия мышц. Это происходит потому, что большинство детей проводит свободное время не в подвижных играх, а у экранов телевизоров и компьютеров.

1. 6. Влияние телевизора на детское зрение

Особенности глаз малыша

Около 90% информации человек получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование зрительной системы ребенка.

У новорожденных размеры глазного яблока укорочены, при этом лучи света, проходящие через глаз, собираются в пучок (фокусируются) не на сетчатке (внутренней оболочке глаза, содержащей нервные клетки, воспринимающие и передающие зрительную информацию далее в кору головного мозга), а за ней. Это явление называется дальнозоркостью или гиперметропией. В течение первых двенадцати месяцев жизни глаз активно растет, и полностью зрительный анализатор созревает к 3-5 годам. В этом возрастном периоде зрительная система уязвима и подвержена влиянию вредных факторов, в результате чего возможно развитие патологии.

Роль зрительных нагрузок

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он смотрит телепередачи?

Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку. Для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном расстоянии, ребенку необходимо напрягать специфические структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно, то есть не зависит от сознания ребенка. При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки - чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время происходит срыв компенсаторных возможностей. Это может привести к развитию близорукости.

Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т. д.

Глава 2 Исследование

Для того чтобы выяснить полную картину телевизионных интересов у тинэйджеров, был проведен опрос.

Количество опрашиваемых: 60 человек

Возраст опрашиваемых: 15-17 лет

Из множества программ лидировали следующие:

Данные опросов старшеклассников позволяют также сделать вывод, что 80% подростков считает ТВ неотъемлемой частью своей жизни. Более 60% учащихся смотрит ТВ 4 и более часов в день, это значит, что оно занимает почти всё их свободное время.

И, естественно, ТВ занимает, по мнению учащихся, первое место в средствах массовой информации (90%). Более 50% опрошенных школьников отрицают негативное влияние ТВ на подростков, 70% считают, что ТВ влияет на них положительно.

По данным опроса телесериалы пользуются неизменной популярностью, их смотрят более 60% опрошенных подростков. Следует отметить что, сериалы - это не только "мануэлы" и "дикие Розы" есть комедийные, детективные, исторические, научные сериалы. Радует, что риалитишоу смотрит не более 30% старшеклассников (хотя и эта цифра может быть тревожным звонком). Музыкальные каналы смотрят не более 8% учащихся, основная масса ребят предпочитает не расставаться с плеером, где записаны песни любимых музыкальных групп.

Какие выводы можно сделать из результатов данного исследования? Для подавляющего большинства подростков телевидение является неотъемлемой частью их жизни. К сожалению, ТВ для подростков - прежде всего источник развлечений, а не информации. Они смотрят и сериалы, реалитишоу, из художественных фильмов предпочитают комедии, боевики, фильмы ужасов. Также следует отметить, что более 50% учащихся не видят негативных последствий длительного пребывания возле ТВ экранов. Особо тревожным является тот факт, что многие подростки смотрят все передачи «подряд» не задумываясь, какую информацию и с какой целью передают с экранов. В заключении хотелось бы задать вопрос, если «Мир завтра зависит от того, что нам покажут сегодня», то каким будет наше будущее если большую часть телевизионного эфира занимают телесериалы, боевики и риалитишоу?!

Ищем выход из ситуации

Мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей, поэтому надо искать разумный компромисс.

Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками, он отвлекается на них, в этот момент ребенка легко накормить. Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда.

Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 мин. в день.

Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13- не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).

Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время - с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.

Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более. При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него.

Тип телевизора (обычный, "плоский" экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.

При просмотре телепередач на большом проекционном экране решающее значение имеет размер экрана и то расстояние, с которого ребенок смотрит на него. Если это расстояние превышает 4-5 м, то время просмотра можно увеличить до 2-2,5 часов в день. Если размер проекционного телевизора небольшой и расстояние до него меньше трех метров, то принципиальной разницы между ним и обычным экраном нет.

Родителям необходимо помнить, что зрение у детей снижается постепенно, и часто они не замечают этого. Поэтому даже при отсутствии жалоб необходимо своевременно (1 раз в год) показывать ребенка детскому офтальмологу. Это даст возможность выявить возможную патологию на ранних стадиях и вовремя начать лечение.

Если в доме появился младенец, родители должны смотреть телевизор в другой комнате или на кухне.

Чтобы дошкольник не стал телеманом, обеспечте ему побольше развлечений вне дома: запиши в спортивную секцию или школу искусств.

Приучай ребенка к хорошим книгам, о которых он сможет рассказать друзьям вместо приключений Покемона.

Покупая видео-кассеты с мультфильмами, читай аннотации, и, прежде чем поставить их сыну или дочке, посмотри сами.

Когда смотрите какой-нибудь фильм с подростком, не бойся критиковать всех агрессивное поведение героев.

Всякий раз после просмотра фильма объясняй тинейджеру, чем отличается кино от реальной жизни, будь то красивая мелодрама или боевик.


CC BY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черных Наталия Александровна

Cтатья посвящена проблеме влияния телевидения и сети интернет на развитие личности подростка: его поведения, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черных Наталия Александровна

Impact of TV and Internet on teenager''s personal development

This article is dedicated to the problem of influence of the television and Internet on teenager's personality development: his or her behaviour, attitudes, system of values and so on.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка»

УДК 159.922.8; 159.9:316.6

Черных Наталия Александровна

кандидат психологических наук, доцент Борисоглебский государственный педагогический институт

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА

Cтатья посвящена проблеме влияния телевидения и сети интернет на развитие личности подростка: его поведения, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Ключевые слова: телевидение, интернет, формирование личности, подросток, ценностные ориентации.

В настоящее время проблемы, связанные со средствами массовой коммуникации, вызывают особый интерес психологов, педагогов и специалистов из многих других областей науки.

Особая роль в современной системе СМИ принадлежит телевидению и сети интернет. Психологов интересует проблема их влияния на формирование различных структур личности.

Телевидение воздействует на человека сразу по нескольким каналам - зрительному и слуховому. Известно, что информация, поступающая через зрительный канал в сочетании со звучащим словом, особенно хорошо запоминается: человек запоминает 10% прочитанного, в отличие от 20% услышанного и 30% увиденного [1]. Современное телевидение является мощным средством психологического воздействия на личность. В психологии существует теория о том, что телевизионная информация воздействует, прежде всего, на подсознание индивида и способна повлиять на формирование его ценностных ориентаций, установок, мировоззрения (Р. Харрис, Д. Майерс, А.В. Шариков, Ю.А. Шерковин и др.). Особенно уязвимыми в этом плане являются дети младшего возраста и подростки, что обусловлено незрелостью личности, отсутствием собственной информационной базы. Нестабильность ценностной системы порождает неразборчивость в выборе программ для просмотра, что, в свою очередь, вызывает ещё больший дисбаланс ценностей.

Исследование, проведённое нами в 20092010 годах в одной из общеобразовательных школ города Борисоглебска Воронежской области, выявило, что телепросмотр является для подростков 14-15 лет (общее количество испытуемых - 60 человек) одним из достаточно популярных способов проведения досуга (16% опрошенных в экспериментальной группе). При этом большая часть подростков проводит перед телевизором более 1 часа в сутки (40%), а также 2 часа и более (33%). На вопрос, часто ли они смотрят ТВ с родителями, 43% подростков ответили утвердительно, 37% дали ответ «иногда», 20% ответили «редко».

Мы выяснили, что 77% родителей не ограничивают подростков в просмотре каких-либо передач и редко обсуждают с детьми их содержание (40%).

В контрольной группе процент любителей «теледосуга» оказался выше - 27%. Подавляющее большинство испытуемых проводит перед ТВ более 2 часов в сутки, что составляет 63%. Только иногда подростки данной группы смотрят телевизор вместе с родителями (50%), а 33% делают это часто. Ограничений в просмотре со стороны родителей и здесь практически нет (70% случаев).

Большинство опрошенных смотрят, в основном, передачи развлекательного характера (43%), а публицистические передачи, художественные фильмы и сериалы привлекают одинаковое количество респондентов - 17%. На долю научно-популярных передач приходится всего 0,6%, а новостные не получили предпочтений вообще.

Среди конкретных последствий негативного влияния телевидения психологи отмечают следующие: агрессивность поведения; снижение физической, интеллектуальной и социальной активности; сомнительные ценности; неумение справляться с проблемами. Учёные подчеркивают, что телевидение оказывает воздействие на процесс социализации подростков, в частности, на процессы ген-дерной социализации и усвоения норм социального поведения. По их мнению, телевидение, безусловно, является одним из побудителей социального насилия. Психиатры, наблюдавшие в течение 20-ти лет за семьюстами детьми и подростками, установили, что дети, смотревшие телевизор более одного часа в день, через несколько лет совершали агрессивные действия против других людей гораздо чаще, чем их сверстники, реже обращавшиеся к телевидению.

Отечественные исследователи отмечают роль телевидения в формировании девиантного поведения, разнообразные формы которого часто демонстрируются по телевидению. В среднем, проводя 20 часов в неделю у экрана, ребенок к 12-ти годам успевает увидеть порядка 18 тысяч убийств, что может привести к развитию неврозов и повышению уровня агрессивности. Американские ученые Уильямс, Забрак и Джой отмечают, что в США ребенок, проводящий у телевизора всего 2 часа, видит за день в среднем свыше 17-ти актов агрессии.

Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Не все ученые считают, что связь

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка

между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением можно установить однозначно. При этом выделяются три основных вида негативных последствий интенсивного потребления подростками экранного насилия:

- снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявлениям в реальной жизни;

- представление, что насилие - вполне приемлемое средство для разрешения конфликтных ситуаций;

- искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением.

Телевидение демонстрирует разнообразные формы поведения и стереотипы, далеко не всегда социально одобряемые. Обилие агрессии, сексуальных сцен, пропаганды свободных сексуальных отношений («Дом-2»), непристойных шуток («Коме-ди-клаб») приводит к тому, что дети и подростки зачастую бессознательно подражают определенным стилям поведения, которые считают нормой потому, что они демонстрируются по телевидению.

С точки зрения специалистов по педагогике, СМИ формируют модели отношения человека к окружающему миру, «обучают» его, создавая и закрепляя в сознании ассоциативные модели [4].

Кроме того, задачей нашего исследования являлось изучение влияния телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков. Кроме методик М. Рокича и Ш. Шварца для исследования ценностных предпочтений испытуемых нами была использована авторская анкета. В частности, подросткам был задан вопрос о том, какие герои телеэкрана им наиболее симпатичны. С помощью него мы выясняли ценностные ориентации подростков, выраженные в качествах предпочитаемых личностей. Самыми популярными у испытуемых оказались: Ксения Собчак, Ксения Бородина (ведущие реалити-шоу «Дом-2»), Анфиса Чехова (ведущая передачи «Секс с Анфисой Чеховой»), Виктор Логинов (Геннадий Букин из сериала «Счастливы вместе»), ведущий передачи «Комедии-клаб» Гарик Мартиросян, а также герои реалити-шоу «Дом-2». Гендерные различия в симпатиях практически не наблюдаются.

На вопрос анкеты о том, какие качества привлекают подростков в их любимых телевизионных персонажах, испытуемые в первую очередь назвали «смелость» (в высказываниях, в поведении). Следует отметить, что многие подростки, пытаясь конкретизировать это качество, уточняли, что имеется в виду не просто смелость, а «наглость». Возможно, привлекательность такого поведения объясняется тем, что подростки зачастую неуверенны в себе и поэтому полагают, что людям, обладающим подобным качеством, легче строить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими. Дру-

гим, не менее привлекательным качеством для подростков была указана «находчивость» (ею, по мнению испытуемых, обладают Ксения Собчак, Ксения Бородина, Виктор Логинов, Гарик Мартиросян). При этом испытуемые поясняли, что это «умение из любой ситуации выйти победителем», и не важно, что именно для этого нужно сделать. Безусловно, учитывая такие возрастные особенности подростков, как неуверенность в себе, мнительность, ранимость, привлекательность этого качества становится понятной.

Вызывает симпатию подростков в телегероях и такое качество, как «образованность». Интересно то, что испытуемые считают, что она присуща практически всем перечисленным в анкете лицам (исключение составляет только Геннадий Букин -герой сериала «Счастливы вместе»). Однако при этом респондентов привлекает не уровень интеллекта, а скорее, внешняя атрибутика, названия престижных учебных заведений, которые, как им известно, закончили их «кумиры» (например, Ксения Собчак, закончившая МГИМО). Мы полагаем, что «образованность» в данном случае является для подростков атрибутом столь модной в наше время «гламурности» большинства из персонажей.

Подростков также привлекает такие качества: физическая сила (это относится, в основном, к испытуемым мужского пола, выделившим в качестве привлекательно героя Дениса Никифорова (Артем Колчин в фильме «Бой с тенью»); чувство юмора (которым, по их мнению, обладают Гарик Мартиросян, Виктор Логинов, Ксения Собчак).

Кроме перечисленных выше качеств, подростки отмечали такие характеристики, не относящиеся к личностным: красота, «стильность», «гламур-ность», причем у персонажей обоих полов.

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что подростки, прежде всего ценящие «смелость» (в данном случае, в значении «наглость»), «находчивость» (в подобном же значении), «физическую силу», невысоко оценивают такие противоположные внутриличностные (душевные) качества, как сдержанность, скромность, воспитанность и ценности межличностного взаимодействия: чуткость, толерантность и т.п. Как видим, выбранные ими образцы такими качествами не обладают. Важная интеллектуальная ценность «образованность» понимается ими совершенно поверхностно, как внешний атрибут «успешности».

Нам кажется, что «творчество» понимается подростками, исходя из внешних проявлений, а не из внутренних качеств личности. Тот факт, что испытуемых привлекают в героях «стильность», «гламур-ность», «красота», свидетельствует о наличии интереса, прежде всего к внешним качествам человека, к материальной стороне жизни, а не к духовной.

Предпочтения телевизионных персонажей говорят о том, что испытуемых привлекают личности,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

которые свободно выражают свои взгляды, при этом практически не придерживаются норм морали, ведут потребительский образ жизни, обладают чувством юмора (при этом качество юмора не учитывается). Возможно, что подростки способны осознать недостатки этих телевизионных персонажей, однако они, видимо, просто не видят в этом необходимости, их привлекает скорее внешняя атрибутика, чем внутреннее содержание.

Что касается взаимодействия подростков и сети Интернет, что современные психологи всё чаще говорят о проблеме интернет-зависимости или компьютерной зависимости (аддикции). При этом следует отметить, что интернет-зависимость пока не признана официальной медициной психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в её существовании или отрицают вред от этого явления. Однако нельзя игнорировать тот факт, что люди, чрезмерно «привязанные» к интернет, психологически отличаются от других.

Впервые интернет-зависимость как расстройство психики было описано в 1995 году доктором И. Голдбергом. Им были выделены следующие основные симптомы данного расстройства:

- использование интернет вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

- использование интернет причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому и социальному статусу.

Одним из видов интернет-аддикции является зависимость от сетевых компьютерных игр, которая, согласно мнениям психологов, является одной из возможных причин суицидального поведения

подростков. Ролевые компьютерные игры опасны тем, что играющий полностью «погружается» в вымышленный мир и отрешается от реальности. Особенно опасными в этом плане считаются игры типа «Глазами компьютерного героя» и игры «С видом извне» [2].

Проблема заключается в том, что компьютерная реальность может полностью подменять собой окружающий мир. Дети и подростки, погружаясь с мир виртуальности, порой перестают видеть разницу между симуляцией и настоящими действиями, возникают сложности с самоидентификацией.

Учитывая то, что телевидение и интернет становятся всё более популярными и доступными, психологам, педагогам и родителям следует обращать внимание на данные социальные факторы развития личности и не допускать их неконтролируемого потребления [3].

1. Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. - М.: Изд. дом «Ви-льямс», 2005. - 288 с.

2. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/gameaddict (дата обращения: 14.11.2013).

3. Мартынова О. С. Критерии оценки Интернет-зависимости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.psyonline. ru/article/dependence/ 69077/ (дата обращения: 10.10.2013).

4. Черников В. СМИ: обучение человека и социума // Народное образование. - 2002. - № 1. -С. 175-183.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

В наше время тяжело найти семью, у которой нет телевизора. Скорее в доме можно обнаружить не один, а два или три телевизора. Для взрослых телевидение – это нормальное повседневное явление. Мы смотрим фильмы, новости, различные телепередачи. Часто телевизор просто работает фоном, пока мы ужинаем или делаем работу по дому.

А как же телевидение влияет на детей?

Многие взрослые уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение ошибочно и опасно.

Ежедневный просмотр телевизора способствует формированию у ребенка привычки бесполезного просиживания перед экраном и пассивного его созерцания вне зависимости от содержания передач. Таким образом, теряется время, отведенное ребенку на игры, общение, физическую и познавательную активность.

Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. В результате чего страдает общее психическое развитие ребенка.

Продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка (значительное ухудшение зрения, формирование ожирения, снижение иммунитета и пр.).

При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению.

Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал.

Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.

Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчества, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире.

Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.

Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.

Отмечено, что дошкольники и школьники, активно просматривающие телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.

Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными.

Серьезно страдает при просмотре отдельных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то неудивительно, что дети потом могут ударить младшего брата или сестру, домашних животных, проявляют агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становятся запуганными, подозрительными, зажатыми.

Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет – не более часа в неделю; после 10 лет – 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.

Но ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.

Какие же есть плюсы у просмотра телевизора?

Для подростка — то, что он смотрит, обсуждается с друзьями. Соответственно, это укрепляет дружеские связи, помогает ему в общении. Запрет на просмотр в этом возрасте может спровоцировать ровесников на насмешки. Так что нужно быть аккуратнее с мерами воспитания.

Для детей различных возрастов существует множество образовательных и научно-популярных программ. Сюжеты о жизни животных, разных странах и открытиях ученых помогают узнать много новых фактов, расширить кругозор, пробудить интерес к научной деятельности. Существуют и образовательные программы, с помощью которых можно, например, выучить иностранный язык.

Маленькие дети, просматривая качественные мультипликационные фильмы, учатся воспринимать поведение героев как положительный пример для подражания, развивают воображение, обсуждая персонажей вместе с родителями. Вообще, совместный просмотр дает гораздо больше пользы, ведь ребенок всегда может сразу спросить о том, что ему непонятно, или поделиться эмоциональной оценкой происходящего на экране.

Как привлечь телевидение на пользу детей?

Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителей, и ребенок не будет смотреть все подряд.

Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.

Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка.

Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.

Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины.

Как правильно смотреть телевизор?

Расстояние от экрана до детских глаз – крайне важный показатель для нормального развития зрительной системы ребёнка. Чтобы рассмотреть изображение на экране, дети напрягают глаза. Это рефлективное действие, которое не зависит от детского сознания. При постоянных подобных нагрузках может появиться близорукость.

Чтобы предупредить проблемы со зрением, нужно правильно рассчитать расстояние до экрана. Чем больше в нём дюймов (сантиметров), тем дальше от телевизора должен находиться ребёнок. Минимальное расстояние – три метра.

Помимо этого, ребёнок должен смотреть на экран прямо. Дело в том, что когда малыш разглядывает происходящее в телевизоре снизу вверх, напрягаются не только глазные мышцы, но и шейная и позвоночная мускулатура. Нельзя разрешать ребёнку сидеть на полу перед телевизором, необходимо посадить его на стул, расположенный на определённом расстоянии. Не следует обольщаться и рекламой новомодных «плазм», которые якобы предохраняют зрение от перегрузок.

Важно следить и за освещённостью в помещении, не разрешая ребёнку просматривать телевизионные передачи в темноте или при приглушённом свете. Контраст между ярким экраном и тёмной комнатой может привести к головной боли, рези и красным глазам.

Телевизор способен принести как пользу, так и вред в вопросе воспитания ребёнка. Главное для родителей – предупреждать возможные нежелательные последствия, ограничивая время нахождения детей перед экраном. Кроме того, нужно позаботиться и о правильном выборе телевизионных программ, мультиков и развивающих передач. И, конечно, следует помнить и о том, что никакой современный гаджет не заменит живого семейного общения, совместных прогулок на свежем воздухе и откровенных разговоров по душам!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1

Современный подросток и телевидение

Выполнила: ученица 8 В класса

Руководитель: учитель первой

2. Характер влияния телевидения на поведение подростков……6

3. Анкетирование учащихся………………………………………..8

Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой телевидения. С годами увеличивается объём информации. Таким образом, естественно, возрастает информационное влияние.

Но какую роль телевидение занимают в жизни подростка? Какой характер имеет влияние телевидения на его образ жизни, на поведенческие стереотипы, привычки и т.д.? И вообще, существует ли это влияние?

Считается, что проблема влияния телевидения на поведение подростков очень актуальна в нашем современном обществе.

Подростки – это такая социальная группа, которая по максимуму использует телевидение и жадно черпает информацию разного содержания, потому что они очень любознательны и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

Итак, тема нашего исследования «Современный подросток и телевидение».

Объект исследования: современное телевидение

Предмет исследования: влияние современного телевидения на подростков.

Исходя из этого, целью нашего исследования является вот что: определить, какую роль играет телевидение в формировании мировоззрения современного четырнадцатилетнего подростка.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

1. Выяснить, как телевидение влияет на поведение формирующейся личности.

2. Проанализировать телепрограммы за неделю для выяснения того, что предлагает телевидение для просмотра подростку.

3. Провести анкетирование учащихся нашего класса для выяснения частоты и предпочтений просмотров.

Гипотеза: если современный подросток подвержен влиянию телевидения, то в его мировоззрении формируются противоречивые ценностные установки.

Методы и приемы исследования : анализ литературных и информационных источников, анкетирование, просмотр и анализ телепрограммы.

Характер влияния телевидения на поведение подростков

Согласно мнению психологов, подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 15-17 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период.

Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Особенно чувствительны подростки к влиянию телевидения. Современное телевидение задаёт характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые присваиваются подростками, формируют их ценностные ориентации и реальное поведение.

Можно проследить существенное противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни.

Если говорить о характере влияния телевидения на подростка, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что оно может производить как позитивное, так и негативное воздействие.

Согласно социологическим исследованиям, в структуре подросткового досуга лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени.

В наше время особую остроту обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. В среднем на один час лучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в них участвует около двух третей главных героев телефильмов. По выходным дням детские дневные передачи содержат до восемнадцати подобных сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убивают друг друга), впрочем, в отличие от «взрослых» программ, жестокость персонажей в них почти не вызывает боли и страданий – дети не видят последствий жестоких поступков. Подростки пытаются подражать своим героям и делают тоже самое в настоящем мире. Излюбленная тематика криминальных обзоров – это убийства, нападения, вооруженные столкновения, причем на экране редко можно увидеть, как их жертвам оказывают медицинскую помощь. В итоге перед подростком ежедневно мелькает огромное количество насильственных смертей, бомбежек, вооруженных налетов и жестоких драк.

Современное телевидение является источником пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество фильмов, которые развращают, опошляют подростков. Идёт пропаганда интимной жизни, которая не опирается на взаимные чувства любви и ответственности.

Другим тревожным симптомом, согласно данным обзора научных исследований, является прямая зависимость между значением коэффициента интеллекта (КИ) подростка и временем, которое он проводит у телевизора. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телепрограммы, тем ниже значение их КИ.

Однако совершенно очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и др. литературы, приготовление уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерное увлечение телепередачами зачастую означает недостаточно высокий показатель интеллекта и низкую успеваемость в школе.

Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, – неправильное питание. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям. К сожалению, в формировании нездоровых привычек существенная роль принадлежит телевизионной рекламе.

Но с другой стороны телевидение – неотъемлемый элемент культуры двадцать первого века, часть и компонент духовной жизни общества и личности. Что же положительного дает телевидение подростку?

1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.

2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь получить у взрослых из-за их занятости.

3. Возможность понять с помощью телевизора, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Развитие познания, повышения культурного уровня.

5. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.

6. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Анкетирование учащихся

Наше исследование посвящено влиянию телевидения на подростков, на их поведение после просмотра той или иной передачи. Мы провели исследование, участниками которого стали учащиеся 8 В класса. Всем им была предоставлена разработанная нами анкета. В анкете содержалось семь основных вопросов:

Смотришь ли ты телевизор?

Как часто ты смотришь телевизор?

Какие телепередачи ты смотришь?

Считаешь ли ты современное телевидение полезным для тебя?

Какие полезные моменты даёт тебе современное телевидение?

Что необходимо исключить из современного телевидения?

Что следует добавить в современное телевидение?

В анкетировании приняли участие 18 учеников. В результате анкетирования мы получили следующие данные: большинство учеников нашего класса смотрит телевизор. При этом девочки часто смотрят мультфильмы Диснея, а мальчики – нечто циничное, для понимания чего требуется жёсткий взрослый ум. Некоторые смотрят криминальные сериалы по НТВ, юмористические передачи на ТНТ и слушают MTV и МузТВ. Другие смотрят научно-популярные передачи и документальные фильмы и очень резко высказываются о самом существовании таких каналов как ТНТ, MTV и МузТВ. При этом большинство решило, что нужно убрать «сериалы по 500 серий», рекламу и пошлые фильмы и передачи с нецензурной речью. Таким образом, мы сделали очень важное открытие: подростки всё же способны сами понимать, что для них важно и что может повлиять на них отрицательно, и при этом проявляют желание видеть больше познавательных программ и даже специальных каналов для подростков. Результаты анкетирования смотреть в Приложении 1.

Анализ телепрограммы

Следующим нашим шагом становится анализ телепрограммы за неделю.

Необходимо выяснить, что предлагается для просмотра подростку. Выбрав примерное время возвращения подростка из школы (с 13-14 часов) и несколько телеканалов, мы рассмотрели телепрограмму.

Для опытов мы выбрали следующие каналы: «Первый канал», «ТНТ», «ТВ3», «НТВ», «Культура», « MTV » и описали содержание этих каналов в рамках одной недели (13-19 февраля 2012 года).

Выяснилось, что большую часть времени этих каналов занимают сериалы различной направленности (криминальные, мелодрамы, детективы, комедии, боевики), развлекательные и обличительные либо политические передачи, комедии, мелодрамы и боевики.

При этом телепередачи, которые мы посчитали более интересными, ставят на позднее время. Так, например, субботний концерт Стинга на «Культуре» начался в 1.30 утра. Мы склонны думать, что в такое время Стинг никому и не нужен вовсе. Мультфильмы в четыре-пять утра тоже за гранью нашего понимания.

Количество боевиков и мелодрам зашкаливает, и если мелодрамы с успехом ежегодно штампуют в России, то боевиков больше американских и более выдержанных – с 1980 по 2005 года, таких как «Рэмбо», «Рокки», «Ворон», или бесконечных боевиков с японским уклоном и с участием Стивена Сигала. Но дневное время в большинстве своём отдано политическим дебатам и сериалам. Исключением является MTV .

Результаты анализа смотреть в Приложении 2.

Сколько же часов в день мы смотрим телевизор? Может кто-нибудь из взрослых и задумывался над этим, но подсчитайте, сколько, же мы смотрим телевизор за неделю, месяц, год? А задумывались ли над этим подростки, которые в большинстве своем больше смотрят телевизор, чем свои родители? Телевизор коварен, его вредное влияние на психологию подростка совершается незримо, но вскоре незаметно для подростка его влияние все равно проявляется. К сожалению, пока что никто ничего не может сделать против отрицательных передач. На это способна лишь воля человека, но в наше время мы не можем заставить себя смотреть ту или иную программу, т.к. для этого созданы все условия и мы просто не можем устоять перед соблазном «засесть» около телевизора с чашкой чая.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам.

1. Большинство программ, телепроектов, реалити-шоу все-таки неблагоприятно влияют на психологию подростков, на их поведение после просмотра некоторых программ.

2. Программ, отрицательно влияющих гораздо больше, чем программ, положительно влияющих на психологию подростков, а также и на их умственные способности.

3. Допускаемое время просмотра телевизора составляет 2 часа и не более (хотя большинство подростков смотрят телевизор около 2-4 часов в лучшем случае).

Мы бы рекомендовали подросткам проводить у телевизора столько времени, сколько этого рекомендует здравоохранение.

Согласно проведенному нами исследованию мы рекомендуем больше смотреть такие программы, как «Умники и умницы», «Своя игра», интеллектуальное телеказино «Что? Где? Когда?», а также просмотр таких каналов, как Культура, MyPlanet и Discovery. Поменьше времени тратить на просмотр таких программ, как «Дом-2», « Comedy Club » и иже с ними.

На наш взгляд, необходимо запретить показ различных фильмов в эфире центральных каналов, которые содержат сцены насилия, хотя бы отвести таким фильмам и программам отдельное, «недетское» время. В неделю интеллектуальные программы и шоу идут не так-то часто, в то время как негативные программы показывают почти каждый день; над этим необходимо задуматься взрослым, которые следят за этим (работникам телевидения).

Если продвижения в телевидении будут продолжаться, через несколько лет мы действительно можем забыть книги, следующее поколение после нас наверняка попадет под эту категорию. Телевидение — бесценный дар, который позволяет быть в курсе событий в мире и в своей собственной стране, сообщает огромное количество полезной информации научного, эстетического, социально-культурного характера. Однако есть у него одна очень важная особенность — не всем он открывает свою несомненную пользу и далеко не каждый понимает это. Нужно учить подрастающее поколение правильно и разумно потреблять информацию, развивать способность умело выбирать из многообразия бесчисленной «телепродукции» наиболее ценное, необходимое для его будущей полноценной и творчески активной жизни.

Время, которое дети могли бы провести играя, с семьей, с друзьями, тратится впустую если ребёнок проводит его перед телевизором. Дети подвергаются девиантному и агрессивному поведению в телевизионных программах. Мозг ребенка развивается быстрее всего за первые 2 года жизни. Так что держите детей младше 2-х лет подальше от телевизора, Даже школьникам не следует позволять смотреть телевизор более 2 часов в день.

Телевизор и ваш ребёнок

Развитие мозга

Влияние телевидения на психосоциальное и мозговое развитие детей является глубоким. В национальном исследовании гиперактивности и поведенческих проблем были изучены 1278 детей в возрасте 1 года и 1345 лет в возрасте 3 лет. Десять процентов этих детей имели проблемы со вниманием к 7 годам. В другом исследовании влияния телевидения на когнитивное развитие и влияние на образование детей, телезрители имели меньшие школьные и учебные результаты, чем их сверстники, не смотревшие телевизор.

Языковые навыки также часто затрудняются тем, что дети смотрят телевизор. Чтение ставится на второй план, и у ребенка может не развиться соответствующий словарный запас наравне с другими сверстниками. Поскольку телевидение, как правило, является односторонней связью, дети также проигрывают в процессе обучения через взаимодействие.

Полнота

Ожирение и перекусывание явно связаны с просмотром телевизора. Попав в зависимость от телевизора, дети часто приклеиваются к нему в течение долгих часов за счет игр и других физических нагрузок. Дети также склонны больше перекусывать нездоровой пищей во время просмотра телевизора. Исследование, проведенное Эрнандесом показало, что просмотр телевизора и видеоигры увеличили распространенность ожирения среди детей в возрасте 9-16 лет. Физическая активность подвергалась избиениям во время перекусов на высококалорийных продуктах была центральным элементом телепросмотра. Телевидение также повышает шансы на усталость и отсутствие мотивации у детей. Рекламные ролики вызвают тягу и спрос на нездоровые или переработанные продукты.

Насилие, Агрессия и Запугивание

Согласно исследованию Джорджа Гербнера, в детских телепрограммах каждый час показывают около 20 случаев жестокого поведения. Другие исследования показывают, что ребенок в возрасте средних лет будет наблюдать примерно 200’000 насильственных действий к 18 годам. Во многих случаях телевизор довольно часто дает ребенку первое представление об агрессии, и он привыкает к ней. В конце концов, просмотр насилия на телевидении снижает чувствительность детей - они не только думают, что это приемлемо, но и учатся мириться с этим. Дети также часто становятся жертвами «синдрома злого мира» , предполагая, что насилие, которое они видят на экране, является отражением реального мира. Многие дети и подростки также прибегают к агрессии в качестве первой линии защиты для разрешения конфликтов. Продольное исследование, проведенное Eron et al., подтвердило, что дети, подвергающиеся насилию в средствах массовой информации в детстве, демонстрируют более высокий уровень агрессии, а также более высокую вероятность стать уголовными преступниками.

https://pin.it/gprrvu3ydyjou2

Рискованное или девиантное поведение

Телевизионные шоу и рекламные ролики часто пропагандируют рискованное поведение, связанное с алкоголем, курением, наркотиками, неосторожным вождением, мелкими преступлениями и беспорядочной распущенностью. Дети воспринимают их как классные, веселые вещи и усваивают эти ценности. В ходе исследования случайным образом отобранных подростков в возрасте 14-16 лет в 10 городских районах юго-восточной части Соединенных Штатов было установлено, что 8 потенциально опасных поведенческих рисков (половой акт, употребление алкоголя, курение сигарет, курение марихуаны, мошенничество, кражи, прогулы школы и управление автомобилем без разрешения) были замечены более высокими среди подростков, проводивших больше времени за просмотром музыкальных видео и телевизионных фильмов.

Реклама также оказывает глубокое влияние на молодёжь - в конце концов, как отмечает психологическая ассоциация, «ребёнок в среднем возрасте подвергается воздействию более 40 000 рекламных роликов в год». Дети не имеют права по своему усмотрению понимать, что объявление является предвзятым, субъективным и часто далёким от истины. Они также воспринимают расовые и гендерные сигналы из телевидения и усваивают стереотипы.

Сколько, как скоро?

Академия педиатрии четко советует родителям либо полностью исключить, либо свести к минимуму экранное время для детей младше 2 лет. Мозг увеличивается втрое за первые 12 месяцев. Максимальное развитие мозга происходит в первые два года обучения, когда ребенок овладевает языковыми навыками, грубой и мелкой моторикой, зрительными, пространственными и кинестетическими навыками. Слишком сильное воздействие цифровых медиа будет мешать развитию только в это время. Телевизор также может влиять на связь между родителями и детьми. В ходе исследования была изучена гипотеза, о том, что фоновое телевидение влияет на взаимодействие между родителями и детьми, и показало, что как количество, так и качество взаимодействия снижается, во время включения телевизора.

Академия педиатрии также рекомендует родителям ограничить экранное время для детей возрасте до 8 лет. Мозг созревает в возрасте 10-12 лет ( в процессе, называемом миелинизацией), и в течении этого времени важно стимулировать и обеспечивать обучение ключевым физическим, психосоциальным и эмоциональным навыкам.

Канадское общество педиатрии рекомендует детям школьного возраста ежедневно смотреть не более 2 часов телепередачи, ссылаясь при этом на вмешательство телевизора в их когнитивное и эмоциональное развитие. Общество также поддерживает исследования, которые связывают поведенческие трудности детей старшего возраста с чрезмерным просмотром телевизора.

Правильный курс

Читайте также: