Что такое психотерапия универ тв

Опубликовано: 16.04.2024

Автор

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Владимир Юрьевич Слабинский написал книгу «Психотерапия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения» . Учебник участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Книга года по психологии». Публикуем отрывок из главы 1 «Методология психотерапии» о существующих определениях понятия «психотерапия»:

«Термин «психотерапия» происходит от греческих слов psyche («душа») и therapeia («лечение»). Впервые он был использован Тьюком (D. H. Tuke) в опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело», одна из глав которой так и названа — «Психотерапия».

Единого понимания термина «психотерапия» не существует, на его наполнение смыслом влияют и научные предпочтения специалиста, и специфика полученного им образования (медицинское, гуманитарное), и даже контекст выполняемой работы. Зачастую этот термин рассматривают как часть более широкого понятия — консультирования. Так, в странах Европейского союза принято писать данные термины через дефис: психотерапия/консультирование.

Б. Д. Карвасарский (2012) предложил в самом общем виде понимать психотерапию как профессиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации. Он указал, что психотерапия включает в себя и психологические (личностные), и социально-психологические аспекты, связанные с межличностным взаимодействием, групповой динамикой, мотивацией и т. д. И все же, несмотря на то, что всякую психотерапию можно считать консультированием, не всякое консультирование является психотерапией. Несмотря на то, что в настоящее время происходит расширение границ привычных активностей психотерапевтов за рамки лечебных учреждений, и появились такие субспециальности как корпоративная психотерапия, социальная психотерапия и т. д, существует ряд важных идентификационных, цеховых признаков. Психотерапия относительно консультирования является более узкой специальностью. В определенном смысле можно сказать, что психотерапия — это консультирование, которое осуществляет специалист, прошедший специальную подготовку, — психотерапевт.

Р. Нельсон-Джоунс (2000), ориентируясь на основные научные направления в теории психотерапии, выделил психологическое консультирование как особый вид отношения к помощи (экзистенциально-гуманистический подход), или как некий репертуар возможных воздействий (когнитивно-бихевиоральный подход), или как психологический процесс (психодинамический подход).

Кроме названных, используется и определение консультирования через отношение к заказчику услуг (клиенту):

  • помощь одному человеку в разрешении индивидуальных (личностных) проблем — индивидуальное консультирование;
  • разрешение межличностных проблем в коллективе (группе) посредством решения части личных проблем членов группы, работы с группой в целом и с внутригрупповыми отношениями в динамике — групповое консультирование;
  • коррекция семейных отношений, улучшение внутрисемейных коммуникаций и самочувствия членов семьи — семейное консультирование.

В настоящее время консультирование широко используется в различных сферах человеческой деятельности: образовании, медицине, бизнесе, социальной работе — и может пониматься через сферу применения: школьное консультирование, сопровождение лечебного процесса, организационное консультирование, семейное консультирование и т. д. Именно с этой особенностью связано то, что даже преподавание специфических разновидностей консультирования сегодня ведется не только на факультетах психологии, но и на факультетах социальной работы, педагогики, менеджмента, психиатрии и др

В профессиональной среде дискуссия о различии терминов «психологическое консультирование» и «психотерапия» особенно остро развернулась в западных странах в 70-х гг. прошлого века, а в России — в последние годы. Во многом причина полемики связана с юридическими аспектами психологической консультативной практики — критериями допуска психологов и специалистов других гуманитарных профессий на рынок психотерапевтических услуг. В крайних точках мнения дискутирующих сторон полярны: психотерапевт — это только врач и психотерапевт — это только психолог.

Существует и более взвешенная позиция. Так, Страсбургская декларация от 21 октября 1990 г. содержит в себе в качестве основного положения утверждение, что психотерапия является самостоятельной (независимой от вышеназванных особенностей получения образования и сферы применения) профессией. В декларации записано, что:

  • психотерапия — это самостоятельная научная дисциплина, практическая специализация, которая предполагает наличие самостоятельной, независимой профессии;
  • подготовка психотерапевтов должна осуществляться на высококвалифицированном, научном уровне;
  • разнообразие методов психотерапии обеспечено и гарантировано;
  • полный курс подготовки психотерапевтов включает в себя получение теоретических знаний, самоанализ и супервизируемую практику;
  • психотерапевтическое образование осуществляется на базе соответствующего высшего образования.

Таким образом, подчеркивается преобладание качества профессиональной подготовки (научной теории, клиентского опыта, супервизии) над формальными критериями (первоначальным образованием, выбранным методом) для идентификации специалиста.

В настоящее время, поскольку психотерапия является лечебной специальностью, ею по законодательству Российской Федерации может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. В то же время де-факто психологи не только хотели, могли и успешно работали и работают в области психотерапии, но и подготовлены для подобной практики зачастую лучше врачей, особенно в западных методах психотерапии (групповой, семейной, психодинамической). Появление таких терминов, как «психологическая коррекция», «неврачебная психотерапия», «психологическая психотерапия», «внеклиническая психотерапия», стало попыткой обойти указанное законодательное ограничение. Определение психотерапии не как работы с больными, а как психологического консультирования представляется неудовлетворительным. Психотерапия используется при работе не только со здоровыми индивидами, но и с организациями (корпоративная психотерапия и клиническое управленческое консультирование), а психологическое консультирование, которое практикуется в лечебных учреждениях, содержательно ничем не отличается от психотерапии. Большинство специалистов указывают на невозможность проведения четкой границы между этими терминами и предлагают использовать их как синонимы.

По мнению В. В. Макарова (1999), основная цель психотерапии — воспитание гибкости, умения находить новые эффективные стратегии поведения, накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы, обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния. Психотерапия по большей части занимается не постановкой целей, а поиском средств их достижения. Поэтому для многих специалистов психотерапия в первую очередь — набор технологий для достижения поставленных целей. Несомненно, что приведенное высказывание больше характеризует цели консультирования, нежели клинической лечебной практики. Не случайно в самой психотерапии выделяют шесть моделей: медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную, философскую и недифференцированную.

Работая в медицинской модели, психотерапевт занят лечением и профилактикой заболеваний и расстройств здоровья. К данной модели относится классическое понимание психотерапии как отрасли медицины, как специальности, практикуемой в лечебном учреждении совместно с другими медицинскими специальностями.

Психотерапия в ее психологической модели направлена на психологические проблемы, нарушения адаптации и, условно говоря, на неуспешность человека, группы, семьи, словом, на такие нарушения, которые не достигают степени выраженных расстройств здоровья. По всей видимости, и обратившегося за помощью человека в рамках этой модели уместнее именовать «клиентом», нежели использовать медицинский термин «пациент». В качестве иллюстрации можно привести высказывание И. и М. Польстер (1997), описывавших переход психотерапевтов от медицинской к психологической модели следующим образом: «Мы только “лечили людей” до тех пор, пока не стало ясно, что “психическая болезнь” — это социальное клеймо на человеке. Позже появился термин “рост”. Сегодня большая часть людей приходят к поиску лучших форм жизни, мало думая о лечении, заботясь скорее о самосовершенствовании и личном развитии. Возбуждение чувств стало важнее, чем мотивация…».

Педагогическая психотерапия в нашей стране во многом связана с работами В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского. Здесь есть два основных направления: терапевтическая работа с педагогом и работа с учащимися и их семьями. М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев (1966) писали: «В психотерапии врачу важно быть знакомым с педагогической теорией и практикой. Нередко ему приходится вести и собственно педагогическую работу, обучая и воспитывая своих товарищей по работе, а также, где это нужно, обучая и воспитывая больных, ведя санитарно-просветительную работу. Вся эта деятельность должна вестись на высоком методическом уровне и опираться на достижения педагогики и психологии. Нередко врачу приходится непосредственно участвовать в работе педагога с детьми, а также с родителями, которые нуждаются в знаниях в области обучения и воспитания здоровых и больных детей. Здесь роль врача, значение его работы весьма велики. Участие врача в педагогическом процессе нужно и важно не только в специальных учреждениях для больных детей, но и в общей педагогической практике».

За рубежом похожие идеи высказывал Н. Пезешкиан (1995): «Может показаться странным то, что мы рассматриваем проблемы воспитания вместе с проблемами партнерства, брака и межличностных отношений. Когда мы думали, допустимо ли вообще такое объединение, наши размышления почти с категорической необходимостью приводили нас к мысли о том, что нужно расстаться с ограниченными представлениями о воспитании как воздействии родителей на детей. Мы обнаружили основные принципы воспитания во всех формах межличностного взаимодействия».

Факторный личностный опросник Кеттелла Диагностика личностных черт взрослых, детей и подростков9800 руб ПОДРОБНЕЕ

Психотерапия в ее социальной модели направлена на формирование адаптивного поведения человека в изменяющемся обществе. Подходы и методы данной модели могут использоваться в разнообразных социальных группах: семье, учебном классе, трудовом коллективе, религиозной общине, населенном пункте, регионе, государстве.

Задача социальной психотерапии — с помощью психотерапевтических воздействий не только лечить болезнь, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, но и улучшать социальное поведение индивида. При этом не делается различия между «нормальными людьми» и представителями маргинальных групп — «психически больными», «преступниками», «безработными», «вынужденными переселенцами» и т. д. Более того, представители каждого метода современной психотерапии подчеркивают его эффективность именно на примере работы с маргинальными клиентами. В рамках данной модели подчеркивается наличие тесной связи между «социальным» и «медицинским» (в том числе психическим) здоровьем общества.

Философская модель психотерапии направлена на мировоззрение личности. Глубинная психотерапия редко обходится без анализа мифологии. Такая работа часто приводит к формированию новой иерархии мифов и системы верований, что, в свою очередь, может изменить адаптивные возможности человека, повлиять на его чувство гармонии с самим собой и окружающим миром. (Макаров В. В., 1999).

Д. Н. Хломов так пишет о данной модели: «Часто гештальт-терапии приписывают статус психотерапевтической техники. Это грубейшая ошибка. Принцип создания и разрушения гештальтов, фигуры и фона, цикл опыта — общие принципы; . гештальт-терапия — это не только практическая философия, это вообще способ жизни; . Ф. Перлз в калифорнийский период своей жизни пытался развить именно это направление. Он хотел организовать определенное сообщество людей, живущих по законам гештальтфилософии: страну Утопию, в которой каждый день действительно может быть прожит в контакте Я и Реальности».

Как было показано, психотерапия охватывает все сферы человеческого бытия: «телесность» — медицинская и психологическая модели; «деятельность» — психологическая и социальная модели; «социальность» — педагогическая и социальная модели; и, наконец, — сфера «духовности» — философская модель.

Психотерапия и психологическое консультирование используют психологические средства воздействия, содержат в качестве научной основы психологические теории, осуществляются не только в профессиональных рамках, но и в спонтанной, любительской практике («дикий психоанализ», «кухонная терапия» и др.). Многие видные теоретики и практики психотерапии, например, В. Райх и А. Эллис — психологи, а многие главные представители психологического консультирования, например З. Фрейд и А. Бек, — психиатры.

Наиболее авторитетная в Европейском союзе профессиональная организация, объединяющая в своих рядах консультантов из разных научных школ, Европейская ассоциация психотерапевтов официально использует двойной термин «психотерапия-консультирование». В данной книге термины «психологическое консультирование» и «психотерапия» будут применяться как синонимы.

Сложности развития психотерапии во многом вызваны многоплановостью указанного феномена. Одним из главных вопросов на многих профессиональных конференциях является такой: психотерапия — это наука или искусство?

Те, кто ратует за науку, говорят, что должны существовать строгие требования к базовому образованию и дополнительному психотерапевтическому тренингу психотерапевтов, что можно применять только стандартизированные психотерапевтические методики, эффективность которых подтверждена по критериям доказательной медицины. Эта позиция близка всем представителям Петербургской школы психотерапии, потому что научная составляющая психотерапии во многом была разработана В. М. Бехтеревым, его учениками и последователями.

Другие утверждают, что, несмотря на стандарты подготовки, вдохновение мастера — это вдохновение мастера. Психотерапия — это искусство. Ключевую роль играет личность психотерапевта. Важен феномен встречи двух личностей. Такая позиция тоже близка представителям Петербургской школы психотерапии. Большое значение имеют вдохновение, собственное творчество. Неслучайно В. Ф. Чиж и И. А. Сикорский называли себя «врач-литератор». Важно, чтобы профессиональный психотерапевт не забывал о собственном личностном развитии, так как без этого психотерапии как искусства не будет.

Обе названные точки зрения имеют право на существование. Но есть еще и третья составляющая, о которой часто забывают. В пылу спора ситуация зачастую сводится к бинарной оппозиции: белое или черное, горячее или холодное, хорошее или плохое. Всегда два полюса. Бинарная оппозиция дает импульс развития, но зачастую не позволяет найти решения.

Выход — в построении объемного пространства, которое создается тремя векторами (рис. 1.1). Помимо прочего, психотерапия — еще и профессия (ремесло). Психотерапевт должен уметь грамотно воспроизводить методики с каждым клиентом. Если психотерапия — это только искусство, то для каждого клиента специалист изобретает свой собственный метод лечения. Есть специалисты, которые говорят: «Я выбираю метод работы под клиента. С одним я работаю как психоаналитик, с другим — как гештальтист, с третьим — как поведенческий терапевт». Это эклектика. При таком подходе нельзя гарантировать качество. Эффективность зависит от случая. Анализ практики эклектических психотерапевтов показал, что их работа ориентирована на определенную группу людей, близких терапевту мировоззренчески или социально. Часто это студенты, которых берут на психотерапию преподаватели университетов (и работают только с этой клиентской группой).

Психотерапевт — психолог или врач?

Если психотерапия — только наука, то она превращается в экспериментальную деятельность с исчезновением главной составляющей — стремления к исцелению пациента. Перестают учитываться индивидуальнопсихологические особенности конкретной уникальной личности в уникальный момент ее жизненной истории. Таким образом, важны обе составляющие: наука (дальнейшее развитие психотерапии) и искусство (уникальный опыт конкретного психотерапевтического сеанса), а также навык воспроизводства с каждым уникальным пациентом определенных научно обоснованных алгоритмов, которые помогают добиваться определенных гарантированных результатов. Третья составляющая — это и есть ремесло психотерапевта».

ЭЭГ-БОС-терапия (neurofeedback)

ЭЭГ-БОС-терапия — один из трендов в современной психиатрии. Подробно о методике рассказывает Олег Иванович Иващенко.

Как правильно сформулировать запрос психологу?

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.

9 признаков, что плохое настроение может быть депрессией

Как отличить временную хандру от опасной болезни — журнал «Алвиан».

Что такое базовые эмоциональные потребности

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас и почему важно их удовлетворять — клинический психолог Юлия Хворова для журнала «Алвиан».

«Лодка, трон и чердак»: Что такое тревожное расстройство, различие тревожности и тревоги, и причем тут лечение гипнозом

Чем тревога отличается от тревожного расстройства и как при этом помогает гипноз — психотерапевт Абакумова Елена Викторовна для журнала «Алвиан».

Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта

Что такое незакрытый или незавершенный гештальт и как от него избавиться — психолог Юлия Носова для журнала «Алвиан».

Обида на маму

Откуда берется обида на маму, как с ней справиться (и нужно ли это делать).

«Перегорел»: Что такое синдром эмоционального выгорания

Статья для тех, кто «угорел на работе» (или где-то еще) и ищет пути выхода.

Психотерапевтам: «Лжец на кушетке»

8 случаев, когда клиент не может (или не хочет) сказать правду.

Как не бояться стоматолога

Почему возникает «страх бормашинки» и как побороть страх перед дантистом.

Пережить смерть близкого человека

Четыре шага, которые помогут справиться с утратой.

Как избавиться от созависимости в отношениях

«Я не могу без тебя», «ты — смысл моей жизни», «в тебе до капли растворяюсь».

Что такое психотерапия? Это лечебная беседа, во время которой профессиональный врач-психотерапевт или психолог-психотерапевт помогает пациенту осознать и решить проблемы. Психотерапия — это единственный метод лечения душевных расстройств, который рассматривает человека как неделимое целое, изучает его сущность и использует только индивидуальный подход.

Чтобы выбрать хорошего психотерапевта, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

  • профильное медицинское или психологическое образование
  • стаж работы от 3–5 лет
  • участие в образовательных мероприятиях и конференциях психотерапевтического сообщества

Также важно, чтобы специалист максимально развернуто отвечал на вопросы клиента, не имел плохой славы в интернете и соблюдал морально-этический кодекс.

Цель психотерапии — понять, вытащить на поверхность и победить то, что не дает человеку быть счастливым. Психотерапевт не принимает решений за человека и не навязывает ему свое мнение, а помогает осознать, что на самом деле хочет клиент и как этого можно достичь. Психотерапия предполагает работу над собой, но когда человек начинает избавляться от первой неуверенности, тревоги и страхов, ему сразу становиться легче двигаться к новой, полноценной жизни.

Существует большое количество методик, школ и направлений в психотерапии. Ниже мы расскажем о некоторых популярных методиках.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Виды психотерапии и их описание

Распространенные виды психотерапии:

  • когнитивно-поведенческая
  • реконструктивно-личностная
  • психоанализ
  • телесно-ориентированная
  • рациональная
  • групповая
  • семейная
  • психодрама
  • гештальт-терапия
  • эриксоновский гипноз
  • экзистенциальная
  • песочная терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Метод, который требует полного включения и готовности к действию от врача и пациента. Психотерапевт помогает осознать неправильные установки и стереотипы в мышлении и поведении человека, которые мешают сделать правильный выбор и заставляют действовать по шаблону. Одно из главных преимуществ метода — его краткосрочность, для достижения эффекта бывает достаточно 10–15 сеансов. Показания к применению: депрессии, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения пищевого поведения, алкоголизм.

Реконструктивно-личностная психотерапия. Врач помогает клиенту осознать настоящие источники своих проблем и переключиться с внешних причин на внутренние, а также провести реконструкцию отношений внутри самой личности. В результате формируется адекватное самосознание и расширяется его сфера. Метод подойдет при лечении зависимостей, невротических расстройств, личностных расстройств, панических состояний и фобий.

Психоанализ. Выявление неотреагированных ранее ситуаций, попытка осознания вытесненных комплексов и получение доступа к бессознательному. Так как этот доступ затруднен, Фрейд выделил основные пути к его содержанию: свободные ассоциации, оговорки, описки, ошибочные действия и сновидения. Психоанализ подойдет людям склонным к саморефлексии, поиску смысла.

Телесно-ориентированная психотерапия. Методика, которая подойдет всем людям, так как в основе ее лежит обращение к природе человека, к его телу. Особенно полезна тем, кому сложно сформулировать проблему словами. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет обойти привычные механизмы психологической защиты человека, выявить и проработать скрытые и замаскированные психологические проблемы.

Рациональная психотерапия. Метод базируется на разъяснении клиенту истинных причин и механизмов расстройства или устранении логических ошибок в суждениях. Специалист помогает выстроить правильные логические связи и сформировать грамотное понимание проблемы. Применяется при неврозах, психастении, алкоголизме, наркомании и при поведенческих проблемах у подростков.

Групповая психотерапия. Форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается для достижения определенного результата. В первую очередь, групповая психотерапия помогает социализации и решает проблемы общения. Метод широко применим при неврозах, депрессивных и тревожных состояниях, психосоматических расстройствах, а также при расстройствах сна и пищевого поведения.

Семейная психотерапия. Психологическая терапия семьи и каждого отдельного ее члена. Направлена на создание здоровых межличностных отношений и устранение эмоциональных проблем. Подойдет семьям, где есть проблемы с пониманием между супругами или при детско-родительских конфликтах, а также, если в семье есть психически нездоровый человек.

Психодрама. Термин, который скрывает за собой форму театра, спонтанность игры и глубину психоанализа. Метод помогает через игру, которая проходит при участии других членов группы, научить клиента решать личные проблемы. У участника есть возможность быть одновременно и актером, и драматургом ситуации, научиться отыгрывать фантазии, страхи и конфликты, чтобы справляться с ними в обычной жизни. Психодрама эффективна при работе с детьми и подростками.

Гештальт-терапия. Гештальт — это целостный образ ситуации из прошлого, он всегда имеет начало и конец. Завтрак, прогулка с собакой, ссора в метро, выбор подарка, влюбленность, разговор со случайным человеком — все это гештальты. Одной из главных причин формирования неврозов в этой концепции считается накопление незакрытых гештальтов. Соответственно терапия закрывает их и устраняет препятствия к формированию новых. В процессе гештальт-терапии пациент заново переживает прерванный гештальт и получает возможность его закрыть, тем самым избавиться от причин развития невроза.

Эриксоновский гипноз. Особый вид гипноза, без внушений и беспробудного сна. Это состояние транса, такое, в котором каждый человек бывает несколько раз в день (витать в облаках, ни о чем не думать). Психотерапевт различными методами добивается такого состояния и общается с пациентом, который сам в процессе беседы осознает проблемы и ищет пути их решения. Гипноз противопоказан пациентам в остром психотическом состоянии.

Экзистенциальная психотерапия. Вид психотерапии, который помогает человеку разобраться в глубинных вопросах и понять, как устроена его жизнь и какие факторы оказывают на нее влияние. В процессе работы рассматриваются вопросы жизни и смерти, смысла и бессмысленности существования, одиночества и любви. Метод помогает научиться максимально полно воспринимать свою жизнь и занимать в ней активное положение. Экзистенциальная психотерапия подходит всем, заинтересованным в данных вопросах и может сочетаться с другими видами психотерапии.

Песочная терапия. Современная психотерапия, один из видов арт-терапии. Позволяет заглянуть в себя, снять внутреннее напряжение, найти новые пути развития. С помощью небольшой песочницы и разнообразных объектов человек выстраивает определенную картину, а в процессе терапии имеет возможность менять и перестраивать ее. Метод подойдет детям и взрослым. Он универсальный, надежный и информативный.


Психотерапией называют систему воздействия на человека специальными психологическими приемами – психическими технологиями. Она делится на медицинскую и немедицинскую.

Медицинский психотерапевт – специалист, диагностирующий и лечащий психические расстройства легкой и средней тяжести с помощью специальных методик, без фармакологии. Это дипломированный врач, то есть закончивший медицинское высшее учебное заведение, получивший специализацию в психиатрии (и не только) и имеющий клинический опыт. Мало выучиться: нужно в течение 200 часов самому себя подвергать анализу под руководством аккредитованного профессионала. Первые 500 часов с клиентами он отрабатывает под его же контролем – супервизией.

Ему также необходимо защитить научную работу (это может быть диплом или диссертация), в которой описывается и прорабатывается какой-либо конкретный пациент, случай. То есть, путь к такой профессии очень нелегкий и довольно длинный.

Немедицинский психотерапевт – это психолог без медицинского образования, не работающий с патологиями, а с душевными, можно сказать, житейскими проблемами с помощью таких же приемов. И если его медицинский собрат имеет дело с пациентами, то этот – с клиентами.

Медицинский и немедицинский психотерапевты должны обладать такими личностными качествами, как способность к сопереживанию, хороший кругозор, внимательность, способность постоянно учиться и развиваться.

В клиниках психотерапевт работает вместе с психиатром, когда необходимо усилить эффект медикаментозной терапии или если препараты вообще не требуются. Он также необходим при реабилитации, а также для профилактики заболевания.

Психиатры довольно часто сами проходят переподготовку по психотерапии, так как в тонкой сфере нетяжких душевных болезней фармакология не позволяет добиться полного успеха.

Кто может быть психотерапевтом

Кроме специализации по первому образованию «врач-психиатр» это может быть:

  • любой врач. Он может использовать психотерапевтические методы для лечения психосоматических заболеваний – язвы, бронхиальной астмы и т. д.;
  • клинический психолог. Имея высшее медицинское психологическое образование в этой области, он занимается лечением ряда психических (в контакте с психиатром) и психосоматических болезней, но выписывать препараты не имеет права;
  • психолог с профильным высшим образованием, не имеющим отношения к медицине. Ни диагностику, ни лечение, ни какие-либо манипуляции он не проводит, как и не назначает никакие фармсредства.

Во всех вышеперечисленных вариантах такие психотерапевты должны иметь клиническую практику и лицензии. При этом существуют еще категория, которой такие условия не требуются. Это специалисты с образованием гуманитарным или в области естествознания, получившие сертификат на соответствующих семинарах, курсах, тренингах. Никакие заболевания, как-либо связанные с психикой, они не лечат и препараты назначать не могут. Их задача: консультация здоровых в этом плане людей, подбор кадров и т.д.

Где пройти обучение в Москве

Врач, желающий стать психотерапевтом, может пройти послевузовскую подготовку в таких образовательных организациях:

  • Российский университет дружбы народов (РУДН);
  • Государственный университет имени М.В. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины);
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова;
  • Высшая школа социальных и экономических наук;
  • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова;
  • Государственный лингвистический университет.

Соответствующие курсы имеются в:

  • Московском институте психоанализа;
  • институте супервизии и групповой терапии;
  • университете практической психологии;
  • институте психологии и психосоматической терапии;
  • Государственном психолого-педагогическом университете.

Есть возможность пройти очно и заочно профессиональную переподготовку (а практикующим психотерапевтам повысить квалификацию) в Московской современной научно-технологической академии, Медицинском университете инноваций и развития, Академии медицинского образования. Благодаря современным технологиям такие курсы можно пройти дистанционно.


Повысить квалификацию можно также благодаря семинарам, которые регулярно проводятся популярными психотерапевтами на базе Московского городского Психоэндокринологического Центра.

Методики

Отличительная черта психиатрии – гуманитарная составляющая, которая помогает получить эмоциональный контакт с пациентом, создает особую, личностную связь. Этого удается достичь с помощью различных методик:

  1. Поведенческая психотерапия – специалист внушает и эмоционально воздействует на пациента, приводя логические аргументы, что убеждения последнего ошибочны.
  2. Личностно-ориентированная психотерапия позволяет разобраться, какие именно переживания стали толчком к нарушениям психики.
  3. Гипноз или гипносуггестивная психотерапия – внушает новые убеждения, позволяет проникнуть очень глубоко в подсознательное.
  4. Аутогенная тренировка – под руководством специалиста пациент силой воображения устраняет болезненные переживания.
  5. Гештальт-терапия, основанная на саморегуляции психики. В ней используется несколько техник – завершение ситуации (гештальта), перенос и контрперенос и др.

Существуют и другие методы психотерапии: телесно ориентированная, клиент–центрированная, игровая, экзистенциальная, арт-терапия, психоанализ и т. д. Специалист подбирает подходящую для каждого пациента индивидуально.

Узкая специализация

Существуют психотерапевты, занимающиеся одним направлением:

  • психиатр – лечит кратковременные психотические расстройства, в том числе вызванные приемом определенных веществ, манию, шизофрению, биполярное аффективное и паническое расстройство, тревожные состояния, неврозы, фобии, неврастению, эпилепсию и т. д.
  • детский – в зоне его внимания проблемы младшего возраста, такие как энурез, заикание и др.;
  • подростковый – проблематика пубертатного периода;
  • геронтолог – работает с пожилыми людьми, психическое состояние которых зависит от неврозов и психосоматических болезней;
  • нарколог – помогает справиться с алкоголизмом, наркоманией;
  • аналитик – изучает программы, которые с детства глубокого «засели» в человеке, в его бессознательном, и управляет им;
  • гипнолог – специализируется только на гипнозе;
  • сексолог – исследует и лечит отклонения в сексуальном поведении, аномалии полового влечения;
  • гештальт-терапевт – использует методики, позволяющие сконцентрироваться на настоящем и снять претензии с себя и окружающих и др.

К психотерапевту люди обращаются по разным поводам (если это не психиатр): личностным и социальным конфликтам, внешним и внутренним, которые отрицательно влияют на них, снижают качество жизни, мешают нормально работать.

Психотерапевт – это не учитель и не советчик. Он просто помогает пациенту разобраться в себе, в своих негативных реакциях на ту или иную ситуацию, найти правильные, здоровые алгоритмы поведения.

Записаться на прием к такому специалисту можно в МГПЭЦ. Здесь работают высококвалифицированные специалисты, которые помогут вам справиться с любыми проблемами, связанными с психикой.


Мне довольно часто приходится отвечать на этот вопрос, поэтому сегодня будет пост, в котором мы попробуем разобраться в сортах мозгоправов. Пост отражает реалии РФ, в других странах всё может (и, скорее всего, будет) иначе.

Области знания

Первое и главное, чем они отличаются — это область знания, в которой каждый из них является [при удачном стечении обстоятельств] специалистом.

Итак, психиатрия. Во-первых, это часть медицины. Т.е. области знаний и индустрии, посвящённой болезням и их лечению, предупреждению, профилактике и реабилитации после.

Психиатрия изучает разного рода психические расстройства. Нормой она не занимается. Вернее, не так: она занимается ей в том смысле, что старается привести к ней своих пациентов, но если человек психически здоров и не собирается этого статуса лишиться, то ей он, вероятнее всего, будет неинтересен.

Психология — практически полная противоположность. Во-первых, это не отрасль медицины (да, есть т.н. медицинская психология, но о ней — ниже и отдельно). Она изучает работу психики. Нормальной здоровой психики, по большей части (опять же, да, есть патопсихология, но мы её также рассмотрим отдельно).

Т.е. ей-то как раз здоровый человек, отвергнутый психиатрией по причине своей нормальности, будет интересен в практическом и теоретическом плане. А вот лечением психология не занимается. Зато занимается повышением уровня адаптации, личной эффективности, личностным ростом и прочим подобным.

Психотерапия. Это тоже часть медицины. В том смысле, что она рассматривает, изучает и практикует лечение психических болезней. Но, в то же время, она может заниматься и нормализацией / решением проблем здорового человека. Т.е. в области решаемых задач это такая смесь психиатрии и психологии.

Образования специалиста

Психиатр и психотерапевт — это всегда специалисты с высшим профильным образованием. Психологом (но не медицинским психологом) может (по крайней мере, на момент написания поста, пока не принят закон об оказании психологической помощи) быть человек, вообще не имеющий никакого формального образования.

Далее, психиатр и психотерапевт — это врачи. Т.е. это люди, окончившие лечфак, прошедшие ординатуру / интернатуру / практику ВОПом / другие формальные этапы — в зависимости от того, на какое время пришлось обучение данного специалиста: в последнее время чиновники любят менять эту врачебную бюрократию довольно часто.

Обычный психолог может ничего этого не делать. Бывают психологи с высшим психологическим образованием. А бывают без него, но прошедшие проф. переподготовку или обучение в каком-нибудь МААПе или институте гештальта. Т.е. формально это не высшее образование, но учиться там тоже долго, дорого и весьма хардкорно.

Психиатр, психотерапевт и медицинский психолог (но не просто психолог, к нему это не относится) должны проходить обучение и повышение квалификации, иначе их диплом / лицензия теряет свою силу.

Психотерапевтом может стать только человек, который уже является психиатром (но не психологом!) путём дополнительного обучения. После этого он получает соответствующую корочку и право называться психотерапевтом.

На психолога можно относительно быстро (не более 1100 часов) и дешево (от 15 000 руб) переучиться. Даже на клинического / медицинского (это одно и то же). Делается это через профессинальную переподготовку, на основании которой потом даётся диплом с присвоением квалификации.

Но смысла в этом особого нет — с одной стороны, частную практику можно вести вообще без диплома, с другой, если работодатель требует прям высшее образование, то, вероятнее всего, диплом о переподготовке его не устроит.

Но, как я уже говорил, настоящим клиническим психологом так стать не получится. Чем отличается настоящий от ненастоящего? Тем, что настоящий имеет право работать в психушке, а ненастоящий — нет. При этом он может работать в МВД, армии, обычной больнице, но не в психушке.

Есть мнение, что можно вывернуться и стать настоящим клиническим психологом, не отучившись на него изначально, если получить высшее по психологии, а потом пройти переподготовку на клинпсих (или закончить лечфак, а потом переподготовиться на клинпсих), но выяснить достоверность этой информации мне не удалось. В разных образовательных организациях и психушках мне давали разные ответы.

Медикаментозная терапия

Психолог не выписывает и не назначает весёлые таблетки. И невесёлые — тоже. Даже медицинский. Если он что-то рекомендует попринимать, то он выходит за рамки своих формальных прав. В текущих реалиях это не означает, что он обязательно ошибается, но вы должны понимать, что он превышает свои полномочия.

Напротив, и психиатр, и психотерапевт имеют право назначать таблетки. На практике первые, как правило, только этим и ограничиваются, а вторые часто от такой возможности отказываются, предпочитая лечение словом.

С другой стороны, и психиатр, и психотерапевт имеют право применять немедикаментозные методы воздействия (те самые лечебные разговоры во всём их многообразии).

Официальная диагностика, экспертиза и прочая бюрократия

Психолог не ставит диагнозов. Даже медицинский психолог ставит не диагнозы, а выявляет симптомокомплексы. Т.е. он скажет вам, что у вас шизофренический симптомокомплекс, но что это конкретно F20.0 или F25.0 — он уже не решает.

Психиатр и психотерапевт имеют право ставить диагноз. Но не имеют право проводить психологическую экспертизу. Обычный психолог тоже не имеет, а вот медицинский – таки да. Для судебной экспертизы нужен свой отдельный сертификат.

Практический подход к работе

В действительности всё часто бывает не так, как на самом деле. Поэтому чётких правил тут нет, и всё очень зависит от специалиста: я видел и психологов, нелегально рекомендующих препараты (весьма грамотно и успешно), и психиатров, проводящих откровенно психотерапевтические сеансы (что, по идее, тоже харам), и психотерапевтов, отказывающихся совмещать психиатрию с таблетками. Но это исключения, а мы рассмотрим общую тенденцию.

Психиатр, скорее всего, будет кормить вас таблетками, колоть уколами и капать капельницами. Ему, в большинстве случаев, откровенно пофиг на ваш богатый внутренний мир, его интересует отсутствие продуктивной (бред, галлюцинации) и (реже) негативной (эмоционально-волевой дефект) симптоматики. Насколько хорошо (субъективно) вы будете себя чувствовать после живительного галоперидола — ему пофиг (разумеется, есть хорошие специалисты, которым нет, но в моей провинциальной выборке их исчезающе мало).

Психолог, вероятнее всего, будет с вами разговаривать. Что-то распрашивать про детство, анализировать ваши мысли, ощущения и как-то их интерпретировать. В принципе, все известные мне психологи (и лично, и по интернетам, и по литературе) забили на запрет заниматься психотерапией и активно её проводят. Единственное «но» — en masse они боятся настоящих психов.

Т.е. если психолог способен распознать шизика, скорее всего, он откажется с ним работать. Нет-нет, если у вас ОКР, БАР, аутизм или что-то ещё, не стоит радоваться — обычно психологи не особо разбираются в сортах психов и боятся всех одинаково.

Медицинский психолог будет заниматься с вами диагностикой, тестированием и определением того, что вы и кто вы. И, конечно, психоконсультированием. И даже психологической коррекцией (см. ниже).

А после, вполне возможно, пошлёт вас к психиатру, психологу или психотерапевту с конкретными рекомендациями, которые бывают очень полезны.

Психотерапевт может накормить вас таблетками, а потом, собственно, работать либо в формате психотерапии (лечения словом), либо психологии (повышение осознанности, помощь в самопознании и понимании других). Но на практике они всё равно в душе являются либо психиатрами и основывают лечение на медикаментозной терапии, либо психологами (помним, что в реальности психологи не обламываются применять методы психотерапии, хоть, по идее, им и нельзя).

К кому пойти

К хорошему специалисту. Серьёзно: хороший специалист в «неправильной» (т.е. не самой подходящей к вашему конкретному случаю) области гораздо лучше, чем плохой в правильной.

Просто потому, что хороший психолог знает хорошего психиатра и отправит вас по нужному адресу, если вдруг ваше недопонимание с женой — проявление параноидной шизы, и никакой жены у вас нет. С другой стороны, хороший психиатр пропишет вам аскорбинку и отправит к психологу, если вы не психотичный ипохондрик.

Но если вы не знаете хорошего мозгоправа, можно руководствоваться следующей схемой.

1. Идите к психотерапевту или медицинскому (не обычному!) психологу. И требуйте от него определения того, к какой области относится ваша проблема. После этого всё станет понятно.

2. Если такой возможности нет, и выбор стоит между просто-психологом и психиатром, то идите к психиатру. Просто потому, что в этом случае цена ошибки ниже: не так страшно здоровому человеку пропить курс какого-нибудь «Рисперидона», как психу с бредом ревности пропустить лечение и бесполезно копаться в том, почему жена его не любит (паранойя — страшная штука!).

Лично я работал со всеми этими специалистами, и в итоге пришёл к выводу, озвученному в первом абзаце этого раздела.

Как понять, хорош ли данный специалист

В этом разделе будет чистое ИМХО. Самый верный способ: самому изучить хотя бы на среднем уровне психофармакологию, психиатрию, психотерапию и психологию и поговорить со специалистом. Долго, дорого, качественно.

Внимание: способ не работает для людей с бредовыми концепциями: если у вас серьёзно нарушено тестирование реальности, то для вас ответ один — никак.

Если такой возможности нет, то есть несколько простых правил:

1. Ваш специалист должен хотя бы примерно представлять, что такое доказательная медицина (даже если он просто психолог), и как его методы ей воспринимаются. Вы вполне успешно можете работать со специалистом, использующим методы, не имеющие доказанной эффективности (например, психоанализ), но знание о том, что такое ДМ, зачем она нужна, почему она важна — это некий общекультурный уровень специалиста, и если его нет, разговаривать не о чем.

2. Ваш специалист должен не пугаться слов Pubmed и Cochrane. Ещё лучше, если он знает, что это такое, и почему ему это надо (или аргументированно доказать, что не надо, хотя тут возможны варианты).

3. Ваш специалист сам проходит личную терапию. Даже если он — психиатр. Личная терапия — офигенный опыт, который ничем нельзя заменить.

4. Ваш специалист знает английский язык на уровне, достаточном для чтения профессиональной литаратуры. Просто потому, что все самые интересные и новые вещи публикуют на нём (или быстро переводят на него), и если специалист этим языком не владеет, он будет на обочине прогресса.

Звания, категории, дипломы, учёбы и прочее подобное — ничего не значат.

Опыт. Опыт — штука хорошая, но он должен быть правильно интегрирован и инетрпретирован. А не так, что «одни и те же клинические ошибки, повторённые в течение 20 лет».

Про клинических / медицинских психологов

Обещал написать про них отдельно. Во-первых, это одно и то же. Клиническими их называют в дипломе, а медицинскими — в трудовой, когда они работают в психушке.

У них есть некоторые фишки, которых нет (или мало) у обычных психологов:

1. Они таки изучают психиатрию. И психотерапию тоже.

2. Они изучают патопсихологию, поэтому могут работать с настоящими психами.

3. Они проводят психологическую коррекцию — т.е. оздоровление немедикаментозными методами. Чем это отличается от психотерапии? По сути, названием.

И, да, настоящий клинический психолог учился в мед. институте / университете, только не на лечфаке, а на клинпсихе.

Данная статья была опубликована в блоге «Пишет Псих-консультант», 08.01.17.

Автор: ya_schizotypic

Итак, вы решились пойти на психотерапию. Как не бояться первого приема, подготовиться к нему и получить максимальный эффект? Делимся информацией и рекомендациями.

как проходит прием у психотерапевта

«Прием психотерапевта» может звучать пугающе. В памяти еще живы рассказы о карательной психиатрии в СССР, когда людей ставили на учет и лишали дееспособности. Может казаться, что задача этого врача — поставить вам диагноз и прописать таблетки, которые, к тому же, вызывают зависимость. А в худшем случае — «упечь» в психиатрическую клинику.

Реальность очень далека от страшилок. К терапевту ходят не только люди с серьезными расстройствами. Профессиональный психотерапевт всегда соблюдает в работе три условия: безопасность клиента, конфиденциальность и доказательный подход.

Как это выглядит на практике?

Психотерапия не похожа на консультацию у обычного врача. Строго говоря, психотерапевт — не врач. У него может быть медицинское образование, но это не обязательное условие.

Прием проходит очно, в специально оборудованном кабинете, или онлайн. Кабинет психотерапевта тоже не похож на кабинет врача — он больше напоминает небольшую гостиную. В нем стоит несколько удобных кресел и столиков, настроено мягкое комфортное освещение. Если вы планируете заниматься с терапевтом онлайн — постарайтесь воссоздать похожую атмосферу в комнате.

Психотерапия — разговорная практика. Это значит, что большую часть времени вы будете разговаривать со специалистом. Но это будет не обычный разговор, как с другом — в него будут вплетаться терапевтические методы, исследование вашего внутреннего мира и работа над собой. Все, о чем вы говорите — конфиденциально. Это значит, терапевт не разглашает информацию даже о том, что вы к нему приходили. Даже если будут спрашивать близкие родственники.

Некоторые подходы предполагают наличие домашних заданий. Так как терапия — всегда двусторонний процесс, очень важно работать над собой самостоятельно вне кабинета. Например, психотерапевт может попросить вас вести дневник эмоций, если вы работаете над их пониманием и выражением. Если вы прорабатываете отношения с окружающими, домашним заданием может стать применение новых навыков общения, которые вы получили на терапии.

домашние задания

Как подготовиться к первому приему психотерапевта?

Вы можете нервничать перед первым приемом — это нормально. Как подготовиться к нему, чтобы снизить уровень стресса и сделать психотерапию более продуктивной?

За несколько дней до первого приема:

1. Сформулируйте, что вас беспокоит

Никто не требует, чтобы вы четко, психологическим языком изложили свой запрос к психотерапевту. Но все же постарайтесь определить, что вас не устраивает и что вы хотели бы поменять. Постарайтесь не ограничиваться фразами «Мне плохо» или «Кажется, я схожу с ума». Что именно вы чувствуете?

2. Подумайте, какого результата вы хотели бы достичь

У психотерапии нет универсальной цели. Каждый человек по-своему представляет себе счастье, успех и комфорт. Представьте, как должна измениться жизнь, чтобы она вам нравилась. От чего вы хотели бы избавиться, а что — интегрировать? Как вы поймете, что это получилось?

3. Узнайте все, что вас интересует о психотерапии

Лучше заранее развеять мифы и узнать, как работает терапия и что на ней происходит. С этим могут помочь:

  • Подкаст «Я вас слушаю» — реальная запись терапевтических сессий с комментариями клиентки и психолога.
  • Гид по направлениям психотерапии — разобраться в том, какие существуют направления, чем они отличаются, с чем и как работают.
  • Блог и Инстаграм Alter — просто и честно про психотерапию, психологию, отношения и заботу о себе.
  • Опыт ваших друзей и родных. Поговорите с ними, если они готовы поделиться: почему они решили обратиться к терапевту, как строилась работа и чего удалось достичь.

прием врача психотерапевта

За несколько часов до приема:

1. Не употребляйте ничего, изменяющего сознание

Даже «50 грамм для храбрости». Трезвость — очень важное условие терапии.

2. Освежите в памяти то, о чем хотели бы поговорить

Иметь четкий план не обязательно. Просто держите в голове самые основные вещи, которые, по вашему мнению, должен знать терапевт.

3. Настройтесь на разговор

Постарайтесь расслабиться и настроиться на открытую беседу. Сразу рассказывать терапевту обо всем не обязательно, но и замыкаться не в ваших интересах. Если вам сложно говорить о себе — предупредите об этом специалиста. Он подстроит под вас темп и используемые техники терапии.

подготовиться к первому приему

Во время приема

1. Отслеживайте свое состояние

Лучший способ понять, подходит ли вам специалист — прислушиваться к себе. Насколько вам комфортно? Нет появилось ли чувства стыда, вины, скованности? Вам хочется делиться личным конкретно с этим человеком, или есть какой-то внутренний блок?

2. Давайте терапевту обратную связь

Если вам что-то не нравится — говорите об этом напрямую. Пока что это не прямой сигнал о том, что специалист не подходит. Возможно, ему стоит слегка изменить ход работы и попробовать другие техники. Если все идет хорошо, и вам становится легче — тоже говорите. Это поможет понять, что вы на правильном пути.

Читайте также: