Что такое гцп в телевидении

Опубликовано: 23.04.2024

Телевизионная испытательная таблица (тест-таблица) — специальное изображение, воспроизводимое на экране кинескопа для настройки и оценки качества изображения телевизионной аппаратуры, а также всевозможных дисплеев (в том числе компьютерных мониторов).

Передаётся телестанциями перед началом и после окончания вещания. Представляет собой сложный цветной сигнал, позволяющий как визуально оценить качество изображения, так и измерить характеристики электрических цепей телевизора при помощи приборов. Ранее использовались отпечатанные в типографии таблицы, которые передавались с помощью специальных камер (т.н. моноскопов). Сегодня обычно используются генераторы стандартных сигналов (для телевизионной аппаратуры). Для компьютеров существуют программы и DVD-диски с записью тестовых изображений.

Настроечные таблицы служат главным образом для визуальной оценки сигнала на экране телевизора. Настройка телевизора при помощи простого осциллографа по таблицам затруднена, поскольку таблица представляет собой смесь разных сигналов. Обычно при настройке по таблицам применяют более сложные приборы, например, осциллограф с блоком выделения строки, позволяющим выделить из настроечной таблицы строки, в которых передаётся сигнал цветных полос. Чаще же для настройки аналоговых телевизоров по приборам применяют простой осциллограф в сочетании с более простыми тестовыми сигналами.

Содержание

  • 1 Примеры
    • 1.1 Вертикальные цветные полосы
    • 1.2 Универсальная электронная испытательная таблица (УЭИТ)
    • 1.3 Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0249
    • 1.4 Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0154
    • 1.5 EIA Resolution Chart
    • 1.6 EIA Resolution Chart
  • 2 Ссылки

Примеры

Вертикальные цветные полосы

Сигнал «вертикальные цветные полосы» является в настоящее время основным сигналом для настройки большинства узлов аналоговых телевизоров. Большинство напряжений и осциллограмм на принципиальных схемах телевизоров приводятся именно при условии подачи на вход сигнала «вертикальные цветные полосы».

Универсальная электронная испытательная таблица (УЭИТ)

Предназначена для испытания цветных телевизоров, работающих в стандарте SECAM с отношением сторон экрана 4:3. УЭИТ была разработана кандидатом технических наук Н. Г. Дерюгиным и инженером Государственного научно-исследовательского института радио (НИИР) В. А. Минаевым. Неофициальное название «таблица цветовой профилактики» (ТЦП). Опытные передачи в эфир с Останкинской телебашни (в то время — Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября, ОРПС) начались в 1970 году. По их результатам таблица была доработана, и с 1971 года второй вариант, УЭИТ-2, передавался в эфир и по линиям связи. Основные части:

  • Сетчатое поле — фон таблицы. Позволяет настроить сведение лучей, а также визуально разбивает таблицу на строки и столбцы. В центре большого круга дополнительное перекрестие для центровки изображения а также для регулировки статического сведения, а в малых - как точки отсчета для регулировки динамического сведения;
  • Окантовка таблицы — реперные метки для установки размера изображения;
  • Круги для контроля геометрических искажений растра. Для проверки точности регулировки отношения сторон изображения можно измерить длины сторон квадрата в центре;
  • Цветные полосы насыщенностью 75% (строки 6-7) и 100% (строки 14-15) для контроля цветопередачи. При наличии осциллографа с выделением отдельных строк возможна настройка по ним вместо отдельного генератора цветных полос;
  • Серая шкала (8 строка) - для установки яркости, контрастности, баланса белого и уровня чёрного;
  • Контрастные цветные полосы (9 строка) для регулировки чёткости цветовых переходов;
  • Плавный цветовой переход (12 строка) для проверки линейности канала цветности. В некоторых реализациях здесь полный спектр, в других — переход от зелёного к пурпурному;
  • Вертикальные штрихи на 13-й строке, а также в малых кругах (строки 3,4,17,18) для оценки разрешающей способности и динамической фокусировки. Они образованы пачками синусоидальных сигналов частотой 2,3,4 и 5МГц, соответствуют разрешающей способности в 220, 330, 440 и 550 линий.
  • Наклонные полосы в 10-11 строках для контроля точности чересстрочной развёртки;
  • Контрастные метки в тех же строках для контроля тянущихся продолжений (вызываемых неисправностью контуров телевизора а также при подключении нескольких телевизоров по видеовыходу через низкокачественный кабель) и повторений (вызываемых неудачной конструкцией или расположением антенны);
  • Чередующиеся черные и белые квадраты (16 строка) — для оценки АЧХ видеотракта по всем каналам.

Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0249

Чёрно-белая испытательная таблица, разработанная в 1949 году. Существовало два способа передачи ТИТ-0249: съемка телекамерой с графического оригинала или воспроизведение с помощью моноскопа. В настоящее время телеканалами практически не используется, однако иногда ее используют для оценки разрешающей способности видеокамер.

Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0154

Данная таблица была создана в 1954 году специально для разработанной тогда экспериментальной системы цветного телевидения с последовательной передачей цветов. Она описана в и. Применение этой таблицы, как и самой экспериментальной системы, было вскоре прекращено.

EIA Resolution Chart

Разработана в 1956 году и стала своего рода стандартом тестовых таблиц.

EIA Resolution Chart

Разработана в 1956 году и стала своего рода стандартом тестовых таблиц

  • Добавить в ДРУЗЬЯ
  • RSS

Кино- и Теле производство !

Записки продюсера


А
Аппаратная (АВМ) – это где куча проводов и телевизоров и там осуществляется перегон.
АЗВЛ, АКВЛ, АСБ, АПБ, АНБ (!:-)), АМВ, АВОЛС, АСК, М (не туалет), АНМ, АСМ - этим пугают новичков и стажеров. Точная расшифровка неизвестна, но возможно, что это - инициалы наших предшественников.
АСБ – аппаратно-студийный блок
Адрес (адресный план) - его не любят снимать операторы

Б
Бантик – сюжет без социальной составляющей, зато веселый и красивый.
«Бэзэха» (БЗ) – это когда кору совсем не охота делать сюжет.
Бэзэ-сэхэ – когда просто лень.
Банка (см. аккумулятор) - вредная весч. Никогда не хватает.
Баланс - 1) белая бумажка 2) он всегда разный, что вызывает недовольство корров, начальников, монтажеров и т.д.

В
Вёрстка - то, чем с умным видом занимается шеф-редактор (выпускающий). Занятие абсолютно бесполезное, ибо руководство все равно останется недовольно вёрсткой и перед началом выпуска заставит переверстаться.
Вова - Премьер.
Вбить - добавить что-либо в уже готовый текст.
Вечер – вечерний выпуск. Это когда в новостях только губер и мэр.
Выгородка – от нее зависит гардероб ведущих.
Выставиться – Это когда операторы делают вид, что камера супер-сложное устройство.
Выпускающий – его ругают за плохую верстку.
Воздух – спросить у операторов.
В кадре - то, что кричит режиссер зазевавшемуся ведущему/корреспонденту.

Г
Губер - единого ответа нет!)
Герой – он ничего героического не сделал, но он всегда должен быть в сюжете (не путать с мэром и губером).
Графика – наглядное пособие для тех, кто лучше усваивает информацию визуально (или когда архива не хватает).
Геотитр – он тоже всегда должен быть
ГСР - главный сменный редактор. Дежурный козел отпущения для начальства и человек, популярно объясняющий концепцию. В отсутствие вышестоящих - главный. В остальное время - сменный.
ГЦП - идеальная картинка и звук (см. Матрас, Пи)

Д
Дайджест – мы типа этим гордимся, а зрителю это типа нравится. Галопом по Европам.
«Дивишка» - просто кассета
Детская – в нормальных компаниях это называется «ньюсрумом».
Джинса - когда сюжет про новый завоз сапожек в магазин нужно преподнести как самую главную новость дня
Дырка - (см. норка) место, куда

корр отправляет результаты своего труда. (см. Верстка)

Ж
Журавль (см. удочка) – этого у нас нет, но обещают.
Жопа - то, что нам упорно обещают.

З
Закадр (озвучено) - корр, перекрикивая интершум, пытается объяснить, что же происходит в кадре.
Заявка - можно оформить на водителя и на оператора. Зачастую пишется, когда нужно типа ехать по работе, а едешь по своим делам.
Заказуха – вдруг в новостях появляется сюжет про трусики и лифчики, а ты вынужден поставить под этим свою фамилию
Застендапиться – и начальство порадовать, и самого себя пропиарить

И
Интершум – это когда хрюкающие за кадром свиньи громче чем корреспонденты
Информационный повод – он тоже должен всегда быть, но продюсеры иногда об этом забывают.

К
Клеить – это должны делать корр и монтажер, но делает только монтажер.
Клеить «телок» – обрабатывать краснодарский сюжет.
Корр – он всегда ругает продюсеров, жалуется на маленькую зарплату, втайне недолюбливает редакторов, но почему-то работает.
Картинка – это наше все.
Контражур – операторы любят это слово, думая, что разговаривают на иностранном языке.
Крупняк – когда дырка на носке говорит лучше, чем корр за кадром
Кодироваться – корр должен это делать согласно приказу, но часто об этом забывает.
«Карман» - туда любят подъезжать операторы.
Консерва – типа бантик
Курилка (переговорная) - новости делают здесь, а не в ньюсруме (как многие подумали). (см. отписать)
Кассета (эспишка, дивишка, дивисишка, флэшка) - то, без чего мы, несмотря ни на что. Ее забывают взять операторы.
Колотушка - средство самозащиты и, по совместительству, ручной микрофон.
Кепка - мэр Москвы.
Коротенечко - чисто телевизионное выражение, обозначающее пожелание редактора, чтобы автор написал ОООЧЕНЬ маленький текст. Обычно понятия "коротенечко" у автора и редактора не совпадают.

Л
Лайф – это когда кору было лень держать микрофон и синхрон записывается на пушку
Люфт - Тот же лайф, типа
Линейка - в отличие от «нелинейки» значительно ускоряет процесс монтажа
Летучка - Обычно бывает по понедельникам. Отличный повод узнать о себе много нового и в очередной раз убедиться, что ты ни на что не способен.

Н
На месте разберусь - стандартный ответ корра на вопросы: "Какой план съемки?", "Как ты будешь строить сюжет?" и т.д.
Нахрипеть – сделать вид, будто ты на месте событий.
Наезд – то, что операторы делают в самый неподходящий момент
Начитка – у каждого она своя. У некоторых без буквы «Р»
Нелинейка - это когда можно вставить лайф "тут. нет, нет. вот тут"
Ноги - (см. штатив). Бесполезная по мнению многих вещь.
Не срать в кепку - не идти против указаний мэра Москвы. (см. Кепка) (Наше ВСЁ)
Недобор - прямо противоположное Перебору. Также плохо. (см. перебор, хронометраж, переверстка)

О
Отъезд- сложный операторский трюк.
Отписать – это нужно делать быстро, но у некоторых без чашечки кофе и сигареты не всегда получается.
ОбщакИ- чтоб монтажер не ругался на оператора.
Отбиться – такой прием, чтоб напугать синхронируемого всего лишь с помощью белого листка бумаги.
Оптическая ось - мифическое понятие. Никто не знает, кроме операторов, которые не колются. Обязательно нужно протирать до и после съемки спиртосодержащими веществами тонким слоем.

П
ПТС – тот случай когда что-то у нас есть, но нам это не нужно.
Прощалка - после нее становится хорошо.
Петля (петличка) – это когда кору лень держать микрофон в руках.
Перегон – за это хорошо платят (за исключением Кубани)
Перебивка- 1) операторы не хотят, корры получают от начальства. 2) с ее помощью прикрывают склейку. Зрителя лохуют.
Прессуха- когда можно рассмотреть коллег с других каналов
Плашки- предмет гордости канала. Чем красивше - тем лучше. На самом деле - лишь картинка, на которой появляется титр.
Подсъемка - ей обычно занимаются начинающие корреспонденты для своих маститых коллег, которые готовят шедевр и не желают отрывать пятую точку от нагретого стула ради записи короткого синхрона.
Панорама- в новостях не катит
Прямиться - это когда слово - воробей.
Представлялка - хороший повод еще раз вспомнить свое имя и фамилию, а также компанию, на которой работаешь. Особенно если накануне перебрал.
Погода - то зачем мы на земле живем, судя по затратам и локичеству. (см. верстка)
Пушка - накамерный микрофон. Его главная задача - писать интершум и лайф. Нужна, когда влом держать микрофон.
ППВ (псевдопрямое)- это, когда корр с умным видом и честными глазами жестко лохует зрителя
Подход- возможность сделать из шишки синхронируемого (см Шишка, синхронируемый)
Пересвет - это когда ночью светло как днем (так же это хор ГУВД)
Порезать - сократить текст не в меру расписавшегося автора
Пресс-секретарь - чел, который ограничивает доступ к телу.
Переверстка - процесс, производимый над версткой, сопровождающийся криками и нецензурной бранью.
Пи - месть звукаря; приучение эфирной бригады быстро находить ручку "Volume" (см. Сдаваться, Матрас).
Пинок, пиночный сюжет - то же, что и "бантик"
Перебор - превышение хронометража выпуска. Плохо. (см переверстка, недобор, хронометраж)
Подводка - это когда ведущий за десять секунд пересказывает то, на что корреспондент потратил несколько часов работы, оператор - километры плёнки, а монтажёр - энное количество нервных клеток. иногда подводка - это способ привлечь внимание к скучному материалу (например, когда перед репортажем о сборе мандаринов в Абхазии говорится о победе над оранжевыми силами в Закавказье).
Привоз - способ передвижения корреспондентов и редакторов в неурочное время. спасает также во время стихийных бедствий, локальных войн и всенародных праздников.

Райтер - писун, в простонародье редактор. Когда кто-нибудь обиделся на редактора, его называют райтером
Развоз - привоз обратно (если стихийные бедствия, локальные войны и всенародные праздники ещё не завершились или начались по новой).
Редактор (он же на аглицкий манер райтер) - очень ленивый журналист. ездить никуда не желает, сидит в ньюсруме, строчит бэзэ. живёт тем, что шеф-редактор пошлёт или что коллеги озвучить не успели. мастер коллажа - клепает материал из обрывков сюжетов, архивных хроник и всего такого прочего. постоянно снабжает ведущего ценными, на его взгляд, подводками.
Рыба - ее делают тогда когда корреспонденту некогда
Редакция - интеллектуальный дурдом.

С
Синхронируемый – он мычит, а корр должен выбрать 15 секунд самого классного мычания
Суфлер - то, без чего ведущие не могут связать и двух слов. Если ломается, ведущий начинает судорожно перебирать на столе бумажки в поисках нужной мысли.
Социалка- это, когда можно говорить даже о говне.
Спецреп - над ним можно работать целую неделю и с умным видом рассказывать какая «сложная» у тебя тема.
Склейка – когда 15 секунд мычания выбрать не удается. (См. синхронируемый)
Сведение – то, что делает сложный монтаж стал необратимым
Стэнд-ап – звездный час корреспондента.
Стенд-Ап с проходом - извращение корреспондента и мат оператора.
Синхрон - мычание синхронируемого. Часто используется корреспондентом вместо блокнота (легче подставить микрофон, чем записывать рассказ о событии вручную).
Съёмка - голгофа для корреспондента и оператора.
Сварщик - (см. фотик). Прозван так за эффект от множества вспышек, который оч. сильно смахивает на электросварку.

Т
Титр - имя и должность синхронируемого. Зачастую выдается с ошибками, либо не выдается вообще, либо не к тому синхронируемому.
ТЖК - там где играют в нарды и ругаются матом
Терристорная - что это такое знают только старожилы студии
Трупы (их наличие) - практически обязательное условие выезда съемочной группы на ДТП, пожар и другую чрезвычайщину.

У
Удочка- предмет зависти провинциальных операторов и корреспондентов
Утро - это блин мы!
Устняк - типа лень было развивать тему
Ухо- понты оператора

Фотик - фотокорреспондент, главный враг ТВ-шника и возмутитель спокойствия. Его основная обязанность - попасть в кадр телеоператора и оный испортить. Особо наглых бьют удочками (журавлями) по голове.

Х
Хронометраж - в него желательно попасть, ибо это наше все.
Хрипушка (хрип)- репортаж по телефону. Используется для оперативного освещения события, когда нет времени (или возможности) получить нормальный материал. Часто "хрипят" корреспонденты информационных агентств, озвучивая свой собственный текст с ленты новостей. Поэтому всегда возникает вопрос - зачем платить за межгород, если то же самое можно сделать, позвонив с соседнего редакционного телефона.

Ш
Шапка- бубенчики и красивости перед выпуском
Шпигель - короткий дайджест о том, что зритель увидит в новостях. Или не увидит, если не успеют смонтировать.
Широкоугольник – когда он в работе, от оператора нужно держаться подальше
Шишки- сильные мира сего. Для них монтажном компьютере создана отельная папка.
Штатив – то, с чего требуют снимать монтажёры, что так облегчает плечи операторы, но в целом тяжёлая шуковина.

Ц
Цифра - признак хорошего тона

Э
«Эспишка»- кассета формата Betacam SP
Эфир - непредсказуемое действо. Не подчиняется никаким законам логики, а тем более вёрстке.

а еще словарь терминов смотрите по тегу СЛОВАРЬ в моем ЖЖ

  • Add to friends
  • RSS

annabaskakova

Координатор броуновского движения

СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЛЕНГА
annabaskakova June 23rd, 2014 Оригинал взят у
klimentov в СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЛЕНГА

Попался мне как-то в сети, а именно в журнале у
ibigdan интересный словарь профессионального сленга телевизионщиков . Некоторые термины из списка я никогда не слышал и предполагаю, что они не употребляются столь массово, как того может быть кому-то хотелось бы. К тому же большинство понятий из этого перечня относятся к российскому телевидению. Но как бы там ни было, я решил перетащить себе все без изменения, немного дополнив список известными мне выражениями уже украинских телевизионщиков.

АДРЕСНИКИ (АДРЕСНЫЙ ПЛАН) - телевизионные планы по которым ясно понятно, где происходит событие: указатели населенных пунктов, центральные площади, здания администрации, парки.

АНТИПОП - насадка на микрофон, защищающая от ветра. Некоторые называют ее «мохнаткой».

БЗ (БЭЗЭШКА) – без звука. Видеоряд с интершумом но без закадровой начитки корреспондента.

БЛИЦЫ - фрагменты, короткие отрезки прямой речи нескольких людей, которые идут, как правило, в склейке подряд.

БЛЮРИТЬ - « размытие » , т.е. накладывание определенных спецэффектов при монтаже.

БПС (БОЛЬШОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ) - развернутый аналитический материал в еженедельной итоговой программе. Классический хронометраж БПС - 7 минут 40 секунд.

БРАТСКАЯ МОГИЛА - быстро пробегающие титры в конце программы с указанием имени и фамилии всех тех, кто работал над ее созданием.

БРАТЬ БАЛАНС - показывать оператору белую бумагу. Распознавание цветов видеокамерой.

БЭКГРАУНД (от англ. background «фон», «задний план») - история, подоплека; подноготная какого-либо события, явления, описанная в тексте корреспондента. Также этим словом обозначается описание истоков, происхождения, биографических данных человека.

ВМЗ - Видео-монтажная заметка, некоторые расшифровывают как видеомагнитная запись. Это такой "малый" по хронометражу сюжет, текст которого читает не корреспондент, а сам ведущий. Часть такого сюжета, как правило, перекрыта картинкой. ВМЗ бывает с синхроном и без него. Иногда в данном случае используют аббревиатуру - "БЗ". Есть и такие редакции, в которых термин ВМЗ употребляется как синоним сюжета («В монтаже и звуке»).

ВОСКРЕСНЫЙ ПАПА - ведущий еженедельной итоговой программы на федеральном канале. Как и во всех разведенных семьях, воскресный папа встречается со своими чадам раз в неделю, преимущественно по воскресеньям. В основном журит за непослушание и читает нотации. Обладает замашками попа Гапона и коллекцией галстуков дурных расцветок.

ГОБЛИНЫ - массовка в студии.

ДЖИНСА - скрытая реклама товара или человека, прикидывающаяся чем угодно, только не самой рекламой. Джинсу нетрудно распознать по явной коммерческой направленности содержания и неоправданно длинным планам логотипов, торговых марок или образцов продукции. В отличие от обычной рекламы проникает в эфир, минуя официальные инстанции, через нечистых на руку журналистов и излишне жадных телепродюсеров.

ДУРОСКОП (или ЗОМБОЯЩИК) - коробка передач, в смысле, телевизор.

ЗАЛИТЬ - перегнать видеоматериал с кассеты в компьютер.

ИГЛА (ШПРИЦ) - Останкинская телебашня. По остроумному замечанию Шендеровича, служит для ввода идеологических инъекций населению.

ИНТЕРШУМ - употребляется в двух значениях: 1. как звук на втором звуковом канале (записанном на пушку), который идет под начиткой корреспондента. 2. Как "лайв", т.е. без закадрового текста, снято, так как оно есть.

КИРПИЧ - безразмерный и занудный сюжет.

КОНСЕРВЫ - снятый впрок сюжет на случай информационного дефицита (обычно наступает летом или в первую декаду января в разгар отпусков).

ЛАДУШКИ - аплодисменты и прочие виды реакции аудитории в студии. Записываются, как правило, в начале съемок, пока публика еще свежая и не уставшая. В отличие от простых зрителей, приходящих на программы скорее из любопытства, профессиональная массовка делает все то же самое, но за 300-500 рублей в смену. Зато вне зависимости от времени суток и усталости.

ЛАЙВ (от английского live – живьем) - единица журналистского материала, в котором жизнь показана такой, какой она есть, т.е., без закадрового текста и прочих профессиональных ухищрений. В некоторых редакциях лайвом называют, историю о человеке, описанную в тексте сюжета, с подсъёмками этого человека.

ЛАЙВ-ТУ-ТЕЙП - особый вид съемки сюжета, когда журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях.

ЛУКОВЫЕ ГОЛОВЫ (авторство выражения приписывается журналисту Андрею Лошаку) – собирательный образ среднестатистического российского телезрителя: малообеспеченной женщины за 45-ть, без высшего образования, большой поклонницы мыльных опер и телевизионных концертов с участием Николая Баскова. «Луковой головой» же она называется потому, что не может позволить себе хну или дорогостоящую «Веллу», и красит голову луком.

МАТРАЦ - запись на кассете нескольких секунд (генератор цветных полос), который прописывается до и после сюжета.

МИКРОПЛАН - брак при видеомонтаже, когда при смене одного плана на другой "проскакивает" короткий план с исходника.

МОХНАТКА - мохнатая насадка на микрофон, защищающая от ветра.

МЫЛО - телевизионная мыльная опера. Подразделяется на мыло хозяйственное (многосерийные тягучие саги для домохозяек) и мыло ручной работы (дорогие постановочные сериалы, типа «Mad Men» или «Клиент всегда мертв»). Самые знаменитые «мыловарни» мира – Бразилия, Мексика, Соединенные Штаты и Испания.

НАПИХАНКА (АДСКАЯ НАПИХАНКА) - телевизионный сюжет, состоящий из множества разнокалиберных эпизодов, объединенных общей темой.

ОРБИТА - поскольку Россия расположена на территории нескольких часовых поясов, для каждого из них предусмотрено свое специализированное вещание. Так, например, программа «Время» выходит три раза в день – сначала для Дальнего Востока, затем для Урала и Сибири и только после этого для европейской части России.

ОРТЫ (с ударением на «О») - сотрудники Общественного Российского Телевидения (Первого канала).

ПАРКЕТ - съемка официальных мероприятий и соответственно сюжет, посвященный жизни в коридорах власти.

ПАРФЕНЯТА (ПАРФЕНОИДЫ) - последователи журналистской манеры Л. Г. Парфенова (так называемой, «лёнинской школы»). Характеризуется активным хождением в кадре во время стендапа, фирменными глагольными инверсиями (т.е., изменением порядка слов в предложении. Например, не «Мама мыла раму», а «Мама раму мыла») и особой мальчишеской интонацией автора.

ПАСХАЛЬНЫЙ ПЛАН - операторский план человека в кадре по. чуть ниже пояса.

ПЕРДЕЛЫ - сотрудники украинского телеканала «Первый деловой».

ПЕРЕБИВКА - тип кадра, содержащий объекты или детали, которые отсутствуют в предшествующем и последующем кадрах, при монтаже непрерывно развивающейся сцены. Например: крупные план глаз интервьюируемого человека, руки, часы, микрофон, интерьер и т.д.

ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ - общее определение телепрограмм пропагандистско-публицистического характера (для отвода глаз они еще называются «еженедельными аналитическими» или «итоговыми»). Основная задача «передач власти» заниматься «разъяснительной работой» и «расстановкой правильных акцентов» проводимой государством политики. Не секрет, что многие из них курируются бывшими или нынешними сотрудниками Администрации Президента – или «Дирекцией единого заказчика», как ее еще шутливо называют.

ПЕТЛИЧКА - микрофон, который прикрепляется к одежде.

ПИЛОТ - пробный выпуск программы, который снимается, чтобы обкатать технологию создания передачи.

ПИНГВИНЫ (МОРЖИ, ОЛЕНЕВОДЫ) - жители Дальнего Востока и Крайнего Севера, для которых вещает первая эфирная орбита.

ПИОНЕРЫ - знаменитости средней руки, всегда готовые прийти на программу по первому звонку - погалдеть на ток-шоу, дать интервью, спеть-сплясать или что-нибудь прокомментировать. «Пионерами», как правило, затыкаются бреши в сценарии и авральные ситуации на съемках.

ПОДВОДКА - текст ведущего перед сюжетом. Некоторые называют «студией» или «устно».

ПОЖАР НА ПОМОЙКЕ (авторство выражения приписывается научному обозревателю НТВ Павлу Лобкову) – незначительная и малоинтересная съемка, на которую иногда приходится ездить корреспондентам информационных программ.

ПОЛИВАТЬ - снимать на камеру всё подряд в случае, когда съёмочная группа заваливается к кому-либо (обычно чиновнику не желающему давать комментарий) без предупреждения.

ПОПИК, ТРУПИК, ФИЛАРМОНИЯ (авторство выражения приписывается Александру Невзорову) – идеальная верстка информационной программы по версии создателя «600 секунд».

ПОЦ-ПРОДАКШН (авторство выражения приписывается директору Дирекции праймового вещания НТВ Николаю Картозии) - от английского слова «постпродакшн», обозначающего монтаж программы, озвучку программы и наложение компьютерных спецэффектов. Соответственно, «поц-продакшн» это ОЧЕНЬ плохой монтаж, озвучка и спецэффекты.

ПОЯС ШАХИДА - радиомикрофон с приемником на поясе у ведущего.

ПРОСПЕКТ ИМЕНИ ЮШКЯВИЧЮСА - подземный туннель под улицей Академика Королева между двумя зданиями телецентра - АСК-1 и АСК-3. Назван в честь Генриха Юшкявичюса, зампредседателя Гостелерадио СССР, проложившего его накануне Олимпиады-80. Здание же АСК-2 расположено на Шаболовке - именно там находился телецентр до того, как был построен эфирный комплекс в Останкино.

ПРЯМИТЬСЯ - вести прямое включение с места события. Существует также «КРИВОЕ» включение – когда прямой репортаж с места события записывается заранее и ведущим приходится делать дурацкий вид, как будто «прямое включение» происходит на самом деле.

ПУШКА - так называется микрофон, встроенный в камеру.

ПЯТКА - бывшее здание Гостелерадио СССР на Пятницкой улице, где сейчас находятся некоторые структуры ВГТРК и ряд радиостанций, например, «Маяк», «Юность».

РВАНЫЙ ТАЙМ-КОД - разрыв минут на кассете. Как правило, такая кассета уже сыплется.

РЫБА - предварительно собранный и приготовленный журналистский материал.

СВИНЬЯ - ресторан «Твин Пигз» рядом с телецентром «Останкино», место неформальных встреч телевизионщиков друг с другом, а также с потенциальными работодателями, спонсорами, конкурентами, любовниками и любовницами. Свое прозвище «Свинья» получила из-за большого трехметрового надувного поросенка, который приветствует посетителей на входе.

СИНХРОН - фрагмент прямой речи интервьюируемого человека.

СКЛЕЙКА - стыковка одного плана с другим. Бывает прямая и косая - внахлёст.

СКОТОБАЗА (гневное) - зрительская массовка низкого физиономического качества.

СТАКАН - телевизионный технический центр «Останкино» на улице Академика Королева в Москве. По преданию, расположен на месте бывшего кладбища.

СТЕНДАП - та часть сюжета, когда корреспондент появляется в кадре. Стендап-комеди – то, ЧТО происходит в кадре, когда в нем появляется корреспондент.

СУХАРЬ - это ВМЗ, которое не перекрывается картинкой, т.е. в кадре - один только ведущий в студии. Бывает с синхронном, и без него.

ТВ-ЦОЙ - ироничное название канала ТВЦ. В честь Сергея Цоя, бывшего пресс-секретаря бывшего столичного мэра Лужкова и бывшего председателя совета директоров телекомпании «ТВ-Центр».

ТРАКТ - пробы на роль ведущего программы. Глагол «оттрактовать» значит совсем не то, о чем вы подумали. Также используется в значении «предэфирный прогон или репетиция программы».

ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР - полумифическое место в здании телецентра «Останкино», связывающее съемочные студии между собой. По преданиям, в транспортный коридор приходят души умерших телевизионщиков, а похотливые останкинские операторы заманивают в него наивных девушек, чтобы лишить их девственности.

ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ ОБЪЕКТИВ (устаревшее) – выражение «снимать на 33-ий объектив» используется в случае, если нужно сделать вид, что идет съемка, тогда как реальной необходимости в ней нет.

УДОЧКА (ЖУРАВЛЬ) - микрофон на длинной палке.

УХО - наушник, через который сценарист или шеф-редактор передает нужную информацию ведущему программы. Соответственно, «дать в ухо» - сообщить информацию через наушник.

ФОРМАТ - синоним слова «передача» для тех, кто пытается казаться умнее своих телезрителей.

ФРАЗОЧКАМИ ДОКРУТИТЬ (авторство выражения приписывается Леониду Парфенову) - способ сделать журналистский текст острее в ситуации, когда снятый исходный материал рыхлый и бессвязный.

ХРЕН-ТВ - ироничное название Рен-ТВ, придуманное сотрудниками канала (см. также: «Глухарь-ТВ» - ироничное название НТВ).

ХРИПУШКА (ХРИП) - информационное сообщение или комментарий ньюсмейкера по телефону. Обычно плохого качества. Рассказывают историю, как однажды одного чиновника, который редко общался с телевизионщиками, попросили «нахрипеть». Он долго сопротивлялся, и говорил, что не будет хрипеть, а расскажет все нормальным человеческим языком.

ШАПКА - начальная графическая заставка с названием программы. Если театр начинается с вешалки, то передача – с шапки.

ШПИГЕЛЬ - это не только фамилия бывшего тестя Николая Баскова, но и анонс того, что будет в программе дальше. Идет обычно в начале или перед уходом на рекламу.

ЯМА - здание телеканала «Россия» на улице Ямского Поля в Москве. До 1990-ого года (год основания ВГТРК) в нем находилось одно из советских строительных министерств (по другой информации – Главное Управление Лагерей).

CHANNEL №5 - ироничное название «Пятого канала».

YOUTUBE - главный конкурент эфирного ТВ в борьбе за внимание зрителя. На русский можно перевести, как «Ты-левизор».

Адресный план – телевизионные планы, по которым понятно, где происходит событие: указатели населенных пунктов, центральные площади, здания администрации, парки.

Акустика передачи – звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе соответствия акустической перспективы с масштабом изображения.

Анонс – краткое сообщение о материалах, запланированных далее в программе. Выходит, как правило, перед рекламным блоком. Главная цель анонса – не столько проинформировать, сколько заинтриговать зрителя, заставить его оставаться с каналом (программой).

БЗ (без звука) – видеоряд с интершумом, но без закадровой начитки корреспондента. Информационное сообщение, текст которого читает ведущий в студии. Бывает с синхроном(ами) (в этом случае иногда используется аббревиатура БЗСХ) или без него.

Блинцы – фрагменты, короткие отрезки прямой речи нескольких людей, которые идут, как правило, в склейке, подряд.

Бэкграунд (от англ. background – «фон», «задний план»): 1. История, подоплека, подноготная какого-либо события, явления, рассказанная корреспондентом. 2. Происхождение, биографические данные героя программы.

Верстка – сборка воедино всей программы с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого материала и возможного сокращения того или иного материала, необходимости перебивок (заставок).

Ветрозащита – поролоновая насадка на динамический микрофон, предотвращающая задувание микрофона ветром.

ВМЗ (видеомонтажная заметка либо видеомагнитная запись) – малый по хронометражу сюжет, текст которого читает не корреспондент, а сам ведущий. Часть такого сюжета, как правило, перекрыта картинкой. Бывает с синхроном и без него. Иногда в таком случае используют аббревиатуру БЗ. В некоторых редакциях термин ВМЗ употребляют как синоним сюжета («в монтаже и звуке»).

Воздух – свободное пространство над головой объекта в кадре.

Выгородка – декорация эфирной студии.

Драматургия телевизионного произведения предполагает развитие действия, события, показ характера героя или его мысли по четырем стадиям: экспозиция (обоснование темы, интриги); развитие действия, мысли, ведущее к кульминациии, затем к развязке. Драматургия присуща и событийному репортажу.

Закадровый текст (наговор, начитка) – голос корреспондента, звучащий за кадром; корреспондент в видеоизображении отсутствует, его голос «прикрыт» видеорядом с информацией, дополняющей ту, которая содержится в начитке.

Залить – перегнать видеоматериал с кассеты (цифрового носителя) в компьютер.

Интершум – естественный шум съемочной площадки. Записывается (в отличие от синхрона и стенд-апа) обычно на микрофон-«пушку» во время съемок.

Кадр – изображение части пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в каждый данный момент. В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие «кадр» подразумевает и протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры.

Картинка – видеоряд.

Композиция кадра – отбор деталей и предметов и такая их расстановка в рамках кадра, которая позволяет максимально наполнить его визуальной информацией и выразить основную мысль авторов.

Консервы – снятый впрок на случай информационного дефицита (обычно наступает в первую декаду января или летом в разгар отпусков) сюжет.

Копирайт – знак, который выглядит как буква «с», заключенная в круг. И обозначает защиту частной интеллектуальной собственности от незаконного копирования. То есть, ставя этот знак в конце передачи или фильма, вы заявляете свои права.

Ладушки – аплодисменты и прочие виды реакции аудитории в студии. Записываются, как правило, в начале съемок, пока публика еще не устала.

Лайв (Лайф, от англ. live – «живьем») – единица журналистского материала, в которой жизнь показана такой, какая она есть, т.е. с естественным звуком, без закадрового текста и прочих профессиональных ухищрений.

Лайв-ту-тейп (ЛТТ) – особый вид съемки сюжета, когда журналист постоянно находится в кадре и участвует в событиях, о которых рассказывает.

Лид – главная, ведущая новость информационного выпуска.

Линейка – выстроенный по дням недели и времени выхода график эфира программ.

Линия – микрофонный кабель.

Логотип - графический знак, эмблема или символ, используемый телеканалами для повышения узнаваемости и распознаваемости в эфире. Логотип представляет собой название канала, который идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы.

Микроплан – брак при видеомонтаже, при котором во время смены одного плана на другой «проскакивает» короткий план с исходника.

Монтажный лист – план монтажа видеосюжета с тайм-кодами и хронометражем.

Накамерный свет – осветительный прибор, закрепленный на видеокамере.

Нарезка – смонтированная последовательность разрозненных материалов, дающая представление о сути происходящего, либо иллюстрирующая прописанный в сценарии текст.

Нейтральные кадры – видеокадры города, местности, где происходило или происходит событие, о котором повествует видеосюжет.

Ньюсмейкер – человек, являющийся или потенциально способный стать источником новостной информации.

Озвучка – аудиооформление сюжета, программы.

Опрос – общение журналиста со случайно выбранными людьми, где главный инструмент – заранее сформулированный вопрос. Цель опроса – выявить мнение, отношение, осведомленность общей массы населения по той или иной проблеме.

Отбивка – звуковое и графическое отделение одной части выпуска от другой.

Отводка – текст ведущего новостей, завершающий репортаж, закадровый комментарий, либо другой фрагмент программы.

Паркет («Паркетные съемки») – съемка официальных мероприятий, «паркетный сюжет» – сюжет об официальном мероприятии. Визиты, переговоры, заседания, совещания и т. п. То же, что и протокол.

Перебивка – тип кадра, содержащий объекты или детали, которые отсутствуют в предшествующем и последующем кадрах при монтаже непрерывно развивающейся сцены: крупные планы глаз интервьюируемого, рук, часов, микрофона, интерьера и т.д.

Петличка – микрофон, прикрепляемый к одежде.

Пилот – пробный выпуск программы, который снимается для того, чтобы обкатать технологию создания передачи.

Плазма – монитор телевизора, который используется в студии для расположения видеоэлементов или графики, создающих информационный фон для подводок, БЗ, рубрик и других элементов передачи.

План – масштабно-пространственное изображение, привязанное к фигуре человека.

• дальний план (объект и окружающая его обстановка);

• общий (объект в полную величину);

• средний грудной план;

• средний поясной план;

• крупный план (голова человека);

• деталь (например, глаза).

Плашка – электронная подложка под титр.

Подводка – информация ведущего программы, предваряющая видеосюжет.

Поливать – снимать на камеру все подряд в случае, когда съемочная группа является к кому-либо (обычно к чиновнику, не желающему давать комментариев) без предупреждения.

Прямое включение – прямой репортаж с места событий.

Пушка – микрофон, встроенный в камеру.

Ракурс – любой угол (в том числе и прямой), образуемый оптической осью объектива и плоскостью объекта съемки.

Режиссерский сценарий – сценарий с «левым рядом», где помимо журналистского текста есть описание действия, происходящего в кадре. Выполняется в форме таблицы из двух столбцов.

Рендеринг – процесс получения изображения с применением всех наложенных на него эффектов и графических изображений.

Рыба – предварительно собранный и подготовленный журналистский материал, заготовка.

Рэпэраунд – использование интершума в качестве самостоятельного выразительного средства.

Синхрон – синхронный показ лица человека со звуком его голоса или изображение говорящего человека в кадре, фрагмент интервью, комментария героя.

Склейка – соединение двух кадров видеоматериала (или аудиозаписи).

Слаг-лайн – заголовок новости на плашке, передающий ее краткую суть, расположен в нижней трети экрана (не путать с бегущей строкой).

Стендап – та часть сюжета, во время которой корреспондент появляется в кадре.

Сценарная заявка – форма литературного сценария, отображающая основные драматургические элементы материала, хронометраж, рабочее название, место и время съемки.

Тайм-код – цифровые данные о времени, записываемые совместно с изображением и звуком для их последующей синхронизации на отдельных носителях.

Телесуфлер – дисплей, отображающий текст речи или сценария для диктора или актера незаметно для зрителя.

Титр – графическое пояснение личности говорящего (имя, фамилия, должность либо принадлежность к организации), указывается на плашке в нижней трети экрана.

Тракт – это канал, по которому подаются сигналы изображения и звука.

Трактовая репетиция – это канал, по которому подаются сигналы изображения и звука. Трактовая репетиция проводится в студии (либо с места события с использованием ПТС) с использованием всех технических средств, которые будут задействованы в передаче.

Трансфокатор видеокамеры – устройство в объективе, позволяющее изменять в заданных пределах фокусное расстояние (приближение–удаление объекта съемки без изменения положения самой камеры).

Удочка (журавль) – микрофон на длинной штанге.

Ухо – наушник, через который сценарист или шеф-редактор передает нужную информацию ведущему программы.

«Хромокей» – технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции: объект помещается на однотонный цветной фон (как правило, синий или зеленый), который при записи или монтаже заменяется другим изображением.

Хронометраж – продолжительность видеоматериала (аудиозаписи) или законченного журналистского произведения.

Цветокоррекция – внесение изменений в цвет оригинального изображения. При монтаже видео используют цветокоррекцию, в основном для изменения баланса белого.

Шапка – графическая заставка с названием программы.

Шпигель – элемент новостного выпуска, предваряющий его основную часть и представляющий собой заголовки, краткие анонсы основных тем.

таблицы

Наверняка каждый из вас наблюдал, и неоднократно, не совсем понятные не совсем понятные изображения-заставки по окончании телепередач. Во время профилактики их можно встретить даже в дневное время. Что это за "веселые картинки", и для чего они предназначены?

Итак, наиболее популярная в наше время настоечная таблица УИЭТ (универсальная электронная испытательная таблица). Ее мы можем наблюдать, к примеру, на первом канале, когда все спят.

таблицы

На других каналах она бывает безо всяких ЦТ и побледнее.

таблицы

Некоторые телевизоры (в СССР в какое-то время - большинство) не могли ее толком прожевать и показывали в благородной сепии.

таблицы

УИЭТ пришла на смену таблице 0249, которая так же мерзко пищала и так же прекрасно выглядела.

таблицы

А вот таблица EIA

таблицы

Вот мониторная таблица, но это уже, конечно, не то.

таблицы

А вот красивая, от Philips.

таблицы

Еще одна ее разновидность, датская.

таблицы

За границей, где пользуют формат NTSC, популярна халтурная таблица SMPTE, которую стали вводить и у нас.
У телевизионщиков она называется ГЦП (генератор цветных полос, что ли), или, в простонародье, "матрас". Все телеоператоры её используют - в начале кассеты положено прописывать секунд 30 или минуту ГЦП.

таблицы

таблицы

Есть разновидность посложнее

таблицы

таблицы

Любопытное цветовое решение.

таблицы

В Европе таблицы такого рода используются под неблагозвучным названием EBU.

таблицы

А ведь когда-то на Западе искусство настроечной таблицы процветало! Например, вот, изысканная американская "Голова индейца", 1939 год. Своеобразный культурный знак своего времени.

таблицы

Или вот, какая прелесть. Testcard F, Великобритания, телеканал BBC, 1967 год. В 1999 году она стала поярче.

таблицы

До этого у BBC была, например, такая таблица.

таблицы

таблицы

таблицы

таблицы

таблицы

Румыны тоже не отставали.

таблицы

таблицы

Шведы иногда делали свои оригинальные..

таблицы

таблицы

А иногда просто сдирали у британцев.

таблицы

Крутые были у немцев

таблицы

таблицы

таблицы

У чехов скучная.

таблицы

То же самое у Болгарии.

таблицы

У датчан - вообще с циферблатом.

таблицы

таблицы

таблицы

таблицы

таблицы

У испанцев такая миленькая вариация на универсальную тему.

таблицы

таблицы

Вот какой психодел использовали в веселых Нидерландах с 1988 по 1998 гг.

таблицы

Чем-то завораживает и таблица NBC

таблицы

Вот таблица Multiburst, используемая для проверки частотного отклика.

таблицы

В спутниковую эпоху принялись вставлять в них рекламу. Это фу. Настроечную таблицу, и то умудрились испоганить. Показываю только как экспонаты.

таблицы

таблицы

А вот самая первая таблица в мире, образца 1931 года, выпущенная каналом BBC-1. Поражает минимализмом

Читайте также: