Тв канал евроньюс кто хозяин

Опубликовано: 04.12.2021

Похожие статьи


Российские пропагандисты зовут на работу сотрудников запрещенных каналов Медведчука

4 февраля, 2021 , 1:15 пп


Счета «Суспильного» разблокировали

3 июня, 2020 , 1:22 пп


Кредиторы компании Гусинского потребовали от ВГТРК и НТВ миллиарды рублей за телесериалы

12 декабря, 2019 , 3:57 пп

53% акций международного телеканала «Euronews» за 35 миллионов евро приобрел некий Нагиб Савирис (Naguib Sawiris). Таким образом Савирис стал владельцем контрольного пакета акций телеканала. После сделки структура собственности «Euronews» резко меняется. И это не сулит, в частности, российским властям ничего хорошего.

Поговорим обо всем этом подробнее.

Радикальные перемены в структуре собственности «Euronews»

До покупки акций Нагибом Савирисом канал принадлежал консорциуму гл. образом европейских вещателей, шесть из которых контролировали 90% акций телеканала. При том, что до самого последнего времени у «Euronews» был 21 акционер — и это почти сплошь государственные и общественные телевещатели: CT (Чешская республика), CyBC (Кипр), ENTV (Алжир), ERT-NERIT (Греция), ERTT (Тунис), ERTU (Египет), France Télévisions (Франция), Национальная телекомпания Украины (Украина), PBS (Мальта), RAI (Италия), RTBF (Бельгия), RTE (Ирландия), RTP (Португалия), ВГТРК (Россия), RTVSLO (Словения), SNRT (Марокко), SSR (Швейцария), TRT (Турция), TVR (Румыния), TV4 (Швеция) и YLE (Финляндия). Пакет акций у крупнейших акционеров канала еше недавно концентрировался следующим образом: государственный французский вещатель France Télévisions — 23.93%, государственный итальянский RAI — 21.54 %, государственный российский ВГТРК -16,94% и государственный турецкий TRT — 15,70%.

Теперь этой системе приходит конец. Насколько можно понять, хотя Европейский Союз в лице Еврокомиссии и Европарламента будут продолжать тесное сотрудничество с «Euronews», выделяя ему щедрое финансирование, теперь нельзя будет сказать, что «Euronews» будет этаким общественным вещателем Евросоюза. Также можно почти наверняка утверждать, что сделка «Euronews» с Нагибом Савирисом ставит окончательный крест на попытках государственной Всероссийской Государственной телерадиовещательной компании, – акционере этого европейского телеканала, проталкивать через «Euronews», и особенно его русскую редакцию, точку зрения, угодную российским властям.

Британская газета «Гардиан» в этой связи писала в минувшую пятницу, 27 февраля:

«Нагиб Савирис, который получил контрольный пакет акций в европейском новостном канале «Euronews», заявил, что телеканал будет сопротивляться давлению на канал, как со стороны любых репрессивных режимов, так со стороны тех европейских политиков, которые призывают международные западные медиа быть противовесом контролируемому Кремлем (российскому иновещательному) телеканалу Russia Today.

«Новостной канал должен быть открытым окном для всех мнений», — сказал Савирис журналистам в пятницу. И продолжил: «Телеканал может быть успешным только в том случае, если он представляет полную картину. Если же вы решили показывать однобокую картинку, или станете блокировать какую-либо часть из широкого спектра мнений, то вы перестанете быть респектабельным телеканалом, и попросту потеряете доверие».

Исполнительный директор «Euronews» Майкл Петерс (Michael Peters), в свою очередь, добавляет в интервью этой же газете:

«Некоторые политики и общественные деятели из Евросоюза хотели бы, чтобы мы были, своего рода, инструментом мягкой силы, отражая точку зрения европейских структур. Например, у нас есть проблемы с некоторыми европолитиками, которые хотели бы, чтобы русская редакция «Euronews» была отражением европейской пропаганды», — пишет «Гардиан».

Инвестиции Савириса позволят «Euronews» меньше оглядываться на государства-учредители, усилив свою экспансию по всему миру. Майкл Петерс замечает газете «Гардиан» на этот счет: «Пока мы находимся в положении Давида, который борется на конкурентном рынке со множеством более сильных финансово Голиафов, таких как американская CNN или британская BBC. Мы могли бы, конечно, продолжать и дальше быть в таком положении. Но, хотя мы являемся мировыми лидерами в области линейного телевещания, у нас до сих пор не было каких-либо ресурсов, чтобы инвестировать значительные средства в развитие цифровой составляющей. В то же время мы должны это делать, так как конкуренты не дремлют, и вкладывают большие средства в новые вещательные платформы, а конкуренция все обостряется».

В свою очередь Нагиб Савирис заявляет, что он готов вкладывать больше средств в компанию, чтобы помочь осуществить представленный недавно Петерсом план диверсификации, целью которого будет создание новых брендов «Euronews», таких как запуск дочернего проекта «Euronews» — канала «Africannews», а также развитие технологий и продуктов на новых устройствах и в социальных медиа.

Международный спутниково-кабельный телеканал «Euronews» начал вещание в 1993 г., базируясь в Лионе (Франция). Канал был создан по инициативе Европейского вещательного союза (European Broadcasting Union) для трансляции «европейской точки зрения». Первоначально в состав акционеров канала входили исключительно западноевропейские телевещатели, но позднее к ним присоединились национальные государственные и общественные телекомпании России, Украины, Турции, Румынии, ряда арабских стран.

В настоящее время «Euronews» круглосуточно вещает на 13 языках: арабском, английском, французском, немецком, греческом, венгерском, итальянском, персидском, португальском, русском, испанском, турецком и украинском. Польская версия в настоящее время заморожена. На телеканале работает около 400 журналистов. Доступ к «Euronews» имеет почти полмиллиарда домохозяйств в 155 странах мира. Согласно газете «Гардиан», по состоянию на февраль 2015 г., телеканал имеет годовой бюджет в 75 млн. евро, из них 25 млн. евро компании ежегодно выделяет Еврокомиссия для создания программ на разных языках. «Euronews», даже получив в со-собственники частное лицо (Нагиба Савириса), остается полугосударственным телеканалом, а в силу масштабных финансовых вливаний Еврокомиссии и рупором объединенной Европы.

ВГТРК против прихода американцев

Накануне стало известно о покупке 25% акций Euronews американской вещательной компанией NBC Universal. По официальному заявлению Euronews, телекомпания и ее цифровые платформы теперь будут работать под брендом EuronewsNBC. Гендиректор телеканала Микаэль Петерс заверил, что сотрудничество с NBC позволит Euronews "полно воплощать редакционную философию "Всех точек зрения", а также "усилит миссию Euronews обеспечивать людей во всем мире независимой информацией, которой они могут доверять".

"У Euronews была очень тяжелая экономическая ситуация", — пояснил Федоров необходимость привлечения нового акционера. По его словам, тяжелая экономическая ситуация сложилась из-за того, что регулярные лицензионные платежи в бюджет телеканала вносили только две страны – Россия и Швейцария.

"На всех заседаниях в связи с приходом NBC Universal в Euronews я как представитель ВГТРК голосовал против этого слияния. Мы против этого слияния, но мы не блокируем его, понимая финансовое положение Euronews", — подчеркнул Федоров.

По его оценке, сейчас в истории Euronews происходит "отказ от первоначальной идеи, которую Euronews сгенерировала, когда после первой Войны в Заливе европейские страны решили, что они должны видеть мировые события не только глазами американских каналов… но и иметь собственный взгляд на мировые события".

Снижение качества русской команды

Кроме того, одновременно снизилось качество самой русскоязычной команды, посетовал Федоров – из нее ушли трое опытных журналистов. Всего в русской службе Euronews, как и во всех национальных командах, 17 мест. Но в русской службе сейчас целых восемь вакансий.

"По сути сейчас ни одно журналистски заметное имя в русской команде назвать невозможно", — пожаловался Федоров.

Доля самой ВГТРК после допэмиссии акций снизилась с 7,17% до 2,29%. "Наш пакет снизился до 2,29%. Как и у всех остальных общественных вещателей, которые до прихода (Нагиба) Савириса (в состав акционеров в 2015 году) обладали всеми акциями Euronews", — сообщил Федоров.

"Влияние России и всех остальных общественных вещателей на практику деятельности Euronews лишь сокращается пропорционально сокращению их пакетов", — посетовал он.

Некоторые вещатели могут выйти из проекта

Представитель ВГТРК не исключил, что некоторые общественные вещатели, являющиеся акционерами Euronews, захотят продать свои пакеты.

"Возможно, акции будут продаваться, потому что некоторые из акционеров Euronews подумывают о том, чтобы выйти вообще", — рассказал Федоров. В частности, "такие настроения есть у турецких акционеров, которые недовольны в целом тем, как Euronews освещает происходящее в Турции", — утверждает он.

Что касается планов самой ВГТРК об участии в проекте, то у нее "свободны руки для принятия любого решения", заметил Федоров.

Американцы получили ключ в мировое пространство

По его словам, выбор на NBC пал потому, что Euronews хочет создать англоязычный "флагманский канал с утренними шоу, с нормальными ведущими – то есть нормальный международный канал". "Все технологии, все наработки… Euronews сам бы не смог быстро сгенерировать. Поэтому возникла идея поискать партнера", — рассказал Федоров.

Сам же NBC заинтересован в европейском рынке, считает он. "NBC Universal теперь станет действительно всемирным, международным. Euronews для NBC стал ключом в мировое информационное пространство", — отметил Федоров.

Кроме того, как считает представитель ВГТРК, интерес NBC к Euronews вызван популярностью этого телеканала среди русскоязычных зрителей, а также "участие России в Euronews и наше распространение (сигнала)". "Русская часть Euronews, по словам (гендиректора) Микаэля Петерса, это 50% стоимости телеканала из-за размера русскоязычной аудитории, которая в потенциале составляет почти 300 миллионов человек — 150 миллионов это жители России и 150 миллионов – те, кто понимают русский язык… СНГ, Балтия и даже Германия, где по ряду данных на русском языке Euronews смотрят значительно больше граждан Германии, чем на немецком", — привел пример он.

Что касается организационных изменений, то, по словам Федорова, теперь вводится 12 различных языковых версий телеканала, которые могут отличаться сюжетами, тогда как раньше была единая версия, которая лишь переводилась на различные языки.

Отношения NBC и основного акционера

В 2015 году также путем допэмиссии основным акционером и инвестором телеканала стал египетский бизнесмен Нагиб Савирис. До 2017 года ему принадлежали 53% акций Euronews. По словам Федорова, пакет Савириса после новой допэмиссии также снизился – до 51%. "И за эти два процента (он) получил солидную сумму, но при этом у него на руках остался блокирующий пакет", — рассказал Федоров, утвердительно ответив на вопрос о том, идет ли речь о миллионах долларов.

По оценке Федорова, Савирис как основной акционер не возражал против прихода NBC. "Он ни в коей мере не возражал против прихода американцев. Савирис бизнесмен, для него приход NBC Universal лишь расширяет его возможности как бизнесмена. Он – главный акционер в структуре, где второй младший акционер – крупнейшая американская компания. Он прекрасно осознает, что в редакционной политике произойдут перемены, но, как я его понимаю, он этого не сильно опасается", — пояснил представитель ВГТРК.

Euronews под арестом

Cреди активов, арестованных за границей по искам бывших акционеров ЮКОСа, есть и принадлежащие ВГТРК 7,5% акций французской Euronews S.A., управляющей одноименным телеканалом, рассказал РБК российский федеральный чиновник. В пресс-службе ВГТРК подтвердили эту информацию.

Французская Euronews S.A. управляет одноименным телеканалом, запущенным в 1993 году и сейчас вещающим круглосуточно на 13 языках, в том числе и на русском. Программы Euronews, по его собственным данным, доступны 425 млн домохозяйств в 158 странах.

Представитель Euronews Софи Буржен не смогла прокомментировать запрос РБК. Директор GML (бывшая Group Menatep Ltd) Тим Осборн, представляющий интересы бывших акционеров ЮКОСа, в среду был недоступен для комментариев.

Наложенный на принадлежащие российскому госхолдингу акции арест никак не повлиял на деятельность ни Euronews, ни ВГТРК, утверждает источник, близкий к французскому вещателю. Но партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков отмечает, что арест активов означает «как минимум невозможность распоряжаться этими акциями, то есть отчуждать их, передавать право собственности». «Остальное зависит от решения суда: арест может также означать запрет передавать акции в залог, голосовать ими, получать по ним дивиденды и так далее», — поясняет Рачков. Юрист уточняет, что арест достаточно легко наложить, но его можно попытаться опротестовать.

Какими бы ни были детали судебного решения, на дивиденды акционеры Euronews и так не могли рассчитывать. По данным французской системы раскрытия информации о компаниях, в 2014 году чистый убыток вещателя достиг почти €10,5 млн при выручке €51 млн. В 2013 году Euronews заработала €1,1 млн чистой прибыли при выручке почти €52,5 млн. В отчетности одного из акционеров канала France Television указано, что убыток компании от участия в Euronews в 2014 году составил €1,8 млн против €0,2 млн прибыли в 2013 году.

Не для российской аудитории

ВГТРК стала акционером Euronews в 2001 году, купив 1,8% акций компании. Газета «Коммерсантъ» тогда оценивала сделку в $250 тыс. В том же году программы Euronews стали транслироваться в России. В 2004 году доля ВГТРК в Euronews выросла до 16%. На увеличение своего пакета российский госхолдинг потратил около €3,5 млн, писал «Коммерсантъ».

«Появление европейского информационного канала в стране — это целесообразное, необходимое для сегодняшней России решение. Россия стала важной информационной составляющей Европы. Теперь все мои коллеги — руководители телерадиокорпораций — могут сверяться, соглашаясь или нет, с новостями, переданными из Лиона», — говорил «Коммерсанту» после заключения сделки в 2001 году гендиректор ВГТРК Олег Добродеев.

До июля этого года акционерами Euronews помимо ВГТРК были еще 19 общественных или государственных телерадиокомпаний Европы и Северной Африки, а также местные власти трех французских регионов — города Лион, департамента Рона и региона Рона-Альпы. Крупнейшим акционером была France Television с пакетом почти 23%. Но летом этого года 53% в Euronews получила Media Globe Networks египетского миллиардера Нагиба Савириса. За право контроля Савирис вложил в капитал Euronews €35 млн. Доли прежних владельцев пропорционально снизились. Пакет ВГТРК сейчас составляет около 7,5%.

Сейчас главный управляющий орган Euronews — наблюдательный совет из 15 членов, который возглавляет Нагиб Савирис. У ВГТРК есть одно место в совете, его занимает руководитель дирекции между народных отношений холдинга Петр Федоров, указано на сайте Euronews. Наблюдательному совету подотчетен исполнительный совет, который состоит из гендиректора Майкла Питерса и редакционного директора Люcиана Сарба. Этот совет ставит задачи управляющему комитету, в который наряду с Питерсом и Сарбом входят еще восемь топ-менеджеров Euronews. Семь из десяти членов управляющего комитета, в том числе гендиректор, номинируются телерадикомпаниями — акционерами канала.

В России распространением программ Euronews занимается специальная структура ВГТРК — Европейская вещательная компания. У нее заключено лицензионное соглашение с Euronews S.A. на ретрансляцию в России, и ей принадлежит лицензия на вещание в Москве на 34-й телевизионной частоте. Кроме того, как указано в отчетности компании, у нее заключены договоры на распространение программ Euronews не менее чем со 120 кабельными и спутниковыми операторами.

Аудитория Euronews в России крайне мала. В своей целевой аудитории — зрители старше 18 лет — ее среднесуточная доля в январе—июне равнялась, по данным TNS Russia, лишь 0,2%.

Выручка Европейской вещательной компании по РСБУ в 2014 году составила 140,7 млн руб. (около €2,8 млн по среднему курсу ЦБ за прошлый год), чистая прибыль — 68,6 тыс. руб. (€1,3 тыс.).

Французский след

Об аресте российских активов за рубежом стало известно в середине июня. В частности, во Франции был наложен арест на банковские счета международного информационного агентства «Россия сегодня». Кроме того, сообщалось, что в Париже было арестовано принадлежащее ФГУП «Госзагрансобственность» здание, в котором располагается местный офис агентства. На работе «Россия сегодня» это никак не сказалось, уточняла тогда пресс-служба агентства. Позже стало известно, что счета агентства были разблокированы. Кроме того, сообщалось, что некие предписания от местных властей во Франции получили корпункты ТАСС и ВГТРК. Суть этих предписаний не уточнялась.

Арест российских активов за рубежом возможен в связи с принудительным исполнением решения Постоянного третейского суда в Гааге. В июле 2014 года он обязал Россию вы​платить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд в качестве компенсации за фактическую экспроприацию нефтекомпании. Россия это решение не признала.

ВГТРК против прихода американцев

Накануне стало известно о покупке 25% акций Euronews американской вещательной компанией NBC Universal. По официальному заявлению Euronews, телекомпания и ее цифровые платформы теперь будут работать под брендом EuronewsNBC. Гендиректор телеканала Микаэль Петерс заверил, что сотрудничество с NBC позволит Euronews "полно воплощать редакционную философию "Всех точек зрения", а также "усилит миссию Euronews обеспечивать людей во всем мире независимой информацией, которой они могут доверять".

"У Euronews была очень тяжелая экономическая ситуация", — пояснил Федоров необходимость привлечения нового акционера. По его словам, тяжелая экономическая ситуация сложилась из-за того, что регулярные лицензионные платежи в бюджет телеканала вносили только две страны – Россия и Швейцария.

"На всех заседаниях в связи с приходом NBC Universal в Euronews я как представитель ВГТРК голосовал против этого слияния. Мы против этого слияния, но мы не блокируем его, понимая финансовое положение Euronews", — подчеркнул Федоров.

По его оценке, сейчас в истории Euronews происходит "отказ от первоначальной идеи, которую Euronews сгенерировала, когда после первой Войны в Заливе европейские страны решили, что они должны видеть мировые события не только глазами американских каналов… но и иметь собственный взгляд на мировые события".

Снижение качества русской команды

Кроме того, одновременно снизилось качество самой русскоязычной команды, посетовал Федоров – из нее ушли трое опытных журналистов. Всего в русской службе Euronews, как и во всех национальных командах, 17 мест. Но в русской службе сейчас целых восемь вакансий.

"По сути сейчас ни одно журналистски заметное имя в русской команде назвать невозможно", — пожаловался Федоров.

Доля самой ВГТРК после допэмиссии акций снизилась с 7,17% до 2,29%. "Наш пакет снизился до 2,29%. Как и у всех остальных общественных вещателей, которые до прихода (Нагиба) Савириса (в состав акционеров в 2015 году) обладали всеми акциями Euronews", — сообщил Федоров.

"Влияние России и всех остальных общественных вещателей на практику деятельности Euronews лишь сокращается пропорционально сокращению их пакетов", — посетовал он.

Некоторые вещатели могут выйти из проекта

Представитель ВГТРК не исключил, что некоторые общественные вещатели, являющиеся акционерами Euronews, захотят продать свои пакеты.

"Возможно, акции будут продаваться, потому что некоторые из акционеров Euronews подумывают о том, чтобы выйти вообще", — рассказал Федоров. В частности, "такие настроения есть у турецких акционеров, которые недовольны в целом тем, как Euronews освещает происходящее в Турции", — утверждает он.

Что касается планов самой ВГТРК об участии в проекте, то у нее "свободны руки для принятия любого решения", заметил Федоров.

Американцы получили ключ в мировое пространство

По его словам, выбор на NBC пал потому, что Euronews хочет создать англоязычный "флагманский канал с утренними шоу, с нормальными ведущими – то есть нормальный международный канал". "Все технологии, все наработки… Euronews сам бы не смог быстро сгенерировать. Поэтому возникла идея поискать партнера", — рассказал Федоров.

Сам же NBC заинтересован в европейском рынке, считает он. "NBC Universal теперь станет действительно всемирным, международным. Euronews для NBC стал ключом в мировое информационное пространство", — отметил Федоров.

Кроме того, как считает представитель ВГТРК, интерес NBC к Euronews вызван популярностью этого телеканала среди русскоязычных зрителей, а также "участие России в Euronews и наше распространение (сигнала)". "Русская часть Euronews, по словам (гендиректора) Микаэля Петерса, это 50% стоимости телеканала из-за размера русскоязычной аудитории, которая в потенциале составляет почти 300 миллионов человек — 150 миллионов это жители России и 150 миллионов – те, кто понимают русский язык… СНГ, Балтия и даже Германия, где по ряду данных на русском языке Euronews смотрят значительно больше граждан Германии, чем на немецком", — привел пример он.

Что касается организационных изменений, то, по словам Федорова, теперь вводится 12 различных языковых версий телеканала, которые могут отличаться сюжетами, тогда как раньше была единая версия, которая лишь переводилась на различные языки.

Отношения NBC и основного акционера

В 2015 году также путем допэмиссии основным акционером и инвестором телеканала стал египетский бизнесмен Нагиб Савирис. До 2017 года ему принадлежали 53% акций Euronews. По словам Федорова, пакет Савириса после новой допэмиссии также снизился – до 51%. "И за эти два процента (он) получил солидную сумму, но при этом у него на руках остался блокирующий пакет", — рассказал Федоров, утвердительно ответив на вопрос о том, идет ли речь о миллионах долларов.

По оценке Федорова, Савирис как основной акционер не возражал против прихода NBC. "Он ни в коей мере не возражал против прихода американцев. Савирис бизнесмен, для него приход NBC Universal лишь расширяет его возможности как бизнесмена. Он – главный акционер в структуре, где второй младший акционер – крупнейшая американская компания. Он прекрасно осознает, что в редакционной политике произойдут перемены, но, как я его понимаю, он этого не сильно опасается", — пояснил представитель ВГТРК.

Что общего между Ковальчуком, Ротенбергами и Шерлоком Холмсом? Битва за «первую кнопку»

На голубом глазу: кто они, повелители телеэфира России и Татарстана
Фото: rus2web.ru

«Реальное время» проанализировало сведения о владельцах крупнейших каналов в России, Татарстане и в российских городах-миллионниках. Телерынок России принадлежит крупным медиагруппам, в том числе «Газпрома». Татарстанские каналы почти полностью поделены между «Татмедиа» и главой «Эфира» Андреем Григорьевым. В российских миллионниках же каналами владеют или люди из мэрии, или крупный бизнес.

Скандальное начало года для Первого канала

Тем не менее петицию подписали более 160 тысяч человек. Однако позже автор петиции извинился перед Аллой Пугачевой. Шоу именно с ее участием особенно сильно подверглось критике.

Буквально через несколько дней после этого в открытом доступе в сети оказалась заключительная серия четвертого сезона популярного сериала «Шерлок» в озвучке Первого канала. Премьера должна была состояться лишь через два дня. Источником «слива» оказался один из сотрудников Первого канала.

Эти факты натолкнули представителей некоторых СМИ на теорию о том, что эти события — не что иное, как спланированная атака на Константина Эрнста, гендиректора Первого канала. Журналисты предположили, что в основе атаки — конфликт между Аркадием Ротенбергом и Юрием Ковальчуком, владеющим контрольным пакетом канала.

На фоне всей этой запутанной и политизированной истории «Реальное время» решило выяснить, кто владеет российскими телеканалами.


Блок-пакет Первого канала — у «Национальной медиа группы» Юрия Ковальчука. Фото fb.ru

Мы поделили эфир: Абрамович, «СОГАЗ» и НМГ

Главный российский канал — Первый канал — переживший за последние два десятилетия целую череду владельцев и руководителей, теперь работает под юридическим лицом АО «Первый канал».

За вывеской «Национальная медиа группа» (НМГ), если верить официальному сайту компании, скрывается объединение медийных активов «металлургического короля» Алексея Мордашова («Северсталь»), попавшего под санкции банка «Россия» Юрия Ковальчука, загадочного и богатого представителя российского ТЭК ОАО «Сургутнефтегаз» и страховой группы «СОГАЗ» (дочерняя компания «Газпрома»).

Юридическое лицо канала — ООО «Акцепт». Доля медиа группы составляет здесь 82%, а оставшиеся 18% принадлежат АО «СОГАЗ Тауэр» (как и следовало предполагать — стопроцентная дочка АО «СОГАЗ»).

В числе медиаактивов «Национальной Медиа Группы» также «Пятый канал» (72,4%), «Русская служба новостей» (100%), газеты «Известия» (98,32%), «Спорт Экспресс» (75%) и «Metro-Петербург» (100%). Кроме того, НМГ принадлежит совместно с Discovery Communications компания «Медиа Альянс», которая управляет российскими версиями каналов Discovery и Eurosport.

В портфеле газового монополиста

Понятно, что особняком стоит государственный холдинг ВГТРК, который контролирует целое семейство различных телеканалов. Среди них и два из самых популярных российских телеканала — «Россия 1» и «Россия 24».


НТВ сейчас принадлежит на 86% АО «Газпром-Медиа Холдинг». Фото mediasat.info

В числе других активов «Газпром-Медиа Холдинг» — развлекательные каналы «ТНТ», «ТНТ4», «ТВ 3», «Пятница», «2х2», спортивные телеканалы «Матч», радиостанции «Авторадио», «Детское радио», Comedy Radio, Like FM, Relax FM, радио «Романтика», NRJ, «Эхо Москвы», «Юмор ФМ», журналы «Семь дней ТВ-Программа», «Караван историй». Помимо этого, «Газпром Медиа» владеет продюсерскими компаниями Comedy Club Production, Good Story Media, дистрибьюторами Central Partnership и Red Media, интернет-сервисами 101.ru, Rutube, Now.ru, Zoomby, vokrug.tv, оператором спутникового телевидения «НТВ Плюс».

«Дождь» жены Винокурова и «Звезда» Минобороны

Шестой по цитируемости телеканал России — это «Дождь» (ООО «Телеканал Дождь») принадлежит на 95% Наталье Синдеевой, на 5% — Вере Кричевской. Синдеева также является одним из создателей и совладельцем радиостанции «Серебряный Дождь», а также других проектов, входящих в медиахолдинг «Дождь» — это, в частности, журнал «Большой город» (ранее принадлежал издательскому дому «Афиша») и сайт Republic (бывший портал Slon.ru).

Отметим, что инвестором всех проектов называется Александр Винокуров, один из основателей компании «КИТ Финанс» — муж Синдеевой. Второй учредитель «Дождя» — Вера Кричевская, журналист и телережиссер. Известна тем, что была режиссером программы «Антропология» с Дмитрием Дибровым на НТВ, продюсером проекта «Свобода слова» с Савиком Шустером (сначала на НТВ, затем запускала проект на украинском ICTV). Также запускала проект «Гражданин поэт» с Михаилом Ефремовым на «Дожде».


Наталья Синдеева и Александр Винокуров. Фото Петра Антонова (forbes.ru)

Седьмое место по индексу цитируемости занимает телеканал «Звезда». Юридическое лицо канала — ОАО «ТРК ВС РФ «Звезда». Собственник на 99,99% — ОАО «ТК Красная Звезда», на 100% принадлежащее «дочке» Минобороны, АО «Красная звезда». Еще 0,01% телеканала Министерство обороны владеет напрямую.

Девятый по цитируемости канал России — «ТВ Центр» — работает под одноименным юрлицом (в форме акционерного общества). Со времен Юрия Лужкова канал является главным рупором столичной мэрии Москвы. Мало что изменилось и сейчас.

Данные о владельцах варьируются в зависимости от источника информации. В частности, сама компания раскрывает собственника только 21,02% — это АО «ЦТК» («Центральная топливная компания»). По данным Росстата, этой компании принадлежит лишь 18,21% акций. Еще 0,47% принадлежит АО «Промторгцентр», а 81,32% — ГКУ «Департамент городского имущества города Москвы». АО «ЦТК», согласно данным ЕГРЮЛ, принадлежит на 16,02% все тому же Департаменту имущества Москвы, а «Промторгцентр» — Андрею Рябову и Николаю Михайлову.

Замыкает десятку самых цитируемых каналов европейский телеканал Euronews. Еще в 2004 году сообщалось, что одним из владельцев акций канала стала ВГТРК. Она получила 16% акций Euronews. Среди других владельцев телекомпании — France Televisions, итальянский RAI, турецкий TRT, швейцарской SSR.

Татарстан: 16 государственных районных каналов

Так, из них почти два десятка, даже по названию видно, вещают не в Казани. К примеру, «Эфир Чистополь», «Бавлинское телевидение и радио», «Чаллы-ТВ» и другие. 16 каналов зарегистрированы по одному адресу — ул. Академическая, 2. Объясняется это легко: по этому адресу зарегистрировано юрлицо собственника — АО «Татмедиа». Соответственно, учредитель у них у всех один — республика (Минземимущество Татарстана, если быть точнее). В списке каналов — большинство «районных вкладок» к федеральным каналам, каналу «Татарстан-Новый век» или «Татарстан-24».

Особняком стоит телеканал «Татарстан-24», который стал совместным детищем казанского частного медиамагната Андрея Григорьева (ООО «УК «Эфир») и «Татмедиа». Он объединил «эфировцев» и команду почившего «КЗН». Именно на этот совместный проект татарстанские власти возлагают большие надежды.


Андрей Григорьев — учредитель девяти каналов. Фото efir24.tv

Девять «Эфиров» Андрея Парамоновича

Если же говорить об Андрее Григорьеве, то, согласно открытым данным, он учредитель девяти каналов. Основной из них — это, собственно, телекомпания «Эфир», частично ретранслирующая «Рен ТВ», и все ее региональные юрлица в Набережных Челнах, Нижнекамске, Лениногорске, Бугульме, Чистополе и Альметьевске. Во всех этих юрлицах Андрею Григорьеву принадлежит 97,23%. Среди оставшихся миноритариев — Григорьев-младший и Ильшат Аминов, работавший с основателем «Эфира» еще до прихода на ТНВ. Кроме того, Андрею Григорьеву полностью принадлежит телеканал «Эфир-24 Релакс», а ООО «УК «Эфир» на 31,58% — телекомпания «Луч-Альметьевск». Оставшиеся доли — у ООО «Менеджмент Плюс» (63,16%), Алексея Баганова (2,63%), Алексея Соболева (2,63%).

Григорьев, кроме того, владеет 50% в ООО «Эфир-транзит», 34% в ООО «ЦРТ «Столица», 50% в ООО «Радиотелеком», 25% в ООО «ДТВ-Казань», 76% в ООО «ЧОП «Рубеж-Эфир». Всего он является учредителем в 33 компаниях и директором в ООО «Рент» (занимается сдачей внаем недвижимого имущества, зарегистрирована на Гладилова, 17).

Как челнинский строитель оказался медиа-магнатом

Три канала — у Ильнара Гайсина. Ему принадлежат на 26% три челнинских канала — «СТВ», «Рен ТВ-Набережные Челны», «Челны-24». Все три канала представлены одним юрлицом — ООО «ИнтерТелеКом». Еще 19% владеет Галина Ханмурзина, по 18,5% имеют Абдулхак Батюшов, Юрий Горбунов и Мария Егошина. Компания основана в 2002 году.

Всего Ильнар Гайсин владеет 17 строительными компаниями. Но основой его империи является ООО «Евростиль». Она занимается строительством завода кабин для совместного предприятия «Даймлер Камаз Рус», а также здания БСМП, Ледового дворца, здания бизнес-центра 2.18 в Набережных Челнах, а также челнинского IT-парка. Также «Евростиль» строило по заказу ГИСУ здание школы в Набережных Челнах. По поводу этого заказа активист Иван Климов в сентябре 2016 года подавал жалобу: школа начала строиться еще до публикации тендера.

Что касается директора и одного из учредителей «ИнтерТелеКома» — Абдулхака Батюшова, то он является учредителем и директором также в ООО «Радио Менделеевск» (бывшее ООО «Элком»), а также председателем совета в челнинском территориальном отделении Республиканского общественного движения «Татарстан-Новый Век». Возглавляет он и еще две компании — ООО «Трио плюс» и «Современные технологии», в которых также является и учредителем с долями в 18,5%. Основные доли принадлежат Ильнару Гайсину.

Батюшов — депутат Горсовета Набережных Челнов, член партии «Единая Россия». На сайте местного отделения партии говорится, что он по сей день является гендиректором холдинга «СТВ-Медиа».

Отметим, Абдулхак Батюшов — один из наиболее известных медиа-менеджеров в Набережных Челнах. До 2001 года он был директором в муниципальном «Чаллы ТВ», однако позже ушел со своей должности из-за конфликта с бывшим мэром города Хамадеевым. В 2002 году он зарегистрировал «ИнтерТелеКом», а в 2004 году началось вещание телеканала. На данный момент в активах «ИнтерТелеКома» (холдинг «СТВ-Медиа») — челнинские версии «Рен-ТВ» и «Пятого канала», а также «Авторадио», NRJ, «Юмор ФМ», «Радио 7», «Радио Дача» и Comedy Radio.


Абдулхак Батюшов — один из наиболее известных медиа-менеджеров в Набережных Челнах. Фото nabchelny.ru

Телемагнаты, но маленькие

Больше трети пакета двух альметьевских каналов, работающих под одним юрлицом (ООО «Радиотелекомпания Альметьевска») — «Видео Сет» и «РТКА» принадлежат Лидии Масловой. Возглавляет ООО «РТКА», к слову, Геннадий Маслов. Они вместе с Лидией владеют также еще одним местным каналом — ООО «Вега-ТВ-Альметьевск». Как удалось узнать из открытых источников, Геннадий Маслов является директором местных филиалов «Авторадио», NRJ и «Юмор ФМ».

Что же касается других владельцев РТКА, то 25% принадлежат Ирине Самойловой, 20% — Марине Стреловой, по 10% — Александру Панюте и Ахмату Салимову.

Челнинское ООО «ТВ-7» занимается ретрансляцией двух каналов «Семь ТВ» и «Ру.ТВ». Компания в равных долях принадлежит Эльзе Кабировой (также возглавляет ООО «Радио рекорд», ООО «Гугл.Про», ООО «Бюро добрых услуг», ООО «Челны-Телеком») и Фанзиле Полевой.

Еще два канала — «ЧТЦ» и «ЧТЦ-Плюс» — зарегистрированы на ООО «Телерадиокомпания ЧТЦ» из Чистополя. 40% компании — у Рафгата Камалова, 20% — у Гульнары Хамаевой, по 10% — у Артура, Ильдара, Заудата, Артура и Альберта Камаловых. Интересно, что Альберту Камалову принадлежит еще и 27% ТРК «Эфир 12 канал» из Чистополя. Канал ретранслирует «Рен-ТВ», еще по 27% — у Хамзи Кашапова, 26% — у Андрея Михеева, 20% — у Рафгата Камалова. Интересно, что в 2012 году между владельцами ТРК «Эфир 12 канал» разгорелся конфликт — Кашапов провел внеочередное собрание акционеров и передал имущество компании себе в доверительное управление.

Крупному федеральному холдингу — ООО «СТС Холдингз» — принадлежат два канала. Это — «Че» и, собственно, «Первый развлекательный СТС». Оба канала работают под юрлицом ЗАО «Канал 6», зарегистрированы в Казани, на Гладилова, 34. Еще 29,98% компании принадлежит АО «СТС», а 21,04% — АО «СТС-Регион». Холдинг владеет каналами «СТС», «Домашний», «Че».

«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана.

Кроме того, в подобие холдинга «затесался» и исполком Бугульминского района. Он является единоличным учредителем двух каналов — «51 МТВ» (МУП «МТВ») и «Елабужской службы новостей» (Автономное учреждение Елабужского муниципального района «Елабужская служба новостей»).


«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана. Фото Максима Платонова

По одному каналу

Остальные татарстанские каналы принадлежат не холдингам, а отдельным физическим и юридическим лицам. К примеру, «Ю-ТВ» (юрлицо — ООО «Информационные системы плюс») принадлежат Габдулгазизу и Фарузе Бикмуллиным (27% и 24%), Вячеславу Долгополову (23%), Николаю Корчагину (2%) и АО «ТВ-Сервис» (24% — холдингу также принадлежат Муз-ТВ, превратившийся в кабельный канал, «Домашний», «Че», канал Disney). Отметим, что существует также компания «Информационные системы», председателем совета директоров которой является Марат Габдулгазизович Бикмуллин, депутат Казанской городской думы. Отметим, что он же является основателем «БИМ-Радио». Нынешний глава радиостанции, Вячеслав Долгополов, на 100% владеет кабельным музыкально-развлекательным телеканалом «БИМ-ТВ».

Свой канал есть и у Казанского федерального университета. Представлен он юрлицом самого вуза, соответственно, учредителем можно считать Министерство образования и науки России.

Из каналов с полностью своей сеткой вещания можно выделить еще «Первый городской канал» и «Татарский музыкальный телеканал Майдан». «Первый городской» в Казани учрежден Максимом Солодянкиным (50%), Вадимом Скопиным (33,33%), Владимиром Суворовым (16,67%).

«Татарский музыкальный телеканал Майдан» учрежден Русланом Халиловым (51%), Дамиром Давлетшиным (37%), Эдуардом Утягановым (12%).

Остальные каналы, а их 11 штук, представляют собой районные «вкладки» в трансляции федеральных каналов. Отметить здесь можно нижнекамский телеканал «Нефтехим», учредителем которого является ПАО «Нижнекамскнефтехим», и альметьевский канал «Алма» — его учредил сын Шафагата Тахаутдинова, бывшего главы «Татнефти» — Рустем Тахаутдинов.

Среди оставшихся каналов больше всего расположено в Альметьевске: это «Семейное ТВ-Альметьевск» (принадлежит Валентине Зиновьевой), «Гамбит» (владелец Василий Ипатьев), «Реком TV» (владелец Ринат Миргалиев), «Регион-ТВ» (принадлежит Анисе Ямалиевой).

Еще два канала базируются в Елабуге — это «Домашний-Елабуга» (принадлежит Николаю Гордееву и Марату Мухамедзянову) и «ТНТ Елабуга» (принадлежит Александру Козлову). Кроме того, еще по одному каналу базируются в Азнакаево («Азнакаевское радио и телевидение» Илькама Газизянова, Марата Басариева, Наиля Исхакова, Рамиля Исламова, Игоря Родионова, Нияза Хамзина и Фархата Юсупова), Уруссу («КТВ-Уруссу» Александра Кощиенко) и Бавлах («ТВ-Фортуна» Ришата Юнусова, Ольги Ляминой, Рашита Самарханова).

Российские миллионники: местный крупный бизнес и чиновники мэрии

Отметим, что саму телекомпанию «Рифей-Пермь» относят к активам бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова, Бодров называется близким к Чиркунову депутатом. Чиркунов же, по данным «Коммерсанта», являлся владельцем сети «СемьЯ», однако в феврале 2015 года передал свою долю новым собственникам, впрочем, по-прежнему близким к экс-губернатору.


Телекомпанию «Рифей-Пермь» относят к активам бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Фото medialeaks.ru

Третий региональный телеканал, занимающий место в своем регионе выше ВГТРК — красноярский «ТВК». Рейтинг канала 1,6%, аудитория составляет 16 тысяч человек. Юридическое лицо компании — ООО «Красноярское информационное телевидение (ТВК-6 канал)». Компания принадлежит двум юрлицам — на 64% ООО «Акции» и на 35% ООО «Фор Медиа». «Акции» принадлежат с равными долями Марине Добровольской, Вадиму Вострову и Наталье Клюкиной. «Форм Медиа» принадлежит Павлу Езубову (через АО «Тензор» и ООО «Полярон»). Последняя компания, по данным РБК, ранее принадлежала «Базэлу» Олега Дерипаски, а Езубов называется сыном депутата Госдумы от «Единой России» Алексея Езубова — брата матери Дерипаски. Компания управляет теле- и радиостанциями также в Братске, Новосибирске, Иркутске, Абакане, Саяногорске и Нижнем Новгороде.Что касается первой компании,– то единственным человеком из состава учредителей, участвующим в других компаниях, является Вадим Востров — бывший директор «ТВК-6 Канал», в 2001—2006 годах он был депутатом Заксобрания Красноярского края.

Для Life 78, впрочем, наступили тяжелые времена. В середине января, в частности, стало известно, что канал прекратит вещание с 1 февраля. При этом, по данным агентства FlashNord, уже было уволено около 70—80% из почти полутысячи сотрудников. При этом в середине 2016 года News Media потерял контроль над газетой «Известия» — «Национальная медиа группа» не продлила договор с компанией Габрелянова, а в конце 2015 года сообщалось о сокращении трети сотрудников в News Media в связи с тяжелой финансовой ситуацией в стране и кризисом на рекламном рынке.


В середине января стало известно, что Life 78 прекратит вещание с 1 февраля. Фото pantv.livejournal.com

Читайте также: