Обязаны ли кабельное телевидение предоставлять бесплатные каналы

Опубликовано: 22.04.2024

29 октября вступают в силу поправки в Закон "О связи", в соответствии с которыми россияне гарантированно смогут бесплатно получать 8 каналов, даже в том случае, если смотрят их через кабельную сеть. Это каналы так называемого первого мультиплекса (эфирного цифрового пакета обязательных программ): Первый канал, РТР, НТВ, 5-й канал, Россия К, Спорт, Российский информационный канал, Детско-юношеский канал и три радиоканала.

Таким образом, трансляция каналов первого мультиплекса превращается из услуги в обязанность и становится условием лицензирования кабельных операторов. Это дополнительное условие для получения лицензии.

Как отметила в своем выступлении на форуме "Инвестиции в цифру. Правовые аспекты" заместитель директора правового департамента минкомсвязи Наталья Ромашова, реализация поправок к Закону "О связи" призвана обеспечить возможность получения социально значимых программ для всех российских граждан. Кроме того, установлен механизм их вещания: в соответствии с указом президента, первый мультиплекс должен быть доступен и бесплатен независимо от типа вещания.

При этом Наталья Ромашова признала, что в связи с возникшими противоречиями и неопределенностями министерство получило много замечаний и предложений от коммерческих и государственных структур, включая Роскомнадзор, по вопросу внесения поправок в различные подзаконные акты.

- Мы хотим четко определить, что относится к услугам связи по возмездному договору: доступ к сети связи оператора, предоставление абонентской линии и доставка каналов, за исключением общедоступных каналов. Мы хотим закрепить это в подзаконных актах, - сказала Ромашова.

По ее словам, минкомсвязь уже приступило к подготовке подзаконных актов, подготовленных с учетом рекомендаций операторов связи. Разрабатываемые акты призваны решить ряд важных задач. Среди них - определить, что такое услуги связи для абонента, и при каких условиях операторы обязаны предоставлять услуги. Условия должны быть закреплены в абонентском договоре.

Трактовка закона, которая устроила бы операторов, состоит в том, что за доступ к абонентской линии и ее техническое обслуживание абонент должен платить, а бесплатной должна быть именно трансляция каналов первого мультиплекса, однако никакие законодательные нормы такое разделение услуг связи не предполагают.

Если правило формирования отдельного бесплатного пакета телеканалов будет прописано в подзаконных актах, у потребителя появится возможность пользоваться инфраструктурой оператора, не платя никакой абонентской платы.

- Считаю, что от термина "бесплатность" надо защищаться уже сейчас, иначе завтра нам навяжут еще два бесплатных мультиплекса, - говорит генеральный директор "Комстар-регионов" Виктор Кореш.

- Введение обязанности распространять бесплатные каналы несет риск для оператора в части налоговых последствий, - полагает директор юридического департамента "Национальных кабельных сетей" Марина Дозорцева. - Для того чтобы их избежать, необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс. В частности, закрепить в нем возможность для оператора оказывать услуги бесплатно.

По мнению президента компании "Акадо" Михаила Силина, главные риски заключаются в формулировке того, что операторы должны "бесплатно" транслировать общедоступные теле- и радиоканалы. Как это бесплатно, если операторы сами платят за техническое обслуживание сетей, за электроэнергию и аренду помещений. Видимо, подразумевается, что абоненты все-таки должны за это платить. Источником дохода для оператора может стать плата за технический сервис сети. Кроме того, каналы первого мультиплекса могут быть включены в платный пакет, так как в законе не прописано, что оператор обязан формировать отдельный пакет для общедоступных каналов.

По мнению региональных кабельных операторов, было бы более правильно, если государство компенсировало их расходы. Почему при предоставлении права на бесплатный проезд льготным категориям населения государство компенсирует компаниям-перевозчикам выпадающие доходы? Почему же нельзя компенсировать и наши затраты на предоставление гражданам бесплатного мультиплекса?

Какого-либо ответа от региональных властей никто не смог добиться. Местные чиновники рекомендуют кабельщикам проработать более гибкую политику, чтобы, с одной стороны, выполнить федеральный закон, с другой - вести свой бизнес без финансовых потерь. К тому же плата за телевидение - не основной источник дохода кабельных каналов. Кабельные каналы обычно предоставляют целый спектр услуг, в том числе Интернет. Так что введение поправок, по мнению чиновников, не отразится существенным образом на финансовой состоятельности операторов.

Между тем многие операторы уже вняли советам властей и действительно проработали более гибкую политику. "У нас есть социальный пакет, в который входят те же каналы, что и в первый мультиплекс. За предоставление данного пакета абоненты платят 80 рублей в месяц. Мы введем плату за абонентскую линию в те же 80 рублей, но отменим плату за показ телеканалов. В итоге жители даже не почувствуют разницы", - говорит директор компании "Лужские инфокоммуникационные сети" Владимир Трошков.

Не совсем понятно, как кабельщики будут осуществлять передачу обязательных бесплатных радиоканалов. Радиовещание не пользуется спросом абонентов кабельных сетей. Радиослушатели прекрасно обходятся и обычным "трехпрограммником". К тому же радиоприемники не оборудованы интерфейсом для подключения кабеля. А по закону все равно нужно предлагать абонентам эту услугу.

Даже если операторам и придется платить, то неясно, с какой суммы: ведь не во всякой своей деятельности они пользуются авторскими произведениями. Пока государство не установит ставку, ничего не изменится, считают участники рынка. Между тем многие компании предпочитают вообще ничего не платить до тех пор, пока государство не разберется с законодательством.

По мнению операторов, нужно создавать подзаконные акты с учетом того, что вся реформа телерадиовещания заточена на "цифру" и расширение перечня доступных гражданам разнообразных по подаче и содержанию телерадиоканалов. В частности, совершенно необходимо исключить жесткую увязку "одна частота - один канал" и ограничение на число вещательных лицензий, выдаваемых юридическому лицу.

Наличие серьезных противоречий между нормативными актами, регулирующими отношения на рынке телевещания, неизбежно приведет к судебным спорам, в которые будут вовлечены как участники рынка, так и контролирующие органы. Со временем ситуация наверняка стабилизируется, но, вполне вероятно, ценой потери некоторыми операторами лицензий и взыскания с них штрафов.

Новый закон

Президент Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в законы «О СМИ» и «О связи». Внесенные изменения регулируют порядок трансляции обязательных общедоступных теле- и радиоканалов. Законопроект по поручению Президента России был разработан в 2014 г. Минкомсвязи и одобрен правительством. В начале 2015 г. Госдума одобрила документ в первом чтении, а летом законопроект прошел второе и третье чтения и был одобрен Советом Федерации.

Закон расширяет перечень общедоступных обязательных теле- и радиоканалов, которые должны транслироваться всеми операторами платного ТВ (кабельными, спутниковыми, IPTV) без взимания платы как с вещателей, так и абонентов. Сейчас к числу таковых относятся теле- и радиоканалы, входящие в так называемый Первый мультиплекс. Понятие Первый мультиплекс было введено в 2008 г. с началом программы цифровизации эфирного телерадиовещания. В него указом Президента отнесено 10 телеканалов и три радиостанции.

Какие телеканалы станут бесплатными

Изначально законопроект, разработанный Минкомсвязи, предполагал, что ТВ-операторы должны будут бесплатно транслировать все эфирные телеканалы, получившие лицензии по результатам конкурсов. Речь шла как об аналоговых, так и о цифровых телеканалах, причем не только федеральных, но еще и региональных и муниципальных, на территории вещания которых работает соответствующий оператор.

В варианте законопроекта, внесенном в Госдуму, в перечне обязательных каналов остались только цифровые каналы, по два региональных канала и по одному муниципальному. Перечень региональных и муниципальных каналов должен был установливаться правительством.

Наконец, после второго чтения законодатели оставили в числе обязательных общедоступных телеканалов только цифровые эфирные каналы. Таким образом, ТВ-операторы, в дополнение к каналам Первого мультиплекса, должны будут бесплатно транслировать 10 каналов Второго мультиплекса: «РЕН-ТВ», СТС, «Домашний», «Звезда», «Спас», «Спорт-Плюс» (производства «НТВ-Плюс»), «ТВ-3», ТНТ, «Мир» и «Муз-ТВ».



Владимир Путин подписал закон, обязывающий операторов платного ТВ бесплатно транслировать все цифровые эфирные телеканалы

В будущем этот перечень расширится за счет каналов других мультиплексов цифрового телевидения. При этом, как и сейчас, операторы вправе брать с абонентов плату за доступ к сети. Кроме того, операторам придется соблюдать последовательность вещания телеканалов: для каналов Первого мультиплекса – в порядке, установленным президентом, для остальных каналов – в порядке проведения соответствующих конкурсов.

Кроме того операторам платного ТВ запрещается вносить изменения в сигнал транслируемых каналов. Оператора общедоступных обязательных теле- и радиоканалов будет назначать президент, сейчас таковым оператором является госпредприятие «Российская телерадио вещательная сеть» (РТРС).


Обязательное присоединение к сети РТРС

Важным изменением, внесенным данным законопроектом, явилась необходимость ТВ-операторов осуществлять присоединение к сети РТРС. Сейчас зачастую операторы берут сигнал общедоступных каналов из эфира. Теперь же такая практика будет возможна только в случае отсутствия технической возможности для присоединения к сети РТРС. Ответ какому-либо оператору на предмет возможного присоединения РТРС должен дать в течение 30 дней.

РТРС, в случае присоединения ТВ-оператора к его сети, уведомляет вещателей общедоступных телеканалов об этом. Если же технической возможности присоединиться к сети РТРС нет, то ТВ-оператор будет обязан согласовать выбранный им способ получения сигнала общедоступных обязательных каналов с их вещателями. Ответ на соответствующий запрос вещатель должен дать в течение 30 дней.

Отказать в согласовании выбранной оператором схемы приема каналов вещатель может только в том случае, если в случае ее использования будет транслировать сигнал, не предназначенный для соответствующей территории. Отсутствие ответа от вещателя на запрос ТВ-оператора в течение 45 дней приравнивается к согласию на использование выбранной оператором схемы приема каналов.

Недовольство ТВ-операторов

Участники рынка платного телевидения не рады предложенным нововведениям. «Совершенно непонятно, каким образом операторы должны будут присоединяться к сети РТРС и зачем это нужно», - говорит вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин.

В ходе рассмотрения законопроект он «стал еще хуже», полагает Силин. «Мы боролись за отмену необходимости соблюдения нумерации каналов, так как, например, в аналоговом вещании это вообще невозможно, - отмечает вице-президент АКТР. – Минкомсвязи нас услышали, но законодатели вновь вписали данную норму».

24.07.2015 вступили в силу изменения в п.4 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Теперь услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе. Тем самым, существование неких “обязательных общедоступных телеканалов” полностью лишается смысла.

Редакция п.4 ст.46 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" до 24.07.2015:

Оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом Российской Федерации (с 1 позиции по 10 позицию для телеканалов и с 1 позиции по 3 позицию для радиоканалов), а для иных обязательных общедоступных телеканалов - по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (с 11 позиции по 20 позицию для телеканалов).Требования к качеству звука и (или) изображения и условия соблюдения последовательности позиций обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.Услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе.

Почему лишается смысла установление Указом Президента РФ от 24.06.09 №715 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов? Потому, что теперь оператор связи вправе заявить: мы предоставляем всем абонентам бесплатный доступ к обязательным общедоступным телеканалам, но за доступ к сетям связи необходимо заплатить. Иными словами, абонент платит не за телеканалы, а за сеть, по которой получает их. Представляется, что при допустимости такой трактовки нет смысла устанавливать обязательные общедоступные телеканалы.

Данный вывод подтверждается практикой - получив возможность навязывать абонентам ненужные им услуги ряд компаний воспользовались этим. Например, на Закон.ru есть сообщение о том, что 20-й арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Управления ФАС РФ по Смоленской области, согласно которой ООО «Орбита плюс», навязывавшее гражданам ненужные им услуги (в нарушение ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»), не вправе было прекратить трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов имеющим задолженность абонентам.

Аналогичный случай зафиксирован мною лично в Ивановской области - НАО "Национальная спутниковая компания" ("ТриколорТВ") прекратило трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов абонентам, отказывающимся от приобретения расширенного, по сравнению с ранее существовавшим базовым, пакета программ. По данному факту направлены жалобы в ФАС, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Минкомсвязь. Ивановское УФАС не предприняло никаких мер, более того, при подготовке ответа на жалобу чиновники исхитрились наделать некоторое количество логических и даже грамматических ошибок. Центральный аппарат ФАС также отозвался лишь формальной отпиской. Интересно, что скажут Р оскомнадзор, Роспотребнадзор, и Минкомсвязь.

Статьи по теме
  • Ответ регионального управления роскомнадзора о региональном обязательном общедоступном телеканале
  • Ответ роскомнадзора об оповещении и экстренной информации
  • Ответ Минкомсвязи РФ о соблюдении требований к госконтрактам
  • Ответ ФАС России о соблюдении требований к госконтрактам в сфере связи
  • Ответ Роскомнадзора о соблюдении требований к госконтрактам
  • Ответ Генеральной прокуратуры по жалобе на Роскомнадзор
  • Ответ Роскомнадзора о применении поправок Яровой-Озерова к кабельным операторам
  • Ответ Минкомсвязи РФ о поправках Яровой - Озерова для кабельных операторов
  • Ответ Минкомсвязи РФ об ограничении сайтов вышестоящими операторами связи
  • Ответ Роскомнадзора о необязательности программного решения Агент-Ревизор
  • Ответ Минкомсвязи о согласовании источника обязательных общедоступных каналов
  • Ответ Роскомнадзора о согласовании источника обязательных общедоступных каналов

Текст Письма Минкомсвязи РФ от 22.12.2017 № 17-1-200-31195, поступивший в Ассоциацию организаций связи и информации

Направляем информацию по вопросам, поставленным в обращении Ассоциации организаций связи и информации о 14.11.2017 № 77-ЮС.

  1. Никаких норм о наличии у операторов кабельного телевидения и ФГУП «РТРС» договоров с операторами, предоставляющими услуги по доступу в сеть Интернет ни Федеральный закон от 7 июдя 2003 г. «О связи», , ни Правила присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, утверженные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 760, не содержат. В связи с этим оператор кабельного телевидения должен присоединять свою сеть непосредственно к сети связи ФГУП «РТРС» или (в отсутствие такой возможности) согласовывать источник получения сигнала с вещателями.
  2. В действующих нормативных правовых актах нет запрета на наличие у оператора кабельного телевидения иных источников получения сигнала обязательных общедоступных телеканалов в случае присоединении к сети ФГУП «РТРС», но транслироваться в сети оператора кабельного телевидения должен сигнал, получаемый от ФГУП «РТРС», а иные источники получения сигнала могут рассматриваться только как резервные.
  3. В случае присоединения к сети ФГУП «РТРС» оператор кабельного телевидения, заинтересованный в трансляции местных врезок, должен решить вопрос о предоставлении соответствующим вещателем такого модифицированного сигнала во ФГУП «РТРС» (либо о предоставлении вещателем местных врезок с последующей модификацией сигнала телеканала на оборудовании ФГУП «РТРС») для дальнейшей его раздачи всем присоединенным операторам обязательных общедоступных телеканалов.

При этом сигнал телеканала, транслирующийся в определенной местности в эфире и в кабеле должен быть идентичен, что при цифровом наземном эфирном вещании возможно реализовать только в пределах всей одночастотной зоны (в Мурманской области таких одночастотных зон 17).

Заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации

Запрос Ассоциации организаций связи и информации № 77-ЮС от 14.11.2017

Ассоциация организаций связи и информации действуя в интересах своих членов – операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания просит Вас разъяснить порядок применения отдельных положений нормативных правовых актов в сфере связи в части присоединения сетей связи телерадиовещания. Ваша позиция будет доведена до операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания на территории Мурманской области, на открытом собрании правления Ассоциации в г. Мурманске.

  1. Допускают ли положения Постановления Правительства РФ от 13.12.2006 N 760 "Об утверждении Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания" возможность передачи сигналов телерадиопрограмм в рамках исполнения договора о присоединении сетей телерадиовещания по этому Постановлению через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, где каждая из сторон имеет собственный договор, предусматривающий доступность Интернет-сети?
  2. Допускают ли положения ст. 19.1 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ при наличии у оператора обязательных общедоступных телеканалов технической возможности приема обязательных общедоступных телеканалов, определенной и подтвержденной заключением ФГУП «РТРС», иметь такому оператору связи хотя бы один отличный от источника ФГУП «РТРС» источник сигнала обязательного общедоступного телеканала?
  3. Может ли оператор обязательных общедоступных телеканалов, присоединенный к ФГУП «РТРС» в порядке исполнения положений ст. 19.1 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, договориться с каким-либо вещателем обязательного общедоступного телеканала о трансляции местных вставок по линии связи непосредственно от вещателя?

Система коллективного приёма телевидения: кто платит?

В сегодняшней статье мы расскажем, входит ли система коллективного приёма телевидения в состав общего имущества МКД, кто должен заниматься её обслуживанием и ремонтом, и должна ли плата за эту услугу включаться в единый платёжный документ.

Жилые помещения и общее имущество МКД станут более доступны для инвалидов

Система коллективного приёма телевидения

Минстрой РФ ответил, правильно ли поступают УО, когда включают плату за систему коллективного приёма телевидения (далее – СКПТ) в единый платёжный документ.

Оказалось, правильно. Правда, если это связано с расходами на содержание ОИ в МКД.

Как вы помните, согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и пп. «д» п. 2 Правил содержания ОИ в МКД (ПП РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в состав общего имущества в МКД входит:

  • механическое,
  • электрическое,
  • санитарно-техническое и другое оборудование МКД,

обслуживающее более одного помещения. Также в п. 8 указанных правил СКПТ названы информационно-телекоммуникационными сетями, у которых внешняя граница совпадает с внешней границей стены МКД.

Кажется, перечисленные факторы свидетельствуют о том, что СКПТ входит в состав общего имущества МКД, ведь обслуживает более одного помещения в МКД. Однако определённо отнести СКПТ к общему имуществу в МКД можно только, если дом был оснащен СКПТ:

  • при строительстве – и это подтверждает проектная документация;
  • во время эксплуатации – на основании решения ОСС.

Если же СКПТ установлена в МКД за счёт отдельных собственников или за счёт оператора связи в качестве собственного оборудования, то в таком случае её нельзя включить в состав общего имущества МКД. Это утверждение справедливо даже несмотря на то, что СКПТ в таком случае всё равно обслуживает более одного помещения.

Услуга связи и услуга по обслуживанию СКПТ

Минстрой РФ отмечает, что услуги по обслуживанию СКПТ и услуги связи для телевизионного вещания – разные понятия, и исполняют их разные лица.

Так, услуга связи регулируется Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ. Исполняют услугу операторы связи на основании договора об оказании услуг связи:

  • договор заключается с каждым собственником – на основании заявления и в письменном виде;
  • в договоре перечисляются оказываемые услуги, система, порядок, сроки и форма оплаты;
  • отмечается право абонента отказаться от оплаты услуги связи для целей, не предусмотренных договором.

Что касается содержания и ремонта СКПТ, то предоставление этой услуги контролирует жилищное законодательство. Исполнитель – ответственное за надлежащее содержание общего имущества в МКД лицо. В МКД, которым управляет УО, такое лицо – УО.

ГИС, сдавайся! (часть X) Вносим данные о договорах пользования общим имуществом

Плата за обслуживание и ремонт СКПТ

В таком случае обслуживание и ремонт СКПТ происходит согласно договору управления МКД. Работы выполняются на основании соответствующего решения ОСС. Как и в случае с другими пунктами, составляющими общее имущество МКД, все собственники помещений дома несут расходы на содержание СКПТ.

Для этого они вносят плату за содержание жилого помещения в адрес УО. Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на ОСС и рассчитывается на 1 м² общей площади. Взимается она со всех собственников независимо от того, пользуются они СКПТ или нет.

Получается, что такие позиции в квитанциях, как «Телеантенна», «Пользование телеантенной» или «ТО и ТР системы КТП» не относятся к расходам на содержание ОИ в МКД. Это размер абонентской платы за услугу связи, а она, в свою очередь, устанавливается оператором связи.

В таком случае собственники помещений МКД имеют право отказаться от услуг связи для целей телевещания и не пользоваться СКПТ – т.е. право не заключать договор об оказании услуг или расторгнуть его.

Минстрой РФ указывает, что, если оформленного в письменном виде договора с оператором связи нет, но при этом абонентская плата за услуги связи включается в единый платёжный документ, собственник имеет право потребовать исключить её из единого платёжного документа. Ведь никто не обязан оплачивать услуги, которыми он не пользуется.

Читайте также: