Какие тв каналы закрыли на украине

Опубликовано: 25.11.2021

Демократическая цензура: почему на Украине закрыли три телеканала

Все три телеканала до сих пор отличались своей оппозиционностью и критикой украинских властей. Естественно, на других телеканалах все это время критикуют «подавление свободы слова в РФ». Выстрел себе в ногу. Зачем СБУ затеяла войну с Telegram-каналами

Выстрел себе в ногу. Зачем СБУ затеяла войну с Telegram-каналами

Украинское издание «Зеркало недели» со ссылкой на «высокопоставленных чиновников СБУ» пишет, что еще 29 января на самолеты Виктора Медведчука и Тараса Козака были наложены санкции. Основанием для санкций против Тараса Козака стали якобы поставки угля из республик Донбасса. «Расследование, проведенное спецслужбами Украины, в ходе которого установлено, что схемы с поставками угля из оккупированных территорий способствуют финансированию терроризма», — пишет «Зеркало недели». Иными словами, депутату ОПЗЖ шьют финансирование терроризма, поэтому закрытием телеканалов дело может не окончиться.

Закрытые телеканалы давно стояли властям поперек горла. Их не единожды осаждали и блокировали националисты и неонацисты еще со времен Петра Порошенко. В конце января Нацсовет по телевидению и радиовещанию вынес им предупреждение за критику власти.

Санкции СНБО подписал президент Зеленский. «В соответствии со статьей 107 Конституции Украины постановляю: ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 февраля 2021 г. "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)"», — говорится в указе Зеленского. За его исполнением должен следить секретарь СНБО Александр Данилов. В самом СНБО за них проголосовали 17 из 19 членов (один отсутствовал, а другой, спикер Дмитрий Разумков, воздержался).

Абсурдность предлога сразу же бросается в глаза, так как санкции вводятся обычно против иностранных компаний и лиц. В данном же случае Тарас Козак является гражданином Украины, а телеканалы — украинскими и вещавшими на украинском языке, хотя и позволявшими себе критиковать рост тарифов и услужливость президента перед американским посольством.

Внезапность санкций и их введение поздно вечером наводит на мысль, что по времени их подстроили под начало рабочего дня в США, на что обращает внимание украинский юрист Ростислав Кравец. «Публикация указа в 22:42 свидетельствует о вероятном ожидании согласования из-за разницы во времени», — считает юрист.

Санкции сразу же всполошили Национальный союз журналистов. Глава организации Сергей Томиленко считает их незаконными. «Таким решением власть выходит за рамки правового поля. Ответственность для СМИ должна наступать вследствие законных действий, с использованием права на защиту, вследствие дебатов по решению медиарегуляторов. Тут внесудебным способом происходит блокирование телеканалов, СМИ с огромной аудиторией, причем это те СМИ, куда до последнего приходили представители власти, "Слуги народа", то есть даже таким образом они подтверждали, что взаимодействуют с украинской аудиторией. Это наступление на свободу слова, лишение права на информацию большого числа украинцев. Это приведет к информационному взрыву и шоку международных партнеров. Речь идет о чрезвычайной ситуации. Мы будем информировать Международную федерацию журналистов, Европейскую федерацию журналистов, наших партнеров — Офис ОБСЕ по вопросам свободы слова», — пишет Томиленко. Удалять и блокировать: Киев намерен создать специальный орган по цензуре в интернете

Удалять и блокировать: Киев намерен создать специальный орган по цензуре в интернете

Фактически президент Зеленский нарушил еще одно из своих обещаний. В 2019 году он утверждал, что оппозиционные телеканалы уважает, и признавал, что у него нет права их закрывать. «Я очень уважаю каждый канал и канал NewsOne. Я никогда не закрывал в своей жизни ни одного канала. Я лично за свободу слова, и вы это прекрасно знаете. Я никогда в своей жизни не буду закрывать никакие каналы, не имею права, не имею полномочий», — говорил Зеленский в 2019 году.

Закрытие трех популярных телеканалов произошло практически сразу же после атаки на ряд Telegram-каналов, включая «Легитимный», «Резидент» и «Сплетницу», которые до сих пор были относительно лояльны к президенту Зеленскому, но в них СБУ все же нашла «руку Кремля». СБУ арестовала двух девушек из Одессы, посчитав их администраторами каналов, хотя каналы и после ареста продолжают функционировать. Очевидно, мы имеем дело с переформатированием политики Киева и зачисткой СМИ в контексте смены администрации США.

Глава украинского филиала Фонда Джорджа Сороса «Возрождение» Александр Сушко откровенно приветствует атаку на неугодные СМИ. Естественно, затем он будет говорить об «открытом обществе» и «принципах свободы слова».

«Похоже, это наиважнейшее решение президента Зеленского за всю его политическую карьеру, которое будет иметь решающее влияние на политический ландшафт страны в 2021 году. Медиаимперия зицпредседателя Козака сейчас самый мощный инструмент демонтажа Украины методами информационной войны. Поэтому неудивительно, что в процессе задействован СНБО — орган, который отвечает за национальную безопасность Украины», — пишет глава филиала фонда «Возрождение», связанного с Демократической партией США.

Поддержал санкции и один из застрельщиков Евромайдана и, как ни удивительно, один из основателей движения под названием «Стоп цензуре» Мустафа Найем. «Всецело и полностью поддерживаю санкции против телеканалов Виктора Медведчука», — пишет Найем. «Цензура доведена до абсурда». ОПЗЖ заступилась за Булгакова

«Цензура доведена до абсурда». ОПЗЖ заступилась за Булгакова

Telegram-канал «Резидент» считает, что группа украинских политиков, связанных с Демпартией США, активизировалась и толкает Зеленского к пропасти.
«Соросята получили власть над Президентом и диктуют ему свои требования. Зеленского ведут на эшафот, а он уверен в том, что войдёт в историю как Президент-создатель. За 3 дня Офис Президента настроил против себя Китайских инвесторов/Ярославского, Политические телеграм-каналы, Дубинского, а теперь СМИ», — считают авторы «Резидента».

Еще в ноябре 2020 года на фоне выборов в США сотрудник Atlantic Council, связанного с газовой компанией «Бурисма» и Демпартией, Андерс Ослунд в своей колонке писал о том, как изменится отношение администрации Байдена к Украине, как бы указывая, кого и за что надо на Украине репрессировать.

«У многих выдающихся украинцев сейчас появится хороший повод пересмотреть свои действия. Ближайший союзник Путина, Виктор Медведчук, попал под санкции США еще в марте 2014 года из-за российской оккупации Крыма. Почему же тогда ему разрешается возглавлять парламентскую фракцию и контролировать три крупных украинских телеканала? Байден, скорее всего, задаст этот вопрос», — писал Ослунд 8 ноября прошлого года.

«СБУ получила отмашку на обыски у депутатов ОПЗЖ по всей стране, бизнес-империи Медведчука приготовиться к тотальной блокировке активов», — предупреждает Telegram-канал «Резидент».

ОПЗЖ могут объявить «врагами народа», а уличные националисты довершат разгром оппозиционной партии, как в свое время разгромили КПУ. Естественно, ОБСЕ и ПАСЕ выразят глубокую озабоченность, но порекомендуют решать спорный вопрос «цивилизованным путем» в международном суде, который свое решение примет где-то к 2035 году. Украинское политическое поле должно представлять из себя все оттенки коричневого, а в дебатах на телеканалах стороны должны обсуждать лишь варианты более эффективного подавления пророссийских граждан.

  • Теги
  • Цензура,
  • Украина

Коллаж

Автор фото, SOPA Images/LightRocket

Во вторник вечером президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против депутата Верховной Рады Тараса Козака и трех принадлежащих ему информационных телеканалов, после чего они прекратили вещание. Козак входит во фракцию пророссийской партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктора Медведчука, и именно Медведчука на Украине часто называют реальным собственником каналов, которые исчезли из эфира немедленно после объявления о введении санкций.

Владимир Зеленский в "Твиттере" назвал санкции "сложным решением", добавив, что "борьба за независимость - это борьба в информационной войне за правду и европейские ценности".

Заблокированные каналы в своем совместном заявлении назвали санкции "политической расправой над неугодными СМИ", а Виктор Медведчук заявил, что его партия инициирует процесс импичмента президента Зеленского.

Би-би-си разбиралась, с чем связаны проблемы попавших под санкции каналов и чем они чреваты для Украины.

Что за каналы

"112 Украина", ZIK и Newsone входят в число примерно десятка общеукраинских информационных телеканалов. Их формальным владельцем является бизнесмен и депутат Рады Тарас Козак, однако реальным собственником часто называют одного из лидеров партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктора Медведчука. "Каналами Медведчука" их называет в одной из своих возмущенных записей на "Фейсбуке" и другой видный депутат от этой партии Вадим Рабинович.

  • Виктор Медведчук: Крым - территория Украины, и Путин знает мою позицию
  • "Чувство меры превышено". Зачем Кремлю поддерживать Медведчука на украинских выборах?
  • "Э литтл бит?" Владимир Зеленский дал интервью американскому каналу НВО

Формально гостями программ на этих каналах были представители всех партий, представленных в украинском парламенте, кроме "Голоса", основанного певцом Святославом Вакарчуком.

Автор фото, Getty Images

Один из лидеров ОПЗЖ и кум Владимира Путина Виктор Медведчук считается одним из самых влиятельных пророссийских политиков на Украине

"Их пророссийскость не была откровенной, это были скорее утверждения вроде того, что на Украину никто не нападал, тут продолжается гражданская война, в которой виновата Украина, нужно просто взять и начать дружить с Россией, Крым ушел сам, потому что мы его не любили, на Майдане произошел вооруженный переворот и так далее", - утверждает эксперт.

Зачастую свои политические взгляды в эфире этих каналов озвучивали не только гости студий, но и журналисты этих СМИ. Пожалуй, самым известным подобным примером можно назвать признание известного журналиста Newsone Вячеслава Пиховшека в январе прошлого года: "Я работаю над тем, чтобы максимальные электоральные успехи получила "Оппозиционная платформа - За жизнь".

Телезрители могли отметить, что интервью представителей ОПЗЖ на этих каналах чаще всего превращались в "теплые ванны", а во время одной из бесед журналистов с Вадимом Рабиновичем этот политик говорил 15 минут без перерыва.

За что закрыли?

Наблюдатели предрекали "каналам Медведчука" проблемы еще летом 2019 года. Тогда канал Newsone заявил о намерении провести телемост между Украиной и Россией. Российским партнером этого проекта должен был стать государственный телеканал "Россия 24", а впервые сообщил об этом ведущий программы "Вести недели" Дмитрий Киселев.

В итоге телемост в запланированном формате так и не состоялся. Однако глава Службы безопасности Украины Иван Баканов заявил, что против "каналов Медведчука" стоит ввести санкции - "для недопущения реализации государством-агрессором антиукраинской информационной кампании".

Вскоре по этому поводу высказался и украинский президент Владимир Зеленский. "Партия господина Медведчука - еще большой вопрос, его ли это партия… и кто за этим стоит - есть большой вопрос, откуда у них деньги на финансирование партии, на финансирование каналов? У нас есть ответы, объемы, откуда и с какой страны они все это получают. И это будет очень громкая история, которая очень плохо закончится", - заявил он.

Впрочем, тогда на год с лишним история затихла. Чтобы неожиданно взорвать информационное пространство вечером 2 февраля.

Автор фото, UNIAN

Президент Украины Владимир Зеленский предрекал проблемы "каналам Медведчука" еще в 2019 году

После скупого сообщения о том, что президент Зеленский своим указом ввел в действие решение Совбеза о наложении санкций, зрители по всей Украине начали сообщать об исчезновении сигнала этих каналов на их телевизорах. Три отключенные канала немедленно начали совместный спецэфир на своих платформах в YouTube: они продолжают вещать там и сейчас. Однако неизвестно, долго ли это будет продолжаться: министерство культуры Украины уже заявило, что обратится к платформе с просьбой заблокировать каналы этих вещателей.

О конкретных причинах блокировки этих каналов известно меньше.

Пресс-секретарь Владимира Зеленского Юлия Мендель сообщила, что блокировка "не имеет ничего общего с наступлением на свободу слова", а связана с тем, что они "стали одним из инструментов войны против Украины, поэтому заблокированы с целью защиты национальной безопасности".

В одном из первых комментариев к этой записи в "Фейсбуке" у Мендель спросили, зачем в таком случае она в июле прошлого года дала одно из своих немногочисленных интервью именно каналу ZIK, принадлежащему к "пулу Медведчука". Ответа на этот вопрос не последовало.

Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк, отвечающий за медиа-сопровождение администрации Зеленского, в ответ на введение санкций дал пространный комментарий, в котором речь шла о том, что "Пул Медведчука - это совсем не журналистика, не информация, не конкуренция точек зрения, не объективная дискуссия, а чистая, незамутненная, злобная и хорошо упакованная в блестящие пиар-обертки пропаганда, которая ещё и перешла в ту стадию, где работа - на оккупантов".

Возможно, определенный намек на формальные причины закрытия "каналов Медведчука" стоит искать в посте Владимира Зеленского в "Фейсбуке", в котором он выразил "отдельную благодарность" за работу Службы безопасности Украины в процессе введения санкций.

Автор фото, Getty Images

На Украине уже проходили протесты против вещания каналов, попавших под санкции Владимира Зеленского.

Единственный комментарий главы СБУ Ивана Баканова сводится к тому, что "свобода слова заканчивается там, где появляются признаки посягательства на территориальную целостность и суверенитет Украины".

Никаких дополнительных сведений о работе СБУ в этом деле, а также отношения "каналов Медведчука" к посягательству на территориальную целостность Украины пока не было. "Часть документов [относительно причин введения санкций] является тайной", - сказал журналистам секретарь украинского Совбеза Алексей Данилов.

Однако днем в среду сразу несколько СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах сообщили, что расследование СБУ показало, что финансирование заблокированных каналов осуществляется через компании из непризнанной "Луганской народной республики", что напрямую запрещено украинским законодательством и теоретически может подпасть под статью Уголовного кодекса о содействии терроризму.

"Это все предположения, и это все может не соответствовать действительности", - туманно ответил Данилов на прямую просьбу прокомментировать эту информацию.

Впрочем, косвенно эти данные подтвердил представитель Внешней дипломатической службы ЕС Питер Стано, заявивший, что Киев объяснил закрытие каналов Брюсселю тем, что проведенное украинскими властями расследование показало: Козак получал средства с неподконтрольных правительству территорий, контролируемых сепаратистами.

"Политическая расправа"

В оперативно опубликованном совместном заявлении трех заблокированных телеканалов они связали санкции против себя с президентом Зеленским и назвали их "политической расправой над неугодными СМИ". "Мы считаем, что власть, у которой нет ни малейшего повода говорить об успехах, оставляет в эфире только удобные каналы, которые будут лгать народу Украины о "невиданных ранее успехах", - говорится в заявлении.

Обеспокоенность закрытием этих каналов выразил и глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко: его тревожило, что не прописанный в законодательстве способ выключения вещателей может быть перенесен на любое другое СМИ.

Известный юрист и частый гость заблокированных каналов, бывший замглавы Администрации президента Виктора Януковича Андрей Портнов также говорил об опасности такого прецедента. "Он означает, что по такой же схеме, без суда и следствия, любого украинского гражданина можно лишить бизнеса из-за его неугодной политической позиции", - сказал он.

Эмоциональнее всего отреагировали на закрытие телеканалов в Верховной Раде.

Автор фото, Getty Images

Свое возмущение закрытием "каналов Медведчука" фракция ОПЗЖ в Верховной Раде высказывала, стоя за парламентской трибуной в полном составе

Уже в начале ее заседания в среду фракция ОПЗЖ в полном составе вышла к парламентской трибуне, а один из лидеров Вадим Рабинович разразился речью, которая закончилась так: "Сегодня фашизм в нашей стране получил новый цвет - зеленый. Но как наши деды и родители в свое время остановили и победили фашизм, мы, их потомки, сделаем то же самое и победим. Но пасаран! Фашизм не пройдет, и вы все погибнете, потому что вы - дьявол, фашистский дьявол".

В этой же речи Рабинович заявил, что его партия будет инициировать импичмент президента Зеленского. И если этот пассаж можно было объяснить эмоциональностью политика и не воспринимать всерьез, то аналогичное заявление Виктора Медведчука в кулуарах парламента не оставило сомнений в том, что в ОПЗЖ настроены серьезно.

Впрочем, для того, чтобы довести эту процедуру до конца, на финальном этапе за решение об отстранении президента с должности должны проголосовать 338 депутатов Верховной Рады. В нынешнем составе парламента, где формальным большинством обладает партия Зеленского "Слуга народа", такой вариант развития событий представляется крайне маловероятным.

Зато наверняка можно прогнозировать затяжной судебный процесс, в ходе которого запрещенные телеканалы будут оспаривать наложение на себя санкций.

Поддержка США и осуждение Москвы

Апелляции попавших под санкции каналов к журналистскому цеху о солидарности со всей очевидностью не нашли адресатов. Более того, многие журналисты делились в соцсетях довольно злобными шутками на тему происходящего.

Однако в первой половине дня в среду самой большой интригой было то, как отреагируют на события вокруг "каналов Медведчука" западные партнеры Киева, ранее пристально следившие за состоянием свободы слова на Украине.

И, как следует из их реакции, украинская власть может вздохнуть с облегчением: ее не раскритиковали за вопиющие нарушения свободы слова, о которых говорят в закрытых телеканалах.

Автор фото, UNIAN

Протестующие против вещания канала Newsone обвиняли его в "пророссийской" позиции

"США поддерживают усилия по противодействию враждебному влиянию России, приложенные вчера Украиной в защиту своего суверенитета и территориальной целостности и в соответствии с украинским законодательством. Мы все должны работать вместе, чтобы не позволять применять дезинформацию в качестве оружия в информационной войне против суверенных государств", - говорилось в заявлении американского посольства, размещенном на "Фейсбуке" диппредставительства.

Более осторожной была реакция Брюсселя. Представитель Внешней дипломатической службы ЕС Питер Стано напомнил Киеву о том, что Евросоюз придает огромное значение свободе слова, а любые принимаемые правительством меры относительно независимых СМИ должны быть пропорциональны цели.

"Мы внимательно следим за этим делом и свяжемся с украинскими властями для получения дополнительной информации. ЕС будет продолжать взаимодействовать с украинскими властями и делиться своим опытом в этом отношении", - резюмировал Стано.

Прогнозируемо раскритиковали решение украинских властей в Москве. "Мы можем только осудить в данном случае эти действия украинской власти", - заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. "(Санкции) не соответствуют ни международным нормам и стандартам, ни общему пониманию свободы СМИ", - добавил он.

Немногословность российской реакции на происходящее со СМИ, которые многие Киеве считают пророссийскими и которые связаны с Виктором Медведчуком (кумом президента России Владимира Путина), заставила некоторых комментаторов признать: украинская власть рассчитала время операции по отключению телеканалов практически идеально.

Конечно, представители официального Киева убеждают: решение Совбеза и президентский указ появились ровно в момент, когда спецслужбы положили на стол неопровержимые доказательства, позволяющие ввести санкции.

Но, говорит медиа-эксперт Отар Довженко, по всей видимости, куда более реальным поводом для введения санкций выглядят события в Москве, где в эти дни проходят акции протеста против осуждения оппозиционера Алексея Навального. В этой ситуации, считает он, российская власть не может предоставить "своим людям" на Украине полномасштабную поддержку, поскольку уделяет все внимание купированию демонстраций и не слишком конструктивному диалогу с Западом, который обвиняет Кремль в преследовании оппозиции и нарушении прав митингующих.

Дополнительной причиной для радикальных действий украинской власти вполне могло стать и обнародование влиятельным Киевским международным институтом социологии данных последнего опроса, который не приносит Зеленскому и его партии хороших новостей.

Автор фото, Getty Images

Один из ключевых мотивов критики Зеленского его патриотически настроенными оппонентами - это упреки в слишком миролюбивой политике по отношению к Москве. Президента и представителей его ближайшего окружения иногда даже называют даже внедренными в украинскую власть агентами Кремля.

После такого шага как решительное закрытие "каналов Медведчука", которое называют "правильным, но незаконным" даже некоторые сторонники прекращения их вещания, критикам президента нужно будет придумать новые обвинения в адрес Зеленского.

ЗЕчистка медиа: зачем Зеленский закрыл телеканалы 112, NewsOne и ZIK-1200x800

Следом за обнародованием решения СНБО и Указа президента о наложении санкций против народного депутата Тараса Козака и трех информационных телеканалов, бенефициаром которых он является, все три "кнопки" - "112 Украина", NewsONE и ZIK - были отключены. Судя по скорости, с которой решение было приведено в действие, оно было далеко не спонтанным. "Вести" разбираются в том, зачем Владимир Зеленский пошел войной против оппозиционных телеканалов, чем она может закончиться, а также насколько в принципе законно подобное решение.

ЧТО РЕШИЛ СОВБЕЗ

Тезисно, СНБО постановил, что в отношении нардепа от ОПЗЖ Тараса Козака, который является бенефициаром (владельцем) телеканалов 112, NewsONE и ZIK, вводятся санкции на 5 лет. Они предусматривают:

  • блокировку активов, предотвращение вывода капиталов (и самого депутата, и телеканалов) за пределы Украины;
  • приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств (т.е., уже с утра журналистам, режиссерам, продюсерам и т.п. перестанут начислять зарплату, сами каналы - не смогут оплачивать аренду помещений и т.п.);
  • аннулирование или приостановление лицензий (телеканалы отключили уже в ночь на среду);
  • запрет использовать радиочастотный ресурс Украины.

Санкции вступили в силу с момента опубликования президентского Указа. Обычный порядок действий предполагает подготовку решения СНБО, издание Указа вскоре после этого и донесение его до тех органов, которых это касается. "Решение имеет практику имплементации — такой инструмент работает с 2016 года", - поясняет "Вестям" медиаэксперт Дмитрий Раимов. С мая 2016-го, действительно, действовали санкции против 17 руководителей СМИ с российской "пропиской" - речь о "Московском комсомольце", ИА "Regnum", "Российской газете", "Русском репортере", ТАСС и др. "Санкции введены против ряда "ООО". Что на них числится, какими лицензиями они обладают и как они связаны с ТВ-каналами Тараса Козака - пока неясно. Нужно подождать как минимум до утра, - сказал "Вестям" политический эксперт Денис Гаевский. - Но не думаю, что данные каналы прекратят полностью вещание, возможно частично будут ограничены из трансляции в регионах".

Однако телеканалы были отключены от вещания молниеносно (ZIK и 112-Украина были уже отключены к моменту написания статьи), и очевидно, что подготовка велась заранее. Более того, не все были согласны с решением: по словам политолога Владимира Фесенко, глава Верховной Рады Дмитрий Разумков не стал подписывать решение СНБО. "Пытается и здесь пропетлять. Я сторонник центристской позиции. Но здесь надо определяться. В пророссийском лагере он не станет своим, тем более никаких шансов на лидерскую позицию", - написал Фесенко в соцсетях. Еще один депутат от СН, Евгений Шевченко, в своем Телеграм-канале пишет: "Это плохо, очень плохо… а как же судебная ветвь власти? Может, тройки НКВД введем и заодно инквизицию"..

ЗАКОННО ЛИ РЕШЕНИЕ?

О сомнительности процедуры наложения санкций на гражданина Украины, более того, народного депутата ее же парламента говорят юристы. "В судебной практике есть подобные дела. Именно в связи с тем, что подсанкционное лицо является гражданином Украины, подобные санкции - выход президентом за пределы полномочий. Это же станет основанием для отмены таких решений СНБО, - говорит "Вестям" старший партнер юридической компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец. - Правда, суды не торопятся рассматривать такие дела - но решение в итоге будет признано ничтожным, разве что, станет очередным основанием для объявления президенту импичмента".

Впрочем, прецеденты лишения украинских граждан их гражданства уже были. И если в случае с Михаилом Саакашвили под такой шаг подвели хоть какую-то базу (он, якобы, ошибся, заполняя документы для получения паспорта с "тризубцем"), то в случае с Андреем Артеменко - тоже, между прочим, народным депутатом - решение было явно незаконным, о чем свидетельствует решение Европейского суда по правам человека. "Указом теперь можно выписывать и санкции на арест, раз такая свадьба, - отмечает известный юрист Андрей Портнов в своем Телеграм-канале. - Закрытие трех телеканалов без решения суда Указом Президента - это диктатура. Указ противоречит международным стандартам, Конституции и украинским законам. Проигрышная партия. Впереди большой кризис".

Вместе с тем, Телеграм-канал "УП. Off the record" пишет, что опрошенные им члены СНБО "уверяют, что Закон разрешает вводить санкции против граждан Украины". Однако в Законе Украины "О санкциях" написано, что они могут: "применяться со стороны Украины к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юридическому лицу, что находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, что осуществляют террористическую деятельность". Граждан Украины в списке нет, что оставляет вопрос о законности Указа и решения СНБО.

ЗАЧЕМ ВВЕЛИ САНКЦИИ?

Причин несколько. Первая - желание "партии власти" контролировать медиа-повестку в стране. Именно с этой целью ряд депутатов от "Слуги народа" зарегистрировали и пытались продвинуть через Комитет проект закона "О медиа", вызвавший протест даже со стороны "про-западных" и грантовых СМИ. В частности, проект существенно расширял полномочия Нацкомиссии по вопросам ТВ и радиовещания, разрешая блокировать медиаресурсы, в т.ч. сайты. Нынешнее решение - прямое и логичное продолжение подобных инициатив. "Возможно, это желание склонить владельцев к изменению редакционной политики, плюс реверанс в сторону администрации Байдена", - предполагает в комментарии "Вестям" Денис Гаевский.

Третья вероятная причина - желание "партии власти" установить контакт с Вашингтоном. "Можно предположить по времени обнародования решения СНБО, что оно было согласовано с той стороной, с которой есть большая разница по времени", - говорит "Вестям" Ростислав Кравец. А экс-нардеп, член набсовета Укрзализныци сообщил в своем Телеграм-канале: "На принятие решение повлияло установление контакта с новой администрацией Джо Байдена после звонка госсекретаря Тони Блинкена министру иностранных дел Дмитрию Кулебе".

Собственно, тот же Лещенко дает почву и для следующего предположения.

"Заседание СНБО было созвано на 19 часов вторника, с целью принять молниеносное решение в момент максимального ослабления Путина внутренними конфликтами и возможного обострения внутренней ситуации в России в связи с осуждением Навального. В момент консолидации всего цивилизованного мира против режима Путина ему будет труднее предпринять возможные ответные действия в отношении Украины", - уточняет Лещенко в своем Телеграм. Тем самым, можно предположить, что Владимир Зеленский атакой на телеканалы открывает "сезон торгов" с президентом РФ.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Президент Украины Владимир Зеленский.







Режим Владимира Зеленского превзошел своего предшественника. Нынешний президент Украины сделал то, на что не решался Петр Порошенко — перешел к отключению вещания телеканалов, выражающих неугодную ему точку зрения.

Указ с немедленным исполнением

Вечером 2 февраля 2021 года Офис Президента Украины объявил о том, что глава государства подписал указ о введении санкций против народного депутата Украины из фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Тараса Козака, а также восьми обществ с ограниченной ответственностью сроком на 5 лет.

В тексте указа говорится: «В соответствии со статьей 107 Конституции Украины постановляю: ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 февраля 2021г “О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)”».

Крамольный телемост и первые угрозы

То, что президент Украины намерен избавиться от вещания неугодных ему СМИ, стало понятно еще летом 2019 года.

Тогда телеканалы «Россия» и NewsOne анонсировали телемост между жителями России и Украины под названием «Надо поговорить». С российской стороны программу должны были вести Мария Ситтель и Андрей Малахов, с украинской — Елена Кирик и Василий Голованов.

Несмотря на то, что на NewsOne заявили, что проект задумывался как неполитический, что с украинской стороны никто не собирался ставить под сомнения собственные права на Крым и Донбасс, телемост сорвали. Причем к срыву приложил руку лично Зеленский, заявивший в телеобращении: «Это просто дешевый, но опасный пиар-ход перед выборами, цель которого — снова разделить нас с вами, всех украинцев, на два лагеря. Я обращаюсь ко всем украинцам: мы не лагерь. И нас не нужно делить. Сейчас вами просто манипулируют политики, которые очень хотят попасть в парламент. Разница между ними одна: первые будут грабить, а вторые — грабувати. Наша реакция будет соответствующей. Ради сохранения спокойствия, порядка и информационной безопасности Украины».


Тем же летом новый украинский президент пообещал на законодательном уровне «таким людям, как господин Медведчук, не дать монополизировать наше украинское телевидение».

Украинские эксперты с иронией отмечали, что атака Зеленского почему-то касается только ресурсов, объявленных «рупорами» ОПЗЖ. При этом каналы, контролируемые другими политическими группами, например партией Порошенко, его почему-то не беспокоят.

Как Зеленский забыл об истории со «Сватами»

После отмены телемоста между Россией и Украиной Зеленскому напомнили о его собственной реакции, когда во время правления Порошенко запретили новый сезон сериала «Сваты» из-за участия в нем российских актеров.

Зеленский, компания которого занималась производством «Сватов», на своей странице в соцсети писал: «Последние сутки ярко, во всех СМИ, обсуждается такой важный для нашей страны экономический вопрос: запретить сериал “Сваты”. Без этого же никак не растет экономика нашей страны. Этот сериал любят миллионы, его смотрят миллионы. Если сейчас задача СБУ и всех наших комитетов просто забрать сериал от людей, то вы тогда напрямую так и скажите, а не придумывайте различные поводы. Если кому-то не нравится слово “сваты”, вам ближе слово “кумы”, то вы сначала поборите свое кумовство, а потом будете бороться с нашими сватами. Вы боретесь с тем, что миллионы людей все эти долгие годы объединяет. Какого черта вы что-то там вообще предлагаете? Кто вы такие? Что вы сделали? Если вы Служба безопасности Украины, то заботьтесь о безопасности страны, чтобы на улицу было свободно прийти и детям было не страшно. А от “Сватов” пока ни один человек не повесился».

Но времена меняются, меняются и люди. В президентском кресле Зеленский стал совершенно другим человеком, и сегодня он уже не просто повторяет Порошенко, но и идет значительно дальше предшественника.

«Сваты».

«Смерть всем врагам!»

То, что решение об отключении телеканалов от эфира стало реальностью в начале 2021 года, не случайно. Президент и его партия «Слуга народа» теряют поддержку избирателей. От триумфальных показателей 2019 года не осталось и следа. Опубликованные 26 января результаты опроса Киевского международного института социологии, показали, что, если бы выборы в Верховную Раду проводились сейчас, 20,7 процента опрошенных поддержали бы ОПЗЖ, 15,3 процента — «Европейскую солидарность» Порошенко, 12,6 процента — «Батькивщину» Юлии Тимошенко. Партия «Слуга народа» оказалась отброшенной на четвертое место с показателем 11,2 процента.

Что делать, если собственные предвыборные обещания выполнить не можешь, а удержать власть очень хочется? Остается только всеми доступными средствами атаковать оппонентов.

Характерно то, кто на Украине поддерживает отключение телеканалов от эфира. Это националисты, сторонники Порошенко, а также активисты того самого «Евромайдана», который вроде бы выступал против диктатуры. «Крестный отец» «Евромайдана» журналист Мустафа Найем без обиняков заявил: «Всецело и полностью поддерживаю санкции против телеканалов Виктора Медведчука. Мы воюем. И мы в воющей стране закрыли телеканалы человека, который открыто поддерживает страну-агрессора. А врага нужно изолировать без оглядки на упреки наблюдателей. И это не имеет ничего общего ни с цензурой, ни со свободой слова. Это об инстинкте самосохранения».

Еще один празднующий — журналист Айдер Муждабаев: «Владимир Зеленский сделал то, что почему-то не сделал Петр Порошенко. Наконец пророссийские каналы в Украине получили то, что они заслуживали давно. Это враги, это агенты России. Призываю коллег не брать на работу никого из тех, кто работал на Россию. Слава Соединенным Штатам! Смерть всем врагам!»

Игорь Гужва.

«Когда вся страна услышала «Я ваш приговор. », мы не знали, что это о СМИ»

Но есть и совершенно другие голоса. Украинская журналистка Анастасия Товт на своей странице в соцсети пишет: «Зеленский — сам выходец из телевизора. Он должен прекрасно понимать, как работают медиа. И по опыту запрета “Сватов”, кто, как не Зе, должен понимать, что любые запреты бьют по “запрещателям”, а к “запрещенному” только подстегивают интерес?»

Журналист телеканала ZIK Василий Апасов заметил: «Наверное, кто-то решил, что завтра мы не расскажем о том, что медики не получают зарплаты, а население беднеет. Что тарифы не стали низкими, а холодильники людей полными. Что страной управляют так, как будто ее нашли на улице. Но даже если бы мы не рассказали, положение дел в стране не изменится. Но мы расскажем! Журналистов немного больше. Есть наши коллеги, которые подставят плечо, да и мы не будем сидеть сложа руки. Нас проверяют на прочность и мы точно пройдем этот тест. А вы? Кто вам плечо подставит? Когда вся страна услышала “Я ваш приговор. ”, мы не знали, что это о СМИ».

Вспомнили и слова самого Зеленского, произнесенные осенью 2019 года в ответ на прямой вопрос одного из журналистов: «Я очень уважаю каждый канал, и канал NewsOne. Я никогда не закрывал в своей жизни ни одного канала. Я лично за свободу слова, и вы это прекрасно знаете. Я никогда в своей жизни не буду закрывать никакие каналы, не имею права, не имею полномочий».

Что же делать, украинский президент оказался хозяином своего слова: захотел — дал, захотел — забрал обратно.

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил агентству «Интерфакс-Украина»: «Это абсолютно прозрачное решение. Мотивированное, фактическое. Данные телеканалы весьма активно и часто открыто используются как инструменты чужой иностранной пропаганды в Украине».

Риторика в лучших традициях Порошенко.

Денис Денисов.

«Под видом борьбы с рукой Москвы в Украине строится тоталитарное государство»

Представители отключенных от эфира телеканалов намерены бороться за свое право на вещание в судах. Пока же они запустили совместный эфир на YouТube, посвященный данной ситуации.

При этом издание «Страна.ua» со ссылкой на свои источники сообщает, что эфиру в интернете тоже пытаются помешать. В частности, приглашенных в студию гостей пытается не пускать охрана.

Украинские юристы отмечают, что решение принято в нарушение действующего в стране закона, который запрещает вводить санкции против граждан Украины.

Юрист Ростислав Кравец на своей странице в соцсети пишет: «Вот так незаметно, под видом борьбы с рукой Москвы, в Украине строится тоталитарное государство. Думаю, без одобрения Госдепа окружение Зеленского вводить санкции на народного депутата Украины не решилось бы».

Теперь Фирташу, Ахметову, Пинчуку и Коломойскому нужно задуматься. Процесс запущен, прецедент создан, последствия печальны для всех. Конечно же, никто не обратил внимание, что санкции в отношении граждан Украины вводить законом не предусмотрено. Да и публикация указа в 22:42 свидетельствует о вероятном ожидании согласования из-за разницы во времени».

В обсуждении случившегося в соцсетях была выдвинута версия, что произошедшее Зеленский проделал по прямому указанию «старшего партнера».

«В один день с посадкой Навального. Совпадение? Возможно, это ответ Запада Путину. Они же считают Медведчука человеком Путина, а каналы — пророссийскими», — пишет Андрей Симончук.

«Как вариант, Украина — разменная монета!» — отвечает ему пользователь Евгений Дончик.

Известный украинский журналист Анатолий Шарий в Facebook дал весьма лаконичный комментарий: «В России запретили оппозиционный телеканал “Дождь”. Ой, то есть это не в России и не “Дождь”, и не телеканал, а телеканалы. Диктатура как она есть. Настоящая».

ЗЕчистка медиа: зачем Зеленский закрыл телеканалы 112, NewsOne и ZIK-1200x800

Следом за обнародованием решения СНБО и Указа президента о наложении санкций против народного депутата Тараса Козака и трех информационных телеканалов, бенефициаром которых он является, все три "кнопки" - "112 Украина", NewsONE и ZIK - были отключены. Судя по скорости, с которой решение было приведено в действие, оно было далеко не спонтанным. "Вести" разбираются в том, зачем Владимир Зеленский пошел войной против оппозиционных телеканалов, чем она может закончиться, а также насколько в принципе законно подобное решение.

ЧТО РЕШИЛ СОВБЕЗ

Тезисно, СНБО постановил, что в отношении нардепа от ОПЗЖ Тараса Козака, который является бенефициаром (владельцем) телеканалов 112, NewsONE и ZIK, вводятся санкции на 5 лет. Они предусматривают:

  • блокировку активов, предотвращение вывода капиталов (и самого депутата, и телеканалов) за пределы Украины;
  • приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств (т.е., уже с утра журналистам, режиссерам, продюсерам и т.п. перестанут начислять зарплату, сами каналы - не смогут оплачивать аренду помещений и т.п.);
  • аннулирование или приостановление лицензий (телеканалы отключили уже в ночь на среду);
  • запрет использовать радиочастотный ресурс Украины.

Санкции вступили в силу с момента опубликования президентского Указа. Обычный порядок действий предполагает подготовку решения СНБО, издание Указа вскоре после этого и донесение его до тех органов, которых это касается. "Решение имеет практику имплементации — такой инструмент работает с 2016 года", - поясняет "Вестям" медиаэксперт Дмитрий Раимов. С мая 2016-го, действительно, действовали санкции против 17 руководителей СМИ с российской "пропиской" - речь о "Московском комсомольце", ИА "Regnum", "Российской газете", "Русском репортере", ТАСС и др. "Санкции введены против ряда "ООО". Что на них числится, какими лицензиями они обладают и как они связаны с ТВ-каналами Тараса Козака - пока неясно. Нужно подождать как минимум до утра, - сказал "Вестям" политический эксперт Денис Гаевский. - Но не думаю, что данные каналы прекратят полностью вещание, возможно частично будут ограничены из трансляции в регионах".

Однако телеканалы были отключены от вещания молниеносно (ZIK и 112-Украина были уже отключены к моменту написания статьи), и очевидно, что подготовка велась заранее. Более того, не все были согласны с решением: по словам политолога Владимира Фесенко, глава Верховной Рады Дмитрий Разумков не стал подписывать решение СНБО. "Пытается и здесь пропетлять. Я сторонник центристской позиции. Но здесь надо определяться. В пророссийском лагере он не станет своим, тем более никаких шансов на лидерскую позицию", - написал Фесенко в соцсетях. Еще один депутат от СН, Евгений Шевченко, в своем Телеграм-канале пишет: "Это плохо, очень плохо… а как же судебная ветвь власти? Может, тройки НКВД введем и заодно инквизицию"..

ЗАКОННО ЛИ РЕШЕНИЕ?

О сомнительности процедуры наложения санкций на гражданина Украины, более того, народного депутата ее же парламента говорят юристы. "В судебной практике есть подобные дела. Именно в связи с тем, что подсанкционное лицо является гражданином Украины, подобные санкции - выход президентом за пределы полномочий. Это же станет основанием для отмены таких решений СНБО, - говорит "Вестям" старший партнер юридической компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец. - Правда, суды не торопятся рассматривать такие дела - но решение в итоге будет признано ничтожным, разве что, станет очередным основанием для объявления президенту импичмента".

Впрочем, прецеденты лишения украинских граждан их гражданства уже были. И если в случае с Михаилом Саакашвили под такой шаг подвели хоть какую-то базу (он, якобы, ошибся, заполняя документы для получения паспорта с "тризубцем"), то в случае с Андреем Артеменко - тоже, между прочим, народным депутатом - решение было явно незаконным, о чем свидетельствует решение Европейского суда по правам человека. "Указом теперь можно выписывать и санкции на арест, раз такая свадьба, - отмечает известный юрист Андрей Портнов в своем Телеграм-канале. - Закрытие трех телеканалов без решения суда Указом Президента - это диктатура. Указ противоречит международным стандартам, Конституции и украинским законам. Проигрышная партия. Впереди большой кризис".

Вместе с тем, Телеграм-канал "УП. Off the record" пишет, что опрошенные им члены СНБО "уверяют, что Закон разрешает вводить санкции против граждан Украины". Однако в Законе Украины "О санкциях" написано, что они могут: "применяться со стороны Украины к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юридическому лицу, что находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, что осуществляют террористическую деятельность". Граждан Украины в списке нет, что оставляет вопрос о законности Указа и решения СНБО.

ЗАЧЕМ ВВЕЛИ САНКЦИИ?

Причин несколько. Первая - желание "партии власти" контролировать медиа-повестку в стране. Именно с этой целью ряд депутатов от "Слуги народа" зарегистрировали и пытались продвинуть через Комитет проект закона "О медиа", вызвавший протест даже со стороны "про-западных" и грантовых СМИ. В частности, проект существенно расширял полномочия Нацкомиссии по вопросам ТВ и радиовещания, разрешая блокировать медиаресурсы, в т.ч. сайты. Нынешнее решение - прямое и логичное продолжение подобных инициатив. "Возможно, это желание склонить владельцев к изменению редакционной политики, плюс реверанс в сторону администрации Байдена", - предполагает в комментарии "Вестям" Денис Гаевский.

Третья вероятная причина - желание "партии власти" установить контакт с Вашингтоном. "Можно предположить по времени обнародования решения СНБО, что оно было согласовано с той стороной, с которой есть большая разница по времени", - говорит "Вестям" Ростислав Кравец. А экс-нардеп, член набсовета Укрзализныци сообщил в своем Телеграм-канале: "На принятие решение повлияло установление контакта с новой администрацией Джо Байдена после звонка госсекретаря Тони Блинкена министру иностранных дел Дмитрию Кулебе".

Собственно, тот же Лещенко дает почву и для следующего предположения.

"Заседание СНБО было созвано на 19 часов вторника, с целью принять молниеносное решение в момент максимального ослабления Путина внутренними конфликтами и возможного обострения внутренней ситуации в России в связи с осуждением Навального. В момент консолидации всего цивилизованного мира против режима Путина ему будет труднее предпринять возможные ответные действия в отношении Украины", - уточняет Лещенко в своем Телеграм. Тем самым, можно предположить, что Владимир Зеленский атакой на телеканалы открывает "сезон торгов" с президентом РФ.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Читайте также: