В какой стране нет телевидения

Опубликовано: 14.10.2021

Большинство из нас знает, что в череде всевозможных праздников существует День Интернета, однако далеко не каждому известно, что также отмечается День БЕЗ Интернета. Да-да, как это не дико звучит, но существует даже такой необычный праздник, который припадает на последнее воскресенье января. В этом году День БЕЗ Интернета отмечается 29 января. Главная цель праздника – отвлечь людей во всем мире от компьютеров и глобальной сети. Заставить их прожить хотя бы один день без Интернета, посвятить его общению с близкими или своему любимому хобби. Сегодня миллионы людей в мире начинают свой день с просмотра новостей в интернете или почты. Многие уже не представляют своей жизни без глобально сети. Конечно, во всех странах мира сотрудники спецслужбы ведут усиленный контроль за социальными сетями и другими популярными сайтами, чтобы во время выявить правонарушения и теракты. Однако, как себе не трудно это представить, существуют государства, где Интернет практически запрещен или мониторится властью настолько, что граждане не могут и «шага ступить», чтобы не вызвать подозрение.

1. Северная Корея

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

В стране Интернета вообще нет. На ее территории работает своя глобальная сеть, а компьютеры в государстве управляются операционной системой Red Star, которая блокирует многие сетевые протоколы. Только 4 процента жителей страны имеют доступ в Интернет, к ним относятся работники спецслужб, некоторые научные сотрудники и правительство. Однако даже эта «элита» находится под неусыпным наблюдением специальных органов, присматривающих за поведением пользователей в интернете.

2. Мьянма

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

Как и в предыдущей стране, в Мьянме Интернет полностью заблокирован. Выйти в глобальную сеть жители страны могут только в интернет-кафе, которые контролируются спецслужбами государства. Конечно, пользователи придумывают различные способы, чтобы обойти блокировщики сайтов, но подобные действия чреваты наказанием. Доступ в Интернет имеют всего 1 процент жителей страны.

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

Правительство страны ввело мощнейшую систему блокировки «опасных» сайтов, которая получила название «Золотой щит». Она фильтрует поисковую выдачу, блокирует многие сайты и перенаправляет пользователей по «опасным» запросам на сайты, где информация подана в выгодном для Китая ключе. В стране действует такое понятие, как «запрещенная законом информация». Если пользователь будет распространять нечто подобное, то его ждет тюремный срок. Однако пользователи Китая придумали разные ухищрения, чтобы обходить систему защиты.

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

5. Венесуэла

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

Невозможно сравнить Венесуэлу с предыдущими странами, в стране относительно свободный доступ в Интернет. Однако во время акций протеста правительство может блокировать социальные сайты и даже отключать доступ в глобальную сеть в самых «проблемных» регионах страны. Нельзя сказать, что власти страны ведут себя, как в Китае или Северной Кореи, но их действия показывают, что они все же пытаются ввести некоторую интернет-диктатуру.

6. Туркменистан

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

На территории страны работает только один провайдер, только он жестко контролируется властями. Все почтовые сайты мониторятся спецслужбами, потому что их подозревают в призывах к демократии и антирелигиозных высказываниях.

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

В государстве работает достаточно гибкая система контроля за пользователями в сети, она называется NETRA (NEtwork TRaffic Analysis). Ее основная функция - сбор информации об активности пользователей, получение доступа к их приватным данным. Конечно, прямой блокировки сайтов нет, но действия жителей в Интернете находятся под неусыпным контролем. Более того, правительство практикует полное отключение сети по всей территории Индии во время протестов, стихийных бедствий или других «неприятных» для властей явлений.

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

Действия правительства Сирии очень похожие с контролем Интернета в Индии. Довольно часто власти пользуются «рубильником» для ограничения использования глобальной сети жителями страны. Законом караются любые высказывания о свержение девствующего режима или разделение страны, поэтому посетители интернет-кафе (только там можно воспользоваться Интернетом) должны оставлять свои идентификационные данные.

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

Интернет в стране работает нормально, однако спецслужбы ведут активную проверку всех пользователей. Например, существует в государстве база блогеров, где внесены все их данные: пароли, почтовые адреса – все сведения подают в ответственные структуры сами провайдеры. Трафик полностью контролируется, возможно, правительство проверяет не каждую букву, но очень близко к этому. Запрещены множество сайтов, которые «неугодны» властям Туниса.

ТОП-10 стран, ограничивших доступ к глобальной сети Интернет, Запрет, Длиннопост

«Я вообще не смотрю телевизор» — эта фраза стала модной, но большинство людей, которые ее произносят, лукавят. На самом деле, граждане нашей страны смотрят ТВ очень активно, мы на одном из первых мест в мире.

Если человек говорит, что не смотрит телевизор, просто задайте пару наводящих вопросов: спросите о последних новостях, о героях популярных сериалов… Чаще всего такой разговор затягивается надолго, и презирающий «зомбоящик» собеседник с радостью рассказывает о мельчайших подробностях. Трудно поверить, что обо всем этом он прочитал в интернете.

Телевидение стало частью нашей культуры и воспитания. Люди, выросшие во времена перестройки или в девяностые, прекрасно помнят, как много нового ребенок мог узнать, включив телевизор. Ведь тогда практически в любое время дня и ночи можно было натолкнуться на программы самого разного содержания, так что, пока родителей не было дома, мы активно занимались самообразованием.

В странах Запада телевидение также играет важнейшую роль, несмотря на непрерывную критику и развитие интернет-вещания.

Телевизор — одна из основ общества потребления. Через сеть вещания распространяется не только информация, но и реклама, которая затем позволяет компаниям развивать бренды и наращивать капитализацию, в конечном итоге усиливая конкуренцию на рынке и ускоряя экономический рост.

Но нельзя игнорировать и негативное влияние телевидения, в первую очередь низкокачественных развлекательных программ, просмотр которых можно смело назвать тратой времени. После рабочего дня, конечно, хочется на что-то переключиться, но эксперты утверждают, что самые большие любители ТВ вредят себе, а для государств эта проблема превращается в настоящую болезнь. Кто же больше всех смотрит телевизор?

10. Бразилия, 216 минут в день


В среднем бразилец проводит у экрана телевизора по 216 минут в день. Эта цифра кажется огромной, но нужно учитывать, что большую часть времени мы смотрим ТВ пассивно, когда занимаемся совершенно другими делами. Телевидение развивалось в Бразилии с 50-х гг. прошлого века, и в итоге страна с населением в 190 млн человек сумела создать вторую крупнейшую в мире коммерческую телекомпанию Rede Globo. Не стоит забывать о том, что бразильцы смотрят знаменитые бразильские сериалы, а от этой «иглы» трудно отказаться.

9. Германия, 222 минуты в день


Германия была одной из первых стран, которым удалось наладить стабильное телевизионное вещание. Сигнал появился уже в 1935 г., а позже немцы научились транслировать и цветную картинку. К сожалению, часть прогресса пришлась на времена Третьего Рейха. Система телевидения отличается от ряда других стран Запада, где доминирующее положение занимают кабельные операторы. В Германии такая схема не прижилась, и упор делается на модель общественного вещания, как, например, в Великобритании или странах Скандинавии. Крупнейший канал — Das Erste — принадлежит второй крупнейшей сети общественного вещания в мире — ARD.

8. Франция, 230 минут в день


Франция во всем пытается обыграть Германию, и по части зависимости от телевизора французы действительно впереди: житель Франции в среднем тратит 230 минут в день на просмотр телепередач. Вещание во Франции было запущено еще в 1931 г., цветное телевидение появилось в 1967 г. France Télévisions, находящейся под контролем государства, принадлежат три из пяти популярнейших в стране каналов: France 2, France 3 и France 5. Но еще популярнее частный TF1. На него приходится 22,6% аудитории.

7. Россия, 238 минут в день


Россия — один из лидеров в мире по количеству телевизионных каналов. Их в стране 3,3 тыс. При этом лишь три канала вещают на всю страну — «Россия 1», «Первый» и «НТВ» (федеральных каналов гораздо больше, но они доступны не везде). Большая часть телевизионных СМИ региональные, которые освещают «домашние» темы. Но у крупных сетей, в первую очередь речь идет о ВГТРК, также есть представительства в большинстве городов. Ключевые компании являются частично или полностью государственными, региональные нередко опираются на частное финансирование.

6. Канада, 238 минут в день


Канада пытается выстроить самодостаточную систему вещания на фоне конкуренции с огромным телевизионным рынком соседних США. В 1952 г. на основе Canadian Broadcasting Corporation была создана первая телекомпания, но сегодня в стране огромное количество каналов, большая часть из которых коммерческие. Государство пытается поддержать отечественного производителя за счет льгот, однако с каждым годом растет популярность американских конкурентов, которые создают более качественную продукцию благодаря более мощному финансированию.

5. Великобритания, 241 минута в день


4. Польша, 243 минуты в день


Поляки обожают телевидение, а история страны стала основой для создания разветвленной системы вещания, которая способна удовлетворить потребности разных слоев населения. Эфирное вещание было налажено еще в 1937 г. и возобновилось в 1952 г. после поражения фашистов. А после распада СССР в стране по-прежнему действует мощная сеть общественного вещания Telewizja Polska. Но в 90-е начали развиваться новые — коммерческие — компании. Среди них Polsat Group and ITI Group.

3. Испания, 246 минут в день


Несмотря на отличный климат и интерес населения к спорту, Испания входит в тройку самых зависимых от ТВ стран. Первым телевизионный сигнал начал распространять государственный канал Televisión Espanola в 1956 г. Но в 1989 г. на рынке появились коммерческие конкуренты, после того как система телевещания была реформирована в сторону большей либерализации. С тех пор телевидение развивается ударными темпами, а испанцы охотно смотрят ТВ.

2. Италия, 255 минут


Развитие телевещания в Италии остановилось во время Второй мировой войны, однако с 1954 г. система вновь начала раскручиваться на основе государственной корпорации RAI. Сегодня она контролирует 37% аудитории, а на втором месте принадлежащая экс-премьеру Сильвио Берлускони Mediaset. У нее 33%, и эту компанию называют крупнейшей частной медиагруппой в Италии. Интересно, что к политической журналистике итальянцы относятся с недоверием. Основная причина как раз заключается в том, что Берлускони пытался через свои СМИ донести собственную точку зрения и опорочить конкурентов.

1.США, 293 минуты


США лидируют с огромным отрывом — 40 минут! Привычка сидеть с пивом или попкорном на диване и потреблять информацию в неограниченном количестве появилась уже более полувека назад, и с тех пор ТВ стало огромной частью культуры Америки. Кабельное телевидение обеспечивает возможность для создания нишевых каналов. Рыбалка или охота, бейсбол или боулинг — для каждого увлечения найдется свой канал. И хотя именно в США сети потокового видео, вроде Netflix, достигли наибольшего распространения, в обозримом будущем, как говорят эксперты, страна останется лидером по просмотру обычного телевидения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас призвал российский МИД обратить пристальное внимание на ситуацию со свободой слова в странах Балтии. Там начался новый раунд борьбы с «кремлевской пропагандой» — в Литве наложили запрет на трансляцию пяти телеканалов группы RT, в Латвии — семи. Судя по всему, примеру своих соседей вскоре последует и Эстония. В ситуации разбирались «Известия».

Тропа войны


«Великая война» с российским телевидением ведется в Прибалтике уже много лет. В 2013-м Вильнюсский окружной административный суд на время остановил трансляцию в стране некоторых программ Первого Балтийского канала (телекомпания, созданная на основе российского Первого канала для вещания в Прибалтике). ПБК обвинили в показе «лживой пропагандистской передачи» о штурме вильнюсского телецентра 13 января 1991 года. В октябре 2015-го латвийский Национальный совет электронных средств массовой информации (НСЭСМИ) принял решение оштрафовать русскоязычный ПБК на €10 тыс. за «однобокое» освещение украинских событий.

телепрограмма

Впрочем, евробюрократия смотрит на эксперименты прибалтов со свободой слова без особого восторга. В июне 2016-го Еврокомиссия выразила недовольство тем, что власти Литвы, не посоветовавшись ни с транслятором, ни с Брюсселем, насильственно переводят «неприятельские» каналы в платный пакет. В результате Вильнюсу пришлось снять санкции с «НТВ-Мир» и «РТР-Планеты». Однако спустя небольшое время прибалты вернулись к политике санкций и запретов, а на критику они стараются внимания не обращать. В ноябре 2019-го в Литве временно запретили вещание «РТР-Планеты» — использовав в качестве предлога выступление Владимира Жириновского. Этим список временных отключений российских телеканалов не исчерпывается, их можно приводить еще долго. Однако со временем в Прибалтике явно решили, что от точечных ударов пора переходить к тотальной зачистке информационного пространства.


На исходе прошлого года в Эстонии вынужден был приостановить свою деятельность местный филиал российского агентства «Спутник». До этого в течение нескольких месяцев его сотрудники подвергались прессингу — сначала им заблокировали возможность получать законную зарплату, а потом и вовсе стали грозить уголовными делами, если не уволятся. В итоге руководство решило приостановить деятельность СМИ, чтобы не подвергать риску сотрудников. Власти Эстонии и Латвии приступили к блокированию счетов неугодных журналистов, сотрудничающих с российскими изданиями.

Потому что «Киселев»

полиция Латвии

В июне 2020 года сейм Латвии в третьем и окончательном чтении принял поправки к закону об электронных СМИ, предусматривающие резкое сокращение трансляции русскоязычных каналов. Идею законопроекта первым подал президент Латвии Эгил Левитс. В частности, он предложил расширить требования к ретрансляторам зарубежных телеканалов таким образом, чтобы доля русскоязычного вещания составляла не более 20%. Соответствующие меры глава государства мотивировал необходимостью «укрепить информационное пространство Латвии». Ассоциация коммерсантов электронных сетей и Латвийская ассоциация электронных коммуникаций обратились к Левитсу с просьбой об отмене закона, но безрезультатно.


В конце июня латвийский НСЭСМИ принял решение запретить на территории страны семь телеканалов группы RT, которая раньше действовала под брендом Russia Today. Как пояснили цензоры, причина в том, что данные каналы «находятся под фактическим контролем и единоличным надзором российского пропагандиста Дмитрия Киселева». Речь идет о телеканалах RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary, RT TV. По мнению спецслужб Латвии, они являются «самыми влиятельными каналами ведущейся Россией в странах Запада пропаганды». Председатель НСЭСМИ Ивар Аболиньш отметил: «Полученные нами доказательства очень серьезные, и мы призовем регуляторы всех государств ЕС последовать нашему примеру и запретить RT на своей территории. Таким программам нет места ни в Латвии, ни в Евросоюзе».

Первой на призыв откликнулась Литва. В начале июля действующая в этой стране государственная комиссия по радио и телевидению (КРТВ) запретила трансляцию пяти каналов группы RT: самого RT, его версии RT HD, также RT Spanish, RT Documentary и RT Documentary HD. Их ретранслировали в Литве операторы кабельного и прочего телевидения Balticum, Consilium Optimum и Penki kontinentai, а также интернет-телевидение megogo.net. «Это сделано не по причине нарушений, а потому, что в список лиц, попадающих под санкции, внесено лицо, связанное с программами этого телевидения. Это господин Киселев — он не должен получать выгоду, поэтому ретрансляция останавливается. Так было сделано в Латвии, а сейчас и в Литве», — заявил глава КРТВ Мантас Мартишюс.

Логотип телеканала RT


Как отмечает калининградский политолог Александр Носович, специализирующийся на изучении государств Прибалтики, основное возмущение вызывает даже не сам факт запретов, а предлог блокировки. «Страны Балтии одна за другой повторяют фейк о том, что руководителем группы RT является Дмитрий Киселев, против которого введены санкции Евросоюза, и на основании этой прямой, сразу же опровергнутой лжи запрещают российские телеканалы. В России за время этой позорной кампании уже устали повторять, что группа телекомпаний RT, которую возглавляет Маргарита Симоньян, и международное информационное агентство «Россия сегодня», которое возглавляет Дмитрий Киселев, — это две разные организации. Да, по-английски они звучат одинаково, однако телекомпания Russia Today — это оригинальное название, а МИА «Россия сегодня» — переводное с русского. Все попытки это объяснить бесполезны. Прибалтийские власти не хотят ничего понимать. На самом деле их вообще не интересует, кто там в Москве что возглавляет», — констатирует Носович.

Ударом на удар

В российском МИДе подчеркнули, что запрет на вещание телеканалов RT в Латвии и Литве является прямым нарушением обязательств по свободе СМИ, принятых на себя балтийскими государствами. Временная комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ призвала Министерство иностранных дел РФ и другие органы исполнительной власти в рамках своей компетенции «изучить возможности введения ответных политических и других мер» в отношении властей Литвы, Латвии и Эстонии, «грубо нарушающих принципы свободы слова и распространения информации, а также свои обязательства перед международными организациями».


В Совете Федерации считают, что такие действия Литвы, Латвии и Эстонии нарушают принципы свободы слова и беспрепятственного распространения информации, являющиеся фундаментальными нормами ОБСЕ и Совета Европы. «Временная комиссия констатирует, что принятые литовскими и латвийскими властями запретительные меры, равно как и более ранний запрет деятельности агентства Sputnik в Эстонии, являются актами политической цензуры и выглядят как единая скоординированная кампания против российских средств массовой информации в нарушение положений вышеупомянутых международно-правовых документов», — отмечается в тексте заявления.

Члены комиссии убеждены, что «принципы и нормы ОБСЕ и Совета Европы в отношении средств массовой информации должны последовательно соблюдаться вне зависимости от политических симпатий или антипатий правительств стран-участниц».

останкинская башня


Комиссия ссылается на Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, являющийся основополагающим документом ОБСЕ, а также на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Совета Европы, которая гарантирует свободу «придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас сообщил, что его комитет поддержит заявление комиссии. «Такие действия иностранных государств не должны оставаться без ответа. Против чиновников, которые нарушают права российских СМИ, необходимо вводить санкции со стороны России», — считает Клишас.

Александр Носович отмечает, что введение санкций обсуждается в период временного затишья в международных делах. «Странам в последние месяцы не до отношений друг с другом: они борются с коронавирусом и его последствиями. Однако Прибалтика вновь показала свою фундаментальную особенность: при любых международных обстоятельствах воспроизводить конфликт в отношениях с Россией», — отмечает политолог.

Характерно, что даже такая международная неправительственная организация, как «Репортеры без границ», не отличающаяся, мягко говоря, теплым отношением к России, осудила запрет RT в Литве и Латвии. «Репортеры без границ» считают эти запреты ненадлежащим использованием политики санкций ЕС», — говорится в пресс-релизе организации. Как отмечено в документе, «запрещать или закрывать СМИ не является частью санкций, объявленных в отношении Дмитрия Киселева».


В чем именно будут заключаться российские контрсанкции против стран Балтии, если их примут? Председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил, что препятствий работе прибалтийских СМИ в России чиниться не будет. «Сейчас широко используются механизмы персональных санкций к тем людям, которые занимаются сознательной антироссийской деятельностью. Это одно из направлений, как представляется членам комиссии, могло бы быть рассмотрено в качестве возможной реакции на эти действия», — пояснил Пушков.

В то же время он напомнил, что на территории РФ действует целый ряд СМИ, которые напрямую финансируются из бюджетов западных государств и выражают точку зрения, благоприятную для правительств этих стран. «До сих пор это не являлось поводом, чтобы ставить под сомнение их работу на территории РФ», — отметил Пушков.

Победил интернет, но в этом нет ничего хорошего

Культовый почтальон Печкин из культового мультфильма «Простоквашино» говорил: «В наше время главное украшение стола что? Телевизор! А он у вас паутину показывает». Эти слова, действительно, как никогда актуальны именно на Новый год, когда страна максимально открывает дома и разум для телевидения. Канун и начало 2021-го не станут исключением. Однако будет в этом и своя парадоксальная странность.

Победил интернет, но в этом нет ничего хорошего

Фото: Алексей Меринов

Ведь год 2020-й отметился рекордно низким уровнем доверия россиян к родному телевидению как к источнику информации. Он, это уровень, скатился до тоскливых и жалких 23%. Так засвидетельствовали исследования крупнейшей консалтинговой компании Deloitte. И данная новость прозвучала скорее не как откровение, а как констатация. Самое время поговорить об этом как о важном итоге 2020-го.

Жаль, правда, что исследования не указали причин столь крутого пике российского телевидения куда-то в пучины велиаловой лжи и бегемотовой жадности. Меж тем, они, причины эти, весьма интересны. Да, с одной стороны, мы наблюдаем падение интереса к телевидению во всём мире. Виной тому – гаджетизация, а так же разнообразие и доступность каналов информации. Однако всё равно сохраняется процент людей, которые включают «ящик». Ну, как минимум, для фона. И что они видят? Полное несоответствие того, что на экране, и того, что в жизни. Оттого человек – даже нейтрально настроенный – неизбежно задаст вопрос: «Почему мне столь нагло врут? И для кого это?».

А ведь, правда, для кого? Разве что для большого начальства, которое жизнь видит из окон машин. Но она-то, эта жизнь, иная – её пощупать, на зуб распробовать надо. Среднестатистический россиянин делает это каждый день. Потому он зачастую не может увязать друг с другом две картинки – у него начинается информационный диссонанс.

Во многом по этой причине наши телевизионщики предпочитают обмусоливать любые темы, но желательно не свои, внутренние. Долгое время спасала Украина. Жовто-блакитные снова и снова подсовывали темы для обсуждения – одна раскалённее другой. И эксперты, разряженные украинскими политологами, которые ещё вчера были мелкими клерками, ломали хоругви и булавы вокруг того, что творилось на неньке.

Однако даже самые стойкие зрители устали от бесконечного украинского холивара. Потому что в определённый момент всё это превратилось в фарс. А, к примеру, американские выборы или другие майданы у зрителя столь хорошо не зашли. Это вам любой продюсер любого федерального канала подтвердит. В итоге политические ток-шоу оставили для определённого круга лиц.

Впрочем, есть гораздо более серьёзная проблема с российским телевидением, нежели украинская политика. Оно каждодневно расчеловечивает своих зрителей, подсовывая фриков, уродов и выродков (это разные категории). Вся эта малаховщина, где актёры выясняют отцовство, дерутся эскортницы, а учительницы рожают от своих учеников, забила прайм-тайм, словно экскременты сточные трубы.

Помню, мне довелось случайно наблюдать за переключением федеральных каналов. На одном Малахов вещал о том, как насильно стерилизовали инвалида. На другом выясняли отцовство по ДНК. А на третьем тёща пыталась отравить семейство.

Да, российское телевидение частенько культивирует гадость. И это следствие одновременно и диверсии, и глупости. Продюсеры уверены, что пипл по-прежнему кушает дрянь. И в тоже время зрителям вдалбливают: смотрите, ребята, нормальных людей в этой стране нет. А если ты хочешь, согласно завету Энди Уорхола свои 15 минут славы (в современном прочтении – 15 секунд), то ни в коем разе не можешь быть нормальным человеком. Героев, а их в России – великое множество, вам по телевидению редко когда покажут.

Возможно, такой подход работал до недавних пор, но народ – ладно, зритель – устал от бесконечного парада уродцев. Не столько ото лжи, сколько от однообразия. «Душа человека – по природе своей христианка», - эти слова Тертуллиана звучат архаично, однако даже сейчас, в век высоких технологий и низменных чувств, не лишены смысла. Зритель вынужден искать высшие ценности на стороне – вдалеке от «ящика».

Отсюда, в том числе, следует и тот факт, что предпочтительным источником новостей 55% россиян назвали интернет. Объясняется это просто - человек, как писал ещё Юлиус Эвола, не может жить без авторитетов и иерархий. Телевидение дискредитировало себя, книги списали в утиль – и остался интернет, манящий прежде всего иллюзией свободы.

Смешно. Ведь интернет-пространство ещё более структурировано и несвободно, нежели телевидение. И дело тут даже не в том, что нам всякий раз предлагают «рекомендованное», а фильм о Беслане Дудя пропихивают в топ, когда фильм о Беслане же Рогаткина, наоборот, блокируют – это лишь цветочки зла. Интернет-пространство –сложносочинённый механизм, по сути, та самая матрица, явленная чуть более 20 лет назад в одноимённом фильме. Она гораздо эффективнее, нежели старые СМИ, порабощает человека, подсовывая ему иллюзию выбора и сопричастности.

Добавьте к этому ощущение порочной лёгкости выхода в мир – и получите полный комплект. Для телевидения у вас должен быть минимальный набор качеств – попадая туда, вы, так или иначе, проходите некий отбор. Для выкладывания ролика в Ютюб не надо никаких критериев и фильтров. Порочная простота.

Одна из трагедий современного телевидения как раз-таки и заключается в том, что оно говорит со зрителем как бы с высшей позиции, а современное общество не приемлет авторитетов: им подавай таких же, как они - «своих ребят». Вот и получается, что аудитория, следующая за Нурланом Сабуровым, Александром Гудковым и Юрием Дудём (а они в первой пятёрке самых зарабатывающих видеблогеров) не желает образовываться – она жаждет получить подтверждение своих не слишком глубоких умозаключений. Ситуация с нынешним состоянием медиа описывается фразой Чарльза Буковски: «Капитан ушёл – верховодит матросня».

И тут остаётся лишь вспомнить, как на закате СССР его население с большим подозрением и неприкрытой враждебностью относилось к средствам массовой информации и к телевидению в частности. К чему это привело в итоге – мы хорошо помним. При этом формировалось альтернативное пространство смыслов.

Нынешняя ситуация в чём-то похожа на ту, из 80-х годов прошлого века. С одной существенной разницей. Поле смыслов, сформированное сейчас – интернет-пространство – намного мощнее, полнее и масштабнее. Оно обволакивает и поглощает, точно болото, и, увязнув в нём, человек превращается в своего рода новую форму жизни – токсичную.

К сожалению, и это надо признать сегодня, дабы двигаться дальше, мы проиграли борьбу за интернет-пространство. И сейчас одновременно сформировано две группы - два населения, если угодно: одно по привычке, всё меньше сидит на телевидении, разбавляя его интернетом, а другое – сидит только на интернете во всех его проявлениях (главным образом – социальные сети). Между группами этими - всё меньше понимания, как и между людьми в принципе. С каждым днём пропасть эта ширится – и, возможно, со временем отсутствие понимания, перерастающее в агрессию, выльется из голов на улицы. Падение Вавилонской башни ведь начиналось с непонимания, ставшего со временем тотальным и катастрофическим. И к чему это привело в итоге? И к чему ещё приведёт?

Сегодня миллионы людей во всем мире начинают свое утро с проверки почты, скроллинга ленты в Инстаграме, просмотра прогноза погоды и чтения последних новостей. Однако есть страны, жители которых пользоваться этими благами современного человечества не могут, так как власти ограничивают их доступ к сети, показывая только ту информацию, которая им выгодна.

Где о свободном перемещении по Всемирной паутине могут только мечтать, читайте в нашем материале. Спойлер: сюда попали даже наши европейские соседи.


Северная Корея


Уже ни для кого не секрет, что в Северной Корее доступ к интернету строго ограничен. По состоянию на 2013 год, в стране было зарегистрировано всего 1200 IP-адресов, имеющих выход глобальную сеть. В основном это компьютеры партийных деятелей, сотрудников госслужб, некоторых университетов, иностранных представительств и пропагандистов Чучхе внешнему миру. Большинство этих людей следят за тем, чтоб в сети появлялась только положительная информация о политическом режиме в стране. Хотя благодаря перебежчикам в остальном мире уже знают всю правду об этом «царстве» жестокости и коммунизма.

Стоит добавить, что в КНДР функционирует собственный национальный интернет под названием «Кванмен». По разным данным, в этой сети работают от 1 до 5 тысяч сайтов, которые, как и все другое в Северной Корее, посвящены пропаганде идей Чучхе, а также содержат разную научно-техническую информацию. Получить доступ к глобальной сети местные жители могут, лишь воспользовавшись контрабандным китайским телефоном с 3G. При этом обязательно находиться в районе действия сигнала – в пределах 10 км от границы КНДР. Насколько это опасно, думаем, объяснять не стоит.

Китай


В такой продвинутой стране как Китай, дела с интернет-цензурой обстоят весьма строго и основательно. Речь идет о проекте «Золотой щит», который также называют «великим китайским файрволом». В рамках этой программы все веб-страницы фильтруются по определенным ключевым словам (связанным с госбезопасностью) и по «черному списку» IP-адресов. Так, к примеру, в стране запрещено пользоваться такими популярными сервисами, как YouTube, Gmail, Google Play, Face­book и WhatsApp.

Долгое время даже Википедия была под запретом. Причем попала она в список запрещенных сайтов под предлогом «борьбы с пропагандой насилия в средствах массовой информации».

«Неужели жители Китая не знают, как это делиться фотографиями, получать лайки и листать ленту своих друзей?!», – удивитесь вы. На самом деле, для китайцев предусмотрены собственные аналоги популярных программ, например, Taobao, Ali­Pay, WeChat и Wei­bo. Поэтому внутренний интернет-рынок Китая можно назвать полностью самодостаточным, ведь в одной только соцсети Wei­bo зарегистрированы более 500 млн человек.

Турция


Теперь под блокировку попадают любые веб-страницы, содержащие информацию о наркотиках, призывы к суициду, пропаганду проституции, сведения об азартных играх, детскую порнографию и так далее. Чтобы навсегда ограничить действие портала на территории страны, властям даже не нужно дожидаться решения суда. Соответствующие закон был одобрен в 2015 году.

В список недопустимой информации также входят любые материалы, содержащие критику первого президента страны Мустафы Кемаля Ататюрка.

Однажды турецкие власти даже заблокировали соцсеть Твиттер, уверяя, что она «нарушает права личности на частную жизнь», но это решение впоследствии признали антиконституционным. Сейчас платформа микроблогов доступна всем жителям страны, однако Реджеп Эрдоган по-прежнему полон решимости провести ее блокировку.

Саудовская Аравия


В 2011 году власти Саудовской Аравии приняли закон, предусматривающий наказание за публикацию любых материалов, которые, по их мнению, поддерживают интересы других государств, нарушают национальную безопасность и общественный порядок или противоречат шариату. Под особым запретом здесь находятся все темы, касающиеся веры. С 2014 года любые атеистические призывы приравнивают к акту терроризма.

За порядком в сети следит специальная Комиссия по коммуникациям и информационным технологиям. Ежедневно сотрудники комиссии лично проверяют сомнительные ресурсы, на которые им поступают жалобы. Кстати, отправить такую жалобу здесь может кто угодно, обычно это – религиозные деятели и студенты.

Кроме того, в Саудовской Аравии запрещены месседжеры Viber, What­sApp и Face­book Mes­sen­ger, и, естественно, строго запрещена порнография.

Куба


Кубу часто называют Островом свободы, но, оказывается, в этом радужном краю есть все, кроме интернета. И основная причина его отсутствия заключается вовсе не в ограничениях со стороны правительства, а в том, что интернет на Кубе – товар дефицитный. Предоставляет его первый и единственный провайдер в стране – компания ETECSA. Час работы в интернете при скорости около 1 Мб в секунду обойдется желающим в один доллар. Для местных жителей это просто огромная сумма, ведь средняя зарплата в островном государстве составляет около 25 долларов в месяц.

В 2013 году на Кубе открылись 118 интернет-кафе, в которых, как правило, установлены несколько стареньких компьютеров, работающих на государственной ОС. Пользуются ими обычно только очень богатые люди, остальные – отстаивают огромные очереди в тех немногочисленных точках, где есть Wi-Fi.

Надо отметить, что простые граждане страны получили «свободный» доступ в Интернет только в 2008 году при правлении Рауля Кастро. До этого право входить в сеть было лишь у представителей элиты и непосредственно членов правящей верхушки.

Не так давно телекоммуникационная компания ETECSA сообщила о намерении создать домашний интернет, который смогут подключить все желающие. Правда, стоить эта услуга будет от 15 до 70 долларов (за 30 часов), поэтому можно с уверенностью сказать, что большинство жителей Кубы так и останутся без доступа к сети. Кстати, мобильный интернет (тоже невероятно дорогой) появился здесь только в 2018 году! Но даже после этого нововведения статистика доступа к интернету у кубинцев не изменилась – лишь 5% населения страны пользуются им регулярно.

Египет


Хоть Египет и называет себя страной с провозглашенными свободой слова и мысли, к интернет-цензуре здесь относятся очень строго. За властями по-прежнему остается право блокировки всех веб-ресурсов, которые тем или иным образом нарушают законодательство и являются неприемлемыми. За посещение сайтов, находящихся в «черном списке», предусмотрены штрафы – от 10 тысяч до 20 миллионов египетских фунтов (560−1,1 миллиона долларов). Причем совершенно неважно, зашел человек на сайт умышленно или сделал это случайно.

Такие жесткие меры правительство объясняет необходимостью преодоления нестабильности и терроризма, которые в последнее время процветают в стране. Но, стоит напомнить, что в 2011 году действующий тогда президент Египта Хосни Мубарак повсеместно отключил интернет, отчаянно цепляясь за власть. Таким образом он пытался перекрыть доступ жителей к новостным сайтам. Уже спустя неделю интернет снова подключили, а сам Мубарак вскоре был свергнут. Однако временное правительство тоже успело отличиться. В апреле власти отправили за решетку блогера, который писал на политические темы.

Сирия


В стране, где уже 8 лет ведется непрерывная война, вопрос доступа в интернет не стоит столь остро. С 2012 года здесь перестали функционировать 77 компьютерных сетей, что составляет больше 90% всех сетей Сирии. Есть несколько версий, почему это произошло. Согласно первой, власти страны сами решили отключить интернет, прервав работу сирийского телекоммуникационного ведомства. Вторая теория «правительственная» – если верить ей, то «выхода в свет» сирийцев лишили террористы, перерезавшие кабели, по которым проходило соединение.

Известный перебежчик из Агентства Национальной Безопасности Эдвард Сноуден рассказал собственную версию развития событий. По его словам, хакеры АНБ тогда пытались установить программу для шпионажа на одном из основных маршрутизаторов Сирии. Софт помог бы американцам получить доступ к сирийской электронной почте и многим другим сервисам. Но в итоге что-то пошло не так, и ОС маршрутизатора просто вышла из строя.

Индия


В августе 2017 года власти Индии приняли закон «о выключении» интернета. Согласно ему, любое должностное лицо высшего уровня, отвечающее за внутреннюю безопасность страны, может отдать распоряжение о блокировке сайта, если у него есть на то определенные основания. Внедрение этого правила правительство объясняет попыткой защитить граждан страны. После очередных терактов в Мумбаи ограничение доступа к интернету встало в один ряд с введением комендантского часа.

Кроме того, на территории Индии действует достаточно гибкая система контроля за пользователями в сети, которая позволяет властям собирать информацию об активности человека на веб-странице и, в случае необходимости, некоторые его персональные данные. По состоянию на 2017 год, распространение интернета в Индии составило всего 34%, что немногим больше аналогичных показателей на Кубе.

Беларусь


Вы, наверное, не ожидали увидеть в этом списке европейскую страну, но интернет-цензуру Беларуси просто нельзя было обойти стороной. Государственные органы полностью контролируют всю информацию, которая содержится и распространяется в печатной, цифровой, музыкальной, кинемато- и фотографической продукции, а также на радио, телевидении и в интернете.

С 2010 года все интернет-провайдеры обязуются осуществлять идентификацию абонентских устройств, а владельцы компьютерных клубов – вести отчет обо всех посетителях. Любые каналы связи и веб-сайты юридического или физического лица подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов.

На территории страны заблокировано множество интернет-ресурсов, в том числе сайт Change.org. Блокировка последнего произошла после появления на нем петиции об освобождении из тюрьмы Антона Суряпина и Сергея Башаримова – организаторов акции протеста против нарушений свободы слова в Республике Беларусь.

Мьянма (Бирма)


Правительство Мьянмы активно блокирует любые интернет-ресурсы, которые освещают проблему нарушения человеческих прав на территории страны или имеют мнение, отличное от общепринятого (государственного). Кроме того, здесь фильтруется вся электронная переписка пользователей, их странички в соцсетях и любые другие виды коммуникации, с помощью которых можно передавать информацию.

В интернет-кафе ведут учет посетителей и по первому требованию предоставляют все сведения полиции. Доступ к сервисам VPN в стране тоже ограничен, а за нарушение любых из этих правил грозит штраф или тюремное заключение.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Читайте также: