Тв фильтр что это

Опубликовано: 22.04.2024


Наверное, каждый начинающий фотограф задумывался над вопросом, как профессионалы запечатлевают на своих снимках мягкие размытые облака, водопады, туманные, словно окутанные дымкой, водные потоки? При этом у новичков не получается достичь подобного эффекта, используя длинную выдержку.

Это происходит потому, что профессиональные фотографы применяют фильтры нейтральной плотности ND. Не путайте с градиентными фильтрами – они затемняют лишь определенную часть кадра.

фильтр нейтральной плотности nd

ND-фильтры созданы так, чтобы поглощать свет, который проходит сквозь них, и при этом никак не влиять на цветопередачу. Это свойство позволит фотографу увеличить время экспозиции.

Плотность ND-фильтра (количество пропускаемого им света) может варьироваться.

ПлотностьКоличество света, которое пропускает фильтрЭкспозиция
ND - 2//0,3501
ND - 4//0,6252
ND - 8//0,912,53
ND - 16//1,26,254
ND - 32//1,53,1255
ND - 64//1,81,5636
ND - 128//2,10,7817
ND - 256//2,40,3918

Из этой статьи вы узнаете, как правильно использовать ND-фильтры.

Что такое ND-фильтр? Фото

Фильтром нейтральной плотности ND называется полупрозрачный кусочек стекла, который прикрепляется к переднему торцу объектива. Как правило, фильтр либо бесцветный, либо сделан из серого стекла, блокирующего значительное количество света, тем самым защищая ваши снимки от пересвета.

Фильтр нейтральной способен изменить или уменьшить интенсивность всех цветов света или волн в равной степени, то есть не влияя на оттенок цветопередачи. Поэтому он и получил свое название.

фильтр nd

Где применяются фильтры ND?

Профессиональные фотографы находят применение этим фильтрам, например, на ярких сценах, освещенных софитами. Фильтр ND весьма эффективно препятствует проникновению излишков света на матрицу камеры, что позволяет получить сбалансированную экспозицию без ущерба цветопередачи. Он способен затемнить всю сцену, вернув ее к нормальному уровню яркости, так что фотоаппарат сумеет захватить ее. Если вы планируете снимать отражения или проводить фотосъемку в солнечный день, там также пригодится ND-фильтр.

Главная цель этого помощника фотографа в том, чтобы позволить гибче работать с диафрагмой, размытостью объекта и выдержкой, не беря в расчет атмосферные условия. Эффект размытия, которые создает фильтр ND, крайне сложно воссоздать даже при компьютерной обработке готового снимка. А там, где данное становится возможным, обработка становится весьма долгим и трудоемким процессом.

Для чего пригодятся нейтральные фильтры?

  • Для того чтобы снизить глубину резкости при очень ярком освещении.
  • Для того чтобы преднамеренно создать эффект размытия при движении различных объектов.
  • Для того чтобы увеличить длину выдержки без ущерба для снимка.

плотность nd фильтра

Как можно использовать фильтры нейтральной плотности?

В сумке любого фотографа-пейзажиста вы найдете фильтр ND. Однако любителями они ценятся гораздо меньше. Наверное, потому, что на первый взгляд ND-фильтр выглядит как полупрозрачный темноватый кусок стекла.

Этот помощник фотографа не внесет видимых изменений в получившийся кадр: он просто сделает «впитывание» изображения светочувствительным сенсором немного меньше.

Однако если использовать его, снимая объекты в движении, например реку, облака, животных и даже людей, - фильтр ND отроет целую вселенную неограниченных творческих возможностей. «Замораживая» водопад обыкновенной выдержкой, вы получаете скучное и статичное изображение, тогда как используя длинную выдержку и фильтр, вы сможете получить динамичный снимок за счет красивого размытия падающих капель.

Гибкость, которую дают нейтральные фильтры, можно использовать самым разным образом: выбирать по желанию выдержку и значение диафрагмы, не оглядываясь на внешние условия, диктующие правила съемки.

Если фотосессия проходит в солнечное утро или днем, то, используя ND-фильтр, можно замедлить движение с целью передачи его ощущения. Однако самые эффектные снимки этот помощник фотографа помогает получить именно в сумерки или на рассвете. Фотограф может выиграть немного времени на экспонирование – буквально несколько секунд, и при этом изобразить плеск прибрежных волн нежным туманом.

Виды фильтров

Специализированные магазины готовы предоставить фотографам разнообразные виды фильтров. Наиболее часто используемые – это пластинчатые фильтры, устанавливаемые на крепежи (рамка-держатель и кольцевой адаптер) и имеющие круглую резьбу для установки непосредственно перед линзой объектива.

nd фильтр для чего нужен

ND-фильтр: для чего нужен?

Итак, мы подошли к самому интересному. Чем же может помочь фильтр ND в процессе фотосъемки? Он имеет основные три функции.

Первая функция – длинная выдержка

Профессиональные фотографы, имеющие за плечами наработанный опыт, обычно любят снимать пейзажи и природу на длинной выдержке. Фотографии с "умягчением" волн и облаков, размытой водой выглядят сюрреалистично за счет своей размытости.

Если у вас есть заинтересованность в том, чтобы при съемке фотографий достигался эффект потусторонности и таинственности, значит, необходимо приобрести фильтр ND. Использование длинной экспозиции требует замедлить скорость затвора, что, в свою очередь, позволит правильно захватить в кадр движение облаков, воды или тумана. Однако есть один нюанс. В некоторых случаях может произойти передержка за счет того, что из-за маленькой скорости затвора на матрицу попадает избыток света.

Фильтр ND, который вы будете использовать на переднем торце объектива, заблокирует избыток света, что позволит вам использовать большую выдержку.

nd фильтр фото

Вторая функция заключается в умышленном размытии движения в кадре

Нейтральный ND-фильтр также может быть использован при съемке фотографий, когда важно изобразить смысл движения. Так, вместо того чтобы запечатлеть движение, как бы остановив момент, фотограф может замедлить скорость затвора и использовать фильтр с тем, чтобы создать эффект размытости.

Третья функция – уменьшить глубину резкости

Фильтр нейтральной плотности (ND) можно использовать и в целях уменьшения глубины резкости фотографии. Вместо того, чтобы уменьшить диафрагму, которая ограничивает попадание света на матрицу, можно добавить фильтр, который позволит получить избирательную глубину резкости и в то же время ограничит количества света. Так можно получить фотографию хорошо выделенного объекта, который находится на красивом заднем фоне.

нейтральный nd фильтр

Покупаем ND-фильтр: что нужно учесть?

Многие фотографы задаются вопросом о том, какой ND-фильтр выбрать. На какие характеристики необходимо обратить внимание? Сейчас расскажем!

Материалы и покрытия

На качество, а значит, и на стоимость фильтра, влияет несколько факторов. Таковыми являются и материал, из которого сделан аксессуар для фотоаппарата, и его покрытие. Фильтр ND может быть изготовлен из смолы, стекла или полиэстера. Самым дешевым из этих материалов является последний. Однако он же и в большей степени искажает пропускаемый через себя свет.

Существует множество разных видов покрытий, которые успешно уменьшают эффект удвоенного изображения и засветки, тогда как черные держатели из алюминия вместе с оправленным стеклом способствуют уменьшению виньетирования.

Пластинчатый фильтр или фильтр с резьбой: какой предпочесть?

Круглые фильтры обладают маленькими размерами, легкостью в установке, однако лишены важного критерия – гибкости применения. Нередко комбинация из нескольких фильтров приводит к проблеме с виньетированием, тогда как конкретно взятый фильтр подходит исключительно под определенный диаметр крепления на объективе.

Для использования квадратных пластинчатых фильтров понадобятся рамка-держатель и кольцевой адаптер. Эти дополнительные принадлежности нужно всегда носить с собой.

Разворачивать систему для установки квадратных пластинчатых фильтров не так удобно, но она позволит быстро и легко комбинировать фильтры. В результате вы значительно повысите время экспозиции.

какой nd фильтр выбрать

Главное и основное преимущество пластиночного светофильтра заключается в том, что его можно быстро заменить или скомбинировать его с каким-то другим, установив вместе сразу несколько пластинок. Причем подобная комбинация может включать в себя не только один определенный, но и несколько видов фильтров. Можно сочетать пластины ND с иными видами фильтров, например с поляризационным или нейтральным градиентным.

Понижающие кольца и адаптеры

Необходимо приобрести недорогие кольцевые адаптеры, подходящие под каждый объектив, который вы используете, чтобы без труда устанавливать пластины ND на разных объективах.

Если же вы хотите пользоваться исключительно фильтрами с резьбой, то лучше выбрать в магазине один фильтр под объектив с самым большим диаметром вместе с понижающими кольцами, которые позволят прикрепить к системе остальные фильтры.

В жизни каждого человека периодически наступают моменты, когда хочется узнать что-то новое. А иногда, это самое «новое», просто необходимо для осуществления своей дальнейшей деятельности.

Прошло уже довольно много времени, как я приобрёл свою первую камеру и стал увлекаться фотографией. В самом начале своего пути, возможностей «китового» объектива(того, которой идёт в комплекте) вполне хватает. Но, ежедневно получая бесценный опыт в фотоискусстве, тебе перестаёт хватать стандартного набора. И ты начинаешь сначала присматривать новые объективы, в процессе выбора узнаёшь «что такое фокусное расстояние», и попутно, наверняка, тебе встречаются такие вещи как ND- и поляризационные фильтры.

Так вот, сегодня, я попробую рассказать как раз о тех самых ND-фильтрах и для чего они нужны.

Если быть честным, то, изначально, я не понимал зачем вообще нужны ND-шники. Ведь, казалось бы, чем больше света поступает на матрицу - тем лучше! Не нужно увеличивать выдержку или повышать iso, как иногда приходится делать при недостаточной освещённости. А этот фильтр, как раз, создан для того, чтобы ПРЕПЯТСТВОВАТЬ поступлению света через объектив.

Так зачем же он тогда?

Да всё, на самом деле, проще некуда! Если мы выставим длинную выдержку в тёмное время суток и захотим сделать фотографию с движущимися автомобилями, то, получим подобный, довольно интересный на мой взгляд кадр:

Для чего нужен ND-фильтр❓

А что мы получим, если захотим сделать фото с длинной выдержкой днём?

Правильно! Снимок будет с огромным количеством пересвеченных участков! Ведь мы увеличили время проникновения света(Правда, этот снимок уже на примере фонтана)!

f/22 выдержка: 0“5 iso: 100

Соответственно, чтобы все детали были отображены на снимке и «не уходили» в «белый цвет», выхода у нас два:

  • либо закрывать диафрагму

  • либо как-то уменьшить поступление света

Вариант с закрытием диафрагмы поможет нам отнюдь не всегда! На примере с фонтаном, диафрагма закрыта на максимум! Поэтому, у нас остаётся только один вариант — уменьшить поступление света!

И вот тут-то нам и поможет ND-фильтр! Он является чем-то вроде солнцезащитных очков для вашей камеры! Причём, фильтры бывают как ПОСТОЯННЫЕ , так и ПЕРЕМЕННЫЕ .

f/22 выдержка: 4” iso: 100

Постоянные, как вы уже догадались, представляют из себя одно простое стёклышко, с определённой степенью затемнения. Поговаривают, кстати, что качество постоянных фильтров лучше, чем у переменных.

Я бы, наверное, советовал приобрести именно переменный фильтр! Самое главное преимущество заключается в том, что это поможет очень сильно сэкономить на самих стёклах. Но, кроме этого(!), вам не придётся таскать с собой целую сумку с этими фильтрами и каждый раз пытаться подобрать нужный под определённое освещении.

Я использую переменный фильтр от K&F Concept . Приобретал его специально под 50-миллиметровый «портретник» с посадочным диаметром 49(указывается на фронтальной части объектива). Если же у вас целый парк объективов, и вы планируете использовать фильтр сразу с несколькими, то абсолютно не обязательно покупать «ND-шник» под каждый из них!

Для чего нужен ND-фильтр❓

Через тот же «Али» можно приобрести «посадочные кольца» и подгонять имеющийся фильтр под любой диаметр объектива! Главное, чтобы ND-фильтр был больше по размеру.

Кстати, если коснуться видеосъемки, то ND-фильтр — вообще, вещь необходимая! Ведь, при правильной выдержке, которая в два раза больше количества кадров в секунду, даже на низком iso, днём будет ооочень много «пересветов». И спасти от этого, опять же, сможет только nd-шник.

Почему ND фильтр очень нужная вещь при съемке видео и почему мало кто рассказывает, как им пользоваться?

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Я не профессионал, просто хочу поделиться важной информацией, которую я получил опытным путем. Постараюсь объяснить все максимально доступно.

ND фильтр - это своего рода солнцезащитные очки для вашего объектива, а для чего они нужны узнаете через два абзаца.

Возомжно вы замечали, что при съемке видео в яркий день каринка какая-то дерганая, не естественная (появляется «строб»), особенно это заметно на быстродвижущихся объектах. Я раньше ошибочно думал, что просто не хватает количество кадров в секунду. Но получив камеру с возомжностью записвать 50 к/с, существенно ситуация не изменилась. Большинство фильмов вообще снято в 24к/с и там все хорошо с «картинкой» и я понял, что я что-то делаю не так.

В появлении «строба» виновата выдержка. Если поставить на пазузу какой-то фильм, видно, что кадр слегка размыт, но во время просмотра человеческий глаз не воспринимает это размытие и кажется все плавно.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Если тоже самое проделать с записью с обыного фотоаппарата или телефона, которые в авто режиме будут держать слижком короткую выдержку, например одну тысячную секунды, на паузе мы увидим кадры с резкими не размытыми краями.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

При воспроизведении некоторые люди могут заметить рывки между двумя отдельными кадрами, но это сугубо индивидулально и зависит от инертности зрения.

В киноиндустрии выработалось правило, что выдержка должна быть в два раза больше частоты кадров, например, для съемки в 24 к/с выдержка должна быть 1/48 с.

Можно попробовать поторить тоже самое и на своей камере. Ставим ручной режим настроек (режим М на кольце выбора режимов) на камере, выбираем 24к/с, выдержку 1/48. Если солнце яркое ставим минимальное значение чувствительности матрици к свету - ISO, например 100 единиц. Скорее всего после этих настроек получим пересвеченное изображение.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Киношка не получилась)

Чтобы изображение было нормальным по освещенности, нужно ограничить количество света, поступаемое на матрицу фотоаппарата. Тк выдержку мы должны держать 1/48, у нас в распоряжении остался всего один параметр, который может ограничить свет, это диафрагма.

Диафрагма - это механизм, состоящий из лепестков, который в объективе может уменьшить отверстие для прохождения света.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Но закрыв диафрагму мы лишимся одного важного художественного примема - боке, это размытие фона за объектом съемки. (Пример размытого фона на скриншоте со сноубордистом)

Вот на этом моменте нам понадобятся солнцезащитные очки- ND фильтр. Они бвают с постоянным затемнением и с переменным. Те мы крутим кольцо на фильтре и его затемнение меняется. Для видео удобней второй вариант.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Теперь пазл почти сложился. Настройки камеры: частота кадров 24 к/с, выдержка 1/48с, диафрагма открывается на столько, сколько мы хотим размыть фон. Для конкретной сцены достаточно лишь покрутить кольцо переменного ND фильтра.

Есть один подводный камень! Когда камера снимает в авторежиме, она сама определяет оптимальные параметры, при которых картинка не пересвечена и не слишком темная. В методике, которую я описал выше, пользователь сам должен определять освещенность кадра. Для этого есть несколько инструментов, гистограмма, экспонометр и зебра.

Экспонометр в среднем положении показывает, «нормальную» освещеннсоть кадра, по мнению камеры. Человек уже принимает решение согласен ли с этим, иногда автоматика ошибается и все равно приходится подстраиваться по другим инструментам.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Зебра, это вспомогательный инструмент, который показывает штрихованной лиеей область пересвета. Это области в которых нет информаици о цветах. Не всегда в кадре я добиваюсь полного отсутствия зебры, иногда она есть на облаках, на каких-то предметах с слолнечным отражением.

Как пользоваться ND фильтром? Или как получить «киношную» картинку Видеомонтаж, Видео, Видеооператор, Видеоуроки, Хобби, Длиннопост

Гистограмма, это график, если он смещен вправо – пересвет, если влево-слишком темно. На графике пример, когда картинка будет скорее всего темной.

Использование ND фильтра сделало картинку более похожей на кино, в данной статье не затронул моменты влияния фильтра на передачу цвета.

Рано или поздно для любого фотографа настает момент, когда элементарного знания своей техники и чувства кадра уже не хватает и хочется добавить в свое творчество некие художественные элементы, приемы, открывающие новые горизонты в работе. Профессиональный пейзажный и travel-фотограф, участник клуба «Российское Фото», Владимир Алексеев рассказывает об одном из таких инструментов, которые обязательно должны быть в рюкзаке у любого пейзажиста. А именно — об ND-фильтрах.


«ND» — это сокращение от «neutral density», что в переводе с английского означает «нейтральной плотности». В народе же их называют «нейтрально-серые», так как на вид они действительно серого цвета. Для чего же нужен этот тип светофильтров и с какой целью они чаще всего используются? И главное — можно ли обойтись без них?

Если вы уже не первый день занимаетесь постижением тонкостей фотоискусства, то, скорее всего, уже сталкивались с проблемой слишком большого количества света в том или ином кадре (особенно когда хотелось бы увеличить выдержку). Вот его-то нейтрально-серый фильтр и помогает уменьшить. И не пугайтесь того, что в названии светофильтра присутствует слово «серый», т. к. ND-фильтры никоим образом не вносят цветовую корректировку в изображение. Все, что они делают, — уменьшают количество света, попадающего в объектив, и больше ничего. Конечно, если применять дешевую китайскую подделку, то и коррекция цвета появится. Я уже много раз обжигался на дешевых ND-фильтрах, особенно в те времена, когда впервые их для себя открыл. Но если говорить о качественных ND-фильтрах — например, фирмы Hoya, которыми я сам пользуюсь сейчас и за которые могу ручаться, — то они цвет изображения не меняют, как это и должно быть. А все потому, что их стекло покрывает специальное напыление из частичек металла ACCU-ND, при этом с обеих сторон каждый светофильтр имеет идеально ровную отполированную поверхность и мультипросветление.

Давайте разберемся, как эти фильтры работают, и как/когда/зачем мы их можем применять

Нейтрально-серые фильтры имеют простую и понятную для пользователя градацию, отображающуюся в самом названии. Например, фильтр ND2 пропускает в объектив в 2 раза меньше света, ND4 — в 4 раза меньше, ND500 — в 500 раз меньше и т. д. Как пример: если без фильтра мы можем выставить выдержку, скажем, в 1 секунду, то в тех же самых условиях с фильтром ND4 сможем уже выставить 4 секунды, с фильтром ND16 — 16 секунд, ну и так далее.


Кроме того, все фильтры (во всяком случае Hoya) с внешней стороны имеют специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение — в этом случае «разы» просто умножаются. К примеру, если у вас всего два фильтра ND2 и ND16, накрутив их оба одновременно, вы получите возможность увеличения выдержки с той же, предположим, 1 секунды — уже до 32 секунд (2×16=32). Это очень удобно и позволяет всего с несколькими фильтрами получать различные значения, лишь незначительно играясь с настройками ISO и диафрагмы на камере. Правда, не стоит забывать о таком эффекте, как виньетирование (затемнение по углам кадра), которое становится критичным на полнокадровых матрицах, ведь даже с двумя накрученными фильтрами, например, на объектив 16 мм, мы практически утыкаемся краями кадра в окружность второго фильтра. Это, конечно, реальная проблема, которая на кропе или на длинных фокусных уже практически незаметна. Лично я для себя нашел отличный выход — так как пейзажи снимаю в основном шириками и сверхшириками, у меня просто имеется целый набор ND-фильтров определенного диаметра, как говорится, «на все случаи жизни»: от ND2 до ND1000. А случаи, как известно, бывают разные. В моей работе ND-фильтр — это не менее важный инструмент, чем такая необходимая вещь, как штатив.

Кстати, был у меня раньше ND-фильтр с переменной плотностью, причем не из дешевых моделей. Есть и такие. Это один фильтр, крутя ободок которого мы можем получать различные значения затемнения. Вот приобретать такой «универсальный фильтр» я вам категорически не советую. Если на низких значениях ND на таком фильтре качество изображения еще более-менее, то с более высокими затемнениями виньетирование настолько сильное, что оно занимает практически полкадра, и снимки можно сразу выкидывать. Это проблема любых ND-фильтров с переменной плотностью. Покажу вам для наглядности такие неудачные кадры с водопада Игуасу (Бразилия) — был пасмурный день с не очень ярким солнцем, и мне нужно было увеличить выдержку минимум на 3 ступени, чтобы получить красивый, ровный поток воды. Но по факту, имея только этот ND с переменной плотностью, практически всю съемку мне пришлось забраковать. Скоро добавлю эти фотографии водопада Игуасу, и вы сами сможете оценить качество картинки у таких фильтров!

Благодаря применению нейтрально-серых фильтров (конечно же, мы теперь знаем, что только с фиксированной плотностью) можно снимать даже днем в яркое солнце на более длительных выдержках, для чего в основном эти светофильтры и используются фотографами. А значит — смазывать движения в кадре, более широко открывать диафрагму, уменьшая при этом глубину резкости, ну и так далее. Как пример — вот эта фотография, сделанная днем, когда свет очень жесткий и неудачный. Без ND-фильтра не стоило бы и браться снимать в таких условиях — кадры были бы неинтересными, скучными, с плохим светом — одним словом, брак. А с ND800 мы получаем вот что:


Рассмотрим подробнее творческие приемы, которыми мы можем пользоваться

Пример первый — если вы хотите днем снять плывущие по небу тучи так, чтобы они превратились из отдельных облаков в один движущийся красивый поток, то можно использовать светофильтр ND500 (или больше, в зависимости от освещенности), в 500 раз уменьшающий поток света, поступающего в камеру, и выдержку от секунд и более. Последний параметр определяется на глаз в зависимости от скорости движения облаков.

Пример второй — допустим, вы желаете сфотографировать красивый закат или рассвет. Для этого вам вполне подойдет нейтрально-серый фильтр ND8, применение которого вам позволит сделать фото с выдержкой до 1 с. При этом и небо проэкспонируется нормально, и тени на переднем плане благодаря более длительной выдержке проработаются лучше. Хотя ради справедливости стоит сказать, что на закаты и рассветы лучше использовать не просто нейтрально-серые фильтры, а градиентные нейтрально-серые фильтры. Что это такое — тем, кто не знает, я расскажу как-нибудь в отдельной статье/уроке.

Для чего еще может понадобиться длительная выдержка? На самом деле, художественных приемов масса! Например, вам нужно сделать такой кадр, в котором есть дорога с проезжающими по ней машинами, но при этом вам нужно, чтобы машин в кадре не было (или же вам хочется снять реку, но по ней снуют лодки и мешают вам сделать шедевр). Движение по дороге ради вашего кадра, конечно же, никто перекрывать не будет, но, к счастью, этого и не нужно. Достаточно выставить выдержку подлиннее, установить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам фотографировать с достаточно длинной выдержкой, — и вуаля! Проезжающие машины просто не успеют проэкспонироваться на вашем кадре, благодаря чему вы получите снимок без них. Конечно, это в случае, если машины едут без включенных фар.

А можно, наоборот, сделать снимки, в которых сфотографирована дорога без машин, зато со множеством белых и красных полос от их фар. Это результат того же приема, только выполненного в такое время суток, в которое автомобили ездят со включенными фарами и сигнальными фонарями, в идеале когда сумерки только начинают сгущаться.

Этот же прием можно использовать и в композиции, которую могут нарушить прохожие и любые другие движущиеся объекты. Увеличивая выдержку, мы просто убираем тем самым из кадра движущиеся объекты. Или размываем их до нужной степени, играясь с выдержками, в зависимости от нашей творческой задумки. Например, имея фильтр ND1000, мы можем таким образом настроить выдержку днем, чтобы снять в толпе города двух влюбленных (которым придется некоторое время постоять неподвижно обнявшись), тогда как толпа вокруг них проэкспонируется едва заметным шлейфом, и создастся ощущение, что для этих двоих время замерло, а остальной мир просто не существует и очень скоротечен. Очень интересный прием.

Но при всем многообразии приемов с нейтрально-серыми фильтрами, мой излюбленный — это работа на различных водоемах. Это и водопады, и озерная/речная гладь, и сильный дождь, и морские волны все, что связано с водой!


Здесь нам ND-фильтры открывают огромные перспективы. Посредством различных манипуляций с выдержкой мы, например, можем сделать водную поверхность безупречно гладкой, как стекло. Или, если море или озеро неспокойно, с помощью длинной выдержки можно его превратить в туман или дымку — такой любимый многими фотографами эффект. Если же вы, наоборот, намерены подчеркнуть динамичность водного потока, то выдержку можно удлинить лишь незначительно (до но нужно экспериментировать), чтобы вода немного смазалась: создастся ощущение, будто она движется очень быстро. Так я, например, снимал совсем недавно льдины в Исландии в известной Лагуне айсбергов. Об эти льдины периодически разбиваются волны, и, пользуясь ND-фильтрами разной плотности, я получал непохожие друг на друга эффекты размытия морских волн.

Небольшой совет по поводу фотографирования с использованием ND-фильтров: ставьте компенсацию экспозиции на «-1». И еще: компоновать кадр желательно без надетого на объектив светофильтра (если позволяют условия), т. к. фильтр сильно затемнит картинку, что осложнит задачу построения кадра.


Шпаргалка по длительности выдержек в светлое время для разных объектов

  • Бурный ручей. Обычно хватает до выдержки. Если экспонировать дольше, то водяной поток, скорее всего, превратится в некий монолит.
  • Слегка размытые в движении машины в городе. Выдержка примерно в 1/2 с. — если больше, то автомобили будут уже слишком размытыми (если вы не добиваетесь именно такого эффекта).
  • Медленно проплывающие облака. Тут уже нужна выдержка от тогда движение будет передаваться очень красиво. Но еще нужно смотреть и на скорость проплывающих облаков.
  • Волна у берега. Тут возможны разные варианты, в зависимости от того, какой эффект вы хотите, от яркости света, силы морского прибоя и т. д. Если нужна едва размытая волна — то выдержка обычно до 1 секунды, ну а вообще все познается на практике — не бойтесь экспериментировать!

Главное правило — чем медленнее то, что мы снимаем, тем большая выдержка нам необходима.

И второе правило — чем меньше мы хотим деталей на снимке, тем опять-таки большая выдержка нам нужна.

Если вы хотите дополнить эту статью или поделиться вашим опытом об использовании ND-фильтров — пишите, пожалуйста, в комментариях. Буду рад узнать о любом вашем опыте, и будет интересно сравнить результаты!

Об авторе


Имя, фамилия, возраст: Владимир Алексеев, 36 лет

Коротко. Цель ND-фильтров – уменьшение количества света, попадающего в на матрицу, поэтому их можно назвать солнцезащитными очками вашего дрона.




ND фильтр обеспечивает снижение количества света, который попадает на матрицу, обеспечивая более длительную экспозицию. Уменьшение количества света может быть необходимо в нескольких случаях. Например при съемке в горах, где много снега, либо при съемке на песчаных пляжах. В таких ситуациях минимальной выдержки камеры может не хватить, чтобы обеспечить необходимую экспозицию. Кроме того, ND фильтры могут быть использованы, чтобы подчеркнуть движение (например, капель водопада) или придать изображению более мягкий сюрреалистический вид или даже убрать динамические объекты с пейзажа. Использование фильтра для коптера поможет настроить необходимую экспозицию при съемке рек, водопадов и других «движущихся картинок».

ND фильтр — это не просто лист затемненного стекла, размещаемого перед объективом камеры. Качественный светофильтр должен снижать уровень света, при этом не оказывать влияния на контраст, провоцировать появление бликов и самое важное влиять на резкость и детализацию. Поэтому выбор производителя фильтров крайне важен. Недорогие наборы фильтров, производимые небольшими компаниями могут не отвечать всем требованиям и одновременно со снижением количества света «дополнять» изображение лишними бликами и переотражениями. Поэтому важно выбрать хорошо зарекомендовавшего себя производителя.


Эффект, которого можно достичь с помощью ND фильтра, практически невозможно воссоздать при обработке снимка.

Но куда большее значение ND фильтры имеют для съемки видео. Все дело в том, что современные камеры позволяют снимать с очень короткой выдержкой, которая полезна для съемки четких фото, но наоборот не подходит для съемки видео. При съемке с короткой выдержкой видеоряд может получиться слишком резким и «дерганым». Камеры некоторых коптеров позволяют ограничить количество света при помощи лепестковой диафрагмы (например Phantom 4 Pro/Adv или камеры DJI Zenmuse X4s или X5/7 c полноценными объективами), но даже это не всегда помогает. Закрывать диафрагму до бесконечности нельзя, т.к. это может провоцировать снижение детализации и деградацию изображения, а также влияет на глубину резкости, что может быть неприемлемо для какой-либо конкретной задачи (особенно это касается длиннофокусных объективов для камер Zenmuse). Поэтому для увеличения выдержки логично и просто использовать именно ND фильтры. Таким образом мы имеем возможность снимать видео на требуемой для получения «киношности» выдержке в районе 1/100-1/120, при этом не закрывая диафрагму больше необходимого и не рискуя получить размытое изображение.

Нейтральные фильтры различаются по силе затемнения. Чем выше плотность фильтра, тем меньше света он пропускает в кадр.

ND фильтры помогут сделать эффектные фотографии воды – бушующая горная река мгновенно превращается в молочную пену. И сделать подобный снимок



При этом владелец коптера может сделать такой снимок даже в солнечную погоду.

Показатель f-stop – это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка. А если простыми словами, то чем больше число «F-stop», тем меньше света попадет в объектив. Это позволит Вам лучше контролировать экспозицию изображения или видеоматериала, которые Вы пытаетесь захватить в полете.

Чтобы узнать, как различные модели фильтров ND соотносятся с уровнем «F-stop», см. таблицу ниже.


Кроме ND фильтров существует множество фильтров для вашего дрона, и все они дадут разные результаты:



CPL/PL — это фильтры имеющие поляризационный слой и позволяющие убрать блики и отражения от отражающих свет поверхностей, воды, стекла и т.п. (кроме металла). Кроме того, такие фильтры способны усилить цвет неба и листвы, но нужно помнить, что работают они только под определенным углом.


Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Если солнце находится сзади коптера или наоборот светит в объектив, то действие фильта будет практически не заметно или не заметно совсем. Кроме того, любой поляризационный фильтр имеет некоторый процент затемнения, это также стоит учитывать при съемках на закате или восходе для контроля выдержки и чувствительности.



Градиентные фильтры — это фильтры, имеющие плавное затемнение от одной стороны к другой. Такой фильтр можно считать разновидностью ND фильтра, но обеспечивающей плавный переход от затемненной части к полностью прозрачной. Такой фильтр можно использовать, чтобы затемнить небо, сохранив при этом яркость на земле. Например такое может пригодиться при полете над лесом в ясный день. Нижняя более светлая часть даст проработку деталей деревьев, а верхняя часть будет затемнена.

Серия PolarPro Gradient это отличное решение для съемки пейзажей. Используя обычный ND фильтр, Вы можете правильно выставить параметры съемки только для неба или только для земли, с градиентным фильтром Вы можете получить наиболее широкий динамический диапазон.

ПОМНИТЕ: использование конкретно фильтра может частично отражать ваш стиль как оператора или фотографа. Поэтому выбирайте тот, который вам подходит.

Если подытожить, то простые в использовании быстросъемные фильтры, могут помочь Вам получить качественные и красивые кадры и минимизировать количество последующей обработки в редакторе. Нейтральные фильтры не только не помешают любителям аэрофотосъемки и видеооператорам, но и помогут поднять качество материала на более высокий уровень.

Для тех кто задумался о покупке, мы сделали подборку фильтров по моделям фильтры для DJI Mavic Air, DJI Mavic Pro, DJI Phantom 4 Pro, DJI Spark.

PS. Приносим извинения за предыдущую редакцию статьи. Статья была обновлена.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Читайте также: