Почему реклама на тв громче

Опубликовано: 25.11.2021

Почему телевизионная реклама вдвое громче, чем все фильмы и передачи

Вы никогда не подскакивали на диване, когда неторопливый ход какого-нибудь задушевного фильма прерывался "тетей Асей" или призывом "сникерснуть"? Наверняка бывало. И дело тут даже не в резкой смене картинок. Рекламные ролики буквально "дают по ушам" - иногда по уровню громкости они вдвое превышают весь остальной эфир. По сути это нарушение закона, но и соблюсти его, как выясняется, невозможно. "Известия" разобрались в ситуации.

- Смотрят родители телевизор вечером. и вдруг - ба-бах! - рекламная пауза. Ребенок просыпается. Я это уже знаю. Как только реклама начинается, звук убираю, - рассказал "Известиям" глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Именно возглавляемое им ведомство последние несколько лет борется за рекламную "тишину". Пока не очень успешно.

Закон "О рекламе" на первый взгляд суров и однозначен: "При трансляции рекламы уровень ее звучания, а также уровень звучания информации о последующих передачах не должны превышать средней громкости звучания программы, прерванной этой рекламой". Но что значит "средняя громкость"? А вот этот вопрос законодатели решили отдать на откуп правительственным чиновникам. "Параметры соотношения уровня звука рекламы и среднего звука прерванной ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента", - написано в законе.

Этого техрегламента, без которого мы с вами будем глохнуть, не то что нет - его нет даже в планах. А значит, закон просто не может быть исполнен. Типичная российская проблема, не правда ли?

- Пять лет Министерство промышленности (именно оно отвечает за разработку техрегламентов. - "Известия") не отвечает ни на одно наше письмо по этому поводу. А мы продолжаем писать. А этот техрегламент даже в план не поставлен. Мы говорим: отдайте нам, мы соберем экспертов, сами решим, как измерять, какими приборами, какой частотой, на каком экране. Выберем какой-то эталонный образец телевизора, с которого будем снимать показания, - кипятится глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Пока все его усилия тщетны. "Известия" попытались разобраться, в чем проблема. И выяснилось, что техрегламента нет, потому что и программ регулирования звука до сих пор нет в природе.

- Мы проводим исследования, но это длительный и дорогостоящий процесс, - рассказывает замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института телерадиовещания Лаврентий Лишин. - Нужно ставить автоматические регуляторы громкости, но для этого нужно "влезть в канал". А если мы влезаем в канал, получается, что автоматически нарушаются авторские права создателей той самой программы, которую прерывает реклама.

Кроме того, по его словам, на руку недобросовестным рекламщикам иногда работают и сами телевизионщики. Так, в идеале между программой и рекламой должна быть пауза, которая зрителю незаметна, но для профессионала очень много значит. Теоретически именно в эту паузу и можно вклинить регулировщик звука, но, как правило, телевизионщики накладывают рекламу на программу. А значит, изменить уровень звука невозможно.

- Ладно бы реклама была ненавязчивая. Но ведь у нас как начнут рекламировать какого-нибудь артиста, так непременно орут. Зачем орать-то? Или музыку еще включат, - возмущается Лаврентий Лишин.

Но сделать пока ничего не может. Чтобы провести все исследования, нужны огромные деньги, которых нет. Есть надежда, что при переходе на цифровое вещание что-то новое придумают, но пока это дело будущего.

Рекламистам закон не прописан

Человеческое ухо - инструмент тонкий и воспринимающий звуки индивидуально. Тем не менее известно, что звуки громкостью до 20 децибел (шепот, например, "весит" 15 дБ) воспринимаются нами как тишина, комфортным уровнем звука является 45-50 дБ, а как шум воспринимается звук больше 55 дБ (например, радио средней громкости достигает уровня в 75 дБ, а бытовой пылесос - 60 дБ).

Однако наше ухо способно переносить и звук бензопилы (100 дБ), и два часа эстрадного концерта на стадионе (120 дБ), и выстрел из ружья (135 дБ). И лишь превышение болевого порога шума (140 дБ) заставит нас в ужасе заткнуть уши. Но вот длительное шумовое сопровождение - к примеру, 8 часов непрерывной музыки громкостью всего 85 дБ - уже способно повредить наш слух, причем необратимо.

Повышенный уровень звука в телерекламе режет слух по контрасту с привычным звуковым фоном телепередач. Но это вовсе не случайное повышение или, как утверждают производители рекламы, более высокое качество звукозаписи - мол, для вашего же блага. Психологи прекрасно знают, что повышенный уровень звука передаваемой информации снижает критичность ее восприятия. Но использовать это "тайное оружие" рекламистам позволяет то, что нормы звука в нашем рекламном законодательстве не прописаны.

Я мирно дремал на диване у телевизора. Шел «Служебный роман». Фрейндлих еще не допела песню про природу, как после рекламной отбивки белый ведущий истошно завопил: «Вы все кипятите? Тогда мы идем к вам!»

Тут же из кухни откликнулась жена:

- Ты что, совсем там оглох! А ну сделай потише!

Я судорожно искал пульт, который, как назло, завалился за диван. Назревал очередной рекламный скандал. Мало того что от постоянных переключений я ежемесячно меняю батарейки в пульте, ежевечерне мы ругаемся с женой по поводу уровня громкости нашего старенького телевизора.

- Так больше жить нельзя! - с трудом перекрикивала рекламу жена. - Я выброшу этот чертов «ящик» с балкона! Будем слушать радио!

- Я же не виноват, что они рекламу для глухих выпускают!

- Ты журналист, вот и разберись с этим безобразием!

И я сел писать этот материал.

А мне все кажется.

Что самое ценное в квартире горожанина? Чтобы в кране текла чистая вода? Чтобы за окном был чистый воздух? Нет! Тишина! Вспомните, какую оскомину набивает ремонт над вами. А вечеринка с диско-танцами за стеной? А звук отбойного молотка на улице? Конечно, от всего от этого существует защита. На стену можно повесить ковер, потолок украсить звукопоглощающей плиткой, а окна заменить на тройные стеклопакеты. А как укротить рекламу, которая бьет прямо из телевизора похлеще отбойного молотка? Сидеть в засаде и при первых звуках отбивки переключаться на другой канал? Это уже не отдых перед голубым экраном, а настоящее сафари.

Понять эту игру несложно: во время рекламной паузы большинство телезрителей идет на кухню поставить чай или, наоборот, справить нужду. Вот звук и становится громче, чтобы даже под журчание сливного бачка можно было расслышать, кто лучше убивает микробы.

Но ведь существует федеральный закон, который четко прописывает, что уровень громкости рекламных блоков не должен превышать уровень остального вещания. И я обратился непосредственно к телевизионщикам. Вот что мне рассказал директор общественных связей Первого канала Игорь БУРЕНКОВ:

- Уровень громкости рекламных блоков на канале не выставляется. Мы получаем уже готовый продукт от нашего рекламного агентства - компании «Видео Интернэшнл», который и ставим в эфир. Хочу заметить, что рекламные ролики изготовляются по допустимым законом стандартам, в том числе и по уровню громкости. Впечатление о том, что уровень звука в рекламе громче, чем, например, в старом советском художественном фильме, современном сериале или документальном кино, создается оттого, что звук был записан в другое время, на другой аппаратуре и в другом формате. Ведь есть определенные параметры громкости звука, которые четко определены законом. Звук в кинокартине может идти на нижней границе этого коридора, а звук рекламы - всегда на верхней. В любом случае наш канал не нарушал и не нарушает закон.

Почти слово в слово мне повторили то же самое и на втором канале, и на третьем. Может, мне и моей жене просто кажется, что реклама играет громче не только во время художественных фильмов, но и во время сериалов, ток-шоу и другой современной телепродукции?

И тогда я обратился в компанию «Независимая экологическая экспертиза ЭКОСТАНДАРТ». Развеять мои сомнения и кажущиеся страхи согласился старший специалист технического отдела Михаил Серов. Он подъехал прямо в редакцию с приборами, прикрутил особо чувствительный микрофончик к коробочке со стрелками, и мы уселись перед редакционным телевизором.

Цель эксперимента была проста, как рекламный ролик МТС: зафиксировать разность громкости между рекламой и основной передачей. Причем сам телевизор работал на половинной громкости. На часах было 18.30 - самый-самый прайм-тайм. Основная масса ничего не подозревающих о нашем опыте телезрителей уже вернулась с работы и, заварив чайку, устроилась перед экранами.

Первым был Первый. Шло ток-шоу Андрея Малахова.

- Не могу! Прибор зашкаливает! - взмолился специалист Миша.

Но тут художественная часть программы прервалась на демонстрацию отрывка из фильма «А зори здесь тихие».

- Возьмем художественный фильм за ноль! - не растерялся Миша.

Сразу после отрывка началась долгожданная реклама. Прибор беспристрастно фиксировал превышение уровня звука. Моющее средство - +4 Дб. Майонез - +3 Дб. Стиральный порошок - +5 Дб. Хотя телевизор орал благим матом, цифры не впечатляли.

- Децибелы - величина относительная. Увеличение громкости на 20 Дб говорит об увеличении самой величины в 100 раз! - обнадежил меня специалист.

Теперь оставалось замерить звук основной программы. За этим дело не стало. Реклама закончилась, и вновь на сцену вышел Малахов. Честное слово, с точки зрения экологии лучше бы он этого не делал! Его выход сопровождался скачком звука в 7 Дб! Малахов со своими героями шумел больше самой громкой рекламы на канале. Впору переименовывать программу из «Пусть говорят» в «Пусть поорут»!

Российский канал тоже не отличался ровностью звука. Стиральный порошок - +9. Кредитная карта - +6.

Ren TV удивило. Реклама лекарства вышла в ноль, реклама молочных продуктов - +2, зато «Анонс выпуска новостей» - +4!

В результате эксперимента мы отсмотрели 10 каналов, которые принимал наш телевизор. Выяснили, что самым тихим по рекламе оказался ТНТ, но он же самый громкий по собственным анонсам - +9. А чемпионом можно считать MTV. Здесь бывали скачки до 10 Дб. Самой громкой оказалась реклама стиральных порошков, женских прокладок и телефонов. Самой тихой - лекарств и соков.

Когда специалист Миша уже сматывал микрофоны, он вдруг увидел инструкцию к телевизору. Раскрыв ее на последней странице, он воскликнул:

- Теперь все понятно! В ваш телевизор встроена функция усреднения уровня громкости. Короче, электроника сама выравнивает уровень звучания. То-то я смотрю, показания какие-то скромные!

Но даже с умной электроникой наши «победители» превысили громкость в 50 раз! А что будет с обыкновенным телевизором, где нет электронного фильтра? Да он просто развалится на части!

Кто отвечает за громкость?

Теперь я убедился, что повод для опасений есть. Но где установлена та самая кнопка, которая делает звук рекламы громче? Если верить телевизионному начальству, то повышенный звук «вылетает» из компании «Видео Интернэшнл», которая поставляет готовые рекламные блоки. Полдня я потратил, чтобы дозвониться до нужного человека. Поначалу никто не хотел брать на себя ответственность для заявления в прессе. Наконец штатный юрист одного из подразделений компании Сергей Иванов грамотно ответил на все мои вопросы.

- Каналы сами регулируют громкость звука. Мы здесь ни при чем. Наша реклама записывается на современных носителях по мировым стандартам, - объяснил Иванов.

Опять двадцать пять! Так кто же делает рекламу громче?

- Поймите, - уже доверительно продолжил юрист, - мы сами не заинтересованы, чтобы наша реклама вызывала негативные эмоции у потребителя. Могу только предположить, что каналы делают звук не громче, а. тише на основную программу. Больше я вам ничего не скажу.

Вот оно что! Но от перемены децибелов долбежка на уши не меняется. Получается, что и закон соблюден (реклама не громче установленного уровня), и реклама выделяется (основная передача тише рекламного блока). Интересно, а что на самом деле говорит закон по этому поводу?

Депутат Госдумы Владимир Мединский был одним из разработчиков Закона о рекламе. Рассуждения о том, что должно быть тише, а что громче, просто возмутили его:

- В нашем законе четко прописано, что уровень громкости рекламы должен быть таким же, как и основной программы. Ни больше ни меньше! Закон вступил в силу на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2006 года. Я часто смотрю телевизор и замечаю, что закон грубо нарушается. Мы неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу, которая должна следить за нормами законности. Знаете, что они каждый раз отвечают? У них нет специального оборудования, чтобы отслеживать уровень громкости на телеканалах! Но ваша газета ведь смогла провести эти замеры? Ну хорошо, а секундомер у них есть? В законе четко прописано, что в течение часа рекламы должно быть не более 20%. Я сам на днях засекал время рекламы. Оно превышает отведенные рамки почти на всех федеральных каналах!

Вот так - закон есть. Есть и служба, которая должна следить за его исполнением. Но миллионы телезрителей продолжают судорожно давить на кнопки во время рекламной паузы. Между прочим, все эти всплески звука серьезно влияют на наше здоровье. И поэтому прошу, нет, требую прокуратуру разобраться, кто же крутит регуляторы громкости в телевизионной отрасли и почему вот уже полгода все это сходит с рук контролирующей организации!

Член-корреспондент Российской академии медицинских наук, заведующий лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук Яков АЛЬТМАН:

- Скачки звука во время рекламных пауз действуют на наш организм крайне отрицательно! Нормальный человек в течение дня слышит звуки, громкость которых обычно не превышает 40 Дб (исключение - шумное производство, метро, самолет). Это наиболее комфортный уровень для нашего слухового аппарата. И вот человек присел у телевизора и инстинктивно выставляет этот комфортный уровень громкости на телеприемнике. А во время рекламной паузы, по нашим наблюдениям, звук резко возрастает на 20 - 30 Дб! В день современный человек смотрит телевизор 3 - 4 часа. За это время 10 - 15 раз программа прерывается рекламой. Эти скачки отрицательно действуют на органы слуха, возбуждают мозговые структуры. Все это ведет к прогрессирующей потере слуха и невротическим состояниям (тревоге, депрессии, быстрой утомляемости), а также к сосудистому дисбалансу и гипертонии.

ЧТО И КАК ЗВУЧИТ

Звуки леса - 30 Дб.Разговор на тихой улице - 65 Дб.Прибытие поезда в метро - 97 Дб.Болевой порог - 120 Дб.Громкость телевизора на среднем уровне - 75 Дб.Самая громкая реклама - 105 Дб (по данным врача Якова Альтмана).Самая тихая реклама - 78 Дб (по замерам журналистов «КП»).

Каждые дополнительные 10 Дб повышают артериальное давление на 2 мм рт. ст., на 10% риск инсульта и на 5% риск коронарных заболеваний.

На большинстве американских и европейских кабельных каналов уровень громкости рекламы значительно ниже, чем уровень основной программы. В этом можно убедиться, включив спутниковое телевидение. Для особо чувствительных к рекламе телезрителей разработаны специальные приставки, которые в рекламной паузе автоматически переключают канал или делают громкость приемника ниже на 20 Дб.

Тише, не шумите: работает ли закон против громкой рекламы?

Предыстория

В вопросе нормализации громкости рекламных блоков заинтересованных сторон несколько. Во-первых, это зрители, которых раздражает реклама на ТВ. Во-вторых, рекламодатели – им громкие ролики нужны для привлечения внимания. В-третьих, регулирующие органы. В-четвертых, распространители рекламы, то есть телеканалы. В статье мы дадим слово всем.

Первые попытки решить проблему излишней громкости рекламы на ТВ предприняли в 2010 году: на основе многочисленных жалоб зрителей ФАС разослала телеканалам письмо, в котором рекомендовала не увеличивать громкость звука при показе рекламы, сославшись на 12-й пункт 14-й статьи закона «О рекламе». Однако официально методики измерений громкости не существовало, как и объективных результатов замеров, позволяющих судить о нарушении телеканалами соответствующих требований, в чем ФАС призналась прямо. Спустя несколько лет антимонопольный орган разработал поправки к закону «О рекламе», а на основе технических рекомендаций Минкомсвязи была создана методика, которая определяла показатели громкости. Ею и стали руководствоваться в дальнейшем. Как объяснил «Теле-Спутнику» Игорь Тишинкин, руководитель технологического комитета «Медиа-Коммуникационного Союза», закон «О рекламе» регулирует не громкость рекламных блоков как таковую, а соотношение средней (интегральной) громкости рекламных блоков и средней (интегральной) громкости прерываемой этими блоками программы. Согласно 7-му пункту методики соотношения уровня громкости звука рекламы и передачи, значение громкости звука блока рекламы или анонсов не должно превышать значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 дБ.

В теории проблем нет, но…

Итак, закон доработали, инструментарий утвердили, телеканалы приобрели даже аудиопроцессоры, автоматически нормализующие громкость. Одним словом, в теории никаких проблем с соблюдением норм быть не должно. Но телеканалы по сей день продолжают получать от ФАС штрафы и предписания. За последнее время антимонопольный орган наказал КХЛ ТВ, НТВ (дважды), «Россию 1», ТВ-3, «ТВ-Центр», «Ю» и других.

В пресс-службе «Медиа-Коммуникационного Союза» «Теле-Спутнику» заявили, что не считают вещателей нарушителями, когда они руководствуются действующими регламентами Минкомсвязи.

Как отметил Александр Широких, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), самим телеканалам не нравится гонка за громкостью, им выгодно, чтобы ее уровень везде был одинаковым и чтобы при переключении на пульте дистанционного управления с одной кнопки на другую у зрителя не возникало отторжения. «Более того, телеканалы законопослушно приобрели loudness-процессоры [которые в режиме реального времени автоматически нормализуют громкость до разрешенного законом уровня – «Теле-Спутник»], установили их и настроили. Но все равно получают штрафы. К слову, они немаленькие – до 500 тыс. рублей», – добавил глава НАТ.

Гонка против громкости

С целью обсуждения проблемы в октябре 2016 года НАТ провела в Москве семинар «Громкость в рекламе на ТВ». На нем выявились любопытные нюансы. Регламент, которым руководствуются федеральные вещатели при нормировании громкости, это «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании», утвержденные Минкомсвязи. Вещатели (телеканалы) привели свои звуковые тракты в полное соответствие с рекомендациями министерства, подчеркнул Игорь Тишинкин. В части подготовки программы к эфиру рекомендации нормируют приведение средней (интегральной) громкости всей программы к определенному целевому уровню, а по методике ФАС измерению громкости подлежат только 5-минутные фрагменты программы до и после рекламного блока. «Такие несоответствия рекомендаций Минкомсвязи и методики ФАС приводят к тому, что у вещателей сохраняются риски нарушений закона», — добавил он.

«Например, если вы смотрели по ТВ фильм Андрея Тарковского — с характерными для картин этого режиссера сценами, когда в течение нескольких минут стоит тишина — а следом вышел рекламный ролик, громкость которого соответствовала установленной законом, то телеканал все равно его нарушил, — говорит Александр Широких. — Потому что разница между тишиной фильма и громкостью рекламного ролика будет выше, чем разрешает закон. Хотя на самом деле телеканал ничего не нарушал».

Иными словами, при вставке оперативной рекламы нормализатор не справляется со скачком в несколько децибел, хотя и уменьшает его до разрешенных 1,5 дБ. Более того, как заявили на упомянутом семинаре эксперты, аудиопроцессоры не решают проблему автоматического контроля громкости, так как вносят искажения ее уровня, не устраняют перепады полностью и мешают художественному восприятию передачи. Кроме того, устройства разных производителей работают по-разному, а процедуры их сертификации не существует.

Присутствовавшие на семинаре «Громкость в рекламе на ТВ» руководители Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров и Николай Карташов заявили о том, что готовы слушать участников рынка и принимать необходимые меры. Вскоре после мероприятия при НАТ был создан экспертный совет по громкости, который провел несколько заседаний с участием ведущих телевещателей, представителей Dolby Labs, телецентра «Останкино» и Национального рекламного альянса. «Решив, что существующая методика измерения громкости несовершенна, мы приняли предложения по ее изменению», — рассказал Александр Широких. По его словам, было подготовлено письмо в Минкомсвязи, в январе 2017-го его передали, ведомство согласилось с представителями отрасли и написало письмо в ФАС за подписью Алексея Волина, где рекомендовало изменить методику. «Нарушения, за которые были оштрафованы телеканалы, реальные, но не всегда по делу. В этой ситуации и телеканалы правы, и закон. Просто он не до конца правильно написан, — рассуждает Александр Широких. — Именно с этим связаны наши предложения – что все нужно сделать правильно, мудро, чтобы все соответствовало европейским стандартам, в частности EBU R128».

Таким образом, на сегодня стоит задача привести в соответствие методику измерения, которую применяет ФАС, и «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов» Минкомсвязи. «Стоит отметить, что рекомендации Минкомсвязи основаны на европейских стандартах, поддерживаемых большинством производителей ТВ-оборудования, — говорит Игорь Тишинкин. — Нам представляется целесообразным ориентироваться именно на рекомендации Минкомсвязи и для контроля уровня громкости при проверках ФАС проводить измерения громкости всей программы, а не коротких фрагментов».

В свою очередь, в министерстве «Теле-Спутнику» сообщили, что они рассмотрели консолидированное предложение экспертов отрасли по изменению методики измерения громкости, используемой ФАС, и теперь вместе с антимонопольным органом будут обсуждать проект поправок.

Иностранный опыт

К слову, проблема громкости рекламы на ТВ волнует не только россиян, но и зрителей других стран. В Великобритании с 2008 года действует кодекс о телевизионной рекламе, согласно которому громкость рекламных вставок не должна превышать громкости обычных телепередач. Новые правила показа рекламы были приняты после того, как управление по рекламным стандартам Великобритании (Advertising Standards Authority) получило множество жалоб от зрителей на повышенную громкость звука в телерекламе.

В 2012-ом правила, требующие от телевизионных вещателей приглушать громкость рекламных блоков, ввела Канадская комиссия по вопросам радио, телевидения и телекоммуникаций (Canadian Radio-television and Telecommunications Commission). В том же году аналогичные правила утвердила Федеральная комиссия по коммуникациям США (Federal Communications Commission). Этому предшествовало принятие закона об уменьшении громкости коммерческой рекламы (так называемый «Тихий закон») в 2010 году. Соответствующие нормы приняты и в Германии, где государственные и частные телеканалы снижают уровень громкости рекламных роликов.

Специалисты отрасли не раз заявляли, что снизить негатив вокруг рекламы на ТВ и радио можно только в том случае, если сами россияне будут принимать активное участие в борьбе с нарушениями. Но сейчас активность граждан по этому вопросу резко сократилась. По мнению Алексея Волина, заместителя главы Минкомсвязи, это значит, что в принципе острота проблемы снята. «Вообще, если говорить про граждан, то большинство их обращений касается не громкости рекламы, а самого факта ее существования. Потому что люди не хотят понимать, что без рекламы не бывает телевидения. А идеал, при котором существуют дорогое и качественное телевидение, при этом бесплатное и без рекламы, не достижим», — подчеркнул Алексей Волин.

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен» .

- Реклама! Сделайте потише телевизор!

Знакомая фраза, правда? Обычно, дождавшись рекламного ролика, мы убавляем звук или переключаем канал. Телереклама раздражает не только своей частотой и повторяемостью. Она еще и кричит! Особенно заметно это вечером. Уснувшие было младенцы устраивают ночной плач, а особо чувствительные граждане падают с диванов, заслышав какое-нибудь «Не тормози, сникерсни! » «КП» , кстати, уже била в набат по этому поводу (например, в номере за 11 декабря 2006 года)

А ведь по Закону о рекламе громкость звука в передаче и рекламном блоке не должна отличаться! Как же так? Неужели телебароны банально пренебрегают буквой закона?

Сколько это в децибелах

Мы решили «поймать врага за руку» и пригласили в редакцию профессионала - руководителя технического отдела компании «Экостандарт» Михаила Серова. Пусть даст свое экспертное заключение, насколько телеканалы грешат со звуком. Михаил пришел вечером, в прайм-тайм. Прихватил с собой специальный прибор - анализатор шума и вибрации. Включаем телевизор на среднюю громкость.

- Будем измерять так называемый широкополосный шум - тот, который дает разговорная речь. А значит, и телевизор, - поясняет Михаил.

Итак, садимся в полутора метрах от экрана, громкость звука не меняем.

На экране - канал ТНТ, программа «Такси» . Громкость - 51 - 52 децибела. Рекламный блок. Громкость.. . не увеличивается. Неужели? Но прибор - не ухо. У него галлюцинаций не бывает.

Переключаем на Первый канал. Сериал «След» . Сначала уровень шума - 51 - 52 децибела. Потом начинается неспешный диалог двух героев и шум падает до 43 - 46 децибелов. И тут вдруг - бабах! - самореклама! Громкость уже 50 - 52 децибела!

- Плюс 7 - 9 децибелов - это чувствительно, - объясняет Михаил. - Если сравнивать «среднюю» громкость фильма и громкость саморекламы, то скачка никакого. А если тихий «кусок» сериала и рекламную паузу, то разница ощутима!

Канал «Культура» , «Ночной полет» . Уровень шума - 48 - 50 децибелов. Стартовая заставка программы звучит, как кажется, чуть-чуть громче, но прибор не реагирует. Уровень шума не вырос.

Переключаем на НТВ. Цифры на дисплее начинают прыгать. Прогноз погоды - 50 децибелов. За ним сериал - 46 - 51 децибел. Самореклама, как ни странно, звучит тихо - 47 - 49 децибелов. И тут рекламный блок - ба-бах! - 52 - 54 децибела. Ощутимо.

Красная тряпка для потребителя

В общем, случается, что телеканалы завышают уровень звука рекламы. Но чаще играют на разнице, запуская рекламу после более тихого эпизода программы. Но все же скачки звука не настолько критичны, чтобы вызывать наше раздражение. Почему же мы так досадуем на рекламные блоки? ! Однозначного ответа, кажется, нет. Есть две версии, объясняющие этот феномен лишь частично:

1) психологическая версия. Нас раздражает сама идея, что нам что-то навязывают. Реклама действует на нас как красная тряпка на быка. Мы ведь ее, мягко говоря, не любим. Отсюда - и звук кажется череcчур громким, и юбки у моделей слишком короткими;

2) технологическая версия. Типичный ответ телевизионщика на вопрос, почему реклама кричит:

- Да не кричит она! Просто в ролике звук чище, вот и кажется, что громче!

Мол, рекламные ролики записываются в студиях с точнейшим сведением звука. Ролик ведь специально направлен на то, чтобы слоган был слышен отчетливо и просто-напросто врезался нам в память. А обычные программы всегда имеют какой-то звуковой фон, который «гасит» звучание реплик.

За громкостью звучания рекламных пауз должна следить Федеральная антимонопольная служба - ей законом отведена функция контролера за рекламой. Но, дав полномочия, законодатели не прописали механизмы контроля.

- Федеральный закон «О рекламе» (статья 14, часть 12) говорит о том, что уровень звука рекламы не должен превышать уровень звука прерываемой ею передачи, - объяснила нам Татьяна НИКИТИНА, зам. начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы. - Но н

Иногда прямо бесит когда смотришь фильм например вечером, жена спит, сделал звук тихо, лишь бы слышать и тут начинается реклама и как заорет.


А как раз, для того, чтобы Вы, матерясь, всё-таки обратили внимание на экран, а не использовали телевизор только в качестве смеси ночника и радио (для получения подсветки и звукоряда). Лет 20 назад даже пытались принять закон, в котором определялась продолжительность рекламы (по отношению к основной программе) и её громкость (опять же относительно), но как большинство хороших предложений, всё "кануло в лету".


Это делается специально, чтобы вы обратили внимание на содержание рекламного ролика. Вот, например, человек смотрит фильм и следит за развитием сюжета. Вдруг фильм прерывается на рекламный блок, любой зритель, естественно, отвлечется, ведь реклама, как правило, мало кого интересует. И вот здесь увеличивается громкость звука. Это волей неволей привлекает внимание к тому, что говорят, т.е. к содержанию ролика. Даже если при этом человек не испытывает ничего кроме раздражение, то название рекламируемого продукта или услуги отложился в подсознании. Раздражение быстро улетучится, а это название останется в памяти, вот на это и рассчитывают маркетологи.


Рекламу специально делают громче, чтобы привлечь Ваше к ней внимание, это простой маркетинговый ход. Что получается - Вы спокойно смотрели фильм и тут раз резко увеличился звук и пошла реклама, что Вы испытываете? Легкий шок, а Ваше подсознание "словило" смену звука и даже если Вы смотрели рекламу не внимательно, она все равно отобьется в Вашем подсознании и Вам почему то будет хотеться купить этот товар. Это действие что то по типу как 25 кадр, только он направлен на зрительную систему, а это на слуховую.



На мой взгляд, реклама громче, потому что так записана.

Разное качество и уровень звука у фильма, к примеру, старого, и новой рекламы, только что сделанной.

Почему-то мне кажется, это сделано это не специально.

Просто нет подгона друг под друга разных передач по звуку.

Никто этим не занимается, да и не требуется вероятно.


Ни один Новый год не обходится без праздничных фильмов. В новогодне-рождествен­ скую классику вошла серия фильмов "Один дома". Интересный сюжет, особая атмосфера, яркие герои - всё это очень нравится российскому зрителю, поэтому каждый год в праздники мы смотрим эти фильмы по телевизору. В этом году "Один дома-2: Затерянный в Нью-Йорке" можно будет увидеть в воскресенье, 30 декабря, на Первом канале в 14.10.


Очень много советских передач собрано на рутрекере http://rutracker.org/forum/index.php . Я сам оттуда скачивал все выпуски "Что? Где? Когда?" с момента создания телепередачи. Там можно найти много всяких программ, главное уметь искать.)


Раскритиковать-то занафталиненную киркоровщину несложно. Одно и то же на протяжении уже долгих лет: тот же набор фильмов, те же рожи лиц в "голубых передачах". Еще вот "голубой ургант" добавился к прочим "звиздам", а чего ему выделяться: так бы и анонсировали - "голубые ж..пы нашей эстрады", разве там другое что-то есть? Те же "юмористы" юморят сами с собою и ржут как загнанные лошадки. Да всё одно и то же на нашем ТВ (ну его к Ёпрсту!): придурковатость (вместо юмора и смеха) в "кэвээнах", алчный огонёк в глазах в "чтогдекогдатах" у попавших за стол с бабками в конвертах. Разумеется: и "поледураков" - для дебильно-счастливых обывателей, передающих "приветсвоемуначальн­ ику!".

Вот и говорят привычно телезрители под Новый год: " Какая гадость, эта Ваша "заливная рыба" на ТиВи!"


Вот это довольно - таки приятная и ожидаемая новость! И как приятно, что не будет комментировать трансляции всеми известный и уважаемый Виктор Гусев: просто все истинные поклонники футбола знают какой не фартовый этот комментатор именно для российской сборной. Конечно же, это всё совпадения, но как только в руки берёт микрофон Виктор Гусев сборная Россия проигрывает. Хороший и правильный выбор Первого канала: Константин Генич и Георгий Черданцев - очень компетентные и квалифицированные комментаторы.

Читайте также: