Плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей

Опубликовано: 16.04.2024

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Полезное и негативное воздействие компьютера на ребенка

В этой статье я расскажу про влияние компьютера на здоровье ребенка, все плюсы и минусы компьютера для детей. Сегодня персональные компьютеры очень плотно вошли в жизнь наших детей, да и взрослых.

Если еще 10 лет назад люди приходили с работы и смотрели телевизор, то сейчас – первым делом за ПК. Люди уже не представляют своей жизни без социальных сете.

  • Таких как одноклассников, вконтакте, инстаграм, телеграм и др. Это как наркотик – если нет дозы – у ребенка начинается ломка.

Если ребенку запретить сидеть за компьютером хотя бы 1 день – он начинает психовать, беситься, орать и шалить!

Настолько дети привыкли смотреть в монитор….. Ведь проще зайти “вконтакт” и ответить однокласснику, чем идти к нему домой……. в соседний подъезд). Я считаю это настоящая проблема современного мира.

Разрешать или нет ПК ребенку – ведь влияние компьютера на здоровье ребенка не всегда положительное

Сейчас мнения родителей расходятся с тем что стоит ли включать вообще персональный компьютер в жизнь своего чада или же строго настрого запретить.

  • Кто то наоборот, старается купить самый навороченный компьютер или ноутбук ребенку, в целях образования и просвещения.

Другие родители наоборот, заставляют своих детей ходить в библиотеки, к друзьям, делать что угодно только не сидеть за компьютером, так как влияние компьютера на здоровье ребенка​ огромно.

Мне кажется и то и то не верно. Во первых, хотим мы того или нет, ПК в нашей жизни есть, и никуда от этого не деться.

  • Поэтому компьютер нужно давать ребенку – дозировано! Например, в виде поощрения за хорошую отметку в школе: получил “5” по математике – заслужил 30 минут поиграть. Принес “двойку” по английскому – 2 дня без компьютера.

Это лучше чем если Ваш малыш будет сидеть сутками у монитора и портить глаза. Контроль нужен обязательно, баловать нельзя, разрешая ему часами играть и сидеть в соцсетях.

Плюсы и минусы компьютера для детей


Влияние компьютера на детей

Плюсы компьютера для ребенка:

  • Техническая грамотность. Дети становятся технически грамотными, обучаются пользоваться техникой, работать с принтером, сканером – это поможет ему в будущем в повседневной жизни.
  • Образованность. Подросток может найти нужную ему информацию в интернете, выполнять домашнее задание, смотреть обучающие видео ролики, осваивать интересные полезные программы.
  • Просвещенность. Ведь можно искать ответы в интернете на интересующие вопросы, ведь ответ есть практически на любой вопрос!
  • ПК способствует развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей.
  • Возможность онлайн обучения, не выходя из дома (очнеь актуально сейчас, в 2021 году в период пандемии коронавируса COVID-19).
  • Благодаря современным гаджетам, родители могут контролировать местонахождения их чада.
  • Коммуникабельность, но это спорно. Дети могут переписываться с друзьями, одноклассниками, обмениваться информацией, пересылать друг другу домашнее задание и прочее.
  • Компьютер расширяет кругозор детей.
  • И особым пунктом я бы хотел отметить – душевный комфорт. Вот представьте, у всех детей в школе есть дома компьютеры, родители разрешают им играть в игры, а у вашего ребенка такой возможности нет. Обида? Зависть? Подавленное настроение? Поэтому давать детям компьютер можно и нужно, но дозированно и под контролем взрослого.

Минусы компьютера для детей:

  • Развитие игровой зависимости. Сознанием детишек полностью овладевает виртуальная реальность.
  • Появляется тревожность, страх, неуверенность из за стремления добиваться желаемого результата
  • Появление агрессивности к окружающим людям, вследствие игры в жестокие игры, где убивают.
  • Негативное влияние на физическое развитие детей – малоподвижность, искривления позвоночника.
  • Замкнутость. Отпрыски все реже начинают выходить на улицу. В 90-е года, когда не было даже сотовых телефонов, мы всегда играли на улице до самого вечера! А сейчас? Допоздна за компьютером……

Что же делать?

  1. Детвора от 3 до 6 лет должны быть за монитором ПК до 15 – 30 мин. в день.
  2. Дошкольникам 6 лет разрешается сидеть чуть дольше – до часу.
  3. Разрешать играть в игры только в первой половине дня, не на ночь.
  4. Позволяйте сидеть за компьютером своим детям не чаще чем 3 раза в неделю.
  5. Позаботьтесь о том, чтобы в комнате, где находится ПК была удобная мебель, подберите кресло под спину ребенка, чтобы ему было удобно сидеть, чтобы было хорошее освещение.
  6. Следите за тем чтобы расстояние от глаз до экрана было не меньше 50 – 60 см.
  7. Заставляйте детей каждые 15 минут нахождения за монитором делать небольшую разминку с полным выходом из за стола.

Теперь, зная что влияние компьютера на здоровье ребенка очень большое, следите за своими чадами, не позволяйте им сутками напролет сидеть за компьютером.

Если Вам нужно отремонтировать ваш ПК для ребенка, у меня есть отличная услуга, которая вам подойдет, и недорого, переходите по этой ссылке и почитайте об услуге.

Ирина Мартынова
Родительское собрание «Телевидение и компьютерные игры: польза и вред»

Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения и компьютерных игр на развитие личности ребенка.

• определение роли телевидения и компьютерных игр в развитии дошкольного возраста.

• проведение сравнительной линии между советскими и современными мультфильмами,

• составление списка популярных мультфильмов, фильмов и передач среди детей младшего школьного возраста.

• проследить за тем, как эти мультфильмы влияют на развитие агрессии, на поведение ребят.

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Введение в проблему.

3. Факты и комментарии.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

5. Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.

6. Самостоятельная работа родителей в группах.

7. Заключительная часть.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На темы «Дети и телевизор», «Дети и компьютер» написано огромное количество психологических статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. Результаты опроса показали, как только ребенок переступают порог дома, телевизор и компьютер становится его полноправными хозяевами.

Как известно, дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Они живут не одной,а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, — всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития очень много зависит от окружения,что будет ребенку предъявляться как эталон сопереживания: добрый герой или злодей-пришелец? Эмоциональный мир детства необыкновенно чуток к информационному окружению, к тому, что видит ребенок на экранах телевизора.

Взрослые часто не придают большого значения картинкам или текстам современных детских мультфильмов. В результате ребенок остается с потоком информации ОДИН.

Есть ли причины для переживания по этому поводу? Давайте постараемся вместе разобраться в некоторых вопросах.

2. Разминка. Введение в проблему.

Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того,какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.

Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей). Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на занятиях, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми и наконец, агрессивными. И все потому, что сцены насилия, которых изобилие в сегодняшних зарубежных мультфильмах, наносят непоправимый вред детской психике.

Вывод: поскольку зарубежные мультфильмы имеют в своем содержании немало сцен насилия и ребенок регулярно видит, как персонажи выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, малыш вспоминает, какие агрессивные действия выбирали герои, чтобы справиться с той или иной ситуацией. И если семейные отношения или его общение со сверстниками будут играть роль негативного подкрепления, агрессивное поведение может стать привычкой. Результирующая агрессивность в межличностных отношениях, скорее всего, будет мешать ему достичь успехов на социальной сфере, порождая нарушения коммуникации, конфликтную самооценку, и как следствие проблемы в формировании личности ребенка. Поскольку его интеллектуальный потенциал ограничен в силу возрастных особенностей, простые решения, предполагающие агрессивные действия, которые он увидит по телевизору, легко станут частью его поведенческого репертуара.

Просмотр телепередач дает возможность:

-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

-понять что такое хорошо и что такое плохо;

-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;

-занять свободное время.

В то же время длительный просмотр телевизионныхпередач отрицательно влияет на здоровье детей:

-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;

-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;

-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.

Воспитатель: А что дает взрослым просмотр телепередач? (мнение родителей).

Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут определить, где правда, где ложь. Они доверяют всему, что показывается на экране. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.

Ну, а теперь поговорим о компьютерных играх и компьютерах. С телевидением я все объяснила сама,а вот с компьютером попробуйте вы сами. Давайте найдем «плюсы» и «минусы» использования компьютера в жизни ребенка

(Родители делятся на две группы, одна группа выявляет все «плюсы» компьютера, другая - его «минусы»).

По окончании работы происходит обсуждение, варианты групп заслушиваются и дополняются.

Обсуждение всех «плюсов» и «минусов» компьютера.

1. вызывает положительный интерес к технике;

2. развивает творческие способности;

3. полностью захватывает сознание ребенка;

4. устраняет страх перед техникой;

5. формирует психологическую грамотность к овладению ПК;

6. развивает воображение, моделируя будущее;

7. воспитывает внимательность, сосредоточенность;

8. помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д. ;

9. тренирует память, внимание;

10. развивает быстроту действий и реакции;

11. воспитывает целеустремленность. 1. отрицательное влияние на физическое развитие;

2. повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;

3. содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

4. обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

5. способствует развитию гиподинамии;

6. снижает интеллектуальную активность;

7. ухудшает зрение.

. А также к отрицательной стороне относятся

• Заражение вредоносными программами;

• Доступ к нежелательному содержимому;

• Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;

• Неточная, не достоверной информация.

• Подмена реального общения виртуальным (сам того не осознавая, человек теряет грань реального и виртуального мира);

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

-игры типа «убей их всех»;

-игры – приключения;

- игры стратегические, в которых требуется принимать решения;

- развивающие игры;

- обучающие игры;

- игры диагностические;

- графические, связанные с рисованием, конструированием.

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Часто причинами увлечения компьютерными играми могут быть:

- Привлекает придуманный мир, более яркий, простой и выразительный

- Ошибки можно исправить, перезагрузив компьютер

- Можно не доводить до конца

- Все происходит по желанию («Я – властелин»)

- Ребёнок, лишён внимания

- Неумение справляться с трудностями самостоятельно

- Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

Как оторвать ребёнка от компьютера

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать сына от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления, просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

3. Факты и комментарии.

А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости и компьютерной зависимости.

Я хочу познакомить вас с интересными фактами из области статистики:

- 2/3 наших детей в возрасте от 5до10 лет смотрят телевизор ежедневно.

-Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

-50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.

-25% детей в возрасте от 5до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.

-38% ребят в возрасте от 5 до10 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

Педагог-психолог: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей вашей группы.

А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей.

5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

Родителям предлагаются правила борьбы с телеманией:

1. Обсуждать и определять с детьми телепередачи для просмотра на последующую неделю.

2. Обсуждать любимые передачи детей после просмотра.

3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, иначе это станет для ребенка положительным примером.

4. Помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодах удовольствие.

8. Самостоятельная работа родителей в группах.

Задание 1: определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Задание 2: просмотреть фрагмент мультфильма и составить план беседы с ребенком об увиденном.

В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач» и правила для родителей

9. Заключительная часть.

1. Рефлексия «Пирамида знаний».

Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.

Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

2. Принятие решения.

а). Придерживаться к определенным правилам к выбору для просмотра телепередач для детей.

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине!

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА

КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?

Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.

Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика - смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Федотова Наталья Васильевна

Конспект и презентация к собранию

ВложениеРазмер
konspekt.docx 38.03 КБ
prezentatsiya_.pptx 319.9 КБ
prilozhenie_2_anketa_dlya_uchashchikhsya.docx 10.58 КБ
prilozhenie_3_anketa_dlya_roditeley.docx 11.66 КБ
prilozhenie_4_pamyatka_dlya_roditeley_po_bezopasnomu_ispolzovanyu_kompyuterov_v_shkole.docx 14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Телевидение, компьютер в современном мире»

Задача: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором и компьютером; показать их влияние на психику маленького ребёнка

1. Родители и классный руководитель определяют повестку собрания, круг вопросов для обсуждения. (Приложение 1)

2. За две недели до собрания классный руководитель проводит анкетирование родителей, обрабатывает полученные данные. ( Приложение 2 )

3. За неделю до собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся, обрабатывает полученные данные. ( Приложение 3)

4. Классный руководитель готовит художественную выставку работ учащихся на тему: «Как я отдыхаю?» или «Чем я люблю заниматься в свободное от школы время?». (Мониторинг работ учащихся)

5. Классный руководитель вместе с членами родительского комитета готовят «Советы родителям» (Приложение 4) и памятку для родителей по безопасному использованию компьютера в домашних условиях (для каждого родителя). (Приложение 5)

1. Вступительное слово.

- « Телевидение, компьютер в современном мире.»

- Тема нашего собрания выбрана не случайно.

3 слайд Телевидение должно быть не целью, а средством.

Из передачи « Культурная революция»

Компьютер может быть не только другом,

но и превратиться в злейшего врага,

который мстит потерей здоровья и интеллекта.

- Ещё 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен почти каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьёзное производство. В современной школе компьютер используется для подготовки к урокам не только учителям, но и ученикам.

Часть родителей не возражают против компьютерных занятий и игр. Они оказывают активную поддержку в овладении ребёнком компьютером – покупают диски, программы, могут дать дельный совет в этой области. Другие мамы и папы полностью отвергают такую форму времяпровождения для своего ребёнка. Но есть ещё одна категория родителей. Они запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребёнка, он мало обращается со сверстниками, ожесточается и т. п. Кто прав?

Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети?

На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

  • Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором и компьютером.
  • Убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое у экрана.
  • Показать влияние просмотров на психику маленького ребёнка.
  • Определить, какие передачи целесообразно смотреть первокласснику , показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях.
  • Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника.

2. Обсуждение по теме собрания.

  • Считаете ли Вы, что телевизор, компьютер должны быть в числе главных предметов обихода?

Какое место они занимают в жизни младшего школьника?

  • Какие передачи, на Ваш взгляд, формирует личность ребёнка?
  • Что думают специалисты о компьютерах, компьютерных играх и телевидение?

Почему дети зачастую охотнее общаются с компьютером, а не со своими сверстниками?

  • Как, на Ваш взгляд, необходимо организовать общение ребёнка с телевизором, компьютером.

Назовите возможные варианты.

Мнение специалистов и родителей

  • Информация о негативном влиянии компьютера.
  • Информация о положительном влиянии компьютера.

  • Психологи выявляют компьютерную зависимость даже у шестилетних детей, однако наиболее подвержены ей подростки в возрасте 12-15 лет. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, упоминают компьютер практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями.

Родителям раздаются памятки. (Приложение 5)

- Какие выводы можно для себя сделать? (Мнение родителей)

- Итак, насколько вреден компьютер для здоровья? Тревогу бьют медики: совмещение даже 2-3 часовой работы за компьютером с уроками, спортом возможно только за счёт сна и прогулок на воздухе. А насколько вредно неизбежное электромагнитное излучение? Есть данные о том. Что уровень электромагнитного излучения у современных компьютерных мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Другие виды излучения (рентгеновское, инфракрасное, ультрафиолетовое) вообще ничтожно малы. Например, уровень рентгеновского излучения современного монитора не превышает обычный радиационный фон в помещении. А жидкокристаллические (плоские) экраны и ноутбуки вообще не являются источниками излучения.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. Однако общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телевизора. Не нужно забывать об элементарной профилактике – делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз. Посещать время от времени окулиста. Конечно, необходимо приучить ребёнка контролировать свою позу, чтобы не возникло нарушение осанки. Но это вовсе не специфическое требование – правильно нужно сидеть и за обычным столом. Освойте вместе с ребёнком, например, упражнение «кошка сердится» : стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5 – 10 с, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте не менее 5 – 6 раз. В отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системой ребёнка, не допускать перегрузок.

Информация о негативном влиянии компьютера.

- В отечественных средствах массовой информации, в исследованиях специалистов нет единого мнения на указанную проблему, мнения бывают диаметрально противоположны. Известна точка зрения медиков и психиатров, описывающих негативные последствия «наркотического» воздействия компьютера: возникновение зависимости, нарушения личностного развития. Рост жестокости, повышение тревожности, трудности в общении. Выделяют и такие минусы компьютера: он отрывает ребёнка от окружающего мира. Нарушает формирование абстрактного мышления, снижает или исключает потребность в чтении, формирует «клиповое сознание». В последнее время можно встретить публикации о новом виде зависимости поведения с устрашающими примерами полного погружения человека в мир виртуальный – компьютерной зависимости. При этом никто не исключает возможность получения с помощью компьютера большой по объёму и разнообразной информации, но считается, что дается она в излишне структурном, «упакованном» виде, не требующем развития творчества и даже отвращающем ребёнка от других видов игр.

Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние, кажущиеся изменения окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз (чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз). Поэтому после каждого занятия с компьютером необходимо выполнять упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Информация о положительном влиянии компьютера.

Компьютер может стать и помощником в развитии ребёнка. Положительный эффект компьютерных игр французский психиатр Серж Тиссерон видит в способности быстро приспосабливаться к меняющим условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам: «Раньше люди рождались и в собственной деревне, в одной и той же обстановке, занимались одним и тем же ремеслом всю жизнь. Сегодня прежние ориентиры исчезли, от людей требуется большая профессиональная географическая и интеллектуальная лабильность».

Уважаемые родители! Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен и в следующих случаях.

Для профилактики заболеваний позвоночника следует правильно организовать рабочее место за компьютером, как можно чаще менять позу, вставать из-за компьютера, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины.

Заболевание органов дыхания.

Заболевание органов дыхания могут быть результатом воздействия пыли, которая скапливается вблизи компьютера. Следует чаще протирать пыль.

«Синдром запястного канала».

Этот синдром выражается в боли и покалывании в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, пальцы, кроме мизинца), ослаблении мышц, обеспечивающих движение большого пальца, болезненности и онемении кистей рук, заставляющих просыпаться среди ночи, неловкости и слабости пораженной ладони.

Стресс и нервные расстройства.

Длительная работа за компьютером связана ещё и с постоянным раздражением, источником которого могут быть самые различные ситуации, например, «зависание» компьютера, потеря несохранённой информации, проблемы с программой и т.п. часто нервные расстройства, возникающие у ребёнка, связаны с содержанием компьютерной игры.

3. Анализ статистики.

Анкета для родителей

  • 1. Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
  • 2. Сколько времени проводит ваш ребёнок у компьютера?
  • 3. Какие передачи предпочитает?
  • 4. Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра передач,

хочет ли обсудить с вами передачу?

  • 5. Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он

начал активно общаться с компьютером?

  • 6. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми? В какие игры играет?
  • 7. Боитесь ли вы общения ребёнка с компьютером? Вызывает ли это у вас тревогу?
  • 8. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Чем ты

занимался, опять у телевизора (компьютера) сидел?», «Опять

уроки вечером делаешь?»

Домашнее задание родителям

  • Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора и компьютера?
  • Какие передачи предпочитает?
  • Задаёт ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
  • В какие компьютерные игры играет ваш ребёнок (первоклассник)?

  • Согласно исследованиям гигиенистов даже не очень продолжительная работа за компьютером (не более 1-2 часов) вызывает общее и зрительное утомление у 73% подростков. А непрерывное сидение за компьютером ежедневно более двух часов в день ребенка в возрасте до 14-15 лет приводит к развитию близорукости.
    Утомление глаз вызывают прежде всего недостаточная резкость изображения на экране и мерцание изображения. Эту проблему частично можно решить, купив ЖК-монитор.

  • Можно выделить 4 основных типа проявления «компьютерной» усталости:
    1) потеря контроля над собой (ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит);
    2) потеря интереса к компьютеру (ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры,обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу);
    3) «утомленная» поза (ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола);
    4) эмоционально-невротическая реакция (крик, подпрыгивания, пританцовывания,
    истерический смех).

Мониторинг (родителей) (Комментарии)

- Опрос детей проводился по следующим вопросам:

Анкета для учащихся

  • 1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
  • 2. Сколько раз в неделю ты играешь на компьютере?
  • 3. Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
  • 4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику и кого взял с собой, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучно

14 слайд (Комментарии)

1. Много, каждый день.

1. Много, каждый день.

2. Иногда, по выходным.

1. Мультфильмы, «Галилео».

2. Игрушки, животных.

Экскурсия по художественной выставке

на тему: «Как я отдыхаю?», «Чем я люблю заниматься в свободное от школы время?»

4. Продолжение обсуждения проблемы по теме.

Что же делать и нужно ли что-то делать?

  • Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребёнка определёнными программами?
  • А что даёт ребёнку телевизор?
  • Если что-то в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное?
  • Возможно, стоит запретить играть на компьютере?
  • А что может дать для ребёнка общение с компьютером?

  • Учеба с помощью компьютера — это:
    1.Написание текстов и упражнений.
    2.Составление таблиц и диаграмм.
    3.Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.
    4.Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора.
    5.Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.
    6.Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.
    7.Возможность поиска информации по определенной учебной теме.
    8.Возможность участия в олимпиадах различного уровня.
  • Компьютер даст школьнику возможность:
    -- находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках;
    – бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов; -- досылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.

  • Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
  • Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить от взрослых из-за их занятости.
  • Развитие познания, повышение культурного уровня.
  • Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
  • Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

- Необходимо помнить о том, что влияние телевидения и компьютера на детей резко отличается от влияния на психику взрослых.

  • Первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где на экране правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят по ТВ. Детьми легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь в подростковом возрасте ребята начинают не столь доверительно относится к тому, что видят на экране.

- Как сделать так, чтобы эта проблем решилась?

-«Я сама ищу на этот вопрос ответ»…

  • Установить определённое время на просмотр и игры.
  • Соблюдать режим дня.
  • Заняться любимым делом, спортом.
  • Заинтересовать кружками, секциями.
  • Заинтересовать книгами.
  • Давать задания по дому.
  • Уделять ребёнку больше внимание, общаться с ним, быть рядом с ним.
  • Гулять на воздухе, чаще ходить с ребёнком в город, кино, театр, выезжать загород.

  • Каковы Ваши мнения о сказанном?
  • Какую тему родительского собрания Вы могли бы предложить?
  • Заинтересуют ли Вас темы: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей?»,«Как стать хорошим родителем».

5. Подведение итогов собрания.

От увлечения наших детей компьютером никуда не деться. Компьютер пришёл в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Пускай каждый из родителей сделает свой выбор: компьютер друг или враг? Надеюсь, что наше собрание было полезным для вас. В заключение обобщим полученную информацию и сформулируем решение собрания в виде «Советов родителям».

Каждому родителю даётся лист с «Советами родителям» (Приложение4)


Технологии захватили нашу жизнь и особенно жизнь наших детей. Сегодня к нашим услугам множество гаджетов, помогающих оторваться от реальности: компьютеры, смартфоны, планшеты и, конечно, телевизоры. Да, экраны порой необходимы, но они могут негативно влиять как на психологическое, так и на физическое состояние человека.

Если ребенок проводит слишком много времени перед экраном (будь то телевизор, видеоигры, компьютер, смартфон и планшет), у него ухудшается внимание, ослабляется концентрация и исполнительные функции, а также возрастает риск агрессивного поведения, депрессии и одиночества. И чем раньше дети начинают проводить время перед экранами, тем раньше развиваются эти проблемы.

Почему стоит сказать экранам СТОП. 6 научных доказательств

Согласно исследованиям Семейного фонда Кайзера, дети в возрасте 8–10 лет в среднем проводят перед мультимедийными устройствами до восьми часов в сутки. Что касается более старших детей и подростков, тут цифры просто шокируют: 11 и более часов в сутки.

1. Стресс, бессонница, депрессия. Исследование, которым руководила доктор Карен Мартин из Университета Западной Австралии, показывает, что из-за постоянного пользования социальными сетями и интернетом у взрослых снижается настроение, возникает чувство одиночества и развивается депрессия. Экраны не только нарушают сон у старших детей, но и способствуют снижению физической и двигательной активности, которая очень важна для поддержания здорового сна.

Недавние исследования показывают, что дети в возрасте 4–8 лет, которые смотрят телевизор более полутора часов в день, больше склонны к переутомлению, чем их сверстники, которые проводят перед экраном меньше времени.



У вас плохой сон, гадкое настроение, депрессия? Возможно, вы слишком много времени проводите перед экранами. Источник

2. Разобщение. Можно думать, что технологии объединяют нас, но на самом деле они значительно снижают качество социальных связей. Пребывание перед экраном влияет на развитие мозга малышей, особенно на область, отвечающую за понимание социальных ролей и невербальных знаков (например, выражения лица), которые необходимы для развития эмпатии и сострадания.

В ходе одного интересного исследования выяснилось, как использование устройств с экранами влияет на привязанность к друзьям и родителям. В эксперименте принимали участие две большие группы взрослых с разницей в возрасте почти в шестнадцать лет. В итоге было установлено, что устройства с экранами (телевизоры и компьютеры) оказывают влияние на привязанности к родителям и друзьям.

Исследования, проведенные Университетом Мэриленда, выявили, что несчастные люди больше смотрят телевизор, в то время как люди, называющие себя «очень счастливыми», больше читают и общаются в реальном мире.



Чем чаще ваш ребенок общается с планшетом, тем слабее его связь с вами. Источник

3. Технологии против игр на свежем воздухе. На протяжении последних двадцати лет мы все меньше времени проводим на свежем воздухе. В опросе, проведенном Университетом Хофстра, 70% матерей заявили, что в детстве играли на свежем воздухе каждый день, в то время как всего 31% их детей высказались так же.

Такой спад можно напрямую связать со скачком развития технологий и медиа. Опрос 8950 дошкольников показал, что дети проводят перед экранами от 3,2 до 5,6 часа ежедневно в зависимости от того, посещают ли они сад, остаются с родителями или на попечении няни. Дети растут, и время, которое они проводят перед экранами устройств, также увеличивается, причем намного быстрее, чем раньше.

Экранный детокс

Задача может показаться непосильной, но, поверьте, игра стоит свеч. Сократить время пребывания перед экранами гаджетов вам помогут наши советы.

1. Начните диалог

Говорите со своими детьми о ценности реального общения и времени, проведенном не у экранов электронных устройств. Помогите старшим детям понять, чего они лишаются, сидя в телефонах и компьютерах. И конечно, объясняйте, почему полезно уменьшить время общения с гаджетами, чтобы они понимали, что это необходимо всем членам семьи. Обсудите, чем бы вам нравилось заниматься, если бы у вас вообще не было гаджетов.



Ничто не может заменить реального общения. Источник

2. Сократите время

Большинство родителей шокированы тем, сколько времени их семья ежедневно тратит на гаджеты.

А если прибавить к этому время, проведенное с планшетом, компьютером и мобильным телефоном, цифры взлетят до небес. Сократив время пребывания перед экранами, вы позволите себе и своим детям больше общаться с окружающими, попробовать новые увлечения или отточить уже имеющиеся навыки. Вы освободите больше времени для развлечений и приобретения важного жизненного опыта.



Чем меньше экранов в жизни вашего ребенка, тем больше впечатлений он получает. Источник

3. Повышайте осознанность

Скорее всего, вы даже не осознаете, сколько времени каждый член вашей семьи проводит у экранов каждый день. Заведите для каждого члена семьи план работы с медиаустройствами. Он поможет фиксировать время, проведенное за различными гаджетами для школы, работы и личного пользования. Заполняйте таблицу в течение недели, а затем подсчитайте, сколько времени вы тратите на каждое устройство и на все гаджеты, вместе взятые.

Если кто-то превышает допустимый дневной максимум, вместе подумайте, как избежать этого в будущем.

4. Открывайте новое

Пусть каждый найдет себе хобби или проводит больше времени с друзьями. Дети весьма изобретательны, они найдут способ развлечь себя и без гаджетов. Позаботьтесь о том, чтобы у младших детей были игрушки, развивающие воображение: различные конструкторы, пластилин и т. п. Старшим могут понравиться музыка, рисование, книги или занятия спортом.



Помоги ребенку найти новое по-настоящему захватывающее увлечение, и он сам захочет меньше времени проводить перед экраном. Источник

5. Вместо цифрового мира — реальный

Старайтесь заниматься чем-то офлайн, без применения гаджетов. Вместо просмотра фильмов сходите на спектакль или на концерт. Узнайте, какие детские постановки идут в местных театрах и школах. Даже взрослые площадки часто устраивают детские мероприятия в течение года.

Вместо видеоигр поиграйте в настольные или подвижные, тот же лазертаг или пейнтбол. Вместо того чтобы совершать покупки онлайн, сходите с детьми в магазин. И конечно, посоветуйте детям позвонить друзьям или сходить к ним в гости, а не болтать в мессенджере.

6. Интерактивное образование

Старшим детям компьютер необходим для выполнения школьных проектов. Вместо того чтобы искать данные в интернете, сходите в библиотеку, в музей или еще куда-нибудь, где дети смогут найти нужную информацию.



Гораздо интереснее просто дурачиться с друзьями, чем переписываться с ними в чате. Источник

7. Ограничение на технологии

Сделайте определенные зоны вашего дома свободными от экранов. Особенно это актуально для спальни, так как для выработки мелатонина очень важно не пользоваться устройствами с экраном как минимум за два часа до отхода ко сну.

Если вы едите перед экраном, это нарушает связь между мозгом и желудком и вам становится сложнее понять, наелись ли вы. Исследования подтверждают, что регулярная трапеза перед экраном заставляет вас съедать больше.

По оценкам ученых, дети, которые никогда не смотрят телевизор во время еды, гораздо реже страдают от лишнего веса, чем те, кто совмещает просмотр с приемами пищи. Помогите детям больше концентрироваться на том, что они едят — не ешьте перед экранами.



Еда перед экраном может способствовать повышению веса. Источник

Планируйте время для семейного общения без гаджетов каждую неделю. Это укрепит ваши связи и улучшит отношения. Устраивайте игровые вечера или сходите вместе в зоопарк, музей, на спортивные мероприятия или просто на прогулку. В это время пользуйтесь устройствами только для того, чтобы запечатлеть прекрасные моменты.

8. Нет гаджетам в компании близких

Когда вы с семьей собираетесь вместе, позаботьтесь о том, чтобы все мессенджеры были выключены. Все дети независимо от возраста развивают навыки общения через личную прямую коммуникацию, а экраны только препятствуют этому.

Если старшим детям это трудно, помогите им, сделав общение в вашей семье более веселым. Например, разрешите громко слушать музыку или устроить танцевальную вечеринку, организуйте рисовальный вечер, купите настольные игры или повесьте баскетбольную корзину.

Читайте также: