Может ли телевидение считаться искусством
Опубликовано: 22.09.2023
Оценка телевидения как самостоятельной формы искусства имеет относительно долгую историю. Ее отзвуком сегодня является довольно распространенное - и искусственное: это не каламбур, а самый прямой смысл слова-определения, - сравнение телевидения с другими видами художественного творчества, использующими в качестве элементов своего языка визуальные образы. Началом поиску специфичной «телевизионности» при толковании новых средств визуализации можно считать книгу Вл. Саппака «Телевидение и мы». Эйфория шестидесятых годов, питавшая романтизацию телевидения, была вызвана наглядным переходом общества в новое, постписьменное, телевизионное бытие. Непривычные технологии, расширявшие сознание человека далеко за обыденные горизонты, сулили головокружительные перспективы, невиданные возможности. Телевидение казалось синтетическим видом искусства, агрессивно теснящим, подавляющим «традиционную» фотографию, или «слишком художественное», «слишком искусственное» кино, или чересчур «абстрактное» радио, или «консервативный» театр.
Молодой вид искусства заимствовал у своих «старших» собратьев сценическую динамику и связанные с ней диалоги, обращенность к аудитории, постановочность, экспрессивно-выразительные средства экрана, уже нащупанные и освоенные кинорежиссерами, способность будоражить, настигать людей в своих квартирах, не давать им покоя, что было доступно лишь радио. Телевидение казалось более всеохватным, более глобальным и почему-то в этой связи более «правильным», более важным, более точным, более объективным в интерпретации жизни. Печальнее всего, однако, что этих «более» как раз и не было в действительности. Дифирамбы рождались всего лишь воображением.
Поскольку мы намереваемся посвятить этой теме ряд отдельных лекций, остановимся на нескольких принципиальных моментах.
Один из них - феномен чрезвычайной, сугубой реалистичности. С появлением новых видов искусств изменился и сам человек, его физиологизм, или, по крайней мере, его способ видеть окружающий мир. Андре Базен отмечает, что взгляд человека на мир функционально избирателен. (Каждый видит то, на что он интенционально настроен). Люди нередко не замечают рисунка ковра, лежащего на полу их квартиры и т.п. И нечасто встречаются те, которые видят окружающее бескорыстно - люди, которых сам по себе привлекает мир, лежащий вокруг них. Это, как правило, люди с художественными задатками.
Фотография как один из «родственных» видов искусства фиксирует мир, как бы приближая его к глазам человека, останавливая внимание на незамечаемом прежде.
На кино при его возникновении возлагались надежды, что оно поможет человеку увидеть такие состояния и движения мира, какие не воспринимаются в обычных условиях или не воспроизводятся иными средствами: например, мгновенные трансформации материи, или медленный рост растений, или сочетание несочетаемых временных пластов и т.п.» Кино стало искусством, выработавшим свой язык. Он был, или лучше сказать, казался в высшей степени «реалистичным». Говоря точнее, кинематограф был в состоянии передавать ощущение реальности, так как наиболее верно воссоздавал ее внешние черты. К тому же кино посредством присущих ему специфических приемов (в частности, крупного плана) давало возможность проникать в существо событий, постигать трепетное биение их сердца и жить вместе с ними.
Таким образом, телевидение как экранный вид искусства дает человеку своеобразное «умножение взгляда», а кино - «умножение мысли и чувства» при столкновении с визуализированной (техническими средствами) реальностью.
Но уже на рубеже веков «реализм» искусства не удовлетворял теоретиков-мыслителей и художников-практиков. Кино, а вслед за ним и телевидение предъявили как бы сверх-реализм, очищенный от субъективности автора и его произвола, вот почему с телевидением связывались такие надежды. Но возможности, предлагаемые новыми СМИ человеку, выходили далеко за рамки объективизированно-отстраненной фиксации реальности. Они не являлись и прежде, и тем более не являются сегодня точной копией структуры человеческого сознания, воспринимающей визуально-звуковые сигналы извне. Следовательно, искусственность заложена в них изначально - это первое, что следует иметь в виду.
Второе: телевидение - это уже сложившийся язык индустриального общества, обладающий определенными кодами, определенным синтаксисом, собственными правилами. За десятилетия существования и телевидения сформировались вполне определенные стереотипы и правила операторского, режиссерского поведения, которые исподволь начинают управлять движениями нашего взгляда в момент столкновения с реальной, нетеливизионной и некиношной действительностью. Один из таких феноменов - пресловутое «клиповое сознание», которое стало своеобразным символом нынешнего интеллектуального, эстетического и, наконец, этического минимализма в процессе современной коммуникации.
Еще одним важным аргументом в пользу тезиса «телевидение - это искусство» является то обстоятельство, что телевидение в своей повседневной интерпретации реальности рассчитывает и прогнозирует определенный эмоционально-психический эффект у аудитории, имея тем самым в основе своей творческий замысел, преображающий весь процесс коммуникации. Даже популярные в конце прошлого века дебаты по поводу «объективности» информационной работы, отделения фактов от комментариев, сегодня уже практически сошедшие на нет, - хорошее подтверждение некоего заранее продуманного детерминизма, предъявляющего определенные критерии качества предполагаемому продукту.
Самое удивительное заключается в том, что телевидение, дабы сохранить свой образ «наиболее объективного и реалистичного» средства информации, просто обязано быть субъективным, предполагать в основе своей творческое начало, что свойственно именно искусству. Его отсутствие означает, не много, не мало, крушение реальности, ее уничтожение, небытие, или даже, не дай Бог, еще и зомбирование, паранойю, идиотизм. Даже кинодокументалистика Дзиги Вертовая, нарочито, сознательно снимавшего «все подряд» и потом монтировавшего эти «ничего не значащие», на первый взгляд, сцены в длинные киноленты, на самом деле подразумевает автора-демиурга, руководствовавшегося, если не идеологией, то ритмом, если не чувством меры и вкуса, то желанием их упразднить, короче, имевшего изначальную заданность, некую идеологию.
История телевидения в качестве искусства предстает перед нами в предлагаемом контексте как напряженный, часто непредсказуемый поиск людьми, находившимися в этой профессиональной среде, средств выражения собственной идентичности, адекватного их установкам языка, воспроизводящего реальность, психо-эмоциональных эффектов, переживаемых аудиторией в тот или иной исторический момент эволюции телевидения. «Правда 24 раза в секунду», как иногда едко называют телевидение, тем не менее воспринимается миллиардами людей как единственно возможная правда. Это означает, в частности, и наш пристальный историографический интерес к символической организации визуального пространства. А что, как не символ, наиболее четко, акцентированно отражает эпоху, «нерв времени»?
Термин «телевизионное искусство» и первые исследования, посвященные анализу телевидения как виду художественной деятельности, осмыслению специфики восприятия телевидения зрителем, а также поиску специфических средств выразительности появились в середине XX в. Сегодня можно говорить о том, что данная сфера получила интенсивное развитие, существенно расширила влияние в обществе, претерпела многочисленные изменения, связанные как с новыми техническими возможностями, так и с появлением новой эстетики аудиовизуального экранного произведения, изменилось также и восприятие зрителя. В нашей стране и по всему миру можно наблюдать большой рост практиков и теоретиков телевидения, работа которых продолжает развитие теории телевизионного искусства, основанной русскими учеными.
Одним из первых исследователей телевидения был В. С. Саппак. Его работа «Телевидение и мы» (1963) [7] сыграла важную роль в теоретическом осмыслении телевидения как области художественной деятельности. В своей работе Владимир Семенович поднимает вопросы специфики образной выразительности телевидения, его уникальных возможностей влияния на зрителя, особенностей восприятия, связанных с необычайно большим охватом зрительской аудитории. Данная работа не потеряла своей актуальности и сегодня. В. С. Саппак выделяет следующие специфические особенности телевизионного искусства:
- Документальность. Под этим понятием подразумевалось эстетическое переживание, которое произошло из наблюдения естественной природы, преднамеренно не измененной для созерцания, одухотворённое свидетельство течения жизни. Во многом документальность в понимании В. С. Саппака вторит духу документальности Дзиги Вертова, в частности такому его знаковому произведению, как «Человек с киноаппаратом» (1929).
- Безусловность. Данное свойство может быть названо «реализмом» телевидения, так как всё, что происходит на телевизионном экране, вызывает впечатление реального, убедительного события из повседневного мира, в котором существует общество. Данное свойство можно противопоставить нередкой условности кинематографического и литературного рассказа.
- Интимность. Перед «телеобъективом» В. С. Саппака возникает форма существования на экране, которая работает как «увеличительное стекло», «"рентген" характера, личности, душевного склада». Любой человек на телевизионном экране предстает перед зрителями в «интимных» подробностях личности. Такая интимность обусловлена большим интересом зрителя к подробностям о человеке, который изображен крупным или средним планом. В условиях телевидения зритель либо принимает в свой внутренний мир человека на экране, либо отторгает его. Данный выбор осуществляется на глубоком внутреннем уровне, тем самым формируя интимный контакт.
- Импровизационность. Данная специфика отчасти аналогична импровизации в театре или музыкальном перфомансе, однако в сочетании с упомянутыми выше свойствами обретает особый характер воздействия, позволяет зрителю ярче пережить импровизационный азарт, будто бы от собственного лица. В. C. Саппак противопоставляет негативный эффект «заученности» и «неестественности» увлекательному и органичному воздействию подлинной импровизации на телевидении. Говоря об импровизационности, В. С. Саппак выводит правило поведения человека на телевизионном экране, суть которого сводится к сохранению внутренней правды характера и личности с помощью импровизации для её последующего раскрытия в условиях документальности, безусловности, интимности.
- Эффект присутствия-сопричастности. Данное свойство телевидения обусловлено большой силой вовлечения зрителя в телевизионную передачу, как в нечто, реально происходящее персонально с ним, имеющее личную значимость. Сильный эффект такого рода оказывают массовые общественные события, например, В. C. Саппак вдохновленно описывает случай, когда по телевидению «Москва встречала Юрия Гагарина» в 1961 году. На этом примере видно, как эффект присутствия-сопричастности может виртуально объединить огромную аудиторию, придавая ощущение единства и способствуя некоторой форме эмпатии.
Позиция В. С. Саппака относительно того, является ли телевидение отдельным видом искусства, двойственна. С одной стороны, он говорит о новых специфических свойствах телевизионного произведения, явно выражая отношение к телевидению как к отдельному виду искусства, с другой, настаивает на сдержанности относительно глобальных выводов, подкрепляя свою позицию тем обстоятельством, что телевидение является недостаточно освоенным и малоизученным видом творчества. Все обозначенные Саппаком специфические свойства телевидения остаются важными и сегодня. Стоит отметить, что на фоне других медиа, телевидение как и прежде обладает вышеуказанными особенностями в большей мере, чем другие. В данном исследовании вышеизложенный перечень специфических художественных свойств телевидения принят как теоретическая основа.
По мере развития технико-технологической базы телевидения и расширения теоретических представлений о телевизионном искусстве, последующими исследователями феномена телевидения были открыты и другие его свойства. В частности, особую роль играет эффект симультанности, о котором известный теоретик телевидения Егоров В. В. говорит, как о «коренном его качестве, дающим простор для творчества» [1]. Под симультанностью телевидения понимается ощущение одновременности происходящего на экране события и его сиюминутного наблюдения. Этим свойством обладают экранные произведения, переданные как способом «прямой трансляцией» (подлинная одномоментность), так и частично заготовленные телевизионные произведения, переданные в эфир с записи. В симультанности телевидения проявляются и обостряются все специфические особенности телевизионного искусства. Результаты каких-либо видов творчества, а также произведения искусства в условиях симультанности телевидения преображаются, часто приобретая новые, возможно, ранее не предопределенные авторами черты. Данное свойство стоит добавить к основным специфическим особенностям телевидения Саппака, т. к. оно является не только предпосылкой «документальности», «безусловности», эффекта «присутствия- сопричастности», но создает общее обстоятельство для каждого из особенностей телевидения, являясь базовым условием для всех специфических свойств.
Искусствовед С. В. Потемкин в своем научном исследовании «Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка» (2007) [5] также касается проблемы выявления специфических черт телевидения как области творчества, добавляя к определенным выше свойствам: «репортажность, эклектичность, мозаичность образов и структуры произведения, интерактивность, взаимодействие между телевизионным образом и контекстом восприятия». Данный автор дополняет опыт исследования телевидения предшественниками - выявляет новую, так называемую видеоэстетику, которая развилась благодаря накоплению художественного опыта видеоарта и телевидения. Потемкин С.В. считает, что для телевидения характерно заимствование выразительных средств из других жанров, например, видео арта, кино, театрального искусства.
Одной из важнейших основополагающих черт телевидения является его способность объединять в себе выразительные возможности разных видов искусств. Это свойство доктор филологических наук М. А. Мясникова называет телевизионный синкретизм [4]. К. Э. Разлогов понимает под синкретизмом телевидения единство разнородных элементов и полагает, что он заложен в самой природе телевидения [6]. Синкретизм проявляется как в присоединении новых возможностей медиа (цвет, текст, звук, интерактивность), так и в специфике развития аудиовизуального языка телевизионного искусства, использующего выразительные средства разных искусств в условиях действия специфических особенностей телевидения. Под словом «медиа» в данном контексте понимаются, в том числе и не технические медиа средства, что вторит традиции, которая уже имеет место быть в отечественном искусствознании [9].
Таким образом, в середине двадцатого века в телевизионном искусстве усиливаются свойства симультанность и синкретизм. Их влияние сказалось на форме телевизионного произведения, на появлении специфических профессий, относящихся к сфере экранного творчества, на активности зрительской аудитории.
В работах отечественных исследователей, посвященных телевидению, отчетливо виден поиск подходов к анализу новых экранных форм. Так, в работе «Природа аудиовизуального творчества "Язык и образная система телевидения"» доктор искусствоведения Н. И. Утилова [8] использует термин аудиовизуальный (аудиовизуальное произведение, аудиовизуальное искусство, аудиовизуальный язык, аудиовизуальное мышление, аудиовизуальная образность, техника, творчество и т.д.). Мы полагаем, что использование обозначения «аудиовизуальное произведение» указывает на то, что сегодня произведение телевизионного искусства является более сложной структурой, чем прежнее экранное произведение-фильм. Благодаря новым технологиям работы с аудиовизуальными данными, на телевидении стало нормой соединение материала разного происхождения: видео, фото, звука, текста, компьютерной графики. Это привело к смешению особенностей фильма, анимации (кукольной, трехмерной, двухмерной, рисованной и т.д.), музыки, разных видов дизайна. Исходный материал может быть разного происхождения: отснятого, нарисованного, созданного средствами трехмерной графики, подготовленным заранее, либо стать результатом импровизации, например, съемки на мобильный телефон, видеорегистратор и т.д. Наполнение может меняться от выпуска к выпуску, представлять собой серии или отдельные блоки программ, соединять в себе заранее подготовленные материалы и трансляции из студии или иного места действия, но при этом содержать в себе продолжение одной общей идеи, темы, выдерживать лейтмотив. Всё вышеизложенное воспринимается телезрителем как естественное содержание телевизионного эфира, как уже было отмечено, стало нормой экранного произведения.
В связи с развитием описанной выше тенденции специалист в области медиа технологий Лев Манович говорит о «гибридности» современного аудиовизуального произведения в статье «Будущее изображения» (2006). Л. Манович пишет [3]: «Нарисованные от руки элементы, фотографии, видео, шрифты и трехмерная графика не просто помещены один за другим, а переплетены вместе. Результирующий визуальный язык гибриден. Его также можно назвать метаязыком, так как он комбинирует элементы дизайна, фотографии, аппликационной анимации, трехмерной компьютерной анимации, рисования и кинематографии».
Поскольку основным инструментом для монтажа, обработки, создания изображений, хранения и распространения является сегодня компьютер, болгарский критик и теоретик кино Божидар Манов вводит понятие «дигитальный образ», подчеркивая его цифровую природу [2]. Анализируя свойства дигитального образа, Б. Манов обращает внимание на его особые пространственно-временные характеристики - так называемый «дигитальный хронотоп». Потемкин С. В. в своем диссертационном исследовании [5] отмечает, что «дигитальный хронотоп» был введен Б. Мановым на основе литературоведческой теории хронотопа М. М. Бахтина и представляет собой новый экранный хронотоп, который автор творит по своей воле как «всемогущий демиург-создатель».
Свойства дигитального хронотопа наиболее ярко проявляется в интернет-телевидении, где можно наблюдать нелинейность демонстрации, в которой нет заданной последовательности выпусков, сцен и даже кадров. Пользователь может с любого момента, в удобное для себя время, обращаться к любому месту материала, в произвольной последовательности, а так же давать ссылку на это место. Аудиовизуальное произведение стало дискретно и управляемо.
Итак, мы видим, что многие исследователи ищут понятия, которые могли бы заменить слова «фильм», «телепередача», поскольку они не вбирают в себя всего многообразия существующих сегодня экранных форм.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что с точки зрения эстетики произошло формирование некоего метаязыка. Фактически это можно назвать новым способом построения произведения, который базируется на инструментах языка классических искусств (текст, символ, композиция, монтаж, нарратив), но автор может создавать свои комбинации, и правил для него не существует. Экранное произведение - больше не последовательность кадров, оно может обладать более сложной структурой, если это потребуется авторам. В частности, телевизионное произведение может быть многосерийным, существовать как комплекс, включающий в себя фильм, сайт, проекцию, инсталляцию.
Термины «аудиовизуальное произведение», «гибридное произведение», «дигитальный образ» отражают разные аспекты современного состояния экранного искусства.
Одним из ярких примеров, который вобрал в себя весь спектр возможностей современного творчества на телевидении, являются открытие и закрытие олимпиады в Сочи 2014 года. Сложносоставное массовое представление включает в себя смешанные аудиовизуальные произведения, включаемые в прямую трансляцию не только с помощью монтажа, но и методом совмещения компьютерного изображения с геометрическим пространством кадра, а также дополнять пространство непосредственно внутри арены происходящих действий посредством экранных проекций (в том числе по технологии 3d mapping). В самом представлении использовались элементы парада, балета, танца, цирка, были построены большие куклы-аниматроники. При этом весь перфоманс создавался преимущественно для телевизионной трансляция. Для этих целей на арене стадиона Фишт была установлена автоматизированная система перемещения многокамерной съемки. Многие ракурсы, детали были доступны только телевизионной аудитории.
Большую роль в наблюдаемой сегодня трансформации современного телевизионного произведения играет изменение возможных каналов коммуникации. Если первоначально единственным средством распространения был телевизионный эфир (телестанции и телеприемники), а позже появилось кабельное телевидение, то сегодня это цифровые коммуникационные технологии. Новые каналы коммуникации обладают возможностями передачи гораздо большего потока информации, организацией обратной связи со зрителем. Сегодня телевизионный фильм, передача, программа вышли за пределы условного «фильма» и продолжают свое существование в «соседних» блоках телевизионного эфира, в интернет-голосованиях, обсуждениях интернет-сообществ, общественных акциях, многие телепрограммы доступны для повторного просмотра в сетевой версии телеканала. Все это вовлекает зрителя в телевизионное представление, становится частью его повседневной жизни. Он получает все больше возможностей участвовать в телевизионной среде самостоятельно. Сегодня можно говорить о взаимопроникновении форм теле-произведений интернет-телевидения и традиционного телевидения, способов их производства, ориентированности на целевую аудиторию.
Мы полагаем, что наиболее существенные изменения на телевидение XXI века оказали два явления:
- Цифровые технологии, ускорившие процессы фиксации, передачи, редактирования аудиовизуального материала, широкого использования виртуальных объектов, совмещения их с традиционным материалом творчества, увеличение доли текстовых сообщений. Данный инструментарий предоставляет авторам неограниченный выразительный потенциал экранных искусств: мультипликации, кинематографа, телевидения и других.
- Сетевые коммуникационные системы. Благодаря интерактивным возможностям современных коммуникаций, а именно двусторонней и коллективной связи, зритель может быть, как наблюдателем, так и участником. Происходит трансформация формы коммуникации с иерархической на сетевую, с однонаправленной на много-направленную.
Выводы - отличительные свойства телевидения, равно как и телевизионное экранное произведение, претерпели значимые изменения благодаря техническим новациям, развитию языка телевидения, усилиям художников и теоретиков. Сегодня можно говорить о новом этапе, для которого характерны расширение представления о том, что может являться произведением телевизионного искусства, усложнении языка, формы произведения. Как уже было отмечено выше, есть существенная необходимость введения новой профессиональной терминологии в поле теории искусства. Необходимо учитывать сложившуюся телевизионную специфику, изменившуюся образность, новый творческий инструментарий. Для осуществления поставленных целей необходимы исследователи, знакомые в том числе и с международной практикой современного цифрового интерактивного телевидения.
Еще полвека назад уважаемый теоретик искусства В. С. Саппак говорил: «думать о будущем телевидения - это значит думать о путях современного искусства, о его эстетических процессах, о его образном языке» [7]. Немаловажным, с искусствоведческой точки зрения, является понимание роли художника на телевидении, для которого новая среда - «питательный бульон» творческих решений, в котором, подобно эволюционному процессу, происходит отбор более состоятельных форм творчества, предназначенных для общества. Мы уже упоминали ранее, что современное телевизионное производство сопряжено с появлением новых профессий, специализаций как технических, так и творческих. Условия работы современного творческого работника на телевидении изменились, вырос уровень социальной ответственности, поднялись технические требования.
Рецензенты:
Алдошина И.А., д.т.н., профессор кафедры режиссуры мультимедиа Санкт-Петербургского гуманитарного университета Профсоюзов, г. Санкт-Петербург.
Казин А.Л., д.филос.н., в.н.с. сектора художественной культуры Российского Института истории искусств РАН, г. Санкт-Петербург.
Телевидение — самое молодое искусство. Но хотя оно только еще вырабатывает свои художественные средства, популярность его огромна. Миллионы людей отдают просмотру телевизионных перздач большую долю своего свободного времени. Чем же так приковывает к себе телевидение? Прежде всего тем, : что это не только искусство, но и средство массовой информации.
Слово «телевидение» (от греческого tele — «далеко» и латинского visio — «видение») многозначное. Оно служит и для обозначения специальной техники, с помощью которой изображение передается на значительные расстояния, и для передач, которые мы смотрим на экранах наших телевизоров.
Заслуга в изобретении техники телевидения принадлежит прежде всего профессору Петербургского технологического института Б. Л. Розингу (1869 — 1933), который в 1907 г. первым в мире изобрел электронную трубку, а в 1911 г. публично продемонстрировал опыт передачи изображения на расстояние.
Все 20-е и начало 30-х годов велась напряженная работа по совершенствованию передачи изображения на расстояние. В октябре 1931 г. в СССР приступили к опытным передачам, в ноябре 1934 г. — к регулярным, а в 1938 г. были пущены два первых телевизионных центра — в Москве и Ленинграде. В 30-е годы один за другим вступили в строй телевизионные центры в США, Германии, Англии и Франции. Но настоящее развитие телевидения началось лишь после 1945 г.
За короткий срок, в течение каких-нибудь нескольких десятков лет, телевидение не только выросло и окрепло, но и стало в один ряд с печатью, радиовещанием и кинематографом.
В настоящее время у нас в стране работает 131 телевизионная студия, программы которых принимаются на территории, где живет более 70% населения нашей страны. Связанные между собой с помощью кабельных и релейных линий, студии образуют сеть, которая помогает обмениваться передачами, ретранслировать их из одного города в другие. А спутники связи «Молния» и наземные станции-ретрансляторы образовали сеть, получившую название «Орбита». С ее помощью передачи Центрального телевидения могут смотреть жители самых отдаленных мест Крайнего Севера и Дальнего Востока (см. т. 5 ДЭ, статьи «Электрическая связь» и «На орбите — робот»). Создание же компактной передвижной телевизионной станции «Марс» позволило транслировать через спутники связи важные политические и общественные события практически из любой точки земного шара.
Сегодня жители Москвы смотрят 4 телепрограммы, а жители других городов — от 2 до 5, но недалек день, когда программ будет много. Суммарное время передач только одного Центрального телевидения более 45 ч в сутки. Всесоюзный Останкинский телецентр с его одной из самых высоких телебашен в мире (536 м) — это не только выдающееся сооружение, но это и гигантский творческий организм, в котором работают тысячи специалистов: сценаристов, режиссеров, операторов, художников, редакторов, инженеров, техников и т. д.
Телевизор сегодня — неотъемлемая принадлежность каждой семьи. Ведь телевидение — это окно в мир. С его помощью люди узнают, что нового произошло в их городе, стране, мире, что нового в науке, литературе, искусстве, спорте, т. е. оно выступает, прежде всего, средством информации. Кроме того, это самая массовая, обладающая большой эмоциональной силой трибуна: с ее помощью тысячи людей могут делиться своими мыслями, опытом, планами. Таким образом, телевидение служит средством формирования общественного мнения.
Телевидение — это и народный университет. Научно-популярные фильмы и передачи помогают расширить человеку свой кругозор, овладеть сокровищницей человеческой культуры, т. е. телевидение служит и средством массового просвещения.
Далее, телевидение выступает и как средство тиражирования и доставки на дом произведений других видов искусства и своих собственных. Поэтому телевидение сегодня — самое массовое средство эстетического воспитания.
И последнее, телевидение — домашний клуб. С его помощью можно отдохнуть, отвлечься от работы, организовать свой досуг.
Итак, телевидение служит средством массовой информации, пропаганды, просвещения, эстетического воспитания и организации досуга. В одних передачах преобладает одна функция, в других — другая, но тем не менее каждая передача выполняет их все. И хотя эстетическая функция находит наиболее яркое выражение в художественных передачах, она присуща и всем остальным.
Что же отличает телевидение от других видов искусства? Каковы его особенности, его специфика? Первое — это доступность. Ведь с помощью телевизионных передач осуществляется общение между всеми членами общества, уровень образования которых далеко не одинаков. И поэтому, конечно, телепередачи должны быть доступными всем.
Вторая особенность телевидения — это достоверность сообщения. Телевизионная прямая передача рождает у зрителя иллюзию присутствия на месте, где происходит событие. Между ним и действительностью нет посредника — интерпретатора. Ведь событие происходит в тот самый момент, когда его показывают, а это еще одно прекрасное качество телевидения, его называют эффектом присутствия.
Не менее ценное качество телевидения — это личностный, индивидуальный характер общения с тем, кто выступает с телеэкрана. Когда человек выступает по телевидению, хотя он и обращается одновременно к миллионам, каждому зрителю кажется, что он обращается именно к нему лично. А это делает разговор более конкретным, более интимным.
Еще одно важное качество, которое зритель очень ценит в телевидении, — это удобство. Ведь телепередачи можно смотреть в любой обстановке, везде и всюду.
Какие же программы предлагает своему зрителю телевидение? Передачи телевидения посвящены самой различной тематике, всесторонне освещают все без исключения области окружающей нас действительности. Телевидение дает возможность миллионам зрителей быть свидетелями важнейших событий: встреч глав правительств, визитов руководителей партии и правительства в зарубежные страны, подписания исторических документов, торжественных заседаний, парадов и демонстраций, полетов в космос, фестивалей искусств и международных спортивных чемпионатов. Всем памятны передачи о первом полете в космическое пространство Ю. Гагарина, о заседаниях XXV съезда КПСС, о празднованиях, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и 50-летию создания Союза Советских Социалистических Республик. Телевидение стремится не только сделать зрителя участником важнейших событий, но и раскрыть богатый духовный мир советского человека, рассказать о его героических трудовых подвигах, о его лучших чертах характера. И все это находит выражение в самых различных типах передач. Назовем основные из них.
Прежде всего, это бюллетень новостей, например «Время» — главный выпуск новостей Центрального телевидения, который дополняется утренним, вечерним и ночным (по окончании передач) выпусками. Помимо них каждая республиканская, областная или городская студия выпускает свой бюллетень новостей.
Более подробному освещению отдельных сфер жизни посвящены телевизионные журналы, которые выходят с разной периодичностью (раз в неделю, в две недели, в месяц). Это, например, «Международная панорама», «Очевидное — невероятное», «Здоровье», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск», «Спортивный дневник».
Если событие, тема или отдельная проблема имеют важное общественное значение и не могут быть полностью раскрыты в 5 — 10-минутной «странице» тележурнала, им посвящается отдельная передача. Она может быть решена в различных формах: или в форме прямого репортажа, когда телевизионные камеры установлены на месте событий, или в форме беседы, когда собранные в студии интересные люди ведут разговор, обсуждают, спорят об актуальных, важных проблемах, или в форме документального фильма.
Такие передачи чаще всего объединяются рубрикой, т. е. общим названием, например: «Ленинский университет миллионов», «Поиск», «Подвиг», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных».
Среди документальных телефильмов, которые не входят в ту или иную рубрику и представляют собой самостоятельную программу, признание зрителей и критики получили «Расскажи о доме своем» В. Лисаковича, «Шахтеры» И.Беляева, «Труды и дни Терентия Мальцева» С. Зеликина, «Хирург Вишневский» М. Голдовской, «Хроника хлебного поля» Д. Лунькова, «Токарь» В. Виноградова, «Зима и весна сорок пятого» С. Ждановой и Д. Фирсовой.
Большое место в телепрограмме занимают художественные передачи. Телевидение записало и показало миллионам зрителей интересные спектакли Большого театра, МХАТа, Малого театра, «Современника», выступления знаменитых музыкантов и зарубежных гастролеров. Особенно много делает телевидение для популяризации классических произведений киноискусства. Именно телевидение познакомило многих молодых зрителей с такими шедеврами мирового кино, как «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна, «Чапаев» братьев Васильевых, «Трилогия о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Через определенный срок после выхода в кинопрокат все советские кинофильмы предоставляются для показа по телевидению. Но, кроме того, киностудии по заказу телевидения создают и телефильмы.
Основные типы художественных передач телевидения — это телеспектакли, телеконцерты и телефильмы. В чем особенности каждой из этих форм?
Телеспектакль и телеконцерт могут передаваться прямо из театра или концертного зала — это передача по трансляции. Но они могут передаваться и из телевизионной студии. В студии театральный спектакль или концертную программу приспосабливают к специфическим требованиям телеэкрана, т. е. трансформируют. Такой вид передачи называют адаптацией. На телевизионных студиях создаются собственные оригинальные спектакли и концерты.
Выразительные средства у телевидения те же, что и у кинематографа. Это план, ракурс, монтаж, цвет, темп, ритм. Вместе с тем телеспектакль и телеконцерт отличаются от кинофильма весьма существенно. Во-первых, им свойственно реальное время и пространство. Так, если актеру по ходу спектакля нужно перейти из одного конца сцены в другой, он будет двигаться столько же времени, сколько и в жизни. А в кино это движение можно сократить до нескольких секунд, склеив изображения отдельных его моментов, т. е. в кино время и пространство условны.
Условия восприятия телефильма принципиально отличаются от восприятия кинофильма. В зрительном зале кинотеатра темно и человека окружает большое количество незнакомых ему людей. Полная тишина, отсутствие посторонних шумов и темнота помогают сосредоточиться. Реакция окружающих как бы заражает кинозрителя. У телевизора обстановка другая. Иные и взаимоотношения между зрителями. Обычно у телевизора собирается семья или друзья. Поэтому у телевизора царит обстановка активного сопереживания.
Небольшой размер экрана, а главное, те особенности телевидения, о которых мы уже говорили: реальное время и пространство, личностный характер общения, эффект присутствия и т. д. — диктуют и иное, чем в кино, соотношение между словом и изображением. В телевидении устной речи принадлежит большая роль, и содержание художественного произведения в телевидении в большей мере раскрывается в диалоге, чем в действии.
Телевидение создает и свои собственные телефильмы. В них одновременно используются богатые возможности кино и сохраняются «эффекты» телевидения. Некоторые телефильмы специально строятся так, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что он смотрит прямой репортаж из жизни. Популярностью у зрителей пользуются многосерийные фильмы, например: «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» С. Колосова, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой, «Как закалялась сталь» Н. Мащенко, «Адъютант его превосходительства» Е. Ташкова, созданные на киностудиях для ТВ.
Успех многосерийного повествования на телеэкране — результат относительного постоянства телевизионной аудитории. Из вечера в вечер перед экранами телевизора собираются одни и те же люди, они привыкают к постоянным персонажам, как привыкают к дикторам, комментаторам, ведущим. Постоянные герои становятся для них близкими, дорогими. Естественно, что зрителям хочется продлить эти встречи и узнать, а что же произошло с героями дальше. Телевидение идет навстречу этой потребности зрителей, и некоторые герои живут на телеэкране по многу лет.
Большое место в телевизионной программе занимают и эстрадные представления, среди которых наибольшей популярностью пользуются «Голубой огонек» и «Артлото»; игры и конкурсы, например «А ну-ка, девушки!»; многосерийные спектакли, например: «Наши соседи», «Следствие ведут знатоки», «Кабачок «13 стульев».
В телевизионной программе предусмотрены и передачи для детей и молодежи. Так, для дошкольников и младших школьников ведутся такие регулярные передачи, как «Спокойной ночи, малыши», «Умелые руки», «Выставка Буратино», «Приходи, сказка»; для школьников среднего и старшего возраста — «Костер», «Искатели», «Будильник», отдельные спектакли, концерты и фильмы; для молодежи — «От всей души», «Горизонт», «В эфире — молодость».
Телевидение — одно из чудес XX в., которое подарила миру научно-техническая революция. Однако было бы ошибкой думать, что оно уже раскрыло нам все свои тайны. Скорее всего, нас ждут в области телевидения еще более удивительные открытия. Уже сегодня известно, что в ближайшие десятилетия надо ждать принципиальных изменений в характере доставки телепрограмм. Дальнейшее развитие, несомненно, получит антенное телевидение, появится непосредственное телевизионное вещание, значительное развитие получит и кабельное телевидение, что позволит со временем каждому иметь дома видеотелефон (см. т. 5 ДЭ, ст. «Электрическая связь»).
И наконец, большое развитие, наверное, получит кассетное телевидение. Сегодня телезритель зависит от расписания телепрограммы. Передают его любимую серию, а он в это время на работе, в школе или должен готовить уроки. Кассету же с записью того или иного фильма, спектакля, концерта можно будет взять в библиотеке (возможно, их будут называть фильмотеками) или купить в магазине и составить свою домашнюю библиотеку любимых передач.
Тема 5
ТВ-синтез (2 часа)
Является ли телевидение искусством? Открытый вопрос. По массовости аудитории зрительской превосходит кино.
ТВ – информационная техника, предназначенная прежде всего для репродуцирования произведений других видов искусств (театра, музыки, кино и др.).
Существуют кабельные региональные сети, спутниковое ТВ, лазерные техники связи, объемное голографическое цветное ТВ.
Появление ТВ связано с научно-техническим прогрессом, оно выходит за пределы собственно художественной культуры. Оно имеет возможности для развития в качестве особого вида визуальных искусств.
Использование ТВ имеет более широкий социально направленный характер:
- обеспечивает зрителей информацией о текущих событиях и разнообразных сферах объективного мира,
- влияет на ритмы жизни,
- обеспечивает определенное художественное развитие,
- осуществляет определенное идеологическое воздействие на зрителей.
- научно-технический
- социологический,
- эстетический.
Пример современной массовой коммуникационной сети. ТВ имеет глобальный характер
Характер и функции ТВ как средства массовой коммуникации:
- Включение в массовые коммуникационно-информационные процессы – важная особенность жизни современного человека;
- ТВ оказывает влияние на социокультурные процессы, включает человека (опосредованно) в систему социальных связей, определяет (задает или выявляет?) динамику и направление развития общества;
- Коммуникационный процесс не нейтрален, несмотря на основную функцию ТВ как репродукционной техники. ТВ распространяет и пропагандирует в обществе разнообразную информацию, обеспечивает (в определенной степени) освоение багажа науки, техники и искусства (образовательные и просветительские передачи, научно-популярные телефильмы);
- ТВ формирует идеологически лабильное (мягкое, податливое, восприимчивое) мировоззрение, о социальной функции которого индивид даже не подозревает. Оно может быть направлено также и на развитие человека, на формирование культурного и научного мировоззрения, определенных нравственных идеалов;
- Информация как связующее звено между культурой и мышлением человека должна соотноситься со скоростью ее осмысления. Дефицит осмысления информации при наличии бесконтрольного ее количества – отличительная черта массовых коммуникативных техник ТВ.
В качестве средства массовой коммуникации имеет побочный эффект воздействия в том, что рассекает общество на изолированные индивиды владельцев персональных телеприемников, обеспечивающих наиболее прочную, а иногда и единственную, связь с миром, не покидая пределом собственных жилищ.
ТВ обеспечивает синхронную передачу на большие и малые расстояния и соответствующее воспроизведение звука и изображения.
Цветное стереоскопическое изображение не только создает иллюзию реальности, но и заменяет собой саму реальность, стирает грань между реальной и иллюзорной действительностью.
Пагубные последствия бесконтрольных телепросмотров:
- ТВ становится орудием оглупления масс;
- Оболванивает непрерывным потоком информационного воздействия и развлечениями, от которых некуда скрыться;
- Непрерывное зрелище парализует волю, убивает желание действовать, т.е. жить.
Находится в процессе становления (с начала 1960-х гг.) и разработки собственных художественных приемов и эстетических принципов.
Огромно информационное, просветительское значение ТВ.
Жанры специфического ТВ-зрелища:
- Трансляция в записи или в прямом эфире различных общественных и культурных событий (митингов, демонстраций, концертов, спектаклей, спортивных матчей),
- Телерепортаж с места события,
- Документальный фильм,
- Многосерийный телефильм (сериал),
- ток-шоу («говорящие головы»),
- Игры, конкурсы (коммерчески-развлекательные).
Главное завоевание ТВ – документальность, подлинность живого контакта с реальностью, донесенная до зрителя.
А телесериале – «эффект присутствия» зрителей, т.е. отражение синхронности в характере показа действия и его восприятия. Отсюда несколько замедленный ритм развития событий, обилие диалогов, возвраты в действии или повторы отдельных событий.
Специфические телеприемы
- Серийность, ежедневная трансляция фильма в одно и то же время на протяжении длительного времени;
- Окончания серий в неожиданных местах, интригующие концовки подпитывают интерес зрителей;
- «Закадровый голос» комментатора (автора = самого зрителя);
- Вставки кино-или телехроники врезки реальной жизни);
- Включение в действие реальных публичных персон или документальных материалов.
Рассчитано на миллионную аудиторию, воспринимается индивидуально в «домашнем» режиме просмотра вне публичного пространства (камерный индивидуальный характер восприятия информации) – камерный характер восприятия, ослабление публичного пафоса.
ТВ экран предполагает интимное личное (задушевное, лирическое, проникновенное и т.д.) общение с миллионной зрительской аудиторией как с отдельным человеком, способность обращаться непосредственно, напрямую к каждому зрителю как к единственному.
Воспроизведение «живых» явлений на пленке в прямом эфире или в записи отражает репродукционные возможности ТВ.
ТВ максимально приближает произведение искусства, тиражированное и транслируемое через телеприемник, к конкретному зрителю в каждый дом, как бы уничтожая дистанцию и присваивая его, «одомашнивая». Так, непосредственная «доступность» восприятия (потребления) переходит в иллюзию понимания и освоения культурных ценностей на уровне понимания, доступном данному конкретному индивиду. А духовно несозревший индивид объявляет доступное ему видение и понимание критерием коллективных (общественных) духовных и культурных ценностей, а затем и навязывает их окружающим в качестве нормы.
ТВ передачи в «прямом эфире»:
создают эффект реальности, непреднамеренности жизненного материала и разворачивающихся событий («жизнь, захваченная врасплох»).
Интерактивный режим: двусторонняя связь со зрителями осуществляется через ведущих прямого эфира. Последний оказывается медиатором (посредником) в коммуникационном процессе.
Отличительная особенность – максимально развитое импровизационное начало в работе телеоператора, в репортаже, в работе диктора или тележурналиста-ведущего.
Специфика ТВ – органичный сплав документальности и художественного мышления. Подпитывается опытом и художественной спецификой других искусств (кино, театра), в то же время оказывает и на них воздействие.
В режиме «документального» творчества особая роль отводится отбору фактов, должных сформировать у зрителей определенное отношение к изображаемым событиям, (определенный «угол» подачи информации) идеологическая подоплека.
Различия восприятия ТВ и кино диктуют особые методы работы с камерой, использование определенных ракурсов, приемов монтажа, крупные планы и т.д.
Ведущая современная тенденция в теле-творчестве:
элементы различных жанров (развлекательный, образовательный, информационный, аналитический, идеологический и т.д.) нередко сочетаются в одной передаче (телешоу).
Тема 6 Дизайн-синтез (4 часа)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Телевизи о нное иск у сство, совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые др. видами искусства в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевизионному зрелищу эстетическое качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов. Она позволяет режиссёру, оператору, комментатору, ведущим прямой репортаж с места события, используя те или иные выразительные средства (монтаж, ракурс, интонация, композиция событий и т. д.), придать наибольшую выразительность и действенность передаче, глубже выявить идейно-политический, социально-психологический и эстетический смысл происходящего, подчеркнуть социально значимые и индивидуально-характерные черты событий и их участников. Т. и. в широком смысле слова состоит в профессиональном использовании технических средств, принципов выразительности и законов восприятия телевизионного зрелища, в умении проникнуть в смысл событий действительности, в мастерстве интерпретации театрального спектакля, концерта и т. д., в особой художественной обработке «кусков» жизни (репортаж, интервью и др.), В различных телевизионных передачах на эстетической основе непосредственно соединяются информационно-публицистические и художественные функции телевидения. Широко бытуют целостные телевизионные зрелища, объединяющие разнообразные события, концертные номера, фрагменты спектаклей, кинофильмов и т. д. (как правило, в подобных передачах важное значение имеет ведущий) — праздничные концертные программы, построенные по сюжетному принципу («Голубой огонёк»), познавательные передачи, состоящие из рассказов, диалогов ведущего и его собеседников, показов фрагментов научно-популярных, документальных или художественных кинофильмов («Очевидное — невероятное», «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама») и др. К подобным передачам примыкают и циклические демонстрации кинофильмов, сопровождаемые выступлениями киноведов, создателей фильмов, зрителей. Все перечисленные формы основаны на специальной инсценировке или на аранжировке передачи ведущим, а также на использовании монтажа изобразительного и звукового материала. С использованием возможностей телевизионного показа и восприятия созданы передачи, построенные на монтаже старой кинохроники («Летопись полувека» — 50 фильмов, посвящённые истории Советского государства, приуроченные к 50-летию Октябрьской революции 1917; «Зима и весна 1945 года», 1972). В 70-е гг. созданы циклы и серии передач, построенных по принципу творческого диалога ведущего с большой аудиторией («От всей души», ведущая В. М. Леонтьева) и отдельными людьми («Солдатские мемуары», автор и ведущий К. М. Симонов; цикл телефильмов «Герои пятилетки», приуроченный к 25-му съезду КПСС). Документальное телевизионное кино, во многом близкое традиционному документальному кино, в контексте телевизионной программы обретает новые психологические и эстетические качества. Мысль автора документального телефильма раскрывается главным образом рассказчиком, обращающимся как бы лично к каждому из зрителей и объединяющим впечатления каждого в одно целое.
Т. и. не только синтезирует художественно-эстетические принципы кино, театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, эстрады, но и располагает возможностью как репродуцирования, так и качественно нового использования готовых форм «старших» искусств в создании собственных продуктивных форм. Обладая фотографической изобразительностью кино, позволяющей достоверно воссоздавать любые картины действительности, искусством монтажа, телевидение располагает и такими возможностями, как телевизионная приближенность, позволяющая зрителю наблюдать то, чего не видно на киноэкране и на театральной сцене; масштаб изображения требует иной по сравнению с кинематографом и театром манеры изложения визуального материала. Т. и., кроме того, эстетически использует ту высшую степень творческого зрительного сопереживания, которая возникает благодаря восприятию зрителем происходящего на телеэкране у себя дома. Т. и. привлекает особое внимание аудитории иллюзией интимного обращения непосредственно к конкретному человеку, к конкретной семье. Домашние условия просмотра определили также закономерность возникновения многосерийных форм Т. и.
Телевидение играет огромную роль в деле коммунистического воспитания трудящихся Советского Союза, позволяет знакомить массы зрителей с культурой братских народов СССР и народов др. стран. Одноразовый показ произведений Т. и. на основе литературной классики вызывает интерес к первоисточнику у многомиллионной аудитории. Обращение к классике обогатило советское Т. и. уже в первые годы его существования (начало 50-х гг.). Тогда была разработана и частично осуществлена широкая программа создания фильмов-спектаклей, заснятых на плёнку по заказу телевидения и предназначенных для массового зрителя лучших работ советских театральных коллективов: «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Васса Железнова» Горького (Малый театр), «Анна Каренина» (по Л. Толстому), «Школа злословия» Шеридана (МХАТ), «Разлом» Лавренева, «Любовь Яровая» Тренева (Ленинградский Большой драматический театр) и др. На этом этапе развития Т. и. фильмы-спектакли образовали первый телевизионный цикл. Сама форма фильма-спектакля впоследствии усовершенствовалась, став особым жанром Т. и.
Как самостоятельный вид искусства Т. и. начало складываться в середине 50-х гг., достигнув зрелости в 60—70-е гг. За этот период определились его разнообразные виды и жанры — телефильм, телеспектакль (драматический, оперный, балетный), телеповесть, телерассказ и др. Экспериментальные съёмки телефильмов были начаты Центральным телевидением в 50-е гг. («Два брата с Арбата», 1953, режиссёр А. Зак; «Жилец» и «Толстый и тонкий» по Чехову, 1956, режиссёр С. П. Алексеев). В это же время возник и советский телевизионный театр («Машенька» по Афиногенову и «Семья Линден» по Пристли, режиссёр М. Ф, Романов). По произведению русской и зарубежной классики были поставлены телефильмы и телеспектакли — «Борис Годунов» (1971, по Пушкину), «Что делать?» (1971, по Чернышевскому), Пушкиниана — к 175-летию со дня рождения поэта — «Домик в Коломне», «Анджело», «Моцарт и Сальери» и др. (1973—74), «Моя жизнь» (1972, по Чехову), «Страницы журнала Печорина» (1975, по Лермонтову), «Первая любовь» (1969), «Два приятеля» (1975) и «Фантазия» (1976, по мотивам повести «Вешние воды») — по Тургеневу, «Портрет Дориана Грея» (1968, по Уайльду); по произведениям Советских авторов — «Строговы» и «Сибирь» (1976, по Г. Маркову), «Фиалка»(1976, по Катаеву) и др. Сопереживание, тесный контакт между зрителем-слушателем и исполнителями позволили реализовать в рамках Т. и идею «театра одного актёра», детально разработанную ещё в 30-е гг. В. Н. Яхонтовым. Советское Т. и. создало выдающиеся образцы телевизионного поэтического театра, специфически телевизионной формы исполнения одним артистом многопланового произведения или цикла произведений: Б. А. Бабочкин в «Скучной истории» (1969, по Чехову), И. В. Ильинский в циклах рассказов Чехова и Зощенко (1970—75) и др. С особой полнотой на телевидении раскрылось мастерство И. Л. Андроникова.
При всём многообразии Т. и. именно циклические и серийные формы стали одной из важнейших характерных сторон этого искусства как в СССР, так и за рубежом. Серийные и циклические формы Т. и. восходят к самым разнообразным художественным формам прошлого — к повествованиям, составленным из самостоятельным новелл, объединённых внешним сюжетом или личностью рассказчика (например, «Тысяча и одна ночь»; «Декамерон» Дж. Боккаччо), к исканиям театра 19 — начала 20 вв. (например, к опыту Р. Вагнера) и тем явлениям художественной культуры, которые были порождены ранними стадиями развития средств массовой коммуникации (прежде всего роману-фельетону, печатавшемуся из номера в номер в газетах, и роману в выпусках). Связанные с общим процессом демократизации художественной культуры, эти формы использовались, с одной стороны, для политического, нравственного и эстетического просвещения масс, с др. стороны, в буржуазном обществе они стали одним из основных элементов «массовой культуры» (комиксы, детективные серии о сыщиках Нате Пинкертоне, Нике Картере, циклы фильмов о Тарзане, Фантомасе и т. п.).
В СССР первые циклические и серийные формы возникли уже в середине 50-х гг.: программы с ярко выраженным импровизационным началом — «Весёлая викторина», «Вечер весёлых вопросов», «КВН» («Клуб весёлых и находчивых»). В 60—70-е гг. традиции этих передач были продолжены в программах «А ну-ка, девушки!», «Артлото», «Кабачок 13 стульев» и др. В 50-е гг. появился и детский телевизионный кукольный театр с постоянными героями, позднее кукольные телефильмы. Первый советский игровой художественный многосерийный фильм был создан в 1965 («Вызываем огонь на себя», режиссёр С. Н. Колосов). Затем появились телефильмы — «Операция “Трест”» (1968, по роману «Мёртвая зыбь» Л. В. Никулина), «Адъютант его превосходительства» (1970), «Тени исчезают в полдень» (1972, по роману А. С. Иванова), «Семнадцать мгновений весны» (1973, по роману Ю. С. Семенова), «На всю оставшуюся жизнь» (1975, по роману «Спутники» В. Ф. Пановой), телеповести — «Разные люди» (1973), «Такая короткая долгая жизнь» (1975) и др. Ставились также многосерийные фильмы и спектакли для детей («Вот моя деревня», 1974, «Кешка и его друзья», 1975, «Мальчик со шпагой», 1976, и др.).
Особое значение имеет группа многосерийных произведений Т. и., созданных в 1971—75, посвященных человеку труда. Среди них фильмы о советском рабочем классе («Назначение», «Инженер Прончатов», оба в 1973, «Обретёшь в бою», 1975, «Трудные этажи», 1975) и колхозной деревне («Юркины рассветы», 1975). 6-серийный фильм «Как закалялась сталь» (1973, по роману Н. А. Островского) дал новаторскую интерпретацию классического советского романа. Советское Т. и. располагает большой группой квалифицированных сценаристов (И. Г. Ольшанский, С. Б. Гансовский. Ю. Х. Алешковский и др.; в художественно-публицистических формах — С. И. Жданова, В. С. Зорин, Г. Г. Радов и др.), режиссёров (С. Н. Колосов, А. В. Эфрос, В. И. Усков. В. А. Краснопольский. В. С. Турбин, П. И. Фоменко, П. Р. Резников, К. П. Худяков, А. А. Белинский, В. В. Загоруйко. Н. П. Мащенко. Л. А. Квинихидзе, И. В. Ильинский, Т. М. Лиознова. Б. В. Дуров, О. Э. Лебедев, И. П. Шмарук и др.), режиссёров-документалистов (Р. Л. Кармен, И. К. Беляев, В. П. Лисакович. Е. Н. Андриканис и др.), актёров (М. И. Жаров, М, М. Плисецкая, И. М. Смоктуновский, А. А. Попов, Л. С, Броневой, Л. К. Дуров, В. И. Гафт, А. И. Дмитриева, О. И. Даль, А. А. Миронов, В. В. Тихонов, Р. Я. Плятт, Ю. М. Соломин, М. Б. Терехова, А. Д. Грачев, Ю. И. Каюров, Г. И. Яцкина. Г. А. Фролов, Н. Н. Волков, С. Ю. Юрский, А. С. Демьяненко. В. Д. Сафонов, В. Я. Самойлов, О. П. Табаков, М. М. Козаков, Т. В. Доронина, А. Б. Фрейндлих, Л. М. Гурченко, И. О. Горбачев, А. Б. Джигарханян, Е. Л. Лебедев и др.).
Произведения Т. и. создаются в Москве Центральным телевидением, киностудиями «Мосфильм» и им. М. Горького; в Ленинграде, Минске, Киеве, Свердловске, Одессе, Ташкенте и др. городах. Вопросы Т. и. освещаются в журнале «Телевидение и радиовещание».
СССР постоянно обменивается произведениями Т. и. с др. социалистическими странами. Популярность у советских зрителей завоевали многосерийные фильмы «Ставка больше, чем жизнь» и «Четыре танкиста и собака» (Польша) — о борьбе с фашистскими захватчиками, «Матэ Борш» (Венгрия) и «Ханс Баймлер, камерад» (ГДР) — об антифашистской борьбе коммунистов. В социалистических странах ставятся фильмы, посвящённые злободневным проблемам быта, борьбе с мещанством (в СССР — цикл «Наши соседи»). Для лучших произведений Т. и. этих стран характерны чёткость идейных позиций, стремление совершенствовать художественный язык, доступный зрительским массам.
В капиталистических странах Т. и. в общей системе массовой коммуникации, находящейся на службе капиталистических монополий, испытывает постоянное воздействие империалистической идеологии, направленной на сохранение капитализма и воспитание масс в духе, угодном правящим кругам. Оно развивалось в острой конкурентной борьбе с кинопрокатом и, в целях привлечения масс, уделяло главное внимание созданию коммерческих произведений — вестернов, «фильмов ужасов», «костюмных» исторических фильмов, «комедий положений», поставленных в духе традиционного коммерческого кинематографа и театра. Одновременно внутри телевидения рождалось и новаторское искусство мастеров, стремящихся ставить широкие социальные проблемы. Для телевидения писали сценарии Дж. Б. Пристли. Дж. Осборн (Великобритания), Ф. Мориак. А. Моруа (Франция), П. Чаевски. А. Миллер, Р. Роуз (США), Ф. Харди (Австралия) и др. В 50-е гг. на основе телевизионных сценариев поставлены кинофильмы «Марти», «Мари-Октябрь», «Двенадцать разгневанных мужчин». Среди телефильмов: «Жизнь Леонардо да Винчи» (режиссёр Р. Кастеллани, Италия), «Записная книжка Орсона Уэллса» и «Вокруг света с Орсоном Уэллсом» (режиссёр О. Уэллс, Великобритания), «Волшебная флейта» и «Ритуал» (режиссёр И. Бергман, Швеция). Однако с работами крупных западных мастеров для телевидения в Т. и. стали активно проникать и модернистские тенденции. Большое место в Т. и. занимают произведения, посвященные политическим, историко-политическим и социальным проблемам (телефильм «Совершенно новые люди», США), а также особые циклические формы — «сериалы», повествующие о повседневной жизни в средней буржуазной семье (например, «сериал» «Пейтон плейс». США). Экранизируется литературная классика («Сага о Форсайтах» по Голсуорси, «Дэвид Копперфилд» по Диккенсу; Великобритания).
Лит.: Саппак В., Телевидение и мы, М., 1963; Андроников И., Слово написанное и сказанное, в его кн.: Я хочу рассказать вам, М., 1962; Ильин P., Телевизионное изображение, М., 1964; Безклубенко С. Д., Телевизионное кино. Очерк теории, К., 1975; Юровский А. Я., Борецкий Р. А., Основы телевизионной журналистики, М., 1966; Вильчек В. М., Контуры, наблюдения о природе телеискусства, Таш., 1967; Багиров Э., Кацев И., Телевидение. XX век. Политика, Искусство, Мораль, М., 1968; Проблемы телевидения и радио, в. 1—2, М., 1967—1971; Ильин Р. Н., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Льюис Б., Диктор телевидения, пер. с англ., М., 1973; Кречетова P., Актёр. Пути театра и ТВ, «Телевидение и радиовещание», 1974, №2; Кисунько В., Эстетика гостеприимства, там же, 1974, № 11; Юровский А. Я., Телевидение — поиски и решения, М., 1975; 3айцева А. М., О некоторых аспектах функции ведущего на телевидении. В сборнике: Вопросы киноискусства, в. 16, М., 1975; Проблемы телевидения, М., 1976; Экран приглашает детей, М., 1976; Телевидение США. Сб. ст., М., 1976.
Читайте также: