Когда появилось телевидение в германии

Опубликовано: 13.04.2024

07. История телевидения Германии

1. 1884 – немец Пауль Нипков предложил способ развертки изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 году диск Нипкова долго не находил практического применения; сам ученый впервые увидел свой прибор в действии лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, успев к этому времени позабыть о своем изобретении, сделанном еще в студенческие годы.

Так или иначе, для немецких телевизионщиков Нипков стал культовой фигурой, и первый в Германии телецентр назвали именно его именем.

2. 1926 – первые эксперименты немецких ученых с механическим телевидением (30 строк без звука).

1928 – демонстрация на ежегодной Берлинской радиовыставке (проводится до сих пор) системы Денеша фон Михайи . Основание Михайи компании « Телехор АГ».

1929 – первая передача (1 час 20 мин., 8 на 10 см) системы Августа Каролуса , сотрудника электротехнического концерна « Телефункен ».

1929 – создание компании « Фернзе АГ» Леве, Пейсом и Бошем совместно с англичанином Бэрдом .

1929 – основание ассоциации телевидения ( Фернзе-Ферайн ).

1930 – начало издания Фернзе-Ферайном журнала « Фернзеен » («Телевидение»).

1930 – первая передача по электронной системе со стандартом 100 строк Манфреда фон Арденне . Фон Арденне и Зигмунд Леве (физик, основатель поныне существующей фирмы по выпуску видео- и аудиотехники высокого класса) смонтировали в Берлине экспериментальную станцию, в Германии появились и первые телевизоры с электронным кинескопом.

1933 – начало показа Имперским радиообществом экспериментальных программ со стандартом развертки 180 строк. Первые прямые трансляции принимались на большой экран в зале берлинского телецентра.

Нацисты первыми в мире поняли уникальность возможностей телевидения для пропаганды.

1935 – передачи берлинского телецентра становятся регулярными (трижды в неделю: спектакли, музыкальные концерты, скетчи, выступления партийно-государственной номенклатуры; позднее стали выходить специальные передачи для молодежи, регулярные пропагандистские беседы.

(Историки телевидения все же отдают пальму первенства в регулярном вещании Англии, которая начала регулярные передачи по более совершенной системе в ноябре 1936 года (если быть точным, то с ноября 1936 по февраль 1937 в Англии использовались даже два стандарта — в 240 строк Берда и 405 строк « ЭМИ-Маркони »). Даже если не учитывать стандарт развертки, поставив во главу угла регулярность программ, то все равно придется признать лидерство Англии, где регулярные передачи малострочного ТВ шли в 1929-1935 годах.)

1935 – в берлинском музее почт появился первый телесалон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью того же года открылся телетеа тр с пр оектором на 300 человек.

1936 – берлинский телецентр показывает передачи каждый вечер по два часа.

Август 1936 – во время Олимпийских игр в Берлине объем прямых трансляций возрос до 7-8 часов в сутки. В 25 пунктах Берлина работали просмотровые залы. В Гамбург был проложен кабель. Позднее была налажена связь с Лейпцигом, Нюрнбергом, Мюнхеном и Кельном.

Тот факт, что в Германии телевидение оказалось связанным с интересами нацистской пропаганды, не умаляет вклада немецких изобретателей и электротехнических фирм. Это были впечатляющие достижения, хотя качество их передач было ниже английского. Впрочем, и немцы, и англичане в конце концов пришли к технологии, разработанной Зворыкиным.

1937 – четкость изображения подняли до 441 строки. Появилась аппаратура, позволявшая передавать цветное изображение. Были предприняты попытки выпустить телевизор со стандартом развертки 1029 строк, однако он оказался слишком дорог, чтобы найти широкое распространение.

1939 – в продажу поступили телевизоры для массового зрителя с экраном 19,5 на 22,5 см. С началом войны их производство свернули.

26 ноября 1943 года – прекращение телепередач: в здание берлинского телецентра попала бомба.

Создание общественно-правового вещания

1948 – на съезде инженеров в сфере телевидения решено принять европейский стандарт — 625 строк.

1950 – возобновление телепередач в Гамбурге (3 раза в неделю по 2 часа).

1951 – начало передач в Западном Берлине и ряде других городов.

Западные державы-победительницы стремились избежать прежней концентрации вещания, чтобы не допустить влияния на него правительства или какой-то одной партии. Для ради о- , а затем и телекомпаний был избран статус «общественно-правовых учреждений», формально не зависимых от государства и подчиненных землям (административные единицы, из которых состоит ФРГ), а не федеральным властям. Они не могли принадлежать непосредственно государству (как во Франции) или быть коммерческими предприятиями (как в США). Образцом стала английская система с ее концепцией внепартийного вещания, служащего благу всего общества.

1950 – в ФРГ было создано межземельное надрегиональное объединение – Рабочее содружество общественно-правовых радиорганизаций (АРД).

1953 – радиокомпании земель согласились ежедневно выпускать общую двухчасовую телепрограмму.

1953 – вступили в эксплуатацию релейные линии Гамбург — Кельн и Гамбург — Берлин, а вскоре передачами была охвачена вся территория ФРГ. Налажено массовое производство телевизоров. Таким образом появилась общая П ервая программа (или АРД). Она функционирует примерно так же, как независимое ТВ в Великобритании: земли самостоятельно создают телецентры, которые ведут собственные передачи, а в определенные часы объединяются для выпуска общей программы. Контрольные функции в АРД возложены на независимые телерадиосоветы , в которые различные общественные группы (партии, профсоюзы, молодежные, женские организации и т. д.) делегируют своих представителей. Советы назначают руководителей вещания. На практике во главе телерадиоорганизации обычно оказывается сторонник правящей партии, а его заместители представляют оппозицию; при изменении политической ситуации в результате выборов они нередко попросту меняются креслами.

Спустя несколько лет после создания АРД стали раздаваться жалобы на монопольный статус этой организации, появились обвинения и в политической предвзятости. Тогда правительство поставило вопрос о создании второго телеканала. Организацию коммерческой сети сочли преждевременной. Для создания новой телепрограммы, в отличие от АРД не зависимой от земель, пришлось ввести специальную статью в конституцию ФРГ.

1962 – начало вещание «Второе немецкое телевидение» ( Цвайтес дойчес фернзеен , или ЦДФ). В отличие от кооперативного сообщества АРД ЦДФ носит общегосударственный характер. У него есть своя штаб-квартира в Майнце и с десяток студий по всей стране.

1970 – открыта Т ретья программа – культурно-просветительная, сильно децентрализованная, как и первая.

Разрешено 20 минут рекламы в сутки. Но основной источник финансирования – абонентная плата, размеры которой, как и любых других налогов, определяет парламент (сегодня — 300 марок в год). 30% идет ЦДФ, 70% – АРД. Такая доля АРД объясняется тем, что она занимается еще и радиовещанием.

Середина 1980 – из-за конкуренции с кабельно-спутниковым и частным эфирным вещанием правительство форсировало создание спутниковых ответвлений АРД и ЦДФ.

1984 – «Драй сат » как ответ франкоязычному ТВ-5. Результат кооперации ЦДФ, австрийского государственного телевидения ОРФ и швейцарского СРГ с целью развивать и распространять немецкоязычную культуру. (Немецкий считают родным языком почти 100 млн человек, 2% из них смотрят «Драй сат ».)

1986 – создан спутниковый канал « Айнс-плюс » — культурно-просветительное дополнение к первой программе. Как «Драй сат », так и « Айнс-плюс » существуют за счет общей абонентной платы, обходясь без рекламы.

Соперничество систем ПАЛ и СЕКАМ

Япония, Канада, Латинская Америка, Филиппины, Южная Корея приняли на вооружение американский формат цветного телевидения Эн-ти-эс-си .

В Европе Франция и Ф РГ стр емились протолкнуть на мировой телерынок свою систему цветного ТВ.

1967 – во Франции началось вещание по системе СЕКАМ («последовательный цвет и память»), которая была предложена изобретателем Анри де Франсом и развивала идеи Адамяна по последовательной передаче цвета. Французскую систему по политическим мотивам сразу же избрал Советский Союз, где эксперименты с цветным ТВ по самостоятельным программам велись еще с 1954 года.

Пробный показ передач по французской системе в Москве поразил экспертов высоким качеством изображения. Но он проводился в студийных условиях, и позднее оказалось, что система неэффективна при передаче сигнала на большие расстояния. Ее пришлось дополнять западногерманской системой. Тем не менее, систему СЕКАМ приняли около 40 стран — Восточная Европа (кроме Югославии), Греция, многие арабские и африканские страны.

1962 – начало экспериментальных цветных передач в Германии. Система ПАЛ («строка чередования по фазе»), как и Эн-ти-эс-си , основана на одновременной передаче цвета. Она надежна, проста и относительно дешева. Ее приняли около 80 стран, в том числе большинство европейских, а также Австралия, Китай и Индия. Би-би-си-2 перешла на ПАЛ в 1967 году, Ай-ти-ви и Би-би-си-1 – в 1969-м.

1967 – начало регулярного цветного вещания в Германии.

Соперничество между американской, французской и западногерманской системами цветного ТВ – это борьба за сферы влияния и рынки сбыта. Предложения принять единую систему остались нереализованными. Мир оказался расколотым на три системы вещания, что имело негативные последствия и для международного обмена, и для телезрителей — транскодирование из системы в систему стоит довольно дорого. Лишь спустя два десятилетия, когда началось движение за единую Европу, за «телевидение без границ», удалось сблизить системы ПАЛ и СЕКАМ.

1985 – все европейские телевизоры начинают выпускаться на стандарте ПАЛ/СЕКАМ.

1960-70 – общественное ТВ ФРГ отводило новостям, общественно-политическим и документальным передачам до трети эфирного времени

1986 – начала вещание первая частная кабельно-спутниковая программа «Сат-1». Общественность ФРГ в целом не возражала против частного вещания: программы АРД и ЦДФ были слишком серьезны, дидактичны, в эфире не хватало легких развлекательных передач.

1990 – частный канал РТЛ обгоняет по популярности ЦДФ и АРД. Для вещания на территорию Германии каналу пришлось перенести свою штаб-квартиру из Люксембурга в Кельн и зарегистрироваться в качестве немецкой компании.

1993 – группа немецких и американских компаний начала передачи по частному каналу Н-ТВ. Это информационный канал типа Си-эн-эн для немецкоязычных жителей Европы. Его передачи ведутся из Берлина круглосуточно.

Проведенные в ФРГ исследования показывают, что на новых каналах зрители ищут прежде всего не высокохудожественные, а развлекательные передачи. Возможно, люди подсознательно избегают информационных перегрузок, всего того, что плохо понимают.

Фрагментац ия ау дитории имеет негативную сторону: различные слои общества теперь информируются по-разному, и это исчезновение «социального клея», считают некоторые специалисты, может обернуться непредсказуемыми последствиями.

1992 – вхождение телевидения ГДР в телесистему ФРГ: в несколько раундов были проведены сокращения персонала, журналисты прошли переподготовку, чтобы начать работать в западных традициях. ТВ восточных земель ежегодно получало от правительства 600 млн. марок, теперь этот источник финансирования иссяк, и абонентную плату за пользование радиоприемниками и телевизорами постепенно повысили, чтобы она сравнялась с существующей на западе страны.

1992 – официальное иновещание ФРГ «Немецкая волна» дополнило свои радиопередачи из Кельна ежедневной спутниковой телепрограммой того же названия, которая преследует ту же цель, что и радиовещание на зарубежные страны: «распространять информацию о Германии во всем мире». Этот телеканал стоит в том же ряду, что и « Уорлднет » США, Всемирная телеслужба Би-би-си и «Канал Франс интернасьональ ».

1995 – «Немецкая волна» ведет передачи круглосуточно.


Первая регулярная служба электронного телевидения в Германии началась в Берлине 22 марта 1935 года под названием Deutscher Fernseh Rundfunk . Вещание осуществляло Fernsehsender Paul Nipkow , использовала 180-строчную систему и выходило в эфир 90 минут три раза в неделю. Очень немногие приемники когда-либо были в частной собственности, и вместо этого зрители направлялись в Fernsehstuben (телевизионные салоны). Во время летних Олимпийских игр 1936 года трансляции продолжались до восьми часов в день в Берлине и Гамбурге . После увеличения количества телевизоров нацисты намеревались использовать телевидение в качестве средства пропаганды , но первоначально телевидение могло охватить лишь небольшое число зрителей, в отличие от радио . Несмотря на множество технических усовершенствований технологии камеры, позволяющей получать изображения с более высоким разрешением, к 1939 году и началу Второй мировой войны планы по расширению телевизионных программ вскоре были изменены в пользу радио. Начавшееся производство телевизионного приемника Е1 было прекращено из-за войны. Тем не менее, Берлинский вокзал вместе с вокзалом в оккупированном Париже (Fernsehsender Paris) оставался в эфире большую часть Второй мировой войны . Был издан специальный журнал Fernsehen und TonfilmТелевидение и звук» ).


В 1941 году Курт Вагенфюр основал « Институт радиовещания и телевидения » («Institut für Rundfunkkunde und Fernsehrundfunk») в Берлинском университете при поддержке Рейхсского министерства общественного просвещения и пропаганды .

Содержание

  • 1 1950-е годы
  • 2 1960-1970-х гг.
  • 3 1980-х
  • 4 1990-2000-х гг.
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

1950-е годы

После Второй мировой войны на возобновление телетрансляций ушло несколько лет. Сразу после войны газеты и радио были единственными доступными средствами массовой информации, находились под прямым контролем правительства союзников и, скорее всего, были на английском или французском, а не на немецком языках. На Западе Соединенные Штаты , Великобритания и Франция основали ARD , Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten Deutschlands ( Кооперативная ассоциация общественных вещателей Германии ). На Востоке Советский Союз основал собственное радио, а затем и телеканалы, известные как Deutscher Fernsehfunk (DFF). Многие части Германии (особенно ГДР) получали программы от обеих служб.

Общей целью западных союзников было предотвратить в будущем злоупотребление радиовещанием со стороны правительства Германии. Таким образом, различные региональные сети оказались под контролем правительств земель Западной Германии . Тем не менее, эти службы имели тенденцию отражать практику вещания оккупирующих союзников. Таким образом, NWDR , созданная в британской оккупационной зоне, отражала позицию BBC ; четыре службы, созданные в американской зоне ( BR , HR , SDR и Radio Bremen ), переняли методы Американской сети вооруженных сил ; и Südwestfunk во французской зоне, как правило, больше французская, чем немецкая практика.

В 1948 году британские оккупационные силы разрешили NWDR разработать планы трансляции телевизионных программ для британской зоны, первые сигналы были отправлены 12 июля 1950 года. Общая фаза испытаний началась 25 сентября 1950 года. Эта первоначальная служба длилась два часа в ночь. (трансляция с 8 до 10 вечера) и включала новости, развлекательные шоу, фильмы и телевизионные спектакли. В 1951 году были добавлены дополнительные программы для женщин и детей во второй половине дня. Ежедневные передачи начались на Рождество 1952 года.

Другие региональные сети также начали запускать телевидение в своих регионах; HR и SWF в июне 1953 года, а BR и SDR в ноябре 1954 года. Компании в американской оккупационной зоне были более полны решимости продвигать телевидение как «окно в мир», а не просто «фоторадио», как и NWDR. его образец для подражания - BBC. BR, HR и SDR были немецкими региональными организациями, которые познакомили Германию с методами американских программ; они были первыми, кто дублировал американский материал на немецкий язык, и в 1956 году, когда они почувствовали, что готовы, они первыми представили несколько минут рекламы, представленной ранним вечером.

Тем временем ГДР запускала собственное телевидение по советскому образцу. Как и на Западе, 3 июня 1952 года началась фаза тестирования, а 3 марта 1956 года официально началось регулярное программирование.

Вначале лишь немногие западные немцы и еще меньше восточных немцев имели телевизоры. Большинство немцев по-прежнему предпочитали ходить в кино. Одним из событий, повысивших популярность телевидения среди западных немцев, была трансляция финала чемпионата мира по футболу 1954 года из Берна , за которой многие смотрели на экранах телевизоров в витринах магазинов; другой - коронация королевы Елизаветы II годом ранее.

В 1954 году началось регулярное расписание благодаря сотрудничеству всех членов ARD. В это время были созданы основные телевизионные жанры в центральных сферах развлечений, информации и просвещения, а телевизионные спектакли развились как особая форма искусства СМИ.

Совершенствование технологий и программирования, а также снижение цен привели к постоянному увеличению числа владельцев лицензий, и в октябре 1957 года число лицензий превысило 1 миллион.

Этот успех и новые неиспользуемые частоты побудили канцлера Западной Германии Конрада Аденауэра усилить свое влияние, открыв второй канал под названием Das Freie Deutsche Fernsehen (Свободное немецкое телевидение), который будет финансироваться отраслью с центральной целью представления правительственных мнений. Но земли (штаты) яростно возражали против этой деятельности, и в 1961 году она была окончательно остановлена ​​по решению суда.

Первоначально NWDR получил право на обслуживание в Западном Берлине просто потому, что его главный передатчик находился в британском секторе этого города. Но восстания в Восточной Германии летом 1953 года вызвали необходимость в Западном Берлине иметь свою собственную станцию ​​члена ARD. Соответственно, Sender Freies Berlin (SFB) была создана 1 июня 1954 года независимо от NWDR. Поскольку SFB обслуживала город, находящийся под совместной оккупацией союзников, ей пришлось объединить практики вещания всех трех оккупирующих стран. Таким образом, SFB установила базовый стандарт сети ARD.

Примерно в это же время жалоба возникла из штата Северного Рейна-Вестфалия , которые возражали Гамбург , имеющий слишком много контроля над программированием западногерманского, особенно Северный Рейн-Вестфалия была больше людей , чем в трех других NWDR земель вместе взятых. Итак, 1 января 1956 года NWDR был разделен на WDR , базирующийся в Кельне, и NDR , который продолжался за пределами Гамбурга. Но они продолжали вести общую телевизионную программу до 1961 года.

Базовая сеть ARD была завершена в 1959 году, когда SR и Радио Бремена открыли свои собственные телевизионные службы.

1960-е - 1970-е годы

В 1960-х годах западногерманское телевидение начало действовать. В начале десятилетия некоторые из крупных компаний ARD начали дальнейшую регионализацию, открыв филиалы. NDR открыла отделения в Ганновере (Нижняя Саксония) и Киле (Земля Шлезвиг-Гольштейн); WDR управляет подканалом в районе Вупфонг в Западном Бонне (для Северного Рейна) и еще одним в Дортмунде (для Вестфалии); HR открыла филиал в Касселе; SDR в Мангейме; и BR в Нюрнберге. Эти отделения для отказа от участия расходились от основных станций, чтобы представлять конкретные местные программы для областей филиалов, обычно продолжительностью в час в день.

Затем, 1 апреля 1963 года, стартовала давно обещанная вторая телекомпания Zweites Deutsches Fernsehen ( Второе немецкое телевидение ). В отличие от ARD, который был региональным и уходил корнями в радио, ZDF был централизованно организованным каналом, посвященным исключительно телевидению. Согласно решению правительств посадочных модулей , программирование должно было планироваться в сотрудничестве с ARD с целью представления контрастных элементов на двух службах, т.е. они должны были воздерживаться от трансляции программ одного жанра друг против друга. Тем не менее, хорошо зарекомендовавшая себя ARD восприняла выскочку ZDF как конкурента и отреагировала усилением освещения в новостях. У ZDF еще не было достаточно журналистов, чтобы соответствовать новостным стандартам ARD, поэтому он сосредоточился на развлечениях, чтобы привлечь более широкую аудиторию.

В 1967 году вице-канцлер Вилли Брандт положил начало эре цветного телевидения в Западной Германии. Также, начиная с 1964 года, несколько сетей-членов ARD начали транслировать третьи телепрограммы, известные в просторечии как Die Dritten ( Третьи сети ). Их было пять, с севера на юг:

  • Nord 3 (совместно используемый NDR, SFB и Radio Bremen), открыт 4 января 1965 года.
  • West 3 (WDR), открыт 17 декабря 1965 года.
  • Hessen 3 (HR), открыт 5 октября 1964 года.
  • Бавария 3 (BR), открыта 22 сентября 1964 года.
  • Südwest 3 (совместно используемый SDR, SWF и SR), открыт 5 апреля 1969 года.

Эти каналы были посвящены образовательным и культурным программам, а также местной информации.

В 1969 году Восточная Германия запустила DFF2 и ввела цветовое программирование на обоих каналах. В 1972 году DFF был переименован, отказавшись от притворства общегерманской службы и став Fernsehen der DDR (GDR Television) или DDR-FS. Его два канала стали называться DDR1 и DDR2.

1980-е

До начала 1980-х годов средний западногерманский телезритель мог выбирать только между обычно тремя телеканалами, финансируемыми за счет лицензионных сборов. Однако в регионах, граничащих с соседними странами, зрители, как правило, также могли принимать через антенну зарубежные станции, например, те, которые транслируются из Восточной Германии или Нидерландов . До появления частных телевизионных сетей местные станции обычно вещали с раннего утра примерно до 2–3 часов ночи, часто прерываясь более чем на два часа после обеда. В Западной Германии ситуация изменилась в 1984 году, когда первые две телевизионные сети, финансируемые из частных источников, RTL plus (сокращение от Radio Television L Luxembourg ) и SAT 1 , начали свои программы (ранее RTL передавал из Люксембурга в юго-западную Германию). В отличие от ARD и ZDF, эти новые станции могли транслировать свои программы в крупных городах только через спутник или по кабелю; Кроме того, в некоторых городских агломерациях, например в районе Большого Ганновера , их можно было уловить с помощью антенны. Но по мере того, как новые станции вводили очень разные виды программ (особенно RTL plus , который в первые годы был известен своими нетрадиционными дневными викторинами и вечерними эротическими фильмами), их популярность росла, и все больше людей инвестировали в широкополосный кабельный доступ или спутниковые антенны.

1990-е-2000-е годы

После воссоединения телестанции Германской Демократической Республики были распущены, а остатки были использованы для создания новых региональных сетей, например, Mitteldeutscher Rundfunk ( Центрально-германское вещание ) в составе ARD . Кроме того, открылось больше частных телеканалов, которые стали доступны по кабелю, через спутник и, в некоторых случаях, в эфире.


скрижаль


подшивка


Предметы на продажу


Германские памятные платки Первой мировой войны


Памятные платки в царской России


Ключ к определению янтаря.


Катюша. Бокал и блюдце Ленинградского фарфорового завода к 50-летию Великой Победы.


Золотые часы МОСКВА. О чём молчат клейма.

Телевидение в Германии 3 Рейха

Тот факт,что телевидение уже существовало в 30-е годы и в СССР, и в Германии, и в других развитых странах малоизвестен. В СССР первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Парадокс заключался в том, что регулярное вещание телепередач существовало, но советская промышленность телевизоры еще не производила. См. С чего все начиналось http://www.podberi.tv/review/458 . У истоков телевидения стоял американский инженер русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа.

В Германии телевидение вещало в эпоху Третьего Рейха целых 9 лет.

Изобретённый Паулем Нипков ( Paul Julius Gottlieb Nipkow) диск, послужил основой для появления механического телевидения в 1920-x годах. В 1935 году студия Пауля Нипкова начала осуществлять регулярное вещание в Берлине.
Вначале только несколько сот партайгеноссе имели возможность смотреть телевизионные передачи, но в скором будущем планировалось, что каждая немецкая семья будет иметь телевизор и наблюдать за успехами национал-социалистического общества. С 1935 года телевидение в Германии стало реальностью. Телевещательные каналы передавали новости со всей территории 3 рейха, а также начала вещание маленькая телестудия в Берлине по производству развлекательных программ. Это были первые в мире телевизионные репортажи. Программы шли в режиме прямого эфира, техники записи на телевидении ещё не существовало. Казалось, что образы, мелькавшие в телевизорах, тех лет исчезли навсегда. Однако в Берлинском Федеральном киноархиве в 90-х годах были обнаружены 285 рулонов киноплёнки, свидетелей ранних дней телевидения Германии. Этот материал принадлежал бывшей государственной телекомпании Рейха и после войны попал в киноархив Восточной Германии. Там он лежал не использованным много лет. Теперь работники федерального архива имеют возможность просматривать эти материалы, сохранять на другие носители.

В 1935-1944 г.г. специальное телеподразделение занималось выпуском репортажей, интервью и шоу для телевидения на 35 мм киноплёнке. Телевидение в ранний период не сводились только к пропаганде, хотя её было предостаточно. Об этом свидетельствуют явно развлекательные интервью с нацистскими знаменитостями. Стиль телерепортажей раннего периода специфичен - длительные эпизоды, практически отсутствует монтаж, как результат - очень подробное освещение момента. Студия в Берлине выходила в эфир 3 раза в неделю. Репортёры и артисты работали в маленькой комнатке площадью в 2 кв.м., не пропускающей свет и звук. В телевизионную рамку попадали только голова и плечи. Поэтому большое значение приобретала прическа. Метод передачи изображения был механический, картинка получалась расплывчатой.

Только через два года удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры обратились к предварительной записи на плёнку. Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа «Сад на крыше», которую снимали в помещении студии радиовещания. 19 июня 1935 года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло сцены в виде водевиля, в котором играли актёры радиостудии.

Для работы на телевидении были отобраны верные партийцы, технический персонал почтового управления и несколько журналистов. Телевещание велось на несколько телезалов в Берлине.

телезал в Германии 3 рейха

Телевизионное изображение в те дни было совсем маленьким - около 20х25см, зал собирал около двух десятков зрителей, и почтовый служащий, когда все занимали свои места, включал телевизор. Во время сеанса он регулировал параметры изображения, иногда изображение пропадало совсем, и тогда приёмник приходилось поднастраивать.

Летняя олимпиада 1936 года дала шанс телевидению сделать прорыв и привлечь публику. Для олимпиады приготовили дополнительно 20 телезалов, ожидали, что число телевизионных зрителей достигнет 160 тыс. Три совершенно новые телекамеры должны были гарантировать достойное качество изображения. Для репортажей с олимпиады почтовое управление использовало метод съёмки в почти реальном времени - отснятая плёнка опускалась в студийный автобус, в котором она проявлялась и с задержкой в несколько минут передавалась в кинозалы. Но даже при таком методе экран часто напоминал «черную дыру».

Не было тогда ещё и такой профессии как телерепортёр, эта профессия только складывалась. Одним из первых был Фриц Янеке.

Министр пропаганды Геббельс предрекал новому средству массовой информации большое будущее. Однако репортажи с партийных съездов, маршевая музыка и интервью с портайгеноссе не пользовались у населения таким успехом как освещение событий олимпиады. Тем временем качество изображения значительно улучшилось благодаря техническому усовершенствованию камер и трансляций.

Работа телевизионных камер в Германии 1930-х годов


На съёмке телепрограммы

telefunken 1939 г.

В музее техники в Берлине сохранился бесценный экспонат - электронная телекамера выпуска до начала второй мировой войны, производства компании TELEFUNKEN. Приблизительно 1939 года. Изображение этих телекамер было очень приличным, и камеры можно было использовать даже на улице.

В 1938 году студия германского радио и телевидения переехала в новое помещение, в распоряжение продюсеров было предоставлено 5 павильонов. Можно приглашать больше гостей, устраивать театральные представления и пр. Помещение было круглым, все его части были отведены под определённые программы. Сейчас это трудно представить, но камера (сначала она была всего одна, потом две, и три) находилась в центре круга и перемещалась в разные сектора для различных шоу. С точки зрения технического развития телевидение дошло до уровня, когда операторы и Государственное почтовое управление радио и телевещания были готовы сделать решающий шаг по превращению телевидения в настоящее средство массового вещания. Телевидение должно стать доступным для самого широкого круга потребителей. 10000 телевизоров для домашнего пользования должны были поступить на рынок к рождеству 1939 года.

Качество телевизионного изображения до начала , и уже во время второй мировой войны, поражает всех, кто сейчас связан с телевидением. Но в то время оно не приобрело популярности, т.к. использовалось ограниченно. Для того чтобы находиться в курсе происходящих событий, тогда нужно было слушать радио. С началом военных действий массовое производство телевизоров стало практически не реальным. Все производственные мощности были затребованы военной связью и разведкой. К этому времени Йозеф Геббельс потерял всякий интерес к телевещанию.

Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Германия уже в начале войны располагала мощным аппаратом иновещания, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.

Персонал Берлинской телестудии опасался, что трансляции прекратят в связи с войной. Телевидение не снимало военных репортажей, использовали официальные фронтовые киносборники. Целью телевещания стало поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. Для масштабных представлений берлинская студия была слишком маленькой. И телевизионщики переехали в амфитеатр, расположенный рядом с олимпийским стадионом. Ещё в 1936 году для трансляции олимпийских состязаний здесь по всему зданию были проведены кабели. И теперь операторам оставалось только установить камеры. Амфитеатр насчитывал 2000 сидячих мест. «Мы принесём вам радость, и вы будете смеяться» – вот главная идея телевидения в этот период. Из лазаретов привозили раненых, рассаживали и размещали, где это было возможно. Всего было дано около сотни представлений.

телевизионное шоу в германии 3 рейх

Солдаты стали последними зрителями на крупномасштабных шоу германского телевидения. 500 кинозалов на территории 3 рейха поступили в распоряжение армии. Только в Берлине 11 военных госпиталей были подключены к вещанию. Идея телевещания для солдат была реализована и во Франции. Парижская студия вела трансляции с Эйфелевой башни, и стала самым большим телевизионным центром своего времени. Командование было довольно. Для шатающихся без дела солдат появилось развлечение. Но основной контингент составляли раненные, врачи им рекомендовали отвлечься от войны.
Осенью 1944 года немецкая телерадиовещательная организация прекратила свою работу.


Фрагменты передач "Альманах" 1943 г., "Радость и Воля" 1943 г. "Deutscher Fernsen-Rundfunk"

Michael Kloft "Television under the Swastika" 1999г. TV Spiegel.

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): владимир
Дата: 2012-01-31

поражает контраст умственного прорыва и умственной дремучести людской.

Когда говорят о технологиях нацистов, в массовом сознании это откликается летающими тарелками, тайным убежищем подо льдом Антарктиды, едва не созданной атомной бомбой и другими мифическими сюжетами. Что-то подобное есть и в теме про телевидение в гитлеровской Германии.

Тайны Тибета

Например, можно встретить упоминание о том, что из экспедиции по Тибету прошедшей в начале при участии СС и общества «Аненербе» в мае 1938 — августе 1939 года привезли таинственный «третий глаз»: некую трубку, показывающую происходящее за много километров от наблюдателя. Физические принципы действия «третьего глаза» не обозначаются. Поклонники мистики и эзотерики рассказывают о телемосте «Берлин-Тибет», в котором участвовал Адольф Гитлер. Но никакого пояснения, кто создал или как попала в Тибет телеаппаратура, не было.

Интерес нацистов к Тибету, чьих жителей они считали истинными арийцами, известен. Как и факт участия тибетцев в обороне рейхсканцелярии от советских войск весной 1945 года. Но причём здесь телевидение?

Пионеры телевещания

Нам привычнее считать создателем телевидения муромчанина Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в Гражданскую войну в США. Англичане отстаивают приоритет ВВС. Но, как ни печально признавать, первые регулярные телетрансляции были налажены именно в нацистской Германии. Первый эфир состоялся в 1935 году, тогда же ответственным назначили Германа Геринга.

Уже 15 января 1936 года было открыто регулярное телевещание, функции надзора перешли непосредственно к Адольфу Гитлеру. Личные телевизоры были доступны лишь высшим эшелонам власти, всего перед войной в Германии было порядка 500 телевизоров. Но были организованы в общественных местах «телевизионные комнаты» с бесплатным просмотром.

Первые эфиры не баловали разнообразием – новостные сюжеты, общей продолжительностью 10 минут, записи выступлений нацистских вождей, прямые эфиры с танцами или хоровым пением ( в том числе – хора СС). С берлинской Олимпиады 1936 года также шли прямые эфиры. За Олимпиадой в Берлине, Потсдаме и Лейпциге наблюдали около 150 тысяч зрителей в 28 «телевизионных комнатах». Для показа Олимпиады сконструировали специальные телекамеры Ikonoskop, которые в милитаристском духе называли «телепушками».

Роль телевидения быстро стала понятной нацисткой верхушке. Йозеф Геббельс приспособил ТВ для пропаганды, а его жена Магда боролась, безуспешно, за установление телеприёмников в обществах и объединениях немецких женщин.

Кстати, именно в Германии сложилась практика отдавать дневное вещание под ток-шоу и сериалы, рассчитанные на невзыскательную публику, включая домохозяек. Разве что кулинарных шоу не было.

Индустрия телевидения быстро развивалась. Появились передачи различных жанров, в создании которых участвовали лучшие сценаристы, режиссёры, актёры Третьего рейха. Есть данные, что некоторые программы готовились специально для Гитлера.

За техническую сторону телевидения отвечало руководство рейхспочты. Оно и предложило начать выпуск «народного телевизора FE1», впрочем, в Германии был в ходу термин «телефункен». Фирма Telefunken, кстати, существует и сейчас. Но Вторая мировая война сорвала планы

Ещё один провальный проект

Согласно опубликованным итальянской La Repubblica и британскими Daily Telegraph и The Independent выдержкам из секретных документов, в Германии намеревались начать и кабельное телевещание под названием Hitler-TV.

План был разработан Вальтером Берчем. Предлагалось организовать просмотр в общественных местах на «максиэкранах», изображение на которых транслировалось бы по подведённым широкополосным кабелям. Успели проложить кабель между Берлином и Нюрнбергом. Кроме новостей и пропагандистских программ планировалась трансляция про идеальную арийскую семью «Вечер у Ганса и Гелли». Генрих Гиммлер предложил включить в эфир показы казней врагов рейха.

Планам помешала Вторая мировая, когда все силы, средства и технологии бросили в бой.



Первый серийный телевизор Loewe. 1931 г. Германия.

Телевидение, впервые испытанное в 1925 году, получило массовое распространение только во второй половине XX века. Однако телеканалы стали появляться ещё в 1930-40-е годы. Гитлеровская Германия – первое государство, в котором началось регулярное вещание по электронной технологии. Нацистское телевидение существовало на протяжении 9 лет.

Первые трансляции

Базировавшийся в Берлине телеканал Deutscher Fernseh-Rundfunk (DFR) в 1934 году стал передавать заранее записанные программы. А в 1936 году он провёл первую прямую трансляцию, показав в режиме реального времени события Берлинской Олимпиады.



Телеоператоры на Олимпиаде. 1936

Для этого использовалась уникальная телекамера Olympia-Kanone, выпущенная компанией Telefunken. В отличие от других ранних камер, она была пригодна для работы не только в студни, но и на стадионе.

Картинка с Олимпиады транслировалась на три десятка приёмников, установленных в бесплатных «телевизионных залах» на почте в Берлине, Потсдаме и Лейпциге. С их помощью соревнования смогли увидеть и услышать 150 тысяч человек. Примечательно, что чем дальше от механической телеустановки сидели зрители, тем лучше они могли различать изображение – настолько низкое разрешение имели передаваемые кадры.



Телевизор «Telefunken FE-III». Германия,1934 год

Телевидение под пятой Геббельса

В системе нацистской пропаганды положение нового СМИ было противоречивым.

В 1935 году ведущий сотрудник геббельсовского Министерства пропаганды Ойген Хадамовски заявил, что телевидение призвано «увековечить образ фюрера в сердце каждого немца».

Как писал впоследствии изобретатель электронной телевизионной трубки Владимир Зворыкин, «немецкое правительство больше других интересовалось развитием телевидения». Встречи с русским инженером искали высокопоставленные чиновники из гитлеровского окружения, однако Зворыкин им отказал. Возможно, с помощью изобретенной им технологии нацисты искали возможность удешевить телеприёмники, которые поначалу стояли лишь в нескольких сотнях домохозяйств в столице Рейха, включая верхушку партии. К 1943 году планировалось сделать «народный телевизор FE1» частью жизни каждой немецкой семьи, однако события Второй Мировой войны помешали этому.

В то же время, сам Геббельс телевидение невзлюбил – его шокировало собственное изображение, поскольку телеэкраны преувеличили физические недостатки низкорослого и хромоногого функционера НСДАП.

Сетка вещания

По техническим причинам передачи DFR записывались только на киноплёнку. Благодаря этому мы очень хорошо представляем, что видели на экранах немецкие зрители предвоенной и военной эпохи.

Каждый эфир начинался с приветствия «Хайль Гитлер». Много места занимала политическая хроника. Однако она сильно отличалась от той, которую показывали в кинотеатрах, поскольку кадры передавались практически без обработки. Операторы снимали Гитлера в «живой» обстановке, показывая, например, как он садится в автомобиль. Было немало передач ура-патриотической тематики. В прямом эфире показывались новости и репортажи с мероприятий. Была реклама, в том числе и социальная. Например, в одной из программ улыбающаяся белокурая девушка, сияя, рассказывала о национал-социалистической организации «Сила через радость», которая занималась организацией досуга простых рабочих, турпоездками и культурными мероприятиями.

Однако, как пишет исследователь Елена Кормилицына, работавшие в телевизионной студии бывшие почтальоны и вчерашние радиокомментаторы не всегда успешно справлялись с «серьёзными темами».

С годами содержание телеэфира сместилось в сторону развлекательных жанров. Особенно много песен, танцев и отрывков из кинофильмов стало, когда ситуация на Восточном фронте ухудшилась. Как ни странно, это не вызывало раздражения. Подобная сетка как нельзя лучше подходила, например, для раненых солдат, смотревших телевизор в госпиталях. Именно этих зрителей можно называть первыми настоящими поклонниками немецкого телевидения в XX веке.

Deutscher Fernseh-Rundfunk прекратил вещание в 1943-м или, по другим данным, в 1944-м году, когда бомбы союзников разрушили Берлинский телецентр.

Читайте также: