Когда появилось цветное телевидение

Опубликовано: 26.03.2024

С 1884 до наших дней: история цветного телевидения

Наверняка вы слышали или сами рассказывали кому-то о том, что телевизоры не всегда были плоскими и цветными. Мы разобрались, с какого изобретения началось развитие телевидения и как эти устройства стали частью нашей жизни.


Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

Пауль Нипков

Пауль Нипков

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых телевизоров в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941, первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые телевизоры, а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960-х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?

Модель

Модель «Рубин-401»

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — п арад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое цветовое пространство. Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.

18 декабря 2013

Сегодня юбилей: 60 лет исполнилось цветному телевидению. 18 декабря 1953 года в США началось регулярное телевещание на базе американской системы NTSC. Это была мировая революция в полном значении этого слова. И, как это случается при революциях вообще, в отношении к этой системе мировое сообщество раскололось почти поровну. США, Канада, Мексика, Япония и Корея, Тайвань, Филиппины и часть стран Южной Америки приняли NTSC в качестве государственного стандарта телевещания. Европа, СССР и целый ряд других стран Восточного полушария решили идти по пути развития альтернативных систем цветного телевидения PAL и SECAM. Причина весьма прозаична: NTSC, при всех своих положительных качествах, оказалась очень дорогой. Страшно дорогой. Дорогой даже для государственных бюджетов…


1. Электрическое кино. Термин «телевидение» придумал и впервые использовал в своём докладе «Телевидение как электрическое кино» на Международном конгрессе электротехников в Париже штабс-капитан русской армии Константин Дмитриевич Перский. Это было в 1900 году. Через семь лет преподаватель Санкт-Петербургского технологического института Борис Львович Розинг (на фото справа) запатентовал идею использования катодной трубки в качестве кинескопа, а в 1911 году впервые продемонстрировал на его экране движущееся изображение. Его книга «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения» вышла из печати в Петербурге в 1923-м.

2. Основная идея. Фундаментальный принцип телевидения — разложение изображения на элементы для последовательной их передачи или отображения — изобрёл в 1880 году русский физик П. И. Бахметьев (на фото слева). А через четыре года немец Пауль Нипков запатентовал механическое устройство — вращающийся диск с отверстиями, расположенными по спирали, которое позволяло осуществлять развёртку изображения, получаемое объективом. Любопытно, но именно принцип механической развёртки изображения использовался при передаче панорамных снимков лунной поверхности со спускаемого аппарата «Луна-9».

Первый мировой стандарт телевидения — 30 строк, 12,5 кадров в секунду… Начало регулярного вещания в США, Великобритании, Германии и России — 1928–31 годы. Вплоть до апреля 1940-го Москва вела телевизионные передачи для приёмников изображения с дисками Нипкова (на фото внизу). Кстати говоря, механический принцип цветоделения был положен в основу и первых опытных трансляций цветного телевидения. В 1953 году в Москве заработала Опытная станция цветного телевидения со стандартом 525 строк и 50 кадров в секунду. Передающая камера содержала вращающийся диск с тремя цветными светофильтрами. Такие же диски имелись в телевизорах: это была «Радуга» Ленинградского завода им. Козицкого с круглым экраном диаметром 18 см.

3. Базовые принципы. Система NTSC родилась не на пустом месте. Перед войной и в США, и в Европе активно развернулись исследования, направленные на выбор оптимальных параметров развёртки, частоты кадров и принципов кодирования цвета. Первые телецентры Парижа и Берлина транслировали изображения с развёрткой в 441 строку, американцы экспериментировали с «картинкой» в 525 строк. Во время войны работы по совершенствованию телевидения практически остановились везде, кроме Америки. В Штатах же, в 1941 году был создан Национальный комитет по телевизионным системам (National Television Standards Committee); аббревиатурный вариант и дал имя системе NTSC. В 1943 году комитет рекомендовал конгрессу США принять стандарт с чересстрочным разложением в 525 строк при 30 кадрах в секунду.

Интересно, что после войны американский «радиопром» было пролоббировал учреждение Второго национального комитета (NTSC-2), задачей которого была разработка национальной системы цветного телевидения. Причина проста: оставшиеся без военных заказов огромные производственные мощности электронных компаний остро нуждались в загрузке, обеспечить которую мог только потребительский рынок. А рынку нужен был массовый товар. Таким товаром стал телевизор: за период с 1947 года по 1953-й количество черно-белых телевизоров у населения выросло со 180 тыс. до 28 миллионов (!), рынок оказался практически насыщен, надежды в части оживления спроса теперь связывали с цветным телевидением и цветными телевизорами.

Кстати говоря, после войны во Франции был принят свой национальный стандарт, предусматривающий 819 строк разложения, но из-за высокой стоимости аппаратной реализации (особенно в телевизорах) распространения он не получил.

4. Телевизор или компьютер? Внедрение системы NTSC потребовало серьёзного усложнения как передающей, так и приёмной аппаратуры. По сути, в телевизор потребовалось ввести блоки, выполняющие целый ряд вычислительных функций и функций обработки сигнала. В этой системе для сохранения совместимости с существующим стандартом черно-белого телевидения передаются не чистые сигналы яркости цветов, а лишь один сигнал яркости черно-белого изображения и так называемые цветоразностные сигналы — результат вычитания из него яркости красного и синего. Информация о яркости недостающего зелёного цвета вычисляется в приёмнике при помощи вычитания сумм цветоразностных сигналов из яркостного. Сами цветоразностные сигналы сдвинуты по фазе на 90˚; таким образом, изменение фазы кодирует цвет, а модуль сигнала — его яркость.

Разработчики NTSC ввели в стандарт множество дополнительных функций выделения и декодирования синхросигналов, частотно-временной фильтрации и подавления поднесущих частот (частоты, на которых передаются сигналы цветности). Было реализовано преобразование сигналов цветности из системы координат, в которой они передаются по радиотракту, в систему координат приёмника (они повёрнуты относительно друг друга на 33˚). В стандарт NTSC изначально была введена операция компрессии по амплитуде для улучшения совместимости с черно-белым телевидением (исключающая паразитное раскрашивание черно-белого изображения).

5. Цена вопроса. Согласно опубликованным данным, комитет NTSC на исследования и апробацию существующих систем телевидения, а также на разработку нового стандарта затратил примерно тысячу человеко-лет и несколько десятков миллионов долларов. Беспрецедентно сложный приёмник-телевизор стоил около $1 000, что в те годы равнялось половине цены среднего легкового авто. Более того, техническое обслуживание, частые ремонты и необходимость непрерывной подстройки блоков «затягивали» в год примерно на столько же. Телевизор содержал больше сотни ручек управления, разобраться в назначении которых обычному владельцу аппарата было не под силу, зато сервисные компании и службы ремонта стали востребованы как никогда.

NTSC-телевидение стало весьма дорогим удовольствием не только для обычных американцев (цветное ТВ развивалось значительно медленнее черно-белого именно по этой причине). Многим странам оказалась «не по карману» эта система. Один из чиновников от телевидения Канады, которая в 1964-м году практически вынужденно приняла эту систему, однажды выразился так: «Нам не повезло с соседями!» А вот Япония вошла в пул NTSC весьма своеобразно: её радиотехнические компании сумели наладить производство сравнительно недорогих телевизоров для американского рынка и с энтузиазмом продвигали новый стандарт.

6. Конкуренты. В обескровленном войной Старом Свете дорогая система NTSC, как говорится, не пошла… В ходе разработок более дешёвых решений в 1956 году родилась французская SECAM, а ещё через 10 лет — PAL, получившая распространение в Европе. Были и другие варианты, но на финишной прямой оказались лишь эти две системы цветного телевидения. Следует знать, впрочем, что PAL, разработанная компанией Telefunken, являлась по сути модифицированным и усовершенствованным вариантом NTSC, а сама Telefunken — дочерней структурой концерна Thomson, в который впоследствии влилась и компания RCA — главный разработчик и лоббист NTSC. PAL вполне отвечала интересам американского бизнеса, поскольку на неё распространяли действие все ключевые патенты США по NTSC.

Систему SECAM разработал Анри де Франс, по имени которого она некоторое время и называлась. За её продвижение взялся лично президент Франции де Голль под флагом ответа на американский вызов. Была разработана даже специальная программа «мирного завоевания Европы», включающая, помимо прочего, создание патентно чистого цветного кинескопа, чтобы не платить американцам отчисления за пользование заморскими кинескопами с теневой маской. Вопрос о выборе системы телевидения превратился в геополитическую проблему, к участию в решении которой привлекались дипломатические ресурсы всех стран Европы, в том числе социалистического лагеря, с целью распространения идей SECAM на государства Африки и Ближнего Востока. Де Голль лично приезжал в СССР с целью договориться о поддержке и присоединении к системе SECAM. Итоговое соглашение с Францией о сотрудничестве в области телевидения было подписано в 1965 году.

7. Кинескоп. Кстати, о «трубке». В цветном телевидении, как и в обычном, черно-белом, собственно «трубки» расположены в двух местах: одна (кинескоп) — в телевизоре, и ещё несколько (три или четыре) — в передающей камере. На смену старым типам передающих трубок — «суперортикону» и «видикону» — пришли невероятно эффективные трубки «плюмбикон» (да-да, от слова «плюмбум»: свинец, из окиси которого изготавливалась светочувствительная мишень этого прибора), разработанные компанией Philips. Голландцам удалось совершить настолько мощный технологический прорыв в фотоэлектронных технологиях, что на целых 20 лет «Филипс» стал монополистом на мировом рынке передающих трубок для цветного телевидения.

Конструктивно голландские трубки не сильно отличались от видиконов, но вновь разработанные технологии светочувствительной мишени обеспечивали принципиально лучшее качество цветопередачи, значительно большую чувствительность и надёжность. Дальше — больше. Предприимчивые голландцы выпустили свой плюмбикон в колбе такого диаметра и размеров, которые исключали возможность простой модернизации старых камер заменой видиконов на новый прибор. Сама же технология мишени на базе оксида свинца охранялась настолько строго, что многочисленные попытки разгадать её или выведать закончились неудачей.

Это было невероятно! Американские фирмы, не выдержав конкуренции со стороны Philips, полностью свернули производство передающих трубок. Англия и Япония за большие деньги сторговались с компанией и приобрели технологию, но без права экспорта готовой продукции. Даже готовые трубки Philips продавала не всем. Советскому Союзу, например, она неизменно отвечала отказом. Трубки, помимо всего, были дороги ($5–10 тыс. за комплект из трёх или четырёх трубок — по одной для яркостного и цветовых каналов), а срок службы составлял всего 1,5–2 месяца работы.

В этих условиях в СССР было принято решение развернуть в области электровакуумной техники беспрецедентные по масштабам и объёмам финансирования исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание собственной технологии плюмбикона. Куратором работ назначили Гостелерадио СССР, а из сторонних организаций привлекли несколько НИИ из Ленинграда и серийный завод в Нальчике. Поставленная задача была решена. Отечественный аналог плюмбикона получил название глетикон (от немецкого слова «глетте»: так называется техническая окись свинца).

первый цветной телевизор


Рубин-401

Первый запатентованный проект

первый цветной телевизор


В конце девятнадцатого века русский изобретатель, инженер-технолог Александр Полумордвинов выдвинул предположение о возможности цветного телевидения. Ему удалось в конце 1899 года получить патент на подлинную разноцветную телевизионную систему. Эта система являлась аналогом сегодняшней. За всю историю было известно около двадцати пяти проектов передачи цвета, выдвинутых разными изобретателями. Александр Полумордвинов предложил теорию трехкомпонентного разноцветного зрения. Эта теория цветоощущения носила название Ломоносова-Юнга-Гельмгонца.

Суть теории цветоощущения

Смысл этой теории заключался в том, что при использовании светофильтра (три цвета), получается разноцветное изображение разнообразных оттенков. Эти цвета — красный, синий и зеленый — используются и в наше время.

какой первый цветной телевизор

Чтобы получить изображение, использовались два диска. Они вращались с разной скоростью параллельно друг другу. В первом диске делались щели по линиям радиуса, то есть от центра к краю, а во втором прорезались щели по форме логарифмической спирали. Количество щелей было кратно трем.

Когда щели на обоих дисках пересекались, получалось ромбовидное отверстие, которое являлось развертывающим элементом во время вращения дисков. Чтобы получить сигнал изображения, щели последовательно закрывались светофильтрами. Они были фиолетовых, зеленых и красных цветов. При помощи селенового фотоэлемента свет, который просачивался через отверстие ромбовидной формы, превращался в электрический сигнал. Между зрительной проекцией передаваемого изображения и фотоэлементом в каждый временной отрезок располагалось одно отверстие, которое было закрыто светофильтром какого-либо цвета. В тот момент, когда отверстие заходило за рамку изображения, сдвигалось очередное отверстие с противоположной стороны, которое было смещено на расстояние, равное ширине щели. Это отверстие закрывалось другим светофильтром иного цвета.

Механический телевизор

Немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск, на котором были нанесены отверстия. Они располагались по спирали. При его вращении появлялась возможность построчного сканирования изображения, и преобразовывать их в сигналы, которые транслировались в приёмник.

Кто создал первый телеприемник в Советском Союзе?

Сигнальный советский аппарат был спроектирован в тогдашнем Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, на предприятии, называвшееся «Коминтерн». В основе его действия лежал всё тот же диск Нипкова. По сути, это была приставка, не оснащённая собственным радиоприёмным прибором, приставка требовала подключения к обыкновенному радиоприёмнику. Для приёма звука требовалось использование ещё одного радиоприёмника.

Первый советский телеприемник оснащали экранчиком с габаритами 3*4 см. Для того, что бы можно было рассмотреть происходившее на нём, в комплект телевизора входила мощная лупа. В тридцатые годы ХХ века было выпущено 3 тыс. таких аппарата. Кстати, интересный факт, в то же время получило широкое распространение самодельное проектирование и изготовление телевизионных приёмников, которые позволяли принимать не только отечественные трансляции, но и зарубежные.

Выясняем, когда появился первый цветной телевизор

первый серийный цветной телевизор


Проектом цветного телевидения занимались Адамяр, Зворыкин и многие другие изобретатели. Выясняя, какой первый цветной телевизор появился в мире, следует обратиться в пятидесятые годы, когда в США компания RCA выпустила первый телевизор с цветным вещанием CBS RX-40, у которого была механическая развертка. Экран был размером 14 на 10 см, перед ним размещался диск со светофильтрами, имевший синхронизированный электродвигатель. Но качество изображения было очень слабое. В России первый цветной телевизор был выпущен в 1954 году в городе Ленинград. Название той модели — «Радуга». Преимуществом советского телевизора было то, что вращающийся диск был спрятан в корпус. Также телевизионный приемник имел внешнюю увеличительную линзу из пластика, которая заполнялась дистиллированной водой.

Второй бренд телевизора

Большей популярностью обладал RCA CT-100, выпущенный в апреле 1954 года. Это был первый серийный цветной телевизор. Его экран составлял 12 дюймов. Было продано 5000 телевизоров по цене 1000 долларов США. Через пару недель эта же компания RCA выпустила телевизор с экраном в 15 дюймов. Позже были представлены модели с 19- и 20-дюймовыми экранами.

когда появились цветные телевизоры


Так и началась интенсивная разработка все более усовершенствованных телевизоров. Рынок цветного телевидения расширялся и теперь, выясняя, когда появились цветные телевизоры, некоторые историки называют разные даты. Но факт остается фактом – в них появлялись новые функции, менялись возможности. Компания General Electric продавала телевизоры с диагональю 15 дюймов за 1000 долларов, а Sylvania за 1150. Некоторые фирмы сдавали телевизоры в аренду. Например Emerson за первый месяц аренды брала двести долларов, а последующие обходились всего в 75 долларов. Далее встречалась цена в 795 долларов за модель с диагональю 21 дюйм. И к концу 1957 года было распродано сто пятьдесят тысяч цветных телевизоров. В шестидесятых годах было разработано множество моделей телевизоров, среди которых были «Радуга» и «Темп». В начале семидесятых годов возросло количество цветных передач в США, стоимость телевизоров значительно снизилась. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он «Рубин-401». Он был полностью советской разработки.

Кто изобрёл первый телевизор

Мечта о передаче изображения и картинки захватила умы человечества еще в 19-м веке.

Ранние разработки в этом направлении принадлежат немецкому инженеру Паулю Нипкову. Он уже в 1884 году создал первый механизм по воспроизведению изображений. В истории науки даже сохранилось техническое решение, которое так и называется «диск Нипкова». Пример того, как работает эта система, можно найти в видеоролике

Примечательно, чтобы повысить контрастность первого демонстрируемого изображения, лица дикторов необычно гримировали. Наибольший эффект достигался за счет использования краски фиолетового цвета.

В советской истории есть несколько важных событий, которые заложили фундамент для создания и развития системы телевещания:

  • 1900 год – предложена идея телевидения с передачей цвета по принципу трехкомпонентной системы. Сделал это Александр Полумордвинов – инженер и технолог.
  • 1911 год – первый публичный запуск изображения на телевизоре. Его провел Борис Рогозин в Санкт-Петербурге.
  • 1926 год – разработка телефота (еще одного устройствоа для передачи картинки). Изобретателем решения стал Борис Грабовецкий, однако до применения устройство он не довел, так как пару лет спустя программу его изысканий свернули.
  • 1931 год – вышла телепередача, которая стала первой трансляцией в СССР.
  • 1932 год ознаменован выпуском телевизора модели «Б-2», он стал пионером в серийном производстве. Работало устройство в паре с радиоприемником. Телевизионный экран в здесь был совсем крошечным – 3 на 4 сантиметра и то за счет применения увеличивающей линзы.
  • 1938 год – запуск первых телевизионных трансляций для широкого вещания. Телевизоры выпускались нескольких видов и работа их привязана к географическим точкам. В это время стандарты телецентров были разными (отдельные для Москвы и Ленинграда).
  • 1940 год – появляется первый универсальный телеприемник «17ТН-1», выпускаемый серийно.
  • 1967 год – на советских экранах телевидении появляется цвет вместе с моделями серии «Радуга» и «Рубин».

Чтобы в телевизоре самой первой модели «Б-2» подключить аудио эффекты, нужно было дополнительно использовать еще один радиоприемник. Таким образом, рабочая станция состояла стразу из трех устройств.

Информативное и короткое видео о фактах из истории телевидения вы можете посмотреть по ссылке

Развитие телевидения в СССР

Массовое продажа телевизоров с цветным изображением в СССР пришлась на семидесятые годы. Например телевизор «Электрон» был размерами 77,5 *55*55 см. Такой телевизор являлся полноправной частью интерьера, ведь его использовали еще и в качестве полки. Диагональ «Электрона» составляла 59 см, а масса 65

первый советский цветной телевизор назывался


кг. Корпус телевизора покрыт ценной породой дерева и лаком.

Ранее, в феврале 1957 года, Совет Министров постановил, чтобы в 1958 году началось вещание по совместной системе. На Шаболовке в ноябре 1958 года было изготовлена ОСЦТ-2. А в январе 1960 года она начала регулярно вещать по системе NTSC. В то время всего лишь два завода занимались выпуском телевизоров. Это Ленинградский завод им. Козицкого — «Радуга» и радио. В продажу телевизоры пока не поступали, хоть их было выпущено 4000 штук.

Первый цветной телевизор в СССР

Вполне понятно, что первая техника данного типа была весьма примитивной, по современным меркам.

СПРАВКА. Советские конструкторы стремились ничем не уступать Соединённым Штатам, подтверждением тому было буквально параллельное развитие техники.

Этапы производства цветной техники:

  • В 50-х годах прошлого века был разработан телескоп, в котором использовались электронные пушки. Они находились под определённым углом относительно друг друга. Этот прибор был укомплектован электронной вариацией развёртки. Из пушки выходило три луча, которые накапливались в маске, после чего они попадали на экран.
  • В 54 году прошлого века фирма Westinghouse в Америке предложила для продажи Н840СК15. Этот вариант быстро прогорел из-за его высокой стоимости.
  • В 65 году прошлого века были изобретены известные каждому советскому жителю модели Темп и Радуга.

В дальнейшем развитие техники продолжалось в весьма динамичном темпе, появлялись новые модели, люди получали возможность просматривать цветные и качественные изображения.

Какие модели предпочитали советские покупатели

Советские покупатели имели свои предпочтения при выборе телевизора, рассмотрим их:

  1. В 1931 году была выпущена модель Б32. В больших объёмах выпуск продолжался с 33 до 36 года. Размеры экрана были 16х12 мм. Изначально техника выпускалась в виде приставки, которая присоединялась к радио, работающему в диапазоне средних волн.
  2. В конце 30-го десятилетия были внедрены американские технологии. Даже несколько моделей пробовали создать по лицензии Штатов. Но это не увенчалось успехом, так как началась война.
  3. КВН — 49 пользовались любовью пользователей. Разработали технику в НИИ Ленинграда. Особенность — нестандартная навесная линза, которая была предназначена для увеличения картинки.
  4. В 1957 году было налажено производство всем известного Рубина. Телевизор Рубин 102 мог показывать до 12 каналов, также производители, предусмотрели возможность подключения магнитофонного устройства.
  5. Ещё большей популярностью пользовался Рассвет 307. Если говорить в цифрах, было продано 8 млн. моделей.
  6. Ещё одна известная и востребованная модель — Рубин 312. Телевизор Горизонт, выпускаемый в 80-х годах был дефицитной моделью.

Как изобрели телевизор

Несмотря на то что первый телевизор стал доступен для массового использования только в 30-х годах XX века, попытки создать телеприемник начались существенно ранее. Ещё в IXX веке механик Пауль Нипкивов работал над такой задумкой.

Пройдя долгий путь проб и ошибок, конструкторам всё же удалось создать чудо техники. Сначала это были просто чёткие картинки, которые можно было транслировать без звука, а далее удалось усовершенствовать конструкцию.

Первый телевизор в СССР — это механизм с весьма простым строением и очень компактным экраном. Размеры экрана составляли всего 3х4 см.

СПРАВКА. Производство телевизоров в СССР стартовало в 1938 году, а это на год ранее чем в США.

Первое цветное вещание

Первая цветная передача широкого вещания состоялась в 1967 году 7 ноября благодаря заключенному соглашению о сотрудничестве СССР и Франции. Французская система носила название SECAM. Марка первого цветного телевизора была также французская – KFT.

В 1967 году появился «Рубин-714», который оказался самым популярным на то время, так как диагональ экрана уже равнялась 61 см.

Длительный период цветные телевизоры продавались с заниженной ценой, чтобы предоставить покупателям возможность получить цветное телевидение по доступной цене и оценить его преимущества.

марка первого цветного телевизора


К концу восьмидесятых годов было распродано около пятидесяти миллионов цветных телевизоров в СССР, а изобретатели разрабатывали все новые и новые модели полюбившейся техники.

Первые телевизоры в СССР

Как известно, первая техника такого типа появилась именно в СССР. Тогда это были чёрно-белые модели техники, но и они были для советского человека настоящим чудом. Не каждый знает, когда появились телевизоры в СССР, но все знают, что это было настоящей сенсацией. Техника зачастую стояла в одном доме на село или в одной-двух городских квартирах и за просмотром телепередач собирались все родственники и соседи. Свою деятельность телевидение в нашей стране начало в 1931 году. Именно в этом году была первая телевизионная трансляция. Люди смотрели чёрно-белые передачи и их это устраивало, но развитие техники неудержимо двигалось вперёд и не за горами было появление первого цветного телевизора.

Сложно поверить, что не так давно люди не имели возможность смотреть телевизор, переключать каналы и выбирать интересные фильмы или передачи среди нескончаемого числа каналов, которые показывают чёткую и яркую картинку.

Строение телевизоров 70-80 годов

Внутри корпуса слева находилисяь трансформатор, блок настроек, радиоканал и переключатель каналов, а внизу располагались блок цветности и конденсатный блок. Справа устанавливалась самая опасная и мощная деталь — блок разверток с высоковольтными лампами и со строчным трансформатором. Телевизор принимал метровый диапазон. Для приема дециметровых каналов была выпущена приставка, которая конвертировала каналы в один из метровых. Позже выпустили СКД блоки, которые существовали до середины девяностых годов, то есть практически двадцать лет.

Следующим шагом был переход на транзисторы, собиравшиеся из микросхем. Лампы больше не применялись. Телевизоры становились все меньших габаритов и больших технологий. Сейчас производители представляют огромное количество телевизоров разных размеров. Возможности телевидения растут с каждым годом — прогресс не стоит на месте.

Кто и когда создал первый цветной телевизор?

Инженерная мысль не стоит на месте и опыты по трансляции цветового решения предпринимались ещё в то время пока шли разработки механического телевидения. Первые изобретения, помогавшие решить эту проблему. В частности, были запатентована технология разложения сигнала с помощью перемещающейся призмы, её автор Ян Щепаник. Немалый вклад внёс и Ованес Адамян, который занимался вопросами создания двухцветного телевидения.
Следует напомнить, что эти работы проводились в самом конце XIX века. В то же время, российский исследователь Полумордвинов оформил патент трансляции цвета при содействии механического сканера. Но не смотря на активность исследователей реально действующих образцов создано не было до конца тридцатых годов. Первая цветная передача состоялась в Глазго.

Её провёл основатель механического телевидения Бейрд. В основе этой трансляции был использован метод в поочерёдной трансляции трёх основных цветов. Для передачи был использован диск Нипкова, с тремя рядами спиральных отверстий, которые были закрыты светофильтрами красного, зелёного и синего цветов.

На приёмнике был установлен прибор, который синтезировал изображение с использованием таких же дисков. Пробный показ цветного телевидения был проведён в 1938 г. Надо понимать то, что такая телевизионная система отличалась несовершенством и не получила массового развития.


Содержание:

  • 1 Предпосылки к появлению телевидения
  • 2 Изобретение и использование ЭЛП
  • 3 Телевидение в СССР
  • 4 Кем был создан первый в мире цветной телевизор
  • 5 Кто изобрёл плазменный телевизор
  • 6 Прогресс не стоит на месте

Телевидение, наравне с автомобилями, самолетами, компьютерами и ядерными реакторами, является одним из наиболее значимых изобретений человечеств. В наши дни телевизоры превратились в неотъемлемый элемент жизни общества. Человек активно использует их не только для приятного времяпрепровождения, но и во многих других сферах деятельности. История изобретения и развития телевидения насчитывает более чем сто лет, на протяжении которых телеприемники становились все более совершенными и функциональными.


Предпосылки к появлению телевидения

По мнению большинства историков, своеобразным прародителем телевизора стало радио. Примечательно, что мнения о создателе первого радиоприемника разнятся. В нашей стране лавры первенства приписывают знаменитому физику - Попову, тогда как на Западе эту честь приписывают Тесле, Маркони и Бранли.

Интересно, что историки также не могут дать однозначный ответ на вопрос, кто создал первый телевизор. Над разработкой этой технологии на протяжении многих лет трудились лучшие умы своего времени, периодически, заимствуя инновационные разработки, друг у друга.

Чаще всего изобретение телевизора приписывают гениальному технику Паулю Нипкову. В далеком 1884 году он представил миру уникальную по многим параметрам технологию, впоследствии получившую его имя. Нипкову удалось создать специальный диск, который позволил считывать изображение и передавать его на экран.

Через несколько лет, другой изобретатель - Джон Берд на основании разработки Нипкова и был создан первый в мире телеприемник. В считанные годы проект получил невероятную популярность и начал реализовываться во всех развитых странах мира. Аппарат работал без звука, при этом позволял передавать четкую и вполне детализованную картинку. Первый озвученный видеоряд был продемонстрирован телезритель после изобретения электронно-лучевой трубки.

Когда был изобретен первый механический телевизор? Принято считать, что механический телеприемник был создан в Германии, однако, реализовать идею на практике смог шотландский исследователь Джон Брэд. В тридцатых года прошлого столетия он даже создал фирму под собственной фамилией, которая занималась изготовлением и продаже телевизоров.

Изобретение и использование ЭЛП

По сути, современная история развития телевизора и телевидения начинается с ЭЛП. Электронная пушка представляет собой специальный прожектор, который концентрирует и направляет электроны на принимающее устройство. Пушка способна осуществлять сканирование светочувствительной мишени, которая в свою очередь накапливает электрические заряды, передаваемые от изображения, спроецированные на нее.

Создание электронной пушки ознаменовало начало эры современного телевидения. Принцип работы ЭЛП заключается во взаимодействии катодов и фотокатодов. Итак, катод - это электрод, проводящий электричество в электронно-лучевой пушке. Отрицательные катоды получили название фотокатодов. Для их создания используются специальные чувствительные к свету вещества, которые отличаются высокими токопроводящими свойствами. Принцип взаимодействия катодов и фотокатодов основан на внешней фотоэффекте, изобретателем которого является Генрих герц.

Впервые катодные лучи были открыты в пятидесятых годах прошлого века. Именно в этот временной период начали широко использоваться люминофоры - особые химические соединения, которые способы не только поглощать, но и отдавать свет. Технология взаимодействия катодных лучей и люминофорами легла в основу электронно-лучевых приборов.

Люминофоры тонким слоем наносятся на внутреннюю поверхность прозрачной трубки, на которую от катодного излучателя передается энергия, что заставляет ее светиться. Данная разработка на протяжении нескольких десятков лет применялась при производстве различных видов телевизионных трубок и всевозможных электронно-лучевых приборов. Наиболее известным электронно-лучевым устройством стал кинескоп.

Вплоть до девяностых годов двадцатого века электронно-лучевые трубки использовались отечественными и зарубежными предприятиями для выпуска и поставки на рынки телевизоров, мониторов и проекторов. Кинескопы способны преобразовывать получаемые электрические сигналы в световой луч, который под воздействием люминофоров формирует часть демонстрируемого изображения

В истории телевизоров изобретателем кинескопа считается Борис Розинг, который представил передовую для своего времени технологию, еще в 1911 году. Именно Розинг смог с научной точки зрения обосновать принципы работы электронно-лучевой трубки и добиться трансляции картинки с помощью построчной передачи световых лучей. Однако, человеком, который придумал и воплотил в жизнь идею телевещания, является Владимир Зворыкин.

Имея российское происхождение, Зворыкин был вынужден эмигрировать в США. В 1923 году, ученый запатентовал в Америке заявку на телевидении, в основу которого лег электронный принцип. В 1929 году изобретатель запустил производство вакуумные трубки для приема изображения, которые получили название кинескоп конструкции Зворыкина.

В 1940-х года ученый продолжил исследования, в ходе которых ему удалось разделить световой луч на синие, красные и зеленые цвета. Впоследствии это изобретение широко использовалось при создании цветного телевидения.

Телевидение в СССР

Первые телевизоры в СССР появился в 1939 году. Их производством занимался ленинградский завод «Коминтерн». Основой аппарата стал диск Нипкова. Приставка с небольшим экраном размером 3*4 сантиметра, подключалась к радиоприемнику. Для приема телевизионного сигнала приемник нужно было переключить на нужную частоту. При желании советский телезритель мог смотреть даже те передачи, которые транслировались за рубежом.

Примечательно, что создать собственный телеприемник в те времена мог абсолютно любой человек. Подробная инструкция размещалась в журнале «Радиофронт», а необходимые детали можно было приобрести в специальных магазинах радиоэлектроники.

Впервые регулярные телетрансляции были запущены в 1938 году под руководством Опытного Ленинградского центра. В первые несколько месяцев смотреть передачи могли лишь жители Ленинграда и Ленинградской области, однако, уже через пол гора телеэфир стал доступен и столичным зрителям.

Интересно, что разные телецентры использовали собственные стандарты телевещания, что в свою очередь требовало использования специальной техники. Так в Ленинграде получило распространение устройство под названием «ВРК» - Всесоюзный радиокомитет. Аппарат представлял собой достаточно громоздкий прибор с монитором 130*175 мм, для работы кинескопа в нем использовалось сразу 24 лампы. Всего было выпущено около 20 устройств этого типа. Они устанавливались в дворцах культуры и домах пионеров с целью культурного просвещения подрастающей молодежи.

В свою очередь Московский телецентр использовал приборы «ТК-1», которые представляли собой более сложные приборы сразу с 33 лампами. Только за 1938 год было выпущено около 200 подобных аппаратов, а к началу Великой отечественной войны по стране работало порядка 2000 экземпляров.

На этом изыскания в этой области не прекратились - слишком уж сложными в использовании и не совершенными в техническом плане оказались описанные выше модели. В 1940 году на Ленинградском заводе «Радист» был создан серийный телеприемник «17ТН—1», который смог принимать сигнал и вещать программы, передаваемые как Ленинградским, так и Московским телецентрами. Всего было создано и продано более 2000 тысяч подобных приборов.

Кем был создан первый в мире цветной телевизор

После изобретения первого черно-белого телевизора, способного демонстрировать картинку со звуком, исследователи сконцентрировали усилия на создании аппарата, который мог бы транслировать цветное изображение. Первые шаги в этом направлении были сделаны Ованесом Адамяном, который в 1908 году запатентовал заявку на технологию передачи двухцветного видеоряда.

При рассмотрении вопроса, когда был изобретен первый цветной телевизор нельзя умалять заслуги талантливого ученого Джона Берда. Именно ему в 1928 году удалось собрать цветной телеприемник, который сумел передать цветное изображение с помощью фильтров трех цветов.

Справедливости ради следует отметить, что вплоть до Второй мировой войны технологий, заслуживающих внимания в этой области, разработано не было. Но уже в 50-х годах двадцатого столетия исследователям удалось совершить настоящий технологический прорыв в сфере телевидения. В частности, в США для трансляции изображения начали применяться открытые дециметровые волны и была создана уникальная система под названием «Тринископ». Это устройство объединяло в себя сразу три стандартных кинескопа с линзами, при этом каждый кинескоп использовался для передачи одного цвета.

В нашей стране, подобные технологии начали использоваться с 1951 года. Однако, для обычного населения телевизоры, способные демонстрировать цветную картинку стали доступны лишь в 80-х года прошлого века. Вплоть до этого времени телеприемник - даже в черно-белом варианте в СССР являлся предметом роскоши, позволить себе который могла далеко не каждая советская семья.

Кто изобрёл плазменный телевизор

В начале двадцать первого века морально и физически устаревшие кинескопные телевизоры окончательно ушли в прошлое. В 2000-х года началась новая эпоха - современных жидкокристаллических панелей и функциональной плазмы. И если до 2010 года в некоторых магазинах можно было встретить бюджетные кинескопные модели, то сегодня найти их уже вряд ли удастся. Им на смену пришли удобные, функциональные, плоские PDP и LCD. Некоторые модели были способны воспроизводить видео в формате 3D и подключаться к интернету.

Принято считать, что изобретателем плазменного телевизора стал Дональд Битцер, который использовал в своем устройстве инновационные технологии, запатентованные Гином Слоттоу и Робертом Вильсоном. Примечательно, что впервые идея о создании плазменных ТВ была озвучена уже в шестидесятых годах прошлого века, однако, она сумела получить распространение лишь спустя двадцать лет после того как мир начал стремительно осваивать цифровые технологии.

Прогресс не стоит на месте

Современные телевизоры отличаются широким разнообразием моделей и дисплеев. Сегодня технологии не стоят на месте и последним достижением стали инновационные LCD-дисплеи, функционирующие на основе жидких кристаллов, и LED-дисплеи, которые сочетают в себе жидкие кристаллы и светодиоды. Не меньшей популярностью пользуются плазменные панели, которые работают на уникальных газоразрядных элементах. Рассмотрим каждый вид дисплеев более подробно.

Плазменные телевизоры - экраны этого типа обеспечивают передачу глубокого, яркого и насыщенного изображения. К несомненным плюсам плазменных панелей эксперты относят объемный эффект картинки, высокое динамическое разрешение в сочетании с низким уровнем черного.

Современные плазменные телевизоры способны стать оптимальным решением в ситуации, когда зрители заинтересованы в покупке устройства с широчайшими углами обзора и отличной демонстрацией динамических изображений. В числе недостатков плазменных моделей можно назвать повышенное потребление электроэнергии и достаточно высокая стоимость.

Жидкокристаллические или LCD-телевизоры - отличаются весьма привлекательной для среднестатистического покупателя ценой. Из пюсов этих бюджетных моделей можно назвать низкое потребление электричества, яркую картинку и высокое качество демонстрации статического изображения.

В основе совершенно плоского LCD экрана лежат жидкие кристаллы. К недостаткам ЖК телевизоров многие эксперты относят искажение картинки при просмотре под углом и низком качество динамического видеоряда. Ведущие производители телевизионной техники сегодня проводят разработки и исследования, направленные на устранение перечисленных выше недостатков.

LED-телевизоры - это современные и высокотехнологичные модели, которые еще только начинают появляться на прилавках магазинов. В их основе лежат жидкие кристаллы и специальные светодиоды. В зависимости от используемого типа подсветки LED устройства делятся на Direct и Edge. Телевизоры с технологией Direct отличаются более высоким ценником, яркой, насыщенной и невероятно четкой картинкой. Устройствах Edge отличаются уменьшенной толщиной - до 3 сантиметров.

OLED-телевизоры являются наиболее продвинутыми телеприемниками. Подобные экраны представляют собой множество самостоятельных, органических светодиодов, излучающих свет. Вот только для большинства потребителей такие устройства являются всего лишь чудом техники и недостижимой мечтой.

Вне всяких сомнений история развития телевидения знала свои взлеты и падения. На протяжении многих лет ученые, физики, исследователи и изобретатели по всему миру создавали все новые и новые технологии, которые позволили бы воплотить в жизнь мечту человечества о передаче картинки на любые расстояния.

И если в начале двадцатого столетия - телевизор представлял собой громоздкий аппарат, который смог передавать черно-белую картинку без звука, то уже в начале нового двадцать первого века обществу стали доступны современные и функциональные модели. Плоские и изогнутые жидкокристаллические и плазменные панели могут иметь диагональ более 100 дюймов, при этом они являются полноценным мультимедийным центром, обеспечивающим свободный доступ к интернету, трансляцию видео в сверхчетком формате 4К и реалистичным, объемным звуком.


Оказывается, первые системы цветного телевидения появились практически одновременно с черно-белыми — в начале 20 века. 42.TUT.BY продолжает изучать историю телевидения. Сегодня мы узнаем, как на смену черно-белой картинке пришла цветная, а на смену лампам — полупроводники.

Еще в 1897 году австро-венгерский изобретатель Ян Щепаник получил патент на цветной «телектроскоп» с качающейся призмой — по сути, цветной телевизор. Но этот прибор никогда не выставлялся на всеобщее обозрение и, по некоторым данным, так никогда и не был построен.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей « 110 лет телевидения » 42.TUT.BY вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

В 1900 году Александр Полумордвинов, лаборант Казанского университета, разработал свой «телефот» (телевизор) со «светораспределителем» и представил его проект на Первом электротехническом съезде в Петербурге.

В 1925 году русский изобретатель Ованес Адамян, модернизировав свой телевизор, оснастил его тремя вращающимися дисками и продемонстрировал в Ереване опытные цветные телепередачи.


Фото: Википедия

Летом 1928 года изобретатель Джон Бэйрд, считающийся создателем первой успешной системы механического телевидения, смог осуществить цветную телепередачу. Он использовал диск Нипкова с тремя группами отверстий, прикрытых цветными светофильтрами. Годом позже компания Bell Laboratories демонстрировала свою механическую систему цветного телевидения с фотоэлементами, цветными фильтрами и набором зеркал.

Но все же механические системы цветного телевидения нельзя было считать успешными. Переворот произошел после внедрения систем электронного телевидения. Правда, первые перспективные системы цветного телевидения были комбинированными: электронная схема построения картинки с механической схемой наложения цвета. Лидировали здесь компании из США.

Недостатки первых цветных телевизоров

У ранних систем цветного ТВ было несколько важных недостатков. Один из них — большая сложность и громоздкость конструкции. Приходилось применять по три кинескопа или барабаны с зеркалами и светофильтрами. Доктор Джордж Браун, описывая в автобиографии один такой «тринископ» на 108 лампах, вспоминал, что телевизор был более двух метров в высоту и глубину и 80 см в ширину, при этом экран был диагональю всего 40 см.



Доктор Ален ДюМон демонстрирует макет установки, которая показывает размеры конструкции, необходимой для построения цветного изображения системы CBS, и телевизор DuMont с таким же по размеру экраном (30 дюймов, или 76 см). Фото с сайта Luxfon.com

Вторая проблема — большое число не совместимых между собой стандартов и систем. В погоне за цветным изображением участвовали как отдельные конструкторы, так и крупные корпорации.

В США экспериментировали RCA, CBS, DuMont, Philco, General Electric, CTI и другие. Например, фирма CBS добилась разительного уменьшения габаритов своей системы путем помещения кинескопа внутрь барабана с девятью светофильтрами, который вращался со скоростью 960 оборотов в минуту.



Телевизор CBS с вращающимся барабаном, 1950 год. Внутри корпуса размерами 86×69 см помещался кинескоп с диаметром 43 см. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Другая система CBS — с вращающимся диском вместо барабана. Точнее, с двумя такими дисками, посаженными на одну ось. Диск перед кинескопом разделен на четыре неравных по площади сектора: самый большой — бесцветный, и три поменьше — цветные.

При приеме черно-белой телепередачи диск не включался, и зрители смотрели передачу через его бесцветную часть. А для просмотра цветной передачи включался мотор, вращавший диски, и изображение окрашивалось.

Отмечая это изобретение, журнал Time поместил портрет директора CBS Фрэнка Стэнтона и изображение цветного диска на обложку декабрьского номера за 1950 год. Такой телевизор с экраном диаметром в 25 см поступил в продажу в 1951 году по цене в 500 долларов.



Телевизор CBS 12CC2. Фото с сайта TVHistory.tv

Кадры из цветной передачи CBS 1951 года. Изображения с сайта EarlyTelevision.org

Еще один серьезный недостаток сводился к тому, что часто системы цветного телевидения оказывались несовместимыми с системами телевидения черно-белого. В результате по старым черно-белым телевизорам нельзя было смотреть цветную трансляцию даже в двух цветах.

По каким-то причинам в 1950 году Федеральная комиссия по связи, выбирая перспективную систему для внедрения на территории страны, остановилась на предложении CBS, чья система как раз не имела никакой совместимости с черно-белым стандартом 1941 года.

Ирония судьбы состоит в том, что из-за запрета на производство цветных телевизоров (вызванного экономией стратегического сырья во время Корейской войны) регулярные передачи в ставшем национальным стандарте CBS длились всего 4 месяца.

Цветное ТВ в Советском Союзе

Интересно, что в Советском Союзе в 1951 году пытались разработать собственное цветное телевидение и в итоге выбрали стандарт в 525 строк и 25 кадров в секунду. Это была полумеханическая система с вращающимся диском, очень похожая на американскую; подобные в то же время испытывали во Франции и Великобритании.

В конце 1952-го началось пробное цветное телевещание в Ленинграде, в 1953-м — в Москве. В 1954-м передачи стали регулярными: дважды в неделю; их можно было принимать на телевизор «Радуга».

Телевизор на 23 лампах оснащался трубкой диаметром 18 см и цветным диском, который вращался со скоростью 1.500 оборотов в минуту. Аппарат выпустили партией примерно в 100 штук, их устанавливали в телеателье и других публичных местах для массового просмотра.



Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Журнал «Радио» писал: «У многих радиолюбителей возникал вопрос: нельзя ли переделать существующие черно-белые телевизоры для приема цветного изображения? Такая переделка нецелесообразна, так как при ней в приемнике черно-белого изображения должны подвергнуться изменению не только все его схемные элементы (радиоканал, развертки, синхронизация, выпрямитель), но и его конструкция. Проще сделать новый приемник».

Советская система цветного телевещания была несовместимой с системой черно-белой, и в конце 1955 года цветные передачи прекратились.

Новый стандарт цветного телевидения

Решить проблемы с совместимостью удалось только после внедрения полностью электронных систем. Поначалу и Джон Бэйрд, и некоторые американские компании испытывали системы с несколькими электронными пушками и теневой маской, но эти решения страдают низкой яркостью экрана.

Концерн RCA внедряет принцип раздельной передачи информации о яркости и цвете, и в 1953-м его принимают в качестве национального стандарта NTSC (National Television Standards Committee): 525 строк, 60 герц, полная совместимость с черно-белым стандартом 1941 года. В конце августа 1953-го телесеть NBC начинает экспериментальные передачи в новом стандарте.

В марте 1954-го в продаже появляется первый цветной телевизор нового стандарта: Westinghouse H840CK15 с экраном в 38 сантиметров. Он стоит 1295 долларов вместе с установкой и в целом продается плохо: из 500 изготовленных экземпляров большинство так и не нашли своего хозяина — даже после того, как цену снизили до 1110 долларов.

В апреле в магазинах появляется RCA CT-100: у него экран такого же размера, но стоит он чуть меньше — 1000 долларов. Их изготовили около 4400 штук. В конце 1954-го фирма представила новую модель: RCA 21-CT-55 с экраном в 53 сантиметра. Цена на старую модель СТ-100 разом упала до 495 долларов, а тем, кто уже купил СТ-100, его бесплатно заменяли на 21-СТ-55.



Первые телевизоры стандарта NTSC: Westinghouse H840CK15 (слева) и RCA CT-100 (справа). Фото с сайта EarlyTelevision.org

Стандарт NTSC начинает завоевывать страны: 1958 — Куба, 1960 — Япония, 1963 — Мексика, 1966 — Канада и Филиппины, 1971 — Барбадос и Гаити, 1975 — Ямайка и Южная Корея и так далее. В результате телевидением NTSC оказались охвачены Северная и значительная часть Южной Америки, а также некоторые страны Юго-Восточной Азии.

С конца пятидесятых в Советском Союзе ведутся испытания новой системы цветного телевидения — стандарта ОСКМ («одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией»). Новинка снова получилась чуть ли не полной копией американского стандарта, только что адаптированной под советские технические особенности.

Для тестирования этой системы выпускаются полсотни телевизоров модели «Темп-22» и несколько десятков модели «Радуга» (новой конструкции) с одинаковым кинескопом 53ЛК4Ц. Даже внешне телевизоры очень напоминают американские. «Темп-22» так и вовсе почти полная копия модели Admiral C322 Ambassador. К середине шестидесятых от ОСКМ откажутся, и страна перейдет на еще более новый стандарт — SECAM.



Телевизор «Радуга» для стандарта ОСКМ. Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Французский SECAM и его советская версия

Еще с конца пятидесятых во Франции разрабатывают способ кодирования цвета SECAM (Séquentiel couleur avec mémoire). Поначалу он адаптирован под разрешение 819 линий по горизонтали, позже его переделывают под общеевропейский стандарт разложения в 625 строк при 50 герцах.

В 1965 году в СССР разрабатывают свою версию «Секама» (под названием «НИИР»), затем, после окончательных доработок, 1 октября 1967 года начинается вещание в Париже и Москве, а 7 ноября с Красной площади уже ведется прямая цветная телетрансляция.

SECAM принимается в Греции, Монако и Люксембурге, во французских и бельгийских колониях в Африке, в странах Восточного Блока (за исключением Румынии и Албании) и некоторых государствах Среднего Востока, Монголии, Северной Корее, Вьетнаме. Некоторые другие государства (среди которых - Италия и Великобритания) тестируют SECAM, но позже от него отказываются.

Для приема цветных передач выпускают телевизоры «Радуга-4» (с кинескопом диагональю 40 см) и «Радуга-5» (диагональю 59 см), а также «Рубин-401» (тоже 59 см). Одних только «Рубинов» этой модели за шесть лет производства выпустят более 107 тысяч штук; в семидесятых освоят «Рекорды» и «Электроны», «Чайки» и «Садко» и многие другие аппараты.

Первый белорусский цветной телевизор — «Горизонт-701» (1974 год) был оценен в 690 рублей, но в серию не пошел. А в 1977-м на прилавках появился «Горизонт-723» (первый советский цветной телевизор со Знаком качества), в ноябре того же года витебчане собрали первые образцы модели «Витязь-722» стоимостью 755 рублей. С января 1977-го все передачи Центрального телевидения СССР ведутся только в цвете, еще через десять лет на «цвет» переведут все местные телецентры.



Опытный телевизор «Горизонт-701». Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Немецкий PAL

В начале шестидесятых в Германии фирма Telefunken ведет разработку собственного стандарта цветового кодирования — он получает название PAL (Phase Alternating Line). Тоже 625 строк и 50 герц, как у создающегося в это же время SECAM; в чем-то похож на NTSC, но несколько сложнее, зато и несколько качественнее.

Вещание в этом стандарте начинается в Великобритании в июне 1967 года, чуть позже в том же году — в Западной Германии. Стандарт PAL захватывает те страны, куда не дотянулись NTSC и SECAM. В девяностых около полутора десятков стран отказываются от стандарта SECAM и переходят на PAL. Две трети всех телезрителей мира смотрят передачи в «Пале». Чуть позже рождается шутка: как низко пал «Секам»!

Очередная ирония судьбы: со временем французская компания Thomson покупает немецкую фирму Telefunken (разработчика стандарта PAL), французскую Compagnie Générale de Télévision (разработчика SECAM) и права на выпуск аппаратуры под маркой RCA (разработчика NTSC). Германия откажется от PAL в 2009-м, а Франция от SECAM — в 2011-м (и там, и тут перейдут на цифровой стандарт DVB-T), а США в 2015-м окончательно мигрирует с NTSC на цифровой ATSC.



Карта распространения стандартов цветного телевидения по состоянию на 2014 год. Источник: Wikipedia

Первый транзисторный телевизор

На протяжении нескольких десятилетий в телевизорах использовали радиолампы. Но еще с конца двадцатых годов в лабораториях идут работы над полупроводниками — в будущем они получат название транзисторов. В отличие от ламп, транзисторы не бьются, имеют меньшие размеры и обладают многими другими преимуществами.

Вполне закономерно, что транзисторы начали со временем использовать в телевизорах. Уже в 1952 году в корпорации RCA работают над созданием транзисторного телевизора.



Первый полупроводниковый телевизор RCA на 37 транзисторах, 1952 год. Фото: sites.google.com

Постепенно в обиход входят телевизоры на транзисторах. И хоть в их конструкции также имеются и радиолампы, в рекламных целях их называют «полностью транзисторными».

Так, в 1959-м американская компания Philco выпускает первый портативный телевизор на транзисторах — Philco Safari стоимостью 250 долларов (еще 5,25 доллара стоила батарея), хотя в нем все же используются две высоковольтные лампы. В 1960-м японская Sony выпускает телевизор TV8−301 с экраном диагональю в 20 см, — он считается первым в мире полностью транзисторным телевизором.



Телевизор Philco Safari на обложке журнала Electronics Illustrated, 1959. Фото с сайта Rexophone.com

К концу шестидесятых появляются и цветные транзисторные телевизоры. Первым таким в США (а вероятно, и в мире) считается телевизор Motorola, разработанный в 1967 году. Японцы пытаются оспорить достижение, утверждая, что первый в мире цветной транзисторный телевизор — это их Sony Trinitron KV-1310, хотя он появился в 1968-м.



Реклама цветного транзисторного телевизора Motorola. Фото с сайта VideoKarma.org

Ламповые и комбинированные лампово-полупроводниковые телевизоры продолжали выпускаться невероятно долго. Известно, что еще по крайней мере в 1993 году выпускали черно-белые ламповые телевизоры «Рекорд В-312» и «Рекорд-345».



Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении различимы при любом освещении.



Читайте также: