Когда появилась реклама в россии на телевидении

Опубликовано: 15.04.2024

В качестве предисловия

Сегодня реклама является одним из самых мощнейших способов увеличить свой торговый оборот. Но для того, чтобы увеличить свой оборот сегодня, следует немного погрузиться в историю и разобраться, какой была первая реклама на телевидении в эпоху СССР.

первая реклама про кукурузу в СССР

Первый подобный маркетинговый продукт был выпущен еще в далеком 1964 году. Тогда рекламировалась кукуруза. Какого-либо серьезного смысла в ней не было, так как на рынке страны полностью отсутствовала конкуренция. И лишь только во времена “перестройки”, когда начали проводиться первые конкурсы.

Очень сложно сказать, какая реклама на телевидении в России первой оказалась. Есть мнение о том, что она была посвящена жевательной резинке “Love Is”. Но можно точно сказать, что с 1992 года начался новый этап в развитии российской рекламы. В деле стали принимать участие профессиональные режиссеры и постановщики. Приходилось писать сложные сценарии. В итоге, многие фразы актеров становились крылатыми. Первая социальная реклама была снята “Русским проектом”. Длительность их составляла внушительные 2-3 минуты, но скучной ее вряд ли можно было назвать.

Основные виды рекламы в телеэфире

Всего можно выделить несколько типов. Самый распространенный – это вставки в специальные блоки во время показа определенной передачи. Такая реклама по современному телевидению может не принести необходимого результата. Связано это с тем, что большинству она не интересна, просто мешает смотреть любимый сериал или фильм. Здесь упор делается на охват широких слоев населения.

Следующий вид – социальный рекламный продукт. Эффект, как правило, заметно выше. Во время какого-то шоу, концерта, спортивного соревнования. Невзначай произносится название компании, ее сфера деятельности, основные продукты и прочее. Кроме того, на предметы из видимой зоны наносится логотип. Да, нет таких ярких призывов, но информация неосознанно фиксируется людьми.

Также широко распространен product placement в отечественной современной рекламе. Главные герои шоу или сериалов просто пользуются вещами конкретных брендов. Делается все максимально лаконично, чтобы не навредить интересам зрителя. В будущем данный вид будет развиваться более и более стремительно.

Первая реклама в СССР

От чего зависит стоимость рекламы на ТВ

Складывается цена из нескольких основных факторов:

  • себестоимость ее производства;
  • продолжительность;
  • телеканал, на котором будет транслироваться маркетинговый продукт;
  • время показа.

Так что реклама по телевидению может иметь разброс цен в несколько раз. Но здесь необходимо предварительно проверить эффективность.

Формы телевизионной рекламы

Современное телевидение подразумевает всего 2 формы: прямая или же спонсорская. В первом случае компания может даже снять полноценный музыкальный клип. Ранее же перед показом рекламы на телевидении просто мог быть показан логотип, но времена меняются, и маркетинговые продукты постепенно совершенствуются.

Создание телевизионной рекламы

Еще до начала съемок необходимо проделать объемный пласт работы. Определитесь, кому будет интересна реклама по телевидению, кто является целевой аудиторией. После ответа на множество вопросов необходимо приступать к составлению сценария. Развитие современной телевизионной отрасли предполагает то, что у вас есть всего 1-2 секунда на то, чтобы привлечь потенциального клиента. Если этого сделать не получится, то вернуть интерес будет сложно. Реклама может даже подпортить репутацию компании, поэтому к ее производству следует отнестись с особой ответственностью.

Для съемки рекламных роликов совершенно не обязательно нанимать профессиональных режиссеров и актеров. Достаточно, чтобы это были просто нормальные специалисты, которые понимают задачи, которые перед ними стоят.

Очень часто компании просто формируют заказ, а потом отдают его на выполнение профессиональным студиям. Только предварительно необходимо согласовать литературный сценарий и основные технические особенности. А профессиональный режиссер поможет сделать так, чтобы основной посыл рекламодателя максимально точно дошел до целевой аудитории, вызывал интерес.

Один из самых важных этапов создания ролика – монтаж и последующая озвучивание. Современная техника позволяет сделать все максимально оперативно, дополнить все разнообразными эффектами. Лучше не доверять работу тем, кто занимается производством рекламы на телевидении впервые. Те люди, которые ранее занимались монтажом роликов, блогов очень любят злоупотреблять эффектами. Но можно сделать некоторые акценты на сценарии и звуковой составляющей. В общем, все должно быть в меру.

В чем плюсы и минусы рекламы на телевизионных каналах

Количество плюсов достаточно велико. В первую очередь следует отметить, что оказывается как звуковое, так и визуальное воздействие. Также обеспечивается широкий охват аудитории. Можно снять такую рекламу, которая будет иметь серьезный психологический эффект. Можно встроить маркетинговый продукт в тематические передачи для того, чтобы задеть тематическую аудиторию. Некоторые рекламодатели даже вписывают контактные данные. Так потенциальным клиентам будет существенно проще сделать заказ или задать интересующий вопрос.

Говоря про плюсы и минусы рекламы на телевидении, нельзя не отметить минусы.

  1. Высокая стоимость как на производство, так и за размещение.
  2. Все ограничивается небольшим промежутком времени (в среднем 10-30 секунд).
  3. У телезрителей постепенно возрастает негативное отношение к таким маркетинговым инструментам. С высокой долей вероятности, такая тенденция будет продолжаться.

Так что компании следует хорошо подумать, стоит ли заниматься таким способом раскрутки своих товар, услуг. Или же лучше потратить бюджет на другие способы продвижения.

Реклама в России начала своё развитие после изменений в политической и экономической жизни страны. В 60-е годы, после увеличения экономического потенциала СССР, возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные продукты, это потребовало изменить отношение к рекламе.

До этого телевидение было встроено в систему управления страной, в систему партийного управления и выполняло важные идеологические функции. Это было основное назначение телевидения.

Развитие телерекламы в нашей стране прошло три этапа. Первый, это отечественная реклама. Она не отличалась идеями и правильной технологии построения видеоролика, строились они на законах кино того времени.

Самая первая реклама в СССР вышла в 1964 году. Это была реклама кукурузы. Её ролик больше напоминал малометражное кино с элементами "мюзикла". В те времена все товары выпускались одного вида, и эта банка кукурузы тоже не была никак маркирирована.

Развитие рекламы можно считать с момента Первого всесоюзного сморта-конкурса рекламных роликов. Он прошел в 1984 году, а уже в 1987 году состоялся второй смотр - конкурс. После них страна смогла «поднять планку» советских профессиональных рекламистов. Вследствие 1985 года, когда провозгласили политическую гласность в СССР, в СМИ произошли преображения, в том числе и на телевидении. Оно становится не только основным средством информации, но и средством рекламы.

Первые советские рекламные ролики были направлены на продвижение исключительно отечественных товаров, таких как автомобиль «Волга», московский вентиляторный завод «Мовен» и т.д. В таких роликах, как правило, отсутствовала идея рекламы. Так, например, телевизионная реклама вентиляторного завода заключалась в песне и танцах актеров на улице, а уже из текста можно было определить, что поют они о вентиляторах.

Для телезрителей того времени реклама была своего рода небольшим развлекательным роликом и не воспринималась, как навязчивая. Даже в первое время транслирования рекламы по телевидению в газете в рубрике программы передач печаталось время той или иной рекламы. Длительность рекламного ролика порой доходило до 10 минут.

В 1991 году наша телереклама на 99 процентов была обращена к оптовикам. Заключая между собой торговые сделки, "новые русские" переговаривались друг с другом через телеэкран, выказывая таким образом откровенное пренебрежение к интересам подавляющего большинства телезрителей, сидевших у того же экрана. В 1992 году стала понемногу появляться отечественная реклама так называемых "товаров народного потребления", но и она была демонстративно обращена к "своим".

В начале своего существования наша телереклама не только не выполняла функцию социального стабилизатора, которая отведена ей, а наоборот. Грубо нарушая две священные заповеди рекламодателя - "информатор должен идентифицировать свои интересы с интересами "простых людей" и "рекламное сообщение не должно быть агрессивным", - она вносила дополнительную дестабилизацию в общество. Только после перестройки лицо рекламы в нашей стране начало приобретать более четкие черты, однако безыдейные ролики продолжали существовать на телевидении.

Второй этап развития телевизионной рекламы - это реклама как искусство. Этот этап приходится на период с 1992 по 2000 года, когда режиссеры стремятся не продать товар, а показать зрителю красивую рекламу. При этом они стараются «идти в ногу» с известными тогда рекламщиками запада.

Примером являются серии рекламных роликов банка. Известные актеры, шикарные костюмы, фразы, которые впоследствии разошлись на цитаты - все это есть в рекламе банка. Однако в рекламном ролике полностью отсутствует какая-либо информация о самом банке, а также он никак не ассоциируется со своим видом деятельности. Зрителям она запоминалась за счет ярких образов актеров. Они любили ее за сюжетную законченность отдельных частей, за характерный для анекдота игровой поворот, а также за «ударные реплики» актеров.

В конце девяностых российские телезрители увидели, возможно, первую, настоящую социальную рекламу, которая представляла собой не просто плакат с призывом, а создавала ощущение просмотра целого фильма. Ролики социальной рекламы занимали от 2 до 3 минут, в них были задействованы любимые актеры и незатейливые жанровые сценки, которые, поистине, доходили до сердца зрителей.

Третий этап становления телевизионной рекламы в нашей стране - реклама как двигатель торговли. В начале 21 века происходят кардинальные изменения в развитии телевизионной рекламы. Все чаще на экранах телевизора появляются ролики, предлагаемые товар, а не показывающие исключительно мастерство режиссера. Используются более яркие и оригинальные идеи рекламы, которые создавали и поддерживали образ рекламируемых товаров. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым выделяя себя из множества своим названием и не только. Все это создается ради того, чтобы товар покупали. Впервые начинают использовать графику в ролике, в рекламе появляются рисованные герои и символы товара.

В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», слоган которого «Свежее дыхание освежает понимание». Ролик отражал идею товара, был представлен в юмористической форме, что было для российской телеаудитории в новинку, и сразу привлек внимание потребителей. Также нужно отметить хороший слоган, который полностью подходил под позиционирование товара как жевательной конфеты для приятного запаха изо рта, и к тому же он легко запоминался, что обеспечило товару завершение создания своего образа.

Наряду с рекламой «Рондо» в 2002 году выпускается серия роликов чая «Беседа». Впервые в российской рекламе появляется рисованный персонаж, символ товара, с которым и до сих пор ассоциируют этот чай. Режиссер сумел передать всю теплоту, получаемую при пользовании товаром, а, следовательно, и создать свой отличительный образ товара. Дом, уют, семья вот какие ассоциации возникали у зрителя при просмотре этого ролика. Одновременно с «Беседой» на телевидении крутятся ролики чая «Принцесса Нури», «Майский чай» и прочее, но все они проходят мимо телезрителя, так как их реклама ничем примечательным не выделяется. Из года в год, российская реклама постепенно вытесняет с каналов иностранные ролики. Наша отечественная реклама становится куда лучше, продуманнее по своей сути, чем те, что были в конце 90-х годов, начале 21 века. Можно сказать, что развитие телевизионной рекламы в нашей стране не замедляется. Увеличивается число креативных, талантливых рекламщиков, способных посоревноваться с иностранными коллегами в области создания рекламы.

В русской культуре начала 20 века складывается, по выражению М. Маяцкого, «Визуальная парадигма» [12, с.50], которая представлена в идеях В.Соловьева и Л. Шестова о противопоставленности рационального познания и откровения как преображенного видения, в онтологической интерпретации визуальности С.Франком, в учении об обратной перспективе «соборном зрении» П.Флоренского. Это связано в первую очередь с доминирующим положением зрения в «иерархии» чувств, так как поступающая через зрение, информация не сводится к цвету и свету, даже к формам, чувству расстояния, плотности. В нее включены процедуры узнавания, классификации, интерпретации. [13, с.114].Зрительное восприятие наиболее восприимчиво человеком.

Появление рекламы на советском телевидении

В 1960-е гг. на телевидении появляются первые рекламные ролики. Принято думать, что в эти годы рекламы на советском телевидении не было, если не считать объявлений и призывов типа «Храните деньги в сберегательной кассе», «Повидло, джем полезны всем» или «Летайте самолетами Аэрофлота» (как будто были другие!). Однако отдельные попытки создавать рекламные передачи, разумеется, без всякой коммерческой основы, все же были. В начале 1960-х гг., к примеру, на телевидении показывался «рекламный клип», где знаменитый артист Василий Меркурьев (известный по фильмам «Верные друзья», «Небесный тихоход», «Летят журавли» и др.) с салфеткой за воротником с восторгом ел чайной ложечкой кукурузные хлопья в молоке. Показ рекламных роликов, связанных с продвижением кукурузы, банки с которой стояли батареями в продуктовых магазинах, был первой и одной из самых ярких рекламных кампаний начала 1960-х гг. на нашем отечественном телевидении.

В 1966 г. в стране создается специальная организация «Союзторгреклама» при Министре торговли СССР, призванная наладить производство рекламы и рекламных фильмов. Сделать это оказалось непросто, поскольку существовало убеждение, что реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя.

К рекламе в нашей стране долгие годы относили прежде всего витрины и интерьеры магазинов. Однако в больших масштабах на улицах городов всегда была представлена политическая реклама в лозунгах: «Слава КПСС!», «Слава труду!» и т.п.

Этапы развития телевизионной рекламы

Развитие телевизионной рекламы в стране было напрямую связано с изменениями в политической и экономической жизни. На первом этапе развития рекламного рынка в эфире телевидения доминировала реклама иностранных производителей. Первая зарубежная реклама прошла по советскому телевидению в 1988 г. Она была размещена компанией «Пепси-Кола». В рекламном ролике был снят Майкл Джексон. Но уже в конце 1980-х активно о себе заявляет и отечественная реклама. Тогда же создаются и первые рекламные агентства «Аврора» и «Видео Интернэшнл». Рекламные ролики этого времени больше напоминали маленькое кино с элементами мюзикла.

Второй этап развития телевизионной рекламы – это реклама как искусство. Этот этап приходится на период с 1992 по 2000 г., когда режиссеры рекламных роликов создавали красивую имиджевую рекламу, когда было стремление не продать товар, а показать его зрителю.

Третий этап истории телевизионной рекламы в нашей стране приходится в начало XXI в., когда происходят кардинальные изменения в развитии телевизионной рекламы. Она становится двигателем торговли. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым выделяя себя из множества своим названием, и не только. Все это создается ради того, чтобы товар покупали.

Таковы история, реалии и парадоксы советской и российской рекламы. Сегодня реклама стала совсем другой – более совершенной, имеющей мощный теоретический фундамент, базирующейся на самых последних достижениях научно-технического прогресса.

В России на рекламные публикации и трансляции в средствах массовой информации приходится более 5 миллиардов долларов. По уровню расходов на рекламу в СМИ она вышла на шестое место в Европе. Эта мощнейшая отрасль повсюду, в том числе и в нашей стране, развивается беспрецедентно высокими темпами, обусловленными потребностями информационного общества. На нее работают сотни тысяч россиян. Поэтому история отечественной рекламы интересует многих. Ее полезно знать, особенно тем, кто трудится на рекламном поприще или выбирает его для своей будущей деятельности.

Начиная с 2002 г., Россия входит в пятерку стран-лидеров, жители которых чаще других смотрят рекламу по телевизору. Поступательное развитие экономики России позволяет рекламному рынку использовать сегодня самые современные виды рекламы, такие как реклама в Интернете, реклама на крупноформатных жидкокристаллических дисплеях на улицах и др. Принципы рекламного бизнеса, по которым работает весь мировой рынок, уже давно укоренились и в России.

Финальная часть о телевидении 90-х годов доступна по ссылке.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».

Развитие телевизионной рекламы в России условно можно разделить на три этапа.

Первый этап — это реклама периода СССР. Она не отличалась правильной технологией создания рекламного ролика, а была построена по законам кино того времени.

Самая первая реклама в СССР появилась в 1964 году. Это была реклама кукурузы, она напоминала короткометражный фильм с элементами «мюзикла». Из-за отсутствия какой-либо конкуренции нужда в такого рода рекламе отпадала сама собой, поэтому смысл этого действия весьма неоднозначен.


Первым значимым прорывом в развитии телевизионной рекламы можно считать «Первый всесоюзный смотр-конкурс рекламных фильмов», который прошел в 1984 году. В 1987 году советские рекламисты проводят второй смотр-конкурс. Эти конкурсы позволили оценить ту ситуацию, которая сложилась в стране и «поднять планку» профессионалов советской рекламы. Провозглашение политики гласности в СССР в 1985 году привели к началу преобразований в СМИ, в том числе и на телевидении. И теперь телевидение становится не только основным средством информации, но и основным средством рекламы.

Первые советские рекламные ролики были направлены на продвижение исключительно отечественных товаров, таких как автомобиль «Волга».


Московский вентиляторный завод «Мовен» и т.д.

Вспоминая первые рекламные ролики того времени можно сказать, что телезрители воспринимали рекламу не в своей прямой сути, а как маленький интересный, иногда юмористический клип. Даже в первое время транслирования рекламы по телевидению в газете в рубрике программы передач печаталось время той или иной рекламы. Длительность рекламного ролика порой доходило до 10 минут.

В 1991 году наша телереклама на 99 процентов была обращена к оптовикам. Заключая между собой торговые сделки, «новые русские» переговаривались друг с другом через телеэкран, выказывая таким образом откровенное пренебрежение к интересам подавляющего большинства телезрителей, сидевших у того же экрана. В 1992 году стала понемногу появляться отечественная реклама так называемых «товаров народного потребления», но и она была демонстративно обращена к «богатым». Реклама, призванная выполнять функцию социального стабилизатора в начале своего существования не только не выполняла функцию, но и действовала наоборот, вызывая резко негативное отношение к себе! Грубо нарушались две священные заповеди рекламодателя — "информатор должен идентифицировать свои интересы с интересами «простых людей» и "рекламное сообщение не должно быть агрессивным».

Только после перестройки лицо рекламы в нашей стране начало приобретать более четкие черты, однако безыдейные ролики продолжали существовать на телевидении.

Второй этап развития телевизионной рекламы – это реклама как искусство. Этот этап приходится на период с 1992 по 2000 года, когда стремление прорекламировать тот или иной вид деятельности или продать товар, сопровождается интересным, практически шедевральным режиссерским решением. Примером являются серии рекламных роликов банка «Империал»

Известные актеры, шикарные костюмы, фразы, впоследствии ставшие «крылатыми».

В конце девяностых российские телезрители увидели, возможно, первую, настоящую социальную рекламу, до нее аналогию можно провести только с журналом «Фитиль». Примером такой социальной рекламы являлись ролики «Русского проекта», они занимали от 2 до 3 минут, в них были задействованы любимые русские актеры и незатейливые, близкие сердцу жанровые сценки, которые, поистине, доходили до глубины души каждого зрителя. В этот проект входили следующие сюжеты: В космосе (Это моя страна); Я люблю тебя (Мы вас любим), Разговор путейщиц (Дай вам бог здоровья!); Помаши маме! (Помни о близких); Берегите любовь!; Это мой город; Не делите Россию! На концерте (Разговор жестами); Верь в себя (Пугачева); Все у нас получится (комбайнер).

Третий этап становления телевизионной рекламы в нашей стране – реклама как двигатель торговли. Используются более яркие и оригинальные идеи рекламы, которые создают и поддерживают образ рекламируемых товаров. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым выделяя себя из множества своим названием и не только. Все это создается ради того, чтобы товар покупали. Впервые начинают использовать графику в ролике, в рекламе появляются рисованные герои и символы товара.

В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», яркий слоган «Свежее дыхание освежает понимание» сразу привлек внимание потребителей. Ролик отражал идею товара, был представлен в юмористической форме. Изготовление рекламных роликов становится со временем более качественным.

Наряду с рекламой «Рондо» в 2002 году выпускается серия роликов чая «Беседа», «Принцесса Нури», «Майский чай». Впервые в российской рекламе появляются рисованные персонажи (применительно к чаю «Беседа» — символ товара, с которым и до сих пор ассоциируют этот чай).

Из года в год, российская реклама постепенно вытесняет с каналов иностранные ролики. Наша отечественная реклама становится куда лучше, продуманнее по своей сути, чем те, что были в конце 90-х годов, начале 21 века. Увеличивается число креативных, талантливых рекламщиков, способных посоревноваться с иностранными коллегами в области создания рекламы.

В отличие от других перспектив России, перспективы рекламы предельно ясны, у нее великое будущее!

Можно сказать, что эра телевидения началась с появления 9 мая 1911 г. в лаборатории русского ученого Б.Л. Розинга первого изображения на экране катодной трубки. О телевидении же, как о средстве массовой информации, можно говорить, начиная с 30-х годов XX века. Регулярное телевещание началось в 40-е годы. «Американцы были первыми, кто, организовав массовое производство, снизили в 1949 г. цены на дешевые телевизоры до 300 долларов – таков был в то время месячный заработок секретарши. И продавали телевизоры в кредит. На 1 января 1948 г. в США было 16 станций и 200 тыс. телевизоров. На 1 января 1949 г. в 35 различных районах страны действовало 64 вещательные станции и 1,5 млн телевизоров; 57 станций строилось, а еще 319 дожидалось разрешения на строительство. В конце 1951 г. – 15 млн телевизоров, передаточные и ретрансляционные станции на всей территории страны. В тот же год французское телевидение, одно из старейших в мире, вещало всего на… 600 телевизоров…»

Во Франции регулярное телевещание началось в 1944 г., в Советском Союзе – в 1945 г., в Англии – в 1946 г. В других странах появление и развитие телевидения происходило в основном в 50-е годы.

«В 1986 г. США произвели 23 млн телевизоров. Следом за ними в первую десятку вошли Китай (14,6 млн), Япония (13,6), СССР (9,4), Южная Корея (8,6), ФРГ (3,8), Великобритания (3,2), Бразилия (2,2), Франция (1,8) и Италия (1,7)». Основой аудитории нового СМИ стал средний массовый зритель – потребитель и хранитель мифов о всеобщем социальном согласии. С появлением такого рекламоносителя компании, ориентированные на массового покупателя, начинают переносить свою рекламу со страниц газет и журналов в телеэфир.

Реклама на телевидении США

Экспериментальная телевизионная бесплатная реклама появилась в США летом 1939 г. Первые рекламные объявления на телевидении представляли собой дикторские сообщения. 1 июля 1941 г. в американском эфире появилось первое коммерческое телеобъявление о рекламе часов. За десять секунд рекламы во время трансляции баскетбольного матча было уплачено 9 долларов. В 1954-м телевидение в США занимает первое место как средство национальной рекламы.

В 1957-м стран, разрешающих рекламу на телевидении, становится больше, чем запрещающих ее.

В 1963-м в США телевидение обгоняет прессу уже и как источник информации (36% американцев считают его более надежным). В 1977-м общие доходы от телерекламы превышают 7,5 млрд долларов – 20% всей рекламы в США.

«За всю историю американского общенационального телевидения рекламные вставки надолго отменялись всего четыре раза. На самый большой период времени – после покушения на Рейгана, менее длительные промежутки – в период отставки Никсона, гибели и похорон Мартина Лютера Кинга, а также Анвара Садата. В конце января 1986 г. президент США Р. Рейган, чтобы не подвергать телебизнес дополнительным убыткам, был вынужден перенести с вечернего на дневное время транслируемое на всю страну свое часовое выступление с ежегодным посланием к нации».

Реклама на телевидении СССР

Первые опыты в области телевидения в Советском Союзе, как и в крупнейших развитых странах, начались в 30-е годы XX века. 1931-й – год экспериментального телевидения. 1938-й – работа над проектом ТВ Центра в Москве.

В период войны 1941–1945 гг. телевидение в СССР, как и в других странах Европы, не функционировало. Однако в конце 1945 г. Московский телецентр возобновил регулярное телевещание. Поначалу трансляции велись два раза в неделю.

В 1947 г. начал работать Ленинградский телецентр. В 1951 г. была создана Центральная студия телевидения. С 1952 г. начали работать телецентры в столицах союзных республик. В 1954 г. на центральной студии телевидения были созданы редакции пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта. В 1955 г. на телевидении появились первые образовательные программы. В 1956 г. в стране появился 2-й канал. 1957-й – год образования Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (Гостелерадио СССР). В 1965 г. появился 3-й канал.

В период с 1965 по 1975 гг. в стране была создана единая телевизионная передающая сеть на базе приемных станций «Орбита» и спутника связи «Молния-1» в качестве телевизионного ретранслятора. Сеть обеспечивала передачу программ Центрального телевидения на большую часть территории СССР, в том числе и в отдаленные области Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии.

В 1967 г. число наземных приемных станций составляло 20. В 1973 г. – 40, в 1975 г. – 60, в 1980 г. – 80.

В эти же годы шло внедрение цветных телевизионных передач. С 1975 г. цветные программы можно было смотреть практически на всей территории страны.

В 1976 г. появился 4-й канал.

1982 г. стал временем появления 2-й общесоюзной программы Центрального телевидения. Она была задумана как межрегиональная. В ее сетку вещания врезалось местное телевидение, так как собственная региональная программа, которая бы распространялась на отдельном частотном канале, до конца 80-х существовала только в нескольких крупнейших городах.

Два главных канала Центрального телевидения считались общесоюзными и обеспечивали охват в пределах 95–98% населения.

В 1988 г. в стране была создана система спутникового вещания.

Первая реклама на экранах телезрителей СССР появилась в 70-е годы. Однако она не была коммерческой. Полноценная реклама на телевидении начала транслироваться лишь в конце 80-х годов.

Телевизионная реклама
Телевизионная реклама

Телевизионная реклама
Телевизионная реклама

Телевизионная реклама
Телевизионная реклама

Телевизионная реклама
Телевизионная реклама

В 1990 г. был образован общероссийский государственный канал РТР. В этом же году возникла первая в стране телевизионная коммерческая структура – «Телеканал 2 x 2». Эта компания выходила в московский эфир в определенные часы.

С 1 января 1993 г. на 6-м канале начала вещать Московская независимая вещательная корпорация (МНВК) – юридическое лицо, акционерное общество закрытого типа. Учредителями МНВК явились частные лица, частные компании и государство в лице мэрии Москвы. В создании телеканала «ТВ-6 Москва» участвовал также американский медиамагнат, хозяин CNN Тед Тернер.

«ТВ-6 Москва» вела трансляцию в течение всего дня. Обязательными элементами сетки были два фильма (русский и американский), а также два выпуска CNN по 30 минут с синхронным переводом на русский язык. На первом этапе телеаудитория канала насчитывала около 500 тыс. зрителей.

1992 г. – начало развития российского кабельного телевидения.

В начале 90-х годов реклама чаще всего была в виде дикторских объявлений, а также тематических блоков, бегущей строки. Традиционных сегодня клипов было очень мало.

На рубеже 80–90-х годов произошли существенные изменения в экономической составляющей телевидения. В 1992–1994 гг. произошел значительный рост телевизионной рекламы, обусловленный, с одной стороны, «инвестициями» отечественных, так называемых финансовых пирамид, с другой стороны, увеличением доли пришедших в Россию зарубежных рекламодателей. Лидерами рекламного рынка стали телеканалы «Останкино», РТР, «Санкт-Петербург».

В октябре 1993 г. в России появилась еще одна негосударственная компания – НТВ. Этот канал «сразу же стал привлекателен для рекламодателей по нескольким причинам. Во-первых, он имел почти 100%-ный охват по Москве с высоким качеством телевизионного приема. Во-вторых, это был не только московский канал, он охватывал также всю европейскую часть, правда, лишь в крупных городах, но тем не менее это весомая доля (уже на начальном этапе НТВ могли смотреть порядка 30 млн человек). В-третьих, канал ориентировался на элитарную аудиторию, на программы, традиционно привлекательные для рекламодателей – дорогостоящее первоклассное художественное кино, высококачественные новости».

В ноябре 1994 г. 1-й канал государственного телевидения превратился в коммерческое телевидение, контролируемое частным бизнесом. Новая компания называлась ОРТ («Общественное Российское телевидение»). 51% акций ОРТ принадлежало государству, 49% – группе коммерческих структур.

В 1997 г. были образованы каналы «ТВ Центр» (московский) и «НТВ-Плюс» (платный спутниковый).

После быстрого роста объемов телерекламы произошло и ее падение. В 1994–1995 гг. с рынка стали уходить финансовые пирамиды, банки, увеличилось количество неплатежей за уже показанную рекламу. Доходы телекомпаний резко сократились.

С середины 90-х годов на телевидении ведущую роль стали играть крупнейшие в мире зарубежные рекламодатели: Procter & Gamble, Mars, Unilever, Nestle, Wrigley и др. В 1997 г. только четыре крупнейшие иностранные фирмы израсходовали на размещение рекламы на телевидении более 80 млн долларов.

В результате кризиса 98-го года объемы рекламы вновь существенно сократились. С рынка вынужден был уйти «Премьер СВ» – один из двух продавцов рекламного времени фактически на всех значимых телеканалах, кроме «ТВ-Центр» и РенТВ. Усилились позиции оставшегося игрока – «Видео Интернешнл». А уже в 1999 г. на телевизионном рекламном рынке вновь обозначился рост.

Подробнее в книге «Медиапланирование» .

Читайте также: