Какие синтетические жанры объединяет тв

Опубликовано: 24.04.2024

Жанровая структура вещания (канала, станции) состоит из трех показателей:

1. перечисление используемых жанров;

2. доля экранного времени, занимаемого каждым из указанных жанров;

3. экранное место каждого жанра -- время суток, канал и иногда местность вещания.

Исследователи довольно четко определяют структуру жанров на телевидении в настоящее время. Это самые разнообразные жанры на нашем телевидении.

Культурно-рекреативная функция современного телевидения реализуется в развлекательных передачах. В такого рода телепрограммах всё большую роль играют интерактивные технологии, с помощью которых телезритель может не только наблюдать за ходом игры, принимать в ней участие, но и влиять на ход программы в целом.

На российском телевидении реалити-шоу впервые появились в 2001 году, с выходом в эфир первого выпуска программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак - наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Несмотря на общие принципы, все реалити-шоу можно разделить на четыре группы, в соответствии с тем, на чём основано развитие действия в передаче.

  • - Программы первой группы («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «За стеклом» (ТВ-6)) эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции, это передачи, построенные по принципу «отношения - конкурс - изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач.
  • - Реалити-шоу, объединённые во вторую группу, - это передачи, основанные на самореализации участников - «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Минута славы» (Первый канал). Внешняя атрибутика проекта такая же, как и в реалити первой группы : разница в том, что в программах второй группы вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план.
  • - Третья группа - передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле этого слова, это разновидность реалити-телевидения. Это проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек («Битвы экстрасенсов» (ТНТ)), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ)).
  • - Последняя, четвёртая группа реалити-шоу, внешне самая простая и незамысловатая - хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида:

а) передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «По домам» ( MTV ));

  • б) программы, в которых камера фиксирует все моменты жизни звезды или журналиста, пробующих себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени ( «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал), «Танцы со звездами» (Россия 1));
  • в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал))

Знаковым годом для ток-шоу стал год 1996, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы В.Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю.Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается поступательное развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Все участники ток-шоу - от зрителей до экспертов - пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя её не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение.

Переходя к классификации передач подобного рода, нужно заметить, что для всех программ жанровых признаков, существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на чёткие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два.

Первый - адресный - подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены.

  • - Группа первая - «женские» ток-шоу . В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие : «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС)
  • - Вторая группа - «семейные» ток-шоу . В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Окна» (ТНТ).
  • - Третья группа - узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу , такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика - музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры.

  • - Первая группа - передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы : «Окна» (ТНТ), «Пусть говорят» (Первый канал), «Прямой эфир» (Россия 1).
  • - Вторая группа - передачи, старающиеся избегать обсуждения «жёлтых» тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино» (НТВ), «Пять вечеров» (Первый канал).

Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры.

  • - Первая группа - викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются.
  • - Вторая группа - это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов . Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)).
  • - Третья группа - противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины («Поймай удачу» ( MTV ), «Деньги по вызову» ( REN - TV ), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV )). От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции.

Телевизионные игры - программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть, пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер. Шоу. Последняя, самая сложная из четырёх - это группа программ, названная коротким словом «шоу». Все шоу можно разделить на 4 группы.- Костяк первой составляет самый распространённый на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актёров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС).

  • - Вторая группа - это собственно юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Россия 1), «Смехопанораме» (Россия 1) и прочим, суть которых - в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры.
  • - Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди , на сегодняшний день представляет одна-единственная, уникальная в своём роде программа « Comedy club » (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале.
  • - Четвертая группа программ - это собственно шоу, передачи, представляющие собой определённый набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, то есть выходят в определённое время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов).

Информационные программы. Информационное сообщение (видеосюжет). На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков и бороться за искоренение хотя и неточно употребляемого, но столь широко распространенного термина.

Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.

  • - Первая - сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае - депутатов, во втором - журналистов); вопрос с места - ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.
  • - Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. От молодого журналиста (студента-практиканта, стажера, новичка в штате творческого коллектива) потребуют представить сценарный план, в котором излагается краткое содержание (тема, идея, фактический материал сюжета), изобразительное решение, обычно поэпизодно. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж.

Интервью (от англ, interview - буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.[29]

Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

Репортаж Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов - латинский: reporto (передавать).[30]

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

Стоит отметить, что к телевизионным жанрам относятся также новостные программы, спортивные программы, фильмы и сериалы.

Урок №8: Синтез искусств в театре, кино и на телевидении.

познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения.

дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств;

формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств;

развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра;

воспитывать интерес к современным видам искусства.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

III. Формирование новых знаний.

"Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле".

Жизнь людей, природа, мир вещей, окружающая действительность отображается художниками в разных видах искусства.

- Какие виды искусства вам знакомы?

Архитектура, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, ДПИ), литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство.

2. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?

Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ - (от греч. – соединение, сочетание) органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства. .

Раскрытие понятия - Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др.

Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?

Непременным атрибутом музыкальных спектаклей являются дизайнерские решения: оформление афиши, программы, фотовыставок в фойе театра с изображением фрагментов спектаклей и участвующих в них артистов.

Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства.

Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля.

Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет.

Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.

Особый сценический жанр — мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.

Их сочетание взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность . . Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического времени , броскостью, яркостью материала.

Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре осуществил свое триумфальное шествие по всему миру. Некоторые зачастую называют рок-операми.

Какие рок-оперы, мюзиклы знакомы вам? Давайте подробней остановимся на рок-опере «Юнона и Авось»

-Один из самых знаменитых фрагментов этой рок - оперы является романс « Я тебя никогда не забуду», на сегодняшний день он самый популяризированный. Этот романс олицетворение жертвенной любви, ведь Кончита ждала возвращения своего любимого 35 лет, а ей в момент встречи с Резановым было всего 16 лет.

- С каким чувством этот романс?

А какое настроение у вас после его исполнения?

При высочайшем уровне исполнения постановка вокала или пластики в мюзиклах и рок-операх принципиально иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по-оперному, а танец — выглядеть балетным.

В наши дни широко применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу), в них для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу , задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду.

Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично согласованы идейным замыслом.

Вспомните, какую роль в создании драматического спектакля играет музыкальное и художественное оформление;

- сформулируйте, какие жизненные ценности, человеческие идеалы раскрывают произведения синтетических жанров;

- Какой опыт приобретают современные зрители и слушатели в процессе общения с классическим искусством?

2. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.

VI. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы говорили о синтетических видах искусства.

- Что происходит от слияния разных видов искусств?

( Рождаются новые жанры в театре и на телевидении).

(Рождаются вечные темы-любви, верности.)

Синтетические виды искусства более эмоционально воздействуют на слушателя. Тем самым они более понятны и популярны.

Д/З. Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету или мюзиклу (по выбору).

3. Выставление оценок за урок.

- ГДЕ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МЮЗИКЛ?

-Что происходит от слияния разных видов искусств?

Тема 5

ТВ-синтез (2 часа)

Является ли телевидение искусством? Открытый вопрос. По массовости аудитории зрительской превосходит кино.

ТВ – информационная техника, предназначенная прежде всего для репродуцирования произведений других видов искусств (театра, музыки, кино и др.).

Существуют кабельные региональные сети, спутниковое ТВ, лазерные техники связи, объемное голографическое цветное ТВ.

Появление ТВ связано с научно-техническим прогрессом, оно выходит за пределы собственно художественной культуры. Оно имеет возможности для развития в качестве особого вида визуальных искусств.

Использование ТВ имеет более широкий социально направленный характер:

  1. обеспечивает зрителей информацией о текущих событиях и разнообразных сферах объективного мира,
  2. влияет на ритмы жизни,
  3. обеспечивает определенное художественное развитие,
  4. осуществляет определенное идеологическое воздействие на зрителей.

  • научно-технический
  • социологический,
  • эстетический.

Пример современной массовой коммуникационной сети. ТВ имеет глобальный характер

Характер и функции ТВ как средства массовой коммуникации:

  1. Включение в массовые коммуникационно-информационные процессы – важная особенность жизни современного человека;
  2. ТВ оказывает влияние на социокультурные процессы, включает человека (опосредованно) в систему социальных связей, определяет (задает или выявляет?) динамику и направление развития общества;
  3. Коммуникационный процесс не нейтрален, несмотря на основную функцию ТВ как репродукционной техники. ТВ распространяет и пропагандирует в обществе разнообразную информацию, обеспечивает (в определенной степени) освоение багажа науки, техники и искусства (образовательные и просветительские передачи, научно-популярные телефильмы);
  4. ТВ формирует идеологически лабильное (мягкое, податливое, восприимчивое) мировоззрение, о социальной функции которого индивид даже не подозревает. Оно может быть направлено также и на развитие человека, на формирование культурного и научного мировоззрения, определенных нравственных идеалов;
  5. Информация как связующее звено между культурой и мышлением человека должна соотноситься со скоростью ее осмысления. Дефицит осмысления информации при наличии бесконтрольного ее количества – отличительная черта массовых коммуникативных техник ТВ.

В качестве средства массовой коммуникации имеет побочный эффект воздействия в том, что рассекает общество на изолированные индивиды владельцев персональных телеприемников, обеспечивающих наиболее прочную, а иногда и единственную, связь с миром, не покидая пределом собственных жилищ.

ТВ обеспечивает синхронную передачу на большие и малые расстояния и соответствующее воспроизведение звука и изображения.

Цветное стереоскопическое изображение не только создает иллюзию реальности, но и заменяет собой саму реальность, стирает грань между реальной и иллюзорной действительностью.

Пагубные последствия бесконтрольных телепросмотров:

  • ТВ становится орудием оглупления масс;
  • Оболванивает непрерывным потоком информационного воздействия и развлечениями, от которых некуда скрыться;
  • Непрерывное зрелище парализует волю, убивает желание действовать, т.е. жить.

Находится в процессе становления (с начала 1960-х гг.) и разработки собственных художественных приемов и эстетических принципов.

Огромно информационное, просветительское значение ТВ.

Жанры специфического ТВ-зрелища:

  • Трансляция в записи или в прямом эфире различных общественных и культурных событий (митингов, демонстраций, концертов, спектаклей, спортивных матчей),
  • Телерепортаж с места события,
  • Документальный фильм,
  • Многосерийный телефильм (сериал),
  • ток-шоу («говорящие головы»),
  • Игры, конкурсы (коммерчески-развлекательные).

Главное завоевание ТВ – документальность, подлинность живого контакта с реальностью, донесенная до зрителя.

А телесериале – «эффект присутствия» зрителей, т.е. отражение синхронности в характере показа действия и его восприятия. Отсюда несколько замедленный ритм развития событий, обилие диалогов, возвраты в действии или повторы отдельных событий.

Специфические телеприемы

  • Серийность, ежедневная трансляция фильма в одно и то же время на протяжении длительного времени;
  • Окончания серий в неожиданных местах, интригующие концовки подпитывают интерес зрителей;
  • «Закадровый голос» комментатора (автора = самого зрителя);
  • Вставки кино-или телехроники врезки реальной жизни);
  • Включение в действие реальных публичных персон или документальных материалов.

Рассчитано на миллионную аудиторию, воспринимается индивидуально в «домашнем» режиме просмотра вне публичного пространства (камерный индивидуальный характер восприятия информации) – камерный характер восприятия, ослабление публичного пафоса.

ТВ экран предполагает интимное личное (задушевное, лирическое, проникновенное и т.д.) общение с миллионной зрительской аудиторией как с отдельным человеком, способность обращаться непосредственно, напрямую к каждому зрителю как к единственному.

Воспроизведение «живых» явлений на пленке в прямом эфире или в записи отражает репродукционные возможности ТВ.

ТВ максимально приближает произведение искусства, тиражированное и транслируемое через телеприемник, к конкретному зрителю в каждый дом, как бы уничтожая дистанцию и присваивая его, «одомашнивая». Так, непосредственная «доступность» восприятия (потребления) переходит в иллюзию понимания и освоения культурных ценностей на уровне понимания, доступном данному конкретному индивиду. А духовно несозревший индивид объявляет доступное ему видение и понимание критерием коллективных (общественных) духовных и культурных ценностей, а затем и навязывает их окружающим в качестве нормы.

ТВ передачи в «прямом эфире»:

создают эффект реальности, непреднамеренности жизненного материала и разворачивающихся событий («жизнь, захваченная врасплох»).




Интерактивный режим: двусторонняя связь со зрителями осуществляется через ведущих прямого эфира. Последний оказывается медиатором (посредником) в коммуникационном процессе.

Отличительная особенность – максимально развитое импровизационное начало в работе телеоператора, в репортаже, в работе диктора или тележурналиста-ведущего.

Специфика ТВ – органичный сплав документальности и художественного мышления. Подпитывается опытом и художественной спецификой других искусств (кино, театра), в то же время оказывает и на них воздействие.

В режиме «документального» творчества особая роль отводится отбору фактов, должных сформировать у зрителей определенное отношение к изображаемым событиям, (определенный «угол» подачи информации) идеологическая подоплека.

Различия восприятия ТВ и кино диктуют особые методы работы с камерой, использование определенных ракурсов, приемов монтажа, крупные планы и т.д.

Ведущая современная тенденция в теле-творчестве:

элементы различных жанров (развлекательный, образовательный, информационный, аналитический, идеологический и т.д.) нередко сочетаются в одной передаче (телешоу).

Тема 6 Дизайн-синтез (4 часа)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Раздел: Телевидение и радио

В статье анализируются причины современной дискуссии о телевизионных жанрах и форматах, представлен краткий исторический обзор классификаций единиц вещания – телевизионной программы. На примере некоторых форматов и жанров рассмотрены изменения телевизионного содержания в зависимости от меняющихся социальных практик и трансформации телевидения. Жанр и формат – два аспекта целостного телепроцесса – творческого (создающего смыслы и транслирующего ценности) и бизнес-процесса (производящего и продающего продукт или услугу). Форматное телевидение не противоречит системе телевизионных жанров, однако соотношение жанра и формата может меняться в зависимости от использования этих понятий в академической среде, в журналистском творчестве и в продюсерской, ориентированной на бизнес, производственно-индустриальной практике

Об актуальности разговора.

Современный спор о жанрах и форматах — отражение процессов, происходящих в телевизионной индустрии в первом десятилетии ХХI в. Летом 1999 г. Федеральная службы по телевидению и радиовещанию (ФСТР) и Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) приняли решение о том, что выдача или продление лицензии на вещание не может не учитывать наличия в программной сетке социально значимых программ. Тогда же был создан первый отечественный классификатор программ, теперь его еще называют “классификатор Г.В. Кузнецова” (до 2005 г. — зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистки МГУ). Параметры и характеристики программ все эти годы уточнялись при формировании номинаций национальной премии ТЭФИ. Наконец, системной работой, сближающей российский и зарубежный подходы к “маркировке” телепродукции, занялся созданный в 2001 г. Медиакомитет 1 .

Медиакомитет разработал для индустрии, которая постоянно нуждается в надежной, легкодоступной и сопоставимой с другими странами информации обо всех аспектах своей деятельности, “Единые требования к классификации и расшифровке факта выхода в эфир телепродукции”. В них, кстати, нет критериев и подходов к документальным программам в традиционных жанрах журналистики (кроме новостей), что создатели этого классификатора считают слабостью и намерены восполнить этот пробел.

Законы Европейского вещательного союза, требования к участникам рынка и общественным вещателям, европейская “Директива об аудиовизуальных медиауслугах” (2007), которая исходит из представлений о телевидении как об “общественном благе”, подталкивают российское индустриальное телесообщество к размышлениям о типологии собственных программ. Эти размышления особенно актуальны накануне того, как на телевещательную отрасль распространятся требования ЕС, а телевидение России перейдет на “цифру” (2015). Обратим внимания на слова “телепродукция” и “медиауслуги”. Эти понятия характеризуют телевидение как бизнес, или сферу услуг, а не как пространство, в котором и для которого производятся смыслы, эмоции и воспроизводится социальная и эстетическая картина мира.

Краткий обзор попыток классифицировать единицу вещания — телепрограмму — иллюстрирует главное. Невозможно отменить понятие “жанр” (связан с родовыми, исторически сложившимися, смысловыми характеристиками программы), но уже невозможно не принимать и понятие “формат” (связан с индустриальными характеристиками вещания — “упаковкой” содержания, унификацией, адаптацией, способом распространения, стоимостью и пр.).

С этими изменениями — социальными и индустриальными — связан и новый поворот в дискуссии: формат — идеологичен (“новая форма цензуры”, Д. Быков), унифицирует содержание для глобальных масс; жанр — формула, обозначающая связь с культурой, традициями, архетипами. С разным отношением к пониманию того, как соотносятся формат и жанр в науке и на практике, связаны три подхода. Именно с ними сегодня приходится иметь дело в любой дискуссии о форматах и жанрах.

Представители классической школы — последователи теории жанров на телевидении и радио — непримиримы. Их главный аргумент: дискуссия о “форматах” непродуктивна — “это псевдонаучная дискуссия о ложном формализме”. Действующие продюсеры столь же категоричны: жанр архаичен и статичен, в категориях этого понятия невозможно описать программы для современного конвейерного (слово “конвейерное” здесь представляется ключевым!) производства. Социологи и аналитики, корректирующие классификатор программ для маркировки эфирного продукта и адаптирующие российскую практику к зарубежным аналогам, сомневаются: может, в сфере телевидения вообще нет устойчивых жанров, а есть “трансляция” (воспроизведение, по сути, иного), “прямой эфир”, “зрелище” в формах и форматах (в этом смысле в СССР, конечно, были форматы)?

Для того, чтобы примирить “жанр” и “формат”, можно обратиться к теории “формульных жанров” (Дж. Кавелти) 3 , по которой, например, жанр и формула — два аспекта целостного литературного процесса, связанного, в частности, тем, что “формулы — это способы, с помощью которых конкретные культурные темы и стереотипы воплощаются в более универсальных повествовательных архетипах”, чем в “классических”/высоких (эпос, драма, роман) жанрах (соответственно к “формульным жанрам” могут быть отнесены мелодрама, детектив, вестерн и пр.) 4 .

Вот почему в противостоянии “жанра” и “формата” логичным кажется предложить умиротворяющий аргумент. Жанр и формат — два аспекта целостного производственного и вещательного теле-процесса — творческого (создающего смыслы и транслирующего ценности) и бизнес-процесса (производящего и продающего массовый продукт или услугу). Тем более что сегодня в этот теоретический спор вмешиваются уже новые факторы. Мультимедийность с ее основной характеристикой — интерактивностью — все больше нивелирует традиционную жанровую классификацию и утверждает классификацию по аудиториям.

Общественно-социальные практики и динамика телевизионного процесса в отражении форматов и жанров

Современным студентам совершенно не ведомы телевизионные победы, обретения и драмы 90-х и им очень трудно объяснить, чем отличается телевидение “лихого” десятилетия от десятилетия “стабильности” или от телевидения “оттепели”. Это поколение, которое знает про “Взгляд”, телемосты, “600 секунд” и “Пресс-клуб” из лекций и архивных записей. Когда вышел первый выпуск “Вестей” и в эфире покатился “зеленый горошек” НТВ, нынешние первокурсники только родились на свет.

В середине 90-х на экране искрило — от просто войн (чеченские кампании), войн предвыборных и войн информационных. От шумливых политических, и глумливых желто-скандальных шоу. От “Кукол”, “Намедни” и “Про это”. От “Человека в маске”, “Я сама”, “Старых песен о главном” и даже “Русского проекта”. Телевидение, безусловно, было “авторским”. Листьев, Молчанов, Любимов, Миткова, Доренко, Киселев, Сорокина, Парфенов, Сванидзе, Лобков, Ханга и др. Все — не актеры, а в основном журналисты и историки по образованию. При всей неоднозначности профессиональных судеб звездных лиц того десятилетия телевидение было гражданским. Журналисты — персонажи, в отличие от игривой маскировки нынешних героев телевизионного спектакля, не переставали оставаться людьми социума, а не только тусовки.

Задорное и противоречивое телевидение 1990-х, прошедшее через искушение властью, свободой и деньгами, сменило телевидение новостей “под копирку”, “фабрики грез”, розыгрышей, “дискуссий понарошку”, позитивного гламура и треш-публицистики. В век потребительских идеалов, сознательно и бессознательно скомпроментированных ценностей свободы, массовый поглощатель телевизионного зрелища согласился со своей участью “диванного” зрителя и стал запивать пивом сервированным к телевизионному столу “аншлаги”, кремлевские концерты, чужие войны и державные новости.

2004 г. на встрече с западными политологами Владимир Путин произнес знаковую фразу: “Власть как мужчина должна пытаться, а пресса как женщина обязана сопротивляться”. Сопротивление, которое полезно для самосохранения и прессы, и власти как любого живого организма год от года угасало, а установка на обслуживание интересов прежде всего владельцев (не важно — частных акционеров или государства), а потом и потребителя — аудитории — активно декларируется топ-менеджерами крупнейших каналов. В середине “нулевых” телевидение превратилось в ящик по генерированию “эмоций”, в “вид досуга” (Александр Роднянский), в “бытовой прибор” (Владимир Кулистиков), в “общественную столовую” (Константин Эрнст).

На середину “нулевых” приходится интерес к символике Иного/Другого: “чужие” и “наши” в официальных новостях (время антиукраинской и антигрузинской кампаний), “иные” в кино (“Ночной” и “Дневной дозор”), просто “Другие новости” (первый канал). Фиксируемое социологами отсутствие у россиян опыта жизни в обществе, где есть разные социальные среды, где очень трудно дается нейтральное отношения к “другим”, — воспроизводится на телеэкране как в традиционных жанрах журналистики (новости, но “другие”), так и в адаптированных развлекательных форматах западного производства (на “инаковости”, позитивно-развлекающей особости построена “Минута славы”, например).

В обществе и культуре закрепляется консервативность, которая выражается в пульсирующем интересе к “старому”, откатом привычным (в основном к “советским”, за неимением других) ценностям, ритуализацией понятных процессов. Поэтому после “телевидения в погонах” востребована мелодрама — самый консервативный жанр, потому актуальна фантастика.

Еще одна особенность минувшего исторического времени в разрезе телевидения — падение интереса аудитории к новостям. Если в 2000 г. 74% опрошенных 5 утверждали, что они смотрят новости ежедневно, то в 2006 г. таких осталось 57%. Существенно (с 5 до 13%) выросло количество тех, кто смотрит реже чем раз в неделю (Коломиец, 2007: 299). “Инфортейнмент” — главное слово и главная мода десятилетия “эпохи стабильности”.

К середине “нулевых” драма жизни перетекает в массовые развлечения (народные забавы) — танцы, фигурное катание, цирк, бокс. Эти развлечения моделируют коллективное радостное переживание за тех, которые преодолевают и которые сумели (“Последний герой”, “Минута славы”). Эти форматы, по-видимому, заработали на массовом и повседневном ощущении дефицита действия, на “эффекте присутствия” (от “погон” устали, по живым персонажам соскучились) и общего замыливания “слов, которые не превращаются в дела” (бить в морду и рисковать под куполом цирка — честнее и понятнее). Возможно даже, что “Минутой славы” с ее эксплуатацией естественного обывательского интереса к такому же, как сам, но получившему символическое признание за нечто, выделяющее этого одного из толпы, в российских условиях как-то протезируются несостоявшиеся формы гражданского участия, социальной солидарности (клубы по интересам, формы досугового поведения), иллюзия присутствия в чужой жизни.

Игру с реальностью (СТС — “фабрика грез”, НТВ — “треш-публицистика”, ТНТ — “построй дом и любовь с юмором”) затеяли со зрителем те каналы, которые изначально либо работали с форматами (сериальная “фабрика грез” на СТС, экспериментальная фабрика реалити и юмора на ТНТ), либо экспериментировали с жанрами (НТВ, праймовое вещание). Один из идеологов российского инфотейнмента Николай Картозия (директор праймового вещания НТВ) не случайно в обоснованиях той или иной программы использовал слова, производные от “игры”: играть, иг-раючи, игривый: “Максимум” — игра в “тарантиновщину”, “Профессия Репортер” — игра в “журналистов-рыцарей”, “Русские сенсации” — игра в документалистику.

Все эти форматы “затянувшегося детства” с присущей им инфантильностью выбраны с учетом времени, обстоятельств существования политической журналистики (вернее, ее отсутствия), общим движением массовой аудитории к унифицированным развлечениям — не важно, позитивно-гламурным или агрессивно-брутальным. Они не предполагают осмысления причин и следствий, они не предполагают ответственности, они предполагают эмоциональное переживание или удовольствие от соучастие в игре.

Середина первого десятилетия ХХI в. — это время рождения мультипликационного канала для “кидалтов” (взрослых детей), по сути, пародирующего “обывательские” ценности и традиционное ТВ провокационным слоганом: «Выключи мозги. Включи “2×2”» (год выхода в эфир — 2007).

В результате ориентации на производство эмоций и развлечений практически нивелировалась общественно значимые цели телевидения — развитие личности, распространение адекватных времени представлений о действительности, проговаривание ценностного ряда и культурного кода новой России. (Не считать же всерьез таким проговариванием программы типа “Имя Россия”, “Великая тайна воды” или “Плесень”, которые государственные каналы предъявляли гражданам как знаковые и уникальные телевизионные проекты!).

Дело здесь не в ограничении аполитичной “гламурности”, которой противостоят “агрессивная криминальность” и “треш со стебом”. Это две стороны одной медали. Дело в том, что содержательно на телевидении нарушен разумный баланс — между игрой на пороках, страстях, страхах, показом демонстративной роскоши, скандалов и образа жизни звезд полусвета и восхищением человеческим достоинством, мужеством, трудом, милосердием. “Хороший тон” этих времен, что называется, “за кадром” брезговать своим телевидением, понимающе ухмыляться, сетовать, а публично объяснять заказуху, сервильность, китч и аморальность — требованиями клиента — обывателя или власти.

В этом “двоемыслии” телевидение пребывает с исторической регулярностью. Причем не только российское. Отечественное, впрочем, с завидной периодичностью “зеркалит” времена “оттепелей” и “застоев”. Программами, лицами, процентами “прямых эфиров” и количеством телевизионных “консервов”. Брендами, слоганами, форматами и жанрами.

В цикличности отечественной телевизионной истории есть еще одна — не очевидная — но примета: все крупные и масштабные зрелища, знаковые программы, знаменующие собой новый технологический или жанровый, или программный скачок, не сразу, но маркировали новое время, предваряя телевизионные перемены. Так было с Фестивалем молодежи и студентов в 1957 г., с программой “Время” в 1970, с трансляцией московской Олимпиады в 1980, со “Взглядом” и с “До и после полуночи” в 1987, с НТВ в 1993, с компанией “Голосуй или проиграешь” в 1996, с “Прямыми линиями президента” в 2000, с ужасом “Норд-Оста” в 2002, танцами на всех поверхностях, программой “Максимум” и “Не родись красивой” в 2005—2006 гг. 2009—2010-е гг. отмечены феерическим торжеством технологии телевизионного зрелища Евровидения-2009 “Мультличностями” с поющими первыми лицами страны (спустя почти десятилетие после программы “Куклы”). Снятым в псевдо-документальной стилистике сериалом “Школа”, перезапуском “5 канала”, в основе программирования которого “разговор об актуальной истории”, запуском передачи “Справедливость” на РЕН (перекодирование скандального “треша” “Пусть говорят” в социальную нишу “решения проблем”).

Можно заметить очевидную закономерность: обновление форматов и эксперименты с традиционными жанрами — всегда признак обновления и телевизионного процесса, и отклик на перемены в социальных практиках (именно конец “нулевых” ознаменован оживлением общественной активности, в том числе гражданской — автомобилисты, жители моногородов, шахтеры, “несогласные”).

Форматное телевидение. Вместо заключения

Форматное телевидение есть и ему надо учить. Тогда циклы, презрительно именуемые “документалкой”, поставленные на поток форматные серии о людях и событиях, не вызывают презрения. Конвейер требует стандартизации и упрощения, но по одним и тем же лекалам можно скроить продукцию и для черкизовского рынка, и для бутика модного дизайнера, и для качественной линии промышленных марок. Умение просчитать потребителя, выбрать заказчика и продать идею — одно из ключевых умений для сегодняшнего телевизионного профессионала. Поэтому если все-таки оставить “формат” — индустрии, которой в его категориях легче договариваться внутри себя и с внешней, международной средой, а жанр сохранить для вечности, то противоречия практически исчезают.

1 Некоммерческое партнерство, учрежденное основными федеральными каналами, Национальной ассоциацией телерадиовещателей, Российской ассоциацией рекламных агентств в целях проведения профессиональной экспертизы и развитие стандартов качества на системы измерения телерадиоаудитории и системы фиксации и мониторинга эфира.

2 Доля первого и второго федеральных каналов с 2006 г. сократилась в случае с Первым с 22—23 до 18—19%, в случае с “Россией-1” с 20—21 до 17—18%. По разным оценкам, уже одна треть населения России (до 50 млн) зарегистрирована в социальных сетях.

3 См.: Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул. Режим доступа: http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?240

4 Если следовать предложенной системе координат для целей журналистского творчества, то “классические” жанры, скорее, характеристика журналистского (авторского) в развлекательном и зрелищном. Формат же — характеристика продюсерского продукта.

5 Источник. Аналитический центр “Видео интернешнл” // Социологическое исследование “Телевидение глазами телезрителей” — городское население 15+.

Библиография

Коломиец В. Телевизионные новости: happy end обязателен // Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. Т. 1. М., 2007.

Климов И. Социальные вызовы “приватизированного телевидения” // Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. Т. 1. М., 2007.

Жанр – это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты. Тем не менее, журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Ещё одна причина для изучения жанровой структуры, телевизионные новости постепенно превращаются в бесконечный поток сюжетов. Чтобы они не стекались в одной мысли, используются разные форму подачи событий – как раз то, что называется жанрами.

Жанровая структура ТВ не во всём совпадает идентична структуре жанров периодической печати или радио. Традиционно её можно разделить на знакомые виды: информационную, аналитическую, художественную.

Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров. Затем – их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали в равной степени привычными как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью)

В зависимости от фиксации реальности жанры делятся на :

1. Информационные жанры:

Это группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением.

Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события.

2. Аналитические жанры.

Материалы, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора.

Материалы, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской игры.

Определяющим здесь является наличие образа, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение. Функция художественно-публицистических жанров – в раскрытии типического, общего через индивидуальное, отдельное

Можно сказать, что очерк, эссе, зарисовка есть результат художественной организации фактического материала, тогда как аналитические жанры (комментарий, обзор, корреспонденция) не претендуют на образность, ограничиваясь анализом фактов, событий, явлений.

. Достигая полноты обобщения, выявляя характерное, художественная публицистика использует образное отражение реальности, причем образ этот создается из невымышленного, фактического материала.

С точки зрения каналов восприятия и общения жанры делятся на:

Если соотносить чувства телезрителя с автором, героем и средой, можно выделить три группы тележанров:

1. Монологовые – информационная заметка без синхронов, хроника, комментарий, эссе. Телеобщение направлено к внешней телеаудитории

2. Диалоговые - интервью, беседа, дискуссия, дебаты, ток-шоу. Телеобщение направлено к друг другу.

3. Синтетические – аналитические и художественно-публицистические жанры. Многообразные с точки зрения спектра чувств информационный репортаж, аналитическое расследование, психологически объемное художественно-публицистическое обозрение, образно насыщенный фильм и даже сатирический телетеатр. Телеобщение направлено к среде.

Традиционная классификация жанров:

· Информация (короткая, расширенная заметка)

· Отчет (общий, тематический, с комментариями)

· Репортаж (событийный, тематический, постановочный)

  • Пресс-конференция
  • Обозрение
  • Комментарий

· Рецензия (литературная, кино, театральная)

· Очерк (сюжетный, описательный)

Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.

Посмотрим, как подается факт в конкретных ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ .

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками. Информация - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы зрителей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Отчет - корреспондент рассказывает о том, что видел и слышал. Хронометраж материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание своей точки зрения.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

В аналитических жанрах факты трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

Информационные жанры

ХРОНИКА

Хроника обычно даётся в подборках (блоках) и представляет собой предельно краткие сообщения, состоящие из одного - двух предложений. Как пример, рубрики в новостях под знаком «пресс-релиз».

Заметка

Сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты —сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение. Устная информация лишена каких либо признаков индивидуального стиля, субъективности. Длится не более 30 секунд. Это сухое, предельно информационное, объективное изложение фактов, лишенное оценочности. Как правило, заметка начинается непосредственно с информационного повода, после чего идёт его расширение - конкретизация времени, места, обстоятельств события и т.д.

ВИДЕОЗАМЕТКА

Она практически идентична хроникальному репортажу - это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. В народе этот жанр просто называют – сюжет.

Сюжеты можно условно разделить на две разновидности.

1. Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. Назовём их «протокольные».

При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже и написании закадрового текста.

2.Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж. Журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя.

Пример: традиционные сюжеты из выпусков новостей

ОТЧЁТ

Отчет-это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. В отчете должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т. д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст. Также особенно популярны сейчас спортивные отчёты.

Пример: спортивные материалы о прошедшем матче, сюжет из новостей о прямой линии президенты.

Виды отчета.

1. Прямой информационный отчет — воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

2. Аналитический отчет — рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

3. Тематический отчет — нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

ИНТЕРВЬЮ

Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.

Главное отличие телевизионного интервью от газетного – зрелищность. Источником информации становиться не только слово, но и мимика, жесты, нередко и окружающая среда.

Функции телевизионного интервью:

1. Качественная – интервью знакомит зрителя с мнением, суждением, точкой зрения, способствует раскрытию некоторых внутренних свойств черт характера человека, дающего интервью.

2. Количественная – в ходе интервью выясняются некоторые конкретные факты или информация, описывающие или уточняющие события.

ВИДЫ интервью:

1. Интервью-мнение - высказывание по какому-либо поводу.

2. Интервью-факт - сообщение о чем-либо известном данному лицу

Интервью[7] бывают разные в зависимости от задач и сложности:

Экспресс-опросы:

Здесь аудиторию иногда делят либо по половому признаку либо возрастному. В зависимости от цели программы и задач, от жанра вопрос может быть легким, юмористическим, серьёзным или шокирующим и откровенным.

Информационное интервью:

Информационное интервью – это интервью, когда требуется всего один ответ на конкретный вопрос. Обычно это составляющая часть информационного сюжета.

Деловое интервью или Проблемное интервью (или дискуссия).

Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы. Это тот случай, когда нас интересует мнение эксперта по какой либо проблеме. Зачастую этот вид интервью записывается в студии и его формат легко представить по программам канала РБК или «Вести 24».

Читайте также: