Как стать оператором на телевидении

Опубликовано: 22.04.2024

Главная картинка статьи Чем занимается телеоператор?

Оператор – это специалист, в обязанности которого входит съемка телевизионных программ или фильмов. Он должен уметь пользоваться различной современной техникой для создания картинки, оборудованием для освещения, оптическими приборами, а также компьютерными программами для обработки отснятых материалов.

Суть работы оператора

Оператор в киноиндустрии или на телевидении занимает одну из важнейших ролей. Режиссер отвечает за идею проекта, решает, что именно нужно снимать. Оператор же решает, как именно это осуществить. Если на режиссере лежит ответственность за творческую сторону деятельности, то оператор отвечает за техническую сторону вопроса.

Именно оператор отвечает за расстановку на съемочной площадке многочисленного технического оборудования, света, декораций, разрабатывает с программистами необходимые для съемок спецэффекты.

Профессия оператора привлекает тем, что объединяет в себе как техническую часть съемочного процесса, так и творческую. Конечный результат, который видит зритель – это, в первую очередь, работа и «авторский взгляд» оператора. Именно этот специалист, отталкиваясь от замысла режиссера, должен сначала представить себе будущие кадры, а затем воплотить их в жизнь.

На самом деле оператор – это достаточно широкая профессия. Поэтому у каждого специалиста по съемкам после окончания учебы своя специализация:

У профессий кинооператора и оператора на ТВ много общего, но в то же время различия также существенны. Так, телеоператор должен уметь проводить съемку с нескольких камер для телевизионных программ. Кинооператор, в свою очередь, должен уметь обрабатывать изображение определенным образом, выстраивать кадр, композицию и т.д.

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

камеры (как ручные, так и подвижные);

оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Профессиональные требования к телеоператору

Работа телеоператора не заключается только в снятии материала. После того, как действие на съемочной площадке завершилось, наступает очередь монтажа, где роль оператора не менее важна. Именно оператор точно знает последовательность кадров и может подсказать, какой из отснятых дублей наиболее соответствует режиссерскому замыслу. В процессе подготовки материала оператору приходится тесно сотрудничать с монтажерами, звукорежиссерами, продюсерами и т.д.

Оператор должен быть внимательным и обладать острой интуицией. Во время съемок фильма он должен следить за тем, чтобы в кадр попало все необходимое. Телеоператор же должен быть постоянно начеку, чтобы не пропустить что-то необычное и интересное на съемках передачи или репортажа.

Оператору также требуется быстрая реакция. Съемки могут происходить в самых разных условиях, и нужно быть готовым к любому развитию событий, зачастую для того, чтобы уберечься самому и спасти дорогостоящую технику.

Оператор должен уметь «видеть» сюжет еще до того, как тот будет отснят – обладать развитым «визуальным мышлением». Это сэкономит время работы всей съемочной группы и поможет передать готовый сюжет в эфир быстрее конкурентов.

В силу того, что операторское оборудование достаточно много весит, специалист в этой области должен иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым проводить на ногах долгие часы, держа при этом в руках телекамеру весом 7-8 кг.

Кроме этого, оператор, даже самый опытный, должен быть готов постоянно обучаться новым технологиям, знакомиться с самым современным оборудованием, чтобы оставаться востребованным в индустрии.

Вакансии для оператора на рынке труда и уровень зарплаты

У профессии оператора отсутствует карьерная лестница в общепринятом понимании этого слова. Оператор, не имея журналистского образования, вряд ли сможет стать режиссером или редактором. Однако отличный специалист, сработавшись с успешным режиссером, несомненно, заработает себе достойную репутацию.

Кроме этого, операторы могут подрабатывать частным образом, снимая различные мероприятия и праздники по заказу клиентов.

Средняя заработная плата операторов невысока – она начинается от 20 000 – 30 000 рублей и во многом зависит от успешности и популярности проектов, в которых занят специалист.

Где может работать теле- и кинооператор

Операторы могут найти себе работу в таких организациях как:

научные организации, снимающие обучающие программы.

Где учат на оператора

Для работы оператором требуется получить профильное высшее образование, например, во ВГИКе. Часто кинооператорами становятся после окончания факультетов телевизионной журналистики.

Кроме этого, сейчас существуют различные частные курсы, организованные известными деятелями теле- и киноиндустрии или же крупными телекомпаниями.

Плюсы и минусы профессии оператора

Плюсы профессии состоят в следующем:

растущий спрос на профессионалов;

работа предполагает частые разъезды и посещение самых необычных мест;

работа с интересными людьми и известными персонажами.

В последние годы разговоры о том, что интернет победит (или победил) телевидение не угасают, однако телевидение до сих пор имеет массовую популярность. Не все готовы отказаться от привычного экрана и полностью перейти на потребление информации через интернет.

Журнал Reconomica пообщался с молодым парнем из Казахстана, который рассказал о своей работе на телевидении в качестве видеооператора. Зарплата оператора, сложности, процесс обучения — все нюансы в статье.

Как я попал на телевидение

Меня зовут Даниил, мне 23 года, я живу в Казахстане и уже два года работаю видеооператором на популярном телеканале. Мы занимаемся съёмкой новостных сюжетов, и позже их показывают по телевизору.

Попал я на эту работу после увольнения из риелтерского агентства. Там я искал клиентов, вел переговоры, заключал договоры и выставлял дома на продажу. Со временем понял, что это не моё. К тому времени я увлекался видеосъёмкой как хобби. Когда увидел вакансию от телеканала, решил попробовать (хоть и понимал, что моего опыта может быть недостаточно).

Собеседование и условия работы

Собеседование проходило в редакции. Мне задавали много вопросов технического характера, спрашивали о навыках монтажа, отношении к работе “на ногах”. На все вопросы я отвечал так, будто готовился к этой работе всю жизнь. На протяжении всего собеседования мне повторяли, что работа очень тяжелая физически. По всей видимости, это связано с моим телосложением (я довольно худой). После собеседования я вышел на стажировку. Здание, в котором находилась редакция, было расположено недалеко от моего дома.

Что касается заработной платы, то она может варьироваться от 35 до 45 тысяч рублей. Всё зависит от твоего объёма работы, а он, в свою очередь, тесно связан с временем, которое ты тратишь на монтаж.

Рабочий день на канале начинается в 10 часов утра, а заканчивается в 7 часов вечера — это в идеале, ведь бывают и ночные вызовы. В смене могут одновременно работать несколько операторов, так как один человек не справился бы с таким количеством съёмочных заказов. Как правило, много людей требуется на важных городских мероприятиях. Если на месте всего один оператор, то и видеоряд получается скудным, неинтересным.

видеокамера

Современные камеры намного легче старых.

Стажировка

Моя стажировка длилась одну неделю (7 рабочих дней) и не оплачивалась. Я не претендовал на оплату, так как считал, что всё равно не справлюсь. Мне постепенно объясняли нюансы работы оператором и мои обязанности. В тот момент я работал с одним из двух других операторов, мне доверяли что-нибудь поснимать, показывали, как монтируют снятый материал.

Операторы выезжают на вызовы с журналистом, который, в свою очередь, задает вопросы какому-то человеку, а оператор должен все это снимать. Здесь есть нюансы. Если съёмка проходит в светлом помещении, то делать ничего не нужно. Если же нужно снимать на улице, то начинаются танцы с бубном, чтобы найти нормальный ракурс.

Человек, который решился что-то рассказать журналисту, начинает нервничать, если подготовка слишком долгая. В общем, необходимо сделать всё быстро и качественно.

Журналист может сам выбирать себе оператора, всё-таки у журналистов в этом плане есть привилегии.

оператор

Быть оператором тяжело, но интересно.

Оборудование

Цены на оборудование могут варьироваться. Например, штатив стоит от 80 до 130 тысяч рублей, микрофон — от 5 до 10 тысяч рублей, камеры могут стоить от 110 тысяч рублей и выше.

Если честно, то я не особо понимал, сколько стоит оборудование, которое мне дали, — ему много лет, очевидно, что телеканал экономит на аппаратуре.

После стажировки я решил, что останусь здесь работать. Меня официально оформили, и я стал профессиональным оператором.

Что делает видеооператор

Рабочий день оператора начинается с осмотра оборудования (его исправность и т. д.). После проверки аппаратуры мы ждали звонков с заказами (если у нас ещё не было задания). В нашу редакцию приходят вызовы на съёмку разных городских мероприятий, каких-то аварий, съемку известных людей. Работать видеооператором не очень легко. Если видео получилось плохим, то виноват только оператор.

После приезда на точку, где должна происходить съемка, оператор должен посмотреть на место проведения, так как ему предстоит снимать с разных ракурсов, а журналист тем временем составляет вопросы какому-либо человеку.

После съёмки одного сюжета мы приезжаем и отдаем материал на обработку и монтаж, затем это выпускают в эфир. В отдельных случаях оператор тоже участвует в монтаже (к примеру, если нужно смонтировать что-то срочно, а все работники заняты). После съемки сюжета нас могут сразу же забрать на съемку другого.

операторы

Операторы между собой общаются, так что всегда можно получить подсказку от опытного коллеги.

Работа очень разнообразная

Я смотрю на более опытных коллег и понимаю, что они не ограничиваются работой на телевидении. Самая частая “шабашка” — съёмка свадеб. За день работы и день монтажа можно заработать 10-15 тысяч рублей. Сам я пока этим не занимался, но был бы не против такой подработки. В целом я вижу, что операторы не из тех людей, кто жалуется на свою работу. Есть недостатки, о которых они постоянно говорят, но это не повод увольняться.

Это хорошая профессия, но подходит она не всем. Самое сложное — общение с семьёй, ведь на работу могут вызвать в любой момент, с этим нужно мириться.


Творческим людям свойственно время от времени менять или расширять сферу своих интересов, поэтому нет ничего удивительного в том, что обычный любитель качественных фильмов и видеороликов в один прекрасный день захочет стать профессиональным видеооператором. Именно в этот момент и возникают вполне логичные вопросы «как стать видеооператором с нуля?» и «что нужно, чтобы стать оператором?». Разумеется, не каждый, кто обзавелся дорогостоящей камерой, может называть себя хорошим оператором, ведь это гордое звание нужно заслужить. Что же отличает хорошего оператора от дилетанта?

Этому не учат в школе

В настоящий момент большая часть профессиональных операторов – самоучки. Конечно, мы сейчас слегка лукавим и приукрашиваем, но по большому счету это действительно так. Все дело в том, что стандартный набор знаний и навыков, так называемую «азбуку видеооператора», преподаваемую в высших учебных заведениях, не всегда целесообразно использовать в первозданном виде на практике. Мир меняется так быстро, что это изменения не всегда удается фиксировать, а как быть, если фиксация актуальных событий – одна из основных обязанностей хорошего оператора? Оператору приходиться быть очень гибким и любознательным, чтобы всегда быть в курсе нововведений. И самое главное – у видеооператора должен быть свой собственный взгляд на пространство и на объекты в нем.

Согласитесь, что начинающий видеооператор Одессы, цены на индивидуальную съемку у которого выше средних, вряд ли согласится на бесплатную съемку «за идею». Но что мешает ему поучаствовать в талантливом и креативном, но бесплатном, проекте, набираться опыта, а не снимать сухой материал по шаблону? Хороший оператор не должен бояться экспериментов, поэтому, прежде чем устанавливать заоблачные цены на видеосъемку, ему стоит попробовать свои силы в нескольких жанрах и стилях, научиться работать с человеком в кадре и подстраиваться под условия окружающей среды. Всем этим навыкам не учат ни в одном учебном заведении, поэтому каждый видеоператор становится своего рода первопроходцем на своем творческом пути, впервые сталкивается с трудностями, ищет выход из сложившихся ситуаций.

Как стать видеооператором с нуля?

Наиболее успешными видеооператорами становятся профессиональные фотографы, которые, соприкоснувшись с волшебным миром композиций и размеров кадра, не смогли с ним расстаться. Как правило, весь базис съемочного процесса сводиться к основам фотографии, поэтому зачастую видеооператор может сотрудничать с фотографом или же быть его ассистентом. Если Вы решили стать оператором с нуля, то Вам в любом случае придется изучить основы фотографии, даже если статичное искусство фотоснимка Вам не по душе. Вот краткий перечень того, в чем обязан разобраться начинающий видеооператор в первую очередь:

  • Особенности работы с диафрагмой объектива
  • Работа с композицией кадра
  • Особенности выдержки объектива


Начинающий видеооператор должен постоянно находиться под влиянием вдохновения, должен создавать целостную картину, которая будет куда более интересной и содержательной, чем отдельный фотоснимок. В отличие от опытного ремесленника, который зачастую работает по универсальной схеме, у начинающего оператора есть все шансы отснять интересный и впечатляющий материал. Профессиональные видеооператоры со временем сами связывают себе руки и не позволяют творческому порыву овладеть ими, снимают похожие видеоролики, «штампуют» одинаковые эффекты и монтируют кадры без учета индивидуальных особенностей сюжета. Чтобы стать хорошим видеооператорм с нуля, нужно ежедневно трудиться и развиваться в этом направлении, общаться с творческими людьми и черпать вдохновение буквально отовсюду.

Теория и практика

Еще со школьной скамьи все мы знаем о том, что теоретические знания лучше всего усваиваются после практических занятий. Именно поэтому каждый видеооператор, который ознакомился с теоретической базой, должен незамедлительно приступать к процессу видеосъемки. Только после ряда отснятых сцен оператор может утверждать, что знает основы композиции и умеет работать с искусственным и естественным освещением. Когда видеооператор сталкивается с таким понятием, как «композиция кадра», он должен умело снять полноценную сцену, возможно, в один дубль, а вот сама композиция должна быть тщательно продумана:

  • Все объекты расположены в особом хронологическом порядке
  • Каждый объект представлен в выгодном ракурсе (с точки зрения творческого замысла)
  • Вся площадь кадра умело задействована

Помимо композиции, оператор рано или поздно столкнется с таким понятием, как «крупность кадра». В процессе видеосъемки можно использовать следующие типы крупности изображения:

  • Крупный план
  • Средний план
  • Общий план
  • Детализированная съемка

При съемке крупным планом в объектив попадает только одна выразительная деталь, крупный план также может играть роль портретной съемки, когда оператор фокусируется на выражении лица героя при акцентировании внимания на определенной эмоции. Средний план уместен в том случае, когда человека в кадре нужно изобразить «по пояс» и придать значимость окружающим деталям за счет визуального увеличения. Общий план демонстрирует глубину кадра, а люди всегда демонстрируются зрителям во весь рост. Детализированная съемка – это съемка, задача которой продемонстрировать зрителям часть объекта, выделить незначительную часть значимого предмета.


Вслед за крупностью изображения начинающий видеооператору приходиться потрудиться над длительностью кадра, ведь этот процесс предопределяет дальнейший процесс монтажа. Для каждого вида крупности изображения существует свой «регламент», например, крупный план не должен длиться более 20 секунд, средний план – не более 15 секунд, а вот съемка деталей может уместиться в короткие 10 секунд. Работая с длительностью кадра, оператор должен помнить о смысловой нагрузке, ведь затянутые сцены могут быстро наскучить зрителю, и он потеряет интерес ко всему видеоролику.

Выбор ракурса и монтаж – это, пожалуй, самые интересные, творческие и ответственные этапы в работе любого оператора. При работе с ракурсами начинающий видеооператор, как правило, делает выбор в пользу наиболее подходящего, а не в пользу привычного ракурса, что делает кадр насыщенным и необычным. Если же говорить о монтаже, то очень часто академическая схема общий план - средний план - крупный план - съемка деталей нарушается начинающими операторами, что позволяет зрителям взглянуть на объекты съемки глазами оператора.

Если Вы твердо решили стать профессиональным оператором, то смело начинайте изучать весь творческий процесс изнутри и никогда не позволяйте себе действовать по шаблону. И помните, что дорога всегда возникает под ногами идущего!


– Чем занимается оператор на телевидении?
– Телевидение, его производственная часть состоит из трех основных частей: визуального ряда, аудиоряда и текста. За первые два элемента отвечает именно оператор, хотя в некоторых проектах, когда есть деньги, за звук отвечает отдельный специалист — звукорежиссер.

– Оператор сам решает, какие элементы и как именно нужно снимать?
– Безусловно, это выбирает сам оператор. Если же у него за спиной вынужден стоять режиссер и рассказывать, что именно нужно снимать, значит, оператор слабый.
Впрочем, во время студийной съемки могут работать насколько операторов. Ими руководит оператор-постановщик. Этот специалист сидит за мониторами и следит, чтобы все камеры брали нужные планы, и передает операторам команды, на чем именно сфокусироваться.

– Есть ли разница между работой оператором на телевидении и оператором, который снимает кинофильмы?
– Оператор на телевидении вынужден больше работать. Если его коллега, снимающий фильмы, может себе позволить реализовывать один проект в год, то у телевизионного оператора таких проектов может быть несколько десятков.

– Оператор сам выбирает проект, над которым он хочет работать?
– Если телеоператор трудится на фрилансе, то, разумеется, у него есть свобода выбора. Если же человек работает, к примеру, на телеканале, выбора у него зачастую нет. Впрочем, рано или поздно специалист достигает такого профессионального уровня, когда уже может выбирать.

– Как телеоператор, работающий на себя, узнает о новых проектах?
– Со временем складываются творческие тандемы из режиссера и оператора. И режиссер, затевая новый проект, разумеется, обратится в первую очередь к своему любимому оператору. Да и оператор уже знает, что можно ожидать от этих съемок. Режиссер может позвонить и прямо сказать: «Есть коротенький фильм. Не очень интересная тема, но зато будут деньги». Либо: «Проект интересный, но денег немного». И человек уже сам решает, актуально ли это для него.

– Как проходит рабочий день оператора?
– Обычно рабочий день оператора начинается со сборов на съемку. Нужно перепроверить технику, убедиться, что камеры и звукозаписывающие устройства работают. Затем — сложить все нужные устройства в огромные сумки, загрузить в машину, и можно ехать на съемки.
Приехав на площадку, оператор выбирает место, где будут стоять камеры, выставляет свет, еще раз перепроверяет технику, чтобы она не подвела во время съемки.

– Сколько весит вся техника оператора?
– Порядка 20 килограммов. Впрочем, если группа снимает, к примеру, документальный фильм про индейцев в джунглях Амазонки, она старается отделаться малой кровью и берет камеру поменьше, так как помимо нее придется нести еще уйму техники.
Небольшая камера отнюдь не означает, что лента получится плохая. Я считаю, что великий оператор Георгий Рерберг, который снял с Андреем Тарковским «Зеркало» и работал над «Сталкером», в свое время произнес гениальнейшую вещь: «Дайте мне хороший текст. Я вам на консервную банку это сниму».

– Оператор участвует в монтаже?
– Монтаж проводит режиссер монтажа. Именно за этим специалистом остается последнее слово в продукте. С другой стороны, опытный оператор может представить на монтаж ровно те планы и в той последовательности, как он считает нужным. Тогда у режиссера монтажа не будет материала, из которого он может выбирать, и он склеит ленту так, как ее видит оператор.

– Почему вы решили стать оператором?
– Совершенно случайно. По первому образованию я тренер по плаванию, а параллельно с учебой в вузе я играл в рок-группе. Однажды мой знакомый режиссер сказал мне, что он планирует запустить программу о рок-музыке, и предложил мне попробовать себя в роли ведущего.
Где-то спустя три часа стало понятно, что ведущего из меня не выйдет, зато я подружился с оператором. Еще будучи школьником, я увлекался фотографией и постоянно торчал в фотосалоне отца моего друга. Так что я напросился к этому оператору в помощники, а через полгода уже стал снимать что-то и сам.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать оператором?
– Я знаю три хороших вуза. Это ГИТР, который специализируется на подготовке операторов для телевидения, ВГИК, откуда чаще выходят кинооператоры, и Московский государственный институт культуры. Причем высшее образование важно не столько в плане знаний — все нужные книги можно прочитать, не выходя из дома, а в плане полезных знакомств. Например, я ни разу никуда не отправлял свое резюме — проекты находили меня сами.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать оператором?
– Обязательно нужно учить физику! В особенности оптику, которая дает базовые понятия о светосиле, линзах и т.д. Этот раздел непременно нужно запомнить.

– Какие компетенции нужны оператору?
– Воображение, сильная спина и умение видеть. Для того чтобы развить воображение, читайте побольше книг. Натренировать тело можно в спортивном зале. Ну и самое главное, умение видеть. Чтобы его приобрести, я бы рекомендовал как можно больше времени проводить в музеях, смотреть классические картины. Живопись классических мастеров можно смотреть часами и разбираться, как составлена композиция, откуда идет свет, откуда он отражается, почему на лице такой блик, почему так высвечена эта деталь. И, конечно, смотреть побольше фильмов.

– Сколько получает оператор?
– Средняя ставка оператора на телевидении — 50–60 тысяч рублей в месяц.

– Какой карьерный путь может быть у оператора?
– Оператор может развиваться в двух направлениях. Во-первых, он может, с каждым годом снимая все лучше и лучше, убедить продюсеров телеканалов, что ему можно доверить съемки первых лиц государства или возглавить группу операторов на съемках телевизионного шоу. Второй путь — это личная реализация. Нужно постоянно поднимать планку для себя, стараться сделать картинку все лучше и лучше.

– С какими трудностями может столкнуться оператор?
– Оператору, работающему на фрилансе, нужно быть готовым постоянно вкладываться в технику. Она очень быстро обновляется. Нужно быть в курсе всех новинок в области света, камер, звукового оборудования, штативов, систем стабилизации, квадрокоптеров. И по возможности покупать их. Даже если человек обеспечил себя полным набором техники, он должен быть готов к тому, что через два-три года придется полностью ее заменить.

– Чем может заняться оператор, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Он может стать главным оператором — зарплата будет больше, а съемок — меньше. Или пойти преподавать в вузе, если у него есть педагогический талант.

– Бывали ли с вами забавные случаи во время съемок?
– Лет пять назад с известным фотографом мы снимали документальный фильм по заказу одного из федеральных телеканалов. По сценарию герой фильма должен был сделать селфи с известным человеком. И замахнулся аж на князя Монако. Согласно условиям, все съемки должны были уместиться в сутки. Благо, Монако — небольшая страна.
На «охоту на князя» мы отправились рано утром. Целый день гонялись за князем с приема на прием, пытаясь пробиться сквозь толпы журналистов и очень строгую охрану. Только глубокой ночью нам наконец-то удалось подойти к нему после очередного банкета и сделать селфи. На следующий день мы столкнулись с князем в крошечном продуктовом магазине, он просто покупал печенье.


Творческие люди стремятся расширить сферу своей деятельности. Иногда обычный любитель фильмов, видеороликов хочет быть профессиональным видеооператором. Многие люди задаются вопросом, как стать видеооператором или что нужно знать, чтобы стать хорошим специалистом. Не каждый человек, который приобрел дорогую камеру является профессиональным оператором.

Успешными видеооператорами могут стать начинающие фотографы, которые столкнулись с миром композиций, размеров кадра. Основа съемочного процесса заключается в том, чтобы освоить основы фотографии. Видеооператоры могут работать с фотографом, а также быть его помощником. Если вы хотите быть профессиональным видеооператором, то вам необходимо обучиться основам фотографии, техники. Существует небольшой список того, в чем должен разбираться каждый оператор:

  • в работе с диафрагмой объектива;
  • в работе с композицией кадра;
  • в особенностях выдержки объектива.

Любой видеооператор должен работать с энтузиазмом, должен создавать общую картинку, которая будет содержательной, интересной, по сравнению с отдельным снимком, быть профессиональным специалистом, работающим по специальному плану. Видеооператор имеет все шансы создать красивый, интересный сюжет. Профессиональные видеооператоры часто общаются с творческими людьми, находят идеи везде.

Теория, практика

Теория хорошо усваивается после получения практических знаний, опыта. Также любой оператор, который ознакомлен с теорией, может приступать к процессу съемки. Только после перечня отснятых фильмов, видеосценариев, оператор может быть уверенным в том, что ознакомлен с основами композиции, умеет работать с искусственным, естественным освещением. Например, если оператор сталкивается с данным понятием, как «композиция кадра», то он должен снять сцену в 1 кадр. Однако композиция должна быть оригинальной и интересной, иметь план:

  • все элементы съемки располагаются в специальном порядке;
  • элементы показаны в выигрышном виде;
  • площадь кадра полностью используется.

В своей работе специалист может познакомиться с таким понятием, как «крупность кадра». В ходе съемки каждый специалист применяет данные варианты крупности картин:

  • крупный;
  • средний;
  • общий;
  • детализированная съемка.

Во время проведения съемок крупным планом в объектив может попасть выразительная часть объекта. Крупный план играет важную роль для проведения портретной съемки, если специалист обращает внимание на выражение лица персонажа, акцентирует внимание в каком-либо месте снимка. Средний план выбирается тогда, если человека необходимо показать «по пояс», а также придать значение различным элементам, благодаря зрительному увеличению. Общая схема показывает глубину кадра, людей можно показать во весь рост в кадре.

Детализированная — представляет собой съемку, целью которой является показать людям часть элементов, отделить небольшую часть деталей. Например, каждый видеооператор должен обращать внимание на крупность изображения, на продолжительность съемки. Данный процесс предопределяет порядок проведения монтажа. Для определенного вида крупности картины имеется регламент. Крупный план не может продолжаться свыше 20 сек., средний-15 сек., съемка элементов может продолжаться 10 сек. Работая с продолжительными съемками, специалист должен обратить внимание на смысловую нагрузку. Так как продолжительные сценарии могут быть неинтересны зрителям, человек может потерять интерес к видеоролику.

audio video dvd sat dvd and video technics video operator services 15385677.800

Монтаж, ракурс

Эффективными, творческими периодами в работе являются: монтаж, подбор ракурса в работе каждого специалиста. В данном случае специалист, делает выбор в пользу подходящего, а не в пользу обычного ракурса. Это позволяет сделать каждый кадр ярким, оригинальным и интересным. Если речь идет о монтаже, то возникает вопрос использования основной схемы: общий-средний-крупный план — съемка элементов может быть нарушена неопытными специалистами. Это дает возможность людям увидеть все объекты глазами специалиста.

Если вы хотите быть профессиональным видеооператором, то можете начинать изучать процесс работы, методы монтажа, техники более подробно. Не позволяйте работать себе по стандарту. Многие вузы предлагают пройти курсы по кино, искусству, журналистике, включающие элементы, которые можно отнести к видеографии. Если вы получите высшее образование в этой сфере, то сможете получить специальные знания, навыки работы. Обучающие курсы, которые предлагают вузы:

  • связи;
  • кинематографии;
  • вещания;
  • редактирования видео;
  • теория пленки;
  • анализ скриптов;
  • этика СМИ;
  • сценарные.

Многие видеооператоры работают с профессиональным оборудованием, специальным программным обеспечением. Планируйте свои действия перед работой, разработайте специальную схему перед тем, как браться за создание видеофильма. Вы можете как нарисовать, так и записать раскадровку того, что вы планируете показать, применить в качестве инструкции. Вам нужно научиться редактировать, менять сценарии. Наличие схемы поможет оператору эффективно работать, получать хорошие результаты в работе, создать отличный материал.

Если вам необходимо профессиональное оборудование, нужны помощники, то необходимо подготовить все предварительно. Это помогает сэкономить время, денежные средства. Стационарная камера, которая направлена на определенный объект является эффективной, но иногда может быть неинтересной. Чтобы изменить планы, сделать их оригинальными, то можно переместить камеру следующими методами:

  • панорамирование — поворот оборудования слева направо, справа налево. Это можно использовать во время съемок людей, пейзажа;
  • наклон — значит перемещать камеру вверх, вниз, чтобы изобразить элементы, которые находятся вдали экрана;
  • автомобильные перевозки, связанные с передвижением камеры вокруг какого-то объекта, а также от него.

Читайте также: