Как отучить ребенка от тв

Опубликовано: 20.04.2024

Как влияет на ребенка телевизор?

Наверное, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда малыш, который только плакал и капризничал замирает перед экраном телевизора. Такое явление иногда так и хочется применить в качестве подручного средства в воспитании малыша, когда, например, его надо успокоить или отвлечь его внимание, занять на некоторое время, чтобы он побыл в одиночестве, или накормить. Но именно эта «заманчивость» телевизора для малыша пугает.

Насколько такая удобная и почти бесплатная няня может быть полезной для ребенка? Почему телевизор так привлекает малыша?

Мозг малыша, развивается, требует постоянного притока информации, поступающей от всех органов чувств. В двух-трехмесячном возрасте все яркое и движимое привлекает внимание малыша. Но насколько ребенок понимает, что видит на экране, и насколько справляется детский мозг с тем потоком информации, который влияет на него телевизор?

Начнем с первого вопроса.

Понимает ребенок, что видит на экране телевизора?

До 3-4-летнего возраста внимание детей привлекает лишь движение на экране, что сопровождается звуковым рядом. Сюжет увиденного остается для них непонятным. Различать реальное и воображаемое детям трудно до 7 лет. Также телевизор создает эффект присутствия, обеспечивая ребенку привычное для него среду. Ему трудно отстраниться от происходящего на экране - и эффект очарование усиливается.

С 4 до 7 лет у детей появляется склонность к идентификации: дети сравнивают себя с любимыми героями и хотят быть похожими на них.

Только после 7 лет дети становятся способными соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью! У них уже есть понимание понять время и пространство, и они учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются в 10-11 лет, когда наиболее важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста дети могут самостоятельно выбирать программы, которые будут смотреть, а также сами делать перерывы в просмотре передач.

Таким образом, представления многих мам, что ребенок с 8-месячного возраста уже понимает смысл увиденного, ошибочно. Но и в старшем возрасте дети не всегда видят на экране то же, что взрослые. Анимация - это концентрированный напиток с множеством смыслов, большая часть которых остается скрытыми от ребенка до определенного возраста. А значит, то, что видит ребенок, должен соответствовать уровню его умственного и психоэмоционального развития.

Как влияет на ребенка телевизор?

1 Быстрая смена кадров негативно влияет на детский мозг. Специфическая и до конца не изучена способность мерцающего изображения, которое продуцирует экран, обладает способностью провоцировать судороги.

Стоит задуматься! На основании ряда проведенных экспериментов, шотландские ученые сделали вывод, что дети младшего школьного возраста (6-8 лет) с большим энтузиазмом готовы смотреть на экран без изображения, чем на лицо человека.

2 Телевизор негативно влияет на орган зрения. Глаз является одним из органов, слишком быстро меняются в процессе развития и повышенные нагрузки на него способствуют риска дискоординации по остроты зрения, ощущение цвета, движений глазных яблок, зрачков. Поэтому детям до 7 лет (возраст, когда глаз более-менее сформировано) телевизор смотреть вообще не рекомендуется.

3 Избыток информации утомляет ребенка, а живое общение заменяется его суррогатом - бесконечной рекламой и не детскими передачами. То, что ребенок смотрит, особенно рекламные ролики, способно в значительной степени формировать ее ценности и мировоззрение. И чем раньше ребенок начнет «общаться» с телевизором, тем большее значение он (телевизор) будет для нее набувати- полная аналогия с любого рода зависимостями. Для этого существует даже специальный термин - «телемания». Чем большее значение имеет телевизор, тем меньше мама с папой. Сами можете представить, какие ценности может подарить вашему ребенку телевизор.

4. дошкольников просиживание перед телевизором может вызвать дислексией - нарушение способности читать. За большого количества зрительной информации правое полушарие мозга развивается интенсивнее левую, которая отвечает за текст.

5 Стойка привычка к телевизору приводит к нарушениям сна, потому специфическое сияние лучевой трубки или подсветки монитора поздно вечером мешает выработке мелатонина - гормона сна.
6.Телевизор развивает в ребенке пассивность.
Один из крупнейших негативных воздействий телевизора в том, что он забирает у детей время от игр, которые имеют огромное развивающее значение. Детям необходимо выражать в действии свои фантазии и представления, а телевидение предлагает им пассивно воспринимать чужие. К тому же «сидения» перед телевизором не является физически активным!

7 Опасность психотравмы!
Еще одно зло голубого экрана в том, что проводя время с родителями, которые беззаботно смотрят новости в присутствии ребенка, она случайно может увидеть сюжет с проявлениями насилия, трагедии или катастрофы. Увиденное на экране ребенка ничем не отличается от реального сюжета, таким образом, ребенок становится свидетелем страшной сцены, которая может вызвать серьезную травму для детской психики. Если ребенок все же увидела репортаж с места трагических событий и переживает, старайтесь создать для нее ощущение защищенности: сядьте рядом, обнимите. Понаблюдайте за ним в течение нескольких дней на предмет странного поведения (как засыпает, ест, во что играет, что рисует, не стала замкнутой, угрюмой).

Безусловно, мы не можем изолировать ребенка полностью от всех негативных "достижений цивилизации", но мы можем хотя бы пытаться свести их к минимуму. Вот некоторые ориентиры, которые помогут вам уберечь ребенка от «Телемании»:

  • Не используйте телевизор как «фон» - дети быстро привыкают к этой пагубной привычке.
  • Не сочетайте просмотр телевизора с едой или сном!
  • Ограничьте содержательно то, что смотрит ваш ребенок!

Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движения. С 3-4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с 7-8 они способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов. Как мы уже говорили, маленькие дети не способны понимать метафорический смысл рекламы, например, что съев жевательную резинку или выпив кока-когда человек не может взлететь в небо. Важно, чтобы родители объясняли ребенку что такое реклама и, по возможности, исключили ее из поля зрения ребенка вообще, или хотя бы лимитировавших. К тому же все родители со мной согласятся, что часто детские фильмы или мультики прерываются недетской рекламой, поэтому будьте внимательны. Еще одно зло рекламы, она формирует «ложные» ценности, вроде пиво «для настоящих друзей».

Если ребенок смотрит телевизор, то пусть это будут специально отобранные ВАМИ мультфильмы или передачи, которые подходят именно для его возраста. Желательно просматривать записи (без рекламы).
4 Экран портит зрение не просто сам по себе, но и за неправильных условий просмотра. Всегда помните о трех факторах. Качество изображения на экране должна быть приемлемой, чтобы глаза не напрягались лишний раз. Садиться к телевизору нужно не ближе, чем в пяти диагоналей экрана. Установите комфортное освещение в комнате - не слишком яркое и не слишком тусклое.
6.Лимитируйте просмотр мультфильмов во времени. Для дошкольника это 15-20 минут в день. Попробуйте организовать пространство так, чтобы телевизор не бросался в глаза ребенку все время - спрячьте его в шкаф или накройте чем.
7 Делайте «телевизионные отпуска»: дни вообще без телевизора.

8 Старайтесь организовать день ребенка таким образом, чтобы он был насыщен привлекательными и интересными за просмотр телевизора занятиями.

Как отучить ребенка от телевизора?

Если вы чувствуете, что ваш ребенок все же «пристрастился» к телевизору, как помочь ему отлучится от него?

1 Начните постепенно уменьшать время просмотра телевизора. Например, если ребенок к этому смотрела 30 минут в день, уменьшите сначала до 27-28 минут в день, и так каждые 1,5-2 недели, пока не дойдете до 1 мультфильма в день. Это будет удобно делать с помощью короткометражных мультфильмов. Удобно также иметь подборку мультфильмов по времени, так вы можете начинать сокращать время за счет длительности самого мультфильма.

В общих чертах, мультики, фильмы и передачи, которые смотрит ребенок должны соответствовать:
- Вику ребенка,
- Конкретному опыта и ожиданиям ребенка (в группе - не так, как в семье),
- Художественном уровню собственно фильма или мультика,
-задача Развития, которые вы сегодня решаете.

2 Смотрите мультики ВМЕСТЕ с ребенком!

Попробуйте получать максимальную пользу (или хотя бы нанести минимальный вред) от просмотров. Сделать это можно не только за счет тщательного отбора фильмов, мультиков и передач, но и с помощью различных и многочисленных приемов и форм работы с увиденным. Детям от полутора до трех лет трудно выразить эмоции, переполняющие их при просмотре мультфильмов. Нужно давать им необходимые пояснения, например: «Это мишка, мы видели такого в зоопарке, помнишь? Он любит мед и малину. Ты тоже ел малину у бабушки на даче. А это ежик, друг мишку ».

Для детей дошкольного возраста можно специально организовать просмотр мультфильма. Выберите на ваш взгляд соответствующий мультфильм, исходя из критериев, предложенных выше. Посмотрите его сами, без ребенка и составьте список вопросов. Для совсем маленьких детей это в основном вопрос: «что?» И «кто?». Для детей старше трех лет: «почему», «зачем», «сколько?», «Как» и т.д..
Посмотрите с ребенком мультфильм. Обратите внимание на ее эмоциональные реакции во время просмотра. В момент оживился или расстроился малыш, как сопереживал. Если он испугался, заплакал, убежал в другую комнату, прекратите просмотр и проанализируйте, что так поразило его.

После просмотра обсудите, что понравилось, а что нет, задайте готовы вопрос. С взрослее ребенком можно договориться о том, что после окончания мультфильма она будет задавать вам вопросы. Дети живо включаются в игру и «ловят» маму или папу на нюансах: какого цвета он был, кто первый побежал, что стояло на столе и т.д. Разговаривайте с ребенком после просмотра о том, что она увидела и поняла, какой эпизод и почему произвел на нее впечатление.

Можно также купить раскраски с любимыми героями. Их можно рисовать, лепить из пластилина, придумывать с ними новые истории. А если к вашим любимым мультфильмов есть еще и игрушечные герои, такие как, например, герои «Истории игрушек», «Тачки», «Поезда Томаса и его друзей», то вы постепенно от самых мультфильмов перейдете к сюжетно-ролевых игр, создателями которых будут сами дети. Главное включить фантазию и чаще возвращаться в мир детства.

В воскресное утро так хочется поспать подольше. Но дети пробуждаются буквально с первыми лучами солнца. Чтобы хоть немного поваляться в тёплой постели, вы берёте в руки пульт от телевизора и включаете мультики…

Все довольны: малыш смотрит “Смешариков”, вы ликвидируете хронический недосып. Со временем телевизор становится своеобразной палочкой-выручалочкой: мультфильмы помогают, когда чадо не хочет обедать, когда вы мечетесь между стиральной машиной и подгорающим пирогом, когда, в конце концов, вы хотите спокойно поболтать с подругой по телефону. В итоге получается замкнутый круг: вы знаете, что “телек – это вредно”, но теперь, когда ребёнок познал канал “Карусель”, отучить его от мультзависимости трудно. Рассказываем, как вернуть чадо из виртуального мира в реальный.

В чём вред?

Для начала несколько слов о том, почему, собственно, мультфильмы – это плохо. В них нет ничего дурного, если они будут строго дозированы. Малышам младше 2,5 лет просмотр телевизора вообще не рекомендован, ребенок в возрасте 3-5 лет вполне может посмотреть мультики час в день. Чем он старше, тем больше времени может посвятить любимым мультгероям.

Бесконтрольное увлечение виртуальным миром зверюшек, фей и супергероев чревато последствиями. Дело в том, что дети учатся буквально всему через свой собственный опыт. И это не только умение ходить, говорить, писать и читать. Понятия “горячо-холодно”, “близко-далеко”, “опасно-безопасно” формируются только в том случае, если есть контакт с реальным физическим миром.

В мультфильме нарушены все законы физики: там камень, летящий в голову, может зависнуть, а кот, который упал с пятого этажа, встать, отряхнуться и побежать за мышкой. Ребёнок, который достаточно времени проводит за другими занятиями, долго гуляет, прекрасно осведомлён, что падение с горки – это больно. Малыш, который весь день сидит перед телевизором, усваивает только ту информацию, которая идёт с голубого экрана.

Отучаем по правилам

Мамы, которые однажды решили отучить своих детей от увлечения мультфильмами, отмечают, что попытка отобрать пульт от телевизора заканчивалась истерикой. Если сил хватало выстоять “здесь и сейчас”, то последствия ещё долго давали о себе знать в виде ночных кошмаров, беспричинных слёз и агрессии.

Как же быть?

  1. Попробуйте сами провести несколько дней без телевизора. Оцените, сколько времени проводите перед телевизором вы сами. Нельзя говорить “иди поиграй”, а самим включать очередное ток-шоу и укладываться на диван. Это несправедливо как минимум, как максимум – непрактично! Малыш тут же свалится на пол и начнёт требовать “переключить”. Посмотреть фильм можно и тогда, когда ваше чадо будет спать. А включённый фоном телевизор, пока вы моете посуду, и вовсе ни к чему – это лишний звуковой хаос.
  2. Разрешайте смотреть мультфильмы, но делайте это в особом режиме. Скажем, не «посмотри, но только час», а «ты можешь посмотреть одну серию». Закончилась серия – выключаем телевизор. Главное, устоять и не дрогнуть перед воплями сына или дочки.
  3. Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, даже если ребёнок смотрел невинного “Карлсона”. Переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.
  4. Выбирайте мультфильмы сами. Запомните главное правило: малыш в возрасте до 4 лет ассоциирует себя с главным героем, поэтому отдавайте предпочтением тем сказкам, где герой не будет вызывать отрицательных эмоций, не будет слишком агрессивным.
  5. Переориентируйте интерес ребёнка. Да, банально, но другого выхода нет. Увлеките другими занятиями: лепка, рисование, книги, ролевые игры. Дети любят, когда с ними играют по-настоящему искренне, увлечённо, тогда и виртуальный мир отходит даже не на второй, на десятый план.
  6. Побольше гуляйте! Особенно это актуально в первые дни “без телевизора”. Ребёнок закатил истерику? Быстренько выходим на улицу. Смена обстановки и ваша невозмутимость отвлекут маленького человека, жаждущего продолжения истории о супермене.
  7. Если своими силами справиться не удалось, обратитесь к детскому психологу. Поверьте, это не тот случай, когда можно ждать, что “всё само рассосётся”. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих. Грамотный специалист способен решить проблему. Для этого в его арсенале есть специальные приёмы и техники от арт-терапии до семейных консультаций.

http://s47.radikal.ru/i115/1406/03/5c8f3fdf2e19.jpg

Я искренне считаю, что два величайших изобретения XX века (не считая стиральной машины-автомат) – это компьютер и памперс:) С памперсами ясно. Мамы меня поймут, особенно те, которым есть, что с чем сравнить. О компьютере и телевизоре давайте чуть подробнее.

Сегодня модно вести разговоры о том, что компьютер – это зло, ребенка надо держать подальше от него и т.д. и т.п. На самом же деле компьютер – не более чем ИНСТРУМЕНТ. Другое дело, в каких целях этот инструмент используется. Ведь молотком можно гвоздики к стене прибить, чтобы красивый пейзаж над диваном повесить, а можно – при необдуманном обращении – расплющить самому же себе палец. Функции инструмента различны в обоих случаях, но меняется ли от этого суть молотка.

Компьютер – тот же молоток. Компьютер может стать замечательным помощником в деле развития ребенка, если вы скачиваете для него какие-то развивающие игры, задания, мультфильмы, которые формируют нравственные понятия и ценности, а может подорвать здоровье вашего чада.

Кроме того, компьютер, планшет, любой другой современный гаджет – это всегда монитор, а значит, это всегда напряженное зрение (даже при самых защищенных экранах; дело не в экранах, дело в необходимости присматриваться к происходящему на мониторе) и как следствие напряженный мозг. Поэтому времяпрепровождение за компьютером моего ребенка всегда ограничено. И, разумеется, я очень внимательно отношусь к тому, что моя дочь делает за компьютером. Я всегда отслеживаю, какие сайты она посещает и чем непосредственно на них занимается.

Поэтому не спешите делать из компьютера зло! Отнеситесь к этому полезному инструменту мудро. Заодно будет повод попрактиковаться в установлении границ в отношениях с ребенком:)

Что делать, если ребенок явно злоупотребляет компьютером или телевизором?

Если вы сами любите отдохнуть перед компьютером или телевизором, нелогично ожидать, что ребенок пойдет в соседнюю комнату и начнет из синих шерстяных ниточек вязать чулочек на урок труда, согласитесь. Так сложилось, что ввиду нашей вечной занятости мы, родители, не очень много времени проводим со своими детьми. Нам ведь действительно проще дать ребенку в руки компьютерную мышь или пульт от телевизора и продолжить свои дела. Что мы благополучно и делаем раз за разом…

А ведь изменить ситуацию проще, чем кажется! Чтобы отвлечь ребенка от телевизора или компьютера, есть один беспроигрышный и при этом эффективный и экологичный способ – это увлечь его (и увлечься самому!) чем-то другим. Лучшее, что вы можете дать ребенку взамен компьютера и телевизора, – это самого себя.

Начните проводить с ребенком время. Предложите ему заняться чем-то вдвоем (втроем), даже если у вас по хозяйству дел невпроворот. Надо приготовить обед, почистить картошку, пропылесосить ковры, сходить в магазин? Сделайте это вместе с ребенком! Не отправляйте его в другую комнату – привлеките к своей деятельности. Здесь двойная польза для всех: и дело будет сделано, и время вместе проведете. А при желании можно завести с ребенком задушевный разговор. Я, например, в моменты общих занятий узнаю о своем ребенке столько, сколько никогда не узнала бы в другое время: совместный труд и творчество располагают к формированию доверия и искренности. Окончив дела, можно вместе отправиться на прогулку, почитать хорошую книгу, поиграть в какую-то игру или приготовить ужин на всю семью.

Мы действительно живем в век информационных технологий. При этом в нашем доме телевизора нет уже больше года. Планируем ли покупать? Да. Для семейного просмотра любимых фильмов на большом экране. Хотя лично я обходиться без телевизора могу годами. Без компьютера не могу. Работа обязывает. Как говаривал мой коллега с телевидения, каждое утро включая свой рабочий компьютер: «Боже, храни Интернет!» К этому хочется добавить лишь одно: «И дай нам разумения использовать его во благо».

Статья оказалась полезной? Поделитесь с друзьями, нажав кнопки социальных сетей.

Назарова Любовь
Как отучить ребёнка от просмотра телевизора

В поговорке сказано: «Из песни слов не выбросишь». А из дома не выбросишь телевизор, хотя проблем с ним возникает так много, что впору его отключить или подарить соседям. Едва родившись, дети словно магнитом притягиваются к «голубому» экрану и в большинстве случаев от него уже так и не отрываются. Мультики сменяют сериалы или футбол, и вот уже наши подросшие дети не представляют себе и дня без «волшебного ящика».

Найдутся родители, которые искренне удивятся, узнав, что у других мам и пап есть проблемы с детьми, слишком много смотрящими телевизор. Но их будет меньшинство. В основном мамы и папы в реальной жизни сталкиваются с отказом ребенка выключить телевизор и желанием смотреть его как можно дольше.

Как определить, зависим ли Ваш ребёнок от телевизора?

Во-первых, дети, которые стали зависимы от просмотра телевизора, предпочитают такое времяпрепровождение всякому другому. Они спешат поскорее уйти с прогулки, чтобы прильнуть к любимому экрану. Предложите такому ребёнку вместо ежевечернего просмотра вместе отправиться погулять или поиграть, и он обязательно откажется, потому что возле телевизора ему комфортнее и спокойнее.

Во-вторых, если вы замечаете, что ребёнок вот уже двадцать минут как бездумно переключает каналы, не всматриваясь ни в одну передачу, то это означает, что ему по большому счету все равно, что смотреть, лишь бы картинки мелькали перед глазами.

В-третьих, сознание детей, которые слишком зациклены на телевизоре,постоянно занято размышлениями: чем закончится очередная серия, что будет происходить дальше.

В-четвертых, определить можно и по особому отрешенному взгляду, по отсутствию реакции на обращение взрослых во время просмотра телепередач.

Попробуйте ответить на вопросы теста, приведенного ниже, чтобы оценить взаимоотношения в треугольнике «Ребёнок – родитель - телевизор».

1. Смотрит ли Ваш ребёнок телевизор более получаса в день?

2. С трудом ли он соглашается отойти от «голубого» экрана?

3. Можете ли Вы сказать, что у Вас лично есть проблемы с просмотром телевизора?

4. Много ли рекламы видит Ваш малыш по телевизору?

5. Смотрит ли ребёнок новости, пусть даже в фоновом режиме?

6. Часто ли бывает так, что ребёнок смотрит телепередачи, которые не соответствуют его возрасту?

7. Можете ли Вы сказать, что знаете все предпочтения своего ребёнка?

8. Есть ли у Вас «взрослые» телеканалы, которые Вы так и не заблокировали для детского просмотра?

9. Наказываете ли Вы ребёнка «отлучением» от телевизора?

10. Бывает ли, что ребёнок, без спроса включает телевизор в любое время, когда ему захочется?

Если Вы ответили утвердительно более, чем на два вопроса, значит, у Вас есть повод говорить о том, что у ребёнка телезависимость.

Честно скажем о причинах.

Хотя об этом не слишком принято говорить, но изначально дети попадают к телевизору, потому что гораздо удобнее посадить малыша перед экраном и в это время заниматься своими делами. Некоторые родители совершенно сознательно приучают ребёнка к телепросмотрам.

Иногда причиной телемании может быть то, что в квартире постоянно работает телевизор, в так называемом фоновом режиме. Ребёнок, который вырастает в доме, с постоянно работающим телевизором, по определению будет «телеманом», ведь он не знает, как можно жить иначе.

Не отбирать телевизор, а заменить его чем-то интересным!

Интересное – это общение с нами, взрослыми. Попробуйте больше общаться с малышом в спокойной обстановке, почитайте вместе, поиграйте в настольные игры. Только при этом обязательно выключите телевизор. Если вы понимаете, что ваш ребёнок уже пристрастился без ограничений смотреть телевизор, то не опускайте руки. Ещё можно многое изменить. Ведь вы – родитель, и это ваш собственный ребёнок, повлиять на которого в ваших силах.

Попробуйте, и у вас получится!

• Вместе с ребёнком устраивайте просмотр именно тех фильмов, которые вы бы хотели ему показать;

• Обязательно обсуждайте увиденное, ведь то, что ребёнок видит по телевизору, требует обсуждения и объяснения;

• Постарайтесь так построить режим дня ребёнка, чтобы у него не оставалось слишком много времени для сидения пред телевизором. Спорт, общение, дополнительное обучение живописи, музыке, лепке, согласитесь, гораздо полезнее самой лучшей телепередачи;

• Вечером перед сном гуляйте вместе с ребёнком, тогда у Вас не будет потребности включить телепередачи;

• Сами избавляйтесь от привычки «пришел домой и сразу включил телевизор»;

• Не кричите на ребёнка, не оттаскивайте его силой от телевизора.Помните: агрессия порождает еще более сильную агрессию или обиду;

• Старайтесь не покупать игрушки с символикой мультфильмов. Они стимулируют в ребёнке потребность смотреть телевизор;

• Уберите телевизор из детской комнаты;

• Спорт – даже совместные пробежки или прогулки на велосипеде вместе с ребёнком – доставят ему радость и удовольствие. Скорее всего, он даже и не вспомнит, что хотел смотреть телевизор;

• Постепенно уменьшайте время просмотра телевизора.

Памятка для родителей

Ребёнок до 3 лет – не рекомендуется смотреть телевизор

Ребёнок от3 до 5 лет – не более 15-20 минут в день, если у ребёнка все в порядке с нервной системой и опорно – двигательным аппаратом.

Ребёнок от 6 до 8 лет – не более 20-30 минут в день, если у ребёнка все в порядке с нервной системой и опорно – двигательным аппаратом.

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Фотоотчет о проведении открытого просмотра исследовательской деятельности «Воздушные шарики от Незнайки!»
Фотоотчет о проведении открытого просмотра исследовательской деятельности «Воздушные шарики от Незнайки!» 17 января 2017 в 20:52 мною был опубликован пост: Конспект исследовательской деятельности на зимней прогулке в средне-старшей группе «Воздушные.

Фотоотчёт об опытно-познавательной деятельности с детьми путём просмотра шоу представления «В стране Пилюлькина»
Фотоотчёт об опытно-познавательной деятельности с детьми путём просмотра шоу представления «В стране Пилюлькина» В нашем детском саду проводилось опытно-эксперементальное шоу под названием "Путешествие в страну Пилюлькина". Дети собрались в зале и шоу.

Конспект музыкальной НОД «Прогулка в осенний лес» в форме открытого просмотра для детей младшего возраста Сюжетно – тематическая, музыкально – двигательная ситуация в младшей разновозрастной группе «Прогулка в осенний лес» (открытый просмотр).

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Как отучить ребенка обзываться?»
Консультация для родителей «Как отучить ребенка обзываться?» Часто взрослые задают себе вопрос, как отучить ребенка обзываться, в случае если слышат от их ребёнка грубые, расстраивающие, обидные, то.

В статье отражается проблема детской зависимости от телевизора. В психологическом консультировании все чаще встречается такая проблема, когда живое общение мамы и ребенка заменяет телевизионный "друг". Ребенок ест с ним, ложится спать с ним, играет при его сопровождении. Данная ситуация приводит ко многим психологическим проблемам у ребенка. К сожалению родители часто не знают как выйти из этой ситуации и статья дает советы, помогающие родителям преодолеть трудности в общении со своими детьми.

ВложениеРазмер
preodolet_zavisimost_ot_televizora.docx 20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как преодолеть зависимость от телевизора?

Зависимость ребёнка от экрана необходимо как можно раньше преодолевать. Она является тормозом нормального развития и может привести к печальным последствиям. Среди них неспособность концентрации на каком-либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность, повышенная рассеянность. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям, привыкшим смотреть телевизор, трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей . Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Все эти симптомы свидетельствуют о нарастании внутренней пустоты, которая требуют своего постоянного внешнего наполнения – новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья». Здесь просматривается прямой путь от казалось бы безобидной детской экранной зависимости к другим, более серьёзным и опасным видам зависимости – компьютерной, химической, игровой, алкогольной и пр.

Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор становится главным источником впечатлений, он оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Преодоление экранной зависимости (если она уже сложилась), увы, требует от родителей времени и сил . Промежуточным этапом такого преодоления может стать переход к прослушиванию аудиокассет и радиопередач. Восприятие историй и сказок на слух требует от ребёнка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения.

Понятно, что чем младше ребёнок, тем легче и эффективнее происходит «отрыв» от экрана . Для маленького ребёнка (до 3-х лет) проще ограничить доступ к ТВ и (что очень важно) исключить свободное пользование телевизором. Пульт должен находиться в недоступном для ребёнка месте. Только так вы сможете ограничить время у экрана. Это необходимо, чтобы телевизор стал источником ярких и полезных впечатлений, а не постоянным фоном жизни ребёнка. В режиме дня нужно выделить определённое время (не более 30-40 мин), когда малыш может смотреть телевизор.

Прежде всего, вам придётся контролировать и регламентировать просмотр. Для этого нужно выбирать фильмы и передачи для ребёнка. Это трудно, потому что хороших фильмов для малышей очень мало, а плохих слишком много.

Восприятию малышей соответствуют медленный темп видеоряда, чёткая развёрнутая речь героев, доступные и понятные сюжеты, узнаваемые образы и события.

Отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, не серийным мультфильмам; возможно проведение «разгрузочных» от телевизора дней с последующим поощрением ребенка.

Если это видеофильм (диск), желательно несколько раз повторить его, причём первый раз лучше смотреть с ребёнком вместе, помогая малышу понять происходящее, комментировать и объяснять не слишком понятные трудные места.

После просмотра полезно вернуться к увиденному, и вместе поиграть с подходящими игрушками сюжет фильма: повторить реплики персонажей, воспроизвести их действия и пр. Если ребёнок не сможет подыграть вам, покажите ему спектакль игрушек по мотивам просмотренного фильма, а потом предложите какую-либо роль в игре (с игрушкой или без неё).

Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной и умственной и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.

Наверное, одна из причин экранной зависимости – присутствие телевизора в качестве фона домашней жизни. Если в вашем доме постоянно включен телевизор, то отучить от этого ребенка нет никакой возможности.

Максимально допустимое время просмотра для ребенка до 6-7 летнего возраста – один час в день .

Другая причина – использование телевизионных и видеопрограмм в качестве утешителя, развлекателя и воспитателя скучающего ребенка, особенно его использование во время еды, в случаях плохого аппетита.

Одна из главных причин «прилипания» ребёнка к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных занятий . Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Дошкольники, не научившиеся и не любящие играть в сюжетные игры, отличаются выраженной зависимостью от телевизора. Он подменяет для маленького ребёнка общение с близкими взрослыми, игру, рисование, и соответственно вытесняет из жизни малыша все эти важнейшие виды активности.

И вам и ребёнку необходимо осознать необходимость изменения и принять свое родительское твердое решение об изменении взаимодействия с телевизором в семье. Чтобы эти изменения не были столь драматичными, нужно изменить характер взаимодействия с ребенком в сторону приоритета более активных и творческих совместных видов деятельности, найти увлекательную альтернативу просмотру теле- и видеопрограмм. Для того, чтобы желаемые изменения действительно произошли, необходимо создать чёткий и привлекательный образ, того, что вы будете делать вместе.

Представьте хорошенько, чем наполнится ваша совместная жизнь? Что САМИ Вы ЛЮБИТЕ делать? Может быть, даже найдется то, чем Вы мечтали заняться. Может быть, Вы будете мастерить из бумаги, шить или печь печенье. А может, сделаете, замечательный заместитель телевизора – теневой театр, что совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всякая работа, и конечно же игра, может быть совместной даже с трех-четырех-летним ребенком.

Совместная игра – сначала со взрослым, потом со сверстниками, а потом и самостоятельная – важнейший путь преодоления экранной зависимости. Несомненно, привычка притягивает, как детей, так и взрослых. Но стоит Вам настроиться на инициативность и последовательность, как избавление от телевизора не заставит себя ждать. Вы почувствуете это уже спустя три-четыре дня. Но устойчивый результат, может быть, достигнут только спустя полтора месяца ваших последовательных действий.

Конечно, этот путь потребует от родителей времени, сил и фантазии. Но это вовсе не бесполезное времяпрепровождение. Когда ребёнок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать своё время, придумывать интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это будет не только мощным импульсом к развитию, но и даст свободу - не только маме и папе, но и самому ребёнку. И прежде всего свободу от экрана.

Читайте также: