Что такое живой звук на телевидении

Опубликовано: 25.11.2021

Отличие живого звучания от фонограммы и минусовой записи превью

Эта статья посвящена живым выступлениям музыкантов и уловкам, на которые они идут, чтобы доставить слушателю максимальное удовольствие от концерта и…максимально обмануть его.

Статья ориентирована на людей, не разбирающихся в концертном звуке, и призвана помочь им в понимании процесса живых выступлений.

В прошлой статье мы уже писали, как формируется звук на концертах и по какому принципу выстраивают звук. Здесь узнаем, как выступают артисты на концертах. Для наглядности я покажу модели выступления в виде списка и алгоритма:

1. Выступление под фонограмму

Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Музыкант или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Аппаратура на сцене - муляж, используется только для картинки. Звукорежиссер находится за пультом и играет ключевую роль в выступлении артиста, так как его ошибка может стоить артисту репутации. В данном выступлении его задача вовремя включить и выключить фонограмму.

На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты слышали звук и попадали движениями под музыку. Музыканты делают вид что играют, вокалист изображает пение, но звуков они не производят

Тут все понятно: зрители слышат звук и видят как музыканты играют, это скорее больше шоу чем концерт. Обман на лицо. Думаю, четверть из присутствующих на концерте догадываются, что их обманывают, но обманывают красиво. Поэтому такие артисты в большинстве своем имеют свою аудиторию.

2. Выступление под полный плюс

Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Артист или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Звукорежиссер включает музыку и подмешивает к сигналу фонограммы звучание инструментов и голоса.

На сцене работает вся аппаратура – это мониторные линии, гитарные и басовый усилители, барабанная установка, вся аппаратура озвучена. Музыканты действительно играют, вокалист поет. Но они играют сверху на ту же самую фонограмму. То есть повторяют то что было записано на студии, только делают это вживую.

Как таковым обманом это не назовешь, но все же он присутствует. Такие выступления распространены в нынешнее время, так как качество звука значительно повышается по сравнению с живым выступлением, а затраты и скорость настройки звука понижаются. Удобство и выгода от таких выступлений видны невооруженным глазом.

3. Живой звук

Концерту предшествует длительный саунд чек. Музыканты появляются на площадке задолго до выступления, идет настройка инструментов и голосов. После начала концерта звукорежиссер полностью выполняет свою функцию в отличие от предыдущих пунктов. В данном выступлении весь звук идет со сцены поэтому полагаются только на тот звук который был настроен на саунд чеке.

В этом и сложность живого звука в отличие от выступления с подложками и фонограммами. Нельзя спрятаться за записью, слушатель получает только то что есть здесь и сейчас. Но в этом же и кайф живого выступления. Музыканты хоть и играют одно и тоже, но каждый раз не похож на предыдущий, присутствует момент импровизации.

Ну а слушатель получает свое наслаждение, так как он слышит не созданную запись в студии когда-то, а звук, исполнение и эмоции исполнителя которые рождаются у него на глазах и он становится этому свидетель.

4. Выступление под минус

Выступление под минус можно условно разделить на две категории:

  • В первой алгоритм похож на прошлый. Только в живой звук группы подмешивается запись, которую ставит звукорежиссер. На ней звучат подложки, эффекты, бэк-вокал, инструменты которые не присутствуют либо не могут присутствовать на сцене. Это не фонограмма так как все исполняется в живую, а запись только украшает выступление.
  • Во второй исполнитель, будь то вокалист или инструменталист, исполняет вживую свою партию, а фоном для него звучит запись (минусовка) на которую он играет. Иногда можно встретить живое выступление солиста под минус, а музыкантов стоящих в виде декораций, изображающих исполнение данного минуса.

Возможные другие варианты выступлений являются интерпретацией изложенных выше или их частичным смешением.

Конечно, каждый исполнитель выбирает сам как ему выступать. Все зависит от средств, вложенных в выступление и последующей отдачи, от мастерства исполнителя, от технического оснащения площадки, от репутации исполнителя и его способностей.

Группа Оранжевый VINIl выступает исключительно вживую! В нас только живые барабаны, бас, гитара, клавиши, вокал и саксофон. На корпоратив мы приезжаем полным составом и исполняем самые популярные песни!

Всем привет! Кто из нас не смотрел записи с концертов мировых знаменитостей? А телевизионные шоу с пометкой " живой звук" или "live"? Считаете, что зарубежные звезды всегда поют вживую, не то, что наши? Тогда присаживайтесь поудобнее, сегодня я для вас маг-разоблачитель. Хотя скорее ведьма, ведь я слышу фонограмму там, где казалось бы, ее нет. Покажу выступления, а также расскажу каким таким чудесным образом я понимаю где реально живой звук, а где меня дурят. Такого вы не найдете на Youtube!

Исходя из своего огромного музыкального опыта, я сформировала критерии, по которым вы можете понять где включили пре-рекорд !

-Концентрация внимания на песне

- Идентичное исполнение на всех концертах

- Артист забывает как спел в студии и не попадает в свой голос

- До этого трудно было петь песню вживую, вдруг стало легко

- Дыхание никак не отражаются на пении

- У нас есть ощущение, что звук идет не из микрофона.

Подробнее и с примерами ниже.

Celine Dion.

Как отличить запись от живого голоса? Пре-рекорд

50- летняя канадская певица Селин Дион стала известна всему миру после участия в песенном конкурсе Евровидение-1988. Удивительно высокий и струящийся вокал девушки не мог остаться без внимания и она одержала победу. Сейчас она является одной из самых высокооплачиваемых певиц (на 4-м месте в списке журнала Forbes) и имеет резиденцию в Вегасе. Как говорят разные источники, диапазон вокала Селин составляет пять октав! Пять? Пять, Карл! Так зачем такому профессионалу на концертах использовать фанеру? На этот вопрос отвечу в конце статьи, а пока давайте все-таки разберем выступления Дион.

Селин использует не запись с альбома , а пре-рекорд.

Пре- рекорд - это предзаписанный трек без дополнительной обработки. То есть исполнитель пришел в студию, спел песню, звукорежиссер ее сохранил. Все! Пре-рекорд используется в качестве фонограммы, которая "не бросается в глаза", зритель слышит, что играет не альбомная версия, расслабляется и наслаждается.

Я решила сделать видео из выступлений Селин, чтобы окончательно вас в этом убедить!

Посмотрите как певица сосредоточена на исполнении, когда поет вживую и как абсолютно безразлична к песне, когда использует пре-рекорд. А про высокую ноту в песне "the power of love" поклонники спорят до сих пор "а может Селин просто-напросто натренировала это великолепное исполнение?" Нет, нет и еще раз нет! Да, она до сих пор в прекрасной вокальной форме, это факт, как и то, что она использует пре-рекорд. Теперь вы в этом убедились.

Beyonce

Как отличить запись от живого голоса? Пре-рекорд

36-летняя американская певица в стиле R'n'B. Известна во всем мире с конца 90-х годов, когда попала в девичью группу Destiny's child. В 2014 журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных людей мира. Заслуженно получила рекордное количество статуэток "Грэмми" - их у Бейонсе 20! Диапазон голоса певицы 3,5 октавы. Зачем ей пре-рекорд?

У Бейонсе все песни достаточно сложные для исполнения, высокие ноты и речитатив требуют серьёзной опоры на ноги. Но мы же зрители, нам не интересно смотреть как певица просто стоит и поет, требуем хлеба и зрелищ! Подавай нам и шикарное живое исполнение, и танцы-обниманцы, и номер, чтобы голова кружилась. правда ведь? Плюс концерты у певицы практически каждый день, а связки - тоже мышцы, требуют отдыха. Исходя из таких мыслей, Бейонсе уже лет 10 использует на своих концертах пре-рекорд, исключая медленные композиции, где зрителю нужны больше эмоции, чем попадание в ноты.

И, конечно же, я тоже подготовила видео-подборку с выступления вживую и с пре-рекордом.

В отличии от Селин Дион, Бейонсе регулярно записывает новы пре-рекорды, поэтому уличить ее в использовании фанеры по критерию "одинаковое исполнение" вряд ли получится. Но певица выдает свои секреты через мимику и дыхание. Когда она танцует и поет под пре-рекорд, то дышит намного чаще, чем прописала на записи, это видно. Королевское поведение на сцене и кошачий убийственный взгляд появляется, когда дива расслабляется и сосредотачивается на зрителе,а не на исполнении, ведь играет запись.

Justin Bieber

Как отличить запись от живого голоса? Пре-рекорд

24-летний канадский поп-певец, автор песен, актер. Родился и жил в Лондоне с мамой. Мир заговорил о нем в 2008 после того, как его мама выложила несколько видео с поющим Джастином на Youtube. Эти видео заметил Скутер Браун, который впоследствии стал менеджером певца,связался с семьей Бибера и подписал контракт на запись демо-альбоме в Америке. Песня "Baby" в 2010 стала удивительно популярной и пока не появился корейский певец PSY , то клип на данную песню был самым просматриваемым в сети.

Диапазон голоса Джастина составляет 2 октавы, но он пользуется только половиной своего таланта. В отличии от Бейонсе и Селин Дион, Бибер часто вообще на концертах включает фонограмму с альбома, даже не пре-рекорд. При этом активно ей подпевает вживую, то пол песни, то пару слов, то просто выкрикнет залу "thank you, guys". Иногда он забывает, что поет под фанеру и просто пропускает кусок песни, в сети достаточно много таких роликов можно найти.

Использование Джастином фонограммы совсем не означает того, что он не может петь вживую. Ох, как может! На мой взгляд, это обусловлено двумя факторами: колоссальная загрузка (лейбл, под которым работает Джастин вымотал, в прямом смысле, до смерти Майкла Джексона, теперь выматывает Бибера, по 50!! концертов в месяц просто невозможно чисто физически отработать вживую). Вторым фактором является то, что певец стал популярным в юношестве и, во многом, из-за своей сладкоголосости, теперь после того, как голос Джастина "сломался" он вынужден просто искусственно изменять его, чтобы подделать его под тот, что мы слышим на записи, тяжело,конечно. Поэтому, артист часто прибегает к использованию фонограммы. Убедитесь, пожалуйста.

Вот почему-то именно на видео Джастина очень хорошо слышно, что звук идет не из микрофона, он как будто проходит вообще мимо артиста.

Katy Perry

Как отличить запись от живого голоса? Пре-рекорд

33- летняя американская певица, композитор и автор песен. Красотка стала известна широкой публике в 2008 года после выхода песни "I kissed a girl". Далее были хиты, номинации на различные премии, в том числе, певица была 13 раз номинирована на "Грэмми". В 2012 году признана женщиной года по версии музыкального издания Billboard. Она даже приезжала в Москву в 2009 на премию Муз-Тв (и спасла ее).

Диапазон голоса Перри составляет 3 октавы. У Кэти хорошие данные, она может хорошо петь, лично мне нравится ее звонкий и юный грудной голос, она нечасто в живых выступлениях делает мелизмы, но у нее это круто получается. К сожалению, в последнее время исполнительница вообще перестала петь вживую. Возможно, только на собственных сольных концертах. На церемониях, сборных концертах, праздниках и шоу Кэти все время использует пре-рекорд, а иногда даже просто фонограмму с альбома. Правда, микрофон у нее всегда включен и она обязательно издаст пару звуков и выкриков поверх записи.

Использование фонограммы Кэти, я могу объяснить тем, что она сам себе режиссер и все номера ставит сама. Посмотрите,какие они получаются зрелищными! Лично я, выступления Керри на суперкубке считаю самым красивым. Ну и как ей петь вживую, если там постоянно ее трясут, она танцует,прыгает, взбирается на железного коня( или кто это?)? Опять же, зрители требуют зрелищ.

Термин «живая музыка» появился сравнительно недавно и часто трактуется неверно. Давайте выясним, что попадает под определение «живая музыка», а что нет.

Изначально любая музыка живая

До определенного момента развития технической мысли любая музыка была живой — музыкой, которую исполняли музыканты. Не существовало другой возможности услышать музыку, кроме как пригласить для этого музыкантов.

Как появилась музыка без музыкантов

Первыми «неживыми» альтернативами, не требующими участия музыкантов, стали музыкальные шкатулки и шарманки. Одной из вершин механических музыкальных устройств стало «механическое фортепиано».

С появлением звукозаписывающих устройств исчезла необходимость каждый раз прибегать к услугам музыкантов. У человека появился выбор — слушать звукозапись или музыку в живом исполнении. Сегодня существует несколько вариантов живого исполнения: живой звук, полностью живое исполнение и частично живое исполнение.

Живой звук

Исполнение музыки живым звуком (иногда говорят «акустический состав» или «играть в акустику») — это и самый сложный, и самый натуральный способ музицировать. При таком исполнении не используют никаких электрических устройств. Красота звучания инструментов, громкость и баланс, ансамблевая слаженность и выразительность — абсолютно все аспекты исполнения регулируются исключительно самими музыкантами и зависят только от их мастерства. Это звучание, близкое к человеческому голосу.

Живое исполнение — один из вариантов живой музыки

Появление электронных инструментов, электронных средств звукоусиления и обработки звука существенно облегчило процесс исполнения музыки и расширило возможности музыкантов. Сегодня качество исполняемой музыки меньше зависит от мастерства музыкантов. Электронные приборы регулируют громкость звучания, тембр инструментов, обеспечивают исполнение различных приемов и средств выразительности. Это уже не живой, близкий к природе, звук. Но это тоже живой процесс исполнения музыки музыкантами, требующий мастерства и таланта. Это тоже живая музыка.

Частично живое исполнение — исполнение «под минус»

Оно появилось совсем недавно. Часть музыкального материала (например ритмическая основа, басовая партия и гармония), а иногда и весь музыкальный материал предварительно записывают в студии на электронный носитель. Во время концертного выступления часть музыки исполняется музыкантами, а часть воспроизводится с носителя. Иногда из всего состава музыкантов остается только один вокал, а все инструментальные партии воспроизводятся в записи. Такое исполнение можно назвать «частично живое». И всё-таки присутствие музыканта, хотя бы одного, позволяет причислить этот вариант исполнения к категории «живая музыка». Его неоспоримое преимущество — существенная экономия бюджета концертной програмсмы за счет сокращения количества музыкантов и технического райдера. В сфере музыкального сопровождения праздников такие музыкальные коллективы пользуются наибольшей популярностью.

Исполнение музыки под фонограмму

Исполнение музыки — это не только извлечение звуков. Артистичное выступление обладает мощным зрительным эффектом. Выступление симфонического оркестра, рок-группы или популярного певца — это красочное представление, шоу, на которое приятно смотреть. С развитием технических средств воспроизведения, обработки и усиления звука появился соблазн имитировать во время концерта живое исполнение. Даже профессионалы не всегда могут с уверенностью сказать, выступают музыканты под фонограмму или же работают «вживую». Мы не будем касаться морально-этической стороны вопроса выступлений под фонограмму. Существуют объективные обстоятельства, в которых работа «под плюс» (под фонограмму) — единственно возможный вариант выступления артистов.

Музыкальное сопровождение мероприятия — что выбрать?

Итак, существуют два основных вида слышимой нами музыки — живая (исполняемая музыкантами) и неживая (воспроизводимая с носителя). Исполнение музыки живым звуком и воспроизведение записи — два противоположных полюса. Между ними существуют промежуточные варианты: живое исполнение, частично живое исполнение, исполнение под фонограмму. Что выбрать в качестве музыкального сопровождения мероприятия — живой музыкальный коллектив или услуги диджея с комплектом звуковой аппаратуры и стандартным набором аудиозаписей, решать вам. Мы, Артстудия «Маэстро», качественно реализуем любой ваш замысел.

Артстудия «Маэстро» — живая музыка всех видов и направлений!

Заказать живую музыку:

+7 (903) 136-59-69

+7 (962) 947-44-44

Вы можете отправить нам запрос, воспользовавшись формой обратной связи

Музыканты и артисты Арт-студии «Маэстро» работают в плотном концертно-гастрольном графике. Если вы планируете наше участие в мероприятии, пожалуйста, сообщите нам об этом заблаговременно.

Музыка — это волшебство, рождённое самой природой, одновременное магическое сочетание тишины и звуков организованных во времени и пространстве. Живую музыку можно сравнить разве что с гармонией вселенной, ведь она также может вызывать в нас самые противоречивые чувства и эмоции: слёзы, радость, умиление, страсть, восторг, удивление, умиротворение, а порой даже негодование, раздражение и злость. Она в состоянии нас возвратить в прошлое, лелеет нас в настоящем и рисует горизонты будущего. Может быть, поэтому музыка вечна?

Живая музыка — что это?

Живое исполнение музыки - кавер группа

Живое исполнение музыки — кавер группа

Живое исполнение музыки — это воспроизводимые упорядоченные звуки, пропитанные определённой энергетикой того человека, который их извлекает. Энергетика воспроизводимых звуков уникальна и неповторима, потому, что она ощущается только здесь и сейчас в момент её посыла, а главное, передаёт внутренние, сокровенные переживания и чувства музыканта. Причём неважно слышим мы звуки инструментов или голоса, главное, что дарит их нам «живая субстанция» — дышащая, думающая и чувствующая. Дарящая нам музыку в конкретное время и только в том месте где происходит само действие. Из этого следует, что живое исполнение музыки — это фееричное извержение человеческой души.

Столетиями музыка волновала сердца людей, являлась своеобразной отдушиной для человечества. Она вдохновляла, направляла, успокаивала и оберегала, поднимала дух, растворяя в себе накопленный мирской негатив. И немудрено, что с развитием цивилизации и технологий у людей появилась жгучая потребность слышать музыку всегда и везде, балуя свой слух полюбившимися мотивами.

История возникновения звукозаписи

Так, первым, удивившим и порадовавшим мир своим гениальным открытием, стал — французский библиотекарь и книготорговец Эдуард Леон Скотт де Мартенвилль в 1857 году. Ему удалось совершить глобальный прорыв в развитии музыкального поприща и создать первое звукозаписывающее устройство, именуемое фоноавтографом. Этот прибор позволял визуализировать звуковые колебания, но не воспроизводить их. И лишь в 1877 году американскому изобретателю Томасу Эдисону посчастливилось усовершенствовать аппарат Мартенвилля, который назвали фонографом. Он мог не только записывать звуки, но и проигрывать их. В то время были сделаны первые записи отрывков спектаклей, выступления музыкантов, певцов и ораторов.

В конце 18 столетия, начале 19, появились первые пластинки и была создана компания звукозаписи. Из года в год люди усовершенствовали музыкальное направление и благодаря этому — сегодня мы имеем возможность наслаждаться волшебными звуками музыки, не ограничивая себя в этом, благодаря приобретённым техническим возможностям для её преобразования и усиления. Электронная техника, акустические системы, микрофоны, микшеры, пульты, преобразователи, всевозможные примочки и современные «интеллектуальные» инструменты — всё это поспособствовало развитию современной музыкальной индустрии, приблизив её к совершенству и к формированию разнообразных музыкальных жанров, направлений.

В наши дни, помимо живого исполнения музыки, существует множество вариантов представления музыки.

Плюсовая фонограмма

Плюсовка или плюсовая фонограмма — самый удобный и распространенный метод для современных артистов, который значительно упрощает работу в этой сфере, давая возможность дарить свой талант в массы с минимальными затратами сил и времени.

Плюсовая фонограмма стала законодателем моды в 80 — 90 годы, когда во всём мире стремительно развивалась поп-музыка. Артисты гастролировали по городам и странам, давая по 3-4 концерта в день, собирая огромные стадионы фанатов и любителей. Тогда оказалось просто невозможным обходиться без неё.

По своей сути плюсовка — это заранее записанное музыкальное сопровождение с наложением голоса певца или певицы на него с помощью специального звукозаписывающего оборудования.

Благодаря этому, артистам намного легче выступать, давая концерты. Им нужно просто достойно отыграть свою роль на сцене, открывая рот под фонограмму и создавая праздничную атмосферу в зале.

При всей практичности использования плюсовки, в ней есть очень большой недостаток. Она не даёт возможности артисту раскрыться на все сто процентов, так как благодаря записи, теряется энергетический поток, исходящий от исполнителя в тот момент, когда он поёт, извлекая звуки живьём. Само собой, контакт со зрителем становится менее эмоциональным и естественным. А ведь главная задача «звезды» — наладить энергетическую связь со слушателем и подарить ему незабываемую атмосферу. Поэтому сегодня пытаются возродить живое исполнение и всё больше музыкантов возвращаются к живому исполнению музыки.

Минусовка

Минусовка — это записанный инструментальный трек, иногда с прописанным бэк-вокалом. Так же как и «плюсовка» записывается на студии аранжировщиками. Профессионалы проделывают огромную работу с музыкальным материалом, записывая по отдельности каждый инструмент (барабаны, скрипку, клавишную группу, гитару, бас-гитару, духовые), если говорить музыкальными терминами, то — накапливают пресеты. Затем сводят (соединяют) их, при этом накладывая нужные эффекты, если они уместны. А исполнитель потом сверху накладывает свой вокал, то есть поёт живьём.

Минусовка тоже распространённая форма у артистов, поскольку благодаря ей намного проще организовать выступления и дешевле, что немаловажно. Выступление под заранее записанную минусовку требует гораздо меньше техники и людей, задействованных в этом мероприятии. Порой без минусовок не представляется реальным учредить концерт, этому мешают технические возможности той или иной площадки. Когда певцы работают под «минус», это слышно, и определить, что вокалист поёт живьём, способен даже человек, не разбирающийся во всех тонкостях музыкальных заморочек.

Исполнение музыки вживую

Это когда музыканты играют на электронных или классических инструментах либо поют в реальном времени — здесь и сейчас. Но в любом случае в наше время, используются всевозможные технические приспособления. Это необходимо для того, чтобы раскрыть образ того или иного произведения, внести новые краски и оттенки, подчеркнуть какой-то нюанс или скрыть его.

С помощью техники можно скрасить недоработки или профессиональные ляпы и сделать шоу живой музыки более ярким, зрелищным, необыкновенным и индивидуальным.

Легендарные музыканты предпочитают выступать только вживую. Поскольку они понимают «секрет успеха» и для них крайне важно иметь тот самый энергетический обмен с аудиторией, отдавая себя зрителям всецело эмоционально и физически растворяясь в этом процессе. Тем более, что живое исполнение музыки — это неоспоримый знак качества и профессионализма. Именно поэтому, такой вид коллективов, как кавер группа, работают только вживую, если, конечно, они настоящие профессионалы.

Живой концерт от «А» до «Я»

Живой звук изначально предполагает специально рассчитанные для этого площадки и залы, где архитекторами ещё при разработке плана здания учитываются все нюансы, для воссоздания правильной акустики. Это способствует красивому извлечению живого звука, его глубине и объёмности. Разумеется, если музыканты умеют делать своё дело, соблюдая музыкальную грамоту. Передавая все интонационные и динамические моменты, виртуозные пассажи, теоретические штрихи и темп, именно так, как было задумано автором исполняемого произведения. Для примера можно привести игру оркестра. Если во время выступления всё вышеупомянутое выдерживается, то мы можем с удовольствием наслаждаться божественной силой музыки, на время попадая в другое — неземное измерение.

В завершение хочется отметить — чтобы создавать и исполнять живое дышащее исполнение песен или музыки, творческим людям необходимо помимо профессиональных навыков, технических «наворотов» иметь вдохновение и обладать Божественным даром, проще говоря — талантом. Только в этом случае музыкальная история будет пополняться новыми шедеврами, выступления будут успешными и непревзойдёнными, а слушатели — благодарными и преданными, одаривая артистов аплодисментами и бурными овациями.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ БЛОГ КИНОРЕЖИССЕРА И ПРОДЮСЕРА РИНАТА ХАЛИЛУЛЛИНА

Немое кино, получив свои заслуженные лавры, ушло в историю, уступив место фильмам, в которых герои не только говорят, но и поют, а также слушают шум прибоя, щебет птиц и т.п. Звуковое кино дало возможность появиться телепередачам, в том числе, и тем из них, которые идут в прямом эфире.

«Живой звук»: просто и сложно

Живой звук (или Live) – это запись тех звуков, которые происходят во время действия. При просмотре съемки концерта, зритель слышит то, что слышали и те кто находился в это время в зале, а не наложенную студийную запись. Споры о преимуществах Live начались с момента его появления и, скорее всего, будут продолжаться еще долгое время. С одной стороны, «живой звук» передает все, включая, например, крики фанатов музыкальной группы или болельщиков спортивной команды, которые порой заглушают солиста или комментатора. С другой – только Live дает полный эффект присутствия.

Шумы при записи и трансляции

Шум – наиболее распространенный дефект при записи звука. Современная техника и компьютерные программы позволяют удалить посторонние звуки даже из сильно зашумленной записи, однако, это весьма кропотливый, трудоемкий процесс, который в современном мире используется чаще в криминалистике. При работе с кино и ТВ намного проще и дешевле позаботиться о том, чтобы шумы не появлялись и «вычистить» только их небольшое количество с помощью специальной программы, если уж полностью не удалось избежать возникновения дефекта.
По характеру возникновения различают внешние шумы – те, которые возникают «за кадром» вне зависимости от желания оператора или звукорежиссера (например, шум машин или голоса во время интервью на городской улице). Еще один вид шумов – технологические, связанные с недостаточным уровнем качества аппаратуры. Экономить на оборудовании профессионалы не могут себе позволить. Высококачественная техника не только не дает помех, но и позволяет записывать звук при любых условиях. Наверняка каждому доводилось прослушивать любительские записи, во время которых отчетливо слышны шорохи от выдохов в сторону микрофона. Дорогая аппаратура позволяет записывать звук на натуре и в студии без подобных посторонних шумов. В качестве самого простого приспособления можно привести специальные насадки на микрофоны, гасящие воздушные волны от дыхания или ветра.

Постпродакшен звука

Если речь не идет о прямом эфире, звукозапись подвергается обработке, прежде, чем стать частью полноценного кино- или ТВ-продукта. Практически все операции со звуком объединяются в понятие «монтаж».
Монтаж может быть линейным и нелинейным.

  • Линейный монтаж аналогичен сборке паззлов и осуществляется прямой перезаписью с камеры. В процессе линейного монтажа удаляются отрезки с явным браком и вставляются необходимые заготовленные шаблоны. Сложность процесса в том, что весь алгоритм действий необходимо продумать заранее. Не рекомендуется выполнять более 3-4 перезаписей, поэтому долгий поиск оптимального решения опытным путем в данном случае неприемлем.
  • Нелинейный монтаж быстрее и чаще проще, он дает большее количество возможностей, в том числе – создание нескольких вариаций для последующего выбора лучшей. Недостаток метода заключается в высокой вероятности снижения качества смонтированного звука по сравнению с записанным исходником. Чтобы такое снижение не было заметным, к исходнику предъявляются очень высокие требования. Технологически нелинейный монтаж осуществляется в цифровом формате и представляет собой составление нужной последовательности адресов фрагментов исходной записи и удаления тех из них, которые оказались невостребованными.

Звукорежиссер и звукооператор: эффективный тандем

Эти профессии часто путают, а нередко, чтобы не вдаваться в подробности, обобщают одним словом «звуковики». Тем не менее обязанности и сфера деятельности звукорежиссера и звукооператора отличаются, хотя во многом специальности можно назвать взаимозаменяемыми. В высокобюджетных проектах часто задействуются несколько звукооператоров – каждый имеет свою специализацию, например, микрофонный оператор. Действительно целесообразным такое комплектование штата может быть только при сложных масштабных съемках.

  • Звукорежиссер – это человек, который создает образы посредством звука. Он работает в тесном сотрудничестве с режиссером фильма или передач и согласовывает с ним свои действия. Именно звукорежиссер решает, что в определенном месте картины должна возникнуть зловещая тишина, а хэппи-энд будет сопровождаться бравурным маршем. В то же время, как руководитель технического персонала, звукорежиссер обязан знать технологии, быть знакомым с законами акустики и физики звука.
  • Звукооператор – это тот, кто реализует идеи звукорежиссера. При записи на натуре он решает, какой тип микрофонов (направленные, ненаправленные, их разновидности и дополнительное оснащение) будет использоваться, где лучше установить аппаратуру. При студийной записи он настраивает технику, а иногда находи шаблоны необходимых звуков или подбирает их имитацию. Довольно много передач посвящено тому, как сжатие горсти крахмала дает звук скрипящего снега, а легкие удары пальцами по столу способны достоверно имитировать звук шагов.

Читайте также: