Что такое учебное телевидение

Опубликовано: 19.07.2024

date image
2015-04-01 views image
1670

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Накоплен огромный опыт по созданию учебных к/ф и их педагогического использования.

Имеет значение и структура (построение фильма, его изобразительный материал, словесное сопровождение).

Учебное кино как средство наглядности имеет специфические свойства.

Педагогические особенности и возможности ученика определяются его изобразительной природой и техникой передачи зрительных образов в движении и развитии.

Наглядность учебного кино позволяет направить зрителя на главное и существующее.

Соединение эмоций и познаний сторон учебного кино позволяет выражать объективные закономерности и явления в яркой, интересной и правдивой форме.

Учебное кино создает не только представление о явлении предмета, но и приводит к образованию научных понятий.

Особенностью учебного кино является и то, что оно позволяет ученикам как бы самим открывать для себя явления видеть на экране подтверждение или отрицание собственных мыслей.

Учебное кино развивает интерес к изучаемому явлению, развивает внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логическое мышление.

Особенность учебного кино – и в изложении значительного по объему материала в короткое время.

Учебное кино нашло широкое применение на уроках в начальной школе, связано с чтением, обучением пересказу, сочинению, в качестве иллюстрации к беседе на воспитательную тему, иногда взамен экскурсии.

Учебные фильмы часто служат детям источником их первых представлений о различных явлениях.

Изобразительный ряд фильма имеет неисчерпаемые возможности для раскрытия новых понятий, развития воображения ребенка, для накопления или конкретных представлений о самых разных предметах и явлениях.

Исследования психологов показали, что дети запоминают:

1) то, что особенно понятно. Например, убедительна мультсхема по круговороту воды в природе, развитию растений из семени и др.

2) то, что вызывает у них особый интерес, удивление.

3) то, что задерживает перед глазами достаточно долго.

4) большинство эпизодов, относящихся к начальным кадрам, т.е. когда внимание детей еще не утомлено.

Велика роль звука в сюжетных фильмах о природе, труде людей, фильмах на воспитательные темы.

Так, в фильмах о природе звуки – это голоса животных, пение птиц, шум водопада и др.

Часто вместо текста диктора используются в фильмах и надписи субтитры, подзаголовки.

Эти надписи должны удовлетворять определенным условиям.

Они должны быть яркими, убедительными, заинтересовывающими детей.

В учебных фильмах не должно быть много незнакомых детям объектов.

Объем фильмов тоже должен быть ограниченным. Ребенок должен тщательно рассмотреть все предметы на экране.

А вот телевизионные передачи в отличие от учебных фильмов, смотрят и слушают миллионы людей. По телевидению мы получаем регулярную разнообразную информацию обо всех сторонах жизни людей. Телевидение играет большую роль в образовании и просвещении.

Телевидение обладает рядом свойств, незаменимых для использования в педагогическом процессе.

Телепередачи – жизненны, документальны.

Учебные программы телевидения созданы в целях обучения и воспитания школьников.

Учебное телевидение призвано оказывать помощь учителю при изучении наиболее важных и сложных тем программного материала.

Телевидение помогает учащимся раскрывать законы развития явлений природы, общественной жизни.

Главная редакция научно-популярных учебных программ, центральное телевидение транслирует специальные передачи для учащихся общеобразовательных школ и ПТУ.

Это передачи по истории, основам российского государства и права, обществоведению, литературе, физике, химии, ботанике, природоведению, музыке. Они предназначены для использования непосредственно на уроках в школах страны.

Проводятся телепередачи, рассчитанные на внеурочную самостоятельную работу учащихся, факультативных занятий и просмотра в группах продленного дня, а также информация и методические передачи для учителей.




Например, передача «Учителю музыки» освещает передовой педагогический опыт работы по новой музыкальной программе, разработанной под руководством академии АПН СССР Д.Б Кабалевского. Телеканал «Культура» предлагает большой объем информации для эстетического, духовного развития личности.

Учебное TV включает и выразительное слово высококвалифицированных педагогов, и демонстрацию явлений и опытов, которые в большинстве школ не могут быть воспроизведены, и показ связанных со школьной программой современных производственных процессов, и встреч с участниками героических событий, с учеными, писателями, художниками, передовыми тружениками страны.

Такое сочетание разнообразных средств педагогического влияния обеспечивает большой высокий методический и научный уровень преподавания, расширяет методические возможности решения учебных и воспитательных задач.

Успех передачи во многом зависит от деятельности учителя.

Во вступительной беседе учитель подготавливает учащихся к сообщению новых знаний с экрана, но не дублирует материала передачи.

Учитель четко формулирует вопросы к передаче, повторение предыдущего материала, на который будут делаться ссылки в передаче.

После просмотра передачи учитель, опираясь на ее создание, наводит учащегося к выводам и обобщениям.

Передачи же не подменяют учителя, а только помогают ему в изложении материала.

Передачи могут просматриваться учащимися дома для подготовки к урокам и для изученного раньше.

Учитель знакомится с содержанием. Информация дается в системе издаваемых аннотаций к учебным телепередачам, которые включают следующие разделы:

1. Программа учебных телепередач на соответствующий учебный год,

2. Краткое содержание учебной передачи,

3. Методические рекомендации учителю к каждой передачи,

4. Примерный перечень вопросов к передаче,

5. Список дополнительный и научный методической литературы для учителя.

Центральное телевидение ежегодно устанавливает определенный день и час для каждого предмета.

Таким образом, телевидение может быть использовано как дополнительный материал, источник знаний и вспомогательное средство повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе.

Телевидение – средство в установлении связи учебного материала с жизнью, расширением кругозора школьников.

Образовательное телевидение или обучающее телевидение - это использование телевизионных программ в области дистанционного обучения . Это могут быть отдельные телевизионные программы или специализированные каналы, которые часто ассоциируются с кабельным телевидением в Соединенных Штатах как провайдеры каналов общественного, образовательного и государственного доступа (PEG). Есть еще . Есть также образовательные программы для взрослых для пожилых людей; многие из них представляют собой обучающее телевидение или услуги «телекурса», которые можно использовать для получения кредита колледжа. В качестве примера можно привести программы Открытого университета на телевидении BBC в Великобритании.

Многие детские телесериалы носят образовательный характер, от специальных учебных программ до программ, косвенно обучающих зрителей. Некоторые сериалы написаны так, чтобы за каждым эпизодом стояла определенная мораль , часто объясняемая в конце персонажем, усвоившим урок.

Что касается социальных аспектов телевидения , несколько исследований показали, что образовательное телевидение имеет много преимуществ. Media Awareness Network , объясняет в своей статье, хорошие вещи о телевидении, что телевидение может быть очень мощным и эффективным средством обучения для детей , если использовать с умом. В статье говорится, что телевидение может помочь молодым людям понять, где они вписываются в общество, установить более тесные отношения со сверстниками и семьей, а также научить их понимать сложные социальные аспекты общения.

Мексиканский телепродюсер Мигель Сабидо в 1970-х годах стал пионером использования теленовелл для распространения политических взглядов правительства среди массовой аудитории. «Метод Сабидо» был принят в ряде стран, включая Индию, Кению, Перу и Китай.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Примеры
  • 2 Реформы телевидения для образовательных программ
  • 3 Edutainment и теленовеллы
  • 4 Развлечения
  • 5 Дополнительная образовательная ценность
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки

Примеры

  • Служба общественного вещания (PBS)
  • Фонд Анненберга (канал Анненберга)
  • НАСА ТВ
  • TVOntario
  • Канал Дискавери

Телевизионная среда может и была использована для множества образовательных целей. Некоторые телевизионные программы носят чисто образовательный характер, а другие - лишь случайно. В некоторых форматах они смешиваются, чтобы развлечься, но при этом они сохраняют некоторую образовательную ценность.

Реформы телевидения для образовательных программ

Во времена противостояния телевидения и радио начало 1960-х было эпохой перемен. Историк Майкл Кертин рассказал, что тогдашний председатель Федеральной комиссии по связи Джон Дорфор и руководители телевизионных сетей пришли к соглашению, что большая часть телевидения основана на коммерциализме и слишком много внимания уделяется развлечениям. Чтобы уравновесить это, был разработан план выпуска более серьезных новостей и документальных программ. Эта политика была введена как раз вовремя, чтобы сети расширили свое новостное освещение кампаний и дебатов Кеннеди-Никсона. Это увеличение охвата вызвало волну опросов, поскольку те, кто видел дебаты, с красивой внешностью Кеннеди и уверенностью камеры, решили, что он победил, в то время как те, кто слушал, были более впечатлены Никсоном.

К 1962 году реформа телевидения была в самом разгаре, и было выпущено 400 документальных фильмов в прайм-тайм по сравнению с нулем в 1957 году. Кертин отметил, что новостные программы были расширены на полные получасовые сегменты, а также на иностранные и внутренние выпуски. получали повышенное внимание.

Edutainment и теленовеллы

Некоторые телевизионные программы разработаны в первую очередь с образовательными целями, хотя они могут в значительной степени полагаться на развлечение для передачи своих образовательных сообщений. В детских программ, развлекательный становится увлекательным и интересным для ребенка , но все еще может быть поучительны.

Другие телевизионные программы предназначены для повышения общественной осведомленности. Одна из разновидностей образовательно-развлекательных программ, популярных в Латинской Америке, - это образовательные теленовеллы . Мигель Сабидо, продюсер теленовелл с 1970-х годов, объединил теорию коммуникации с посланиями в пользу здоровья / просвещения для просвещения аудитории по всей Латинской Америке по вопросам планирования семьи, грамотности и другим темам. Он разработал модель, в которую вошли работы Альберта Бандуры и других теоретиков, а также исследования, чтобы определить, влияют ли программы на поведение аудитории.

Первый в истории телесериал, снятый на острове Вануату на острове Тихого океана , под названием « Любовный патруль» и запущенный в 2007 году, получил высокую оценку как образовательно-развлекательный сериал, так как он был направлен на ознакомление зрителей с проблемой СПИДа и одновременно с увлекательной историей.

Оригинальный телесериал Hulu East Los High поддерживается инициативой в области здравоохранения, направленной на обучение здоровому сексуальному поведению (например, использование средств защиты во время полового акта, проверка на наличие заболеваний, передающихся половым путем).

Развлекательная программа

Закон о детском телевидении 1990 года, который впервые был полностью введен в действие в 1996 году, требует, чтобы телевизионные станции в Соединенных Штатах вели не менее трех часов " образовательных / информационных " программ, предназначенных непосредственно для детей. Этот шаг вызвал массовый отток необразовательных детских программ на кабельное телевидение и в значительной степени потерпел неудачу в его усилиях по увеличению количества образовательного телевидения в эфире (на самом деле, детское телевидение в целом значительно сократилось на вещательном телевидении с тех пор, как был введен закон, хотя можно утверждать, что правила E / I вполне могли быть единственной вещью, позволявшей детскому телевидению оставаться в эфире вещания в 2010-х годах).

Дополнительная образовательная ценность

  • Numb3rs - за сюжет о борьбе с преступностью с помощью математики.
  • Анатомия Грея - для рассказов о трансплантации органов и раке.
  • As the World Turns - за сюжетную линию рака груди, в которой участвует главный герой.
  • Джордж Лопес - за сюжет о пересадке почки.
  • Бен и Иззи - за сюжет о двух детях, Бене из Америки и Иззи из Иордании, которые образуют тесную связь, несмотря на разное культурное происхождение.

Телевидение как источник знаний

Если учебное телевидение -- это система передач, ставшая частью учебных программ школы, ПТУ или вуза, отражающая содержание и последовательность изложения этих передач, то образовательное телевидение есть просветительство, распространение знаний среди тех, у кого учебное заведение позади, но появилась потребность обновления и углубления знаний, расширения кругозора, тяга к культуре.

Образовательное телевидение строит свои передачи в определенной системе -- от основ знаний к их вершине.

Здесь получает полное развитие природа телевидения как искусства, его две функции -- продуктивная, т. е. способность самому создавать телеспектакли, телефильмы, телеконцерты и т. п., и репродуктивная, т. е. способность воспроизводить произведения смежных искусств, а также своих собственных из золотого фонда телевидения Центрального, республиканского, местного и зарубежного.

Вся череда образовательных передач -- это чистый, благородный, не «загазованный» текущими проблемами глоток воздуха для зрителя.

Сверхзадача -- увлечь зрителя созданием телевизионной энциклопедии современного и классического, особенно мирового, искусства и культуры, раскрыть их взаимосвязь и взаимовлияние.

Особенности канала в следующем: передачи телевидения не вместо школы, вуза, системы переподготовки кадров, а им в помощь.

Своей последовательностью, системой, логикой, структурой сетка вещания во многом опирается на государственные программы и общественные нужды, отражает приоритетные задачи в области просвещения, новые знания, достижения науки.

Задачи, которые решает образовательно телевидение:

1. Развитие и обогащение духовного мира и культурного кругозора, нравственного воспитания телезрителей разных поколений и разных наций на основе лучших достижений науки, искусства, культуры в нашей стране и во всем мире.

2. Распространение утилитарных знаний, прикладных наук для семьи, родителей, воспитателей, молодежи -- от правил поведения за столом, общения между сверстниками до умения заняться домашними делами.

Создатели образовательных передач руководствуются следующими соображениями.

Во-первых, передача должна быть актуальной, опираться на современные данные и научные знания, включать самых авторитетных специалистов в конкретной области.

Во-вторых, передача должна строиться по законам создания произведения искусства, она должна иметь свою драматургию, композицию, пропорции, т. е. быть художественным произведением.

В-третьих, передача, являясь частью системы знаний, должна нести в себе черты последовательности и преемственности информации, элементы предыдущей и последующей передач.

Выстраиваясь в единый тематический ряд, циклы передач по литературе, искусству могут служить делу образования не одного поколения молодежи.

В семидесятые годы на Центральном телевидении была создана учебная редакция со своим особым телеканалом. По телевидению можно было увидеть беседу с академиком Д.С. Лихачевым, В. Лакшиным, А. Аникстом, Ю. Лотманом, С. Гейченко, С. Бонди и др. Здесь можно было встретиться с великолепным рассказчиком Ираклием Андрониковым. Именно на телевизионном канале, принадлежавшем учебной программе, звучало живое слово о литературе, жизни. Выступали известные писатели: Г. Бакланов, Б. Васильев, Б. Полевой, В. Астафьев, Ч. Айтматов (см.: Абалкин Л. Эпитафия жанру? //Лит. газ. 1988. 19 авг). В непривычном для себя амплуа авторов, рассказчиков и даже драматургов выступали актеры И. Смоктуновский, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Калягин, М. Козаков, А. Адоскин, режиссеры М. Захаров, Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос.

Можно вспомнить цикл передач о музыке, где автором и ведущим был пианист М. Кончаловский: «Иоганн Себастьян Бах», «Фредерик Шопен», «Людвиг Ван Бетховен», «Модест Мусоргский» -- солидная энциклопедия музыкальных знаний.

Передачи учебной программы были в то время настоящей отдушиной в вакууме, создавшемся на телевидении в области культуры; по праву они могли называться не только учебными, но и просветительскими.

Еще одна образовательная передача -- программа «Детский час». Она адресована дошкольникам и младшим школьникам с целью заложить основные элементарные навыки к усвоению иностранного языка по выбору -- английского, немецкого или французского. Передачи эти еженедельные, хронометраж 20 минут, выходят по 1-й и общеобразовательной программам.

О передачах учебной программы писались рецензии (как о серьезных художественных фильмах). Критики спорили между собой. Собственно, если и существует какой-то особый телевизионный жанр передач на темы литературы и искусства, то все лучшее в нем определилось, развилось, сконцентрировалось именно здесь -- в бывшей учебной программе ЦТ.

В те годы газета «Правда» поместила рецензию о цикле «Драматургия и театр», в которой были такие строки: «Если передачи, подготовленные для образовательных целей, сами становятся фактом художественной жизни, это говорит о многом… По-разному входит театр в жизнь человека А встреча с театром начинается с телевидения». Передачи цикла «Театр Пушкина», «Искусство режиссера», «Театр М.Е. Салтыкова-Щедрина» были, пожалуй, одними из самых запоминающихся. «Просветительская значимость этого цикла так велика, что он должен стать достоянием самой большой аудитории, которую только может собрать телевидение», -- отмечалось в газете «Гудок». Без передачи «Театр В. Маяковского» с телевизионной реконструкцией первой постановки трагедии «Владимир Маяковский» теперь не может обойтись ни один серьезный исследователь творчества замечательного поэта.

Учебная программа взяла на себя нелегкий труд осуществления идеи музыкального воспитания детей по системе Д.Б. Кабалевского. Да и не только детей. Приходили письма от взрослых самых разных профессий, где говорилось, что эти передачи открыли для них мир музыки, что впервые в жизни они стали понимать серьезное, классическое музыкальное искусство.

Более десяти лет создавалась система учебных передач -- золотой фонд существующей образовательной программы.

Некоторые авторы, называя телевидение средством массовой информации, отказывают ему в признании как вида искусства. При этом противопоставляют его свойства, как средства информации, способности создавать оригинальные произведения искусства (см.: Советская культура. 1988. 5 марта). Другие считают, что телевидение уже давно «переросло функции и рамки средства массовой информации и стало сферой культуры». На самом же деле телевидение не перерастает, не изменяет свою двойственную природу, а развивает оба свойства -- и как средства информации, и как вида искусства. Уникальность телевидения в том и состоит, что оно одинаково последовательно развивает оба эти качества. Сочетание, соединение, взаимодействие и противоречивость этих качеств и есть внутренний источник развития телевидения, диалектика его существования и служения обществу, выражающаяся в единстве целей и разнообразии способов их реализации.

Телевидение в целом стало своеобразным оригинальным видом искусства, причем самым массовым, синтетическим видом, вобравшим в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающим свои особые закономерности, новые тенденции.

Сегодня для всех становится очевидным, что достижения современной научно-технической революции дадут человеку в сфере производства духовных ценностей новые, потенциально безграничные возможности распространения знаний и культуры -- от развития кабельного телевидения, непосредственного телевещания из космоса до домашнего, удобного «самовидеообслуживания», внедрения в наш быт видеоискусства; от крохотных, встроенных в часы телеэкранов до гигантских уличных телеэкранов, собирающих тысячные толпы людей

Во многих европейских странах образовательные программы начинались с радиопередач для школы, порой на региональном и местном уровне. За школьным радиовещанием (нередко на десятилетие позже) приходило школьное телевидение. За школьными программами последовали образовательные программы для взрослых -- как помощь тем, кто считает необходимым учиться всю жизнь, кто стремится обновить свои знания, повысить уровень образования и образованности. Такое развитие привело к появлению учебных программ, реализуемых усилиями нескольких средств информации, заочных курсов и открытых учебных систем. Образцом для многих европейских радиоорганизаций стал «Открытый университет Би-би-си».

В силу этих моментов в центре внимания стоит теперь не только школьник, но и взрослый или, по меньшей мере, подросток, который занимается самостоятельно дома или в составе той или иной группы в зависимости от его интересов. Это отвечает рекомендациям специалистов по образованию, согласно которым человек учится на протяжении всей жизни. С учетом этого должно строиться образование. Этот принцип, вне всякого сомнения, станет одним из основных во всех организационных формах образования в будущем.

Учебное телевидение — способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем.

Интернет-телевидение — система, основанная на двусторонней передаче телевизионного сигнала через Интернет-соединения посредством широкополосного подключения.

Начало использования телевидения в образовании приходится на 60-е гг. прошлого века. Если учебное кино было преимущественно направлено на решение задач школьного обучения, в котором средства аудиовизуальной наглядности позволяли решать сложные задачи, недоступные слову учителя, учебное телевидение получает распространение не только в школе, но и в вузе. Преподаватели высшей школы принимают активное участие в создании аудиовизуальных ресурсов — телевизионных лекций для студентов заочного и вечернего отделения. Большое развитие телевидение как коммуникационный образовательный ресурс для высшей школы получило в Ленинграде: при участии Северо-Западного политехнического института были подготовлены циклы телевизионных лекций, отработаны подготовка подобных аудиовизуальных коммуникационных ресурсов, приемы организации обратной связи с обучающимися. Кабельное внутривузовское телевидение активно использовалось практически во всех вузах страны при проведении учебных занятий по многим учебным дисциплинам.

В середине 60-х гг. XX в. в Ленинграде совместно с сотрудниками Педагогического института им. А. И. Герцена городское телевидение начинает создавать циклы учебных телепередач для школ города и области по различным предметам школьной программы, которые по специальному расписанию принимались в классах, оборудованных телевизионными приемниками. В создании таких коммуникационных ресурсов широко использовались приемы литературного театра, исторической реконструкции, проведения экспериментов, телевизионных экскурсий. Под руководством профессора А. А. Степанова разработаны основы дидактики школьного учебного телевидения, проводились научные исследования возможностей аудиовизуального обучения с позиции психического развития обучаемых. Накопленный опыт работы с эфирными учебными телепередачами свидетельствует о возможности расширить и углубить педагогическое воздействие на обучаемых, используя в образовательном процессе аудиовизуальные учебные сообщения. Это проявляется в усилении внимания, осознанности восприятия, познавательной активности. Существенные сдвиги могут быть достигнуты на этапе формирования представлений, в управлении мыслительной деятельностью, в становлении нравственных убеждений и пр. Но эти положительные результаты достигаются лишь при соблюдении определенных принципов построения аудиовизуальных сообщений и адекватных методик практического использования материалов в обучении.

Основным носителем информации в телевизионном сообщении становится телевизионный коммуникатор. Основной подход к разработке и созданию учебных аудиовизуальных сообщений может быть выражен следующим образом. В построении этих сообщений одновременно учитывались основные закономерности обучения, выразительные возможности экранного искусства и особенности коммуникационного канала, по которому транслируется материал (эфирная передача, кабельная сеть, непосредственное предъявление в аудитории). Все это требует специальной подготовленности педагогов-разработчиков учебных сообщений для аудиовизуальных технологий обучения в области психологических особенностей воздействия аудиовизуальных сообщений, выразительных средств экранных искусств, а также в частно-методических подходах преподавания конкретной дисциплины с опорой на аудиовизуальный язык сообщений.

Сегодня многие методические идеи учебного телевидения можно реализовать в Интернет-среде. Многие образовательные учреждения (школы, вузы, культурные центры и т. д.) имеют собственное Интернет-телевидение. В телепрограммах демонстрируются творческие проекты, отчеты о прошедших событиях, работы учащихся — фильмы, анимация, спектакли. Важно, что в современной информационной среде любой человек может делиться собственными продуктами творчества с другими, выступая создателем новых средств массовой коммуникации. Многие журналисты, педагоги, специалисты и мастера в своей области создают собственные видеоканалы, где делятся со зрителями идеями, опытом, мнениями, открытиями.

Например, в русскоязычном сегменте Интернета можно привести следующие примеры популярных образовательных видеоканалов: «Постнаука» (ученые, научные сотрудники различных НИИ, преподаватели российских вузов просто и компетентно рассказывают о многом неизвестном или популярном) и «Простая наука» (демонстрируются ролики с экспериментами в области физики и химии, которые интересны детям и взрослым). Среди англоязычных каналов популярен видеоканал ресурса «Khan Academy» (основанный выпускником Гарварда ресурс, предлагающий бесплатные уроки онлайн по различным направлениям).

Учебное телевидение

Учебное телевидение обладает способностью научного кино - показывать ярко и наглядно различные предметы, явления, процессы. [1]

Учебное телевидение по его технической природе и возможностям является одним из наиболее перспективных технических средств обучения, обладающих большой оперативностью и гибкостью применения. Значительно расширяет возможности учебного телевидения широкое использование магнитной видеозаписи и применение телекиносъемочной установки, позволяющих создавать фонд разнообразного зрительного материала для телепередач. [2]

Учебное телевидение по сути дела совершает только первые шаги в учебном процессе и поэтому нуждается в решении ряда технических задач. [3]

Учебному телевидению принадлежит будущее, поэтому особую важность приобретает консервация учебных телепередач, чтобы их можно было осуществлять в любых районах нашей страны. [4]

Для учебного телевидения используется, как правило, серийная передающая аппаратура. [5]

Опыт советского и зарубежного учебного телевидения свидетельствует о его возможностях в индивидуализации обучения. Возможности индивидуализации не безграничны в своем применении и тесно связаны с технизацией образования. Индивидуализация обучения опирается на самостоятельность обучаемых и предполагает, что в учебном процессе ученик выступает не только как объект деятельности педагога, но и как активно обучающийся субъект. [6]

В учебном телевидении находят применение как информационные и публицистические жанры, так и формы художественно-игрового телевидения - модификация соответствующих жанров и форм телевидения применительно к задачам обучения. [7]

В учебном телевидении , так же как и в кино, огромную роль играет ведущее выразительное средство экрана - монтаж. [8]

Благодаря монтажу учебное телевидение , как и учебное кино, отражает действительность в движении и развитии. Именно эта способность воспроизводить на экране движение составляет важное преимущество телевидения и кино как учебных средств по сравнению с другими наглядными средствами. [9]

Эта система учебного телевидения имеет ряд недостатков, и к ним относятся: сложность одновременной передачи нескольких программ, затруднение с контролем усвоения изучаемого материала, некоторая скованность лекторов условиями студийной телесъемки. [10]

При использовании учебного телевидения в классе присутствуют как бы два учителя: учитель, принимающий передачу, и ведущий, непосредственно обращающийся к ученикам с экрана. Распределение ролей между ними следующее: учитель отдает на время передачи свою информационную и частично организационную функцию коллеге, выступающему с экрана. Педагогическая задача учителя - продолжить урок после приема телепередач или использования любого другого средства в той же логике изложения, в которой подана информация. Материал предъявляемый аудиовизуальными средствами, является частью информации, которую сообщает учитель. [11]

В практику учебного телевидения пока еще робкими шагами входят телепередачи инструктивного характера, цель которых способствовать формированию у школьников умений практической деятельности. Смешанные телепередачи совмещают в себе черты передач разных типов, их чаще всего создают для учащихся 7 - 8 - х классов. В старших классах тип информационных, мотивационных, инструктивных передач более четко выражен. Можно полагать, что такая закономерность связана с особенностями возраста, который интуитивно или осознанно учитывается массовым коммуникатором. [12]

Большой опыт применения учебного телевидения накоплен Центральной студией, а также Ленинградской студией телевидения, которая совместно с Северо-западным заочным политехническим институтом с 1964 г. ведет по третьей программе учебные передачи для студентов вузов, учащихся школ и инженерно-технических работников различного профиля. В 1965 / 1966 учебном году вступила в эксплуатацию учебная телевизионная установка Рязанского радиотехнического института с еженедельной нагрузкой в 22 ч [20], свыше 700 школ Москвы и Московской области систематически пользуются учебными передачами. [13]

Необходимо усовершенствовать системы учебного телевидения , создать цветной офтальмоскоп с кинорегистрацией, телевизионные системы стабилизации положения звезд и планет, ПТУ, с помощью которых можно успешно наблюдать за быстропротекающими процессами, видеотелефон на базе псевдошумовых разверток, телевизионные системы с раскрашенным черно-белым изображением, стереоскопические рентгено-телевизионные установки с цветовым преобразованием контрастов изображения, ПТУ с широким экраном, телевизионные спектрозональные микроскопы и ряд других систем и установок. [14]

Работы в области учебного телевидения , начавшиеся в середине 50 - х годов нашего столетия, привели к быстрому распространению этого прогрессивного вида обучения. В 80 странах мира используется учебное телевидение. Следует отметить два вида применения технических средств обучения, отличающихся требованиями к используемой аппаратуре. Первый - использование телевидения в системе заочного обучения, второй - применение ТВ средств при очном обучении. [15]

Читайте также: