Что такое slow tv

Опубликовано: 16.04.2024

Британские авиалинии объявили, что будут показывать на своих рейсах 7-часовой норвежский фильм, представляющий собой снятую в режиме реального времени поездку на поезде. Этот фильм — один из наиболее успешных образцов так называемого «медленного телевидения», за последние 5 лет превратившегося из локальной фанатской субкультуры в мировой тренд. Weekend попытался разобраться, что такое Slow TV и почему оно стало таким популярным

Slow TV — сравнительно новый феномен, привлекающий все большее внимание, анклав тягучести, другого времени в стремительном мире массмедиа. Феномен этот создали норвежцы. Точнее, не создали, а довели до ума, как и многие другие интересно-унылые вещи — дэт-метал, психологический театр и так далее.

В 2009 году норвежский кабельный канал NRK показал семичасовую прямую трансляцию движения поезда из Бергена в Осло. Идея была не такой уж новой. Англичане начали снимать телефильмы о бессобытийных путешествиях по железной дороге еще в середине 1980-х, в 2000-х немецкий канал Bahn TV показал несколько сотен фильмов о поездах, колесящих по всему миру, и породил небольшую фанатскую субкультуру. Это, в общем, понятно: железная дорога — одна из вещей, лежащих в основе сознания современного европейского человека — и одновременно исчезающая, романтизирующаяся: поезд всегда везет к чему-то вожделенному новому — и все больше для нас, в XXI веке, отдаляется, уходит. Путешествуя в поезде — больше чем в каком-либо ином виде транспорта,— ты оказываешься в роли зрителя, ничего не делаешь. Ты — выключенный (точнее, включенный лишь мягкой тряской пассажирского тела) наблюдатель, не чувствующий ничего, кроме времени. Это — модель всего будущего Slow TV.

"Bergensbanen" побил рекорды предыдущих железнодорожных фильмов, но главное — норвежцы пошли дальше. Через два года тот же NRK показал трансляцию путешествия парохода Hurtigruten вдоль всего побережья страны, она считается самой длинной телепередачей в истории (134 часа). Там тоже совсем ничего не происходит — плывут фьорды, прогуливаются пассажиры, едят что-то, бросают незначащие фразы, иногда играет судовой оркестр. На выходных часть трансляции посмотрело два с половиной миллиона человек, пароходик стал звездой фейсбука. Его движение обсуждали с интересом не меньшим, чем судьбы героев какого-нибудь "Остаться в живых". Потом был фильм про камин, про ловлю лосося. Еще один — про вязание свитера. Норвежская команда пытается побить австралийский рекорд и как можно быстрее пройти путь от еще мохнатой овцы до готовой одежды. Не получается: фильм длится более восьми часов. По ходу действия, как в настоящих спортивных соревнованиях, работает комментатор, разогревает меланхолический азарт. В конце, усталые, все едят торт. Это — тоже хит. В прошлом году в Норвегии Sakte-TV было названо словом года, фильмы смотрят по всей Европе, тенденция стала распространяться и на другие страны. Во Франции, например, показали девятичасовой фильм про туриста, который задом наперед прогуливается по Токио. Это уже, правда, излишняя эксцентрика и ориентализм. Не канон.

Уже в 2014 г. Sakte-TV (это и название компании) запустила, кажется, лучший свой проект — реалити-шоу из кормушки. Точнее, даже нескольких. Это чистейший "Дом-2". Маленькие домики для птиц декорированы как слегка мещанские социал-демократические жилища: картины, цветастые обои, мебель неразличимого северного дизайна. В них резвятся, выясняют отношения, гомонят сороки, поползни и еще какая-то пустельга. Каждая передача — двухминутное включение из их жизни. Вообще-то это не так уж и медленно. Голодно визжат юнцы синицы, снегири отчаянно кокетничают, в бар (есть и такая кормушка), что твой Джон Уэйн, врывается несоразмерная белка. Все это остроумно называется "Piip-Show". Это, конечно, жуткая, постыдная профанация (они бы еще в платья их поодевали, как Дэвид Линч — своих кроликов), но — завораживающая. И, естественно, невероятно популярная: даже местная принцесса Метте-Марит написала в твиттере, что "Piip-Show" — лучшее, что она видела в интернете.

Впрочем, птиц можно отчасти вынести за скобки. С ними все понятно и весело. Вопрос: что заставляет тысячи людей смотреть передачи про пряжу или лосося. Некоторые говорят, что там много любопытной информации. Но это, конечно, лукавство. Если честно, основная особенность всех этих программ — они неинтересные .

Это важно. Интерес — чувство, сильнее прочих профанированное современными медиа. Об этом даже говорить скучно. Бесконечный поток новостей, истерически ползущая лента фейсбука-твиттера, наркомания катастроф, непрерывная необходимость в познавательной, но не дающей ничего ни уму, ни душе информации, любопытство без удовольствия. Огромный сегмент медиа и новых, и старых заполняют повествования о том, как медиа не дают нам жить. И вот появляется альтернатива: не отходя от телевизора, не отключаясь от интернета, можно посмотреть, как плывет по неторопливой красоте паром и прядется успокоительная, веками не меняющая своего манера нить. Это как пресловутый медиадетокс, но в рамках самих медиа. Дьявольское, если вдуматься, изобретение.

Но даже забудем на секунду, что фейсбук-трансляции, хэштеги и прочая интернет-атрибутика становится важнейшей частью каждого проекта Sakte-TV. Ведь возможность сосредоточенно смотреть на что-то, отказаться от интереса к фальшивому действию — это в любом случае важно?

На таком же шокирующем и вдохновляющем отказе от сюжета строились фильмы Энди Уорхола, которого теоретики "медленного телевидения" неизменно зачисляют в его предтечи. Речь прежде всего о "Сне" 1963 года. В нем пять с половиной часов спит обнаженный поэт Джон Джорно, тогдашний уорхоловский возлюбленный. Смотреть такое вроде бы еще страннее, чем сюжеты "медленного телевидения", но в "Сне" есть что-то по-настоящему гипнотизирующее. И дело не в том, что тут происходит настоящее, бесспорное ничего, не в том, что мы смотрим на человека, который присутствует и отсутствует одновременно. Дело вот в чем: "Сон" — восхитительный фильм прежде всего из-за того, что передает до абсурда настоятельный взгляд влюбленного, очарованного. Главный двигатель "медленного телевидения" — вещь противоположная. Оно не сбивает потребителя медиа с его основного чувства — самопожирающей, любопытствующей похоти. Но преподносит ему новый, освежающий объект, возможность похоти к пустоте.

Сколько времени можно смотреть на огонь, воду, рыб, птиц и спящего поэта 10 примеров Slow TV

2 — 4 часа «Yule log» Автор идеи Фред Троуэр, первая трансляция — 1966 год

Телевизионная программа, в которой демонстрируется камин с тлеющим в нем yule log — большим поленом, традиционно сжигаемым в Рождество. Транслируется в европейских странах и США в сочельник или утром под рождественские гимны и колядки.

5 часов 30 минут «Sleep 1963» Режиссер Энди Уорхол, 1963 год

Первый фильм Уорхола, самим художником обозначенный как "антифильм", сейчас считается началом Slow TV. На протяжении всей ленты камера без звука и на черно-белую пленку снимает спящего поэта Джона Джорно.

7 часов «Бергенсбанен: минута за минутой» Телекомпания NRK, 2009 год

Телетрансляция поездки из Бергена в Осло, приуроченная к 100-летию строительства железной дороги между городами.

8 часов 40 минут «Национальная ночь вязания» Телекомпания NRK, 2013 год

«Национальная ночь вязания»

«Национальная ночь вязания»

Стрижка овец, подготовка пряжи и вязание свитера в прямом эфире.

9 часов «Tokyo Reverse» Симон Буссон и Людвиг Зуйли, 2014 год

Прогулка по Токио Людвига Зуйли снята при помощи оптического обмана: все жители города в кадре идут назад — и только Зуйли вперед; на самом же деле все девять часов прогулки Зуйли пятился назад, а при монтаже фильм пустили в обратном порядке.

12 часов «Национальная ночь дров» Телекомпания NRK, 2013 год

«Национальная ночь дров»

«Национальная ночь дров»

Заготовка дров, дискуссии на тему выбора древесины с комментариями экспертов и почти 10 часов беспрерывно горящего камина, в который авторы фильма подкладывают поленья.

18 часов «Лосось и страсть» Телекомпания NRK, 2012 год

«Лосось и страсть»

«Лосось и страсть»

Прямое включение с берега реки в день открытия сезона ловли лосося в Норвегии.

30 часов Интервью журналиста Мадса Андерсона и автора детективных романов Ханса Лахлума Телекомпания VGTV, 2013 год

Интервью журналиста VGTV Мадса Андерсона и автора детективных романов Ханса Лахлума

Интервью журналиста VGTV Мадса Андерсона и автора детективных романов Ханса Лахлума

Находясь в прямом эфире более суток, Андерсон и Лахлум успели обсудить норвежских и американских политиков, шахматы, книги, рецепты любимых блюд и многое другое, не прерываясь ни на минуту.

134 часа «Хуртигрутен: минута за минутой» Телекомпания NRK, 2011 год

Прямой эфир с борта круизного лайнера, плывущего вдоль побережья Норвегии.

87 дней «Piip-Show» Телекомпания NRK, 2014 год

Реалити-шоу из кормушек и скворечников для птиц и белок. За время проекта участники шоу успели пережениться, высидеть яйца и начать воспитывать потомство.

Как замедлялась жизнь

Медленное телевидение, медленные новости, медленное искусство, медленная наука, медленные города — Weekend выяснил, из чего состоит Slow Movement и как из одного протеста против "Макдональдса" выросла целая культура медленного образа жизни. Читать дальше

Новое — это забытое старое

Для необычного формата «медленного телевидения» (Slow TV) характерны многочасовые трансляции однообразных событий. Например, смена пейзажей во время путешествия или вязание. В России это стало безусловной премьерой. Подобные многочасовые программы не показывали не только эфирные, но и тематические каналы. А теперь неспешные сюжеты включил в свою сетку вещания городской канал в Санкт-Петербурге, а новая телекомпания «Слоу ТВ» запустит в ноябре три телеканала с релаксационной концепцией.
Впрочем, все новое — хорошо забытое старое. Эксперименты с медленными фильмами уже ставились в 60-е годы минувшего века режиссером Энди Уорхолом. Стремясь раздвинуть рамки традиционного кино, он снял «Спи» (1963) и «Эмпайр» (1964). Первый представлял собой черно-белый пятичасовой показ спящего американского поэта Джона Джиорно, не сопровождавшийся никакими звуками. На премьере присутствовало девять зрителей, двое из которых ушли с просмотра в течение первого часа. Изначально Уорхол вместо Джиорно хотел снять сон Брижит Бардо. Сюжет второй ленты заключался в 8-часовом показе снятого в режиме замедленной съемки нью-йоркского небоскреба «Эмпайр Стейт Билдинг» в период с вечера до утра.

Оригинальный, но рискованный эксперимент

Запуск в России «медленного телевидения» обещает стать оригинальным, но рискованным экспериментом. Впрочем, наши отечественные вещатели подошли к его началу довольно осторожно. На канале «100 ТВ» трансляции в «норвежском» формате проходят один раз в месяц в ночное время выходного дня. А что касается запуска трех новых каналов телекомпанией «Слоу ТВ» на платформе спутникового оператора «Орион Экспресс», то здесь «пошли своим путем». Общее со скандинавским «медленным телевидением» у российского тематического проекта только название формата и релаксационная суть.

В анонсах запуска трех телеканалов повторяется словосочетание «Slow TV». Однако в том понимании, в каком оно сегодня известно, увидеть его смогут только зрители телеканала «100 ТВ» в Санкт-Петербурге. Продюсер и режиссер Юрий Грымов представит в ноябре совершенно другое «медленное телевидение» — релаксационное и медитативное. Предполагается, что оно должно помочь зрителям расслабиться. Но это произойдет не в формате «норвежских» трансляций многочасовых видеороликов, демонстрирующих некий процесс в его естественном темпе (например, перемещение из пункта А в пункт Б).
Телекомпания производит телеканалы под названиями Noise, Relax и Slow. В анонсах сообщалось, что Noise — это 3D-графика и дизайнерский видеоарт, Relax — сюжетное видео под аудиосопровождение в стиле релакс, а Slow —длинные видеоролики с мировыми красотами. В целом оно, конечно, так. Но в содержательной части, как выяснилось, не будет ничего общего с практикой NRK.

Контент телеканала Noise представляет собой двумерную и трехмерную графику и анимацию. Но не в смысле аниме и «мультяшек». Это будут дизайнерские анимационные композиции и художественные перфомансы. На канале можно будет увидеть раритетные работы в области видеоарта начала 20-х годов прошлого века. С весны следующего года планируются показы фильмов раз в неделю. Если говорить о художественных фильмах, то это, возможно, будут мировоззренческие «Наука сна» и «Бразилия». Также в планах возродить программу «Большая рыба», которую Юрий Грымов вел на канале A-One.
Все это относит Noise к группе каналов, посвященных культуре и искусству. Планируется, что средний хронометраж сюжетов не будет превышать трех минут. При таком стремительном калейдоскопе видеоряда причислять его к категории Slow TV довольно затруднительно.
Ненамного медленнее и телеканал Relax. Хронометраж его сюжетов предполагается продолжительностью от пяти до семи минут. Его содержание составляют сюжетные видео под аудиосопровождение в стиле релакс. Музыка в стиле Buddah Bar. Чем же этот канал отличается от уже давно распространяющегося в России известного канала релаксации и медитации Myzen? Существенной разницы, увы, не обнаружилось. Как и сходства с «медленным телевидением» норвежского образца.

Последняя надежда на заявленное «медленное телевидение» оставалась на канал Slow. Рождались вопросы: а как, например, будет формироваться сетка вещания, будут ли транслироваться многочасовые сюжеты одним потоком или частями, как сериалы? Ну и много других вопросов подобного рода. Надо сразу поставить все точки на «i» — хронометраж сюжета на этом самом «медленном» канале составит не более 40… минут.
В будущем, конечно, планируется экспериментировать с показами сюжетов длительностью несколько часов. Но не сейчас. Просто потому, что Юрий Грымов пока не знает, как примет зритель новый для российского рынка формат каналов. Сегодня канал Slow позиционируется в качестве медитативного телевидения.

Телевидение «для души»

Но эта концепция не соотносится со сложившимися в профессиональной среде представлениями о «медленном телевидении». Зато отлично ассоциируется с телеканалами Myzen, «Психология 21», «Живи!», «Тонус ТВ» и даже с прекратившим вещание «Астро ТВ», то есть с нишей психологического, релаксационного, медитативного телевидения «для душевного здоровья». Но в этом случае невозможно говорить о том, что такое телевидение «не имеет аналогов в России», как это было сделано в одном из релизов пресс-службы телекомпании. А вот для того, чтобы отличиться, показаться не таким, как все, можно заявить и об «особом взгляде» на концепцию Slow TV, и о том, что хронометраж 3 минуты может быть «медленным внутри» и важно «то, что транслируют, а не какой оно продолжительности».

С другой стороны, почему бы релаксационные телеканалы не считать «медленными»? Да по той же причине, по какой, несмотря на наличие информационной и познавательной составляющей в программах всех телеканалов, никому не приходит в голову считать, например, Discovery Channel информационным. «Медленное телевидение» отличается не столько созерцательностью своих долгих сюжетов, сколько просто никуда «не торопится». Оно открывает полузабытые радости подробного рассказа, ветвистого сюжета, детального интерьера, бесценного костюма, запутанной интриги, сложных внебрачных связей и затейливо противоречивых характеров. Оно тормозит реальность, предлагая зрителям бесконечные, как сказки Шахерезады, истории. Кроме того, поклонники «долгоиграющих» реалити-шоу утверждают, что неторопливый жанр позволяет им углубиться в детали и рассмотреть то, что нельзя увидеть при краткосрочном наблюдении за событиями.

Немного об участниках

Оставив в покое «медленное телевидение», можно поприветствовать на российском рынке сразу три новых телеканала. Их содержание адресовано всем группам телезрителей старше 6 лет. Каким будет прайм-тайм этих каналов, кроме того, что «стопроцентно нетрадиционным», узнать не удалось. Но точно известно, что сетка вещания будет блочной с повторами.

Контент в телекомпании собирали в течение двух с половиной лет по всему миру. Это работы художников из Японии, Канады, Индии, США, Франции и других стран. Ключевых поставщиков, как выяснилось, не существует. Можно отметить, что у Slow 20% американских производителей, у Noise — примерно 15% французских. В целом же это случайные находки на арт-фестивалях, прямые контакты с художниками, работы из частных коллекций.
«Слоу ТВ» производит каналы в SD- и HD-форматах. По данным «Коммерсантъ-Картотека», 40% этой компании контролирует Юрий Грымов, 60% принадлежит ООО «Нью-Медиа». 85% последней владеет «Столичная трастовая компания «Союз» Александра Воловника, 15% — бывшая гендиректор спутникового оператора «Орион Экспресс» Алина Куракина. С начала 2014 года она находится в декретном отпуске, и в компании не обладают информацией о ее планах возвращения на работу.

Телеканалы будут включены в базовые пакеты для абонентов проекта «Телекарта» оператора «Орион Экспресс». Другим операторам платного телевидения предоставляется полная свобода выбора — делать их доступным всей базе или предлагать своим абонентам за отдельную плату. По словам Юрия Грымова, размер абонентской платы за все три канала может составлять $1 в месяц. Размер инвестиций в проект он не раскрыл. Согласно бизнес-плану, на второй год после запуска «Слоу ТВ» должна вернуть вложения, а на третий — выйти на прибыль.
Трастовая компания «Союз» является учредителем еще одной телекомпании — «Макс Медиа». Она также производит телеканалы для платформы оператора «Орион Экспресс» — «Мужской», «Успех» и «Загородная жизнь». Кроме того, СТК «Союз», полностью принадлежащий Александру Воловнику, является основным акционером «Фондсервисбанка». Акционерами банка являются также ОАО «НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко», ОАО «Протон — Пермские моторы», ОАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», ОАО «Национальный институт авиационных технологий».

Первым проектом Юрия Грымова был культурологический интерактивный телеканал под названием «Арена24», который планировался к запуску еще в 2011 году. Однако он так и не начал вещание, по слухам, из-за потери к нему интереса инвестора. В 2012 году режиссер вернулся к этой идее, но при этом трансформировал тематику с культурной на психоделическую. Попытка вновь оказалась неудачной. Потом он занялся телеканалом для киноманов, но его опередил проект «Кино ТВ». После этого Грымов на некоторое время оставил идею запуска собственного телепроекта и занял должность генерального продюсера канала «Дождь». Проработав на этом посту около года, он вернулся к планам запуска собственных телеканалов.

Скандал как реклама

В середине следующего года планируется выход на европейский рынок. В телекомпании мечтают о зрителях в Китае, присматриваются к рынку Северной Америки.
В связи с этим готовились к презентации в Каннах на выставке Mipcom-2014. Решили пошутить с рекламным слоганом. Но случился конфуз — шутка оказалась «ниже пояса».
В оригинале слоган звучал так: «Sanctions Against Russia? Do Us Slowly!». Переводится это как «Санкции против России? *** нас помедленнее!». «Зазвезденное» мною слово вроде как законодательно не запрещено в печати, но обозначает практически то же, что и запрещенное. И в таком словосочетании в приличном обществе оно не употребляется.

Есть еще один вариант прочтения слогана. Буквы слова «Us» в сочетании с символом флага США могут обозначать аббревиатуру United States (Соединенные Штаты). Получается, что «помедленнее» не «нас», а «Соединенные Штаты». Вежливые организаторы выставки не стали вдаваться в подробности «кого» и «как». Но, поблагодарив российских участников за проделанную работу для каталога Mipcom, они деликатно назвали такую рекламу «слишком агрессивной» и указали, что «она не может быть одобрена их редакцией».

Из «Слоу ТВ» нами был получен пресс-релиз с заголовком: «Рекламу Российского телевидения запретили в Каннах». В нем, в частности, указывалось, что «международная телевизионная выставка Mipcom 2014 в Каннах отказала в размещении рекламы группе телеканалов медленного телевидения».
Юрий Грымов прокомментировал это так: «Печально все-таки видеть, когда люди теряют чувство юмора и самоиронии. Мы не нарушили ни закон о рекламе, ни закон о СМИ, ни конституцию какого-либо государства. Случился удивительный казус. Телерынок, где я презентую группу телеканалов «Медленное телевидение», запретил нашу рекламу». Еще он подчеркнул, что его «каналы далеки от политики». Так зачем же было выбирать в качестве слогана текст с политическим содержанием и «шуткой» за рамками приличий? Уж вряд ли для рекламы на европейской выставке.

Но люди массово смотрят, как 7 часов едет поезд, 5 суток плывет пароход, 14 часов наблюдают за птицами, 18 часов – за рыбалкой. Оценили ночь лесорубов и ночь вязальщиков. О феномене рассказывает автор формата slow TV


Томас Хеллум, норвежский телепродюсер, делает очень странное телевидение. Очень-странное-телевидение. Медленное. На платформе TED он рассказал, как все начиналось, каким образом развивается, и попытался ответить на вопрос о природе популярности жанра, который, казалось бы, популярным быть не может, – ну кто в своем уме будет смотреть, как в течение восьми часов шерсть, состриженная с овцы, превращается в свитер? Никто – даже в Норвегии. Мы публикуем собственный перевод выступления Томаса Хеллума.

У меня всего 18 минут, чтобы рассказать о том, что длится часами и даже, бывает, по несколько дней. Так что начну, пожалуй. Для затравки – вот что говорит телеканал «Аль-Джазира».

Ну и дальше они восемь минут рассказывают о странных телепередачах в маленькой Норвегии. Да как это вообще все произошло – «Аль-Джазира», CNN? Завязка истории – 2009 год, у одного коллеги возникла потрясающая идея. Он придумал передачу о вторжении фашистов в Норвегию в 1940 году, которая шла бы всю ночь и поминутно воспроизводила тогдашние события. С ума сойти! Но до дня нападения Германии оставалась всего пара недель, мы никак не успели бы подготовить программу. Поэтому начали обсуждать другие варианты – какие еще долгие истории можно показать зрителю в развитии, шаг за шагом?

И вот кто-то подумал о поезде. Бергенская железная дорога в том году отмечала столетие. Поезд едет с запада страны на восток, и путь занимает столько же времени, сколько сорок лет тому назад, 7 часов. Мы позвонили нашему редактору в Осло и говорим: хотим сделать документальный фильм о Бергенской железной дороге – полноформатный, во всю длину. Редактор интересуется, мол, а фильм-то насколько долгим будет? А мы ему опять: полноформатный, во всю длину. А он: да длительность-то фильма какая? И по кругу, пинг-понг такой.

Но, к счастью, в Осло как-то весело отреагировали на нашу идею, и чудесным сентябрьским днем мы начали делать программу The Bergen Railway, которая, как мы думали, должна была продлиться 7 часов 4 минуты, а длилась в итоге на десять минут дольше – по техническим причинам. У нас было четыре камеры, три повернуты таким образом, чтобы демонстрировать красоту пейзажа. Как мы и ожидали, отличная получилась передача. Она вышла в эфир в ноябре 2009 года, и показатели были сногсшибательными. 1,2 миллиона норвежцев смотрели хотя бы часть этой программы. А когда ведущий главного нашего канала в конце выпуска «хороших новостей» сказала, что на соседней кнопке поезд как раз подъезжает к станции Myrdal, тысячи зрителей переключились на нас.

Огромный успех в соцсетях. Было очень приятно видеть, как тысячи пользователей Facebook и Twitter обсуждают какой-нибудь конкретный вид, говорят друг с другом так, как если бы они в действительности вместе ехали в поезде. А вот это мое любимое: мужчина семидесяти шести лет посмотрел всю передачу от начала и до конца и на конечной станции встал и потянулся на багажную полку – забрать чемодан. Только стукнувшись головой о карниз, он сообразил, что все это время находился в собственной гостиной.

Это сильное, живое телевидение. Четыреста тридцать шесть минут вечера пятницы. И вот именно в ту первую пятницу мы прочли такое сообщение в Twitter: «Что за читерство? Зачем останавливаться на 436 минутах, когда можно взять все 8040 минут самого крутого в Норвегии круиза из Бергена в Киркенес, это почти 3 тысячи километров! Вдоль практически всего нашего побережья. У этого маршрута почти 120-летняя история, он неотъемлемая часть здешней жизни!» И вот всего неделю спустя мы позвонили в компанию Hurtigruten, которая эти круизы делает, и начали планировать следующее шоу.

Хотелось действовать по-новому: The Bergen Railway шла не в прямом эфире, это была запись. И вот мы с коллегами смотрели эпизод на станции Ål Station, там был один журналист. Мы с ним говорили по телефону, а потом, когда поезд поехал дальше, он его фотографировал и махал рукой в камеру. И мы подумали – а что если в кадр попало бы больше людей? Что они сочли бы нужным продемонстрировать, как бы это выглядело? И вот таким образом мы пришли к тому, что следующее шоу будет живым. Хотелось, чтобы люди фотографировались на фоне фьорда, мимо которого плывет круизный лайнер, и были одновременно на экране фотоаппарата и на телеэкране.

Пять с половиной дней в эфире – нам требовалась помощь. Мы спросили наших потенциальных зрителей о том, что бы им было интересно увидеть, что нам вообще снимать-то? Нужен ли посвященный проекту веб-сайт и что там должно быть? Полученные ответы оказались очень полезными. 23 июня 2011 года мы поднялись на борт, и все началось.

Мои самые яркие воспоминания о той неделе связаны с людьми. Они были в кадре, они создавали все истории. Вот, например, Карл, ученик девятого класса, вышел на берег с плакатом «Я немного опоздаю в школу». Занятия начинаются в 8 утра, а он пришел в 9, но не получил замечаний от учителя – ведь учитель смотрел шоу и видел его записку!

Как мы все это осуществили? Взяли конференц-зал на борту теплохода и превратили его в телевизионную аппаратную. У нас было 11 камер. Приходилось иногда придумывать на ходу, например, угол наклона одной из камер мы регулировали при помощи противовеса – дрели. Как было сказано в эфире, «в данную минуту это главная дрель Норвегии».

Нам очень пригодилась камера, которую обычно используют в спортивных трансляциях, она дает очень качественное изображение людей и предметов на расстоянии десятков километров. Мы снимали людей на берегу – они приветствовали лайнер одной рукой, а в другой держали телефон – звонили родным: «Папа, мы в телеке!» Вот такое телевидение приветствий в течение пяти с половиной дней, счастливые люди, посылающие весточку тем, кого любят.

В соцсетях случился настоящий бум, а когда в последний день мы повстречали Ее Величество Королеву Норвегии, Twitter просто не справился с валом сообщений. В общей сложности за эту неделю мы показали в интернете видеоматериалов общей продолжительностью сто лет (!), их могли увидеть представители 148 народов. И все эти видео доступны по сей день, более того, наш проект попал в Книгу рекордов Гиннесса и все документы по нему входят в список ЮНЕСКо по Норвегии.

Ну, что сказать, длинная получилась программа, так что многие, как премьер-министр, смотрели ее не целиком. А вот один 82-летний зритель, если верить популярному демотиватору, пять ночей не пользовался кроватью. Не мог оторваться – а вдруг что-то именно в этот момент случится? Хотя это было маловероятно, вообще говоря.


Показатели фантастические: нас тут всего 5 миллионов, а 3,2 миллиона смотрели Hurtigruten хотя бы частично. Даже некоторые пассажиры – вместо того чтобы наблюдать картину вживую – предпочитали смотреть на экран.

Итак, нам было позволено стать на какое-то время частью жизни наших зрителей и довольно долго оставаться в их гостиных. Мы начали думать – а что еще можно сделать в жанре медленного телевидения? Было два пути: взять какой-то долгий процесс в качестве темы или придумать идею и сделать процесс долгим. Потом у нас случились 14 часов наблюдения за птицами, 18 часов рыбалки – первый лосось был пойман спустя три часа, это действительно достаточно небыстро. Или вот прогулка на лодке по Telemark Canal. Мы снимали еще один поезд, причем в четыре приема – весной, летом, осенью и зимой, а потом смонтировали.

На наш новый проект обратили внимание и за пределами Норвегии, в шоу на Comedy Central.

Стивен Колберт: «Поглядел я тут одну крайне популярную передачу норвежского ТВ, называется “Национальная ночь лесорубов”. В основном там люди, одетые в парки, болтали и рубили деревья, а потом еще восемь часов показывали, как горит в камине огонь. Она просто выкинула с пьедестала такие популярные шоу, как “Как сохнет краска” и “Гонка ледников”. Вдумайтесь только, 20 процентов норвежцев это смотрели!»

Ну, раз интересно наблюдать за тем, как рубят дрова, почему бы не посмотреть на процесс вязания? Поэтому следующее шоу в течение восьми часов провело зрителя от стрижки овцы до свитера, который на его глазах был связан из полученной шерсти. И Джимми Киммелу с канала ABC эта передача понравилась настолько пришлась по душе, что он сказал:

«Да там даже участники шоу засыпали! И рекорд мировой по вязанию побить не удалось. Ну, не выиграли, но есть такая норвежская пословица, мол, важно не то, победил ты или проиграл. Да и ничто не имеет значения, все равно за каждым придет смерть!»

Ну и как, почему это нравится людям? Да потому что медленное телевидение в корне отличается от всякого другого, привычного. Мы берем зрителя вместе с нами в путешествие, которое происходит в реальном времени, сейчас, здесь, и он правда чувствует, что едет в поезде, плывет на круизном лайнере, бродит по лесу с топором или сидит вместе с вязальщиками. Думаю, один из главных моментов заключается в том, что мы не трогаем хронологию событий, не вмешиваемся. И еще важно, что мы делаем шоу о том, что каждому знакомо, понятно, что лежит где-то глубоко в нашем культурном коде.

Секрет еще и в том, чтобы дать зрителю возможность самостоятельно придумывать историю. Вот, например, красивая картинка: небольшой залив, домики, дорога, по которой бредет корова.


Отлично, но как телепродюсер я понимаю – хватит, следующий кадр. Но это же медленное ТВ! Поэтому мы показываем этот план до того момента, пока у зрителя не начнет подводить живот, а потом еще немного, а потом еще. И еще. И тут вы замечаете корову и даже флаг на флагштоке, вы спрашиваете себя – а дома ли фермер? Ушел? Интересно, куда? Он вообще за своей коровой-то следит? И куда это она направляется, кстати? Мы показывали эту картинку 10 минут, и этого достаточно, чтобы включилось воображение аудитории. Вот в этом заключается суть медленного телевидения.

Мы будем продолжать. Не больше двух раз в год, чтобы глаз не замылился. Что такое хорошая идея для медленного ТВ? Представьте, вы говорите кому-то: вот это годится для телевидения. А он смеется в ответ. Вот оно! Потому что жизнь особенно прекрасна, когда в ней есть место странному.

Bonus. Первая часть The Bergen Railway

Карантин замедлил мир. Конечно, вскоре он снова разгонится — но по душе это далеко не всем. Лиза Мороз узнала, как живут слоулайферы, противники высоких скоростей, и чему они могут научить даже тех, кто обожает крысиные бега.

«Я помню момент, как впервые посмотрела медленное финское телевидение.

В течение пяти-шести часов там показывали озеро: как меняется гладь воды, пролетают птицы и шумят деревья. Я подумала, что это скучно, но оказалось завораживающе и в то же время успокаивающе», — рассказывает автор блога о slow life Катерина Трунова. Именно медленное ТВ стало отправной точкой ее замедления.

Катерина признается, что раньше много суетилась. «Вроде что-то делаешь, но на самом деле просто сливаешь энергию в никуда», — говорит она медитативным голосом. Адепты slow living называют состояние, которое упоминает Катерина, постоянной занятостью. Это то самое чувство, которое заставляет нас сожалеть, что в сутках только 24 часа.


Исследование Сильвии Бельезе из Колумбийского университета объясняет, почему так много людей страдают от синдрома белки в колесе. Вместе с коллегами она выяснила, что быть всё время занятым — это показатель целеустремленности, амбициозности, востребованности, в общем, всех капиталистических характеристик, которые должны быть присущи высококвалифицированному сотруднику. Работа наделяется функциями социального лифта, который отвезет трудоголика наверх, а лентяя — вниз. Но и отдых тоже должен быть интенсивным, иначе не будет жизни на полную катушку.

Помимо статусности, подноготная занятости может скрывать желание сохранить работу, показав начальнику, что ты выполняешь всё и даже больше. Там же притаился и эскапизм — избегание встречи со сложными вопросами, например: «Счастлив ли я?» и «Делаю ли я то, о чем всегда мечтал?». Они пугают явно сильнее, чем забитый до отказа список дел. Страх упустить что-то «важное» (FOMO) тоже может носить маску занятости. А «необходимость обеспечивать всю семью» может объяснять, почему мы начинаем спешить, как только открываем утром глаза.

Может быть интересно

Медленная жизнь — полная противоположность этому. Не существует четкого определения, что такое slow life. Это движение начиналось как протест против строительства ресторана быстрого питания «Макдоналдс» возле площади Испании в Риме. В 1986 году Карло Петрини организовал демонстрацию, на которой он и его последователи размахивали тарелками с пенне в качестве «оружия».

Пикет прошел успешно, а позже Карло основал Международное движение за медленное питание, которое противопоставляется фастфуду, «грязному» производству продуктов питания и разрушению местной экономики.

Сегодня движение slow food перешло в политическое измерение. Фонд медленного питания финансирует проекты и организации, которые занимаются сохранением сельскохозяйственного биоразнообразия и гастрономических традиций. Фонд продвигает новую сельхозсистему, которая учитывает местные культурные особенности, земельные ресурсы, устойчивое животноводство и здоровье потребителей.

Но принципы slow food может применять и отдельный человек. «Готовка для меня — своего рода медитация. Я режу помидор, ощущаю его кожицу, думаю, где он рос. Это в корне отличается от доставки еды, которая сохраняет время, но не позволяет ощутить эмоций, которые может дать процесс приготовления», — делится Катерина Трунова.

Гейр Бертельсен, основатель Всемирного института медленности, объясняет, что такое жизнь в стиле slow: «Медлительность — это измерение времени. В отличие от хронологического оно нелинейно, это время здесь и сейчас, время, которое работает для вас».

Когда мы ощущаем спешку, нам кажется, что день пролетает незаметно. Движение slow life предлагает притормозить, чтобы замечать, как же этот день проходит.

«Для меня slow living — это жизнь в комфорте с собой без надрыва, — говорит Ирина Порецкая, которая пришла к такому стилю жизни интуитивно и только потом узнала про само движение. — У меня был свой бизнес — онлайн-магазин белья и домашней одежды для беременных и кормящих мам. Я активно работала, а потом выгорела. Я поняла, что такая жизнь, конечно, увлекательна, но здоровье мне никто не вернет.

Потом я забеременела, и это состояние тоже повлияло на мое замедление. Во-первых, теперь я должна была заботиться не только о себе, но и о ребенке. А во-вторых, я уже физически не успевала делать то, что делала раньше. После рождения дочки в моем организме произошли гормональные изменения, которые тоже позволили лучше почувствовать свое тело и его потребности.

Всё это соотносится с принципами slow life, когда ты больше сосредоточен на ощущениях, чем на логике. То есть для меня slow living — это не набор четких правил, которые я должна выполнять, а скорее состояние, в котором я ближе к себе, чувствую свои потребности и иду за ними. Условно говоря, когда надо поспать, я сплю, когда надо поесть — ем, а не гонюсь за дедлайнами и терплю. Когда ты анализируешь, что тебе нравится, а что нет, убираешь мельчайший дискомфорт, то жизнь сама собой идет в таком формате».


Ирина уточняет, что slow life — это не жизнь в слоумоушн. Вам не нужно всё делать медленно, не нужно заморачиваться настолько, чтобы не пропустить ни одну каплю дождя.

Речь о том, чтобы выиграть время, делая только важные для вас вещи в комфортном темпе.

Медленная работа и родительство

Медленная версия есть почти у всего: работы, денег, воспитания детей, моды, городов и путешествий. Но если представить себе медленные ужины и завтраки еще можно, то возможно ли медленно работать в современных реалиях? Да, такое тоже бывает, а организовать это можно, если растождествить себя и работу.

Для многих из нас то, что мы делаем за деньги или ради удовольствия, связано с самооценкой. Взлеты, падения и недооцененность нашего труда — всё это сказывается на настроении. Но что, если работа — лишь часть жизни, которая влияет на одну из множества граней нашей личности? Такое допущение может поменять отношение не только к делам, но и к скорости их выполнения.

Для своего удобства многие слоулайферы выбирают дистанционную работу. «Я могу встать в пять утра и поработать до семи. Для меня это самое продуктивное время. Я уверена, что КПД человека растет вместе с его комфортом. Если мне хорошо работается ранним утром, а не с офисных девяти, то зачем снижать свою производительность из-за требования выполнять четкий график?» — уверенно заявляет Ирина, которая одновременно ведет несколько проектов. Она главный редактор в онлайн-издании, блогер, создательница проекта для бизнес-мам и курса по интервью. А переключение с одного дела на другое позволяет ей быть эффективной в каждом из них.

Может быть интересно

Исследования также показывают, что для многих работать удаленно более продуктивно. Профессор из Стэнфорда Николас Блум два года изучал тех, кто работает на удаленке, и офисных сотрудников и пришел к выводу, что в домашних условиях людям было проще сконцентрироваться. Кроме того, они меньше уставали, потому что делали короткие перерывы, брали меньше больничных, однако при этом меньше отдыхали и чувствовали большую изоляцию. Поэтому Блум советует работать из дома несколько дней в неделю, а не постоянно. Хотя это вопрос привычки и умения расслабляться.

Чтобы научиться релаксировать, необходимо выстраивать жесткие границы. Для этого стоит выделить временные слоты в расписании, когда можно отдохнуть, например подремать или заняться йогой. И, конечно, ограничивать рабочие часы, чтобы сохранять баланс.

Монозадачность — еще одна особенность медленной работы, когда вы погружаетесь в одно занятие за раз. Именно в этом случае рождается «поток» , о котором так много говорят и мечтают. К тому же это позволяет сохранить ограниченные нейронные ресурсы, которые истощаются при каждом переключении между задачами, говорится в исследовании специалистов из Университета Калифорнии.

Из-за того, что мы отвлекаемся на всплывающие уведомления, в конце дня нас душит усталость, хоть мы и закрыли всего пару задач. Келли МакГонигал, психолог, лектор в Стэнфорде и автор книги «Инстинкт силы воли», считает, что однозадачность — «важный навык, который мы должны практиковать, форма самосознания, а не когнитивное ограничение».

Вообще концентрация на чем-то одном — один из главных принципов slow life. Это касается и медленного чтения, и медленного садоводства. А вот медленное родительство — более сложный конструкт.

«Это движение родителей, которые дают своим детям много времени и места, чтобы те исследовали мир на собственных условиях. Они контролируют семейный график, чтобы у всех было достаточно времени для отдыха, рефлексии и совместного времяпрепровождения.

Медленное воспитание — это позволение вашим детям понять, кто они на самом деле, а не кем мы хотим, чтобы они были», — рассказывает Карл Оноре, автор многих книг о slow living.

«Я стараюсь не торопить своего сына. Когда мы идем на прогулку, не подгоняю его, чтобы он быстрее одевался. На улице даю ему возможность постоять и рассмотреть травинку или цветочек. Взрослые часто забывают, как наслаждаться маленькими деталями, а дети хорошо это умеют. И нужно иметь терпение, чтобы не мешать им в этом», — делится Катерина Трунова опытом медленного родительства.

А Ирина Порецкая говорит, что не воспитывает свою дочь, а воспитывает себя: «Дети зеркалят все эмоциональные состояния родителей. Когда мама на надрыве, то и ребенок беспокойный. Поэтому для меня важно быть в гармоничном состоянии». Также у Ирины есть правило: воскресенье — день только для семьи: «Может показаться, что сложно оставить все гаджеты дома и поехать куда-то всей семьей, но на самом деле это позволяет лучше чувствовать жизнь и показывать ее ребенку».

Медленные деньги, города и путешествия

Термин «медленные деньги» (slow money) придумал инвестор Вуди Таш. Он говорит, что инвесторы больше не знают, куда и на что идут их вложения. Поэтому он начал продвигать более здоровую и устойчивую альтернативу венчурному капиталу для финансирования новых предприятий.

Но даже если вы не собираетесь вкладываться в потенциальных «единорогов» , концепция slow money всё равно может встроиться в вашу жизнь. Смысл в том, чтобы покупать местное, поддерживая тем самым локальное сообщество. Чем медленнее деньги вытекают из одной географической точки, тем выше шанс, что эта местность будет развиваться. Правда, такая схема работает только в случае, если все участники товарно-денежного обмена придерживаются схожих ценностей, а не предпочитают сорить купюрами подальше от дома.

Кстати, аккумуляция денег в одном месте может стать первым шагом на пути к медленному городу (cittaslow). Но чтобы город приобрел такой статус, в нем должно проживать не более 50 тысяч человек и он сам должен отвечать всем пунктам гайдлайна движения slow life, а это 72 требования: от отказа от ГМО до создания условий для людей с инвалидностью, семей с детьми и пожилых граждан. Как только инспектора поставят все галочки, городу подарят логотип с улиткой — знак медленности. В мире уже есть 236 таких городов, например турецкая Венеция — Халфети, где цветут черные розы, и Ла-Оротава на Тенерифе с лучшими песчаными пляжами острова.

Недавнее исследование турецких медленных городов продемонстрировало, что применение этой концепции положительно влияет на аутентичность локаций, а также на экономическое развитие, к тому же это может замедлить отток жителей в крупные мегаполисы.

В такие места приезжают те, кому хотелось бы размеренного отдыха, но путешествовать в стиле slow life можно и по шумным улицам Нью-Йорка, и по египетским гигантским отелям. «Когда я приезжаю в другую страну, то не хочу бегать по экскурсиям, мне нравится просто жить своей обычной жизнью, только в новом месте. Конечно, если мне захочется увидеть что-то туристическое, я спланирую это, но мне больше нравится просто идти по городу, сворачивать в переулки, в которые навряд ли зайдут туристы, смотреть, чем заняты люди вокруг. Мне кажется, это дает больше впечатлений, чем осмотр очередного памятника или собора», — описывает свои путешествия Катерина.


Но она также может наслаждаться и обычными прогулками по Питеру, в котором живет с сыном: «Это большой, но очень неспешный город. Он идеально подходит для медленной жизни. Когда я иду по центру, всегда смотрю на красивые дома и воду, которая течет в каналах. Это успокаивает».

А что, если я экстраверт?

Катерина и Ирина утверждают, что такой образ жизни доступен каждому независимо от темперамента и уровня достатка. Хотя, казалось бы, как человек, который привык к постоянному движению, может ощущать кожицу помидора, пока режет салат на ужин? Или как женщина, в одиночку воспитывающая двоих детей, может позволить себе отвлечься на личные потребности?

Некоторым людям нравится жизнь на больших скоростях. Они даже по дому передвигаются рысцой, а многозадачность будто встроена в их прошивку. Но одно дело, когда вы осознанно выбираете бежать, и совсем другое — когда делаете это по инерции. Второй вариант в долгосрочной перспективе приводит к выгоранию, хронической усталости и проблемам со здоровьем, в том числе ментальным расстройствам.

На самом деле пять минут, которые можно посвятить спокойному дыханию, есть у любого человека. А если вам страшно даже представить ситуацию, в которой вы устраиваете передышку, это тревожный звоночек. Психолог и автор подкаста «Эмоциональный интеллигент» Анна Проворная говорит, что это сигнал повышенного уровня тревоги:

«Если ты дашь себе возможность остановиться, у тебя повышаются шансы встретиться с тем, что тебя тревожит, а это очень неприятно. Но чтобы разобраться с тревогой, по-любому придется остановиться. Также это состояние может быть проявлением установки на то, что нужно быть продуктивным каждую секунду своего времени и вершить что-то невероятное.

И когда ты допускаешь мысль об остановке, может появиться страх „о господи, я потрачу 5 минут своей жизни и ничего не создам!“, а у кого-то и презрение, типа „ну кто так ужасно расходует свое время?!“».

Но даже достигаторы могут быть слоулайферами. «Мой муж достигатор от природы. У него великие цели, но при этом он умеет жить в согласии с собой и наслаждаться жизнью. Если мне пришлось прийти к slow life через проблемы со здоровьем, книги и курсы, то у мужа это всё было более органично», — так Ирина подтверждает мысль о том, что абсолютно каждому дана возможность примкнуть к движению slow life.

Приносящая много денег работа также не нужна для того, чтобы замедлиться. Конечно, некоторым людям приходится много работать, но тогда им надо научиться отдыхать. Для этого не нужны безлимитные кредитки, убеждает Катерина: «Можно пойти в парк, обнять дерево, почувствовать его кору. Природа — самое лучшее и бесплатное успокоительное».

К тому же один из приятных побочных эффектов slow life — экономия. Фокусируя внимание на опыте и отношениях, вы становитесь более бережливыми. Вместо покупки трендовых джинсов вы создаете капсульный гардероб из вещей, которые будут служить долго, потому что сделаны из хороших, экологичных материалов. Вы не гонитесь за новинками, а приоритезируете желания и благодаря этому быстрее воплощаете мечты, на которые раньше почему-то было трудно накопить. А косвенная экономия при таком образе жизни происходит из-за уменьшения стресса, а значит, болезней и, как следствие, трат на медицину. Плюс появляется больше энергии на достижение новых финансовых целей.

«Когда человек позволяет себе расслабиться, остановиться и понять, что ему нравится и чего он хочет, тогда он и работу хорошую найдет, и расти по жизни будет», — добавляет Ирина.

6 шагов к стилю slow life

«Мы отвыкли ждать и хотим, чтобы всё происходило мгновенно. Но в какой-то момент это надоедает: хочется перестать читать новости, моментально отвечать на сообщения, бежать. Люди начинают понимать, что теряют связь с миром, с природой и с самими собой. Поэтому многие сейчас хотят замедлиться», — рассуждает Катерина о популярности движения.

Стиль slow life помог ей стать терпимее к другим, пережить развод с мужем и научиться говорить нет. «Эта философия — своеобразная психотерапия и помощь моему организму», — говорит она.

«Я стала лучше чувствовать свои потребности и быстрее на них реагировать. Мое здоровье улучшилось, а все необходимые дела я успеваю выполнять в порядке приоритетов. В моем характере есть стремление брать нахрапом, но сейчас я поняла, что можно достигать целей и маленькими шагами», — перечисляет жизненные перемены Ирина.

Но, конечно, есть и сложности, которые ждут начинающих слоулайферов. Катерина может испытывать вину за то, что ее утренняя рутина растягивается на долгие часы, но старается избавиться от этого чувства, проговаривая, что пока она в декрете, у нее есть такая возможность: «Иногда бывают дни, когда не хочется ничего делать. Тогда я обвиняю себя за лень, за то, что лежу на диване, ем мороженое и смотрю кино. Но я даю себе это время, потому что отдыхать тоже нужно уметь». А Ирина столкнулась с раздражением окружающих, которые злятся, когда она не отвечает моментально на их сообщения и звонки.

Чтобы замедлить свою жизнь, можно поэтапно привносить в нее новые практики. Необязательно меняться за один день. Если вам хочется достигнуть дзена в стиле slow life прямо сейчас — это отголосок вашей привычки торопиться. Обратите на это внимание — это и будет первый шаг на пути к медленной жизни.

Шаг второй. Определите, что для вас важно в данный момент, расставьте приоритеты. Но помните, что они могут меняться: сейчас важна семья, но через год на первое место выйдут карьерные достижения. Это нормально.

Шаг третий. Научитесь говорить нет тем вещам, которые для вас не важны, и да — тому, что является ценным. На этом этапе у вас может возникнуть чувство вины, но с ним можно справиться. Катерина сначала перестала соглашаться на работу в выходные, а когда поняла, что отношение коллег и начальства к ней не изменилось, начала выстраивать границы и с близкими людьми.

Шаг четвертый. Присутствуйте в каждом моменте и действии. Начните с малого, например, когда вы чистите зубы, просто чистите зубы, когда моете руки, почувствуйте, как вода течет по ним. Это та же медитация, только проще.

Шаг пятый. Освободите время в течение дня на отдых. Это могут быть 30 минут для прогулки или банального ничегонеделанья, например полежать, позагорать, понаблюдать за тем, что происходит за окном. Да, это кажется скучным, но уметь скучать тоже надо, ведь в моменты, когда вас ничего не отвлекает, могут приходить интересные идеи, ну или неудобные вопросы.

Шаг шестой. Постигните цифровой минимализм. Слоулайферов часто считают луддитами, но это стереотип. Адепты slow life не отказываются от технологий, а осознанно используют их как инструмент. Для начала будет достаточно почистить гаджеты от ненужных приложений, подписок и контактов. А дальнейшие этапы расхламления можно подсмотреть в книге Анастасии Рыжиной «Digital минимализм».

Не важно, с какого шага вы начнете, смысл slow life один — снова обрести контакт с собой и жизнью, понять, чего вы хотите и что чувствуете. А если вдруг вы снова заспешили, можно остановиться, выдохнуть и вернуться в подходящий для вас темп.

Медленное телевидение (релакс)

Новый тренд: «Медленное телевидение» / «Slow television»

В августе в базе американского стримингового сервиса Netflix появилось «медленное телевидение» — многочасовые видео, в которых ничего не происходит. Просто поезд едет по железной дороге, пароход плывет по воде, или рыбаки ловят рыбу.

Своим успехом «медленное телевидение» обязано норвежскому кабельному каналу NRK. В 2009 году он показал прямую трансляцию с камеры, установленной на поезде, который ехал из Бергена в Осло. Это были семь часов без каких-либо событий — просто поездка.

Bergensbanen full HD

Позже NRK выпустил еще ряд фильмов для «медленного ТВ»: рыбаки сутки ловили рыбу, пароход Hurtigruten 134 часа плыл вдоль побережья страны. Были также многочасовое вязание и горящий камин. К сожалению, далеко не все из этих видео есть в свободном доступе.

telemarkskanalen minutt for minutt 03. / Bent Dueholm Nørgaard

a flight through the Swiss Alps / Ákos Maróy

Driving Through Alps From Vipiteno / Sterzing Italy To Sindelsdorf Germany / Robert Myrick A.K.A. - REMROB

Gliding Over Uinta Mountains - with loops for the hikers / Bruno Vassel

♥♥ The Best Fireplace Video (3 hours) / MoneySavingVideos

Driving Los Angeles to Las Vegas / 99hourvideos

Red Sea Slow-TV - big fish on outer reef / Fish Slow-TV

Cab Ride Norway : Trondheim - Bodø (Winter) Nordland Line / Saalbahnhof

nordlandsbanen minutt for minutt summer 1920x1080 h264 nrk. / Bent Dueholm Nørgaard

Kootenay Valley Railway (Canadian Pacific) Cabride - Trail to Nelson, BC / KootenayDivision

1 HOUR ON THE MOST BEAUTIFUL ISLAND EVER Slow-TV Relaxation Video 1080p

В 2010 году Google и РЖД запускали подобную инициативу в России — на специальной странице можно было смотреть видео с поезда Москва-Владивосток. На сегодняшний день эта страница уже не работает, а записи хоть и остались на YouTube, но разбиты на небольшие фрагменты.

00000_day_01_fs_nn

«Медленная» трансляция из космоса, прямо сейчас:

Похоже на канале Space Videos это регулярная практика.

Хасята онлайн. Сезон 2: Жизнь в шоколаде / Husky live. Season 2: Life in chocolate

Хасята онлайн. Сезон 2: Жизнь в шоколаде / Husky live. Season 2: Life in chocolate

Малыши родились 14.11.2016. в городе Ижевск.
Родилось 7 щенков. Четыре девочки и три мальчика. Окрас у всех шоколадно-белый.
Мама Салли: SIBERIAN GRACE IMAGINARY FIRE SALAMANDER
Папа Юджи: YUDZHEK GOLD MAIN

В: В чем смысл стрима?
О: Как правило, щенков отдают уже подросших (2 – 2,5 месяца) и всю мимишность заводчики оставляют себе. Не всегда новые хозяева, могут видеть, каким был его малыш до прихода в дом.
Смысл стрима в том, чтоб будущий хозяин видел своего малыша с рождения, как он растет, как развивается, что любит и к чему нужно готовиться. Для того чтобы понять готов ли ты к ежедневной заботе и труду. Понять что щенок это не ИГРУШКА, а живое существо со своими потребностями и желанием быть любимым.

Артур Сита тоже выступил в жанре медленного видео.

Артур Сита - Москва 31.12.16 Встреча первая

Камень в лесу‏ - твиттер-аккаунт, вещающий от лица, собственно, камня, и пишущий одну-единственную фразу каждый день: «Сегодня ничего не произошло».

На днях Камень анонсировал свой круглосуточный видео-стрим.

Стрим психологической разгрузки (Камень в лесу) 24/7

4-часовая трансляция Стармена за рулём «Теслы» Илона Маска в открытом космосе

6 февраля в 23:45 по московскому времени ракета-носитель Falcon Heavy стартовала с космодрома на мысе Канаверал — с той самой площадки, откуда к Луне отправился «Аполлон-11». Она не несла никакого полезного груза, если не считать автомобиль Tesla Roadster, который должен был отправиться в открытый космос.

Машину в космосе снимали три камеры, они передавали изображение более четырех часов подряд, затем онлайн-трансляция прервалась. «Тесла» летит в космосе с открытым верхом, за рулем автомобиля — манекен в скафандре SpaceX. На экране бортового компьютера «Теслы» SpaceX поместила надпись «Don't Panic» — ключевую фразу из серии сатирических романов английского писателя Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Илон Маск не раз признавался, что обожает эту книгу, и говорил, что концепция космического корабля «Золотое сердце» из этих книг — его любимая теория из научной фантастики.

Если верить Маску, стереосистема в «Тесле» играет по кругу песню Дэвида Боуи «Space Oddity». Правда, звук в космосе не распространяется, так что услышать Боуи невозможно. Еще одна отсылка к творчеству британского певца — имя манекена. В SpaceX его назвали Старменом в честь другой песни Боуи.

Читайте также: