Чей канал дождь тв

Опубликовано: 04.12.2021

Серость российского медиаландшафта может ввести в глубокое уныние. По сравнению с маститыми западными мейджорами отечественные телеканалы не могут предоставить аналогичные по качеству сериалы, новости или документальные фильмы. Исправить это положение был призван созданный в 2008 году телеканал «Дождь». Что это такое, стоит разузнать подробнее.

Телеканал «Дождь» - история

Информация о СМИ

За десять лет канал прошел путь от местечкового московского проекта до явления международного масштаба:

  1. Концепция нового ресурса родилась еще в 2007 году, когда журналистка Наталья Синдеева на пару с мужем решила дать собственный ответ «Первому каналу»;
  2. Но первые несколько лет дело не шло дальше прекрасной идеи: виной тому были постоянные конфликты в среде основателей и отсутствие четкого понимания аудитории;
  3. Так, первоначально предполагалось вести эфир с одного из небоскребов делового района Москвы. Потом решено было остановиться на «Красном Октябре»;
  4. Договоры с кабельными операторами заключить никак не удавалось из-за разногласий по поводу освещения политических событий;
  5. Путь к массовому зрителю пришлось прокладывать через Интернет. Первый запуск состоялся на платформе авторитетного издания «Слон.ру»;
  6. За последующие годы редакция СМИ получила несколько авторитетных российских телевизионных премий. Канал стал транслироваться в ряде стран СНГ, а также в Израиле;
  7. Однако с началом войны в Украине правительство стало закручивать гайки в информационном пространстве. «Дождь» попал под раздачу одним из первых. В результате само существование и рыночная эффективность бизнеса остаются под вопросом.

Представитель слон.ру на канале

Кому принадлежит телеканал «Дождь»?

Согласно открытым источникам, ООО «Дождь» на 95% принадлежит Наталье Синдеевой, одному из ведущих деятелей русскоязычной медиасферы:

  • Родилась она в 1971 году в Тамбовской области. Там же окончила школу и получила диплом школьного учителя;
  • Однако ни дня по специальности она не работала. В начале 90-х она переезжает в столицу, где некоторое время работала в сфере моды и развлечений;
  • Профессиональная стезя свела ее с продюсерской средой российских медиа. Деловые связи позволили ей устроиться на канал «2х2», на котором она сделала головокружительную карьеру;
  • Благодаря Синдеевой и средствам ее первого мужа Дмитрия Савицкого на свет появилась радиостанция «Серебряный дождь»;
  • Еще один муж Натальи, Александр Винокуров, дал денег на следующий ее амбициозный проект – независимый телеканал «Дождь». Одноименное общество с ограниченной ответственностью было зарегистрировано 21 апреля 2008 года (хотя широкая публика узнала о нем лишь год спустя).

Помимо Синдеевой, соучредителем и владельцем доли в 5% является журналистка Вера Кричевская. В управлении медиахолдингом она не принимает участия.

Наталья Синдеева на Дожде

Стоимость подписки на канал

Еще несколько лет назад посмотреть канал мог любой желающий, имеющий лишь выход в интернет. Но благодаря стараниям отечественных законодателей ресурс был вынужден уйти в глубокое подполье, и сегодня бесплатно можно лицезреть лишь промо-видео без звука.

За доступ к видеотеке и онлайн-трансляциям (в т. ч. в HD) придется выложить немалые деньги:

  • Месяц просмотра стоит почти 500 рублей;
  • Три месяца обойдутся в 1280 рублей;
  • Неограниченные просмотры в течение 12 месяцев стоят 4800 рублей. Данный тариф наиболее выгоден: экономия по сравнению с предыдущими составляет 1095 и 730 рублей соответственно (за год);
  • Действует специальное предложение для льготных групп населения, куда попадают студенты, инвалиды и лица пенсионного возраста. Все они могут приобрести подписку более чем в 2 раза дешевле;
  • Оплата доступа не означает полное отключение рекламы: за эту услугу предприимчивые ТВ-боссы требуют небольших, но ощутимых денег – почти 100 рублей;
  • Настоящие фанаты и преданные зрители «Дождя» могут раскошелиться на целых 10 000 рублей, чтобы иметь возможность приходить за мероприятия «для своих» и смотреть специальные включения.

Жириновский в гостях у оппозиционного канала

Несмотря на значительную стоимость подписки, проект все же находит последователей, готовых жертвовать на него немалую часть своей заработной платы при наличии бесплатной эфирной альтернативы.

Причина кроется в целой совокупности факторов:

  1. Изначально «Дождь» задумывался как независимый проект для активных и оптимистических настроенных жителей столицы. Лозунг канала первых лет существования звучал как «Optimistic Channel» (именно на английском языке, без русской расшифровки);
  2. Отличительной чертой новоявленного медиаресурса был прямой эфир без купюр и политической цензуры. Во всех остальных каналах страны живое вещание практически исчезло;
  3. Как исчезло и независимое освещение событий общественной жизни. Правившие бал в 90-х «Первый канал» и «НТВ» фактически превратились в придворные видеоблоги правящей партии. Образовавшийся информационный вакуум и был призван заполнить новый проект Синдеевой;
  4. Несмотря на то, что качество телепроизводства вызывало немало нареканий со стороны экспертного сообщества, целый ряд отечественных медиадеятелей выразили открытую поддержку ресурсу даже в период опалы. Среди них – Владимир Познер, Леонид Парфенов, Михаил Козырев и др.

Саакашвили и Собчак

Кто финансирует телеканал «Дождь»?

Бизнес-модель самого известного российского онлайн-медиа оставляет желать лучшего по целому ряду причин:

Единственная информация, которую знает среднестатистический россиянин про телеканал «Дождь» – что это один из иностранных агентов, работающий на американские деньги. Если, конечно, обывателям вообще известно про это оппозиционный ресурс. Покуда остается такое положение, надежды на перемены к лучшему в нашей стране следует оставить.

Убытки канала Дождь

Видео про механизм финансирования канала

В данном ролике Михаил Романов расскажет подробную схему финансирования канала «Дождь», как он может существовать при такой убыточности:

Forbes

Наталья Синдеева и Александр Винокуров
Наталья Синдеева и Александр Винокуров Фото Петра Антонова для Forbes

Никогда завсегдатаи креативного квартала на «Красном Октябре» не видели столько суровых мужчин в пиджаках на своей территории. 25 апреля 2011 года подступы к одному из зданий оцепили сотрудники ФСО. В гости к телеканалу «Дождь» пожаловал президент России Дмитрий Медведев.

Дела семейные

Телеканал «Дождь» — главный актив одноименного медиахолдинга. Месячная интернет-аудитория канала в марте 2013 года, по оценке TNS, составила 2,4 млн уникальных пользователей (в два раза больше, чем в марте 2012-го), охват в кабельных сетях — 10,2 млн домохозяйств (в два с половиной раза больше, чем в марте 2012-го).

Суммарная выручка холдинга в 2012 году, по российским стандартам отчетности, составила 433 млн рублей. Из них на долю телеканала пришлось почти 66% — 285 млн рублей, на долю портала Slon.ru (созданного в 2009 году) — 20%, остальное принесли журнал и сайт «Большой город» (приобретены в 2010-м). При этом операционной прибыли ни один ресурс не приносит. Муж Натальи Синдеевой — бывший владелец банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров — признался Forbes, что является инвестором всех трех проектов, но юридически пока не является совладельцем холдинга. Slon.ru и «Большим городом» Синдеева владеет единолично, каналом «Дождь» — совместно со своим бывшим креативным продюсером Верой Кричевской (5% долей). По оценке Сергея Лаврухина, гендиректора холдинга РБК и бывшего исполнительного директора группы «Онэксим» Михаила Прохорова, купившего РБК и рассматривавшего возможность приобретения доли в «Дожде», на сегодня общий объем инвестиций в телеканал — около $40 млн. Никакого внешнего финансирования Винокуров и Синдеева не привлекали. Откуда деньги? Насколько супруги могут позволить себе такие траты и не подошли ли они к пределу своих финансовых возможностей?

Наследие «КИТа»


«КИТ Финанс» был создан в 1992 году в Санкт- Петербурге и поначалу назывался «Пальмира». В 2000 году его гендиректором стал Александр Винокуров, поработавший на руководящих должностях в нескольких банках. Через год «Пальмира» сменила имя на Вэб-Инвест Банк, а в 2005 году — на «КИТ Финанс». В мае 2007 года Винокуров, участвовавший в покупке акций в рамках нескольких дополнительных эмиссий и в выкупе небольших пакетов партнеров по банку, оформил на себя 62% акций «КИТ Финанса».

В октябре 2008 года «КИТ Финанс» погорел на сделках РЕПО, попал под санацию и был продан РЖД и НПФ «Благосостояние». Сумма сделки, по словам бывшего управляющего директора «КИТ Финанс» Леонида Бершидского, составила символические 100 рублей. Сам Винокуров цену сделки называть отказывается, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности, но подтверждает, что она была символической.

До краха «КИТ Финанс» трижды выплачивал дивиденды — по итогам 2003, 2004 и 2005 годов. Общая сумма, по МСФО, составила 112,5 млн рублей. Неизвестно, какую часть получил Винокуров. В 2007 году группа «КИТ Финанс», согласно отчетности по МСФО, имела прибыль к распределению в 13,4 млрд рублей. Однако дивиденды официально не выплачивались. Еще в апреле 2008 года Винокуров переоформил на себя (формально купил) закрытый ПИФ «Кит Фортис — фонд ипотеки» с активами 1 млрд рублей. Представители РЖД и «Благосостояния» пытались оспорить эту операцию, но к активным действиям не перешли. Источник в РЖД сообщил Forbes, что за 2007 и 2008 годы, согласно 2-НДФЛ, Александр Винокуров получил в общей сложности почти $200 млн от продажи разных активов.

Сам Винокуров говорит, что «получал большие доходы в 2006 и 2007 годах», но размер их уточнять отказался. Он сообщил также, что получал их не как акционер банка, а как инвестор — на сделках с акциями и облигациями и другим имуществом. На вопрос Forbes, забирал ли он себе еще какие-либо активы, бывший банкир ответил: «Зачем-то купил стол и кресла из своего кабинета». Шутки шутками, но состояние инвестора «Дождя» можно оценить как минимум в $230 млн. Получается, что медиазатея поглотила более 15% его капиталов.

Творческие метания

Как-то летом 2007 года Наталья Синдеева, тогда еще генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь», сидела в кафе со своим старым другом — телевизионным продюсером Александром Горожанкиным. Она говорила, что собирается уходить с радиостанции и хочет продюсировать кино. Горожанкин, как рассказывает Синдеева, спросил: если ты не можешь быть режиссером, захочешь ли стать завхозом? Наталья задумалась. И тогда приятель подкинул ей идею создать телеканал.

«У нас изначально не было никакой концепции», — признается Синдеева. «Мы тогда в телевидении ничего не понимали, — подхватывает Винокуров. — Думали, есть одно ТВ. А их, оказывается, много и по формату, и по экономической модели. Мы путались, точнее искали…» Синдеева обратилась за помощью к другому другу Кириллу Легату, в то время гендиректору телекомпании «Стрим». Они встретились во время выставки в Каннах. Несколько вечеров подряд Легат объяснял Синдеевой, по каким правилам работает телевизионный бизнес. Ольга Захарова из «Серебряного дождя», которую Синдеева пригласила в качестве исполнительного директора, вспоминает, что из всего коллектива «Дождя» опыт работы на телевидении был только у трех человек. «Это было даже хорошо, потому что не существовало правил и штампов, а значит, было огромное поле для творчества», — отмечает она.

Начались мозговые штурмы. На один из них Синдеева пригласила своего будущего партнера, режиссера-постановщика НТВ Веру Кричевскую. Кричевская очень удивилась, когда поняла, что тема производства новостей не обсуждается, на что Синдеева с удивлением спросила: «А что, ты считаешь, что нужно обязательно делать новости?»

Обсуждения проходили шумно, но больших результатов не давали. Был даже период, когда партнеры хотели делать канал «для успешных людей». У Синдеевой появилась идея фикс показывать зрителям город с высоты. Она даже почти договорилась об аренде помещения в одной из высоток «Москва-Сити». «Мы хотели, чтобы нашими ведущими занимались мастера из Aldo Coppola, которые бы работали прямо у нас в студии, а по соседству Ольга Слуцкер открыла бы свой World Class», — со смехом вспоминает Кричевская. От идеи вести прямой эфир из высотки Синдееву удалось отговорить. В результате было принято решение на льготных условиях арендовать помещение на только заселявшемся «Красном Октябре».

Когда грянул кризис, в штате телеканала числилось всего четыре человека. Но проект все равно решено было заморозить. Вера Кричевская вспоминает, что видела сон, как она идет «сдаваться» Владимиру Кулистикову — генеральному директору НТВ. Однако уже через три дня Синдеева позвонила Кричевской с радостной новостью — продолжаем работать! Александру Винокурову удалось договориться о санации банка «КИТ Финанс». Однако сам он уверяет, что тогда проект финансировался за счет собственных средств его супруги.

Конфликты возникали на каждом шагу. К примеру, Синдеева была против сооружения решеточной конструкции на потолке для закрепления светового оборудования. В результате ее монтировали уже после запуска вещания, когда студия была наполнена телекамерами и другой техникой.

Путь к зрителю

Запуск «Дождя» был назначен на 27 апреля 2010 года. Но к назначенной дате стало ясно, что программ для наполнения канала не хватает. Синдеева приняла решение вести прямой репортаж из студии, показывать жизнь редакции изнутри — ремонт, летучки, мозговые штурмы.

В «Акадо» исключают политическую составляющую. «Телеканал «Дождь» вещал в тестовом режиме, и к моменту отключения переговоры о дальнейшем сотрудничестве еще не завершились. Было принято решение приостановить вещание до их окончания», — сообщил Forbes представитель «Акадо» Денис Рычка. По словам источника Forbes, близкого к «Акадо», менеджеры компании предлагали Синдеевой работать по бартеру, но она настаивала на том, что ее телеканал особенный и ему нужно предоставить льготу. После визита Медведева на «Дождь» в апреле 2011 года вопрос был решен. «Дождь» не просто бесплатно попал в «Акадо»,

но и стал получать плату за свои программы — символические 1000 рублей в месяц (в контракте должны были фигурировать финансовые условия).

Именно из-за первоначального отсутствия доступа к кабелю «Дождь» появился в интернете — на портале Slon.ru. В августе 2010 года удалось договориться о трансляции через спутник — в пакете программ НТВ+, входящей в холдинг «Газпром-Медиа». По данным Forbes, Синдеева рискнула обратиться за помощью прямо к Дмитрию Медведеву — через свою подругу, пресс-секретаря президента Наталью Тимакову. Но основатель «Дождя» отрицает, что была именно такая инициатива. «Я просила Тимакову как-то отрекомендовать наш телеканал, так как мы были никому не известны. Возможно, нам это и помогло, — рассказывает Наталья Синдеева, — но договор был заключен на рыночных условиях».

За 2010 год «Дождь» собрал 14,7 млн рублей выручки. В преддверии нового, 2011 года на канале появился проект, благодаря которому о «Дожде» узнали по всей стране. Менеджеры «Дождя» решили устроить в прямом эфире «Проводы нулевых». В студию среди прочих гостей пригласили писателя Дмитрия Быкова, который сочинял стихотворные экспромты на темы, предложенные зрителями. Спонсорами проекта стали бренды Bentley, «Белуга» и сеть магазинов «Глобус Гурмэ». Идея прошла на ура. И тогда Вера Кричевская решила сделать проект серийным. Так родился «Гражданин поэт».

Дорогой гость

На «Дожде» успели показать всего пять выпусков «Поэта и гражданина», как первоначально назывался проект. Все изменилось 28 марта 2011 года, когда Наталья Синдеева просмотрела запись очередного выпуска с намеком на президента Медведева («Нет ответа моему незнанью/Вот и вспоминаю, как во сне/Я ль скакал весенней гулкой ранью/Или кто другой скакал на мне») и решила снять передачу с эфира. Причем написала оправдательный «пост» в Facebook, а на следующее утро вновь объяснилась в эфире своего телеканала.

Затем случился казус, давший проекту новую жизнь. Синдеева попыталась смягчить крамольный выпуск и вдруг узнала, что отредактированный материал попал в руки продюсера «Гражданина поэта» Андрея Васильева. Владелица «Дождя» заподозрила в «утечке» Кричевскую. Та посчитала, что после такого обвинения вместе работать невозможно, предложила Синдеевой завершить запущенные проекты и вернуться к обсуждению трудовых отношений осенью. Но ответа не получила и написала заявление об увольнении. Вслед за ней ушла Захарова (по иным, карьерным, причинам).

«Гражданин поэт» быстро нашел новый приют. Его производством занялась компания F5 (медиагруппа «Живи!»), видеотрансляция проходила на F5 и YouTube, а звуковая — на «Эхе Москвы».

Примерно за год после расставания с «Дождем» «Гражданин поэт» заработал 85 млн рублей, включая концерты (см. «Поэзия протеста», Forbes №8 за 2012 год). Но Наталья Синдеева больше сожалеет о другом. «Я потеряла двух ценных людей и сожалею об этом — Веру Кричевскую и Ольгу Захарову. Сейчас мне надо перестраивать студию. Сижу и думаю: где же моя Захарова? Пытаюсь решить какие-то вопросы и понимаю: очень не хватает Кричевской», — говорит она.

Зато телеканал был вознагражден за лояльность. Синдеева хотела заманить на «Дождь» Дмитрия Медведева, любящего все цифровое и продвинутое. Спустя месяц после ухода «Гражданина поэта» президент пожаловал на «Красный Октябрь». Визит главы государства показали в новостных выпусках все центральные каналы. Синдеева ликовала: «Коллеги, рекламодатели, чиновники долго воспринимали нас как маленький маргинальный канал. А это был знак для чиновников, которые ставили нам палки в колеса, для рекламодателей, которые стали пересматривать свое к нам отношение, для операторов, которые легче стали брать нас в свои телесети. Но главное — о нас узнала широкая аудитория, мы попали в зону влиятельных СМИ». Сейчас программы «Дождя» транслируют 13 крупных операторов кабельного и спутникового ТВ (в том числе «Стрим», «ЭР-телеком», «Триколор» и «Билайн-ТВ»). Главного редактора «Дождя» Михаила Зыгаря трижды приглашали на встречи с Медведевым наравне с федеральными каналами. Но в круг общения Путина со СМИ телеканал Синдеевой не попал.

От Прохорова к Усманову

Весной 2011 года «Дождь» перезапустился в интернете — для трансляции сделали отдельный сайт. За тот год на канале сократилось число тематических программ и увеличился объем новостного вещания. В апреле 2011-го интернет-аудитория «Дождя» превысила 300 000 уникальных посетителей, по данным LiveInternet, в июне — выросла до 345 000, а в декабре — до 2,2 млн посетителей.

Популярности «Дождю» прибавили объективные (по сравнению с государственными телеканалами) репортажи с московских протестных акций. Наталья Синдеева старалась создавать имидж неангажированного СМИ, за что не раз выслушивала нарекания. По ее словам, еще в ноябре 2011 года у нее было две встречи с заместителем мэра Москвы по вопросам СМИ Александром Горбенко (первая — на «Дожде», вторая — в его кабинете). Оба раза говорили на тему «политика и ответственность СМИ». Кричевская вспоминает, как однажды во время показа в эфире программы «Конституция» (статьи читали известные люди, в том числе Михаил Ходорковский) Наталье Синдеевой на офисный телефон позвонил замруководителя администрации президента Алексей Громов со словами: «Девочки, что-то вы радикализировались. Что это у вас за конституция на «Дожде»?» Наталья сначала невольно рассмеялась, потом начала оправдываться: делаем образовательный проект.

«Дождь» прославился, однако финансовые итоги 2011 года акционеров не очень порадовали: выручка канала (в подавляющем большинстве рекламные сборы и чуть-чуть отчислений от кабельных сетей) составила 77 млн рублей при среднемесячных расходах (оценочно) 30 млн рублей.

«Дождь» — это шредер для денег», — утверждает Леонид Бершидский. «Это популярный, цитируемый канал, но он пока мало напоминает настоящее телевидение», — рассуждает некогда консультировавший Синдееву Кирилл Легат. Если не знать о затратах, «Дождь» кажется очень успешным: в прошлом году выручка канала выросла почти в четыре раза. Но, как замечает Легат, тут нет бизнеса как такового: Винокуров вложил в проект столько денег, что вернуть их объективно не сможет.

Уже в 2011 году Александр Винокуров и его супруга занялись поиском партнеров. Всю осень они вели переговоры с «Онэксимом» Прохорова. Безрезультатно. Есть версия, что предостережение последовало из Кремля (Прохоров тогда активно включился в политическую борьбу). Но, с другой стороны, в «Онэксиме» не очень-то и стремились к сделке. «У нас нет задачи покупать убыточные проекты», — говорит источник в окружении Прохорова. Он замечает, что интернет-телевидение даже в сочетании с трансляцией в кабельных сетях — это бизнес с неоднозначными перспективами. Недаром в июне 2012 года был закрыт канал «Коммерсантъ ТВ», а в марте 2013 года — «Эксперт ТВ».

Однако сразу после прекращения контактов с Прохоровым на «Дождь» обратил внимание миллиардер Алишер Усманов. Как выяснил Forbes, он попросил гендиректора холдинга «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева сделать Синдеевой и Винокурову предложение о покупке доли в телеканале «Дождь». Представители Усманова все отрицают, Кудрявцев от комментариев отказался. Но Александр Винокуров подтверждает: «Встреча с Демьяном по поводу такого поручения акционера ИД «Коммерсантъ» действительно была. Она состоялась в начале декабря 2011 года. И, скорее всего, этот интерес был обусловлен не нашими переговорами с группой «Онэксим», а другими причинами». Почему и эта сделка не состоялась? Бывший банкир говорит, что предложение его не заинтересовало.

Сплошная туманность

Сейчас в штате «Дождя» 230 сотрудников, еще 50 человек работают на телеканал по контрактам. «Текущие затраты мы еще тянем, но инвестор нам нужен, чтобы развиваться: построить вторую студию, обновить свой технический парк», — говорит Синдеева. Кто мог бы им стать, непонятно. После сделки «СУП Медиа» (Александр Мамут) и «Рамблер-Афиши» (Владимир Потанин) исчерпан перечень потенциальных покупателей-миллиардеров, кому может быть понятен и интересен новый медиаактив. Правда, есть Юрий Ковальчук со своей «Национальной Медиа Группой», но ему еще нужно разобраться с расходами по покупке доли в «СТС-Медиа», не считая других приобретений.

Телеканал по-прежнему получает основной доход, около 80% выручки, от продажи рекламы. При этом ни с кем из медиаселлеров Наталья Синдеева не договорилась: по ее словам, они хотят продавать рекламу на «Дожде» в пакете с другими СМИ, а для канала это означает меньший доход. Как считает представитель одного из крупнейших медиаселлеров, с которыми пыталась сотрудничать Синдеева (комментарий он дал на условиях анонимности), у неэфирных телеканалов есть предел роста: «Они хоть и растут опережающими темпами и неумолимо отъедают долю у эфирного ТВ, рано или поздно это закончится. Приоритет будет всегда за гигантами». Впрочем, по мнению другого эксперта, «Дождь» вполне может собирать на рекламе 40 млн рублей в месяц и, таким образом, стать самоокупаемым (для сравнения: 40 млн рублей — это чуть более 3% месячных рекламных сборов всех российских кабельных и интернет-СМИ). Александр Винокуров обещает, что в конце 2014 года канал выйдет на операционную рентабельность. Вопрос с окупаемостью инвестиций он оставляет открытым.

«Есть люди, которые внимательно считают остаток денег Саши Винокурова», — замечает один из российских медиаинвесторов. По его мнению, логичным способом возврата вложенных в канал миллионов было бы привлечение стратегического инвестора в капитал «Дождя». Собеседник Forbes, знакомый с хозяевами телеканала, рассказывает, что они вели переговоры с двумя «неполитическими» инвесторами, но сделки не сложились. Еще один вариант — частное размещение среди фондов, заинтересованных в инвестициях в медиа. Винокуров не комментирует, есть ли у них такие планы и с кем из потенциальных инвесторов кроме Прохорова и Усманова велись переговоры.

Политический климат для «Дождя» сейчас не благоприятный. Телеканал появился в начале условной оттепели после смены президентов. «Он был создан для аудитории, которая потом вышла на митинги. Поначалу существовала иллюзия, что кто-то может в это вложиться, — рассуждает декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Качкаева. — А сейчас у нас духота и заморозки в политической сфере. Выход — либо продаваться не очень приятному инвестору, либо по-прежнему рассчитывать на собственные силы. На самом деле это патовая ситуация».

Наталья Синдеева вздыхает: «До середины 2011 года мы не понимали, какое количество денег может собирать «Дождь». Если бы у нас была стройная концепция и формат, то мы по-другому бы рассчитывали инвестиции и возврат денег». Но вернуться на старт уже невозможно. Утешаться можно тем, что проект «на слуху», а его создатели (не в последнюю очередь благодаря «Дождю») остаются узнаваемыми персонами в мире бизнеса. Не исключено, что в конце концов найдется и состоятельный партнер, который сможет закрыть все убытки.

Флаг России
Россия

Флаг России
Россия

Флаг Москвы
Москва

576i 16:9 (SDTV) (с 27 апреля 2010 года - по настоящее время
1080i 16:9 (HDTV)

27 апреля 2010 года (спутниковая версия)
31 декабря 2014 года (эфирная версия)

ЭЛ №77-63468 от 2 ноября 2015

Наталья Синдеева
Вера Кричевская

Наталья Синдеева — генеральный директор
Тихон Дзядко — главный редактор

«Телеканал для тех, кому не наплевать»

«Дождь» (До///дь) — российский круглосуточный информационный телеканал.

В 2011 году телеканал получил специальный приз Академии Российского Телевидения национального телевизионного конкурса «ТЭФИ—2011».

ДОЖДЬ— настоящий живой телеканал.

Девиз телеканала: «Дайте телевидению еще один шанс!».

Дождь — телеканал для неравнодушных людей с активной гражданской позицией и острым чувством сопричастности, не утративших вкус к жизни, успешных, добившихся многого и не очерствевших. Мы для профессионалов в разных областях.

Каждый час: новости в прямом эфире.

Каждый день: аналитика, дискуссии, круглые столы, авторские программы, концерты.

Каждую неделю: премьеры, эксперименты, документальные фильмы.

Каждый месяц: прямые трансляции с площадок главных событий страны и мира.

Всегда: социальные проекты, экономика, политика, судьбы, общество, live style, наука, медицина, искусство, музыка, экология, культура.

Идеолог и генеральный директор — Наталья Синдеева. Главный редактор — Тихон Дзядко.

Под прямой эфир выделено 60 % сетки вещания:

Содержание

  • 1 Программы
    • 1.1 Текущие
    • 1.2 Закрытые
  • 2 Оформление
    • 2.1 Логотип
    • 2.2 Пропорции логотипа
  • 3 Вещание
    • 3.1 Кабельное
    • 3.2 Спутниковое
    • 3.3 IPTV/OTT
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Приложения

Программы

Текущие

Здесь и сейчас.jpg
12+.svg
Здесь и сейчас
Ежедневно с 12.00 до 18.00
Одна из старейших программ на телеканале Дождь.

Информационные блоки Здесь и сейчас — это новости в прямом эфире обо всем, что нам важно и интересно. Живая, открытая, эмоциональная подача информации, думающие ведущие, разбирающиеся в том, о чем они говорят, имеющие свою точку зрения и позицию, работающие без суфлера.

Блоки выходят каждый час с 12 часов утра по будним дням. Пять минут самой последней информации о происходящем в России и мире.

Мы отбираем главные новости за день и приглашаем экспертов в студию, с которыми обсуждаем все, что произошло, и каковы могут быть последствия.

Журналисты портала Republic.ru каждый день выходят в эфир телеканала Дождь и дают комментарии по актуальным новостям экономики, политики, бизнеса.

Они рассказывают, почему эта новость важна и как может повлиять на наше будущее. Получается компетентный разговор на самые разные темы.

Битва мнений, сравнение позиций, бурная полемика — полный интерактив без цензуры!

Это по-женски нежный разговор, когда на собеседника не давят, но при этом он сам готов выложить все, что он может быть и не хотел бы рассказывать.

  • 16+.svg
    Музыка на Дожде
  • 0+.svg
    Завтраки с Алёной Долецкой
  • 6+.svg
    Гаджеотаж
  • 16+.svg
    Backstage
  • 6+.svg
    Капиталисты
  • 16+.svg
    Музейный смотритель
  • 0+.svg
    Право есть
  • 12+.svg
    Собчак живьём
  • 16+.svg
    Вечерний Герасимец с Романом Романовичем
  • 16+.svg
    Держать слово с Владимиром Герасичевым
  • 12+.svg
    Говорите с Юлией Таратутой
  • 6+.svg
    Тарантинки
  • 12+.svg
    День в большом городе
  • 12+.svg
    Live-show: живая музыка
  • 16+.svg
    Интервью: Человек под Дождём
  • 16+.svg
    Мгновения
  • 16+.svg
    Концерт на Дожде
  • 0+.svg
    Интерьеры с Наташей Барбье
  • 6+.svg
    Утро большого города
  • 12+.svg
    Чай со Слоном
  • 12+.svg
    Искусственный отбор; Искусственный отбор: дайджест за неделю
  • 12+.svg
    Кофе-брейк
  • 16+.svg
    Выход в люди
  • 12+.svg
    Настроение на Дожде
  • 16+.svg
    BBC на Дожде
  • 12+.svg
    Карта мира
  • 0+.svg
    Спорт
  • 16+.svg
    Репортаж Дождя
  • 12+.svg
    И так далее с Михаилом Фишманом

Также на канале:

  • Документальное кино — более 300 часов фильмов со всего мира;
  • Видеоарт — актуальные произведения современных художников;
  • Тематические программы о науке и искусстве;
  • Спецпроекты — художественное чтение современной или актуальной несовременной прозы и поэзии в постановках самых востребованных театральных режиссеров;
  • Трансляции важнейших для нашей аудитории событий;
  • Live-Show — совещания, кастинги, съемки пилотов, летучки — вся внутренняя жизнь телеканала.
И просто хорошая музыка!

Закрытые

  • «Парфенов///Познер»
  • «Поэт и гражданин»
  • «Фрагменты»
  • Фильм Леонида Парфёнова «Perfetto — секреты итальянского кофе»
  • Парфёнов 2012

Оформление

Логотип

Телеканал сменил 2 логотипа. Нынешний 3-й по счёту.

С 2010 по 2013 года стоял в правом верхнем углу. С 2013 года по настоящее время стоит в правом нижнем углу.

  • С 27 апреля 2010 по 29 сентября 2013 года логотипом представлял собой слово «Дождь» розового цвета (вместо буквы «Ж» — три косые черты), под ним розовая лента с надписью «Optimistic Channel», ещё ниже чёрная трапеция с надписью «LIVE». Находился в правом верхнем углу. Во время информационных передач логотип был чуть меньше по размеру.
  • С 30 сентября 2013 по 13 сентября 2015 года логотип чуть изменился и трапеция с подписью «LIVE» (во время прямого эфира или премьерных выпусков) или HD стала серого цвета. Находился в правом нижнем углу.
  • С 14 сентября 2015 года по настоящее время логотипом представляет собой три косые черты розового цвета. Находится там же.

Даже если руководство телеканала максимально уменьшит расходы, "Дождь" сможет продлить свое существование лишь на месяц.


История телеканала "Дождь" началась в 2007г., когда у совладельца радиостанции "Серебряный дождь" Натальи Синдеевой родилась идея уйти с радио и заняться собственным медиабизнесом. Тогда, как потом рассказывала сама Синдеева, четкого видения конечного продукта не было, и в течение трех лет концепция будущего СМИ несколько раз менялась: предполагалось создать, например, телевидение "для успешных людей" или организовать телестудию в одной из высоток "Москва-Сити", чтобы во время эфира зритель мог наблюдать панораму большого города. Впрочем, в результате от этих идей было решено отказаться: Синдеева договорилась об аренде помещения на "Красном Октябре", и 27 апреля 2010г. телеканал был запущен.


"Дождь", распространяясь в Сети, начал постепенно привлекать аудиторию. Первым интернет-провайдером, с которым Синдеева заключила контракт, стала компания "Акадо". Вскоре, впрочем, сотрудничество по непонятным причинам прекратилось. Тогда основной площадкой для вещания "Дождя" стал портал Slon.ru, однако очень скоро руководство канала договорилось вести трансляцию через спутник. В этом, по одной из версий, каналу помог российский премьер-министр Дмитрий Медведев.


Синдеева эту версию отрицает. "Я просила Тимакову как-то отрекомендовать наш телеканал, так как мы были никому не известны. Возможно, нам это и помогло, но договор был заключен на рыночных условиях", - рассказала она журналу Forbes. По данным этого СМИ, за первый год вещания выручка телеканала составила 14,7 млн руб.

Как первый российский интернет-канал "Дождь" требовал к себе особого внимания. Об этом говорила Синдеева, заключая контракты с бизнес-партнерами. Индивидуального подхода ждали и от зрителя. Поэтому на "Дожде" впервые были запущены объективно смелые проекты, такие как "Гражданин поэт" (актер Михаил Ефремов читал стихи Дмитрия Быкова "на злобу дня").


Всего проект насчитывает более 50 видеороликов, однако в эфире "Дождя" успели появиться всего пять. Из-за острой политической критики Синдеева решила приостановить выход передачи.

За время вещания "Дождь" заработал славу первого действительного честного телевидения для зрителей с активной гражданской и жизненной позицией. Главный слоган - "Для тех - кому не наплевать". В эфире успели побывать разного уровня чиновники, политики, музыканты и все те, кто день за днем составлял актуальную информационную картину. Так, например, телеканал первым организовал пресс-конференцию скандально известных участниц "Pussy Riot" сразу после того, как девушки вышли из тюрьмы.


В 2011г. "Дождь" получил статуэтку "ТЭФИ", а затем в номинации "Культура, СМИ и массовые коммуникации" был удостоен Премии Рунета - 2013.


В 2012г. телеканал участвовал в еще одном конкурсе - на получение статуса федерального СМИ, но, несмотря на то что многие считали "Дождь" одним из главных фаворитов, главный приз ему не достался. Осенью 2013г. вещание канала стало частично платным.


Самый громкий скандал, который многие считают причиной фатальных проблем "Дождя", произошел в канун празднования годовщины окончания блокады Ленинграда. Из-за некорректно сформулированного предложения в опросе, размещенном на сайте, сразу несколько интернет-провайдеров отказались от трансляции телеканала. 8 февраля, считая такое поведение бизнес-партнеров канала сговором, несколько человек устроили флешмоб в поддержку канала: с одинаковыми зонтами они вышли на Манежную площадь. Правоохранители сочли акцию несанкционированной и задержали ее участников.


Бойкот со стороны интернет-провайдеров существенно ослабил финансовое состояние компании, был поставлен вопрос о дальнейшем ее существовании. Некоторые общественные деятели и журналисты тогда заявляли о политической подоплеке атаки на "Дождь", однако ФАС не нашла в действиях компаний ничего противозаконного.


На заседании президентского Совета по правам человека 4 марта Синдеева заявила, что у телеканала не остается средств, которые могли бы обеспечить его долгосрочное существование. Через два-три месяца "Дождь" придется закрыть.

Как стало известно RT, телеканал «Дождь» начиная с 2014 года получает финансирование из-за рубежа. Речь идёт о траншах от Европейской комиссии и фонда Sreda Foundation. 21 августа 2019 года мы обратились к генеральному директору «Дождя» Наталье Синдеевой с просьбой прокомментировать эту информацию. Через несколько часов на сайте телеканала был в спешке выложен финансовый отчёт, из которого следует, что средства поступали в рамках рекламных контрактов cо структурами Европейского союза. Позже в разговоре с ТАСС сама Синдеева так прокомментировала ситуацию: «Они (ЕС) заказывают нам программы «Россия — это Европа», которые продвигают европейские ценности».


Помощь из Европы

В 2014 году «Дождь» получил первый транш на сумму €99 990 от Генерального директората по вопросам развития и сотрудничества ЕС, выяснил RT. В документах на сайте системы финансовой прозрачности бюджета ЕС говорится, что средства выделены на «русскоязычное теле-/онлайн-дополнение об отношениях ЕС и России с акцентом на реализуемые в России проекты, финансируемые ЕС».

Ровно такую же сумму и с аналогичным обоснованием ЕС перевёл «Дождю» и в 2015 году.

В октябре 2015 года основатель и основной владелец «Дождя» Наталья Синдеева, комментируя грядущие поправки в закон о СМИ, которые обязывали медиакомпании уведомлять Роскомнадзор о получении средств из-за рубежа, сообщила, что телеканала эти требования не коснутся, поскольку «Дождь» не финансируется из-за границы.

Тем временем ЕС продолжал выделять «Дождю» средства. В 2016-м — €59 992. В 2018-м — €109 995.

Как следует из отчёта, который появился на сайте телекомпании 21 августа, в марте 2019 года от Евросоюза поступило 1,55 млн рублей, в июне 2019 года — 1,37 млн рублей.

Как ранее выяснил RT, телеканал «Дождь» также получал деньги от фонда поддержки российских СМИ Sreda Foundation, зарегистрированного в Великобритании (6 декабря 2018 года совет фонда принял решение о его ликвидации). В феврале 2015-го фонд перевёл каналу 7,5 млн рублей, а в июле того же года был признан Министерством юстиции РФ иноагентом. Уже в новом статусе фонд продолжал помогать «Дождю», перечислив в 2016 году €101 487, а в 2017 году — $99 887.

Согласно отчёту, который опубликовал «Дождь», с 2014 по 2018 год телеканал получил 34 млн 562 тыс. рублей от Евросоюза и фонда Sreda Foundation. Из них 20 млн 697 тыс. стоила реклама на ТВ, остальные 13 млн 865 тыс. получены за рекламу в интернете. В 2019 году канал получил от ЕС 2 млн 92 тыс. рублей за рекламу.

В 2016 году полученные от ЕС и Sreda Foundation средства составляли 14,6% рекламных доходов канала. В 2018-м — 16,3%.

«Дождь» направлял в Роскомнадзор уведомления о получении денежных средств от иностранных источников по итогам II квартала 2016-го, IV квартала 2017-го, I и IV кварталов 2018 года, следует из ответа ведомства на запрос RT. В сведениях по итогам II квартала 2016 года и IV квартала 2018 года одним из отправителей денежных средств указан Европейский союз (Европейская комиссия).

«Обращаем ваше внимание, что обязанность предоставления информации о получении денежных средств не распространяется на случаи получения редакцией СМИ, вещателем или издателем денежных средств от распространения рекламы», — говорится в ответе Роскомнадзора.

По мнению юриста, члена Общественной палаты Ильи Ремесло, руководители «Дождя», видимо, решили действовать на опережение. Получив запрос от RT, они оперативно опубликовали отчёт на сайте.

«У политтехнологов это называется «информационная прививка»: когда кто-то знает о появлении информации, которую невозможно опровергнуть, сам объект, в отношении которого идёт негатив, должен опубликовать эти сведения первым. Тогда возникнет эффект добровольного признания: мол, мы сами всё вам рассказали, уважаемая аудитория. Тогда репутационные потери от публикации могут быть ниже», — отметил в беседе с RT Илья Ремесло.

В августе 2019 года посол ЕС в России Маркус Эдерер посещал офис телеканала «Дождь», рассказал RT сотрудник телеканала на условиях анонимности.

Аффилированная компания

В 2017 году американский Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) (сейчас он называется Агентство США по глобальным медиа (USAGM)) назвал «Дождь» аффилированной компанией в официальном бюджетном запросе конгрессу. Раздел документа, в котором содержится эта информация, носит название «Альтернативы для противодействия давлению со стороны России» (Providing Alternatives to Counter Russia Pressure).

USAGM (ранее BBG) финансируется из американского бюджета и управляет в том числе зарубежными редакциями «Голоса Америки»* и «Радио Свобода»*. В документе говорится о выстраивании партнёрских отношений с каналами «Дождь», РБК и «Эхо Москвы». Сотрудники «Голоса Америки» и «Радио Свобода» устраивали встречи с сотрудниками «Дождя» для обмена опытом, а в передачах «Дождя» освещались такие знаковые для американского зрителя события, как полемика вокруг акта Магнитского.

Ранее на портале раскрытия информации согласно Закону о свободе информации (Freedom of Information Act, FOIA) публиковались сведения о том, что «Дождь» сотрудничал с USAGM с 2013 года.

Впервые о сотрудничестве агентства с «Дождём» упоминалось в отчёте Генерального инспектората Госдепартамента США за 2013 год. Из документа следует, что USAGM поддерживает «аффилированные отношения» (affiliate-type relationship) с «Дождём» — «либеральным новостным и культурным каналом, доступным на кабельном и спутниковом телевидении». Отсутствие официального соглашения между ними объяснялось тем, что «Дождь» не желает подписывать какие-либо документы с иностранным юридическим лицом, пока в России «сохраняется текущая политическая ситуация». Тем не менее агентство согласилось на такую форму сотрудничества, потому что «преимущества от присутствия на российском рынке теле- и интернет-вещания превосходят риски».

RT направлял запрос «Дождю» с просьбой прокомментировать сотрудничество с USAGM.

«Значение словосочетания «аффилированный вещатель» (affiliate-type relationship) нам неизвестно и в российском законодательстве не определено, — говорится в официальном ответе телеканала. — Мы не располагаем какими-либо подтверждениями того, что СМИ телеканалу «Дождь» был кем-либо присвоен этот статус. На протяжении всего существования ООО «Телеканал «Дождь» (учредитель СМИ телеканал «Дождь») не заключал договоров со следующими организациями: USAGM/BBG, «Голос Америки», «Радио Свобода», за исключением договоров на покупку подписки на телеканал «Дождь». Также на протяжении всего периода существования ООО «Телеканал «Дождь» не получал финансирование от USGAM/BBG».

Политолог Эдуард Лозанский, директор Американского университета в Москве, считает возможным финансирование «Дождя» из-за рубежа с помощью различных схем.

«Достаточно вспомнить заявление Хиллари Клинтон в бытность её главой Госдепа, что её ведомство найдёт способ финансировать оппозицию, — рассказал Лозанский в беседе с RT. — Также известно о выделении сумм на сотни миллионов долларов из госбюджетов США, некоторых стран ЕС и НАТО на противодействие «российской агрессии». Было бы странно, если бы часть этих средств не поступала в российские оппозиционные структуры. В США неправительственные организации обязаны сообщать о финансировании из-за рубежа, и эта информация является общедоступной».

Себе в убыток

Телеканал «Дождь» — убыточное предприятие, выяснил RT, ознакомившись с финансовой отчётностью компании. Согласно данным базы СПАРК, с 2012 года канал лишь однажды принёс чистую прибыль — 7,7 млн в 2016 году.

Выручка «Дождя» в 2014-м сократилась после того, как большинство российских кабельных операторов отказались от сотрудничества с каналом из-за публикации 27 января того же года скандального опроса с формулировкой: «Не стоило ли отдать Ленинград нацистам, чтобы спасти тысячи жизней». Уже тогда менеджер по развитию бизнеса телеканала «Дождь» Полина Козловская отмечала, что канал осваивает новые рынки и площадки для рекламы, после того как его «выкинули из кабельных сетей».

По итогам 2017 года чистый убыток «Дождя» составил 19,5 млн рублей, в 2018-м — почти 41 млн. И ежегодно это убыток погашается из личных средств владельца телеканала Натальи Синдеевой (по данным СПАРК, ей принадлежит 95% в доле компании, ещё 5% владеет бывший главный редактор «Дождя» Вера Кричевская).

При создании телеканала в 2008 году Наталья Синдеева выделила ему беспроцентный заём на срок до 31 декабря 2025 года, рассказал RT источник, близкий к руководству телеканала. Эта информация косвенно подтверждается данными бухгалтерской отчётности «Дождя» из базы данных СПАРК.

Сумма займа почти ежегодно увеличивались дополнительными соглашениями. На конец 2017 года Синдеева выделила телеканалу 845 млн рублей заёмных средств.

Согласно данным СПАРК, долгосрочные финансовые обязательства телеканала по состоянию на 31 декабря 2018 выросли до 893,092 млн рублей, в том числе за счёт новых займов на 36,2 млн рублей. Заёмные средства образуют у организации непокрытый убыток в 772 млн рублей.

Юрист Илья Ремесло полагает, что убыточный телеканал может быть нужен владельцам, чтобы использовать его как инструмент для продвижения собственных интересов.

«Моё предположение, что канал держат как инструмент для налоговых схем. Для списывания каких-то денег на долги или, может быть, для легализации незаконно нажитых средств. Это экономическая версия. Вторая — политическая. Возможно, владелец этого канала продвигает определённую политическую повестку или отчитывается перед кем-то за выпущенные материалы», — рассказал Илья Ремесло RT.

Из каких средств Наталья Синдеева финансирует канал, неизвестно. Согласно ЕГРЮЛ, она также владеет 10% радиостанции «Серебряный дождь». Согласно базе СПАРК, в 2017 году радиостанция принесла своим владельцам убыток в размере 15,8 млн рублей.

Как стало известно RT от источника, имеющего доступ к базам данных, Наталье Синдеевой принадлежат две квартиры в центре Москве площадью 138 кв. м и 105 кв. м, а также земельный участок в Подмосковье площадью 114 соток. Общая кадастровая стоимость этих объектов недвижимости — 134,4 млн рублей.

Супруг госпожи Синдеевой — Александр Винокуров, экс-банкир, один из основателей группы «КИТ Финанс», инвестор и основатель сети медицинских клиник «Чайка». Сейчас телеканал «Дождь» имеет рекламные контракты с компанией, управляющей сетью клиник «Чайка».

* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 05.12.2017.

Читайте также: